Социология и изучение общества. Социологические школы Современные направления и школы исследований социального

С.Н.Соловьёв, В.О.Ключевский), органицизм (А.И.Стронин, П.Ф.Лилиенфельд,

Я.А.Новиков);

Географическое направление

Наиболее важной работой Мечникова Л.И. было издание «Цивилизация и великие исторические реки», где он разделяет законы природы и законы общества. Общественностью Мечников Л.И. называет организацию, возникающую на начальных этапах развития органического мира. Общество же он представляет как нескольких человек, объединивщих свои усилия в совместной деятельности для достижения общих целей.

Мечников Л.И. пишет, что в органическом мире основным является закон борьбы за существование, а социальном мире главенствует закон солидарности и сотрудничества. Он выделяет три типа солидарности : подневольная (принудительная), подчиненная, добровольная. Мерилом социального прогресса Мечников Л.И. считает степень свободы и добровольности объединений людей. Он придерживается линейной эволюционной концепции, в которой главным является географический фактор . Природа определяе ход истории, общество способно к солидарности при освоении ее богатств. Первые цивилизации возникают воль рек таких, как Нил, Тигр, Ефрат, Инд, Ганг. Главным природным факторо, по мнению Мечникова Л.И. является вода. Исходя из этого, он выделяет три эпохи в ходе истории : 1. Речная (период создания древних государств по берегам рек); 2. Морская или среднеземноморская (цивилизации создаются вокруг морей)

3. Океаническая (всемирная эпоха, начавшаяся с открытия Америки)

Органицизм

Концепция органицизма основана на таких понятиях, как организм и организация. Организм – это, прежде всего упорядоченное целое.

Сущность органицизма - определенные биологические понятия и закономерности переносятся нна общественные явления.

Внутри организма существуют иерархия частей, функциональная специализация, управление, а также кооперация, дополнительность и т.д. Согласно концепции органицизма отождествляется живой организм, человека, общество (с его разного рода организациями) и смешанные системы.

Для единичного организма и человечества в целом существуют определенные общие алгоритмы, закономерности и единые ценности. Они обладают сходными общими свойствами, функциями и отношениями. Это общее включает следующее:

(системность строения, функций, организации (наличие структур) и иерархичность;

многопараметричность; многофакторность, стремление к поддержанию оптимизированного и эффективного существования, жизнеспособности;, сохранение определенной упорядоченности, устройства, структуры, организации, системность жизнедеятельности, самовоспроизводство в целом и в частях и т.д.; управление и самоуправление, адаптивность по отношению к условиям за счет лабильности и самоорганизации, реорганизации и саморазвития;

Таким образом, в органицизме как направлении социологии рассматиривалось развитие человеческого общества по аналогии с развитием единичного организма.

    этико-субъективная школа (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, С.Н.Южаков)

Субъективная школа в социологии - теоретические взгляды на общественный процесс, в котором личность , а не группа или класс, является основной "единицей" общественной структуры и исторического развития. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых “Исторических письмах” П. Л. Лаврова. В центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Лавров конструировал свою формулу прогресса: развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощении в общественных формах истины и справедливости – вот краткая формула.

Сущность общественного развития, по Лаврову - в переработке культуры , а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями. Цивилизация - сознательное историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку мысль реально появляется только через действия личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности, передовая интеллигенция.

Михайловский выводил теорию, объясняющую причины активности личности из нравственного самосознания, хотя и не отрицал при этом огромного воздействия на неё социальной среды.

Смысл субъективного метода по Михайловскому - : в естественных науках, прибегающих к объективным методам изучения стихийных материальных явлений, при строгом соблюдении приёмов сбора, описания, классификации и обобщения материала, возможно, получить общепризнанный истинный результат;

в обществоведении в силу специфики изучаемых явлений (наличия в самих объектах сознательного и бессознательного элементов, объединяемого людьми в цели их поведения) требуются другие приёмы и методы, и результат получается более сложным. Эти приёмы и дают нам субъективный метод, который при сознательном и систематическом применении не просто вскрывает причины и необходимость исследуемого процесса, но и оценивает с точки зрения "желательности", "идеала".

Южаков выступает против словосочетания "субъективный метод", предложенного Лавровым и Михайловским, так как считал это обозначением некритичности. При этом он признавал важность соотнесения полученных результатов с нравственным идеалом, с оценкой с позиции "должного". Но никакого особенного метода он в этом не видел. Методы социологии носят объективный характер, но добытые с их помощью результаты должны получать нравственную оценку. На этом основании он заменил название "субъективная школа" на "этико-социологическая школа. Оценка относительной важности явлений на основании нравственного мировоззрения (идеала исследователя) и построение научной теории при помощи того же критерия – вот, по Южакову, отличительная черта, существенный признак субъективного метода.

    психологическое направление (С.В.Де-Роберти, Н.И.Кареев, Н.М.Коркунов и др.);

В его концепции большое значение придается социализации личности и роли группового опыта в этом процессе. Социализированная личность выступает результатом длительного развития общественности, и поэтому становится полноценным участником исторического действия. Личность оказывается главным двигателем социального процесса. В свою очередь, его целью становится формирование нравственной личности, осуществляющееся через связь поколений. Личность выступает творцом социальной эволюции потому, что воплощает в своей деятельности сгусток коллективного опыта. Действиями личностей представлен процесс созидания культуры.Для всего психологического направления в российской социологии типичным было рассмотрение общества как совокупности психических связей, взаимодействий, явлений, процессов, характерных для межличностных отношений. Отсюда следовал показ зависимости общества от личности и провозглашение ее главным объектом социологического внимания.

    неославянофильское направление: теория "культурно-исторических типов" Н.Я.Данилевского, натуралистическая теория общества К.Н.Леонтьева;

Одна из первых теорий культурно-исторических типов была разработана русским социологом Н.Я. Данилевским, выделивший 13 культурных типов (Египетский, Китайский, Ассирийско-вавилонский, финикийский, древнесемитский, Индийский, Иранский, Еврейский, Греческий, Римский, Аравийский, Германо-романский, европейский), каждый из которых объединяется близостью языка, осознанием общности своей судьбы и проходит ряд фаз - от бессознательного периода через государственное становление и расцвет цивилизации к упадку.

Каждая культура проходит стадии возникновения, расцвета, надлома и заката. «Возникновение и рост» происходят за счет энергии «жизненного порыва», а надлом, упадок, разложение связаны с «истощением жизненных сил».

    социологические концепции народничества (П.Н.Ткачёв, М.А.Бакунин,

П.А.Кропоткин);

Задача социологии с точки зрения народников- изучение мотивов деятельности людей и их нравственных идеалов. особое внимание уделено анализу солидарной деятельности людей направляемой их общими интересами. теоретическая задача социологии понять формы солидарности, а также условие ее усиления (ослабления) при разном уровне развития людей и форм их общежития

    классический позитивизм (М.М.Ковалевский);

Ведущую роль в своей социологической теории М. М. Ко­валевский отводит учению о социальном прогрессе, сущность кото­рого он видел в развитии солидарности между социальными группа­ми, классамии народом. Одной из основных задач социологии М. М. Ковалевский считал выявление сущности солидарности, описание и объяснение многообразных ее форм. В своих многочисленных рабо­тах М. М. Ковалевский активно использовал и развивал сравнитель­но-исторический метод, с помощью которого стремился выявить об­щее и особенное в социальных явлениях, осуществить познание раз­личных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных осуществляющих явлений. М. М. Ковалевский ве­рил, что с помощью сравнительно-исторического метода через «па­раллельное изучение фактов и явлений общественной эволюции на­родов можно выявить общую форму поступательного движения об­щественной жизни».

    антипозитивизм: социальная гносеология А.С.Лаппо-Данилевского и

Б.А.Кистяковского; субъективно-нормативные концепции П.И.Новгородцева и

В.М.Хвостова; психологическая интерпретация неокантианства Л.И.Петражицкого;

Антипозитивизм отказывался от заимствования методов и теоретических моделей тех или иных естественных наук (прежде всего биологии, "организмической" модели), настаивая на необходимости вырабатывать собственные методы и теоретические модели объяснения культурно-исторической реальности.

Петражицкий отстаивал специфику предмета и метода социологии. Особенность общественной жизни он видел в том,что ее подлинную основу составляет психическое взаимодействие людей –эмоции. Он постулирует наличие в обществе особого состояния общественного сознания- народной психологии, которая является источником социальных норм.

* марксистское направление: леворадикальное направление (Г.В.Плеханов,

Н.И.Зибер, В.И.Ленин); "легальный марксизм" (П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский,

ранний период творчества Н.А.Бердяева);

развивалась социология марксизма, представленная два основными теориями. Ортодоксаль­ный марксизм в тот период представляли две ведущие фигуры - Г. В. Плеханов и В. И. Ленин, так называемый«легальный марк­сизм» - П. Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др. Основные принципы марксистской методологии были изложены в предыдущем разделе, и представители ортодоксального марксизма в России в целом их разделяют.

Однако при решении конкретных проблем общественного ус­тройства между Г. В. Плехановым и В. И. Лениным существовали се­рьезные различия, которые в преддверии Октябрьской революции перешли в стадию непримиримой борьбы. Так называемый «легаль­ный марксизм» как течение социальной мысли носил временный, социокультурный характер, связанный с увлечением либеральной интеллигенции марксистскими идеями в период кануна револю­ции 1905 - 1907 гг. После ее поражения либеральная интеллигенция отошла от марксизма, и «легальный марксизм» прекратил свое су­ществование.

Следует также отметить, что в этот период в социологии накапливается большой фактический материал, шла отработка методов конкретно-социологического анализа с использованием достижений статистики, демографии и других смежных дисцип­лин.

В 30-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена фило­софской наукой

    неопозитивизм (российский период творчества П.А.Сорокина, К.М.Тахтарев,

А.С.Звоницкая).

Неопозитивисты считали, что главное внимание необходимо обращать на изучение социального поведения и общества, рассматриваемых с точки зрения статичности, организованности. Считали, что в социологии должен быть реализован более полно идеал «описательной науки» и должно идти объективное изучение внешних сторон поведения с помощью эмпирических исследований. Для последних характерен функциональный тип исследования социального целого, вместо господствующего до этого эволюционного типа. «Задачей социологии является, – указывал П.А. Сорокин, – описание подведомственных ему явлений и установление между ними функционально-корреляционной связи Объект социологии должен быть транссубъективным и вещественным; таковым является поведение людей». Представители этого направления считали материальное и духовное поведение такими переплетенными и слитыми воедино, что их разграничение бессмысленно. Общественное бытие и общественное сознание выступали для них синонимами, так как индивидуальное сознание, культура, общественное сознание социальны по своей природе. На передний план вместо этих понятий они выдвигали понятие социального поведения, подчиняющегося законам приспособления и стабильности. Методологической программой неопозитивизма как науки о социальном поведении стало наблюдение вместо априоризма, индукция вместо ценностно-значимой интерпретации, сциентизм вместо метафизики, функциональное объяснение вместо эволюционного.

Австро-германская школа социологом была представлена такими крупными учеными, как Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, Г. Зиммель, Ф. Теннис, М. Вебер, Г. Зомбарт, Л. Визе, 3. Фрейд.

Людвиг Гумплович (1838-1900) опирался на теорию социального конфликта, считая, что объектом социологии являются социальные группы, а предметом - система движений этих групп, которая подчиняется вечным и неизменным законам принуждения и насилия.

Гумплович разделил социальные группы на простые человеческие сообщества с их антропологическими и этническими признаками (род, племя, орда) и сложные многомерные социальные образования (сословия, классы, государства). Извечные межплеменные и межгосударственные конфликты выступают у него в качестве формы социального конфликта. Взаимоотношения всех типов социальных групп определяются ненавистью, насилием и принуждением, обусловливая постоянное их состояние беспощадной борьбы. Короче говоря, закон борьбы за существование Гумплович рассматривает как естественный закон общества. Не желая того, Гумплович фактически признавал право на агрессию, тиранию, эксплуатацию.

Густав Ратценхофер (1842-1904) объяснял социальную жизнь, также основываясь на конфликте противоречивых интересов социальных групп и индивидов. Социологию он рассматривал как основу всех социальных наук и практической политики. Ратценхофер в отличие от Гумпловича много размышлял над проблемой регуляции социальных конфликтов, в связи с чем предлагал открытый им закон «приведения во взаимное соответствие индивидуальных и социальных интересов» в качестве основного закона социологии. Возникающее при этом сотрудничество людей он понимал как главный путь преодоления любых конфликтов.

Фердинанд Теннис (1855-1936) выделял в социологии две части:

§ общую социологию, которая изучает все формы существования людей;

§ специальную социологию, которая изучает собственно социальную жизнь и в свою очередь подразделяется на теоретическую (чистую), прикладную и эмпирическую.

Георг Зиммель (1858-1918) Он считал, что предметом социологии выступают «психологический индивид» и различные формы социального взаимодействия людей. Рассматривая историю общества как историю психических явлений, Зиммель сделал предметом своих исследований ряд аспектов и сторон социальной жизни, например, таких, как господство, подчинение, соперничество, разделение труда, образование партий.

Вебер (1864- 1920) вошел в историю науки как основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Вебер считал, что не следует изучать социальную жизнь, руководствуясь интуицией, так как полученный результат не будет общезначимым. Полагая, что задача социологии - устанавливать общие правила событий безотносительно к пространственно-временному определению этих событий, он ввел понятие идеального типа в качестве метода и инструмента социологического познания действительности.


Вернер Зомбарт (1863-1941), один из основоположников теории «организованного капитализма». Согласно Зомбарту, схема развития капитализма такова:

§ ранний (до середины XIII в.) с преобладанием ремесленных форм труда и традиционной (патриархальной) системы ценностей;

§ полный (до 1941 г.), где господствуют экономический рационализм и конкурирующий принцип прибыли;

§ поздний - монополистический капитализм с концентрацией промышленности и ростом правительственной регуляции экономической жизни.

Леопольд фон Визе (1876-1969) оказал значительное влияние на развитие социологии, в первую очередь как организатор и систематизатор науки. Социологию он трактовал как эмпирико-аналитическую дисциплину, которая весьма отдалена от

экономических и исторических наук и взаимодействует в основном с науками психобиологическими. Визе выделял такие типы социальных отношений, как ассоциации -объединяющие отношения (приспособления, соответствия, смешения) и диссоциации - разъединяющие, т.е. нарушающие, соревновательные.

Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский психолог и философ, считал, что на межличностное взаимодействие оказывают сильное влияние опыт, усвоенный в раннем детстве, а также конфликты, пережитые в этот период. Не без его влияния со второй половины XIX в. в социологии формируется новое психологическое направление, для которого характерно стремление искать ключ к объяснению всех общественных явлений в психических процессах и явлениях индивида и общества.

Основные школы и направления современной социологии

Наиболее бурными темпами социология развивается в ХХ веке, США перенимают эстафету в развитии социологии. С 20-х годов ХХ века американские социологи занимают лидирующее положение в мировой социологии.

Среди социологических научных школ в наибольшую популярность и научную плодотворность имела Чикагская социологическая школа. Именно в Чикагском университете, на базе первого в мире факультета были развернуты многоцелевые прикладные исследования, которые ознаменовали возникновение и расцвет эмпирической социологии. В Чикаго был основан первый социологический журнал и Американское социологическое общество. Основателями школы являются Вильям Томас и Роберт Парк. Классическим образцом этой школы является 5-томная работа В. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1920). Эта книга об адаптации польских крестьян в Америке. Другой видной работой была «Негры Чикаго» Р. Парка, исследование В. Уорнера «Американский город». Важнейшей чертой школы является ориентация на эмпирические исследования. Теоретической базой являются бихевиоризм (бихевиоризм - «поведение», согласно этой концепции, социология должна изучать наблюдаемое поведение людей, сводимое к стимулам и реакциям, влияя на первые, можно управлять поведением человека) и прагматизм. Р. Парк основал направление экологии города. Основные процессы изменений в городе - это: 1) концентрация населения; 2) централизация (выделение центра); 3) сегрегация (отделенное проживание разных социальных групп); 4) инвазия (наплыв эмигрантов); 5) сукцессия (усвоение определенных образцов поведения типичных для данной зоны города). Основной метод исследования - монографический, который объединяет в себе интервью, наблюдение, анализ документов в отношении отдельного явления или территории.

Чикагская школа заложила основу для разработки американскими и европейскими учеными на базе бихевиоризма структурно-функционального, системного подходов, концепций действия, теории конфликта и т.д.

Франкфуртская школа получила свое название в честь Института социальных исследований, существовавшего в 30-х гг. ХХ в. в г. Франкфурт-на-Майне. С приходом Гитлера к власти этот институт был распущен, а его члены эмигрировали. Главными особенностями этой школы были неомарксизм (стремление применить теорию Маркса к современным условиям), и леворадикализм (борьба с капитализмом, новыми средствами и в новых условиях). Представители: Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Макс Хоркхаймер, Дьердь Лукач, Юрген Хабермас. Основная работа Т. Адорно «Авторитарная личность». Здесь изучалась связь между социальным положением человека и его идеологическими представлениями. Типичные черты авторитарной личности: антисемитизм, расизм, консерватизм в экономических и политических вопросах, некритическое отношение к групповым авторитетам, их идеализация, стремление проявить и наказать тех, кто не разделяет почтения к этим авторитетам, склонность к суеверию, вере в судьбу, повышенная чувствительность с проявлением силы и твердости. Авторитарная личность не проявляет гуманного отношения и неуступчива, механически подчиняется общим ценностям, подражает авторитетам, ненавидит всяких оппонентов, аутсайдеров, склонна к предрассудкам и стереотипам. Для фрункфуртцев характерна психологизация социальных отношений. Они изучают отчуждение личности, угнетение, ее агрессивность. Считают, что авторитаризм является естественным проявлением западной цивилизации. Основная работа Герберта Маркузе «Одномерный человек». Маркузе считал, что в результате действий государства, господствующих классов и подчиненных им средств массовой информации у людей формируется одномерное видение мира. Черты одномерного человека: 1) ориентация на эффективность производства; 2) искусственное создание развращающих людей потребностей; 3) тождественность технологического и духовного развития. В результате рабочий класс интегрировался в буржуазное общество и перестал быть революционным. Само индустриальное общество Маркузе отождествлял с буржуазным. Борьба с таким

обществом возможна на путях революции сознания, составной частью которого является сексуальная революция. Носителем сексуальной революции является молодежь. Другие носители - это интеллигенция, национальные и религиозные меньшинства, нищие массы третьего мира.

Структурно-функциональный, системный, конфликтологический подходы опираются на идеи Э. Дюркгейма и К. Маркса. Они исследуют структуры и системы общества на макроуровне. Структурный функционализм представляет общества как системы, состоящие из крупных элементов -- подсистем, взаимосвязанных и взаимозависящих друг от друга. Функционалисты анализируют общественные подсистемы -- экономику, политику, право, религию с точки зрения их связей друг с другом и выполняемых в обществе функций.

К функционалистам примыкает теория социального действия, разработанная Т. Парсонсом (1902-1979). Основной проблемой социологии является исследование прпоцессов интеграции социальных систем. Социальная система состоит из взаимодействующих индивидов, каждый из которых является актором (творцом социального действия) и объектом действия других акторов. Любая социальная система является структурой, совокупностью компонентов со стабильными свойствами, и одновременно как процесс, в ходе которого изменяются взаимоотношения между структурами, или сами структуры (статика и динамика системы). Т. о. социальные системы рассматривались как сложные совокупности социальных действий. Парсонс создал обобщенную, абстрактную модель действия человека, назвав ее «единичным (unit)актом», включающим в себя действующее лицо (актора) и ситуационное окружение. Ситуационное окружение действия оказывает влияние на актора через систему символов и знаков, являющихся элементами культуры. Ситуационное окружение действующих субъектов состоит из 4 факторов: 1. биологический организм; 2. личностная подсистема; 3. культурная подсистема; 4. социальная подсистема, обеспечивающих интеграцию общества. Система действия выполняет 4 функции:

1. адаптация - приспособление к среде;

2. целедостижение - определение целей, мобилизация средств и ресурсов для их достижения;

3. мотивация - воспроизводство и поддержание образца (ценности и нормы системы);

4. интеграция - координация и стабильность между частями системы. Каждая из функций соответствует своему организму: биологический - адаптация, личностная - целедостижение и т.д. В процессе взаимодействия личности с другими, личность приходит к ожиданию определенных действий других индивидов в определенных ситуациях. Это ожидание называется экспектацией. Экспектация, направленная на других, и их экспектации, направленные на тебя и окружающих ведут к возникновению определенных правил, норм, образцов поведения, регулирующих поведение человека.

Роберт Мертон (1910-2003 гг.) - американский социолог, видный теоретик структурного функционализма. Он модернизировал теорию структурного функционализма, придал ей более рациональный характер. Он ввел дополнительные категории к описанию «функций». Дисфункция, понятие, характеризующая то, что существующие в обществе институты могут не только поддерживать социальную систему, но и иметь разрушительное действие. Нонфункция - функция, не имеющая большого значения для системы. Явная и латентная (сткрытая) функция - в обществе могут быть функции видные и скрытые, одни могут быть исследованы, а другие - нет (они проявляются косвенным путем). Именно непредвиденные следствия от латентной функции должны быть предметом социологического исследования. Мертон допускал возможность анализа отдельных уровней системы (институтов, групп), для этого были предложены разные уровни функционального анализа. Мертон предложит концепцию теорий среднего уровня. Они не слишком абстрактны и широки и касаются ограниченного круга явлений, например, социология города, социология молодежи. Мертон разработал современную теорию аномии, изучал культуру как совокупность норм и ценностей общества. Считал, что некоторые члены группы могут действовать не в соответствии с общими нормами.

Теория социального конфликта возникла как реакция социологов на широкое распространение структурно-функционального анализа, основанного на утверждение стабильности, устойчивости и порядка в обществе, игнорируя реально существующие социальные конфликты. Современную теорию социального конфликта развивал американский социолог Льюис Козер (р. 1913). Он дополнял теорию Парсонса, считая, что стабильность не может исчерпывать состояние общества. Кроме стабильности необходим и конфликт. В своих работах «Функции социального конфликта» (1956), «Исследования социального конфликта» (1967), Козер выдвигал идею, что социальная система предполагает неравное распределение власти, богатства, статуса. Никогда не существует согласия в отношении справедливости распределения ресурсов. Конфликт возникает из-за попыток отдельных лиц или социальных групп увеличить свою долю ресурсов. Козер исследует положительные функции конфликта в обеспечении порядка в обществе. 1. Функция разрядки напряженности между враждующими группами. 2. Коммуникативно-информационная функция: в результате конфликта люди лучше узнают друг друга. 3. Функция созидания, конструирования общественного объединения, противоборство с общим врагом образует и сплачивает группы. 4. Функция стимулирования социальных изменений. Конфликт препятствует оскудению и стагнации (застою) общественных порядков. Он порождает новые нормы. Наиболее эффективным средством сдерживания конфликта, является выяснение потенциальной силы воюющих сторон: если силы противников оцениваются до наступления конфликта, то интересы могут быть урегулированы без конфликта. Несколько иную цель преследовал немецкий социолог Ральф Дарендорф (р. 1929). В работе «Выход из утопии» (1967) он доказывал, что теория конфликта идет на смену позитивизму. Суть социального конфликта - антогонизм власти и сопротивления. Отсюда власть порождает конфликт. В работе «Очерки по теории общества» (1968) Дарендорф говорит, что причины конфликтов - это неравенство социальных положений, занимаемых людьми. Конфликт -естественное состояние общества, но в цивилизованном обществе надо регулировать конфликты, предупреждать социальные потрясения. Конфликт, по мнению Дарендорфа, появляется тогда, когда группа осознает свои права и социальное положение и требует изменить сложившиеся порядки.

Основные школы и направления современной социологии

Наиболее бурными темпами социология развивается в ХХ веке, США перенимают эстафету в развитии социологии. С 20-х годов ХХ века американские социологи занимают лидирующее положение в мировой социологии.

Среди социологических научных школ в наибольшую популярность и научную плодотворность имела Чикагская социологическая школа. Именно в Чикагском университете, на базе первого в мире факультета были развернуты многоцелевые прикладные исследования, которые ознаменовали возникновение и расцвет эмпирической социологии. В Чикаго был основан первый социологический журнал и Американское социологическое общество. Основателями школы являются Вильям Томас и Роберт Парк. Классическим образцом этой школы является 5-томная работа В. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1920). Эта книга об адаптации польских крестьян в Америке. Другой видной работой была «Негры Чикаго» Р. Парка, исследование В. Уорнера «Американский город». Важнейшей чертой школы является ориентация на эмпирические исследования. Теоретической базой являются бихевиоризм (бихевиоризм - «поведение», согласно этой концепции, социология должна изучать наблюдаемое поведение людей, сводимое к стимулам и реакциям, влияя на первые, можно управлять поведением человека) и прагматизм. Р. Парк основал направление экологии города. Основные процессы изменений в городе - это: 1) концентрация населения; 2) централизация (выделение центра); 3) сегрегация (отделенное проживание разных социальных групп); 4) инвазия (наплыв эмигрантов); 5) сукцессия (усвоение определенных образцов поведения типичных для данной зоны города). Основной метод исследования - монографический, который объединяет в себе интервью, наблюдение, анализ документов в отношении отдельного явления или территории.

Чикагская школа заложила основу для разработки американскими и европейскими учеными на базе бихевиоризма структурно-функционального, системного подходов, концепций действия, теории конфликта и т.д.

Франкфуртская школа получила свое название в честь Института социальных исследований, существовавшего в 30-х гг. ХХ в. в г. Франкфурт-на-Майне. С приходом Гитлера к власти этот институт был распущен, а его члены эмигрировали. Главными особенностями этой школы были неомарксизм (стремление применить теорию Маркса к современным условиям), и леворадикализм (борьба с капитализмом, новыми средствами и в новых условиях). Представители: Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Макс Хоркхаймер, Дьердь Лукач, Юрген Хабермас. Основная работа Т. Адорно «Авторитарная личность». Здесь изучалась связь между социальным положением человека и его идеологическими представлениями. Типичные черты авторитарной личности: антисемитизм, расизм, консерватизм в экономических и политических вопросах, некритическое отношение к групповым авторитетам, их идеализация, стремление проявить и наказать тех, кто не разделяет почтения к этим авторитетам, склонность к суеверию, вере в судьбу, повышенная чувствительность с проявлением силы и твердости. Авторитарная личность не проявляет гуманного отношения и неуступчива, механически подчиняется общим ценностям, подражает авторитетам, ненавидит всяких оппонентов, аутсайдеров, склонна к предрассудкам и стереотипам. Для фрункфуртцев характерна психологизация социальных отношений. Они изучают отчуждение личности, угнетение, ее агрессивность. Считают, что авторитаризм является естественным проявлением западной цивилизации. Основная работа Герберта Маркузе «Одномерный человек». Маркузе считал, что в результате действий государства, господствующих классов и подчиненных им средств массовой информации у людей формируется одномерное видение мира. Черты одномерного человека: 1) ориентация на эффективность производства; 2) искусственное создание развращающих людей потребностей; 3) тождественность технологического и духовного развития. В результате рабочий класс интегрировался в буржуазное общество и перестал быть революционным. Само индустриальное общество Маркузе отождествлял с буржуазным. Борьба с таким
обществом возможна на путях революции сознания, составной частью которого является сексуальная революция. Носителем сексуальной революции является молодежь. Другие носители - это интеллигенция, национальные и религиозные меньшинства, нищие массы третьего мира.

Структурно-функциональный, системный, конфликтологический подходы опираются на идеи Э. Дюркгейма и К. Маркса. Они исследуют структуры и системы общества на макроуровне. Структурный функционализм представляет общества как системы, состоящие из крупных элементов -- подсистем, взаимосвязанных и взаимозависящих друг от друга. Функционалисты анализируют общественные подсистемы -- экономику, политику, право, религию с точки зрения их связей друг с другом и выполняемых в обществе функций.

К функционалистам примыкает теория социального действия, разработанная Т. Парсонсом (1902-1979). Основной проблемой социологии является исследование прпоцессов интеграции социальных систем. Социальная система состоит из взаимодействующих индивидов, каждый из которых является актором (творцом социального действия) и объектом действия других акторов. Любая социальная система является структурой, совокупностью компонентов со стабильными свойствами, и одновременно как процесс, в ходе которого изменяются взаимоотношения между структурами, или сами структуры (статика и динамика системы). Т. о. социальные системы рассматривались как сложные совокупности социальных действий. Парсонс создал обобщенную, абстрактную модель действия человека, назвав ее «единичным (unit)актом», включающим в себя действующее лицо (актора) и ситуационное окружение. Ситуационное окружение действия оказывает влияние на актора через систему символов и знаков, являющихся элементами культуры. Ситуационное окружение действующих субъектов состоит из 4 факторов: 1. биологический организм; 2. личностная подсистема; 3. культурная подсистема; 4. социальная подсистема, обеспечивающих интеграцию общества. Система действия выполняет 4 функции:

1. адаптация - приспособление к среде;

2. целедостижение - определение целей, мобилизация средств и ресурсов для их достижения;

3. мотивация - воспроизводство и поддержание образца (ценности и нормы системы);

4. интеграция - координация и стабильность между частями системы. Каждая из функций соответствует своему организму: биологический - адаптация, личностная - целедостижение и т.д. В процессе взаимодействия личности с другими, личность приходит к ожиданию определенных действий других индивидов в определенных ситуациях. Это ожидание называется экспектацией. Экспектация, направленная на других, и их экспектации, направленные на тебя и окружающих ведут к возникновению определенных правил, норм, образцов поведения, регулирующих поведение человека.

Роберт Мертон (1910-2003 гг.) - американский социолог, видный теоретик структурного функционализма. Он модернизировал теорию структурного функционализма, придал ей более рациональный характер. Он ввел дополнительные категории к описанию «функций». Дисфункция, понятие, характеризующая то, что существующие в обществе институты могут не только поддерживать социальную систему, но и иметь разрушительное действие. Нонфункция - функция, не имеющая большого значения для системы. Явная и латентная (сткрытая) функция - в обществе могут быть функции видные и скрытые, одни могут быть исследованы, а другие - нет (они проявляются косвенным путем). Именно непредвиденные следствия от латентной функции должны быть предметом социологического исследования. Мертон допускал возможность анализа отдельных уровней системы (институтов, групп), для этого были предложены разные уровни функционального анализа. Мертон предложит концепцию теорий среднего уровня. Они не слишком абстрактны и широки и касаются ограниченного круга явлений, например, социология города, социология молодежи. Мертон разработал современную теорию аномии, изучал культуру как совокупность норм и ценностей общества. Считал, что некоторые члены группы могут действовать не в соответствии с общими нормами.

Теория социального конфликта возникла как реакция социологов на широкое распространение структурно-функционального анализа, основанного на утверждение стабильности, устойчивости и порядка в обществе, игнорируя реально существующие социальные конфликты. Современную теорию социального конфликта развивал американский социолог Льюис Козер (р. 1913). Он дополнял теорию Парсонса, считая, что стабильность не может исчерпывать состояние общества. Кроме стабильности необходим и конфликт. В своих работах «Функции социального конфликта» (1956), «Исследования социального конфликта» (1967), Козер выдвигал идею, что социальная система предполагает неравное распределение власти, богатства, статуса. Никогда не существует согласия в отношении справедливости распределения ресурсов. Конфликт возникает из-за попыток отдельных лиц или социальных групп увеличить свою долю ресурсов. Козер исследует положительные функции конфликта в обеспечении порядка в обществе. 1. Функция разрядки напряженности между враждующими группами. 2. Коммуникативно-информационная функция: в результате конфликта люди лучше узнают друг друга. 3. Функция созидания, конструирования общественного объединения, противоборство с общим врагом образует и сплачивает группы. 4. Функция стимулирования социальных изменений. Конфликт препятствует оскудению и стагнации (застою) общественных порядков. Он порождает новые нормы. Наиболее эффективным средством сдерживания конфликта, является выяснение потенциальной силы воюющих сторон: если силы противников оцениваются до наступления конфликта, то интересы могут быть урегулированы без конфликта. Несколько иную цель преследовал немецкий социолог Ральф Дарендорф (р. 1929). В работе «Выход из утопии» (1967) он доказывал, что теория конфликта идет на смену позитивизму. Суть социального конфликта - антогонизм власти и сопротивления. Отсюда власть порождает конфликт. В работе «Очерки по теории общества» (1968) Дарендорф говорит, что причины конфликтов - это неравенство социальных положений, занимаемых людьми. Конфликт -естественное состояние общества, но в цивилизованном обществе надо регулировать конфликты, предупреждать социальные потрясения. Конфликт, по мнению Дарендорфа, появляется тогда, когда группа осознает свои права и социальное положение и требует изменить сложившиеся порядки.

Создателем этой теории считается Джорж Мид (1863-1931). Интеракционизм - взаимодействие. Теория объясняет взаимодействие между людьми при помощи символов. Символы - это язык, жесты, знаки, передающие информацию. Основные тезисы учения: 1. Смысл и символы позволяют людям осуществлять действие и взаимодействие. 2. Сознание человека формируется в процессе социального взаимодействия. 3. В процессе социального взаимодействия люди научаются смыслам и символам, которые позволяют им реализовать свои способности разумных существ. 4. Люди обладают способностями использовать смыслы и символы, исходя из конкретной ситуации. 5. Люди обладают способностью изменять смыслы и символы, исходя из критической оценки результатов деятельности. 6. Сплетающиеся модели действия и взаимодействия создают группы и общества. 7. Общественные структуры не обладают реальностью, а являются продуктом кристаллизации процессов межличностного общения. Социальный мир, по Миду, - это мир значений.. Человек не соотносится с реальностью на прямую, только через использование интерпретивных механизмов. Главная задача процесса взаимодействия, считает Мид, - прояснить как взаимодействие формирует социальную структуру. Социальная структура рассматривается как сеть взаимодействий, которые формируют индивидов. Индивидуальное действие осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации. «Я» индивида состоит из: 1) личностного «Я» (набора спонтанных желаний и потребностей); 2) «Мы» (усвоенные групповые нормы, социальное внутри человека); 3) Акта взаимодействия. Механизм формирования значений - это набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, соотносит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. В ответ он получает истолкование действий другого; определение для себя значений тех или иных действий окружающих. Объект - это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая ему значение. Продолжателем Мида стал Герберт Блумер.

Феноменология (А. Шюц) была основана на "понимании" М. Вебера и феноменологической философии Э. Гуссерля. Феномен - явление. Для феноменологов важна не сущность социального процесса, взаимодействия, а то, какое значение оно имеет для нас, т.е. как он является для нас. Феноменология - наука, интересующаяся явлениями, а не их сущностью. Феноменология является результатом научной деятельности философии, психологии и социологии. В своей книге «Феноменология социального мира» Альфред Щюц обосновывает феноменологию, интересующуюся рефлексией (самопониманием). Рефлексия - объект изучения, цель - изучение жизненного мира. Жизненный мир - это мир, в котором живет обычный человек со своими стремлениями, желаниями, чувствами. Эта, непосредственно данная социальная реальность, и является главным предметом социологии Щюца. В этом мире действия людей имеют субъективный смысл. Поведение человека определяется его собственным субъективным пониманием мира. Ядро феноменологической социологии - то, как человек воспринимает мир. Феноменология интересуется теми основаниями, которые побуждают социолога высказывать свое мнение. Социология стремится изучить собственные основания. Щюц утверждал, что наши знания о мире представляют собой определенный набор типологических конструкций, которые направляют и определяют наше понимание социальных ситуаций, т.е. наше знание о мире направляется определенной матрицей. Критериями, определяющими структуру восприятия, являются: мотивационный, интерпретационный, (который позволяет выявить значимость поступающей к нам информации), и тематический. Правильность критериев подтверждается действиями и словами других индивидов. Обыденное знание, по Щюцу, - это одновременно рациональное и моральное. Рациональное, потому что следует логике, а моральное, потому что отвергает то, что является несоответствием общепринятым представлениям. Социальная реальность - это общая сумма объектов и явлений социокультурного мира, которая предстает обыденному сознанию людей. Главной методологической задачей социологии Щюца является открытие принципов организации повседневной жизни. Социальный мир - это мир конструированный смыслом. Социальным явлениям присущ смысл. Мир является интерсубъективным, т.е. жизненный мир не может создаться одним человеком. Согласно правилам взаимодействия мы принимаем на веру, что: «Я и другой человек одинаково воспринимаем наш общий мир». Самой трудной проблемой социологии Щюц считает проблему выработки объективных понятий, описывающих структуру значения.

Этнометодология (Г. Гарфинкель) изучает то, как люди в сущности развивают "разделяемые значения", т.е. методы, которые используют все участвующие в социальных отношениях, чтобы разобраться в происходящем и сообщить об этом другим, так сказать, "сконструировать" свой социальный мир. Гарфинкель обосновал свою теорию с помощью остроумных экспериментов. Гарфинкель считал, что социальный порядок повседневной жизни очень тонко организован и в то же время очень хрупок: для его уничтожения достаточно прервать повседневные социальные отношения.

Представителями этой концепции являются Джорж Хоманс (род. 1910) и Питер Блау (род. 1918). Основные труды Д. Хоманса: «Человеческая группа» (1950), «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961), «Природа социальной науки» (1967). В своей теории социального обмена Хоманс объединил бихевиоризм, социально-культурную антропологию и утилитарную экономику. Базовая идея теории рассматривает социальное поведение по аналогии с рыночным обменом, т.е. аналогия обмена эквивалентными ценностями. Хоманс выдвинул задачу - вернуть человека в социологию. Он основал теорию необихевиоризма, считая, что принцип объяснения в социологии должен быть психологическим. Исходная единица социологического анализа - элементарное социальное поведение, т.е. непосредственный контакт между индивидами. Социальные институты, человеческое общество складываются из действий человека и анализируются на основе принципов индивидуального поведения и индивидуального действия. Социальное поведение Хоманс рассматривал как обмен материальными и нематериальными ценностями (знаки одобрения или престижа). Люди, которые много дают другим, стараются получать много и от них. Те, кто получают многое от других, испытывают на себе некое воздействие с тем, чтоб отдать тоже многое. Благодаря этому возникает баланс между обменами и равновесие. Каждый человек обладает несколькими способами поведения, он может сам выбрать, каким способом ему отдавать. Задача социологии в том, чтобы изучить соотношение вариантов величин и издержек поведения человека с различными альтернативными моделями действий (обмена). Хоманс предложил рассматривать два уровня поведения: институциональное и субинституциональное. В сложных организациях на уровне институтов действия регулируются более сложными вознаграждениями (социальное одобрение). В объяснение поведения Хоманс вводит понятие подкрепление (поощрение) и социально-экономические награды. Он стремился приблизить социологию к экономике: человек действует рационально и его поступки оцениваются в экономических категориях. По
Питеру Блау, межличностный обмен объясняет в категориях социального конфликта, интеракционизма и функционализма. Блау изучал причины и механизмы возникновения, развития и распада различных типов социальных организаций. Он рассматривал поведение индивида в малой группе и функционирование общества в целом. Для Блау обмен - это определенная ассоциация, включающая в себя действия, которые зависят от получаемых от других лиц вознаграждений и которые прекращаются при прекращении ожидания этих вознаграждений. Согласно принципам обмена, чем большую выгоду человек ожидает от другого, осуществляя деятельность, тем более вероятно, что он будет продолжать осуществлять эту деятельность. Чем большим количеством вознаграждений человек обменялся с другим лицом, тем более вероятно возникновение последующих актов обмена. Компенсация - пусковой механизм социального взаимодействия. Чем более стабильный и сбалансированный характер носят отношения обмена, тем менее сбалансированный и стабильный характер приобретают другие отношения обмена. Теории обмена дали толчок к формированию в политической социологии теорий политического маркетинга, где широко применяются экономические категории для объяснения социально-политических явлений.

ЗАПАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ ХХ ВЕКА

ЛЕКЦИЯ 2

1. Основные научные школы в западной социологии.

2. Макросоциологические теории в западной социологии.

3. Микросоциологические концепции.

В ХIХ в. в центре социологической мысли находилась Западная Европа, с 1920-х гг. – США. Концепция американской социологии представляет собой социологический плюрализм. Упор был сделан на конкретные, прикладные исследования. Однако рассматривались и глобальные проблемы, которые мы и рассмотрим в начале лекции.

Первой академической школой в США была Чикагская школа , которая занимала доминирующее положение в социологии в 1915 – 1935 гг. Она сложилась на базе социологического факультета Чикагского университета, возглавлявшегося Албионом Вудбери Смоллом (1854-1926) с 1892 г. Подготовительный период Чикагской школы был связан с деятельностью так называемой «большой четверки» – А.В. Смолла, Д. Винсента, Ч. Хендерсона, У.А. Томаса. В 1892 г. началось издание первого в стране социологического журнала «Американский журнал социологии» («American Journal of Sociology»). В 1905 г. Смолл стал одним из организаторов Американского социологического общества и был много лет его председателем. Областью его научного интереса была концепция социального процесса. Базой социального процесса, по мнению Смолла, является деятельность группы, которая основывается на элементарных человеческих интересах. Они направлены на здоровье, благосостояние, общение, познание, красоту и справедливость. Неизбежность конфликта этих интересов способствует динамике процесса. Социология должна давать практические рекомендации в форме «социальной технологии», способствовать совершенствованию социальных институтов.

Заслугой Смолла как декана факультета и главного редактора журнала было установление тесных связей с городским правлением Чикаго и его административными службами. Социологи убедили руководство города, что решение острейших проблем Чикаго невозможно без социологического анализа, без учета альтернативных решений, без проработки последствий этих решений. Поэтому социологи изучали жизнь этнических групп эмигрантов в США (японцев, чехов, итальянцев, шведов, немцев, евреев, китайцев, эстонцев, финской общины в Мичигане); положение чернокожих американцев и отношение к ним; девиантное и маргинальное поведение, исследовавшееся на примере суда для несовершеннолетних, тюрем, бродяжничества, психических заболеваний, религиозных сект; социологию семьи, молодежи и пола. Еще одно направление исследований Чикагской школы – формирование общественного мнения и эффективность социальных процессов в условиях урбанизации. Активно исследовались СМИ, коллективное самовыражение и культурные изменения как результат деятельности газет, религиозных организаций, кино, радио. Кроме того, Чикагская школа развивала корпоративную разновидность либерализма как свою основную социально-философскую концепцию.



Деятельность Чикагской школы можно разделить на три периода. Первый продолжался с основания школы до Первой мировой войны. К нему относились А.В. Смолл, Д. Винсент, Ч. Хендерсон, У.А. Томас, Ф.В. Знанецкий и др.

Широкую известность приобрела пятитомная работа первого периода Чикагской школы – «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1920), авторами которой были У.А. Томас и Ф.В. Знанецкий. Уильям Айзек Томас (1863-1947) сформулировал свою концепцию социальной ситуации. Данная ситуация состоит из объективных условий, заложенных в существующих социальных теориях и установках, установок индивида и группы, определения ситуации индивидом. В «Польском крестьянине» Томас исследовал систему социальных установок и показал, что конфликты возникают, когда социальные установки индивида не совпадают с групповыми ценностями. Он выделил несколько типов побудительных желаний человека: необходимость нового опыта, обеспечение безопасности, стремление к стабильности, потребность в признании себя со стороны окружения и жажда господства. Определение ситуации на групповом уровне дает представление о нормах и законах, определение же ситуации на индивидуальном уровне – о приспособленности, конформности индивида. В связи с этим У.А. Томас и Ф.В. Знанецкий рассмотрели типологию личностей с точки зрения их социальной адаптации. Они выделили мещанский тип (отличается традиционностью установок), богемный (нестойкие и несвязные установки, но общая степень адаптации высокая), творческий (легкомысленный, но играет самую важную роль в социальном прогрессе, поскольку способен на инновации и изобретения, на лучшее «определение ситуации»).

Флориан Витольд Знанецкий (1882-1958) считал предметом социологии социальные системы. Он выделил следующие – социальные действия, социальные отношения, социальные личности, социальные группы. Знанецкий считал для социолога необходимым учитывать «человеческий коэффициент», подразумевая под этим требование принимать во внимание точки зрения индивидов, участвующих в социальной ситуации. В более широком плане этот принцип понимается как рассмотрение социальных явлений в качестве результата сознательной деятельности людей. По мнению Знанецкого, основой для теоретических выводов могут служить только эмпирические данные, в особенности те, которые позволяют учитывать человеческий коэффициент. В «Польском крестьянине» совместно с Томасом Знанецкий применил биографический метод. Он заключается в сборе и обобщении материалов, отражающих участие человека в социальных событиях и отношение к ним. Были проанализированы переписка между семьями, уехавшими в США и оставшимися в Польше, автобиографии эмигрантов, дневники, воспоминания. Они обеспечивали учет субъективной точки зрения обследуемых.

Второе поколение Чикагской школы сформировалось между Первой мировой войной и серединой 1930-х гг. Лидерами в это время были Р. Парк и Э. Берджесс. Основными проблемами стали процессы урбанизации, социология семьи, социальная дезорганизация. Большую известность приобрела книга Р. Парка и Э. Берджесса «Введение в науку социологии».

Роберт Эзра Парк (1864-1944) считается идейным вдохновителем Чикагской школы. В Чикагский университет пришел только в 1913 г., с 1925 г. являлся президентом Американского социологического общества. Широко известны его работы «Иммигрантская пресса и ее контроль», «Город». Социология, по мнению Парка, должна изучать образцы социального поведения, формирующиеся в результате развития общества. Последнее предстает как организм и «глубоко биологический феномен». В основе его социального развития лежит биотический уровень, а более высоким стал социальный (культурный). Движущей силой развития общества является конкуренция, которая по мере перехода от первого ко второму уровню принимает разные формы: от борьбы за выживание через конфликт и адаптацию к ассимиляции. Социальная эволюция проходит 4 стадии и любой социальный организм имеет четыре соответствующих порядка: экологический (пространственное, физическое взаимодействие), экономический, политический и культурный. По мере продвижение к культурному порядку усиливаются социальные связи, ограничивается свобода конкуренции, сдерживается биотическая стихия, и наоборот, общество достигает «соревновательной кооперации и согласия». Поэтому общество рассматривается как взаимодействие. Социализация индивидов («социальных атомов») становится основой деления общества на биотическую основу и социальную надстройку. На макроуровне общества биотические силы проявляются в экологическом порядке, пространственном размещении социальных институтов, на микроуровне – в способности человека к передвижению, в пространственном взаимодействии, в миграции. Надстройка общества, по Р. Парку, – экономический, политический и культурный порядок – представляет собой «организацию контроля» индивида через экономические законы, право, нравы, обычаи. Поэтому общество есть, прежде всего, контроль и согласие. Социальные же изменения связаны с изменением моральных норм, индивидуальных установок, сознания. Эти изменения начинаются на биотическом уровне как пространственная, а затем социальная мобильность. Социальные перемещения, изменения социоэкономического статуса являются предметом изучения теории социальной дистанции Парка. Он сформулировал понятие маргинальной личности как индивида, находящегося на стыке социальных групп, либо на периферии общества. Социальная экология Р. Парка стала теоретическим обоснованием прикладных исследований по изучению локальных сообществ в Чикаго. Содержание теории Парка изложено в работах «Социальная экология», «Человеческая природа и коллективное поведение», «Социология и современное общество».

Вместе с Парком теорию социальной экологии развивал Эрнст Берджесс (1886-1966). С 1934 г. он являлся президентом Американского социологического общества. Основными его интересами были проблемы урбанизации, социальных патологий в городской среде, социализации личности, семьи и общины.

Понятие социологии города связано с Берджессом и Парком. Город рассматривался ими как естественная социологическая лаборатория, в которой можно изучать человеческую природу и содержание общественной жизни. Городская общность предстала как сложная мозаика различных социальных групп, каждая из которых имела определенную территориальную зону. Пространственно город представлял собой совокупность концентрических зон, каждая из которых принадлежит к особой социальной группе. Изменение в соотношении сил между группами приводит к переделу городской территории. Методами исследования были сбор статистической информации, картографирование, интервью и включенное наблюдение. На основе разработанной Э. Берджессом «Карты социальных исследований города Чикаго» (1923-1924) было выделено 75 естественных зон и более 3000 локальных сообществ, которые затем и исследовались. Гипотеза проверялась, в частности, по материалам переписи населения. На основе переписей 1930 и 1934 гг. социолог разработал классификацию районов Чикаго, которая сохраняет свое значение до сего дня. В середине 1930-х гг. Э. Берджесс покинул Чикагский университет, а школа потеряла монополию на определение путей развития социологии в США.

Третье поколение Чикагской школы (середина 1930-х – начало 1950-х гг.) связано с деятельность Уильяма Огборна (1886-1959). Он был деканом социологического факультета с 1937 по 1951 г., в 1929 г. избирался президентом Американского социологического общества. Основной его работой стала книга «Социальные изменения» (1922). Главной заслугой Огборна стало выведение социологии с местного на общенациональный уровень, ведущие правительственные ведомства стали заказывать социологам научные исследования. У. Огборн занимался теорией социальных изменений . Он считал, что материальная культура изменяется быстрее, чем нематериальная (адаптивная) культура. Причинами этого являются небольшое количество изобретений в области адаптивной культуры и препятствия со стороны группы адаптивным изменениям. В целом эта теория положила начало формированию концепции технологического детерминизма.

Третье поколение представлено также Эвереттом Хьюзом, Самуэлом Стауффером, Луисом Виртом (1897-1952). Известность ему принесла работа «Гетто», посвященная судьбам еврейских эмигрантов. Он продолжил разработку социологии города, выдвинув в конце 1930-х гг. понятие городского образа жизни. Оно формируется под влиянием специфики городского поселения: большая численность и высокая концентрация населения, социальная неоднородность. Городской образ жизни противопоставлялся традиционному, общинному. Общение горожан, по мнению Л. Вирта, носит поверхностный, формальный, анонимный характер. Личные связи (семейные, соседские, дружеские) распадаются, социальная сплоченность и социальные контроль ослабляются. Такая ситуация приводит к социальной дезорганизации, с одной стороны, и к сегментации личности, с другой. Человек не может проявить себя как многогранная индивидуальность в общении с другими, не может воспринимать других людей в этом качестве. Однако дальнейшие исследования в этой области не подтвердили правильность выводов Вирта.

Четвертое поколение исследователей Чикагской школы работали во второй половине ХХ в. Его лидерами являются Герберт Блумер и Моррис Яновиц.

Чикагская школа действует до сих пор. Итак, в результате Чикагская школа сформировала интегративную программу проведения исследований, которая стала важным этапом в становлении социологии как науки.

Франкфуртская школа – это одно из наиболее влиятельных и известных движений в неомарксизме. Она оформилась в 1930-е гг. на базе Института социальных исследований при университете во Франкфурте-на-Майне (Германия). С 1931 г. этим институтом руководил Макс Хоркхаймер (1895 – 1973) . Он организовал издание «Журнала социальных исследований». После установления нацистского режима большинство ученых эмигрировали. Центр Франкфуртской школы располагался сначала в Женеве, затем в Париже, а с 1939 г. в США при Колумбийском университете. После окончания Второй мировой войны институт вернулся в ФРГ, во Франкфурт-на-Майне. Главными теоретиками школы были М. Хоркхаймер, Теодор Адорно, Эрих Фромм, Герберт Маркузе, Юрген Хабермас. Влияние школы возрастало с 1940-х до начала 1970-х гг. Как структурное подразделение школа была расформирована в 1969 г.

Ученые Франкфуртской школы назвали свой метод «имманентной критикой» («критическая теория общества»), занимались разработкой проблематики отчуждения и рациональности («рационализации»), восходящей к М. Веберу, но получившей оригинальную трактовку. Ученые изучали период «позднего капитализма», который характеризуется «фашизацией», вне зависимости от того, существует ли в стране фашистский режим или нет.

М. Хоркхаймер, который совместно с Т. Адорно написал «Диалектику просвещения» (1947), отмечает, что западноевропейский буржуазный разум стал «сумасшедшим». Произошло это на почве изначального противопоставления его природе как воли к власти. Буржуазный разум подавлял все «природное» в самом человеке и вне его, культура западного мира была основана на господстве человека над природой. Такое положение неизбежно приводит к авторитаризму в отношениях и между людьми. Авторитаризм в культуре в конечном итоге служит, с одной стороны, появлению новых форм эксплуатации и подавления человека, к пассивному подчинению индивида власти. С другой стороны, определенная часть индивидов стремиться к господству над другими любой ценой. Эволюция человечества предстает как история «неудавшейся цивилизации». История Запада – это патологический процесс усиливающегося безумия и утраты индивидуальной свободы в «фашизоидном капитализме» и откровенном фашизме. Основными задачами «критической теории» Хоркхаймер видел «теоретическую рефлексию» социальной обусловленности предпосылок этой теории, радикальную критику всяких проявлений угнетательского, бесчеловечного «позднекапиталистического общества», обращая внимание и на социально-экономическую, и на культурную сферу, особенно в массовой культуре. Решающую роль в борьбе обществом должен был сыграть пролетариат, но после утверждения режима Гитлера в Германии Хоркхаймер разочаровался в этом классе. Свои надежды он стал возлагать на «критически мыслящую» интеллигенцию. С одной стороны, ее появление и качества обусловлены тотальностью общества, с другой, интеллигенция свободна от этой тоталитарности в силу своей способности критически мыслить.

Теодор Адорно (1903-1969) занимался изучением социальных антагонизмов капиталистического общества, обращая внимание на конкретные явления, в частности на музыку. В работе «Социальная критика и радиомузыка» он отмечает, что современная западная музыка моделирует отчуждение человека от общества, выполняя тем самым идеологическую функцию. Однако культурные деятели отражают в своем творчестве, может и не желая этого, неразрешенные противоречия общества. Под авторитаризмом ученый понимал режим с политической монополией единственной партии, отсутствием оппозиции, ограничением или подавлением свободы. Основным типом личности в таком обществе является авторитарная личность. Она характеризуется консерватизмом, потребностью в иерархии и уважением силы, негибкостью, стереотипным стилем мышления, враждебностью и агрессией, недоверием по отношению к другим индивидам. Такой тип личности встречается и в демократических странах, например в США.

Герберт Маркузе (1898-1979) в США издал работу «Разум и революция: Гегель и подъем социальной теории» (1941). После окончания Второй мировой войны остался в США, сотрудничал с Колумбийским и Гарвардским университетами в качестве эксперта по советскому марксизму. В работе «Советский марксизм» (1958) он определили соцреализм как гармонистическую эстетику, основанную на ложном понимании того, что социальные противоречия уже преодолены. Подлинное же искусство должно содержать негативные, критические элементы. Наиболее известной его работой стала книга «Одномерный человек: исследования идеологии развитого индустриального общества». «Одномерность» сознания человека зависит от подавления многомерной диалектики разума и реальности, которая характерна для негативных философий Г. Гегеля и К. Маркса. У «одномерного человека» отсутствует критичность, отрицание репрессивности современного мира. Поэтому современный человек не участвует в акциях протеста, которые легко подавляются буржуазными культурными механизмами, индивид легко воспринимает рациональность западного мира, видит личное счастье в примитивном наслаждении. Либерализм маскирует, по мнению. Г. Маркузе, «фашизоидную сущность» капиталистических стран. Советское же общество тоталитарно. Марксистский подход Г. Маркузе с культурных и эстетических позиций изменил представление об этом учении как о концепции экономического детерминизма.

Широкую известность Эриху Фромму (1900-1980) принесла книга «Бегство от свободы» (1941). В ней он анализирует развитие свободы и самосознания индивида со Средневековья по настоящее время. Общество, по мнению Фромма, не только подавляет индивида, но и творит его. Люди любого общества, несмотря на все различия, имеют в своих психологических свойствах нечто общее, что называется социальным характером. Социальный характер – это то, что присуще большинству членов одной и той же культуры. Его функция заключается в том, чтобы направлять и формировать человеческую энергию внутри данного общества. Поэтому социальный характер рассматривается как фактор стабилизации общества. Фромм выделил непродуктивные и продуктивные типы социального характера. Непродуктивные типы – это воспринимающий, эксплуататорский, накопительский и рыночный, они основываются соответственно на негативных психологических механизмах: мазохистском, садистском, деструктивном и конформистском. В основе же продуктивных типов лежат любовь, вера и ориентация на бытие.

Одной из центральных тем в творчестве Э. Фромма является проблема отчуждения. Современное ему общество характеризуется тотальным отчуждением, поэтому оно превращается в «цивилизацию манипулируемых масс». Невозможно понять функционирование и развитие общества без анализа его негативных функций. Именно поэтому ученый большое внимание уделил анализу «бессознательного». Благодаря ему общество еще не поглотило индивида, хотя в нем господствует «логика навыворот», когда всеобщий самообман воспринимается членами общества как всеобщая правда, ненормальность кажется нормой, а болезнь – здоровьем. Кризисы индустриальной системы вызываются экономическими и психологическими противоречиями самого общества. Фромм определил, что необходимо для изменения такого общества: демократия участия в индустрии и политике, замена бюрократического способа управления гуманистическим, переход к здоровому потреблению.

Юрген Хабермас (р. 1929) представлял второе поколение Франкфуртской школы. Наиболее фундаментальным достижением социолога считается разработка им теории социальной коммуникации. Он ввел понятие «коммуникативные способности». Истинной рациональности, по мнению Хабермаса, можно добиться при наличии условий, отвечающих идеальным коммуникативным ситуациям. В такой ситуации все стороны имеют одинаковые возможности для вступления в диалог и отсутствуют ограничения и идеологические искажения. Хабермас признавал, что современное индустриальное общество поддается исправлению, альтернатива капитализму отсутствует. Основная его проблема в том, что сделан упор на манипулирование и контроль, а не на понимание и коммуникацию.

Итак, социально-философская концепция Франкфуртской школы сыграла значительную роль в идеологическом оформлении движения «новых левых». Ученые показали опасности, стоящие на пути капитализма, и проанализировали недостатки социалистического пути развития. Наиболее ценной для сегодняшней науки стала разработка ими принципов гуманистического существования современного мира.

Таким образом, мы познакомились с крупнейшими социологическими школами в западной науке и можем перейти к подробному анализу макросоциологических теорий.



Анатомические патoлогии