Архитектурный облик древней руси. Презентация для урока мхк "архитектурный облик древней руси" Презентация на тему архитектурный облик др руси

«Живопись Древней Руси» - 4. Праздничный. Данную икону написал Симон Ушаков. Каков вид иконы Богоматери, прижимающей ребёнка к себе? Панагия. Лик умиление. Иконы. Спас Ярое око – икона середины 14 века. Цели урока: Богоматерь Оранта (Знамение). Рублёв «Троица». Фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде. 1199.

«Архитектура Руси» - 4. 3. А злато везде пресветло блистает, Царский дом быти лепота являет… Настроены ли Вы узнать что-то новое на уроке? Церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде. Покровский собор (Собор Василия Блаженного) Мастера Барма и Постник. По какой ты скроена мерке? Церковь Вознесения в селе Коломенском (1532г).

«Князь Владимир» - Укрепление княжеской власти; Укрепление международного авторитета Киевской Руси; Походы Владимира Святославовича Архитектура периода крещения Руси. Князь Владимир. Летописцы подразделяют время правления Владимира на два периода: Владимир – язычник и Владимир – христианин. «Путаница». Владимир Святославич – младший сын князя Святослава и ключницы княгини Ольги Малуши.

«Культура Руси» - Летописи. Новгород. Фольклор. Два культурных потока: Литература. Закрепление. Получив добро, помни, а сделав, забудь. Главы Софийского собора. Школьная лекция. Крестово-купольный стиль. План лекции. Кто хочет другими управлять, пусть сначала научится владеть собою. Важнейшие из летописей: Рана от верного друга достойнее, чем поцелуй врага.

«Зодчество Древней Руси» - Часовня Михаила Архангела, XVII-XVIII в. Еще в XVIII в. памятники древнерусской архитектуры обычно называли готическими. Русиновы - богатая купеческая семья XVII века. Кубом называют сложную форму покрытия, напоминающую четырехгранную луковицу. Прекрасный образец народного строительного искусства. Деревянное зодчество Древней Руси.

«Древнерусское государство» - Перун. Мокошь. Торговые и завоевательные походы. А) Начало XI в. Б) Начало XII в. В) Вторая половина XII. Собст дружина. Покорил кривичей. Б. Средняя Азия. Предпосылки создания Древнерусского государства. Собирали дань. Идол. Угадай бога. Образование Древнерусского государства. Север. Стрибог. Присоединил древлян, северян и радимичей.

Всего в теме 39 презентаций


Какое отношение эпиграф имеет к теме урока?

О, я хочу безумно жить!

Все сущее увековечить,

Безличное - вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить.


  • По Ветхозаветному преданию, Господь, явившись Моисею, научил его, как строить храм.
  • В основании храм имеет крест или корабль (церковь, как корабль спасает в житейском море).
  • Храм снаружи увенчан куполами (1 -33).
  • Венчает купол крест.



Внешний цвет храма

  • нередко отражает его посвящение - Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику. Так, например:
  • Белый - храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня
  • Голубой - в честь Пресвятой Богородицы
  • Красный - посвященный мученику (мученикам)
  • Зелёный - преподобному
  • Жёлтый - святителю

По церковной символике, купол указывает христианам необходимость стремления от земного к небесному. Православные храмы строятся с нечетным числом куполов. Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной церкви. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

  • Одноглавый храм купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения. Одноглавые храмы строились чаще всего в домонгольскую эпоху и являлись символом Единого Бога и совершенства творения (церковь Покрова на Нерли, церковь Святого Духа в Троице-Сергиевской Лавре Двуглавый храм два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую). Трехглавый храм три купола символизируют Пресвятую Троицу, не всегда могут быть Троицкими (например, Георгиевский собор Юрьевского монастыря в Великом Четырехглавый храм. четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

  • Пятиглавый храм пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов. Большое распространение на Руси получили пятикупольные храмы, причем строительство их велось как в древности, так и в наши дни. Один из куполов, как правило, возвышается над остальными, что символизирует собой Иисуса Христа и четырех евангелистов. Иногда изначально пятиглавый собор после перестройки мог превратиться в шестиглавый (Софийский собор в Новгороде), впрочем, как и появиться из трехглавого ранее собора. Причинами таких перестроек становились, как правило, обветшание и пожар. Пятикупольные храмы строятся и в последнее время, таким, например, стал храм Христа Спасителя, недавно возрожденный в Москве.

  • Семиглавый храм семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей. Девятиглавый храм девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников. Тринадцатиглавый храм тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15-18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма. Тридцать три главы - число земных лет Спасителя.

Софийский храм в Киеве.

  • Форма купола имеет особое значение:
  • шлемовидная – символ борьбы церкви с силами зла, борьбы с врагом,
  • луковичная – символ пламени свечи.

Храм Василия Блаженного.

  • «…Дарова Иоану III бог дву мастеров по реклу Посника и Барму…» и воздвигнут был храм в честь взятия Казани. Красоту и славу символизирует он.

  • Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.

Цвет купола.

Золото – символ небесной славы,

Синий со звездами – посвящен Богородице,

Зеленый – цвет Святого духа.

  • Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.
  • В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.

  • В 1328 году княжение окончательно перешло к Москве, Русь объединялась, и это сформировало новый общерусский архитектурный стиль. Началась колоссальная перестройка Московского Кремля и создание нового городского ансамбля.
  • Москва выписывает из Твери, Пскова, Ростова лучших зодчих и обращается к иноземным мастерам.

Церковь Покрова в Филях.

  • Традиционное пятиглавие означает самого Христа и четырех евангелистов. Центральная глава возносится над всеми остальными.

Церковь в Никитниках.

  • Органическая связь с природой характерна для древнерусского зодчества.
  • Новый необычный стиль появляется в творениях русских зодчих.

Надвратная церковь Иоана Предтечи.

  • В результате творческого общения формировалась новая общерусская архитектурная школа .

Материалы

  • https://ru.wikipedia.org/
  • http://artwwworld.org.ua/Istorija_iskusstv/Iskusstvo_srednevekovoj_Rusi
  • historicus.ru

Итак, начинаем наше увлекательное путешествие. История Руси данного периода насыщена множеством исторических событий. Давайте вспомним их. Какое влияние оказала византийская культура на культуру Древней Руси?

Ученики: Она внесла огромный вклад в духовное (культурное) и нравственное развитие Древней Руси., повлияла на все сферы жизнедеятельности древнерусского государства(музыка, архитектура, литература, живопись и т.д), определила основные пути их развития. Учитель: Под влиянием какого исторического события это произошло? Ученики: под влиянием принятия крещения на Руси. Учитель: В каком году произошло крещение Руси?При каком князе? Ученики: при князе Владимире, в 988 г. Учитель: Каковы причины христианизации Руси? Ученики (совместно с учителем дают полный ответ): Во-первых, Киевский князь стал равным среди всех христианских монархов Европы. Это принципиально изменило и сам статус Древнерусского государства. Во-
вторых, на Киевского князя византийская религия распространяла представление как о помазаннике божьем. В-третьих, правящий класс получал идеологию для укрепления своей власти. В-четвёртых, восточные славяне получили обоснование единства Древнерусского государства. В-пятых, принятие христианства дало толчок развитию культуры (письменности и образования).
Учитель: Молодцы,ребята! Именно эти исторические события того времени повлияли на развитие архитектуры Руси. Но сегодня наша основная задача – рассмотреть особенности древнерусской архитектуры. С принятием православия на Русь пришёл и новый стиль строительства. Посмотрите на храмы, что в них общего? (Слайды 4-10) Ученики: У всех есть купола, кресты на куполах, в плане храмы тоже по-видимому имеют крест, они построены из камня. Учитель: Все верно, можно сделать вывод, что новые постройки относятся к единому типу храма - крестово-купольному. Как вы это понимаете? Откуда было заимствовано такое композиционное построение соборов? Ученики: такое композиционное построение соборов было заимствовано из Византии, крестово-купольный храм- это храм, в основании которого крест, а увенчан этот храм куполом. Учитель: Молодцы ребята! Но дадим более научное определение данному понятию, запишите его в тетрадь и сделайте чертеж. (Слайд 11-Определение Крестово-купольного храма и план) Об архитектуре Древней Руси мы можем судить в большей степени лишь по сохранившимся каменным постройкам. Как вы думаете, почему? Ученики: Из-за того, что многочисленные пожары уничтожили многие памятники деревянного зодчества. Учитель: Верно, нонесмотря на это деревянное зодчество заслуживает особого рассмотрения. На Руси в те времена строили деревянные здания, и только самые важные события находили отражение в каменном зодчестве. Строили их мастера греки, приезжавшие из Византии целыми артелями.

Первая церковь, заложенная в Киеве в 989г., в народе называлась Десятинной, (Слайд 12) т.к. князь Владимир сам отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание и велел всем верующим делать то же самое. При ней была собрана богатейшая библиотека, монахи работали над составлением летописания и жития святых. Церковь простояла два века и была разрушена монголо-татарскими завоевателями. Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством самого величественного и значимого русского храма – собора святой Софии в Киеве. (София – премудрость Божья). (Слайд 13-14) Что вы уже знаете об этом соборе, что можете сами о нем рассказать? Ученики: Он построен при Ярославе Мудром. Учитель: Киевский собор – образец византийского стиля на Руси. Это пятинефный крестово-купольный храм. Стены собора выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем – плинфой, чередующимися с розовой цемянкой – раствором извести, песка и толченого кирпича. Сочетание серого и красного цветов с розоватым оттенком придавало зданию особую нарядность. Первоначально храм венчали 13 куполов. Число глав (куполов) в древнерусской архитектуре имело глубокий символический смысл. Ребята, как вы считаете, что символизировали 13 куполов, венчающих храм? Ученики: Двенадцать куполов напоминают об апостолах (учениках Иисуса Христа), купол, находящийся в центре, символизирует самого Христа. Учитель: Верно, ребята,Одиннадцатый век еще называют веком Трех Софий. Одновременно один за другим строились храмы святой Софии в других городах. Кто знает, в каких? Ученики: Новгороде и Полоцке. Учитель: Молодцы, верно в Новгороде и Полоцке. Хотя они и возводились по образцу “старшей сестры” местные строительные особенности преобразили их до неузнаваемости. К сожалению, Полоцкая София была полностью разрушена в 13 веке. А перед вами - храм Святой Софии новгородской .(Слайды 15-16). Какое впечатление оказывает этот собор на ваши мысли, чувства? Ученики: Он необычайно красив и монолитен! Всё архитектурное сооружение дает ощущение защиты и спокойствия. Учитель: Какие ассоциации вызывает у вас его художественный образ? Ученики: Ассоциация с крепостью, нерушимой опорой! Учитель: Что нового вы видите в облике храма? Как изменилась роль храмов? Ученики: Нового: 5 куполов, сгруппированных в центре, Глубокие, длинные проемы окон. По-видимому храм играл роль- место защиты. Учитель: Сравните собор Святой Софии в Новгороде и одноименный храм в Киеве. (Слайд 17) Какие отличительные особенности новгородского храма вы можете назвать?

Ученики(совместно с учителем): По своему композиционному построению она близка к киевской. Мы опять видим пятинефное крестово-купольное сооружение, но есть и свои особенности 5 куполов, сгруппированных в центре. Глубокие, длинные проемы окон в сочетании с гладкими стенами и лопатками делают храм выше, монолитнее. Учитель: Как вы думаете, почему собор святой Софии в Киеве стал образцом для многих русских храмов? Ученики:Учитель: Спасибо,ребята, за ответы, Вы все говорите правильно! Прошу обратить внимание, появление трех однотипных в своей основе Софийских соборов подчеркивало политическое и культурное единство Руси, духовную связь с Византией.А сейчас давайте снова вернемся к истории. Что произошло с Киевской Русью в 12 веке? Ученики: Феодальная раздробленность. Учитель: Верно, мы с вами знаем, что Киевская Русь распадется на 14 княжеств. Что характерно для этого периода? Ученики: войны. Учитель: Как вы думаете, повлияет ли постоянная вражда между княжествами на развитие архитектуры того времени? Каким образом? Ученики: да, повлияет, как нам известно в то времяразвиваются местные школы каменного зодчества. Учитель: Молодцы ребята, стоит отметить, что наиболее яркой, значимой стала Владимиро-Суздальская школа. Примером синтеза архитектуры и скульптуры в Древней Руси является Дмитриевский собор во Владимире. Рассмотрите его. (Слайды 18-19) Какое впечатление оказывает на вас этот собор? Ученики: Это прекрасное произведение искусства, первое что бросается в глаза- богато декорированный фасад. Со всех четырех сторон стены покрыты роскошным декором. Он блещет поразительной красотой спокойных и мужественных стройных пропорций и торжественностью своего резного убора.Смотришь на этот храм, и наслаждаешься всей красотой внешнего облика. Учитель: Великолепно, ребята! По размеру этот храм небольшой, он строился как домовая церковь княжеской семьи. Снаружи его стены украшены уникальной белокаменной резьбой. Рельефы Дмитровского собора, так много говорившие его современникам, спустя столетия превратились в непостижимую тайну, неразгаданную до сих пор. Собор можно сравнить с книгой, составленной более чем из 1000 резных камней, в которых прочитаны лишь отдельные слова. Посмотрите, что изображено на фасадах? (Слайд 20) Ученики: На фасадах изображены ангелы, люди, звери, птицы, деревья, травы. Учитель: Правильно, но помимо этого,особенно часто изображены львы, волки, грифоны. Есть изображения Геракла, Всеволода Большое Гнездо с сыновьями и еще множества людей. Исследователи отмечают, что в декоре собора угадывается идея Небесного града. Храм посвящён Дмитрию Солунскому, духовному покровителю Всеволода Большое Гнездо.

Класс: 10

Цель урока : формирование представлений об особенностях архитектуры Древней Руси домонгольского периода.

Задачи урока :

  • познакомить учащихся с изменениями, происходящими в русской культуре и искусстве, их причинами;
  • на примере храмов учить детей использовать метод сравнения для определения общих черт и различий в зодчестве данного периода;
  • воспитывать уважения к культурному наследию нашей страны;
  • учить рассуждать и размышлять об артефактах.

Оборудование: Мультимедийный проектор; презентация по теме, изображения храмов: Святой Софии в Киеве, Новгородского Софийского собора, Десятинной церкви; Дмитриевского собора и храма Покрова Богородицы.

Тип урока – урок изучения новой темы; виртуальная экскурсия по Древней Руси

План драматургии урока:

  1. Экспозиция: сценка.
  2. Завязка: определение темы урока, первое знакомство с особенностями зодчества Древней Руси. Зрительный ряд. Создание проблемной ситуации.
  3. Формулировка проблемы: причины появления нового стиля в архитектуре.
  4. Разработка: поиск ответа на вопрос «В чем своеобразие древнерусского зодчества 10-12 веков?»
  5. Кульминация: историческая обусловленность развития архитектуры Древней Руси, её общие черты.
  6. Развязка: рефлексия, впечатления участников урока.
  7. Последействие…

Ход урока

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Добрый день уважаемые члены жюри! Начинаем наш урок.

2. Экспозиция.

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о том виде искусства, которое является самым долговечным. Как вы думаете, что это?

Учитель: Правильно, самые долговечные творения рук человеческих – это архитектурные сооружения. Именно по ним можно проследить, какими материалами, какими техническими приемами пользовались древние строители, как украшали свои постройки…

Наше занятие сегодня пройдет несколько необычно, мы с вами отправимся на виртуальную экскурсию, и не только в пространстве, но и во времени. Я буду вашим экскурсоводом. А сейчас определите, в какое время и в какие земли нам предстоит отправиться.

Внук: Деда, а, правда, ты князя видел?

Дед: Истинная правда, внучек. Видел, вот как тебя. Только говорить с ним не мог.

В.: Деда, а, правда, раньше красивые столбы в селениях стояли, и люди все им поклонялись?

Д.: И это правда, внучек. Когда начал Владимир один княжить в Киеве, поставил он кумиры на холме: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргала, и Мокоша. Приносили им жертвы, называя их богами. И приводили к ним своих сыновей и дочерей.

В.: А где же они сейчас? Что с ними стало?

Д.: В год 6495 направил князь послов своих в разные страны испытать веру их. Они же отправились, а, вернувшись, так сказали: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища; и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве.»

3. Завязка.

Учитель: Догадались ли вы, в какое время и куда мы отправляемся?

Кто помнит, в каком году Русь приняла христианство? (988г. при князе Владимире)

Итак, сформулируйте тему нашего занятия. «Архитектурный облик Древней Руси». Откройте свои тетради, запишите дату 9 февраля и тему урока.Сегодня мы рассмотрим не исторические события, связанные с принятием христианства, а обратим внимание на те изменения, которые произошли в культуре и искусстве Руси после ее крещения.

4. Постановка проблемы.

Задача нашей экскурсии - выделить и сформулировать особенности древнерусского зодчества, источник происходящих перемен в архитектурном облике Древней Руси. На доске и у вас на партах есть страничка архитектурного словарика, где вы можете не только узнать названия некоторых декоративных элементов зданий, но и понять их значение.

Ну что ж, оправляемся на экскурсию.

5. Разработка.

С принятием православия на Русь пришёл и новый стиль строительства. Посмотрите на храмы, что в них общего?

(У всех есть купола, кресты на куполах, в плане храмы тоже имеют крест, они построены из камня).

Все верно, можно сделать вывод, что новые постройки относятся к единому типу храма - крестово-купольному. Как вы это понимаете? Откуда было заимствовано такое композиционное построение соборов?

На Руси в те времена строили деревянные здания, и только самые важные события находили отражение в каменном зодчестве. Строили их мастера греки, приезжавшие из Византии целыми артелями.

Первая церковь, заложенная в Киеве в 989г., в народе называлась Десятинной, т.к. князь Владимир сам отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание и велел всем верующим делать то же самое. При ней была собрана богатейшая библиотека, монахи работали над составлением летописания и жития святых. Церковь простояла два века и была разрушена монголо-татарскими завоевателями.

Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством самого величественного и значимого русского храма – собора святой Софии в Киеве. (София – премудрость Божья). Что вы уже знаете об этом соборе, что можете сами о нем рассказать? (Построен при Ярославе Мудром)

Учитель: Киевский собор – образец византийского стиля на Руси. Это пятинефный крестово-купольный храм. Стены собора выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем – плинфой, чередующимися с розовой цемянкой – раствором извести, песка и толченого кирпича. Сочетание серого и красного цветов с розоватым оттенком придавало зданию особую нарядность. Первоначально храм венчали 13 куполов. Число глав (куполов) в древнерусской архитектуре имело глубокий символический смысл. Ребята, как вы считаете, что символизировали 13 куполов, венчающих храм?

(Двенадцать куполов напоминают об апостолах (учениках Иисуса Христа), купол, находящийся в центре, символизирует самого Христа.)

Одиннадцатый век еще называют веком Трех Софий. Одновременно один за другим строились храмы святой Софии в других городах. Кто знает, в каких? (Новгороде и Полоцке) Хотя они и возводились по образцу “старшей сестры” местные строительные особенности преобразили их до неузнаваемости.

К сожалению, Полоцкая София была полностью разрушена в 13 веке. А перед вами - храм Святой Софии новгородской.

Какое впечатление оказывает этот собор на ваши мысли, чувства?

Какие ассоциации вызывает у вас его художественный образ?

Что нового вы видите в облике храма? Как изменилась роль храмов? (место защиты)

Сравните собор Святой Софии в Новгороде и одноименный храм в Киеве.

Какие отличительные особенности новгородского храма вы можете назвать?

(По своему композиционному построению она близка к киевской. Мы опять видим пятинефное крестово-купольное сооружение, но есть и свои особенности 5 куполов, сгруппированных в центре. Глубокие, длинные проемы окон в сочетании с гладкими стенами и лопатками делают храм выше, монолитнее.)

Как вы думаете, почему собор святой Софии в Киеве стал образцом для многих русских храмов?

Учитель: Появление трех однотипных в своей основе Софийских соборов подчеркивало политическое и культурное единство Руси, духовную связь с Византией.

Учитель: А сейчас давайте снова вернемся к истории. Что произошло с Киевской Русью в 12 веке? (Феодальная раздробленность )

Киевская Русь распадется на 14 княжеств. Что характерно для этого периода? (войны)

Как вы думаете, повлияет ли постоянная вражда между княжествами на развитие архитектуры того времени? Каким образом? (развиваются местные школы каменного зодчества)

Учитель: Наиболее яркой, значимой стала Владимиро-Суздальская школа.Примером синтеза архитектуры и скульптуры в Древней Руси является Дмитриевский собор во Владимире . Рассмотрите его.

Какое впечатление оказывает на вас этот собор?

По размеру этот храм небольшой, он строился как домовая церковь княжеской семьи. Снаружи его стены украшены уникальной белокаменной резьбой. Рельефы Дмитровского собора, так много говорившие его современникам, спустя столетия превратились в непостижимую тайну, неразгаданную до сих пор. Собор можно сравнить с книгой, составленной более чем из 1000 резных камней, в которых прочитаны лишь отдельные слова. Что изображено на фасадах? На фасадах изображены ангелы, люди, звери, птицы, деревья, травы. Особенно часто изображены львы, волки, грифоны. Есть изображения Геракла, Всеволода Большое Гнездо с сыновьями и еще множества людей. Исследователи отмечают, что в декоре собора угадывается идея Небесного града. Храм посвящён Дмитрию Солунскому, духовному покровителю Всеволода Большое Гнездо.

(Храм Покрова Богородицы на Нерли.)

Учитель: А этот храм, какое впечатление производит? Это церковь Покрова Богородицы на Нерли.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение на фоне музыки.

По какой ты скроена мерке?
Чем твой облик манит вдали?
Чем ты светишься вечно, церковь
Покрова на реке Нерли?
Невысокая, небольшая.
Так подобрана складно ты.
Что во всех навек зароняешь
Ощущение высоты -
Так в округе твой очерк точен,
Так ты здесь для всего нужна,
Будто создана ты не зодчим,
А самой землей рождена.
Среди зелени - белый камень,
Луг, деревья, река, кусты.
Красноватый закатный пламень
Набежал - и зарделась ты,
И глядишь доступно и строго,
И слегка синеешь вдали...
Видно, предки верили в Бога,
Как в простую правду земли.
Н.Коржавин

Перед нами – самое совершенное архитектурное сооружение домонгольской Руси. Покровская церковь выстроена на заливном лугу, на рукотворном холме, возвышающемся на берегу речки Нерль. Весной Нерль широко разливаясь, затопляет все окрестности, но ни разу за 8 веков существования храма вода не проникала внутрь церкви. Во времена Андрея Боголюбского холм имел белокаменную облицовку и лестницу к реке. На рассвете, когда первые лучи солнца играют на облаках, храм расцветает чистой и первозданной красотой. Церковь Покрова была построена в память о погибшем малолетнем сыне великого князя.

Учитель: У вас есть ощущение, что он строен, легок, возносится вверх? Давайте присмотримся. Если он устремлен вверх, значит, есть вертикальные линии - где они? (Аркатурный пояс, пилястры, лопатки, вытянутые окна ). Иллюзию его легкой устремленности ввысь создают несколько вытянутые пропорции и единый ритм полуциркульных арок, ставших архитектурным лейтмотивом. Арки завершают стены, разделенные вертикальными выступами – лопатками – на три части, и образуют три закомары. Арки повторяются в очертаниях оконных проемов и порталов. Арки, соединяя тонкие колонки, «рисуют» на фасаде аркатурный пояс.

(Храм крестовокупольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения .)

Учитель: Давайте сравним два храма Покровский и Дмитриевский. (Показать одновременно оба храма .)

Итак, что общего у них?

  • Белый камень.
  • Лопатки.
  • Аркатурный пояс.
  • Крестово-купольные.
  • 1-купольный, 4-хстолпный.
  • Декор на внешних стенах.

В чем различия?

  • Один олицетворяет мужскую красоту, а второй – женственность.
  • Более красив.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему храм Покрова на Нерли признан шедевром древнерусской архитектуры?

Учитель: На таком поразительном взлете зодчества искусство Древней Руси прервано татаро-монгольским нашествием.

6. Кульминация.

Учитель: И наша экскурсия подходит к концу. В чем вы увидели своеобразие древнерусского зодчества 10-12 веков? Вывод запишите в тетрадь. Сейчас вы работаете индивидуально. Сравните с выводом своего соседа по парте. А сейчас давайте проверим, что же у нас получилось?

Чем были вызваны изменения архитектурного облика Древней Руси?

7. Развязка (Рефлексия)

Учитель:

  • Какие у вас впечатления от нашего путешествия?
  • Какое открытие сделал каждый из вас?
  • Что особенно вас впечатлило?

Один из рассмотренных нами соборов внесен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО наряду с египетскими пирамидами и Римским Колизеем, индийским Тадж-махалом. Как вы думаете, какой и почему?

Мы с вами являемся хранителями того огромного пласта мировой культуры, который был создан нашими предками, и имеем возможность изучать, восхищаться этими шедеврами. Это то, что близко нам, что хранится у нас в сердце, то, что объединяет нас не только со всей страной, но со своим прошлым, настоящим и будущим.

Учитель: Хотелось бы закончить нашу встречу словами поэтессы В. Боровицкой.

…Все на свете уходит – остается искусство.
Цепь веков не прервется голосами поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна портретов.
На земле одряхлевшей будет горько и грустно.
Только пусто не будет, пока живо искусство.



Аритмия