Становление героического эпоса в древней греции. Введение, искусство, древнегреческий эпос - древнегреческая культура. Нимфа калипсо и царь алкиной

В Древней Греции вся литература так или иначе связана с мифом (от греч. «мифос» - «слово», «речь», «рассказ»). С детства греки слушали рассказы о подвигах Геракла, о приключениях Одиссея, о лабиринте на острове Крит и страшном Минотавре - человеке-быке и верили, что всё это правда. Из мифов, а не из истории и не из жизни сочинители брали сюжеты для эпоса и трагедий. Без отсылок к мифам не обходился ни один поэтический текст. Пародия на миф или на какой-либо мифологический персонаж служила главным приёмом комедии. Наконец, поэты и мыслители сами сочиняли мифы. Особенно любил это философ Платон: ведь когда речь идёт о сложных вещах, образы доходчивее отвлечённых понятий.

Наиболее ранний жанр древнегреческой литературы - эпос (греч. «слово», «повествование»). С незапамятных времён по стране бродили поэты-певцы; они сочиняли и исполняли длинные поэмы о богах и героях, аккомпанируя себе на лире. Из героического эпоса до наших дней дошли только «Илиада» и «Одиссея», но подобных поэм в Древней Греции существовало множество. Некоторые певцы не рассказывали о далёком славном прошлом, а учили сограждан разумно хозяйствовать и правильно жить: это был эпос дидактический (от греч. «дидактикос» - «наставительный», «поучительный»).

Стихов в современном понимании греки не писали; они сочиняли песни - для сольного и хорового исполнения.

В театрах Древней Греции ставили трагедии и комедии. Философ и учёный Аристотель (384-322 до н. э.) так определял сущность трагедии: она показывает, как человек - не слишком дурной, однако и не безупречный - переживает и совершает ужасные вещи, «но не из-за порочности и подлости, а в силу какой-то ошибки, быв до этого в великой славе и счастии». Комедия, согласно Аристотелю, показывает людей дурных, хотя «и не во всей их подлости»: смешны только те людские ошибки и пороки, которые в конечном счёте не причиняют окружающим большого вреда.

Художественная проза в греческой словесности появилась довольно поздно. Для последующего развития литературы наиболее важны два жанра - диалог и роман.

Изучать собственную литературу первыми начали сами древние греки. Они ввели и слово филология (от греч. «фило» - «любить» и «логос» - «мысль», «слово»). К филологии относили любовь ко всяческим учёным занятиям. Сейчас так называется наука, изучающая письменные тексты и через них культуру какой-либо эпохи, страны, народа. Аристотель был первым филологом в современном смысле слова. Конечно, и до него в Греции существовал интерес к общим принципам словесного искусства. Но Аристотель впервые создал теоретический трактат о законах литературного творчества - «Поэтику» (до наших дней она дошла не полностью).

Аристотель жил в эпоху, которую принято называть классической . Жизнь сосредоточивалась в полисах - небольших городах, каждый из которых был отдельным государством со своей системой правления, войском и т. д. Полисы ссорились и мирились, заключали между собой союзы и расторгали их. Жизнь в полисе налагала на граждан строгие и определённые обязательства. Человека оценивали и судили не по личным качествам, а по тому, насколько он безупречен как гражданин . Так греки прожили больше трёх столетий. Мог ли Аристотель знать, что подросток по имени Александр, воспитанием которого он усердно занимался, перевернёт всю греческую жизнь! Мальчик стал царём Александром Македонским, а Греция - мировой державой. Началась другая эпоха - эллинистическая. Она именуется так потому, что эллинское (сами греки называли и называют себя эллинами, а Грецию - Элладой) влияние распространилось по всем землям, завоёванным Александром: в их числе Малая Азия, Египет, Вавилония, часть Иранского нагорья, Средняя Азия. Александр дошёл до Индии, но захватить её не смог.

В это новое время сформировалось и подлинно научное отношение к произведениям словесности. Но почву для него создал Аристотель, так что, можно считать, он открыл эпоху эллинистической филологии раньше, чем она наступила реально. По-настоящему она началась, когда ни Аристотеля, ни его великого ученика уже не было на свете и когда бывшая держава Александра распалась на отдельные царства. Египет достался Птолемею, который при жизни Александра был среди его полководцев, а после смерти стал одним из преемников царской власти. В историю он вошёл под именем Птолемея I Сотера (Спасителя).

Птолемею I пришла идея создать в своём царстве нечто вроде научного и культурного центра. Он был построен в столице - Александрии: с залами для лекций, трапезной, двориками для прогулок и, главное, библиотекой, ставшей хранилищем разнообразных рукописей. Этот центр назвали Мусейон (Храм муз), ведь именно музы в Греции были покровительницами наук и искусств. От греческого слова «мусейон» произошло современное «музей», понятное без перевода на разных языках.

4. Гомеровский эпос («Иллиада», «Одиссея» как образы героического эпоса, на выбор)

Древнейшими из сохранившихся памятников древнегреческой литературы являются две большие поэмы – “Илиада” и “Одиссея”, автором которых античная критика считала Гомера. Точных сведений о Гомере нет: семь городов оспаривают право считаться родиной Гомера, спорным является время его жизни – с XII до VII века. Существует легенда о его внебрачном рождении от бога, о его личном знакомстве с мифическими персонажами. Слово “гомер” на некоторых малоазиатских языках означает “слепой”. Споры вызывает и принадлежность ему обеих поэм.

Действие поэмы “Илиада” отнесено к X году Троянской войны. Содержанием поэмы является один эпизод, но с огромным количеством греческих и троянских героев. “Илиада” состоит из 1570 стихов, которые были разбиты античными учеными на 24 книги (по числу букв греческого алфавита). Тема об’явлена уже в первом стихе, где поэт обращается к Музе: «Гнев, о богиня, воспой, Ахиллеса, Пелеева сына».

Герои поэмы мужественны и величественны. Они не знают страха перед врагом. И греки и троянцы изображены с большим уважением и любовью. Не случайно поэтому образцом героизма являются грек Ахилл и троянец Гектор. Ахилл - гроза для троянцев, суровый, непоколебимый воин. Он любит родину. Но в его душе живет и жалость к троянцу - старику Приаму, потерявшему родного сына. Он ощущает горечь своей собственной судьбы (ему суждено погибнуть во цвете лет). Он мстит за обиду, помнит зло, иногда плачет, как ребенок. Но основная линия его характера - это не знающий предела героизм и преданность общему делу. Замечательным примером великодушия Ахилла и вообще гуманизма древнего эпоса является сцена XXIV песни "Илиады", когда Ахилл отдает царю Приаму тело Гектора:

"Старец, не гневай меня! Разумею и сам я, что должно
Сына тебе возвратить: от Зевса мне весть приносила
Матерь моя среброногая, нимфа морская Фетида.
Чувствую, что и тебя (от меня, ты, Приам, не сокроешь)
Сильная бога рука провела к кораблям мирмидонским...

Вместе с Приамом Ахилл сетует на тяжелую судьбу человека, вместе с ним оплакивает погибших; он разрешает Приаму двенадцать дней справлять тризну по Гектору и с богатыми дарами отпускает его в Трою.

Гектор - троянский вождь, главный защитник города. Он оставляет отца, мать, жену и ребенка, уходя в последний бой. Нежностью и беспредельной любовью овеяна сцена прощания Гектора с Андромахой и сыном. Мальчик плачет, испугавшись шлема отца. Гектор снимает с головы сияющий шлем, и ребенок смеется, тянется к нему. Задумчива и горестна мать. Она предчувствует гибель Гектора и скорбную судьбу сироты-сына. Со стены города смотрит Андромаха на последний поединок. Гектор, лишенный помощи богов, до последнего вздоха сражается с Ахиллом. Жизнь его отдана за родину.

Книга I. По требованию Аполлона и греческих воинов, Агамемнон возвращает жрецу Аполлона Хрису его дочь, взятую им в плен, но взамен отбирает у Ахилла его пленницу Брисеиду. Оскорбленный Ахилл, “проливая горькие слезы”, жалуется матери и отказывается участвовать в битвах. Фетида требует от Зевса, чтобы, пока ее сын не выйдет на поле боя, греки терпели поражение. Итак, действие происходит в двух планах – человеческом, на земле, и божественном, на Олимпе. Троянская война разделила богов на два лагеря. Так, Афродита, Аполлон и Арес была на стороне троянцев, а Фетида, Зевс, Афина, Гера и Гефест – на стороне греков.

Книга II. В основном представляет собой перечень кораблей, вождей и племен греческого войска, а также троянцев, под предводительством сына царя Приама – храбрейшего и благородного Гектора. Греческие войска не хотели больше воевать, но Одиссей и Агамемнон, которому Зевс послал обманчивый сон о победе, построили их и повели на Трою. Троянцы открыли ворота и вышли на бой.

Книга III. Войска об’являют перемирие на время поединка Менелая и Париса. Исходом поединка об’является обладание Еленой.

Книга IV. Со стены Трои за поединком наблюдают Приам, все женщины троянского дома и Елена. Поединок недолго длится: когда Менелай стал побеждать, Афродита покрыла облаком Париса и перенесла его в Трою. Агамемнон об’являет о победе Менелая, но троянцы отказываются отдать Елену. Афина побуждает троянца Пандара послать стрелу в Менелая, перемирие нарушено. Начинается битва. Во главе греческого войска становится Афина, во главе троянцев – Арес.

Книга V. Описывается серия подвигов Диомеда, он убивает Пандара, ранит Афродиту, которая спасает своего сына Энея и, с помощью Афины – ранит Ареса, который взлетает на Олимп жаловаться Зевсу и залечивать рану.

Книга VI. Действие происходит в Трое. Обреченность города показана в двух сценах. В первой троянские женщины идут к храму Афины молить о спасении, но Афина отвергает их дары. Вторая – это прощание Гектора с женой Андромахой и сыном Астианаксом. Андромаха плачет, предчувствуя беду.

Книга VII. Афина и Аполлон решают прекратить битву и устроить поединок. Гектор вызывает кого-либо из греков, но все боятся. Пристыженные Нестором выходят 9 вождей, жребий падает на Аякса Теламонида. Поединок длится весь день, наконец, вечером, они решают разойтись с миром, Гектор дарит Аяксу меч с серебром, Аякс Гектору – драгоценный пояс.

Книга VIII. Один день был отведен на похороны погибших, но на следующий день битва возобновилась. Выполняя обещание, данное Фетиде, Зевс помогает троянцам, которые оттесняют греков к самому берегу. Гектор предлагает не возвращаться в город, а расположиться лагерем и, с рассветом, добить греков.

Книга IX. Агамемнон посылает послов к Ахиллу с обещанием богатых даров. Ахилл устраивает пир в честь послое, но отказывается участвовать в боях.

Книга X. Греки ловят троянского лазутчика Долона, выведывают у него расположение лагеря троянцев и прибывших им на помощь фракийцев во главе с царем Ресом. Одиссей и Диомед проникают в лагерь троянцев, убивают Реса и 12 фракийцев и уводят двух коней.

Книга XI. Битва, в которой отличается Агамемнон. Он, однако, ранен, как и Диомед, и Одиссей. Друг Ахилла, Патрокл, решает попросить у Ахилла его доспехи, т.к. Гектор уже ворвался в стан греков.

Книга XII- XIII. Описания боя у самых кораблей греков. Зевс уже не следит за битвой, он уверен, что троянцы одержат победу.

Книга XIV. Гера с помощью любовных чар пытается отвлечь Зевса и усыпляет его. Но проснувшись, Зевс опять начинает помогать троянцам.

Книга XV. Положение ахейцев почти безнадежно, они оттеснены к морю а Гектор готовится поджечь их корабли, чтобы отрезать грекам путь домой.

Книга XVI. Ахилл разрешает Патроклу надеть его доспехи. Во главе мирмидонян, Патрокл бросается в атаку. Он поражает многих и достигает стен Трои, но его нападения три раза отражает Аполлон.

Книга XVII. Начинается поединок Гектора и Патрокла, но вмешивается Аполлон: он ударяет Патрокла по спине и плечам, срывает с него шлем, ломает копье, вырывает и бросает на землю щит. Тогда-то Гектор и поражает Патрокла.

Книга XVIII. Начинается бой за тело Патрокла. Грекам все же удается им завладеть, и Агамемнон несет его в лагерь. Сын Нестора Антилох сообщает Ахиллу о гибели его друга.Горько плачет Ахилл, посыпая голову пеплом. Он встает, безоружный, на валу и громко кричит три раза. Троянцы, в смятении, отступают. Тело Патрокла приносят в шатер Ахилла, где он всю ночь оплакивает друга.

Книга XIX. Ахилл отрекается от “гнева”, он возвращается на поле боя как мститель, нехотя принимает извинения Агамемнона и его дары, даже Брисеиду и рвется в бой. За ночь Фетида принесла от Гефеста выкованные им по ее просьбе новые ослепительные доспехи для Ахилла.

Книга XX. Ахилл в новых доспехах всходит на колесницу. Его конь Ксанф обещает вывезти его живым из боя, хотя предвещает ему близкую смерть. Боги тоже участвуют в битве. Гера, Афина, Посейдон, Гермес и Гефест на стороне греков, Афродита, Артемида, Латона, Арес, Аполлон – на стороне троянцев. Яростно бьется Ахилл, разыскивая Гектора, он убивает его брата Полидора. Увидев это, Гектор бросается в бой. Трижды бросается на него Ахилл, ноп Аполлон окутывает его мраком.

Книга XXI. Боги тоже бьются. Арес ударяет копьем в эгиду Афины, она камнем ударяет его в шею. Троянцы обращаются в бегство, Приам приказывает открыть ворота, на поле остается один Гектор.

Книга XXII. Приам и Гекуба молят Гектора укрыться в Трое, но он не может выглядеть трусом. Но когда Ахилл бросается на него, он бежит. Три раза обегают они стены Трои. Зевс бросает жребий смерти на золотые весы, и жребий Гектора опускается. Аполлон покидает его. Гектор принимает бой и погибает. Горько рыдают на стене Трои Приам, Гекуба, Андромаха, видя как, проколов сухожилия на ногах Гектора, Ахилл волочит его тело за своей колесницей.

Книга XXIII. Описываются похороны Патрокла.Тело Гектора, лежащее тут же, у погребального костра, Афродита умащивает благовонными маслами, а Аполлон заслоняет от солнца. Ахилл зажигает погребальный костер, он пылает всю ночь, а утром его гасят вином и собирают кости Патрокла в золотую урну. После этого начинаются игры – метание диска, стрльба из лука, бег на колесницах, кулачные бои.

Книга XXIV. На заре Ахилл вновь привязывает тело Гектора к колеснице и трижды об’езжает вокруг могильного кургана Патрокла. Даже богов возмущает подобная жестокость. Гермес помогает Приаму проникнуть в шатер Ахилла. Приам и Ахилл, обнявшись, горько плачут над горестями, причиненными войной. После богатого ужина все засыпают, но ночью Приам увозит тело сына. Навстречу им, из Трои, выходят рыдающие Гекуба, Андромаха, Кассандра, Елена. “Илиада” заканчивается описанием погребения Гектора.

Героический эпос Гомера впитал в себя самые древние мифы и легенды, а также отразил жизнь Греции накануне появления классового общества.

Сейчас считается установленным, что примерно в XII веке до нашей эры племена ахейцев отправились под Трою в поисках новых земель и богатств. Ахейцы покорили Трою и вернулись на родину. Память о великом последнем подвиге ахейского племени жила в народе, и постепенно стали складываться песни о героях Троянской войны.

Когда же первенство в Греции получила Аттика и Афины, афиняне тоже связали с этой войной подвиги сыновей Тезея. Таким образом оказалось, что все греческие племена имели в гомеровском эпосе произведение, воспевавшее их общее великое прошлое, для всех одинаково дорогое и вечное.

Интересно также отметить, что гомеровский эпос отразил в себе еще более древнюю культуру, а именно культуру острова Крита. У Гомера можно найти много элементов быта, жизни общества, напоминающих об этой древней культуре. В критских надписях упоминаются имена героев, известных из эпоса Гомера, а также имена богов, всегда считавшихся чисто греческими.

Поэмы Гомера носят величественный, монументальный характер, присущий героическому эпосу. Однако в "Одиссее" много черт бытовых, сказочных, фантастических. Это и понятно, ведь "Илиада" посвящена войне, а "Одиссея" — превратностям человеческой жизни.

Сюжет "Илиады" связан с мифом о похищении троянским царевичем Парисом Елены, жены греческого царя Менелая, владетеля Спарты. Начинается "Илиада" с того момента, когда в греческом лагере на десятом году осады началась чума. Ее наслал бог Аполлон, покровитель троянцев, по просьбе своего жреца, у которого греческий вождь Агамемнон отнял дочь. Долгая речь жреца образна и ярка. Он просит об отмщении.

Так вопиял он; и внял Аполлон сребролукий!
Быстро с Олимпа вершин устремился, пышущий гневом,
Лук за плечами неся и колчан со стрелами, отовсюду закрытый;
Громко крылатые стрелы, биясь за плечами, звучали
В шествии гневного бога: он шествовал, ночи подобный.

Чтобы прекратить чуму, Агамемнон вынужден вернуть дочь отцу, но взамен отбирает пленницу у Ахилла. Разгневанный Ахилл, одержимый чувством горькой обиды, уходит в свой стан. Ахилл отказывается участвовать в осаде Трои.

Начинаются ожесточенные бои, в которых греки терпят от троянцев поражение. Тогда они посылают к Ахиллу послов (IX песнь), но безрезультатно; он отказывается принять участие в боях. Наконец, в XVI песне Патрокл, друг Ахилла, вступает в бой, так как не может больше видеть, как гибнут товарищи. В этом бою Патрокл погибает от руки троянского героя Гектора, сына царя Приама.

Только тогда Ахилл, мстя за друга, вступает в бой. Он убивает Гектора, жестоко издеваясь над его трупом. Однако старик Приам, отец Гектора, явившись ночью в палатку к Ахиллу, умоляет его вернуть тело сына. Ахилл, тронутый горем старика и вспоминая своего собственного отца, которого он никогда не увидит, возвращает тело Гектора и даже устанавливает перемирие, чтобы дать троянцам время оплакать погибших. Заканчивается "Илиада" погребением героев двух враждующих лагерей — Патрокла и Гектора.

Герои поэм мужественны и величественны. Они не знают страха перед врагом. И греки и троянцы изображены с большим уважением и любовью. Не случайно поэтому образцом героизма являются грек Ахилл и троянец Гектор. Ахилл — гроза для троянцев, суровый, непоколебимый воин. Он любит родину. Но в его душе живет и жалость к троянцу — старику Приаму, потерявшему родного сына. Он ощущает горечь своей собственной судьбы (ему суждено погибнуть во цвете лет). Он мстит за обиду, помнит зло, иногда плачет, как ребенок. Но основная линия его характера — это не знающий предела героизм и преданность общему делу. Замечательным примером великодушия Ахилла и вообще гуманизма древнего эпоса является сцена XXIV песни "Илиады", когда Ахилл отдает царю Приаму тело Гектора.

Говорит Ахиллес быстроногий:
"Старец, не гневай меня! Разумею и сам я, что должно
Сына тебе возвратить: от Зевса мне весть приносила
Матерь моя среброногая, нимфа морская Фетида.
Чувствую, что и тебя (от меня, ты, Приам, не сокроешь)
Сильная бога рука провела к кораблям мирмидонским...

Вместе с Приамом Ахилл сетует на тяжелую судьбу человека, вместе с ним оплакивает погибших; он разрешает Приаму двенадцать дней справлять тризну по Гектору и с богатыми дарами отпускает его в Трою.

Гектор — троянский вождь, главный защитник города. Он оставляет отца, мать, жену и ребенка, уходя в последний бой. Нежностью и беспредельной любовью овеяна сцена прощания Гектора с Андромахой и сыном. Мальчик плачет, испугавшись шлема отца. Гектор снимает с головы сияющий шлем, и ребенок смеется, тянется к нему. Задумчива и горестна мать. Она предчувствует гибель Гектора и скорбную судьбу сироты-сына. Со стены города смотрит Андромаха на последний поединок. Гектор, лишенный помощи богов, до последнего вздоха сражается с Ахиллом. Жизнь его отдана за родину.

В "Одиссее" изображаются события после разрушения Трои. Все герои вернулись домой, кроме Одиссея, царя острова Итаки. Он странствует десять лет из-за ненависти к нему бога моря Посейдона.

Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который
Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен,
Многих людей города посетил и обычаи видел,
Много и сердцем скорбел на морях, о спасеньи заботясь
Жизни своей и возврате в отчизну сопутников...

Начало "Одиссеи" повествует о последних событиях из семи лет странствий Одиссея, когда он жил на острове нимфы Калипсо. Оттуда по велению богов он отправляется на родину. Прибывает Одиссей на Итаку в XIII песне. Дома его ждут жена Пенелопа, осаждаемая женихами, и ставший юношей сын Телемак. Одиссей останавливается у свинопаса, потом подвидом нищего пробирается во дворец и, наконец, в союзе с верными слугами истребляет всех претендентов на руку Пенелопы, подавляет восстание родственников убитых и начинает счастливую жизнь в кругу своей семьи. Прекрасен образ жены Одиссея Пенелопы, верной, преданной и умной женщины. Двадцать лет Пенелопа растила сына и оберегала дом в отсутствие мужа.

Гомер так описывает радость Пенелопы, когда она удостоверилась, что перед нею действительно Одиссей:

Так веселилась она, возвращенным любуясь супругом,
Рук белоснежных от шеи его оторвать не имея
Силы. В слезах бы могла их застать златотронная Эос...

Общество, представленное у Гомера, — патриархальный род, который еще не знает классового расслоения. Цари трудятся наравне с пастухами и ремесленниками, а рабы, если они и существуют, являются пленниками, взятыми на войне, и не занимают еще униженного положения в семье. Одиссей сам себе строит плот, царевна Навзикая стирает белье. Пенелопа искусно ткет.

Вместе с тем появляется имущественное неравенство, вожди получают лучшую добычу, судьба рабов зависит от воли господина. Пенелопа, например, безжалостно грозит старой, верной своим господам няне; Одиссей предает провинившихся слуг жестокой казни; воин Терсит не без основания укоряет вождей в корыстолюбии, честолюбии и обвиняет их во всех тяготах войны. Однако его слова не находят сочувствия у воинов, так как они одержимы одной идеей — победить врага. Ради этого они готовы забыть обиды со стороны вождей.

Одиссей — храбрый воин, но вместе с тем опытный в жизненных невзгодах человек. Одиссей умеет сражаться не только оружием, но и умным словом. Если надо, он может обмануть и пойти на хитрость. Главное же в нем — любовь к родной земле, к жене и сыну, которых он не видит долгие годы. Ради них он даже отверг бессмертие, которое ему хотела подарить нимфа Калипсо.

В XIV песне "Одиссеи" говорится, что "люди разные бывают, одни любят одно, другие —другое". В гомеровских поэмах боги столь же разнообразны и интересны, как и люди. Здесь верная помощница греков, особенно Одиссея, мудрая Афина, здесь же коварный, мрачный Аполлон, защитник троянцев, и дикий, покрытый кровью бог войны Арес.

А вещи, окружающие людей? Они прекрасны и "священны". Каждая вещь, сделанная руками человека, хороша и является произведением искусства. Описанию щита Ахилла посвящаются сотни строк, тщательно описывается даже задвижка на двери дома Одиссея. Человек восхищен своим уменьем, своим искусством, своей активной деятельностью. Он не только воюет и разрушает, но стремится создать нечто нужное и вместе с тем прекрасное.

Особо стоит отметить язык поэм. Написаны они гекзаметром (шестистопным дактилем), который произносился несколько нараспев. Огромное значение имеют также постоянные эпитеты, развернутые сравнения и речи героев.

Постоянные эпитеты, например "тучегонитель" Зевс, "белолокотная" Гера, "среброногая" Фетида, большей частью сложны, несколько громоздки. Развернутые сравнения (битва, например, рисуется как бушующий пожар, буря в лесу, схватка диких зверей, разлив реки, прорвавший все плотины) замедляют повествование, как и речи, которыми часто обмениваются герои во время ожесточенной битвы. Замедленный темп повествования, его величественный характер расцвечиваются необычными красками в описании природы.

В поэмах каждая вещь зрима, ощутима и красочна. Море, например,"седое" в пене прибоя, "фиалковое" под синим небом, "пурпурное" в лучах заката. Даже земля в "Илиаде" "смеется" в блеске щитов и доспехов под весенним солнцем.

Таким образом, в гомеровском эпосе воплощена не только суровая героика войны, но и радость творчества, созидательного труда и мирной жизни, основанной на уважении к человеку, на пробуждении в нем лучших, гуманных чувств.

Поэтому-то гомеровский эпос по праву считается энциклопедией древней жизни.

Введение

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов, историков, писателей, путешественников, да и просто любознательных людей. Однако Культурология - сравнительно молодая наука. Она начала выделяться в особую область знаний с XVIII в. И приобрела статус самостоятельной научной дисциплины фактически лишь в XX столетии. Само слово «культурология» было введено для ее наименования американским ученым Л.Уайтом в начале 1930-х гг.

Но вернемся к заданной теме. Культуру Древней Греции я выбрала потому, что основателем культурологи все-таки считается древнегреческий философ, Аристотель.

Античная культура существовала в промежутке между VII в.до н.э. и Vв.н. э. Основные параметры Античной культуры были заданы древними греками, они заложили ее основы и выразили с набольшей силой и простотой.

Искусство

Древнегреческий эпос

Первые из дошедших до нас древнегреческих эпических текстов гомеровские «Илиада» и «Одиссея» созданы приблизительно в VII в.до н.э. Очевидно, что уже в те времена они не были единственными, а входили в эпическую традицию древних греков. После «Илиады» и «Одиссеи» создание эпических произведений продолжалось на протяжении всей Античности. Однако гомеровские поэмы навсегда остались из ряда выходящими и исключительными. «Илиаду» и «Одиссею» с полным правом можно назвать первотекстами Античности. Это были наиболее авторитетные тексты, к ним апеллировали как к чему-то безусловному и литераторы, и философы, и государственные деятели, и ученые.

Гомеровские поэмы представляют собой первое цельное и законченное выражение греческой души. В них она впервые оформилась и воплотилась как нечто в основе своей состоявшееся. В дальнейшем древнегреческая культура будет развиваться вширь и вглубь. В ней появятся новые темы и повороты, то чего-то она откажется, что-то приобретет, и все-таки определяющее и стержневое для древнегреческой культуры состоялось уже в «Илиаде» и «Одиссее». За всю Древнюю Грецию представительствовать в состоянии только гомеровский эпос.

Принятие и освещение мира заходит у Гомера так далеко, как этого никогда не будет ни в одной другой культуре.

Древние греки, за редким исключением, не ставили под сомнение реальность Троянской войны и подвигов ее героев, это в корне подорвало бы их самоощущение. «Илиада» и «Одиссея» не просто принадлежали к почетному и возвышенному жанру словесности, они формировали и поддерживали душевный строй древних греков, в какой-то мере служили их самоидентификации. Поэтому текст гомеровских поэм воспринимался и как реальность, и как образцовое произведение искусства. Он в совершенстве отразил возвышенную - прекрасную жизнь героев, а не был плодом фантазии Гомера.

Стоит буквально локализовать эпическое действие в пространстве и времени, и оно станет историей, а его вершители - просто и только людьми. Греки иногда были склонны к подобной локализации. Но она не могла быть последовательной, т. к. мир «Илиады» и «Одиссеи» был важен для них совсем не в качестве реальной истории. Он оставался надысторическим, представляя собой Грецию и греков как таковых, поверх бурных событий истории.

Древнегерманский эпос: англосаксонская поэма «Беовульф». Соотношение языческой традиции и христианских влияний. Фольклорно-мифологическое, историческое и литературное начала. Французский героический эпос: «Песнь о Роланде». Исторический факт и эпический вымысел. Параллелизм образов. Своеобразие испанского героического эпоса. Народные идеалы «Песни о моем Сиде». Романсные черты поэмы. Немецкий героический эпос: «Песнь о Нибелунгах». Элементы старинного сказания и их феодально-христианская обработка. Сказочные мотивы и влияние рыцарского романа. Раннее Просвещение. «Робинзон Крузо» Д. Дефо и его буржуазно-просветительские идеалы. Творчество Дж. Свифта. Публицистика, характер юмора. «Путешествия Гулливера»: проблема жанра; философский подтекст; значение романа Семейно-бытовой роман: С. Ричардсон и его герои. Английский вариант просветительского реализма. Романы О. Голдсмита и Т. Смоллетта. Творческий путь Г. Филдинга. Продолжение свифтовских традиций, полемика с С. Ричардсоном. Положительный герой и проблема типизации у Филдинга. Эстетические позиции Г. Филдинга-юмориста. Кризис просветительских иллюзий. Стерн и английский сентиментализм. Значение романов Л. Стерна для европейской культуры. Театр конца века: творчество Р. Б. Шеридана. Английский предромантизм. «Готический роман» и его создатели. «Песни Оссиана» Дж. Макферсона: литературная мистификация и ее общественный резонанс. Народная лирика Р. Бернса. Бюргерское просветительство и его литература. Эстетика раннего классицизма. Эстетическая теория Винкельмана. Проблема национального своеобразия в культуре. Лессинг и его борьба за новое немецкое искусство. Гердер как теоретик и вдохновитель штюрмерского движения. Эстетика «Бури и натиска»; неоднородность течений и художественных манер. Раннее творчество Гете. Драматургия Шиллера штюрмерского периода. Шекспиризм и бунтарское начало в драматургии Гете и Шиллера. «Национальная идея» и ее художественное воплощение в публицистике, театре и романе. «Страдания молодого Вертера» как вершина штюрмерской художественной практики. Исторические события и «литературная революция» ро мантизма. Романтизм как принцип мировидения и как творческий метод. Теоретические постулаты раннего романтизма и философия рубежа XVIII - XIX веков. Связь нового искусства с просветительской традицией и разрыв с предшествующей художественной системой. Романтический субъективизм и двоемирие. Новое отно шение к личности и специфика романтического героя. Ранний этап немецкого романтического движения как «теоретический период» в истории национального рома нтизма. Философская основа йенского романтизма: И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг. Теоретические труды Ф. Шлегеля. Влияние политического устройства и экономического развития страны на литературный процесс. Идейно-художественная основа романтизма Дж. Байрона. Характерные черты «байронизма» - герой, сюжет, пейзаж. «Восточные поэмы». Романтическая условность и проблема местного и исторического колорита. Лирика и драматургия Дж. Байрона. Разновидности романтической повести и романа: исповедальный, готический и исторический. В. Скотт - создатель жанра исторического романа. Романтические традиции в историческом романе, их сохранение и преобразование в позднейшей литературе. Историческая и национальная специфика американской литературы и европейские традиции. Связь американского романтизма с Просвещением. Ранний этап романтизма. Романы Ф. Купера - цикл о Кожаном Чулке. Национальный пафос и просветительские идеи. Поздний американский романтизм. Лирика и новеллистика Э. По. Жанровое многообразие его новелл. Фантастическое начало, психологизм, интерес к подсознательному, «ужасы» у Э. По. Развитие его тем и образов в мировой литературе. Г. Лонгфелло как представитель «университетской» поэзии: «Песнь о Гайавате». Середина XIX века как переходная эпоха; философия, культура, нравы. «Промышленный век», особенности общественного сознания и их отражение в литературе. Реализм как мировоззрение, художественный метод и литературное направление. Борьба и взаимодействие романтизма и реализма в жизни и в искусстве. Преодоление и использование писателями-реалистами романтических штампов. Основные этапы становления и развития критического реализма, его идейно-художественная специфика. О. Бальзак - дитя и воплощение XIX века во всех его противоречиях. Легенды и факты биографии О. Бальзака. Замысел и структура «Человеческой комедии» - панорамы французского общества. Синтез романтизма и реализма в эпопее: взгляд историка и художественный вымысел, романтические фантазии и социально-историческая обусловленность коллизий, типичность и индивидуальность персонажей. Правда, правдоподобие и истина в понимании Бальзака. Своеобразие художественных приемов. Новый этап эволюции реализма: развитие реализма в произведениях Г. Флобера. Г. Флобер как один из провозвестников прозы XX века. Поиски им своего стиля, проблема единства формы и содержания. Эстетическая теория Г. Флобера. «Госпожа Бовари» - трагедия несовместимости мечты и действительности. «Нечто цвета плесени». Разоблачение романтических иллюзий и издевка над обывателем. Специфика повествовательной манеры, прием монтажа, элементы импрессионизма. Другие произведения Г. Флобера и особенности его творческой эволюции. Викторианство как культурно-историческое явление. Своеобразие английского критического реализма, традиционное и новое в английской литературе середины XIX века. Своеобразие творческой манеры Ч. Диккенса. Ч. Диккенс в ряду писателей-классиков. Эволюция мировоззрения и творчества Ч. Диккенса. «Посмертные записки Пиквикского клуба» - романтические персонажи на реалистическом фоне. Очерковость романа. «Рождественский» Ч. Диккенс. Детские образы в романах «Оливер Твист», «Домби и сын». «Большие надежды» и «Холодный дом»: система человеческих ценностей в трактовке Ч. Диккенса. Борьба Добра и Зла как динамическая основа его романов. Социальная тема («Тяжелые времена»). Своеобразие психологизма Ч. Диккенса и «черный юмор». Женщины-романистки. Проблема «женской литературы» в викторианской Англии. Феномен семьи Бронте. «Джен Эйр» Ш. Бронте: сила и слабость женской души. Тонкий психологизм романа. Связь сюжетов и образов с биографией писательницы. Финал романа как романтическая «компенсация» жизненных неудач. Английский роман XIX века - классика критического реализма. Лирика Г. Гейне. Поиски идеала, критика действительности и развенчание романтических иллюзий. Романтический герой. Романтическая ирония и иронизирование над романтизмом. Сатира и пародия в стихах и поэмах Гейне. Французские поэтические школы. «Парнасцы» и их эстетика. Поэзия середины века и Ш. Бодлер. «Цветы зла» Ш. Бодлера как воплощение новой морали и эстетики; общественный резонанс. Сквозные мотивы, жанры, стилевые парадоксы. Сонет «Соответствия» - будущий «манифест» символистов. Появление в поэзии XIX века новых содержательно-стилистических черт и их дальнейшее развитие в поэзии декаданса и модернизма. Кризис миросознания, его истоки и проявления в искусстве и литературе. Атмосфера «конца века»: расчеты с прошлым и предчувствие грядущих катаклизмов. Понятие декаданса и отражение переломной эпохи в литературе рубежа веков. Картина литературной жизни. Основные литературные направления, течения, школы этого периода (общая характеристика, хронология, взаимосвязь, национальная специфика).Понятие и сущность «обновленного реализма». Роль и значение эпического цикла в переходную эпоху. «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси. Явление «форсайтизма», столкновение Красоты и Свободы с миром собственности. Постепенная переоценка ценностей в последующих романах форсайтовского цикла (образ Сомса). Викторианская эпоха и наступление XX века, отражение этого процесса в романах Голсуорси. Специфика декадентского мироощущения. Понятие модернизма, его обращенность в будущее, позднейший расцвет. Э. Золя и принципы «экспериментального романа». Цикл Э. Золя «Ругон-Маккары», его замысел, структура, проблематика. Наследственность и среда как основные факторы, определяющие человеческую жизнь (в понимании Э. Золя). Психологический и социальный аспекты эпопеи. Судьбы Жервезы Маккар и Этьена Лантье - покорность и протест, обреченность и надежда. Натурализм в романах и его смысловые и художественные функции. Мопассан - романист и новеллист. Сатира, философия, реализм в его произведениях. Жизнь и карьера в романах Г. Мопассана. Крах иллюзий Жанны де Во и развенчание романтических идеалов. Жорж Дюруа как новый «герой» своего времени, его социальная карьера и моральная деградация. Новеллистика Г.Мопассана. Основные тематические циклы новелл, их разнообразие как возможность для создания объемной картины действительности. Влияние натурализма на творчество Г.Мопассана. Эволюция новеллы. Эстетизм и творчество О. Уайльда. Истина, мораль и Красота в зеркале парадокса. Нравоучения безнравственного эстета. О. Уайльд - «ужасное дитя» своей эпохи. Проза К. Гамсуна. Человек и природа, человек и люди - продолжение поисков гармонии. Болезненность конфликта между мечтой и действительностью. Разрушение моральных норм и относительность нравственных ценностей в сознании «конца века». Традиции и новаторство в творчестве К. Гамсуна-прозаика. Влияние неоромантизма. Истоки, теория, художественное воплощение символизма. Сущность символизма в понимании А. Белого, В. Брюсова, П. Валери и др. Поэзия французского символизма, особенности поэтики и символики. А. Рембо и П. Верлен: люди-трагедии. Символистская драма. Своеобразие театра М. Метерлинка - «статический театр», «театр молчания», «театр ожидания». Темы судьбы, смерти и слепоты в его пьесах. Пьеса-сказка «Синяя птица», ее аллегоризм. Рождение «новой драмы» во второй половине XIX в. Г. Ибсен, Б. Шоу. Причины возникновения «новой драмы» и роль Г. Ибсена в ее появлении и становлении. Эволюция творчества Г. Ибсена. Аналитические пьесы. «Кукольный дом» - типичная «новая драма». Значение подтекста, смысл финала пьесы. Раннее творчество Б. Шоу - «интеллектуальная драма». Значение дискуссий в пьесах. Эксцентрика и парадокс, элементы комедии. Сопоставление с драматургией О. Уайльда. Становление реализма в литературе США. Своеобразие национального юмора. Творчество Марк Твена - для детей и взрослых. Катастрофичность, трагизм эпохи и их отражение в искусстве. Утрата старой и поиски новой системы ценностей. Искусство и культура в философском осмыслении XX века. Рождение модернизма в литературе XX века. Усложнение форм повествования и психологического письма, сочетание мифологии с особой детализацией. Проблема адекватного отображения действительности в психологии и литературе; теория У. Джемса. Различные варианты литературного «потока сознания». Техника «потока сознания» в творчестве Дж. Джойса. «Улисс» Дж. Джойса - «глыба, нависшая над литературой». Различные типы «потока сознания» как одна из основ мироотражения и поэтики. Культурное поле романа. Трансформация «художественного пространства», «художественного времени», повествования, автора и персонажей в романе. Архаический миф и неомифологизм. Возможные философские подтексты. «Потерянное поколение»: многозначность термина и национальная специфика явления. Психологическая и социальная сущность «потерянности». Литература «потерянного поколения» - человек на войне, человек после войны; общие проблемы победителей и побежденных. Романы Э. М. Ремарка, Э. Хэмингуэя. Новаторство У. Фолкнера. Округ Йокнапатофа - модель американского Юга и Вселенной. «Южная», американская и общечеловеческая тематика. Одинокий человек в жестком мире фолкнеровской реальности. Сноупсы и «сноупсизм»; деградация и возрождение моральных ценностей. Основные художественные принципы фолкнеровской прозы: «моделирование» как метод, разнообразие рассказчиков, множественность точек зрения. «Американская трагедия» «маленького человека». «Американская мечта» и ее развенчание в жизни и в литературе. Проблемы богатства и бедности, подлинных идеалов и мнимых. «Маленький человек» в XX веке. «Богатые бедняки» у Ф. С. Фицджеральда. Рациональный и иррациональный способы познания мира и их отражение соответственно в «интеллектуальной» и «мистической» литературе. Интеллектуально-философский роман в творчестве Т. Манна. Романы Т. Манна «Волшебная гора» и «Доктор Фаустус». Традиции «романа воспитания» и их развитие. Судьбы искусства, философия музыки и концепция творчества у Т. Манна. Художественное преломление общего в индивидуальном: искусство, дьявол и человек на фоне мировой войны. Политика и драматургия: новые требования к драме. Б. Брехт и его теория «эпического театра». Ее реализация на сцене. Влияние экспрессионизма на творчество Б. Брехта. Реализм и условность. Тематическое разнообразие и притчевый характер пьес Б. Брехта. Эффект «очуждения» как художественный прием. Проблемы и решения. Философия и литература в поисках человека: закономерный этап отрицания. Конфликты «личность - общество», «человек - мир»; способы и возможности их разрешения: приспособление себя к миру, мира к себе. Философия экзистенциализма и ее воплощение в литературе. Французский экзистенциализм: А. Камю. Абсурдный герой. «Центробежный» и «центростремительный» романы. Дальнейшее развитие темы «маленького человека» в американской литературе. Политика, история и мораль; мифология и фантастика (Дж. Апдайк, Д. Д. Сэлинджер). Англоязычная проза В. Набокова. Темы детства, утраченного рая и его возвращения, «чудака». Америка В. Набокова. Понятие «метаромана», русский и англоязычный варианты метаромана у В. Набокова. Художественные особенности набоковской прозы и вопросы перевода.

Краткое содержание лекций

Античная литература.

Литература Древней Греции.

Лекция 1. Античность как историческое и культурное явление. Культура Древней Эллады .

1. Истоки античной литературы.

Античная литература - это литература средиземноморского культурного круга эпохи рабовладельческой формации: это литература Древней Греции и Рима с X-IX вв. до н. э. по IV-V вв. н. э.Для античной литературы в целом характерны те же общие особенности, что и для всех древних литератур: мифологическая тематика, традиционализм разработки и поэтическая форма.

2. Роль мифологии и мифологического мышления, значение мифа и обряда в становлении словесного искусства.

Мифология - это осмысление действительности, свойственное общинно-родовому строю: все явления природы одухотворяются, и взаимные отношения их осмысляются как родственные, подобные человеческим. Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм.

Мифология в смысле наивной веры кончилась вместе с первобытнообщинной формацией, для которой она была необходимой идеологией. Классовое рабовладельческое общество в Греции и связанное с ним возникновение литературы активно используют мифологию в своих целях, политических и художественных. Особенно широко использована мифология в греческой трагедии.

3. Античное наследие в европейской литературе.

Историческая связь античной культуры с культурами Новой Европы дает ей особое положение. Историческая преемственность античной и новоевропейских культур всегда оставалась ощутимой, и античная литература всегда представлялась истоком и часто образцом новых литератур. Античность выступала духовной опорой европейской культуры в решающие и поворотные моменты ее развития.

Традиция изучения древних языков и древних литератур неизменно лежала и лежит в основе гуманитарного образования в Европе. Основные концепции литературы и литературного творчества, господствовавшие в Европе почти до XIX века, непосредственно исходили из концепций Аристотеля и Платона.

4. Зарождение и становление основных видов древнегреческой литературы.

В эпоху, переходную от общинно-родового строя, письменной литературы вообще не существовало; носителем словесного искусства был певец (аэд или рапсод), сочинявший свои песни для пиров и народных праздников.

В эпоху полисного строя появляется письменная литература; и поэмы эпиков, и песни лириков, и трагедии драматургов, и трактаты философов хранятся уже в записанном виде, но распространяются еще устно. В эпоху эллинизма и римского владычества письменная литература становится основной формой словесности. Литературные произведения пишутся и распространяются как книги.

Система жанров в античной литературе была отчетливой и устойчивой. Жанры различались более высокие и более низкие: высшим считался героический эпос, хотя Аристотель в «Поэтике» и ставил выше него трагедию.

Система стилей в античной литературе была полностью подчинена системе жанров.

Вопросы для самоконтроля.

1.Что такое античная литература?

2.Что такое мифология?

3.Где особенно активно использовалась мифология в древнегреческой литературе?

4.В чем проявляется историческая преемственность античной и новоевропейских культур?

5.Когда появилась письменная литература?

6.Какова была система жанров в античной литературе?

Лекция 2. Древнегреческий героический эпос, его происхождение и бытование, сюжеты, герои, стиль.

1.Гомер и «гомеровский вопрос».

Ученые до сих пор спорят о том, существовал ли в действительности гениальный творец «Илиады» и «Одиссеи», или у каждой поэмы был свой собственный автор, или же это были разрозненные песни, сведенные воедино каким-либо редактором.Греки считали, что эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» были сложены слепым поэтом Гомером. Семь греческих городов претендовали на то, чтобы считаться родиной поэта. В то же время не существует никаких достоверных свидетельств о Гомере, и вообще нельзя считать доказанным, что обе поэмы были созданы одним и тем же человеком.

2.Поэмы «Илиада» и «Одиссея» - образцы древнего героического эпоса.

Произведения Гомера, поэмы «Илиада» и «Одиссея», являются первыми по времени известными нам памятниками древнегреческой литературы и вместе с тем вообще первыми памятниками литературы в Европе.Записаны были эти произведения впервые только во второй половине VI в. до н.э. Следовательно, народные материалы для этих поэм создавались еще раньше, по крайней мере, за два или за три века до этой первой записи.

3.Мифологическая и историческая основы поэм.

Причиной троянской войны было похищение Елены, супруги царя Менелая Парисом, сыном троянского царя Приама. Оскорбленный Менелай призвал на помощь других царей. Основным содержанием «Одиссеи» являются сказания о возвращении Одиссея на Итаку после окончания войны с Троей. Продолжалось это возвращение очень долго и заняло 10 лет.

Сюжетом гомеровских поэм являются разные эпизоды троянской войны. Греки в течение многих веков вели войны в Малой Азии. Однако именно война с Троей особенно запечатлелась в памяти древних греков, и ей было посвящено много разных литературных произведений.

4.Идейно-художественные особенности гомеровского эпоса.

В «Илиаде» в ярких чертах воспроизводятся явления реальной жизни и быта древнегреческих племен. Преобладает, конечно, описание быта военного времени. Но подвиги героев, столь красочно описываемые Гомером, не заслоняют от взора поэта все ужасы войны.

Несомненно, что «Одиссея» куда более сложное произведение античной литературы, чем «Илиада». Исследования «Одиссеи» с литературной точки зрения и с точки зрения возможного авторства ведутся и по сей день.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые слепому старцу Гомеру, оказали огромнейшее, ни с чем не сравнимое влияние на всю историю античной культуры, а позже и на культуру нового времени. Огромное мастерство слагателя этих поэм, их эпохальность, красочность, колорит привлекает читателя и поныне, несмотря на огромную временную пропасть, лежащую между ними.

Вопросы для самоконтроля.

1.В чем сущность «гомеровского вопроса»?

2.Какие поэмы традиционно считаются принадлежащими Гомеру?

3.Какова мифологическая основа «Илиады»?

4.Какие исторические факты лежат в ее основе?

5.Какие сказания являются содержанием «Одиссеи»?

6.В чем состоят идейно-художественные особенности гомеровского эпоса?

Дата публикования: 2015-07-22 ; Прочитано: 1377 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно

Первые из дошедших до нас древнегреческих эпических текстов гомеров­ские "Илиада" и "Одиссея" созданы приблизительно в VIII в. до Р.Х. Очевидно, что уже в те времена они не были единственными, а входили в эпическую традицию древних греков. После "Илиады" и "Одиссеи" создание эпических произведений продолжалось на протяжении всей Античности. Однако гомеровские поэмы на­всегда остались чем-то из ряда выходящим и исключительным не только среди других эпосов и даже среди других произведений Античности. Их место не сопо­ставимо ни с каким другим произведением древнегреческой и античной культуры в целом. "Илиаду" и "Одиссею" с полным правом можно называть первотекстами античной культуры. Причем в двояком смысле. Во-первых, это были наиболее авторитетные тексты. К ним апеллировали как чему-то безусловному и литерато­ры, и философы, и государственные деятели, и ученые. Скажем, знаменитый древнегреческий географ Страбон начинает свою монументальную "Географию" со ссылок на Гомера. В его произведениях он ищет обоснования своим представ­лениям о расположении суши и водных просторов. В какой-то степени Гомер для Страбона первый греческий географ. Об этом он оставил нам очень красноречи­вые строчки: "Прежде всего я скажу, что мы и наши предшественники были пра­вы, считая Гомера основоположником науки географии. Ведь Гомер превзошел всех людей древнего и нового времени не только высоким достоинством своей поэзии, но, как я думаю, и знанием условий общественной жизни. В силу этого он не только заботился об изображении событий, но, чтобы узнать как можно боль­ше фактов и рассказать о них потомкам, стремился познакомиться с географией как отдельных стран, так и всего обитаемого мира, как земли, так и моря. В противном случае он не мог бы достичь крайних пределов обитаемого мира, обойдя его целиком в своем описании"1.

Другой, несравненно более известный грек, точнее, эллинизированный ма­кедонянин царь Александр Македонский в своих завоевательных походах ставит себе в пример героя "Илиады" Ахиллеса, для него внятен и неотразим в своем обаянии весь героический мир гомеровской поэмы. Было бы преувеличением утверждать, что авторитет "Илиады" и "Одиссеи" был абсолютен, а почитание Гомера - единодушным. Среди противников числится, например, другой вели­кий грек, также широко почитаемый современниками и потомками, философ Пла­тон. Однако даже он не смог поколебать репутацию гомеровских поэм. Они ус­пешно пережили платоновские и тем более всякие другие нападки.

"Илиада" и "Одиссея" являются первотекстами античной культуры и в дру­гом, более глубоком смысле, чем их исключительная авторитетность. Гомеров­ские поэмы представляют^^обрй первое цельное и законченное выражение гре-ческой души. В них она впервые оформилась и воплотилась как нечто в основе своей состоявшееся. В дальнейшем древнегреческая культура будет развивать­ся вширь и вглубь. В ней появятся новые темы и повороты, от чего-то она отре­чется, что-то приобретет. И все-таки определяющее и стержневое для древнегре­ческой культуры состоялось уже в "Илиаде" и "Одиссее". Во всяком случае, в ней так и не появится других воплощений греческой души, которые с таким же правом могли бы представительствовать за нее как целое, любой другой феномен древ­негреческой культуры при всем своем великолепии, глубине и мощи по сравне­нию с гомеровскими поэмами останется более односторонним и частичным. За всю Древнюю Грецию представительствовать в состоянии только гомеровский эпос.

И здесь есть чему удивиться, по поводу чего поставить вопрос. Ведь это достаточно странно, что смысловым центром развитой и утонченной культуры является эпос. Такого не было ни до, ни после Греции. На Древнем Востоке на роль первотекста и смыслового центра культуры могли претендовать только ре­лигиозные тексты, связанные с ритуалом, мистерией, священнодействием." Древ­невосточная культура, как и первобытная, оставалась культом. С той только раз­ницей, что культ теперь в большей или меньшей степени центрируется фигурой божественного царя, а не царя-жреца, как это было ранее. Но если культура но­сит культовый (ритуальный) характер, то текстами, выражающими ее смысловой центр, могут быть только мифы. Древняя Греция, как это очень хорошо известно, создала богатую и красочную мифологию. У греков она была гораздо более раз­витой, чем у великого множества других народов. И тем не менее не мифы, а эпос явился исходным и ключевым моментом греческой культуры. В послеантичную эпоху Средневековья первотекстом культуры также был не миф. Но преодолева­ющее и отменяющее мифологию Священное Писание Ветхого и Нового Завета все равно представляет собой текст сакрального ряда. Для христиан он является Откровением, т.е. исходящим от Бога. И в этом качестве опять-таки радикально отличается от эпического первотекста Античности.

h Вопрос о значимости гомеровского эпоса для Античности имеет два аспек­т/та. Во-первых, примечательно уже одно то, что древние греки создают свой эпос. Эпическое творчество вовс^уне^едремшнообязатедьна-для любого народа и любой культуры. Появление эпоса у древних греков знаменует собой существен­ный сдвиг в культуре, который создает дистанциюjyie^qy ними и не знавшими та1<ого^>ке^авёршенноТй и оформленного эпического творчества народами Древ­него Востока. И второе, поскольку греки не просто создали "Илиаду" и "Одиссею", для них эп^с^ал^игратгь роль, сопоставимую с ролью мифа в первобытности и на Древнем Востоке и Св. Писания в Средние_Века. Это обстоятельство, несом­ненно, свидетельствует о ярко выраженном своеобразии и даже уникальности древнегреческой и античной культуры.

а древнегреческий в первую очередь, отличает от Mjwftjrro,что,

j^ как богам отводит-

ся периферийное место._В_ш1ф^все]наоборот. Он о богах, только они в нем глав-

ые и центральные действующие лица, тогда как люди сколько-нибудь значимой роли в мифологических сюжетах не играют. Современному человеку может пока­заться естественным и само собой разумеющимся, что люди создают произведе­ния словесности, в которых они же являются действующими лицами. О ком же еще людям повествовать, как не о самих себе. В действительности на то, чтобы поставмхь-человека в центре повествования, ]нуж]но_еще_ре1ии11гся. Ведь тысяче­летиями люди воспринимали себя_как наполненных жизнью или просто суще­ствующих только в "связи со своими богами. Вне богов человеческо-протранное слишком ничтожно, и повествовать сПнем нет никакого смысла. Зачем попусту нести какую-то невнятицу и тем более передавать ее по наследству от поколения к поколению, если людям известны великие и страшные, лежащие в основе всего сущего деяния богов, которые изложены в мифах. В конце концов, древневосточ­ные народы, например те же египтяне, начали создавать повествования, в кото­рых рассказывалось о людях. Одно из них - рассказ Синухета - цитировалось и комментировалось власти книги, посвященной ДрешнемуВостоку. В нем не только повествуется о человеке Синухете, но к тому же он от первого лица. Сам Синухет рассказывает нам поучительную, историю своих скитаний. Вспомним, однако, как мало значения египетский вельможа придает своей воле и разуму, когда ему нуж­но решиться на какой-то поворот в своей жизни. Тут он ссылается на богов и прежде всего на своего божественного царя-фараона. Они стоят за решимостью и поступками своего раба. Этот раб посмел, счел возможным рассказать о себе - человеке - и тут же старательно себя зачеркнул, демонстрируя свою зависи­мость и ничтожество своей человеческо-рабской природы.

Древнеегипетский "Рассказ Синухета", как и другие древневосточные тек­сты, посвященные людям, - это робкая попытка человека заявить о своем существовании. На их фоне "Илиада" и^Од~иссёя" производят ошеломляющее впечатление. В них повествуется уже не об отдельных людях, а о грандиозных со6ышж,-ЮШЩ)ъ\е^януть1 целые народы. Люди в гомеровских поэмах засло­няют собой богов, на них сосредоточивается весь интерес повествования. Наше­му взгляду легко может показаться, что, как и в "Рассказе Синухета", человечес­кое в "Илиаде" и "Одиссее" по-прежнему принижено, если не беспомощно и ил­люзорно. Ведь боги бесчисленное число раз вмешиваются в людские дела, на­правляют их действия и даже предопределяют их. Божество может наполнить до тех пор не слишком примечательного и выдающегося героя такой энергией и мо­щью, что он вдруг станет проявлять ни с чем не сравнимую доблесть, окажется неотразимо победительным. Точно так же возможно и обратное: божество остав­ляет человека, лишает его мужества. Тогда от его былого великолепия не оста­нется и следа, как это, например, неоднократно происходит с самым доблестным троянским воителем Гектором.

Оттого, что в гомеровском эпосе человеческое так зависимо от божествен­ного, никуда не уйдешь. Вполне очевидно, что оно остается внутренне незавер­шенным, требующим восполнения через связь с богами. Но обратим внимание и на другой моменл^Боги "Илиады" и "Одиссеи" всецело поглощены человеческими делами. Им бесконечно важно, как закончится война ахейцев и троянцев, падет ли Троя, или ахейцы вернутся на родину ни с чем. У богов на счету каждый герой, одни боги ему помогают, другие строят против него козни. Из-за героев "Илиады" у богов плетутся интриги, происходят ссоры и даже сражения. Разве нечто подоб­ное было бы возможным, оставайся человеческая реальность рабски ничтожной, как в "Рассказе Синухета"? Синухет тоже удостойваётся внимания своего фарао­на. Но это милосердие и снисходительность божества, пребывающего в замкну­той недоступности своего величия. Никакой задетости и страстной вовлеченности божественного царя в дела своего раба представить себе невозможно. Гомеров­ские же боги задеты людьми и вовлечены в их отношения и конфликты прежде всего потому, что люди здесь не рабы. Они связаны с богами гораздо теснее, чем на Древнем Востоке. От этого боги не перестают быть богами, так же как и люди - людьми. Дистанция между бессмертными и смертными постоянно при­сутствует у Гомера. Но как же тогда обозначить смертный род людей, если по отношению к своим богам они не рабы? Видимо, наиболее точным будет утверж-дение о том, что герои "Одиссеи" и, особенно, "Илиады" - это дети. Понятно, что не своих родителей только, а богов. Человеческая природа, по Гомеру, - быть детьми. 1В^£Ослосхи_£1ни^^1остигают ни в цвете лет (Ахиллес, Гектор)^ни в зре; п^Ту[^циссей)^т~^^ароси^[пер^(мв1пш три поколения героев ахеец Нестор

"или троянский царь Приам). И боги относя7ся~к героям^ гомеровских поэм именно как к детям. Они ихТюощряют и наказывают, у них есть любимые и нелюбимые дети, детские свары вовлекают в свой круговорот родителей-богов приблизитель­но так же, как в человеческом мире. В свою очередь, люди испытывают потреб­ность в поддержке своих небесных родителей. Не ощущая их, пускай отдаленно­го, присутствия и участия, они легко теряются, горюют и даже капризничают.

^i§PJЖЛШШlaJИ_детcJ

Неотложные состояния