Задержка умственного развития у детей лечение. Диагноз ЗПР у ребенка – причины задержки психического развития, первые признаки и особенности. Укрепление нервной системы

Отставание в развитии может быть вызвано огромным количеством причин. Чаще всего – органическими повреждениями, возникшими либо ещё в перинатальном периоде, либо как следствие родовой травмы, либо после неудачных падений, ушибов и т.д. Остеопатическая помощь в этих случаях просто незаменима. Ведь остеопат сначала проводит полную, тщательную диагностику всех нарушений-отклонений в работе детского организма, потом приступает к лечению. В результате мягких и безболезненных манипуляций, остеопат устраняет:

  • все зажимы и блоки в системе мышц и связок
  • повреждения костных структур
  • нарушение тока жидкостей (крови, лимфы, ликвора)

… а также осуществляет тончайшую работу над структурами головного мозга, костей черепа, мозговых оболочек, нормализует все процессы и, тем самым, «будит» спящие зоны, отвечающие за те или иные аспекты развития ребёнка.

Все эти, наработанные более чем за сотню лет, методики остеопатического лечения позволяют достичь заметного прогресса в развитии ребёночка (а в составе комплексного лечения даже у детей с тяжёлыми нарушениями).

Задержка речевого и интеллектуального развития - очень распространенная проблема у детей. Чаще всего заболевание обнаруживают при подготовке к школе. Дети с задержкой интеллектуального развития отстают от остальных сверстников, сложнее усваивают школьные знания, имеют проблемы с поведением и игровую деятельность учебной.

Задержка речевого развития - это психическое расстройство, которое связанно с задержкой в эмоциональном и интеллектуальном развитии малыша.

Если малыш в 1 год практически не говорит слов, или к 2-м годам говорит лишь отдельные слова и понять его очень трудно, многие близкие люди и даже иногда специалисты часто говорят: здесь нет ничего страшного, нужно подождать, особенно если ребенок - мальчик. И большинство родителей ждут. Конечно, у ряда детей речевое развитие лишь несколько запаздывает и к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается упущенной возможностью для начала своевременной коррекции. Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития не просто, но очень важно. Лучше всего своевременно проконсультироваться с логопедом и детским неврологом, имеющим достаточный опыт работы именно с "речевыми" детьми. Ведь существует много различных причин и, соответственно, видов нарушений речевого развития, способы коррекции и лечения которых существенно различаются.

Для того чтобы формирование речи происходило своевременно и правильно, необходимо согласованное функционирование ряда систем, составляющих речевой аппарат, который можно разделить на:

  • центральный (речевые зоны коры и ряд других важнейших структур головного мозга, зрительный и слуховой анализаторы);
  • периферический (трахея, гортань с голосовыми связками, язык, губы, твердое и мягкое небо).

Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов. Причиной нарушений в речевом развитии может послужить сбой или нарушение на любом из вышеперечисленных уровней. Это может быть обусловлено наследственно или произойти под влиянием родовой травмы, гипоксии, инфекции и т.д.

В зависимости от уровня поражения, мы можем иметь различные варианты речевых нарушений:

  • Наиболее простой и распространенный вариант, когда не грубо нарушено звукопроизношение отдельных звуков называется дислалией. При логопедических занятиях такой дефект достаточно успешно устраняется. Просто нужно "научить" мышцы языка и губ определенным комбинациям для произнесения определенного звука.
  • При нарушении иннервации периферического речевого аппарата возникает дизартрия. Это достаточно тяжелое состояние, при котором кроме нарушения произношения звуков, наблюдаются нарушения тонуса языка, могут быть нарушения тембра, громкости, ритма, мелодики и интонации голоса, слюнотечение. Дизартрия обычно сопровождает тяжелые неврологические заболевания - ДЦП, органическое поражение мозга. Однако, часто диагностируется стертая дизартрия, которую порой трудно отличить от дислалии, но исправить звукопроизношение в таком случае намного трудней и желательна совместная работа логопеда и невролога.
  • При наличии дефекта строения артикуляционного аппарата (расщелины неба и т.д.) наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии. Речь невнятна, монотонна. Такое состояние называется ринолалия. Требуется консультация отоларинголога (ЛОР-врача).
  • Если ребенок к 1,5 годам не говорит совсем или в 2-3 года говорит отдельные слова, хотя хорошо понимает речь взрослых, в дальнейшем его речь развивается значительно хуже, чем у сверстников, словарный запас бедный, он часто ошибается при согласовании в роде, числе, падеже, нарушено звукопроизношение, такое состояние называется моторная алалия. Связано оно с поражением определенных речевых центров головного мозга. В таких случаях, чем раньше родители начнут бить тревогу и обратятся к логопеду и неврологу, тем лучше прогноз. В противном случае ребенку грозят трудности при обучении в школе, вплоть до необходимости посещения специализированной речевой школы.
  • Гораздо реже случается, что речь ребенка не развивается из-за того, что он не может понимать обращенную к нему речь. То есть он ее слышит, но не может понять смысл, как иностранный язык. Такое состояние называется сенсорная алалия и возникает тоже при поражении определенных речевых центров головного мозга. Дети могут повторять слова за взрослыми, даже заучивать стишки и предложения, но зачастую не понимая смысл того, что говорят. Поставить правильный диагноз бывает сложно, так как порой сохраняется понимание на бытовом уровне, но это состояние нужно отличать от умственной отсталости, снижения слуха и пр. Такие дети должны обязательно наблюдаться у невролога, заниматься с логопедом-дефектологом, быть проконсультированы сурдологом (для исключения нарушений слуха) и детским психиатром.
  • Все вышеперечисленные примеры касаются детей, у которых с самого начала речь стала развиваться не правильно. Если же до определенного возраста речь развивалась удовлетворительно, а после перенесенного заболевания или травмы возникли нарушения, такое состояние называется афазией. У детей это встречается редко.
  • В детском возрасте встречается элективный мутизм. Это немота, возникшая у ребенка владеющего речью как невротическое проявление. Но подобным образом могут начинаться и психиатрические заболевания.
  • Заикание

Отставание в речевом развитии может быть следствием задержки психического развития, или наоборот. Поэтому все дети, у которых речевое развитие задержано, должны быть протестированы на предмет интеллектуального развития. Это очень важно для решения вопроса о методах коррекции и выборе лечения.

Нельзя забывать, что речь формируется как подражание услышанному. Очень часто родители не догадываются, что ребенок плохо слышит.

Диагностика

Что же необходимо делать в первую очередь, если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом?

  • Понаблюдать за ребенком и обратить внимание, на его поведение. Играет ли он так же, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.
  • Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами?
  • Провести обследование ребенка, включающее консультацию невролога (логоневролога), психолога и логопеда.
  • Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.
  • При необходимости начать лечение и логопедические занятия.


Лечение

При лечении задержек речевого развития используются различные ноотропные препараты (кортексин, энцефабол, ноотропил и т.д.). Это те препараты, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, и основным проявлением их действия является улучшение процессов обучения и памяти. Конкретный препарат для лечения вашего ребенка порекомендует врач-невролог. Разработан способ лечения задержек речевого развития с помощью транскраниальной микрополяризации. В основе метода лежит лечебное применение постоянного электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Сила тока применяется очень слабая - в 10 раз меньше чем при самой простой физиотерапевтической процедуре - электрофорезе. Однако, в случаях когда нарушение речевого развития является следствием тяжелой психиатрической патологии (аутизм, умственная отсталость), применение этого метода лечения не показано, так как при этих заболеваниях данная методика не эффективна.

Лечение задержки речевого развития должно быть комплексным. Остеопатия хорошо себя показала в лечении детей с ЗРР. Чем раньше привести ребенка к остеопату, тем меньше сеансов понадобится для лечения.

Родителей иногда обескураживает, когда у их ребенка диагностируется задержка психического развития (ЗПР). Чаще всего это нарушение хорошо корректируется при правильном подходе родителей и педагогов. Но для этого надо выявить пораньше у ребенка это отклонение от нормы. Тесты в статье помогут это сделать, а уникальная таблица поможет определить вид ЗПР у ребенка. Также в этом материале приведены советы родителям малышей с задержкой психологического развития.

Что означает диагноз ЗПР — кому и когда ставят задержку психологического развития?

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального развития психики, которое характеризуется отставанием в развитии отдельных психических функций (мышления, памяти, внимания).

Диагноз ЗПР, как правило, ставится детям до 8 лет. У новорожденных детей задержку психического развития выявить невозможно, поскольку нормально. Когда ребенок подрастает, родители не всегда обращают внимание на ограничение его умственных способностей или списывают это на маленький возраст. Но некоторым детям в младенчестве могут ставить . Он указывает на некоторые нарушения в работе головного мозга, которые в более взрослом возрасте могут проявиться в виде ЗПР.

Посещая детский садик, ЗПР у ребенка не всегда удается диагностировать, поскольку там от ребенка не требуется какая-либо интенсивная умственная деятельность. Но при поступлении в школу ребенок с задержкой психического развития будет явно выделяться на фоне остальных детей, потому что ему:

  • тяжело сидеть на уроках;
  • тяжело слушаться учителя;
  • концентрировать свое внимание на умственной деятельности;
  • нелегко учиться, так как он стремится играть и развлекаться.

Физически дети с ЗПР здоровы, основная трудность для них – это социальная адаптация. У детей с ЗПР может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллекта.

  • При задержке развития эмоциональной сферы умственные способности детей относительно нормальные. Эмоциональное развитие таких детей не соответствует их возрасту и соответствует психике более младшего ребенка. Эти дети могут неутомимо играть, они несамостоятельны и любая умственная деятельность для них очень утомительна. Таким образом, посещая школу им тяжело концентрировать внимание на учебе, слушаться учителя и подчиняться дисциплине в классе.
  • Если у ребенка наблюдается з амедленное развитие интеллектуальной сферы , то он наоборот будет спокойно и терпеливо сидеть на уроках, слушать учителя и подчинятся старшим. Такие дети очень робкие, стеснительные и любые трудности принимают близко к сердцу. Они попадают на консультацию психолога не из-за дисциплинарных нарушений, а по причине трудностей с обучением.

Тесты на выявление ЗПР — 6 способов определить задержку психического развития у ребенка

Если у родителей появляются сомнения относительно умственного развития их ребенка, то существую некоторые тесты, которые помогут определить нарушения психического развития.

Не стоить трактовать результаты этих тестов самостоятельно, поскольку этим должен заниматься только специалист.

Тест №1 (до 1 года)

Физическое и психологическое развитие ребенка должно соответствовать его возрасту. Начать держать головку он должен не позже, чем в 1,5 месяца, переворачиваться со спины на живот — в 3-5 месяцев, сидеть и вставать — в 8-10 месяцев. Стоит также обратить внимание на . Ребенок в 6-8 месяцев должен лепетать, а к 1 году проговаривать слово «мама».

Шкала KID-R для оценки развития ребенка в возрасте от 2 до 16 месяцев — и

Тест №2 (9-12 месяцев)

В таком возрасте у ребенка начинают формировать простые мыслительные навыки. К примеру, вы можете на глазах у ребенка спрятать под коробочку игрушку и с удивлением спросить «Где игрушка?», малыш в ответ должен убрать коробочку и с восторгом показать, что он нашел игрушку. Ребенок должен понимать то, что игрушка не может исчезнуть бесследно.

Тест №3 (1-1,5 года)

В таком возрасте у малыша проявляется интерес к окружающему миру. Ему интересно познавать что-то новое, пробовать новые игрушки на ощупь, проявлять радость при виде мамы. Если такой активности за малышом не наблюдается, это должно вызвать подозрение.

Шкала RCDI-2000 для оценки развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет — скачать бланк анкеты в формате PDF и инструкцию для родителей по заполнению

Тест №4 (2-3 года)

Существует детская игра, где нужно вставлять фигуры в соответствующие им отверстия. В возрасте двух-трех лет малыш должен это делать без проблем.

Тест №5 (3-5 лет)

В таком возрасте у ребенка начинает формироваться кругозор. Он называет вещи своими именами. Ребенок может объяснить, что такое машина или какую роботу делает доктор. Не стоит в таком возрасте требовать от малыша много информации, но тем не менее, узкий словарный запас и ограниченный кругозор должны вызвать подозрения.

Тест №6 (5-7 лет)

В этом возрасте малыш свободно считает до 10 и делает вычислительные операции в пределах этих цифр. Он свободно называет названия геометрических фигур и понимает, где один объект, а где много. Также ребенок должен четко знать и называть основные цвета. Очень важно обратить внимание на его творческую деятельность: дети в таком возрасте должны рисовать, что-то лепить или конструировать.

Факторы, вызывающие ЗПР

Причин задержки психического развития у детей может быть несколько. Иногда это социальные факторы, а в других ситуациях причина ЗПР – врожденные патологии головного мозга, которые определяют при помощи различных обследований (например, ).

  • К социальным факторам ЗПР относятся несоответствующие условия воспитания ребенка. Такие дети часто не имеют родительской или материнской любви и заботы. Их семьи могут быть антисоциальными, неблагополучными или же эти дети воспитываются в детских домах. Это оставляет тяжкий след на психике малыша и часто сказывается на его психическом здоровье в будущем.
  • К физиологическим причинам ЗПР относят наследственность, врожденные заболевания, тяжелую беременность матери или же перенесенные в раннем детстве болезни, которые повлияли на нормальное развитие головного мозга. В этом случае из-за поражений головного мозга страдает психическое здоровье малыша.

Четыре типа задержки психологического развития у детей

Таблица 1. Виды ЗПР у детей

Тип ЗПР Причины Как проявляется?
ЗПР конституционального происхождения Наследственность. Одновременная незрелость телосложения и психики.
ЗПР соматогенного происхождения Ранее перенесенные опасные заболевания, которые влияют на развитие головного мозга. Интеллект в большинстве случаев не страдает, но функции эмоционально-волевой сферы значительно отстают в развитии.
ЗПР психогенного происхождения Несоответствующие условия воспитания (дети-сироты, дети с неполных семей и др.). Снижение интеллектуальной мотивации, несамостоятельность.
Церебрально-органического происхождения Грубые нарушения созревания головного мозга из-за патологий беременности или после перенесенных тяжелых заболеваний на первом году жизни. Самая тяжелая форма ЗПР, присутствуют явные задержки развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы.

В большинстве ситуаций родители очень болезненно воспринимают диагноз ЗПР, часто не понимая его значения. Важно осознать, что задержка психического развития не значит, что ребенок психически больной. ЗПР означает, что ребенок развивается нормально, только немного отстает от своих одногодок.

При правильном подходе к этому диагнозу уже к 10 годам можно устранить все проявления задержки психического развития.

  • Изучите это заболевание с научной точки зрения . Прочитайте врачебные статьи, проконсультируйтесь с психиатром или психологом. Родителям будут полезны статьи: О.А. Виноградова «Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития», Н.Ю. Борякова «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития», Д.В. Зайцев «Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье».
  • Обратитесь к специалистам . Детям с ЗПР необходима консультация врача-невролога, психоневролога, а также помощь учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда.
  • Полезным будет использование в обучении дидактических игр . Подбирать такие игры нужно исходя из возраста и умственных способностей ребенка, они не должны быть тяжелыми и непонятными для малыша.
  • Дети старшего дошкольного или младшего школьного возраста должны посещать занятия по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений). Это поможет им подготовиться к усвоению математики и точных наук, улучшить логическое мышление и память.
  • Выделите конкретное время (20-30 мин) на выполнение уроков и ежедневно в это время садитесь с ребенком за уроки. Изначально помогайте ему, а потом постепенно приучайте к самостоятельности.
  • Найдите единомышленников . Например, на тематических форумах можно найти родителей с такой же проблемой и поддерживать с ними общение, обмениваясь своим опытом и советами.

Родителям важно понимать, что ребенок с ЗПР не считается умственно отсталым, поскольку он прекрасно понимает суть происходящих событий, осознанно выполняет поставленные задачи. При правильном подходе, в большинстве случаев интеллектуальные и социальные функции ребенка со временем приходят в норму.

В этой статье:

Задержка умственного развития - это не психическая болезнь. Правильным будет назвать это особым психическим состоянием, которое характеризуется невысоким уровнем развития центральной нервной системы.

Считается, что у детей с диагнозом «задержка умственного развития» нет шансов полностью догнать обычных детей. Малыши могут развиваться, но лишь до определенной границы биологических возможностей.Родным детей с подобным диагнозом крайне сложно принять тот факт, что у их чада диагностировали умственную отсталость.

Для них очень важно сделать все, что только возможно, ради того, чтобы ребенок стал таким же, как все. На самом деле это неправильный путь. Помочь малышу адаптироваться в социальной среде можно только принимая его таким, какой он есть. Лишь в этом случае есть вероятность, что его точно так же смогут принять в социуме.

Признаки умственной задержки

У детей задержка умственного развития может быть как врожденной, так и приобретенной в возрасте до трех лет. Главный признак, указывающий на
заболевание - это нарушение работы интеллекта. Как правило, связаны эти нарушения с патологиями мозга и нервной системы.

Кроме нарушений в работе интеллекта, задержка умственного развития может привести детей к социальной дезадаптации. Такие дети страдают нарушением речевых и психомоторных функций, недоразвитием эмоционально-волевой сферы.

Олигофрения: что нужно знать?

Задержки умственного развития также принято называть одним простым словом - «олигофрения», что в переводе с древнегреческого означает «малоумие». Так болезнь называют в том случае, если выявлена причина ее появления. Если же причина неясна, то более уместным считается термин «умственная недостаточность».

Это понятие более широкое, так как в него умещается не только отставание развития, вызванное органическими нарушениями, но и педагогическая либо же социальная запущенность.В психиатрии человека с олигофренией характеризуют как личность, неспособную научиться самостоятельно жить в социальной среде.

Врожденная умственная отсталость, она же олигофрения, накладывает определенные ограничения на развитие малыша, который не может достичь того же уровня, что и здоровые дети. Когда же речь идет и приобретенном слабоумии - деменции, то подразумевают снижение уровня интеллекта по сравнению с показателями возрастных норм.

Степени тяжести умственной отсталости

Степень задержки умственного развития у детей может быть разной. Всего выделают несколько таких степеней умственного отставания:

  • легкую;
  • умеренную;
  • глубокую.

Каждая из степеней характеризуется определенным уровнем IQ. Если у детей с легкой степенью показатель IQ колеблется в пределах 50-69 пунктов, то у ребят с четвертой степенью IQ составляет не более 20 пунктов.

Самая легкая - это первая стадия. Дети с диагнозом «задержка умственного развития первой стадии» обладают основными навыками самообслуживания и домашней работы, могут обучаться в специализированных заведениях по специальной программе, способны будут со временем научиться простому ремеслу для заработка.

Средняя (умеренная) степень олигофрении характеризуется усложненным освоением детьми навыков самообслуживания, задержкой речевого развития. Такие дети часто не могут справиться с освоением даже самых простых движений, не всегда понимают обращенную к ним речь, требуют к себе повышенного внимания как в детском, так и во взрослом возрасте.

Последняя стадия - это глубокая задержка, или идиотизм. Дети с диагнозом «задержка умственного развития глубокой стадии» остаются на уровне ребенка
трех лет. Они не понимают правил, не соблюдают инструкции, неспособны слушать и запоминать, имеют проблемы с двигательной активностью, страдают недержанием кала и мочи. Не исключены неврологические нарушения. Как правило, вызывают такую тяжелую степень заболевания органического и генетического характера, не так часто - травмы головного мозга.

Считается, что окончательно вылечить умственную отсталость у детей невозможно. Да, в отдельных случаях применяются стимулирующие лекарства, но эффект будет ровно таким, насколько это возможно в границах биологических возможностей ребенка.

Именно поэтому то, насколько удачным будет внедрение ребенка в социум, во многом зависит от выбранной для его случая системы лечения, обучения, воспитания.
Причины задержки умственного развития

У детей задержка умственного развития может быть вызвана целым рядом причин – как генетического характера, так и связанных с особенностями окружающей социальной среды. В зоне риска дети родителей, родственники которых имели подобный диагноз. Именно на генетическом уровне проблема передается в 50 процентах случаев. Также очень часто выявить причину умственной задержки у ребенка не представляется возможным.

Ниже перечислены основные причины отсталости детей в интеллектуальном развитии:

  • заболевания генетического характера;
  • внутриутробные поражения;
  • интоксикация;
  • отравление плода алкоголем;
  • воздействие медикаментозных средств;
  • радиация и химиотерапия;
  • гипоксия;
  • недоношенность последней степени;
  • родовые травмы;
  • инфекции, поражающие центральную нервную систему;
  • социальная запущенность на фоне плохого питания и педагогического невнимания.

Диагноз - не приговор!

Как уже упоминалось выше, у детей задержки умственного развития не лечатся. Тем не менее речь идет не обо всех детях с таким диагнозом. Не поддаются лечению только те
ребята, причиной отсталости которых является тяжелая генетическая наследственность или социальные причины. А таких на самом деле всего около 30%. Все остальные, а это подавляющее большинство, получили такой диагноз в результате соматических причин, поэтому их можно и нужно лечить.

К сожалению, чаще всего медики ставят диагноз «задержка умственного развития» и вместе с ним крест на маленьком пациенте, считая, что лучшим решением проблемы для него станет обучение в спецшколе для недоразвитых детей. Такой подход в корне неверен и уже успел искалечить жизни многих семей.

На самом деле у большей части детишек, страдающих умственным недоразвитием, эта проблема носит временный характер. Достаточно будет выявить причину задержки, чтобы понять, насколько эффективным сможет стать лечение и введение коррекционной программы.
Если причина в наследственности, когда малыш не может развиваться выше отмеренной метки, это одно. В таком случае он действительно потребует специального ухода и обучения.

Но если задержка умственного развития - это последствия хронической инфекции, аллергии, порока сердца и так далее, то дело поправимо. Ослабленный болезнями организм ребенка действительно снижает активность процесса его развития. Результат - задержка умственного развития, диагноз, лишающий права на нормальную жизнь. Если же обеспечить таким детям правильный подход, укрепляя первым делом иммунитет, создавая комфортные условия в семье, в школе, в детском саду, то можно будет добиться позитивной динамики.

Задержка умственного развития также может стать последствием неблагоприятных социальных условий, в результате чего травмируется психика детей. Например, они могут быть лишены контроля и внимания со стороны взрослых.

Примерно такого же эффекта, часто сами того не понимая, добиваются родители, метод воспитания у которых - это чрезмерная забота и опека малыша. Инфантильные дети растут неприспособленными к жизни, эгоистичными и зависимыми от других. В таких случаях изменить ситуацию можно будет, только поменяв условия воспитания.

Меньше шансов повлиять на процесс умственного развития будет в случаях с детьми, которые перенесли болезни головного мозга, родовые травмы либо были отравлены в утробе матери токсинами, пострадали в результате инфекций или удушья.

Своевременная диагностика - залог успеха

Независимо от типа задержки умственного развития у детей, крайне важно своевременно провести диагностику для выявления его основной причины. Лечение обязательно должно проводиться в комплексе, с привлечением родителей, педагогов, применением лекарственных препаратов и современных методик.

Не рекомендуется по отношению применять к детям не до конца проверенные методики, например фетальную терапию, мануальную терапию, а также электропроцедуры.

Что касается задачи родителей, то главная их миссия - наблюдать за развитием малышей и в случае подозрений на задержку развития не откладывая обратиться к опытному врачу. И, конечно же, в случае подтверждения диагноза не терять надежду и делать все, чтобы помочь детям справиться с проблемой, насколько это будет возможно.

Одним из самых распространенных психических нарушений, встречающихся у детей, является задержка психического развития (ЗПР). В этом состоянии психика ребенка, его мышление, восприятие и память развиваются с существенным отклонением от нормы, принятой для детей конкретного возраста.

Чаще всего, диагноз ЗПР ставят детям в возрасте от 4 до 5 лет. Если признаки недоразвитости отдельный функций психики сохраняются у школьников, то диагноз может быть пересмотрен в сторону конституционального инфантилизма или умственной отсталости.

Почему у детей может возникнуть отставание в развитии

Все причины, которые могут привести к возникновению задержек в формировании психических функций ребенка, можно разделить на две категории. К первой относятся повреждения центральной нервной системы органического происхождения, имеющие локальный характер. В результате таких дефектов некоторые отделы головного мозга затормаживаются в своем созревании.

Биологическими причинами чаще всего являются:

  • патологии беременности, вызванные внутриутробными инфекциями, резус-конфликтом, злоупотреблением алкоголем , табакокурением и т.д.;
  • травмы, полученные ребенком в процессе родов или недоношенность;
  • тяжелые заболевания и травмы, перенесенные новорожденным ребенком. К задержкам развития может привести наркоз, если операции проводились в раннем детстве;
  • замедленное созревание ЦНС, обусловленное конституцией ребенка;
  • психологические травмы.

В некоторых случаях ЗПР может иметь наследственную природу. Известны случаи, когда этот диагноз был у нескольких поколений родственников.

Также задержки развития могут быть вызваны и социальными причинами:

1. Чрезмерная опека ребенка приводит к тому, что из его жизненного пространства устраняются все, что могло бы ему принести даже незначительный вред. В результате ребенок отстает в развитии, так как его жизнедеятельность ограничена.

2. Недостаток внимания и дефицит общения.

3. Негативный эмоциональный климат в семье, насилие, асоциальный образ жизни родителей.

Задержки в развитии, вызванные социальными причинами, характеризуются педагогической запущенностью.

Особенности поведения и восприятия у детей с ЗПР

Диагностировать задержки в психическом развитии должен специалист с соответствующей квалификацией. Необходимо наблюдать за ребенком в течение определенного времени, чтобы распознать психические нарушения.

Поскольку у детей с замедленным развитием недоразвита нервная система, они не способны воспринимать информацию так же быстро, как их ровесники, не имеющие подобных отклонений. Это может проявляться в таких моментах:

  • потребность в большем количестве времени для получения и осмысления информации;
  • знания об окружающем мире у детей, отстающих в развитии, являются недостаточными, часто фрагментарными;
  • невозможность узнавать знакомые предметы, расположенные непривычно в пространстве. Изображения, выполненные в виде схем или контурных рисунков, также плохо воспринимаются;
  • предметы, имеющие схожие черты, часто детьми с ЗПР воспринимаются как одинаковые. В результате у них возникают сложности с распознаванием букв, схожих по начертанию;
  • сложности с запоминанием, неустойчивая память . Информация в большей степени сохраняется непроизвольной памятью, при этом отмечается лучшее восприятие зрительных образов;
  • неустойчивость эмоциональной сферы. Если ребенок, у которого имеется задержка развития, оказывается в стрессовой для него ситуации, то он замыкается, уходит в себя.

У большинства детей, имеющих отсталость в развитии, заметно снижена потребность в общении с другими людьми. Это касается как сверстников, так и взрослых.

Но диагноз ЗПР не является приговором. В истории есть масса примеров, когда дети, считавшиеся в детстве слабоумными, достигали немалых вершин в науке и искусстве. Среди таких людей Альберт Эйнштейн, начавший говорить в 3 года. Врачи предполагали, что будущий нобелевский лауреат имеет врожденную умственную неполноценность.

Подобные проблемы были у Исаака Ньютона, Томаса Эдисона и Константина Циолковского, но все они смогли справиться со своими проблемами при поддержке близких и докторов того времени.

Не откладывайте обращение к специалистам Психоэндокринологического Центра, и, возможно, ваш ребенок тоже станет выдающимся ученым и признанным гением!

Лечение ЗПР у детей

Большую роль в коррекции такого психического нарушения, как задержка развития, играют именно родители ребенка. Они, прежде всего, должны осознать, что сложности в обучении связаны не с природной леностью малыша или простым нежеланием трудится, а с особенностями развития его нервной системы.

Не стоит игнорировать тревожные симптомы, это может привести к еще более тяжелым психическим расстройствам. Для того, чтобы ребенок с ЗПР стал обучаемым, смог закончить общеобразовательную школу и получить профессию, необходимо как можно раньше обратиться за помощью к специалистам.

В Психоэндокринологическом Центре работают специалисты, которые при коррекции ЗПР у детей придерживаются новейших методик и разработок. На всем этапе лечения с ребенком работают педиатры, детские психологи и неврологи, а также психиатры, логопеды и дефектологи. При этом основная часть коррекции проводится психотерапевтическими методами. Медикаментозное лечение назначается в редких случаях.

При совместной работе специалистов, родителей и педагогов ЗПР поддается успешной коррекции в большинстве случаев.

Это перевод книги «Caring for your baby and young child. Birth to age 5», составленной Американской академией педиатрии.

В этой книге простым и понятным языком изложены практические советы по уходу за ребенком от рождения до пятилетнего возраста. Вы узнаете, как и чем кормить ребенка, когда укладывать и сколько ему нужно спать, во что одевать и как купать малыша.

Также в книге приводятся основные показатели развития ребенка в разных возрастах, развивающие игры и методики. Вы узнаете, как подготовить малыша к яслям или детскому саду, а также о том, как преодолеть возрастные кризисы у ребенка.

Вторая часть книги посвящена заболеваниям, которым подвержены дети. Здесь вы найдете описания симптомов и подробные инструкции - что вам делать, когда вызывать врача и как лечить.

Если вы обеспокоены задержкой в развитии, которую вы наблюдаете у своего ребенка (см. разделы, посвященные развитию ребенка), обратитесь к его педиатру , который оценит общее развитие ребенка и установит, соответствует ли оно его возрасту. Если у вашего лечащего врача есть сомнения, он, возможно, отправит вас на консультацию к детскому неврологу , дефектологу или же на комиссию специалистов, которые могут оценить развитие малыша. Для детей старшего возраста могут оказаться эффективными специальные психологические тесты. Однако ваш лечащий врач может предложить вам немного подождать, чтобы посмотреть, не исправятся и не ускорятся ли темпы развития вашего ребенка. Чаще всего это происходит, если ребенок перенес серьезную болезнь, или же если его развитие отстает незначительно. Если, несмотря на убеждения вашего врача, вы продолжаете беспокоиться, попросите его направить вас на консультацию к специалисту.

Если вы отведете малыша к дефектологу или детскому неврологу, специалист проведет всестороннее обследование ребенка, чтобы определить природу и причину его проблем. Кроме определения того, что же, собственно, идет не так, обследование поможет открыть сильные стороны физического развития и интеллекта малыша. Как только обследование закончится, вам дадут полное описание проблемы, расскажут, что удалось узнать о ее причине (если что-то удалось), что можно сделать, чтобы помочь ребенку, и чего, в общем, ожидать вам в будущем. Однако вам следует помнить, что дать точное предсказание по поводу того, насколько сильным будет отставание в физическом и умственном развитии в будущем, может оказаться очень тяжелой задачей, особенно в случае, если умственное отставание сопряжено с наличием физических проблем, как, например, в случае наличия церебрального паралича.

Лечение

Основным методом лечения детей с отставанием умственного развития является обучение и совершенствование полученных навыков. Большинство людей с легкой степенью умственной недостаточности могут освоить программу 4-5 классов и обучиться читать и писать, сравнительно мало нуждаются в помощи посторонних, когда путешествуют и выполняют несложную работу. Взрослые с умственной недостаточностью средней степени способны читать или писать на уровне 1-2 класса, их можно обучить выполнять ежедневные дела, однако в своих перемещениях по городу и при выполнении самой простой работы они нуждаются в специальной помощи. Хотя взрослые с сильной или глубокой степенью умственной недостаточности никогда не будут читать или писать, за редким исключением, и им часто необходим специальный уход, они могут научиться одеваться, есть и поддерживать личную гигиену, хотя и с посторонней помощью.

Помните, что все дети обладают определенной силой, и, чтобы приспособиться, им необходима помощь и поддержка.

Один из самых распространенных вопросов, которые задают родители такого ребенка: «Сможет ли наш малыш обходиться без нас, когда он вырастет?» Ответ на этот вопрос может звучать по-разному, в зависимости от степени умственного отставания и от того, существуют ли у ребенка дополнительные проблемы.

Профилактика

Лишь в немногих случаях отставание умственного развития поддается лечению медикаментозными средствами до такой степени, чтобы можно было избежать очевидной умственной недостаточности в будущем, и то при условии его раннего начала. Среди подобных случаев наиболее распространенными являются случаи болезней , таких как фенилкетонурия и гипотиреоидизм. Если наличие этих болезней диагностируется вскоре после рождения малыша с помощью стандартных анализов, проводимых еще в роддоме, их можно скорректировать и избежать, таким образом, умственного отставания в будущем. Другой болезнью, которая может приводить к появлению умственной недостаточности, если не выявляется вовремя, - гидроцефалия (избыток окружающей головной мозг жидкости, создающей дополнительное давление внутри черепной коробки). Заболевание обычно лечится с помощью хирургической операции, направленной на то, чтобы дать выход жидкости в другую часть тела, снизить давление и таким образом уберечь головной мозг от повреждения. Следует оценивать вероятность наследственной предрасположенности к отставанию в умственном развитии у ребенка, поскольку таким образом можно спрогнозировать будущие потребности выросшего малыша, а также дать семье возможность при следующих беременностях обращаться за генетической консультацией.

Во многих случаях отставания умственного развития не удается выявить никакой объективной причины его развития, и в подавляющем большинстве случаев данной патологии очень мало можно сделать для его профилактики, если можно сделать что-либо вообще. Несмотря на все заверения, которые, возможно, вам приходилось слышать, нет никакого эффективного лечения детей с умственной отсталостью. Вы только потратите немалые суммы денег и свои душевные силы, пытаясь найти панацею для вашего малыша. Гораздо важнее перестать ставить во главу угла то, что малыш делать не может и не сможет никогда, и направить всю свою энергию на развитие имеющихся у него способностей до максимума. Профессиональная помощь ребенку может сильно помочь в его развитии. Однако помните, что сейчас и навсегда вы - его лучший учитель и защитник.

С другой стороны, излишняя забота о ребенке приносит больше вреда, чем пользы. Дети с умственной недостаточностью так же, как и все остальные дети, нуждаются в том, чтобы перед ними ставили задачи, решение которых позволит им полностью открыть свой потенциал. Если вы будете слишком опекать своего малыша, вы не позволите ему попробовать себя в новых делах, вы ограничите его возможности расширить кругозор и выработать новые навыки. Помогите ему взять все от имеющихся у него способностей. Ставьте перед ним реалистичные цели и поддерживайте его стремление их достичь. Помогайте ему при необходимости, однако предоставляйте ему возможность быть по максимуму самостоятельным. И вы, и ваш ребенок получите наибольшее удовольствие, если малыш сделает следующий шаг в развитии сам.



Неотложные состояния