Экономики есть важное и. Экономическая теория предложения. Презентация: экономика простыми словами

Суть экономики - совокупность процессов и взаимоотношений, реализуемых с помощью определенных объектов экономической сферы и направленных на удовлетворение потребностей общества. Любая экономика должна дать ответ на три вопроса - что, как и для кого производить.

Общая суть экономики

За долгие годы изучения экономики появилось множество представлений о ее структуре и особенностях функционирования. Само слово «экономика» берет свои истоки с древнегреческого языка и означает «домоводство» - «учение о доме (хозяйстве)». Впервые такое определение появилось в работах Аристотеля и Ксенофонта.

На сегодня понятие «экономика» подразумевает несколько определений и характеризуется как:

- совокупность отношений между людьми, которые неизменно складываются в процессе производства товара, его реализации, распределения или обмена. При этом основной целью таких сделок является удовлетворение потребностей общества, в зависимости от развития производительности;

- народное хозяйство государственного образования , его отрасль или отдельный вид производства. К примеру, состоит из множества составляющих – строительной сферы, транспорта, сельского хозяйства, промышленности и так далее;

- научная деятельность, цель которой - изучение экономической системы, основных принципов и законов образования структуры в целом и отдельных ее элементов.

Таким образом, к понятию экономики можно отнести любую хозяйственную деятельность людей, направленную на обеспечение нормальных материальных условий. При этом сама экономическая наука берет на себя решение целого ряда вопросов – ценообразования, инфляции, регулирования (организации) экономики и общественных отношений, процессов производства, потребления благ и так далее.


Для исследования экономики могут применяться следующие методы:

- наблюдение. Основная задача – изучение экономических процессов, сбор информации и фактов для проведения дальнейшего анализа;

- эксперимент . Здесь речь идет о проведении научных опытов, когда производится помещение исследуемого объекта в конкретные условия;

- моделирование. Проводится исследование социально-экономических явлений на основе теоретических моделей;

- научные абстракции. Данная методика позволяет вырабатывать смежные понятия – категории, абстракции и так далее;

- анализ и синтез . Такая модель изучения помогает глубоко вникнуть в суть социально-экономических явлений в целом или по отдельным составляющим. При грамотном совмещении синтеза и анализа можно выделить и изучить две различные – «макро» и «микро»;

- индукция . Суть методики - изучение экономической теории путем отталкивания от различных фактов. Итог – определенные выводы, касающиеся отраслей экономики и предмета в целом;

- дедукция – один из способов анализа, который предполагает получение результатов (выводов), достигнутых логическим путем.

К основным функциям экономической науки можно отнести – методическую, практическую, познавательную и образовательную.

Суть рыночной экономики

Большинство стран мира сделали свой выбор в отношении рыночной экономики, как наиболее перспективной. При этом для всех видов экономических систем характерно решение следующих вопросов:

1. Что производить? Здесь принимается решение, какие блага необходимы обществу, в каком объеме они должны выпускать, когда произведены и так далее. Чем точнее будет дан ответ на вопрос, тем эффективнее будет производство.

2. Как производить? Основная задача – принять решение, кем и с применением каких ресурсов будут производиться те или иные блага для общества. Также проводится анализ технологий, необходимых для реализации своих замыслов (выпуска товаров, услуг).

3. Кому это необходимо? После выпуска остается принять решение, кому необходимы произведенные блага.

Основные функции рынка:

Регулирование общественного производства, контроль спроса и предложения;
- ценообразование – установление справедливых цен на товары и услуги, выпускаемые в стране;
- информационное обеспечение. Предоставление всей информации о товарах и услугах;
- посредничество между покупателем и продавцом товара.

К особенностям рыночной экономики можно отнести :

1. Свободу выбора и форм деятельности. Одна из основных черт такой формы хозяйствования – широкие возможности в социальной, духовной, политической и нравственной сфере. При этом некоторые ограничения все равно остаются, в противном случае рыночный механизм может превратиться в обычную анархию.

Основная суть экономики – в возможности выбора семьей, группой или отдельно взятым человеком того направления деятельности, которым он хочет заниматься больше всего. При этом он оценивает свои перспективы с позиции выгоды, желания и целесообразности. Задача закона – ограничивать или запрещать те , которые могут нести реальную опасность жизни и здоровью людей.

2. Равноправие форм собственности и реализация принципов всеобщности . В рыночной экономике права субъектов адекватны и равноправны (вне зависимости от формы собственности). Ограничения, налоговые выплаты, льготы никак не зависят от формы собственности.

Второй важный момент – предоставление всем формам права на существование в качестве субъекта экономики. Таким способом на корню устраняется геноцид по отношению к групповой, семейной или частной собственности граждан.

К основным принципам рыночной экономики можно отнести принципы альтернативности выбора, ограниченности ресурсов, неограниченности потребностей, эгоистического индивидуализма и рационального поведения субъектов.

Суть экономики России и ее перспективы

Россия уже полных 23 года существует, как независимое государство. При этом до наших дней ведутся размышления по поводу ее экономического развития и перспектив в целом. Специалисты спорят, нужно ли сохранять свой промышленный потенциал или лучше предпочесть путь постиндустриального государства. На фоне кризиса в экономике вопрос ставится по-другому и касается дальнейшего выживания страны. Страна деградирует во всех отношениях – экономике, космической сфере, здравоохранении, промышленности, военной сфере и так далее.

Всю суть экономической системы РФ можно показать на простом графике, который отображает динамику валового внутреннего продукта и стоимость «черного золота». На графике прослеживается четкая зависимость состояния экономики от стоимости нефти. Как только цены на природные ресурсы пошли вверх, начинает расти и ВВП. В случае снижения цен на , страна испытывает общий бюджетный дефицит и спад промышленности. Получается, что основа экономики страны – это сырье.

Динамика зависимости ВВП от цен на нефть для России:


В большинстве стран мира (к примеру, Саудовской Аравии или Нигерии) график зависимости будет выглядеть аналогичным образом. Не исключением являются и развитые страны мира, к примеру, Норвегия, Австралия и прочие. Экономика этих стран также имеет сырьевую направленность, она намного сильнее и все равно зависит от колебания цен на ресурсы. Это легко увидеть, если посмотреть на графики этих стран.

Динамика зависимости ВВП от цен на нефть для Канады:

Динамика зависимость ВВП от цен на нефть для Норвегии:

Динамика зависимости ВВП от цен на нефть для Австралии:


Лишь в Австралии график ВВП находится выше стоимости нефти. Но это легко объяснить экспортными особенностями страны. Австралия в большей степени делает упор на экспорт металлов, угля, бокситов и так далее. Отсюда и такая зависимость.

Для сравнения стоит рассмотреть график зависимости ВВП от цены на нефть для какой-то развивающейся страны, не связанной с экспортом нефти, к примеру, Германии. В этом случае видно, что цены на «черное золото» никоим образом не сказываются на состоянии экономики страны.

Динамика зависимости ВВП от цен на нефть для Германии:


В связи с этим напрашивается вывод. Если экономика сырьевая, то динамика ВВП будет непосредственным образом зависеть от цен на нефть. Если же страна не добывает и не продает ресурсы за границу, то зависимости никакой нет.
Чтобы понять, что ожидает Россию, можно посмотреть на данные по ВВП Ирана.

Динамика зависимости ВВП от цен на нефть для Ирана:

Здесь видно, что ВВП страны с 2011 по 2013 год сильно снизился (более чем на 30%). Притом, что стоимость нефти оставалась на стабильно высоком уровне. Основная причина – это санкции, которые были введены западными странами. В аналогичной ситуации оказалась и Россия. Рассчитывать на то, что санкции в ближайшее время снимут, довольно глупо (разве что страна резко поменяет свою политику в отношении Украины).

Итог – стабильное падение ВВП страны. При этом чем дольше и сильнее будут санкции, тем существеннее влияние на экономическую сферу страны. Если в ближайшем будущем будет закрыт доступ к новым технологиям, то можно ожидать снижения объемов добычи нефти. Это подтверждает и недавняя России с Ираном на поставку «черного золота».

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

В результате изучения материала главы студент будет:

знать

  • основные положения экономической теории предложения;
  • историю ее возникновения и основных представителей;
  • ее место в развитии экономической теории и ее роли в формировании экономической политики западных стран в 1970-е гг.;

уметь

  • анализировать с разных точек зрения положительные и негативные стороны вмешательства государства в экономику;
  • оценивать экономические эффекты налоговой политики, проводимой государством;
  • прослеживать влияние дефицита бюджета на уровень цен и деловой климат в стране;

владеть

  • основными концепциями, выдвинутыми экономической теорией предложения;
  • логикой теории в критике как кейнсианской политики, так и в целом "тяжелого государства".

Предпосылки возникновения экономической теории предложения

Экономическая теория предложения (supply-sideeconomics ) сформировалась в конце 70-х гг. XX в. и представляет собой одно из течений неоконсервативной экономической мысли.

Главными представителями экономической теории предложения можно назвать М. Фелдстайна и А. Лаффера . Развитию этой школы во многом способствовал канадский экономист и политический деятель Роберт Мандел (Robert Mundell, р. 1932, лауреат Нобелевской премии по экономике 1999 г.).

Также к этой школе относят американского экономиста Р. Бэрроу (R. Barro ), журналиста Дж. Ванниски (J . Wanniski ), экономиста В. Канто (V. Canto ).

Это течение сложно назвать школой в строгом смысле этого слова, поскольку оно не имеет лидера, единой теоретической позиции, во многих вопросах близко монетаризму. А. Лаффер в книге назвал ее "не более, чем новой этикеткой для стандартной неоклассической экономической теории" . Помимо этого многие сторонники этого направления, так называемые сэплайсайдеры, были скорее экономистами-практиками, нежели теоретиками, и большая часть написанного ими носит публицистический характер. Это неудивительно, если принять во внимание, что появление экономической теории предложения тесно связано с политическими и экономическими процессами, происходившими в США в 70-е – 80-е гг. XX в.

Важно запомнить!

Носит ярко выраженный антикейнсианский характер. Если кейнсианская теория исходит из необходимости активизировать спрос в экономике и потому ее часто называют экономической теорией спроса (demand- side economics), то экономическая теория предложения, как видно из ее названия, считает основной экономической задачей стимулирование предложения.

Эта позиция была обусловлена экономической реальностью 1970-х гг. На протяжении двух предшествовавших десятилетий экономика США, равно как и западноевропейских стран, переживала бурный экономический рост. Производственный бум сопровождался интенсивным ростом доходов всех слоев населения. Был сформирован емкий потребительский рынок. Повысились уровень и качество спроса со стороны общества. Этому способствовал и научно-технический прогресс, вызвавший волну спроса на новое оборудование со стороны промышленности и на новые товары со стороны потребителей.

В этих условиях проблема стимулирования эффективного спроса перестала быть актуальной. В то же время наблюдавшийся в 1970-е гг. низкий уровень производства и рост безработицы, сопровождавшиеся повышением инфляции, являлись, с точки зрения сторонников экономической теории предложения, свидетельством серьезного ухудшения делового климата и снижения уровня предпринимательской активности. Сэплайсайдеры считали, что это следствие применения кейнсианской политики, которая сопровождалась ростом государственных расходов и дефицитом бюджета. Такая политика привела к возникновению инфляционных ожиданий в экономике и подстегнула рост цен. Одновременно с этим значительно возросло налоговое бремя, которое всегда негативно сказывается на деловой активности. В завершение ко всему активное регулирование экономики усилило неопределенность, сковывая предпринимательскую деятельность и повышая риски.

Экономическая программа самой школы носит ярко выраженный либеральный характер. Основным пунктом ее является снижение доли государства в экономике и в первую очередь снижение налогового бремени, возлагаемого на предпринимателей и социальные группы с высоким доходом.

Исторический экскурс

Формирование этой программы тесно связано с политической карьерой американского президента Рональда Рейгана, начиная с его вступления на пост губернатора штата Калифорния. В 1970-е гг. в этом штате возникло широкое общественное движение, поддержанное экономистами (в частности, А. Лаффером), которое выступало против высоких налогов. Р. Рейган, будучи губернатором этого штата, поддержал эти требования и принял закон о значительном снижении налогов на собственность. По некоторым оценкам, приверженность Рейгана новой налоговой политике обеспечила в дальнейшем его успех на президентских выборах. Новое движение получило развитие в других штатах, что дало основание говорить о "налоговой революции", произошедшей в США в этот период. В 1980-е гг., став президентом Соединенных Штатов, Рейган продолжил взятый курс на либерализацию экономики и создание благоприятного климата для частного бизнеса. С 1982 по 1984 г. Комитет советников-экономистов президента возглавлял М. Фелдстайн, который непосредственно участвовал в формировании новой налоговой политики.

Одним из главных представителей экономической теории предложения является Мартин Фелдстайн (Martin Feldstein, род. 1939), профессор Гарвардского университета. С 1978 по 2008 г. М. Фелдстайн возглавлял Национальное бюро Ээкономических исследований (NBER). Он был экономическим советником не только Р. Рейгана, но и Дж. Буша-младшего, в частности одним из разработчиков программы частичной приватизации системы социального страхования. Известен он в первую очередь своими работами в области макроэкономики и общественных финансов. Основные работы Фелдстайна были посвящены анализу общественного сектора, в частности здравоохранения: "Экономический анализ эффективности системы здравоохранения" (1967) , "Экономика здравоохранения" (1979) , "Справочник но экономике общественного сектора" (1987) . В 1983 г. выходят две его работы, посвященные проблеме налогообложения: "Инфляция, налоговое регулирование и образование капитала" и " Налогообложение капитала" . В 1988 г. выходит объемное эмпирическое исследование " Соединенные Штаты в мировой экономике" . В 1977 г. за свои исследования в области общественного сектора Фелдстайн получил медаль Дж.-Б. Кларка.

Еще один видный представитель школы – Артур Лаффер (Arthur Laffer, род. 1941 г.). Он сыграл ключевую роль в принятии знаменитой "тринадцатой поправки" к Конституции штата Калифорния, с которой началась так называемая "налоговая революция". В период 1981–1989 гг. был членом Консультационного совета по экономической политике президента Р. Рейгана. Основные его работы: "Феномен мировой инфляции" (1975) , "Экономическая теория налоговой революции" (1979), "Основы экономической теории предложения" (1984) .

Экономическая теория предложения , как это декларируют сами сэплайсайдсры, стоит на методологических позициях неоклассической школы и представляет собой применение неоклассического анализа к макроэкономическим аспектам влияния налоговой политики на экономику.

Во многих теоретических положениях она смыкается с монетаризмом, и это неудивительно, потому что большая часть теоретиков этого направления вышла из стен Чикагского университета. В частности, представители экономической теории предложения, равно как и М. Фридмен, опираются на строго эмпирический анализ, считая, что только анализ реальных фактов дает возможность выявлять существующие экономические закономерности. Так, служба М. Фелдстайна в Национальном бюро экономических исследований США (и соответственно возможность анализировать большой объем эмпирических данных) создала основу для его исследований налоговой политики и ее последствий для экономики.

Как уже было отмечено, ярко выражена антикейнсианская направленность рассматриваемой нами школы. Это проявляется не только в критическом отношении сэплайсайдеров к вмешательству государства в экономику, но и в их теоретических положениях. В частности, экономическая теория предложения игнорирует важную для кейнсианства проблему преобразования сбережений в инвестиции, исходя из равенства этих двух показателей. Одновременно она поддерживает концепцию перманентного дохода М. Фридмена , согласно которой размеры потребления зависят от той части дохода, которая является постоянной, и потому не уменьшаются с ростом доходов. Таким образом, кейнсианская проблема эффективного спроса, который складывается из инвестиций и потребления, опровергается как несуществующая – с ростом доходов растут сбережения, которые и есть инвестиции, и не уменьшается уровень потребления.

Близкими монетаризму являются и взгляды авторов экономической теории предложения на безработицу. Они исходят из существования естественной нормы безработицы и считают бесполезной политику по достижению полной занятости. Сэплайсайдеры игнорируют такое важное для кейнсианства понятие, как "вынужденная безработица", и рассматривают фрикционную и добровольную безработицу, делая акцент на последней.

В то же время существуют и расхождения между этими двумя школами. Монетаризм делает основной акцент на сфере денежного обращения, ограничивая свой анализ исследованием влияния денежной массы на основные экономические показатели. Экономическая теория предложения в центр своих исследований ставит проблему создания благоприятного делового климата для развития промышленности, т.е. роста предложения. Тем самым она акцентирует внимание в первую очередь на проблемах производства. Это позволяет исследователям говорить о том, что она возвращается к традиции классической политэкономии .

Важно запомнить!

В Политехническом институте нам, технарям, читали краткий курс экономики. После понятных формализованных технических дисциплин эта наука казалась сбором примитивных понятий, которыми безуспешно пытались объяснять сложные процессы, происходящие в обществе. Значительно позже мне стала ясна причина того, почему эти попытки оставались безуспешными. Ясность стала проявляться после того, как я обратил внимание на историю формирования зарубежной, а затем и отечественной экономической мысли. Выяснилось, что еще первые экономисты изначально не были сосредоточены на изучении реальных социально-экономических процессов. Экономика, как никакая другая наука, зависела и продолжает зависеть от прогресса в осмыслении многих фундаментальных понятий, которые определяют общую культуру мышления у людей. Её развитие всегда тормозилось по причинам, только от нее независящим, а изменить эту ситуацию самостоятельно она не могла. Без общего прогресса в культуре мышления экономика как начиналась с работ, посвященных финансовым, бухгалтерским операциям, так на этом качественном уровне и осталась. Поэтому финансисты и бухгалтеры востребованы, а ученые экономисты остаются в стороне от реальных экономических процессов. И неслучайно, пройдя определенный исторический путь своей эволюции, наука экономика теперь всё больше склоняется к психологии, юриспруденции, гражданскому и уголовному праву. В результате «товар», который до сих пор является краеугольным камнем этой науки, на наших глазах превращается в передаваемое другому лицу право, юридически обоснованное на что-либо. Как говорится – было ваше, а стало наше! И всё! Для того, кто передал последнее, все достижения экономики тут и заканчиваются окончательно, навсегда. Но если вдруг кому-то потребуется, то не ученые экономисты, а юристы, поднаторевшие на праве, всегда найдутся и объяснят всем участникам такого обмена его целесообразность и законность. Законы современной экономической науки уникальны тем, что они субъективны абсолютно, поскольку замкнуты определенной архаичной культурой мышления людей. Архаизм состоит в том, что мышление не различает главного – смысла коллективного труда. Для такого мышления смысл коллективного труда всех людей ограничен замыслом элиты. Каждая элита стремится удерживать мышление у людей неизменным, в соответствии с исторически сформировавшимися традициями, посредством политики, науки, религии, культуры и, в частности, экономики. Проблема состоит в том, что сложившаяся архаичная культура мышления у людей повсюду сдерживается искусственно и остается качественно неизменной столетиями. И неудивительно то, что все экономисты сошлись в едином мнении рассматривать не смысл, замысел коллективного труда, а движение товара и всего того, что с этим связано. Понятно, что в науке, где у её адептов принята за основу подобная культура мышления, ни о каком коллективном труде речи нет и быть не может. Для них, как и для бывшего министра финансов, доктора экономических наук А.Я. Лифшица ”Экономика похожа на женщину. Разве её поймешь?”.

Основная проблема экономики может быть представлена и как проблема выбора. Действительно, если каждый используемый для удовлетворения разнообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания факторов производства, то есть проблема выбора. Отражением данной проблемы является постановка трех основных вопросов экономики.

Три основных вопроса экономики:

    Что? проблема целеобразования . – Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время?

    Как? проблема производства. – При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товаров и услуг?

    Для кого? проблема распределения. – Кто будет покупать выбранные товары и оплачивать, извлекая из них пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг?

Четвертый вопрос, который также неизбежно встает перед каждым обществом – вопрос: Каким образом? Каким образом избавиться от отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности, каким образом, не снижая уровня потребления, сохранить экологический баланс в природе. Это проблема утилизации.

5. Производственные возможности в экономической системе и проблема выбора.

Производственные возможности экономической системы лимитированы редкостью применяемых ресурсов. Причем, ограниченность всех экономических ресурсов остается и даже возрастает по мере развития общества. Это обусловлено не только истощением невосполнимых природных ресурсов, но и тем, что потребление постоянно дает импульс развитию производства, то есть, создаются новые товары и услуги, меняются их качественные характеристики, что вызывает возрастание потребностей в потребительских и инвестиционных товарах. И каждый раз общество вынуждено решать, какие из этих благ производить при наличных ресурсах и в каком масштабе.

Проблема выбора в любой экономической системе (будь то семья, фирма, государство) может быть проиллюстрирована с помощью экономической модели «Граница производственных возможностей» . А также, эта модель позволяет наглядно продемонстрировать такие фундаментальные экономические понятия как, ограниченность ресурсов, альтернативные затраты.

Для построения модели, по оси абсцисс будем откладывать количество предметов потребления (Х), по оси ординат – количество средств производства (Y) (см. рис.).

Средства производства (Y)

Предметы потребления (Х)

О Х В Х С

Кривая АВСD, называемая границей производственных возможностей , характеризует максимально возможные объемы производства средств производства и предметов потребления при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Каждая точка этой кривой представляет определенную комбинацию товаров этих двух видов (например, точка В представляет комбинацию Х В единиц предметов потребления и Y В единиц средств производства.

График границы производственных возможностей иллюстрирует тот факт, что экономика, полностью использующая производственные ресурсы, не может увеличить производство какого-либо блага, не поступившись другим благом. Функционирование экономики на границе своих производственных возможностей свидетельствует об ее эффективности.

Исходя из этого, выбор сочетания, соответствующего точке F, расценивается как неудачный для данного общества, поскольку он не позволяет ему эффективно использовать производственные ресурсы. Выбрав такую точку, мы смирились бы либо с наличием неиспользуемых ресурсов (например, с безработицей), либо с низкой эффективностью их использования (например, с большими потерями, в том числе рабочего времени). Производство же на основе выбора точки Е вообще неосуществимо, так как, эта точка лежит за границей производственных возможностей данной экономической системы.

Сравним точки В и С. выбрав точку В, мы предпочтем производство меньшего количества предметов потребления (Х В) и большего количества средств производства (Y В), чем выбрав точку С (Х С, Y С). Точнее, при переходе из точки В к точке С мы получим дополнительно Δ Х = ОХ С – ОХ В единиц предметов потребления, пожертвовав для этого ΔY=ОY В – ОY С единиц средств производства. Количество одного товара, которое необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара на единицу, называется альтернативными затратами или затратами упущенных возможностей.

Кривая АВСD выпукла. Это связано с тем, что один ресурс могут использовать более производительно при производстве предметов потребления, другие – средств производства.

Если новая техника, новые технологические процессы будут внедряться одновременно и равномерно во всех отраслях, то граница производственных возможностей АD сдвинется в положение пунктирной линии А 1 D 1 , возможности выпуска и средств производства, и предметов потребления при тех же ресурсах увеличатся примерно в равной степени (см. рис.).

Если же нововведения будут осуществляться преимущественно в отраслях, производящих средства производства, увеличение области производственных возможностей будет скошено вправо (см. рис.).

Вариант № 1.

А1. Московская битва началась
А) 6 декабря 1941г.; Б) 19 ноября 1942г.; В) 6 июля 1941г.; Г) 16 апреля 1942.

А2. Граждане СССР, впервые в 1941г. услышали обращение к ним слова: «Враг будет разбит, победа будет за нами!» в выступлении
А) М.И.Калинина 31 декабря; Б) И.В. Сталина 7 ноября;
В) Г.К.Жукова 6 декабря; Г) В.М. Молотова 22 июня.

А3. 5-6 декабря 1941г. началось контрнаступление Красной Армии под
А) Киевом; Б) Москвой; В) Ленинградом; Г) Сталинградом.

А4. В феврале 1945г. состоялась встреча глав правительств трех союзных держав в
А) Москве; Б) Тегеране; В) Ялте; Г) Потсдаме.

А5. Верховным Главнокомандующим в годы Великой Отечественной войне был
А) Г.К. Жуков; Б) И.В.Сталин; В) К.Е. Ворошилов; Г) С.М. Буденный.

А6. Издание И. Сталиным приказа №227 «Ни шагу назад!» от 28 июля 1942г. было вызвано угрозой
А) захвата немцами Крыма; Б) нового прорыва немцев под Москвой;
В) выхода немцев к Уралу с юга; Г) сдачи Сталинграда и выхода немецких армий к Волге.

А7. Важнейшей причиной срыва плана немецкого наступления в Курской битве был (о)
А) упреждающий удар советской артиллерии;
Б) вступление в бой сибирских резервных дивизий;
В) окружение в «котел» основной массы немецких войск на Курской дуге;
Г) удар партизанских соединений в тыл немцам.

А8. Последствием Московской битвы было то, что
А) был открыт Второй фронт в Европе;
Б) был сорван немецкий план «молниеносной войны»;
В) произошел коренной перелом в войне;
Г) Германия начала терять своих союзников в войне.

А9. Когда был открыт Второй фронт?
А) 1 мая 1944г.; Б) 20 августа 1944г.; В) 6 июня 1944г.; Г) январь 1944г.

А11. Название операции советских войск под Сталинградом:
А) «Барбаросса»; Б) «Цитадель»; В) «Уран»; Г) «Тайфун».

А12.Антигитлеровская коалиция окончательно оформилась:
А) подписанием договора о союзе СССР и Великобритании;
Б) подписанием договора о союзе СССР и Франции;
В) подписанием соглашения СССР и США;
Г) признанием СССР западными странами.

А13. В честь какого события в Москве впервые был дан победный салют:
А) капитуляции немецких войск в Сталинграде;
Б) провала немецкого наступления на Курской дуге, освобождения Орла и Белгорода;
В) освобождения Киева;
Г) капитуляции немцев в Берлине.

А14. На Потсдамской конференции были приняты следующие решения:
А) о сроке вступления СССР в войну с Японией,
Б) о передачи СССР г. Кенигсберга и прилегающего к нему района,
В) об управлении послевоенной Германией,
Г) о репарациях с Германии.

А15. В операции «Багратион» участвовали командующие фронтами:
А) Баграмян, Б) Черняховский, В) Рокоссовский, Г) Конев.

А16. Командующими фронтами в Берлинской операции являлись:
А) Василевский, Б) Жуков, В) Конев, Г) Рокоссовский.

В1. Установите соответствие между сражениями и годами, когда они произошли:
1) под Смоленском А) 1944г.
2) под Харьковом Б) 1943г.
3) за форсирование Днепра В) 1942г.
4) за освобождение Минска Г) 1941г.
Д) 1945г.

В2. Соотнесите имена и факты:
1) И.В. Панфилов А) командующий 62-й армией;
2) В.В. Талалихин Б) воздушный таран;
3) И.В. Сталин В) командующий дивизией на Волоколамском шоссе;
4) В.И. Чуйков Г) верховный Главнокомандующий советских войск.

С1. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала В.И. Чуйкова и укажите, о какой битве идет речь.
«…Несмотря на громадные потери, захватчики лезли напролом. Колонны пехоты на машинах и танках врывались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь Волги, центра города и там поживиться трофеями …наши бойцы…выползали из-под немецких танков,…на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали, главным образом боеприпасами, и снова бросали в бой».

1. В каком году началась Отечественная война? а) 1853г. б) 1812г. в) 1856г. 2. Верховная власть в России в начале 19 в принадлежала: а) императору, б) С

енату, в) Синоду. 3. Причина неудач реформ М. М. Сперанского: а) консерватизм большей части дворянства; б) противодействие армии; в) опасение царя за свою судьбу. 4. Укажите высший административный орган в России в первой половине 19 века а) Комитет министров; б) Сенат; в) Синод. 5. «Битва народов» в 1813г. , в которой были полностью разбиты войска Наполеона произошла: а) под Берлином; б) под Лейпцигом; в) при Ватерлоо. 6. Укажите государства, вошедшие в «Священный союз» , созданный в 1815г.: а) Россия, Франция, Испания; б) Россия, Австрия, Пруссия; в) Россия, Польша, Турция. 7. Из приведенных ниже названий укажите то, которое не связано с событиями войны 1812г.: а) р. Березина; б) Тильзит; в) Смоленск; г) Малоярославец. 8. Укажите, какое из обществ декабристов возникло раньше других: а) «Союз спасения», б) «Союз благоденствия», в) «Южное общество», г) «Северное общество». 9. «Южное общество» декабристов возглавлял: а) К. Ф. Рылеев; б) Н. М. Муравьев; в) П. И. Пестель. 10. Новым в экономическом развитии России в первой половине 19 в. не было: а) начало промышленного переворота; б) дальнейшее развитие внутреннего рынка; в) расцвет крестьянских хозяйств. 11. В России в первой половине 19 в. основным собственником земли являлись: а) церковь; б) дворяне; в) чиновники. 12. К 1843г. в России было укреплено денежное обращение при помощи: а) введение твердой серебряной валюты; б) получения крупного иностранного займа; в) введения бумажных денег. 13. Россия в середине!9 в. была: а) абсолютной монархией; б) конституционной монархией; в) республикой. 14. С чьим именем связана подготовка « Свода законов Российской империи»: а) М.М. Сперанский; б) граф П.Д. Кисилев; в) граф А. Х. Бенкендорф. 15. Укажите одну из причин отставания России в Крымской войне: а) отставание от европейских стран в промышленном развитии; б) плохое военное командование; в) гибель русской Черноморской эскадры. 16. Командующий русской эскадрой в Синопском сражении: а) Ф. Ф. Ушаков; б) П. С. Нахимов; в)В. И. Истомин. 17. Государство, где духовенство оказывает решающее влияние на государственные дела, а глава государства соединяет в своих руках духовную и светскую власть называется: а) теократическим; б) тотолитарным; в) феодальным. 18. Кто лишний в ряду: а) В. Г. Белинский; б) А. И. Герцен; в) Н. П. Огарев. г) Е. Ф. Канкрин. 19. Кто стал имамом на Кавказе в 1834г.? а) Шамиль; б) Аслан; в) Мустафа. 20. Парижский мир, завершивший Крымскую войну, был подписан: а) в 1856г.; б) 1855г.; в) 1860г. 21. Когда было отменено крепостное право? а) в 1861г. б) в 1800г. в) в 1860г. 22. Какие крестьяне считались «временнообязанными»? а) не заключившие выкупные сделки со своими помещиками после объявления реформы; б) крестьяне сибирских губерний; в) государственные крестьяне. 23. Кто сыграл решающую роль в подготовке и проведении военной реформы 1874г.? а) Д. А. Милютин; б) П. Н. Игнатьев; в) Я. И. Ростовцев. 24. Какой процент населения России был занят в сельском хозяйстве во второй половине 19в.? а) 90; б) 50; в) 35. 25. Укажите даты правления Александра 2? а) 1855-1881; б) 1843-1871; в) 1861-1881. 26. Члены какой организации совершили убийство Александра 2 1 марта 1881г.? а) «Черного передела»; б) «Земли и воли»; в) «Народной воли». 27. Что было учреждено вместо упраздненного в 1880г. третьего отделения? а) Охранное отделение; б) Департамент государственной полиции; в) Министерство полиции. 28. Русский министр внутренних дел в 1880- 1881гг., чью политику Н. К. Михайловский определил как « политику лисьего хвоста и волчьей пасти»: а) М. Т. Лорис – Меликов; б) К. П. Победоносцев; в) Д. А. Толстой. 29. Кто в окружении Александра 3 был сторонником модернизации России? а) С. Ю. Витте; б) Д. А. Толстой; в) И. Н. Дурново 30. После гибели Александра2 в России начинается: а) курс контрреформ; б) усиление народнического движения; в) расширение либерального движения. 31. Какие государства объединил Тройственный союз в 1882г.? а) Австро- Венгрию, Германию и Италию; б) Австро- Венгрию, Германию и Россию; в) Германию, Италию и Турцию. 32. Одна из социал- демократических организаций, действовавшая в Петербурге в 1880-е гг.: а) «Народная воля»; б) группа « Освобождение труда» в) «Черный передел»

Срочно к завтрашнему дню нужно написать сочинение.Нет времени уезжаю в другой город на время и никак не получается его написать.Тема: "Будущее Крыма в

составе России".Нужно,чтоб сочинение было на 4 листах формата A4(можно 3 но не меньше 3 и не больше 4)План я уже составил.Люди добрые,кто может помогите.Очень срочно!!!
ПЛАНТема:будущее Крыма в составе России.1.Итоги референдума в Крыму и вхождение Крыма в состав России.Чтобы понять почему более 90%население Крыма проголосовало за вхождение в состав России,следует вспомнить героическое прошлое Крыма 2.Героическая история Крыма.а)Вхождение Крыма в состав Российской империи в результате 2 русско-турецкой войны(1780).б)Крымская война(1853-1855) и героическая оборона Севастополя.(Нахимов,Карнилов,Истомин).В)Героическая оборона Севастополя в годы Великой Отечественной войны.Г)Подарок Хрущева Украине и вхождение Крыма в состав УССР.д)Распад Советского союза,самостоятельное существование Украины.Приход к власти националистов(2014)3.Будущее Крыма в составе России.А)Экономический проект:необходимо создать в Крыму свободную экономическую зону.С лёгким налоговым бременем для предприятия,освоение газовых месторождений.Следует развивать пищевую отрасль промышленности,создавая мощные рыбопееробатывающие комплексы.Так же следует развивать энергетическую сферу,создавать электростанции работающие на газе ветре и солнечной энергии.В Крыму следует привлекать средний и мелкий бизнес работающий в сфере торговли и мелкого производства.Развитие курортно туристической отрасли.Б)Научный проект:создание наука-градов,создание предприятий выпускающих высоко-интелектальную,военную продукцию:Военные кораблиПодводные лодки и.т.д.Открытие инженерных и военных институтов.Открытие научных центров и опытных площадок,море и океана ведение.В)Культурно-исторический проект:Крым территория бывшей византийской империи,откуда Русь приняла христианство,при князе Владимире,который крестился в Крыму в городе Херсонес.Таким образом необходимо осуществить возвращение к духовным истокам.На мой взгляд следует восстановить и отреставрировать все исторические памятники и памятные места,связанные с героическим прошлым Крыма.Необходимо организовать ежегодные археологические экспедиции в древние города Тавриды.Необходимо открывать новые музеи,выставки,проводить экскурсии,организовывать крымские города научные и исследовательские конференцииГ)Молодёжный проект.Я знаю что в Крыму находится пионер лагерь "Артек".На мой взгляд на базе Артека следует создать общероссийский молодёжный центр по развитию физкультуры и спорта.В котором бы проходили обучения самые лучшие учащиеся со всех регионов нашей страны. Вывод:Таким образом будущее Крыма неразрывно связано с будущим России,возможно даже в будущем Крым станет экономическим локомотивом и будет определять направление многих сфер жизни России.



Аритмия