Где найти свой внутренний стержень (или про ресурсы). Упражнение « Зеркало». Здоровье и физическая сила

Ресурса может быть мало или много, ресурс может тратиться или накапливаться. Ресурсные трансы. Ресурсные состояния. Ресурсы психики.
Что же означает это слово?
Заимствованное из французского языка, оно означает "запас, источник". В данном контексте - запас, источник психической энергии, психических сил. Человеком психический ресурс ощущается как имеющаяся у него свободная сила, энергия, которую он может тратить на что-либо по своему усмотрению.

Откуда берется и на что тратится ресурс?

У здорового человека он всегда есть по умолчанию. Свойство здорового организма - этот ресурс вырабатывать и восстанавливать после того, как он был на что-то потрачен. Определенная часть ресурса тратится на поддержание нормальной работы органов и систем организма, на сон, дыхание, усвоение пищи, двигательную активность и т.д. Эти траты для человека незаметны, он их не ощущает и не контролирует осознанно. Остальное человек расходует на какую-то деятельность - совершение какой-либо работы, произвольных поступков по своему желанию, мыслительную активность, переживание чувств, эмоций и т.д.

Дополнительно ресурс может поступать и из внешних источников, которыми являются обстоятельства, ситуации, занятия, дающие человеку возможность отдохнуть и восстановиться, набраться сил и энергии. Внешние источники ресурса могут быть самыми разными, у каждого человека они свои. Это может быть активный отдых, бездеятельное расслабление, разные способы развлечений, общение, хобби - все что угодно.

Для того, чтобы человек был здоров, нужно чтобы сверх того ресурса, который в данный момент занят, тратится на что-либо, совершает какую-то работу, всегда оставалось еще некоторое количество свободного незанятого ресурса "про запас". Тогда то, что человек в своей жизни делает, ощущается им как, может быть, не всегда легкое, но ему по силам. Интересное, даже если не во всем приятное. Как то, что он сам хочет делать. Краски жизни яркие, она может быть трудная, но интересная, наполненная вдохновением и азартом. В этом временном периоде хочется жить, хочется, чтобы он длился и дальше.

Совсем по-другому человек ощущает себя, когда свободного ресурса почти не остается. Когда длительное время он живет, что называется, на пределе сил, на пределе ресурсов. Краски жизни тускнеют, она уже не так радует и воспринимается не как интересная, а как слишком напряженная. Как нечто, что нужно перенести, перетерпеть и дождаться лучших времен. Хочется, чтобы этот период жизни побыстрее закончился. В этом периоде человек если и обращается за помощью к специалисту, то чаще всего он приходит к психологу и говорит о том, что в жизни его что-либо не устраивает и хотелось бы это изменить.

Если в какой-то момент свободного ресурса не остается совсем, а затраты продолжают нарастать, то появляется клиническая симптоматика психического расстройства: тревожность, плаксивость, подавленность, апатия, страхи, панические атаки, навязчивости, нарушения сна и аппетита и т.д. Такое появление симптомов похоже на то, как при работе компьютера появляется предупреждающее сообщение о том, что недостаточно ресурсов для его нормальной работы:

Как при работе компьютера, когда сообщение появляется вновь и вновь до тех пор, пока нужный уровень свободных ресурсов не будет обеспечен, так и симптомы проявляются до тех пор, пока не будет восстановлен нормальный баланс между затратами и накоплением психических ресурсов.

В чем причины такого истощения ресурса?

1. Слишком большая рабочая нагрузка. Например, человек работает не 8 часов в день, а раза в 1,5 - 2 больше. Или после рабочего дня много занимается каким-то трудом вместо отдыха. В этом случае ресурса тратится больше, чем восстанавливается.

2. Соматические заболевания. Недостаток сна. Недостаточное, несбалансированное питание. Малоподвижный образ жизни. При этом организм ресурса начинает вырабатывать меньше, чем ему нужно.

3. Относительно кратковременные, но большой силы переживания. Например, реакция на одномоментное тяжело переносимое событие. Острый стресс. Ресурс при этом очень быстро в большом количестве тратится и не успевает восстановиться.

4. Длительное время сохраняющиеся переживания негативных чувств, ставшие привычными и фоновыми. Коварство их в том, что со временем жить с этими чувствами становится для человека обыденностью. Он может почти не замечать, сколько сил у него отнимает чувство вины, обиды, тревоги, неудовлетворенности чем-либо, с которым он живет долгое время, порой даже годы, а иногда и с самого детства. Такие чувства могут незаметно, исподволь накапливаться, понемногу создавая ощущение возрастающего внутреннего напряжения и недостатка сил.

5. Недостаточное поступление ресурса извне. Например, человек может почти не иметь внешних источников ресурса и на вопрос "как вы отдыхаете, как развлекаетесь" отвечать "никак". Причем это может быть не связано с нехваткой времени или средств, а быть привычным для него образом жизни: "... как-то так сложилось."
Или же в какой-то напряженный период жизни человек начинает сам себя лишать внешних источников ресурса, рассуждая "не до того сейчас, некогда отдыхать, лучше сейчас поработать, выложиться на полную, а потом отдохнуть". При этом делает ошибку, переоценивая свои силы: если в какой-то период жизни ресурса начинает тратиться больше, то его больше должно и поступать. В это время "подпитываться" ресурсом желательно каждый день, а не переносить на выходные или период отпуска раз в год.
Еще одна причина - "неподходящие" внешние источники ресурса, когда человек отдыхает формально, делает то же, что и другие, его близкие или супруг, но сам при этом себя не чувствует отдохнувшим, потому что именно этот способ отдыха ему не подходит. "Все ходят в баню по выходным, и я хожу. Все играют в домино, и я играю." Найти свой собственный источник ресурса, сохранять и поддерживать с ним контакт - это тоже требует определенных усилий.

Эти причины в различных сочетаниях и приводят к тому, что в какой-то момент психологическая проблема уже переходит в разряд психического расстройства. Надеюсь, у меня получилось кратко и в доступной форме объяснить, как и почему это происходит, а выводы о том, как использовать эту информацию, читателю предлагается сделать самостоятельно.

Многие люди так загружены работой и заботами, что даже не замечают, как слабеет их жизненная сила. Быстро появляющаяся усталость, апатия, раздражительность, чувство недовольства окружающими - вот первые признаки таяния жизненной силы. Надо отвлечься от своих забот и немного времени посвятить себе и своему организму.

Нежелание потратить время на себя - прямой путь к болезням. Не стоит поднимать собственную самооценку иллюзией незаменимости, это вредно для здоровья и духовного развития. Всегда можно выбрать несколько часов для поднятия жизненного тонуса. Энергичный человек всегда сделает больше, чем постоянно работающий и делающий работу из последних сил. Кто умеет отдыхать — умеет и работать.

Многие считают, что для увеличения жизненной силы — Ки — необходимы специальные упражнения, которые посвященные люди хранят в секрете. Но все намного проще. Каждый, кто хочет, может увеличить свою жизненную силу. Есть врожденная жизненная сила, она дается нам при рождении от наших родителей и остается с человеком в течение всей жизни до самой смерти.

Приобретенная от родителей жизненная сила большей частью находится в почках человека. Поэтому столь важно беречь почки — они наша жизнь! Врожденная Ки вместе с Ки, полученной из пищи и из легких, совместно формирует человека. Энергия Ки — основа живой материи, она наполняет тело человека, и благодаря ей работают все органы.

На врожденную часть жизненной силы мы подействовать не можем. Но в наших силах увеличить приобретаемую жизненную силу — ту, которую мы получаем от природы, пищи, нашего ума и нашего тела. И предложенное в ролике простое упражнение для пополнения жизненной энергии от Натальи Правдиной служит именно для этого. Старайтесь выполнять его каждый день.

И давайте вкратце рассмотрим, куда уходит жизненная энергия и как её можно пополнить.

Жизненные ресурсы - это жизненно необходимая энергия, наши силы и здоровье, все то, что позволяет нам быть энергичными, активными, уверенными и счастливыми.
Как известно, ресурсы бывают внешние и внутренние. К внешним относятся деньги, время, к внутренним - энергетика человека и его здоровье.
Обратите внимание, что здесь, говоря о ресурсах, мы подразумеваем прежде всего внутреннюю силу человека.

Итак, каковы же признаки сниженного жизненного ресурса?
1. Постоянная усталость;
2. Отсутствие интереса к жизни;
3. Использование шаблонного поведения, повторяющееся длительное время;
4. Неудовлетворенность от реализованных задач;
5. Неспособность получать удовольствие, преобладание негативных эмоций.
Причины быстрого расхода энергии кроются чаще всего в нелюбимых обязательствах, скучной работе, во всем том, что нужно делать, потому что «надо». Подумайте, выбирали ли Вы неинтересное дело ради достойного оклада, мужа из-за страха одиночества , знакомых, с которыми не хочется общаться, но неудобно отказать…

Насколько Ваша жизнь наполнена похожими событиями? Так и получается, что вместо того, чтобы приумножить жизненную энергию гордостью от проделанной работы, любовью при взаимоотношении с противоположным полом, радостью от помощи другим, мы расходуем свои силы.

Так как же пополнить жизненную энергию?
Действительно прибавляет сил все то, что способствует проявлению положительных эмоций: хобби, любимая работа, открытые и честные отношения с людьми. Конечно, не всегда получается стать тем, кем хотелось бы, не общаться с нужными людьми и т.д. Однако, всегда можно пополнить этот ресурс дозированно.

Итак, рассмотрим способы пополнения жизненной силы.
1. Любимое хобби
Любое творчество обладает мощнейшей энергетикой. Сам процесс созидания является источником жизненного ресурса, а продукт творчества повышает не только улучшает нам настроение, но и повышает самооценку.

Не подкармливайте стресс и негативные ситуации собственной жизненной энергией!

Человек может иметь достаточное количество жизненной энергии, но быть физически слабым, со слабыми мышцами, мало двигаться. Такой образ жизни ведет к болезням, несмотря на большой жизненный потенциал. Нормальный ток жизненной энергии в организме нарушается, она скапливается в местах закупорок, вызывая там воспаления и доброкачественные опухоли. В таком случае надо изменить образ жизни, больше двигаться, вести активный образ жизни — гармонизировать движение жизненной энергии в организме помогают танцы, особенно народные, — они веками подбирались именно для живущих в каждой местности.

Пение народных песен да и вообще мелодичных песен также гармонизирует и увеличивает жизненную силу. Слушать песни в плохом исполнении - значит отдавать свою жизненную силу в окружающее пространство. Плохое пение напрягает желудок и печень; если длительное время слушать плохих певцов, то можно приобрести хронические заболевания. И наоборот, слушая хорошую музыку и выдающихся певцов, их живой великолепный голос, можно избавиться от многих заболеваний.

2. Домашние питомцы
Искренняя любовь домашних животных трогает, поднимает настроение, взаимодействие с животными успокаивает и умиротворяет.

3. Природа
Прогулки по лесу, паркам, взгляд на красивые места умиротворяет, успокаивает, заставляет изменить направление мыслей и, как следствие, дает жизненные ресурсы.
Прогулка по лесу под пение птиц или таинственный шелест листьев снимает напряжение и омолаживает организм, очищая от лишнего адреналина, подпитывает его жизненной силой. Чем чаще вы будете вслушиваться в окружающую природу, тем станете богаче духовно и сильнее физически. Равномерный шум дождя прекрасно расслабляет, уносит заботы и снимает стресс. Не сердитесь на плохую погоду вслушайтесь в ее песню — убежден, ваша жизненная сила возрастет. Многим очень помогает окрепнуть и снять напряжение утренняя прогулка босиком по росистой траве. Кроме сил такая прогулка дает душевный подъем, чувство свежести на целый день. Найдите свой собственный способ увеличения жизненной силы и почувствуйте, что именно он делает вас сильнее. Только тогда вы будете крепнуть с каждым днем и забудете о неприятностях и болезнях.

4. Методы телесно-ориентированной психологии
Различные медитативные методы, методы телесного отреагирования позволяют избавиться от накопившегося гнева и агрессии и восполнить баланс жизненного ресурса.

5. Поиск внутреннего ресурса
Для поиска ресурса внутри себя достаточно вспомнить ситуацию, в которой вы ощущали прилив сил, энергии, тепла и испытывали при этом внутренний комфорт. Побудьте в этом состоянии, прочувствуйте его. Такое упражнение приводит к тому, что даже в безнадежной ситуации мы чувствуем себя сильными и уверенными.

6. Различные арттерапевтические техники.
Арттерапевтические методы связаны с нашей творческой энергией, повышают ее, открывают наши эмоции, затрагивают чувства… К ним относятся: куклотерапия, работа c глиной, рисунками, мандалами, масками и другие.

7. Решение проблемы, забирающей энергию.
Нерешенные проблемы поглощают нашу энергию. Важно выделить из общего списка проблем ту, на которую уходит самое большое количество сил и времени. Для этого нужно выписать все нерешенные задачи, проранжировать данный список по интенсивности возникающих эмоций, понять, с какой проблемой связана ваша самая негативная эмоция: тоска, гнев, раздражительность, и т.д.
Именно на эту проблему в вашей жизни уходит самое большое количество сил и времени.
Помните, что с каждым прожитым годом жизненный ресурс будет поглощаться этой проблемой все больше и больше. Осознание проблемы - это уже важный шаг в пути к ее решению. Но если в реализации поиска выхода из ситуации возникли трудности, можно обратиться к помощи психолога.

Мы рассмотрели лишь некоторые способы пополнения жизненной энергии. Выберите приемлемый для себя и, возможно, вы увидите, что внутренняя энергия проявляется во внешней жизни, улучшая ее, решая сложные жизненные задачи, как, впрочем, и следует ожидать от сильного, уверенного и здорового человека.
По материалам:

Лень. Я с трудом заставляю себя что-либо сделать. Ненормальность ситуации очевидна, а сил что-либо исправить я у себя уже не нахожу. Как избавиться от напряжения и усталости?

Кажется, что лень - это что-то негативное. Такой Иванушка на печи, и чтоб все по щучьему веленью. Никакой совести! Все работают, а он лежит, гад. А на самом деле, что это? Нет, кончено, это может быть выученная беспомощность, когда человек привык, что за него «щука» все делает и лежит себе, с детства причем лежит.

А если этот человек трудяга? А тут лег и встать не может? Тогда можно предположить, что лень - это сопротивление. А вот чему сопротивляется, нужно выяснять. Варианты есть такие:

Есть желание изменить что-то в своей жизни, даже желаемая картинка-образ уже есть, как это все будет, а встать и начать делать не могу.

Ваще нет никакого желания, хочется, чтоб оставили в покое, а лечь и лежать не могу себе позволить

Я точно знаю, что «это» мне надоело, зато очень смутное представление о том, что я хочу, впадаю в спячку

Я знаю, что хочу, даже знаю, как это можно воплотить в жизнь, но не могу себя заставить встать с дивана, не хватает дисциплины

Знаю, как и что, но, банально нет времени. То работы много, то домашних забот.

Многие скажут, что не хватает дисциплины, что мол, если хочешь, то пойдешь и сделаешь. Но почему-то руки опускаются, не начинаю, не тяну. Какая-то беспомощность, или чего-то внутри не хватает. То ли опоры, поддержки, или мотивации и веры в себя. Или может нет цели, для чего мне это?

Так, где же искать силы? Куда уходит вся энергия, которая, по идее, должна быть расходована на достижение своих целей? Где искать этот свой внутренний ресурс и как он выглядит, из чего состоит?

Я бы, для начала, выделила бы четыре сферы, где я могу черпать ресурсы. Это физическая, эмоциональная, интеллектуальная и духовная. И, первое, конечно же, обратить внимание на свое физическое здоровье, самочувствие, количество сна, отдыха, перерывов в работе, времени для себя, на безделье, или медитации.

Затем это мое эмоциональное состояние: как я сама к себе отношусь, какими людьми я себя окружаю, кто мои друзья, коллеги, товарищи. Какие эмоции я чаще всего получаю, какие отдаю. Следом идет интеллектуальный уровень (обучение, знания, навыки, новый опыт).

Применяю ли я что-то новое для изменения своей жизни? Ну и последний, и не менее важный - уровень духовный. Это некая вертикаль, смысл моих стремлений. А ради чего собственно это все?

А если все объединить, то вопрос может звучать и так: «Есть ли в какой-то из сфер моя личная активность, или только ожидания, что само-собой все начнет чудом меняться?» К каким внутренним сигналам, ощущениям мне следует прислушаться? Где остановиться, а где стоит поднажать? Что удается мне с легкостью, а где сложность? Прислушиваюсь ли я к себе? Что сдерживает, а что придает сил, интереса, желание действовать?

О ресурсной работе. Знакомство с разными видами ресурсов.

Во многом мой подход основан на опыте индивидуальной работы с клиентами. Работая с людьми, прошедшими через травму, имеющими истощение жизненных сил, полностью вовлеченными в деструктивные отношения во внешнем или во внутреннем мире, я ставлю для себя первостепенную задачу - повышение жизненной силы, устойчивости, расширение жизненной перспективы. Эту работу можно назвать укреплением Эго, а можно - восстановлением ресурсов. Прежде чем отправиться вместе с клиентом в прошлое, содержащее боль и страдания, я работаю с настоящим. Метафорически, это похоже на сборы героя в путешествие, когда ему нужно с собой взять различные волшебные (и не очень) предметы, которые могут пригодиться в том неизведанном, иногда полном опасностей страшном месте, куда ведет дорожка психотерапевтической работы.

Вот, что писал на эту тему основоположник Биосинтеза (телесно-ориентированное направление психотерапии) Д. Боаделла:

Работая с клиентом, терапевт старается излечить его от его проблем, а основой излечения является забота. При правильной форме заботы (правильная содействующая продвижению окружающая среда) возрастает возможность исцеления ран клиента (его процесса созревания).

Терапевт обучен специальным навыкам и интервенциям, благодаря которым он помогает клиенту. Однако исследование показывает, что решающее значение в том, станет лучше клиенту или нет, имеют не сами навыки, стратегии и тактика интервенций, а качества взаимоотношений терапевта и клиента. В поддерживающей обстановке хороших терапевтических отношений терапевтическое пространство характеризуется не только ресурсами и качествами терапевта, но и латентными и активизируемыми ресурсами клиента. Я полагаю, что до тех пор, пока не будет возможности активизировать эти ресурсы, возможность восстановления глубинных нарушений очень ограничена. Таким образом, прогноз, безусловно, связан с активизацией ресурсов.

Виды ресурсов:

    Личностные ресурсы: сюда входят личные качества, интересы, увлечения, жизненные ценности.

Часто, в связи с возникшими проблемными состояниями, фокус внимания человека останавливается на волнующих его симптомах, а восприятие окружающего оказывается сильно обедненным. Забываются интересы, способности, былые увлечения. Клиент растрачивает всю свою жизненную энергию, фиксируясь на проблеме. Преодоление узости восприятия, ловушки, клетки, возвращение забытого о себе порой является важнейшим импульсом для возвращения к жизни, для увеличения мотивации к изменению и др.

В психодраматической практике мы можем провести следующие упражнения и их модификации: ролевой кластер, работа с системой ценностей, «Волшебный Магазин»... Другими словами, любое упражнение, направленное на расширение знания о себе и своих внутренних возможностях. В групповой практике эти забытые или потерянные части себя играют люди, в индивидуальной - это простор для фантазии терапевта. Я использую игрушки, камни (природные объекты), репродукции произведений искусства.

    Телесные ресурсы: области благополучия, источники жизни.

Клиенты часто жалуются на телесное недомогание, сопровождающее невроз. В телесно-психотерапевтической работе важно постараться поддерживать контакт, хотя бы едва ощутимый, с теми областями тела, где клиент может чувствовать ощущение живости, черпать энергию или хотя бы распознавать свои не-проблемные зоны. Часто эти ресурсные области тела могут быть «разбужены» соответствущими интервенциями и стать союзниками в терапевтической работе: например, здоровая левая нога может начать заботиться об отмороженной правой. Искра тепла в груди может согреть и чуть осветить черноту в плечах. Важно, что такая психотерапевтическая работа активизирует новые области, делая сильнее индивида в целом.

Обращаясь к телу, мы можем черпать огромное количество образов, ощущений и чувств, которые будут являться для клиента важнейшими ресурсами. В психодраматической работе это техники работы с телесными симптомами, когда протагонист персонифицирует свои телесные ощущения или симптомы, вступая с ними в диалог.

Также интересной может явиться техника «Разговор частей тела», где разные части тела могут взаимодействовать и выяснять отношения друг с другом.

С данным видом ресурсов очень хорошо сочетать некоторые техники из телесно-ориентированной терапии, связанные с наращиванием силы и энергии в мышцах, определенных движениях или частях тела.

    Ресурсы окружающей среды: напоминания жизни.

Ресурсы могут быть также найдены в окружающей клиента обстановке. Дерево в нижней части сада. Собака, сопровождающая клиента на работу. Цветочный горшок в углу комнаты. Нельсон Манделла не смог бы пережить 27 лет тюремного заключения, если бы не максимизировал ресурсы, которые были вокруг. Некоторых депрессивных клиентов спасли от суицидов собаки. Черное солнце в центре психоза девушки не соотносилось с золотым солнцем, которое каждый день вставало на горизонте.

Лишним будет говорить, что психодрама в данном случае дает возможность оживить эти напоминания о жизни, вложить в них слова и уточнить смыслы.

Есть глубокий смысл в том, что многие лечебные и реабилитационные программы и психологические группы проводятся на лоне природы, где клиенты или пациенты имеют возможность быть в контакте с глубочайшими ресурсами окружающей среды. В контексте «кабинетной» работы для подключения природных ресурсов можно использовать различные природные материалы, фотографии, в том числе, принесенные самим клиентом.

    Ресурсы отношений: возможности отношений с другими людьми.

Некоторые клиенты живут слишком изолированно. Терапевт может быть единственным и важнейшим ресурсом отношений. Ресурс терапевтических отношений, фундаментальный фактор любой терапевтической обстановки, должен быть использован для активизации других коммуникативных ресурсов: контактов с соседями, восстановления отношений с членами расширенной семьи, новых социальных контактов в совместной деятельности, обмену опытом компромиссов. Все это примеры позитивных возможностей отношений с людьми. Жан Поль Сартр писал, что "другие люди - это ад", но невротику необходимо открыть, что, несмотря на раны, которые он получил от определенных людей, все таки существуют возможности развития отношений с другими, которые могут создать более здоровое и исцеляющее для него окружение.

Благодаря техникам семейной терапии и психодрамы, в процессе работы могут быть воссозданы и актуализированы воспоминания о ресурсных взаимоотношениях.

Ресурсом может являться работа по моделированию ситуаций, создание комфортных типов отношений, даже если таковых в жизни не присутствует, в данный момент.

    Культуральные ресурсы: искусство, поэзия, музыка как катализаторы изменений.

История культуры изобилует примерами исцеления от сумасшествия через живопись, скульптуру, танец. Ритм и музыка очень полезны людям, утерявшим контакт с собственной жизненной энергией и органическими корнями, для облегчения восстановления этого контакта. Работы великих художников могут служить своеобразной формой утешения: беспорядочных шумов Бетховена, вспышек гнева Ван Гога, излияний чувств Ницше. В спектре цветов и репертуаре звуков содержатся возможности исцеления.

Таким образом, нельзя недооценивать терапевтических возможностей использования и на сессии и вне ее красок для рисования, глины для лепки личностных состояний, барабанов для отстукивания по ним чувств, чистой бумаги для излияния слов измученной души.

    Исторические ресурсы: восстановление вытесненных воспоминаний позитивного опыта.

Ведется большая дискуссия о возвращенных и ложных воспоминаниях. Она касается в основном негативных воспоминаний. Почти не упоминается факт, что могут быть репрессированы, а затем восстановлены позитивные воспоминания. Позитивные воспоминания могут существовать до травматического опыта, который пришел, чтобы стереть их из памяти. Негативные образы отца, внедренные матерью, могут иметь неясные позитивные штрихи, которые не могли быть интегрированы в семейной драме. Женщина, оставленная отцом в возрасте одного года, восстановила воспоминания о заземляющем чувстве, которое она получала от его рук, поддерживающих ее спину.

Этот вид ресурсов похож на ресурсы взаимоотношений, но в данном случае все гораздо шире, это могут быть любые воспоминания, которые дают силы, желание жить. И эти воспоминания могут быть усилены и воспроизведены при помощи психодраматического действия. Для данной работы могут быть использованы дневники, фотографии клиента... Все, что может хранить память о ресурсных событиях.

    Образные ресурсы:

Образы могут возникать когда человек опирается на свои фантазии, чувства и, конечно, тело...Эти картины и метафоры могут служить опорой и защитой, поддержкой и утешением. Они могут содержать в себе квинтэссенцию того, в чем нуждаются наши клиенты.

Играя эти образы в пространстве психодраматической реальности, клиенты присоединяются к ресурсам, которые несут эти метафоры.

Думаю, можно выделить и другие виды ресурсов. Мне кажется важной возможность структурировать и продолжать эту классификацию, добавляя новые ресурсы и новые способы их нахождения и развития.

Пример из индивидуальной практики

Клиентка Н. 29 лет, обратилась в терапию с жалобами на приступы переедания. Пищевое поведение по типу Булимии, приступы неконтролируемой еды сопровождаются очищением (вызыванием рвоты) и дальнейшей жесткой диетой.

На момент обращения отношений с мужчинами не имеет, высшее образование, работает в сфере искусств. Живет одна.

Одна из сессий, где Н. приходит в сильном депрессивном состоянии, жалуясь на плохое самочувствие, тоску, печаль по поводу того, что в жизни нет иного удовольствия, кроме ее «тайных пиршеств»... Наши встречи ей не помогают, все напрасно. Семьи нет, мужчины нет, интересов нет, желаний нет... ничего нет.

Я сразу вспомнила известный эпизод из приключений Алисы Селезневой и поняла, будем работать про ресурсы. Вот этот отрывок:

"Планета Шелезяка. Открыта фиксианской экспедицией. Населена

металлической культурой весьма низкого уровня. Есть предположение, что

жители планеты - потомки роботов, спасшихся с неизвестного космического

корабля. Отличаются прямодушием и гостеприимством. Однако очень капризны и

обидчивы. Полезных ископаемых на планете нет. Воды тоже нет. Атмосферы нет.

Ничего на планете нет. Если что и было, роботы все истратили и живут в

бедности"

Мой выбор был предложить ей поговорить о желаниях и интересах. Я предложила ей работу с камнями и другими природными материалами (выбор не случаен, данный инструментарий сам по себе обладает ресурсным действием, т.к., как правило, является Ресурсом Окружающей среды).

После того как она выбрала на свою роль один из камней, ей было предложено выбирать объекты на роль своих желаний, интересов и увлечений... В начале, были затруднения... было предложено выбрать, не присваивая значений, откладывать то, что нравиться на ощупь, по цвету, по весу (здесь я привлекала в актив ее анализаторные системы, тем самым расширяя область восприятия, привлекая ее ощущения и зрительное восприятие, тем самым, я предлагала вспомнить еще что-то, кроме мысленной «жвачки»).

Она отложила достаточно много объектов, которые мы потом называли. В результате, она получила несколько иную картину своего внутреннего мира. Вместо плоской и удручающей картины "Я и Еда" оказалось огромное скопище совершенно разнообразных объектов (как по виду, так и по значению).

Какие она получила ресурсы в результате этой работы?

1. Ресурсы окружающей среды... Она вспомнила море и что очень давно там не была, а хочется!
2. Исторические ресурсы. Воспоминания о поездках, о своих увлечениях, радостных событиях в жизни.
3. Телесные ресурсы. В результате прикосновений к камням, их поглаживания возникли приятные ощущения в теле.
4. Личностные ресурсы. В числе выбранных объектов были такие, которые являлись ресурсными ролями Н., например Я - читающая, Я - любующаяся произведениями искусства...

Сравнивая ощущения после проделанной работы с теми, которые были в начале сессии, для Н. стало очевидно, что у нее есть силы, для того, чтобы справиться со своей бедой, с пищевым поведением, с одиночеством. Соблазн обесценить себя и свою работу в терапии прошел, особенно, когда она смотрела на эту мозаику, живую и загадочную. Ее атом желаний, интересов и потребностей был очень похож на маленький клад. Самым большим достижением этой сессии являлся ее опыт переживания трепетного и бережного к себе отношения в отличие от привычного механического использования.

Хочется добавить, что в процессе работы с этой клиенткой я знала о ее травмах: жестоком изнасиловании в подростковом возрасте, удушающей матери, которая воспитывала ее без отца, но моим выбором была работа на укрепление ресурсов и жизненных сил... до того момента, пока она не будет готова двинуться дальше.

Литература:

1. Огородникова М.Б. Танцевально-двигательный разогрев: Возможности и перспективы // Психодрама и современная психотерапия. - 2005. - №2-3. - С.69-74.
2. Лейтц Г. Психодрама: Теория и Практика. - М: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.
3. Boadella D. Lifestreams: An Introduction to Biosynthesis, Routledge Kegan & Paul, 1987

© Владимирова Мария, 2005

Догонялки

«В детском саду мы играли в догонялки, и решила посмотреть, далеко ли я убежала. Когда повернула голову обратно, меня ждал угол бетонной стены. Я разбила лоб, но мне не было больно, я боялась испачкать кровью свою белую кофту».

Вопросы:
1. Какие условия должны быть созданы в детском саду для проведения подвижных игр детей?

Детские шалости и озорство

Клей

Клей жутко вонял, но четырехлетний Эдик все равно весь им измазался. Весело будет, он же будет весь липкий! Вот все посмеются! Но взрослые смеяться не стали, а принялись отмывать мальчика. Ничего, в следующий раз Эдик поиграет с аптечкой с лекарствами, он ее на нижней полке шкафа видел!

Детские конфликты

Драка

В драке участвовала почти вся группа. Одни дрались, другие кричали. Воспитатель в это время была в раздевалке с двумя детьми, которые долго переодевались после прогулки. Когда прибежала воспитатель, все испугались и разбежались, на полу остался только один плачущий мальчик. С сотрясением мозга его отвезли в больницу.

Вопросы:
1. Где в группе должен постоянно находиться воспитатель?

Дети и педагоги

Сказки

Воспитательница всегда читала детям сказки. Олеся очень хотела, чтобы прочитали ее любимую книгу с красивыми картинками. Мама принесла книгу в детский сад, ее читали вслух, и Олесе все сказали спасибо.

Вопросы:
1. Необходимо ли детям чтение вслух, или же это можно заменить просмотром мультфильмов, фильмов?



Анатомические патoлогии