Закон о тунеядстве в беларуси последние. Что принес беларуси "налог на тунеядство". Образец жалобы в налоговую инспекцию

Правообладатель иллюстрации Alexei Druzhinin/TASS Image caption Какие еще кары и ограничения получат официально не работающие, предстоит, судя по декрету Лукашенко, определить правительству

Тунеядцы в Беларуси освобождены от обязательного прежде сбора - "налога на тунеядство", составлявшего более 250 долларов в год для официально не работавших в течение полугода, но обязываются полностью возмещать стоимость услуг, субсидируемых государством.

Перечень этих услуг, согласно первому в наступившем году декрету Лукашенко, до 1 апреля должно определить правительство.

Из текста, опубликованного вечером 25 января и вступившего в силу с момента опубликования декрета, явствует, что президент обязует правительство ввести ограничения на предоставление не занятым в белорусской экономике гражданам "безналичных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений".

В переводе с бюрократического языка это значит, что официально не занятые в течение полугода белорусские граждане - и как обозначено в декрете, иностранцы и лица без гражданства, получившие вид на жительство или разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь - будут в полном (определенном правительством) объеме оплачивать коммунальные услуги и вряд ли получат кредит на покупку (ремонт) квартиры.

Какие еще кары и ограничения получат официально не работающие, предстоит, судя по декрету Лукашенко, определить правительству.

  • Минтруд: "тунеядцы" должны платить в казну по 300 долларов в год
  • Организаторам "Марша нетунеядцев" в Белоруссии дали по 15 суток
  • В Минске разрешили провести "Марш нетунеядцев"

Эксперты в Минске полагают, что некие "полные" оплаты могут возникнуть в государственных поликлиниках и больницах, школах и прочих государственных учреждениях.

Множество комиссий

Ныне подписанным декретом, изменяющим положения принятого два года назад закона "О предупреждении социального иждивенчества", предусмотрено создание многоуровневых комиссий, которым надлежит определять "трудозанятый" статус граждан и решать, как быть с попавшими в "трудную жизненную ситуацию".

Комиссии на местном уровне обязуются оказывать безработным консультативную и правовую помощь, обучать основам предпринимательства и финансово поддерживать желающих стать предпринимателями.

Безработных, ведущих асоциальный образ жизни, комиссии обязаны отправлять в ЛТП - лечебно-трудовые профилактории, возрожденные в Беларуси по примеру советских.

Органы власти обязаны также выявлять работающих неофициально и уклоняющихся от налогов, с тем чтобы привлекать таковых к ответственности.

Судя по тексту декрета, центральные и местные органы власти в течение текущего 2018 года должны сформировать базы нарушителей трудового и налогового законодательства, чтобы с 1 января 2019 эти люди начали нести финансовую ответственность за отсутствие официальной работы и неуплату налогов.

Возможны ли протесты?

"Налог на тунеядство", ныне отмененный Лукашенко, по сведениям белорусских СМИ и экспертов, в предыдущие годы платили только 10% из тех, кому власти отправили "письма счастья" - официальные требования об уплате сбора на возмещение госрасходов.

В течение 2016-2017 годов в Беларуси прошли многократные акции протеста против "налога на тунеядство". Примечательно, что протесты охватили не столько столицу, сколько белорусские регионы, где проблема занятости и заработка стоит до сих пор остро.

Многие акции закончились силовыми задержаниями протестующих. Среди задержанных и осужденных к административным штрафам и арестам, вопреки белорусской традиции, "штатных" оппозиционеров - активистов оппозиционных партий и движений - было меньше, чем жителей провинции и журналистов местных СМИ.

Кость в горле

Анатолий Лебедько, лидер оппозиционной властям Объединенной гражданской партии, принимавший участие в региональных "Маршах нетунеядцев" и задерживавшийся силовиками, не прогнозирует "нетунеядских" протестов в ближайшее время.

"Налог-то отменен. Налог имел выход на огромное количество людей - в двери многих позвонили налоговики и приказали платить. Рефлексией на это и были массовые протесты. Сейчас одномоментного действия не будет - по декрету Лукашенко оно рассеяно во времени. Но будут проблемы с практической реализацией декрета. И это породит не один информационный повод. Если людям прикажут платить за медуслуги, образование - во что это может вылиться? Человек не получит необходимую медпомощь?" - рассуждает Лебедько.

И приходит к выводу: "Через какое-то время, когда декрет в таком порядке вдруг станет реализовываться, люди обнаружат, что рушится модель социального государства, которую Лукашенко выстраивал и пропагандировал больше 20 лет. Было декларировано и многократно повторено, что все услуги доступны - а тут окажется, что ребенка в школу не берут, потому что родители не имеют работы! Я тут не могу на этом месте поставить точку. Но думаю, что с практической реализацией этого декрета у власти могут быть большие проблемы, Может все это оказаться костью, что застрянет у власти в горле".

Распорядился приостановить действие декрета №3 — «О предупреждении социального иждивенчества», более известного как «закон о тунеядцах». В течение всего 2017 года штрафы, предписанные этим документом, белорусским гражданам выписывать не будут.

«В течение марта, если нужно, нам надо подкорректировать этот декрет. Но декрет отменяться не будет. Передайте прежде всего чиновникам, что он будет исполняться с теми корректировками, о которых я сказал», — цитирует пресс-служба президента Белоруссии слова Лукашенко.

Политик также подчеркнул, что цель закона — не экономическая, а нравственная: сподвигнуть население пойти на работу.

«Контроль — за губернаторами и мэром Минска. У вас там должны быть эти списки бездельников, которых надо заставить работать. А честных людей не надо было трогать вообще. Мы не должны обижать людей, особенно в это время», — считает Лукашенко.

«И те, кто сегодня по 200−500 человек выходят на улицы и начинают кричать, это ведь не те тунеядцы, которые действительно тунеядцы. Это в основном те люди, которые обижены, которым мы ни с того ни с сего послали эти извещения», — добавил белорусский лидер.

С середины февраля в Белоруссии идут массовые уличные протесты — подобного не было с президентских выборов 2010 года. Протестная волна, впрочем, не инициирована оппозицией: на улицы выходят не столько политические активисты, сколько люди, которые раньше никогда в публичных протестных акциях не участвовали. Белорусы выступают против так называемого налога на тунеядцев.

Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества» был проблемой для официального Минска. Документ инициировал и подписал Александр Лукашенко, и для него публично пойти на попятную означало потерять лицо. Но при этом было очевидно, что волна протестов нарастает, причем, что совсем необычно для Белоруссии, она идет по провинциальным городам. Например, в Витебске прошедшая акция протеста против налога на тунеядцев оказалась вообще самой крупной в истории города, чего не ожидали ни власти, ни оппозиция.

Кульминация протестов ожидалась в так называемый «День Воли» — 25 марта. Власти Минска, очевидно, не хотели повторить массовые беспорядки 2010 года, которые сотрясли страну после президентских выборов.

До сих пор выступления «тунеядцев» никто не разгонял — но потом их участники массово получали повестки из милиции и «сутки» по административным протоколам. Государственное телевидение в то же время запугивало перспективой «майдана» и «боевиков с «коктейлями Молотова».

О том, что декрет о тунеядцах будут менять, стало ясно в начале недели. 6 марта вице-спикер белорусского парламента Болеслав Пирштук встретился с представителями оппозиции (что крайне редко для Белоруссии) и пообещал, что к середине марта декрет будет серьезно переработан, а список социальных иждивенцев — существенно сокращен.

Очень неудачный эксперимент

По идее, задачей декрета №3 было «вывести из тени» людей, работающих неофициально, без уплаты налогов и социальных сборов. Однако с руководством страны сыграл злую шутку тот факт, что в Белоруссии запрещена «негосударственная» социология. Дело в том, что официальные социологи назвали Александру Лукашенко цифру в 500 тыс. человек, которые не участвуют в финансировании госрасходов. Их начальник страны в своих выступлениях и стал публично называть тунеядцами, а вскоре и подписал декрет, предусматривавший специальный сбор с таких людей.

Согласно документу, если гражданин не работает 183 дня в год (и не регистрируется как безработный), то он должен оплатить специальный сбор — 360 белорусских рублей ($185) за 2015 год (до 20 февраля 2017-го). И еще 420 рублей за 2016 год (до 15 ноября 2017-го). В сумме получается $400, что выше среднемесячной зарплаты в стране. Всего налоговым ведомством было разослано около 470 тыс. извещений на уплату сбора.

То есть «письмо счастья» получил каждый десятый гражданин трудоспособного возраста.

Однако результат оказался неожиданным для властей: вместо денег они получили массовое гражданское неповиновение. Подавляющее большинство неплательщиков налогов — вовсе не подпольные «цеховики», а жители провинции, работающие на умирающих заводиках, где они заняты один-два дня в неделю и почти ничего не получают. Устроиться на другую работу эти люди не могут — ее просто нет. В число «тунеядцев» попали и матери, сидящие дома с маленькими детьми.

Регистрироваться в качестве безработных люди тоже не желают. Пособие по безработице в Белоруссии составляет $10 в месяц, выдается лишь ограниченное время, и при этом безработный еще должен участвовать в неоплачиваемых общественных работах.

Как результат, к 20 февраля (крайний срок оплаты сбора), несмотря на угрозы штрафов и тюремного заключения, сбор заплатили лишь 10% получивших извещения. Зато начались акции протеста «тунеядцев»: в феврале они прошли в Минске, Гомеле, Витебске, Бресте, Бобруйске и Барановичах. Акция в Минске стала самой массовой со времен драматических событий 2010 года. Но главное — на улицу пошли люди, никогда прежде не участвовавшие в оппозиционных акциях.

Столь болезненной реакции не вызвало даже недавнее повышение пенсионного возраста. К таким протестам оказались не готовы не только власти, но и лидеры оппозиции, которые запоздало и во многом безрезультатно стали пытаться возглавлять уличные акции.

Экономика «тунеядства»

Пока граждане на улицах возмущаются тем, что государство требует деньги с безработных и матерей с маленькими детьми, экономисты указывают на откровенные просчеты в государственном управлении. Например, на фоне длящегося с декабря 2014-го кризиса каждый год Белоруссия теряет 70 тыс. рабочих мест. Но при этом реально сидящих без работы людей предприятия часто не увольняют — им это запрещают делать местные власти, чтобы не портить статистику.

Между тем количество платных услуг выросло настолько, что Белоруссия уже никак не может называться «социальным государством». Многие льготы для школьников, пенсионеров и «чернобыльцев» отменены.

Цены в стране таковы, что все, кто может, стараются ездить за продуктами и ширпотребом в соседние Литву и Польшу, где все вдвое дешевле. Поездки в выходные «на закупки» за рубеж в Белоруссии приобрели в последние годы массовый характер (в частности, белорусы обеспечивают более 40% товарооборота магазинов Вильнюса).

Однако главный провал налога на тунеядцев в том, что его администрирование оказалось намного дороже, чем полученные в бюджет суммы. Поскольку 90% получивших извещение платить отказываются, чиновникам приходится разбираться с каждым случаем индивидуально. В результате оказалась просто блокирована работа налоговых инспекций, местных исполкомов, а в значительной степени — и поликлиник, так как врачам приходится выяснять, не страдал ли «тунеядец» болезнями, не позволявшими ему работать в 2015 и 2016 годах.

К тому же оказалось, что государственные базы данных по гражданам разных ведомств не стыкуются друг с другом. Часто извещения приходили на имена давно умерших или живущих за границей людей.

«Государство деньги не возвращает»

Белорусский корреспондент «Газеты.Ru» также получил из налоговой «письмо счастья для тунеядцев» — требование «принять участие в финансировании госрасходов за 2015 год». Впрочем, далее все было достаточно просто. Нужно было добраться до , показать удостоверение собкора «Газеты.Ru» в Белоруссии, а после — дослать по электронной почте документы из редакции. Две недели спустя в ответ пришло письмо с официальным извещением, что требование по уплате сбора «аннулировано».

Так происходит со множеством белорусов, которым с ноября 2016-го также приходили требования уплатить налог на тунеядцев. Достаточно написать заявление с указанием практически любой причины, по которой не мог работать в 2015 году, — и требование уплаты сбора аннулируется.

Вероятно, так власти стараются снизить накал массовых протестов — не отменяя сам декрет №3, но сокращая количество потенциальных протестантов.

«Декрет белорусские власти не отменят, но не станут требовать уплату налога за 2016 год. С 2015-м сложнее, так как часть людей уже налог заплатила. Просто взять и отменить его задним числом не получится — придется вернуть деньги тем «тунеядцам», которые уже заплатили налог, — сказала «Газете.Ru» белорусский политик, глава гражданской кампании «Наш Дом» Ольга Карач. — А наше государство деньги не возвращает».

Впрочем, пока Лукашенко обещает обратное. По его словам, в 2017-м «тунеядцам» вернут деньги, если те устроятся на работу. Уже собранные средства, между тем, останутся в районе и пойдут на школы и другие детские учреждения.

«У меня есть несколько знакомых, по которым была довольно спорная ситуация, должны они или не должны платить данный налог. У нас так принято, что государство все сомнения трактует в свою пользу. Но тут произошло что-то совсем необычное: все сомнения трактовались в пользу людей, и их освободили от выплат», — рассказывает собеседница «Газеты.Ru».

«Я думаю, что еще до конца 2017 года про налог на тунеядцев тихо забудут. Никто не станет спрашивать у налоговой, нужно ли ему что-то еще заплатить, а она сама напоминать не станет. Это будет такой негласный договор между гражданами и государством, который позволит власти сохранить лицо», — добавила Карач.

С 1 января 2015 г. Декретом Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее - Декрет) введен сбор на финансирование государственных расходов (далее - сбор).

Сбор за 2015 г. уплачивается на основании извещения налогового органа.

Плательщиками сбора признаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде.

Освобождаются от уплаты сбора за 2015 год граждане:

  • моложе 18 лет либо достигшие в 2015 г. возраста 18 лет;
  • пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет), в том числе достигшие в 2015 г. такого возраста;
  • являющиеся инвалидами или признанные инвалидами в 2015-2016 гг. (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности);
  • являющиеся недееспособными или признанные недееспособными в 2015-2016 гг.;
  • прибывшие в Республику Беларусь для постоянного проживания после 31 марта 2015 г. либо убывшие из Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь;
  • фактически находившиеся в 2015 г. на территории Республики Беларусь менее 183 календарных дней;
  • отработавшие в 2015 г. в течение полного сезона на сезонных работах по списку, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь;
  • участвовавшие в финансировании государственных расходов менее 183 дней и уплатившие за 2015 г. подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения в размере не менее 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода. Если же указанные налоги уплачены за 2015 г. в сумме менее 3 600 000 руб. (в неденоминированных единицах), то сумма сбора уменьшается на сумму уплаченных за 2015 г. таких налогов.

Декретом президента № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» устанавливается обязанность граждан Беларуси, постоянно проживающих в нашей стране иностранных граждан и лиц без гражданства, не участвовавших в финансировании государственных расходов или участвовавших в таком финансировании менее 183 календарных дней в истекшем году, по уплате сбора в размере 20 базовых величин.

В соответствии с пунктом 5 Декрета граждане признаются участвующими в финансировании государственных расходов в 2015 г. в периоды, в течение которых они:

  • работали по трудовому договору (контракту) либо на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве (при этом полнота продолжительности рабочего времени значения не имеет). Если гражданин в 2015 г. работал не менее 183 дней, но при этом перечислил в бюджет меньше 3 600 000 руб. подоходного налога (в неденоминированных единицах), доплачивать сбор на финансирование государственных расходов ему не придется;
  • осуществляли предпринимательскую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей и уплачивали налоги по такой деятельности;
  • выполняли работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, на сумму не менее 12 600 000 рублей (в неденоминированных единицах) (70 базовых величин);
  • осуществляли виды деятельности, перечисленные в пункте 1 статьи 295 Налогового кодекса Республики Беларусь, и уплачивали единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
  • являлись военнослужащими, сотрудниками военизированной организации, имеющими специальные звания, резервистами во время прохождения занятий и учебных сборов, военнообязанными во время прохождения военных сборов и специальных сборов;
  • осуществляли адвокатскую или нотариальную деятельность;
  • осуществляли деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма и уплатили сбор за осуществление такой деятельности за 2015 г. в сумме 150 000 руб. в срок не позднее 29 декабря 2014 г.;
  • осуществляли ремесленную деятельность и уплатили сбор за осуществление ремесленной деятельности за 2015 г. в сумме 150 000 руб. в срок не позднее 29 декабря 2014 г.;
  • осуществляли творческую деятельность в качестве творческого работника. При этом статус творческого работника должен быть подтвержден творческим союзом, членом которого гражданин является, или профессиональным сертификатом, выдаваемым в соответствии с законодательством;
  • являлись священнослужителями, церковнослужителями религиозных организаций, участниками (членами) монастыря, монашеской общины;
  • были зарегистрированы по месту жительства в сельском населенном пункте или поселке городского типа и вели личное подсобное хозяйство;
  • были зарегистрированы в качестве безработных либо проходили профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органа по труду, занятости и социальной защите;
  • являлись временно нетрудоспособными, что подтверждается листками нетрудоспособности (справками о временной нетрудоспособности) или их дубликатами;
  • являясь матерью (мачехой) или отцом (отчимом), усыновителем (удочерителем), опекуном (попечителем), воспитывали в семье ребенка в возрасте до семи лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей;
  • получали образование в дневной форме получения образования, за исключением дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) и образовательной программы совершенствования возможностей и способностей личности;
  • являясь выпускниками учреждений образования, которым место работы предоставлено путем распределения или направления на работу, находились в предоставленном им отдыхе продолжительностью 31 календарный день, а выпускниками, направленными для работы в качестве педагогических работников, - 45 календарных дней;
  • получали пенсию, в том числе из других государств, пособия из средств республиканского бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, в том числе пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособий, носящих единовременный характер);
  • получали ежемесячные страховые выплаты в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, при наличии права на получение пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
  • привлекались к труду в течение срока отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения, нахождения в лечебно-трудовом профилактории.

А вот гражданам, признанным плательщиками сбора на финансирование государственных расходов, будут направлены соответствующие извещения. При этом получение такого уведомления не является стопроцентным доказательством того, что гражданин обязан уплатить сбор. В жизни могут быть различные ситуации, и, возможно, какой-то информацией налоговые органы не располагают. Поэтому у человека есть право в течение 30 календарных дней со дня получения извещения дать пояснения и представить в налоговые органы документы, подтверждающие его право на освобождение от уплаты сбора на финансирование государственных расходов. Решение будет приниматься по итогам рассмотрения такой информации.

Изменения в декрете о предупреждении социального иждивенчества планируется внести до конца года. Об этом по итогам совещания у Президента Беларуси, которое прошло 6 декабря, сообщила журналистам вице-премьер Наталья Кочанова.

Что касается изменений, то это прежде всего вопросы, которые касаются трудных жизненных ситуаций и предоставления права местным органам власти принимать решение об освобождении от сбора граждан, у которых сложились непредвиденные жизненные ситуации, - пояснила суть готовящихся новшеств вице-премьер. Также расширятся категории граждан, которые будут освобождаться от уплаты сбора.

Проинформировать о своей ситуации налоговые органы можно, лично посетив налоговую инспекцию по месту жительства или, не выходя из дому, отправив электронное сообщение, воспользовавшись сервисом «Электронное обращение» на сайте Министерства по налогам и сборам: выбрать инспекцию, которую требуется уведомить, и сообщить информацию о себе. Если есть необходимость, прикрепить в виде файлов отсканированные копии документов, подтверждающие отсутствие обязанности по уплате сбора. Будем очень благодарны за представление такой информации.

При наличии вопросов просим обращаться в инспекцию Министерства по налогам и сборам по Речицкому району, расположенную по адресу: г. Речица пл. Октября, 4, кабинеты № 11, 10, 9, 8, или по телефонам: 3-03-11, 3-03-10, 2-77-21, 3-07-48, 3-02-55.

Итак, это случилось, налог на тунеядство введен. Если Вы трудились в течение года меньше 183 дней, вы обязаны до 15 ноября 2016 года оплатить 20 базовых величин или 3 600 000 бел. руб.

5. Для целей настоящего Декрета гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период:
5.1. работы по трудовому договору (контракту) либо на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве;
5.2. осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности налогов по таков деятельности;
5.3. выполнения работ по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, на сумму не менее 70 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода;
5.4. осуществления видов деятельности, указанных в пункте 1 статьи 295 Налогового кодекса Республики Беларусь, при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по такой
деятельности;
* Для целей настоящего Декрета под прибытием понимается дата регистрации по месту жительства, под убытием - дата снятия с регистрационного учета по месту жительства в связи с выдачей паспорта гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь, аннулированием разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, прекращением гражданства Республики Беларусь.
5.5. в течение которого гражданин являлся военнослужащим, сотрудником военизированной организации, имеющим специальные звания, резервистом во время прохождения занятий и учебных сборов, воеинообязаиньпи1 во время прохождения военных сборов и специальных сборов;
5.6. осуществления адвокатской или нотариальной деятельности;
5.7. осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма при условии уплаты сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма за полный налоговый период в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год. Факт и период осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма подтверждаются местным исполнительным и распорядительным органом;
5.8. осуществления ремесленной деятельности при условии уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности за полный налоговый период в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год;
5.9. осуществления творческой деятельности в качестве творческого работника, статус которого подтверждается творческим союзом, членом которого он является, или профессиональным сертификатом, выдаваемым в соответствии с законодательством;
5.10. в течение которого гражданин являлся священнослужителем, церковнослужителем религиозной организации, участником (членом) монастыря, монашеской общины;
5.11. в течение которого гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте или поселке городского типа, вел личное подсобное хозяйство. Факт и период ведения личного подсобного хозяйства гражданином, которому (членам семьи* которого) для этих целей предоставлен земельный участок, подтверждаются сельским (поселковым) исполнительным и распорядительным органом;
5.12. в течение которого гражданин был зарегистрирован в качестве безработного либо проходил профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органа по труду, занятости и социальной защите;
5.13. временной нетрудоспособности, подтвержденной листком нетрудоспособности (справкой о временной нетрудоспособности) или его (ее) дубликатом;
* Для целей настоящего Декрета под членами семьи понимаются супруг (супруга), отец, мать (усыновители, удочерители), дети, в том числе усыновленные, удочеренные, а также родители супруга (супруги), проживающие совместно с ним и ведущие общее
ХОЗЯЙСТВО.
5.14. воспитания в семье* матерью (мачехой) или отцом (отчимом), усыновителем (удочерителем), опекуном (попечителем) ребенка в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до. 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей;
5.15. получения образования в дневной форме получения образования, за исключением дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) и образовательной программы совершенствования возможностей и способностей личности;
5.16. отдыха, предоставляемого выпускникам учреждений образования, которым место работы предоставлено путем распределения или направления на работу, продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, - 45 календарных дней;
5.17. получения пенсии, в том числе из других государств, пособия из средств республиканского бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, в том числе пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособий, носящих единовременный характер);
5.18. получения гражданами, имеющими право на получение пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, ежемесячных страховых выплат в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
5.19. привлечения к труду в течение срока отбивания наказания в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения, нахождения в лечебно-трудовом профилактории.

Самый простой способ не платить налог - устроиться на работу на 0,2 ставки например. Но что делать беременным женам, безработным женщинам в возрасте до 55 лет, людям с болезнями по которым нет инвалидности но и на работу они никому не нужны? В статье приведем самые бюджетные способы обойти налог на тунеядство.
Будем использовать пункты 5.3, 5.4, 5,8 декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества».

Способ 1. Устроиться на работу на 0,1 ставки от минимальной заработной платы (далее МЗП) к знакомому ИП, ЧТУП, ООО. Нужно заключить трудовой бессрочный договор (гражданско-правовой договор, он же договор подряда не подойдет) Либо договор на 183 дня, т.е. 6 мес.

В этом случае налоги которые нужно будет уплатить за работу с учетом минимальной заработной платы в 2017 году 265 руб. в мес (по ссылке актуальная МЗП):

1) ФСЗН 35% от 0,1 ставки МЗП. В нашем случае 265/10*0,35= 9,275 руб.

2) Подоходный налог 13%. В нашем случае 265/10*0,13= 3,445 руб.

3) Белгосстрах 0,6%. В нашем случае 265/10*0,006= 0,159 руб.

За 6 мес работы уплачиваем - 77,274 руб. , что значительно меньше 20 базовых величин. Само собой способ подойдет только если вы реально будете работать у вашего знакомого.

Способ 2.
Стать ремесленником согласно пункту 5.8
Оплата составит всего 1 базовую величину в год.
Итого 180 000 за год.
Ремесленником стать также просто (инструкция от министерства по налогам и сборам). Идем в налоговый орган, становимся на учет, заводим книгу учета доходов и расходов. Плетем лапти и вяжем крючком изделия продаем на досках объявлений в интернете:)

Способ 3.

Можно зарегистрироваться в сельской местности с выделением участка для ведения хозяйства. Обратите внимание, дачные кооперативы на данный момент не попадают под даннй пункт. Т.е. вы должны быть зарегистрированы (прописаны) именно в деревне. Также ваш участок должен быть оформлен именно для ведения личного подсобного хозяйства. Т.е. если у вас есть домик и 6 соток земли выделенные под строительства этого дома - такой вариант не подойдет.

Способ 4. Можно уйти в монастырь. Монахи в нашей стране - не тунеядцы.

Способ 5. (Не актуален, платить все же придется больше чем 360 руб., стоит рассмотреть только если на самом деле собираетесь оказывать услуги)
Используем пункт 5.3 Регистрируем ИП на оказание любых услуг связанных с консультированием. 1 базовая + 2 фотографии. Выбирайте система налогообложения УСН без НДС. Открываем расчетный счет в банке на 1-2 мес. (10 бел. руб./мес).
Потом положим на него через кассу банка 70 базовых величин как физическое лицо, или попросите знакомого - якобы он платит вам за консультацию.
Потом вы перечисляете эти средства себе на карточку. Теряете 1-2% комиссии (в зависимости от условия банка). И потом в следующем квартале уплачиваете 5% налога с дохода.
Итого получается:
23р - открыть ИП
20р - оформить счет в банке
1-2% - комиссия банка за операции
налог 5%
В сумме: 130-150 руб что значительно меньше установленного налога на тунеядство.

Способ 6. (Не актуален, платить все же придется еще и ФСЗН раз в год, более 900р.)
Используем пункт 5.4. Согласно нему ИП, плательщики единого налога освобождаются от уплаты. Смотри какими видами деятельности можно заниматься для уплаты единого налога.
Спойлер с статьей налогового кодекса

Виды деятельности, при осуществлении которых физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, уплачивают единый налог
1. Физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, уплачивают единый налог при осуществлении следующих видов деятельности:

  • оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции;
  • оказание услуг по дроблению зерна;
  • выпас скота;
  • репетиторство (консультативные услуги по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к централизованному тестированию);
  • чистка и уборка жилых помещений;
  • уход за взрослыми и детьми; услуги, выполняемые домашними работниками: стирка и глаженье постельного белья и других вещей; выгул домашних животных и уход за ними; закупка продуктов, приготовление пищи, мытье посуды; внесение платы из средств обслуживаемого лица за пользование жилым помещением и жилищно-коммунальные услуги;
  • музыкальное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий; деятельность независимых актеров, конферансье, музыкантов;
  • предоставление услуг тамадой; фотосъемка, изготовление фотографий; деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения;
  • реализация котят и щенков при условии содержания домашнего животного (кошки, собаки);
  • услуги по содержанию, уходу и дрессировке домашних животных, кроме сельскохозяйственных животных;
    предоставление секретарских услуг и услуг по переводу;
  • предоставление услуг, оказываемых при помощи автоматов для измерения веса, роста;
  • ремонт и переделка трикотажных, меховых, швейных изделий и головных уборов;
  • реализация на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах произведений живописи, графики, скульптуры, изделий народных промыслов (ремесел), созданных этими физическими лицами, продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, животных (за исключением котят и щенков).

Теперь смотрим ставки единого налога. Например для Минска смотрим их например :
Актуальные ставки лучше узнать в Налоговой по месту жительства.
Так предоставление услуг, оказываемых при помощи автоматов для измерения веса, роста будет стоить вам 150 000 в мес. Чтобы делать это официально даже не нужно регистрироваться как ИП, достаточно просто встать на учет в Налоговой инспекции по месту жительства.
Итого получается 1 800 000 в год, что в 2 раза меньше.
Если живете близко к сельской местности можно выбрать «выпас скота», оплата всего 110-150 000 в мес. в зависимости от места жительства.

Если же ни один из пунктов выше не подходит для вас, а извещение о поступлении на вас письменной корреспонденции вы уже получили, можно и нужно бороться с абсурдным налогом всеми доступными способами. Будем тянуть время, обжаловать действия гос. органов всеми доступными способами.

Информация с сайта ИМНС: "Извещение считается врученным по истечении 10 дней с его отправки заказным письмом. При этом НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ, получил гражданин лично извещение или нет". Само собой, уже этот факт можно обжаловать в суде. Т.к. в Беларуси нет обазанности по проживанию по месту регистрации. Т.е. вы банально можете не знать о том, что вы являетесь плательщиком сбора. Но ввиду того, что это Беларусь, презумпция невиновности здесь не работает.

Образец извещения на уплату сбора на финансирование государственных расходов

Обратите внимание на те извещения, которые приходят людям. Без печатей, без подписей: неизвестно кто, требует уплатить 360 руб.

Соответственно после получения извещения пишем жалобу в налоговую инспекцию:

Делать это нужно в 30 дневный срок с момента получения почтового извещения (а момент получения - это 10 дней с момент отправки), т.к. согласно пункту 11 декрета:

11. Гражданин, получивший извещение, вправе в течение тридцати календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора за соответствующий налоговый период либо о неправильном исчислении налоговым органом суммы сбора. Указанные документы и (или) пояснения рассматриваются налоговым органом в месячный срок, и по ним в указанный срок принимается одно из следующих решений:
о подтверждении ранее врученного извещения;
о внесении изменений в извещение;
об аннулировании извещения.
На период рассмотрения документов и (или) пояснений, указанных в части первой настоящего пункта, налоговый орган приостанавливает принятие им мер по взысканию сбора.
В случае пропуска по уважительной причине срока представления документов и (или) пояснений, указанных в части первой настоящего пункта, этот срок по заявлению гражданина может быть восстановлен.
Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством.

Образец жалобы в налоговую инспекцию

В случае получения извещения из налоговой инспекции, вы можете подать жалобу в электронном или в письменном виде на имя руководителя инспекции или лица, подписавшего уведомление.

В Налоговую инспекцию

Шкловского р-на

ЗАЯВИТЕЛЬ:

Иванов Иван Иванович

г. Минск, ул. Маяковского, 102-18

(на нарушение конституционных прав)

Согласно Вашему извещению я обязан оплатить налоговый сбор «за тунеядство».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.2,22, 41, 97, 101 Конституции, ст.ст. 7,9,67 Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», ст.13 ТК ПРОШУ:

1.Освободить меня от уплаты налогового сбора «за тунеядство».

2.Исключить меня из базы персональных данных лиц, не участвующих в финансировании государственных расходов, и не применять ко мне положения Декрета№3.

3. Дать мне письменный мотивированный ответ по существу моей жалобы.

Все мы понимаем, что скорее всего придет формальная отписка, однако +30 дней к сроку уплаты вы получите. После получения ответа из налоговой его можно обжаловать в вышестоящей налоговой инспекции. После ответа из вышестоящей инспекции вы можете обжаловать решение в суде. Да, для этого уже понадобится 1 базовая величина для подачи искового заявления.

UPD 17.01.2017 Пришел ответ из местной налоговой который можно и нужно обжаловать в вышестоящей инстанции.

О рассмотрении обращения

Инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по... району, в соответствии с ч. 1 п. 3 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц», рассмотрено Ваше обращение от 26.12.2016 года. В пределах своей компетенции инспекция сообщает следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 85 Конституции Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов. Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов.

В целях предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей и в соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции Республики Беларусь 02.04.2015 года издан Декрет Президента Республики Беларусь № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее - Декрет № 3).

Согласно ст. 56 Конституции Республики Беларусь граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей, ст. 52 Конституции Республики Беларусь, каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы, ч. 1 ст. 7 Конституции Республики Беларусь государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

В соответсвии с Декретом № 3 граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь (далее - граждане), в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде признаются плательщиками сбора на финансирование государственных расходов (далее - сбор).

Налоговым периодом сбора признается календарный год.
От уплаты сбора за соответствующий налоговый период освобождаются граждане, которые:
в налоговом периоде:
являлись лицами моложе 18 лет либо достигли возраста 18 лет;
являлись лицами пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет), в том числе достигли в данном периоде этого возраста;
были признаны или являлись инвалидами (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности); были признаны или являлись недееспособными;
прибыли в Республику Беларусь для постоянного проживания после 31 марта либо убыли из Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь;
фактически находились на территории Республики Беларусь менее 183 календарных дней;
отработали в течение полного сезона на сезонных работах по списку, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь;
за соответствующий налоговый период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения в размере не менее 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода;
в году, следующем за налоговым периодом, были признаны: инвалидами (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности в этом году);
недееспособными.
Гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период:
работы по трудовому договору (контракту) либо на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве;
осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности налогов по такой деятельности; выполнения работ по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, на сумму не менее 70 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода;
осуществления видов деятельности, указанных в п.1 ст. 295 Налогового кодекса Республики Беларусь, при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по такой деятельности;
в течение которого гражданин являлся военнослужащим, сотрудником военизированной организации, имеющим специальные звания, резервистом во время прохождения занятий и учебных сборов, военнообязанным во время прохождения военных сборов и специальных сборов;
осуществления адвокатской или нотариальной деятельности; осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма при условии уплаты сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма за полный налоговый период в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год. Факт и период осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма подтверждаются местным исполнительным и распорядительным органом;
осуществления ремесленной деятельности при условии уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности за полный налоговый период в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год;
осуществления творческой деятельности в качестве творческого работника, статус которого подтверждается творческим союзом, членом которого он является, или профессиональным сертификатом, выдаваемым в соответствии с законодательством;
в течение которого гражданин являлся священнослужителем, церковнослужителем религиозной организации, участником (членом) монастыря, монашеской общины;
в течение которого гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте или поселке городского типа, вел личное подсобное хозяйство. Факт и период ведения личного подсобного хозяйства гражданином, которому (членам семьи которого) для этих целей предоставлен земельный участок, подтверждаются сельским (поселковым) исполнительным и распорядительным органом;
в течение которого гражданин был зарегистрирован в качестве безработного либо проходил профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органа по труду, занятости и социальной защите;
временной нетрудоспособности, подтвержденной листком нетрудоспособности (справкой о временной нетрудоспособности) или его (ее) дубликатом;
воспитания в семье матерью (мачехой) или отцом (отчимом), усыновителем (удочерителем), опекуном (попечителем) ребенка в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей;
получения образования в дневной форме получения образования, за исключением дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) и образовательной программы совершенствования возможностей и способностей личности;
отдыха, предоставляемого выпускникам учреждений образования, которым место работы предоставлено путем распределения или направления на работу, продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, - 45 календарных дней; получения пенсии, в том числе из других государств, пособия из средств республиканского бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, в том числе пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособий, носящих единовременный характер);
получения гражданами, имеющими право на получение пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, ежемесячных страховых выплат в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
привлечения к труду в течение срока отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения, нахождения в лечебно-трудовом профилактории.

Действие Декрета № 3 не распространяется на граждан, которые в соответствующем налоговом периоде более 183 календарных дней отбывали наказание в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения, а также находились в лечебно-трудовом профилактории, содержались под стражей либо находились под домашним арестом.

Извещение, на уплату сбора на финансирование государственных расходов, по форме, установленной постановлением Министерством по налогам и сборам от 01.07.2015 № 16 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой сбора на финансирование государственных расходов» (приложение 2), вручается плательщику (его представителю) лично под роспись или направляется ему по почте заказным письмом.

Сбор, обработка, хранение, использование персональных данных граждан осуществляются без их письменного согласия с соблюдением требований, определенных законодательными актами, по защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК РБ) каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком, п.п. 1.1 п. 1 ст. 22 НК РБ плательщик обязан уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины).

В соответствии с ч. 4 п. 4 ст. 43 НК РБ местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставлять льготы по республиканским налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты:
отдельным плательщикам - физическим лицам по объектам налогообложения, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, исходя из их имущественного положения;
отдельным категориям плательщиков в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь, НК РБ (или) иными законами.

На основании с ч. 1 п. 1. ст. 20 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» данный ответ на обращение может быть обжалован в вышестоящий налоговый орган - инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Гродненской области или Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

Образец жалобы в суд

В случае, если ответ налоговой инспекции на вашу жалобу вас не удовлетворил, вы вправе обратиться с жалобой в вышестоящую налоговую инспекцию (областную, Минскую городскую), затем (в месячный срок со дня получения ответа) в суд в порядке Закона “Об обращениях граждан и юридических лиц” (ст. 20) и в соответствии со статьями 353-357 ГПК Республики Беларусь - жалоба на действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права граждан.

В суд (района, города, района в городе)

по территориальности ИМНС,

приславшей уведомление

Заявитель: Иванов Иван Иванович

прож. (адрес, место регистрации

или фактического проживания)

Заинтересованные лица:

  1. ИМНС района, города, района в городе, приславшей уведомление,

адрес (см. на бланке уведомления или ответа);

2.Минская городская (областная) ИМНС

адрес: (см. на бланке ответа)

(в порядке п. 5 ст. 335 ГПК Республики Беларусь)

В связи с получением из ИМНС (района, города, района в городе) уведомления о неучастии в финансировании государственных расходов от (дата, № исх.) я обратился(лась) с просьбой об исключении меня из базы персональных данных без моего письменного согласия как лица, являющегося плательщиком сбора на финансирование государственных расходов, предусмотренного нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. №3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее - Декрет №3).

Считаю данное требование незаконным по следующим основаниям:

1.Декрет “о тунеядцах” вводит новую форму принудительного труда, что противоречит Конституции (ст. 41) ст. 13 ТК и международным обязательствам страны

2. Беларусь, как и многие страны мира, формирует свой бюджет и осуществляет государственные расходы в основном за счет налогов (прямых или косвенных), которые предусмотрены Налоговым кодексом.

Таким образом, участие граждан в этих договорных и иных отношениях в полной мере отвечает требованиям ст. 56 Конституции об обязанности принимать участие в финансировании государственных расходов “путем оплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.”

3. Полагаю, указанные несоответствия Декрета, коллизии его норм с Конституцией и иными законодательными актами состоят в том, что он является несистемным актом, изданным с нарушением основных принципов нормотворческой деятельности (ст.ст. 7, 9 Закона “О нормативных правовых актах Республики Беларусь”).

4. Статья 32 Конституции закрепила обязанность детей заботиться о своих родителях. Статья 100 Кодекса о браке и семье уточнила данную конституционную норму, закрепив, что содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей, является обязанностью их совершеннолетних трудоспособных детей.

Декрет ”о тунеядцах” не предусматривает случаев освобождения от уплаты сбора на финансирование государственных расходов детей, которые исполняют свою конституционную обязанность по заботе о своих родителях и осуществляют уход за нетрудоспособными, нуждающимися в помощи родителями, в том числе, с инвалидностью (за исключением инвалидов 1 группы, лиц в возрасте 80 лет и старше).

5.Декрет “о тунеядцах” посягает на мое личное достоинство и неприкосновенность частной жизни.

Меня, признают по Декрету “социальным иждивенцем”.

По Декрету “социальное иждивенчество” носит неодобрительную окраску и фактически представляет категорию людей, которые стремятся обеспечить для себя приемлемые условия существования в нашем обществе за счет других. Они рассчитывают получать блага за счет работающих, за счет государства в целом, которое распределяет определенные услуги бесплатно: образование, лечение, жилье, содержание территориальной инфраструктуры, услуги по обеспечению безопасности и т.д.

По факту создается представление о том, что кто не работает, тот ведет себя противоправно и в качестве наказания “за неучастие в финансировании государственных расходов” обязывается к уплате сбора в 20 базовых величин, неуплата которого влечет административное наказание вплоть до 15 суток ареста.

6. По закону декреты Президента Республики Беларусь могут быть двух видов: декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Парламентом Президенту законодательных полномочий, и временные декреты. Поскольку полномочия на издание Декрета Парламент не предоставлял Президенту, данный Декрет является временным.

Согласно части 3 ст. 101 Конституции временные декреты издаются лишь в силу особой необходимости. Однако в преамбуле Декрета не указано, какой особой необходимостью продиктовано его принятие.

Президент не имеет права своими актами ограничивать конституционные права и свободы граждан. Декретом “о тунеядцах” введены очевидные для всех ограничения, которые фактически являются принудительным или обязательным трудом, то есть основанным не на добровольном предложении гражданином своих услуг по труду, а на его принуждении к труду под стахом применения репрессии в виде дополнительного налога, неуплата которого влечет наказание в административном порядке (штраф в размере от двух до четырех базовых величин или административный арест).

Палата Национального собрания Республики Беларусь, как указывалось выше, в установленном порядке не делегировали Президенту полномочия на издание Декрета №3, который ограничивает конституционные права и свобода граждан.

Очевидно, что нормы Декрета №3 вступили в коллизию (противоречие) с предписаниями Конституции Республики Беларусь. Применение его норм ущемляет мои права.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.2,22, 41, 97, 101 Конституции, ст.ст. 7,9,67 Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», ст.13 ТК ст. ст. 6, 353 -357 ГПК Республики Беларусь,

1.Признать настоящую жалобу обоснованной, а обжалуемые действия (бездействие) налоговых органов - заинтересованных лиц - неправомерными, ущемляющими мои права;

2.Обязать их принять меры по исключению (аннулированию) меня из числа лиц, которые признаны не участвующими в финансировании государственных расходов, и обязываются к уплате сбора, предусмотренного Декретом от 2 апреля 2015 г. №3 «О предупреждении социального иждивенчества»;

3.Взыскать с инспекции МНС (района, города, района в городе) в мою пользу расходы по оплате госпошлины в размере одной базовой величины (указать сумму), а также - на оплату труда адвоката (если они были произведены).

Приложение: копии уведомления, ответов из налоговых инспекций, квитанция об оплате госпошлины, 2 копии жалоб (по числу заинтересованных лиц).

2016г. Иванов И.И.

После всего прочего вы можете написать обращение в исполком о тяжелом материальном положении и может быть даже получить освобождение от уплаты налога в индивидуальном порядке.

Если же платить все же нужно, т.к. пришли уже субедные исполнители - платите по 1-2 рублю в мес. Т.е. вы не отказываетесь от уплаты сбора, просто сейчас нет денег - соответственно применить к вам меры принудительного взыскания будет очень непросто.
Всем успехов!

Дождались! 02.04.2015 был подписан самый обсуждаемый нормативный документ 2015 — Декрет Президента № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Дебаты по поводу нового сбора для тех, кто не работает официально, велись и в очередях, и на лавочках под подъездами, и на форумах в интернете.

Догадки были самыми разными, но официальное опубликование документа расставило все точки над «I».

О том, как можно законно избежать уплаты налога на тунеядство и относятся ли домохозяйки к социальным иждивенцам, читайте в новой статье экономиста Вероники Мацинкевич.

grodno.in

Женщины начали бороться за свои права еще со времен Жанны д`Арк. А уже после Октябрьской революции «слабому полу» было предоставлено право наравне с мужчинами принимать активное участие в общественной и трудовой жизни, учиться, получать равную с мужчинами зарплату, право избирать и быть избранной в государственные органы власти.

Но в процессе выяснилось, что не все дамы видят себя активными политическими деятелями или желают трудиться с утра до вечера наравне с мужчинами. Многие выбирают роль тихой хранительницы семейного очага, обеспечивают домашний уют.

Причин, по которым женщина становится домохозяйкой, масса — но в каждом конкретном случае это осознанный выбор конкретной женщины. По словам министра труда Марианны Щеткиной, количество домохозяек в Республике Беларусь составляет 123 тысячи при общей численности населения в 9,5 млн.человек, т.е. около 1%.

А теперь давайте разберемся, каким образом Декрет о тунеядстве затронет домохозяек.

Из нормативного документа следует, что все здоровые граждане РБ (заметьте, без разделения по гендерному признаку, т.е. и мужчины, и женщины) трудоспособного возраста, должны быть занятыми по определению.

При этом каждый может выбрать себе занятие по душе; главное, чтобы занятость была документально подтверждена и предполагала уплату определенных налогов и сборов.

В Декрете № 3 учтены различные варианты занятости граждан. Периодами участия в финансировании государственных расходов считаются:

  • работа по трудовому договору, периоды осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • выполнение работ по гражданско-правовым договорам (при получении дохода на сумму не менее 70 базовых величин);
  • осуществление ремесленной деятельности;
  • периоды, в течение которых гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте, поселке городского типа, вел личное подсобное хозяйство и т. д.


compulenta.computerra.ru

Таким образом, Декрет № 3 направлен на устранение социального иждивенчества неработающих граждан, пользующихся услугами социальной сферы фактически за счет работающих граждан, своевременно уплачивающих налоги.

Новацией данного нормативно-правового документа стало введение сбора на финансирование государственных расходов (в народе - «налога на тунеядство»), который должны будут внести в казну те, кто работал менее 183 дней в календарном году.

При этом отсчет срока пошел с 1 января 2015 года. То есть если вы по каким-либо причинам встретили Новый год без работы и не найдете ее до начала июля, а также не сможете попасть под исключения, то ждите извещения из налоговой. Сбор за текущий год в размере 20 базовых величин нужно будет уплатить до 15 ноября 2016 года.

В итоге с нового 2015 года у граждан Беларуси появилась альтернатива в способе участия в экономике страны — либо работать и платить налоги, либо «откупиться» от обременительной для многих трудовой обязанности и уплатить индульгенцию в размере 20 базовых величин (сегодня это 3,6 миллиона рублей).

После детального изучения Декрета № 3, я выделила три условия, которые являются основополагающими для признания гражданина участвующим в финансировании государственных расходов.

(В настоящей статье я не рассматриваю молодежь до 18 лет, инвалидов, пенсионеров и др. лиц из п.3 Декрета № 3, не являющихся здоровыми гражданами трудоспособного возраста (они к тунеядцам не относятся по определению) - иначе получится не статья, а диссертация).


www.wday.ru

Итак:

Здоровый гражданин трудоспособного возраста НЕ ПРИЗНАЕТСЯ тунеядцем, ЕСЛИ выполняется ХОТЯ БЫ ОДНО из трех нижеперечисленных условий:

Условие № 1 — наличие в сумме 183 календарных дней по периодам занятости, предусмотренных п.5.1 - п.5.19 Декрета № 3, за исключением п.5.7 и п.5.8. Данные периоды могут суммироваться, если не совпадают по времени.

Условие № 2 — занятость в течение полного календарного года по периодам занятости, предусмотренным по п.5.7 - п.5.8 Декрета № 3, при условии уплаты сбора до 28 декабря прошлого года за осуществление такой деятельности (ремесленники и агротуризм).

Условие № 3 — уплата в размере не менее 20 БВ в год, исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода, в виде подоходного налога с физических лиц, единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налога при упрощенной системе налогообложения (п.3.2 Декрета № 3).

А как же домохозяйки - женщины, не работающие по найму, и ведущие хозяйство своей семьи? Они тоже тунеядцы? Здесь есть определенные нюансы, которые разъясняет Декрет № 3. Повторюсь, мы сейчас говорим о здоровых женщинах трудоспособного возраста (от 18 до 55 лет), в силу определенных причин не работающих по найму.

Освобождены от уплаты налога на тунеядство:

Домохозяйки, воспитывающие детей не менее 183 дней в календарном году (выполняется Условие № 1, п.5.14).

  • Домохозяйки с одним или двумя детьми до 7 лет. Если в течение 2015 года вы 183 и более календарных дней будете воспитывать ребенка (детей) в возрасте до 7 лет, то к тунеядцам вас не отнесут. Документами, подтверждающими такой факт, могут служить копия свидетельства о рождении ребенка и информация о периоде и месте работы вашего супруга.

Пример 1. Мать-домохозяйка воспитывает ребенка, которому в 2015 году исполняется 7 лет. Сдаты, следующей за датой достижения ребенком 7-летнего возраста, она продолжает не работать. Будет ли она платить налог на тунеядство?

В данном случае все зависит от даты рождения ребенка.

Если ребенку исполнится 7 лет в период с 01.01.2015 по 01.07.2015 (31+28+31+30+31+30+1) (т.е. мать будет воспитывать ребенка до 7 лет менее 183 дней (т. е. 182 и менее), то заплатить налог придется.

Если ребенку исполнится 7 лет в период с 02.07.2015 по 31.12.2015 (т.е. мать будет воспитывать ребенка до 7 лет не менее 183 дней (т.е. 183 и более), то платить налог не нужно.

  • Домохозяйки с тремя детьми до 18 лет. После достижения совершеннолетия старшим ребенком, в случае неучастия матери в финансировании государственных расходов, она обязана будет уплатить сбор.
    При этом, если в семье воспитывается хотя бы один ребенок в возрасте до 7 лет, мать по-прежнему будет признаваться участвующей в финансировании госрасходов, то есть не будет уплачивать сбор.
    Следует обратить внимание, если один из троих несовершеннолетних детей приобретет полную дееспособность до 18 лет, то в составе семьи он учитываться не будет, и налог придется заплатить.

Пример 2: Мать — домохозяйка в многодетной семье с тремя детьми (8, 11, 16) нигде не работает. Старшая дочь в возрасте 16 лет выходит 25 апреля 2015 замуж.

Согласно ст. 20 Гражданского кодекса РБ при вступлении в брак до достижения 18 лет гражданин приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Таким образом, при вступлении в брак дочь не будет учитываться в составе семьи. Мать воспитывала 3 несовершеннолетних детей только 114 (менее 183 дней в году). Детей в возрасте до 7 лет в семье нет, поэтому мать-домохозяйка должна будет уплатить налог на тунеядство за 2015 год.


5psy.ru

  • Домохозяйки с ребенком-инвалидом до 18 лет. После исполнения ребенку-инвалиду 18 лет налог придется платить (кроме граждан, осуществляющих уход за инвалидами 1 группы).

ВНИМАНИЕ!

Важный нюанс касается тех семей, в которых двое родителей не работают, но имеют детей. Участвующим в финансировании государственных расходов Декретом № 3 признается ТОЛЬКО ОДИН из родителей (усыновителей, опекунов и др.), воспитывающий ребенка в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей.

С учетом норм статьи 32 Конституции Республики Беларусь о равноправии мужчин и женщин в семейных отношениях, решение об уплате сбора одним из родителей должно приниматься семьей. Поэтому кто-то один из них должен быть официально занятым.

Домохозяйки, которые сдают жилье в аренду и уплатили подоходный налог не менее чем 20 БВ (выполняется условие № 3, п.3.2).

Для лиц, уплативших в 2015 году подоходный налог или ряд иных указанных в декрете налогов, предусмотрено уменьшение подлежащей к уплате суммы сбора на суммы уплаченных налогов (пункт 8 декрета), а в случае уплаты подоходного налога в 2015 году в размере более 20 базовых величин уплата сбора не потребуется (подпункт 3.2 пункта 3 декрета).

При сдаче жилых (нежилых) помещений внаем (аренду) другим лицам (гражданам) необходимо:

  1. Заключить в письменной форме договор найма (аренды) жилого (нежилого) помещения.
  2. До установленного в договоре срока фактического предоставления помещения внаем (аренду) зарегистрировать договор в местном исполнительном и распорядительном органе или в организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда (Расчетно-паспортный центр).
  3. Произвести уплату подоходного налога в фиксированных суммах.

Ставки подоходного налога на сдачу одной жилой комнаты в аренду в 2015 году по г. Минск колеблются от 140.000 до 240.000 руб. в месяц.

Пример 3. Если домохозяйка будет сдавать двухкомнатную квартиру в Каменной горке (четвертая экономическая зона) в течение всего 2015г., то сумма уплаченного подоходного налога за год составит 170000*2*12=4.080.000.

Данная сумма превышает 20 базовых (3,6 млн.руб.) поэтому от уплаты налога на тунеядство домохозяйка будет освобождена. Если бы она сдавала только одну комнату, то за год заплатила бы подоходного на сумму 170000*1*12=2.040.000.

А разницу между фактически уплаченным подоходным и суммой, эквивалентной 20 базовым, доплатила бы в виде налога на тунеядство = 3.600.000-2.040.000=1.560.000 руб.

ВАЖНО!!!

Следует обратить внимание, что не со всех заключаемых договоров на сдачу квартиры в наем должен уплачиваться подоходный налог. Не облагаются подоходным налогом доходы, полученные физическими лицами от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, состоящих между собой в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного (подпункт 2.1 пункта 2 статьи 153 НК).

К лицам, состоящим в отношениях близкого родства, относятся родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруги.

К лицам, состоящим в отношениях свойства, относятся близкие родственники другого супруга, в том числе умершего. В случае получения доходов от сдачи внаем жилых помещений молодым специалистам, молодым рабочим (служащим) такие доходы освобождаются от подоходного налога с физических лиц (подпункт 1.41 пункта 1 статьи 163 НК).

Таким образом , если нигде не работающая домохозяйка сдала квартиру родной сестре или выпускнику по распределению, то подоходный налог она не заплатит, а вот налог на тунеядство придется заплатить.


moiasemia.ru

Домохозяйки с огородами, зарегистрированные на селе не менее 183 календарных дней ( Выполняется условие № 1, п.5.11)

В Декрете № 3 учтены различные варианты занятости граждан. Периодами участия в финансировании государственных расходов считаются также периоды, в течение которых гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте, поселке городского типа, вел личное подсобное хозяйство.

Факт и период ведения личного подсобного хозяйства гражданином, которому (членам семьи которого) для этих целей предоставлен земельный участок, подтверждаются сельским (поселковым) исполнительным и распорядительным органом.

Домохозяйки-ремесленники либо домохозяйки, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма весь календарный год. ( Выполняется Условие № 2)

При этом сбор на осуществление данной деятельности должен быть уплачен до начала календарного года, и деятельность должна вестись с 1 по 31 соответствующего года.

НЕ освобождены от уплаты налога на тунеядство:

Домохозяйки без детей или с детьми-школьниками. Если жена бизнесмена не ходит на работу, а занимается только домом, но при этом в семье нет детей или они уже пошли в школу, то уплаты налога в казну не избежать.

Пример 4. В семье из двух человек работает только муж, который ежемесячно зарабатывает около 20 млн. руб. В год он платит подоходный налог на сумму более 30 млн.руб. Жена занимается домашним хозяйством.

Если разделить уплаченный подоходный налог на двоих, то получится по 15 млн.руб на человека, что в 4 раза превышает 20 базовых. Должна ли жена-домохозяйка уплачивать налог на тунеядство?

Ответ: Конституцией Беларуси установлена обязанность каждого гражданина участвовать в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей (статья 56).

Каждый гражданин уплачивает налоги со своих доходов, вне зависимости от их размера. Сбор, предусмотренный декретом №3, также не зависит от размера дохода супруга. Взаимозачет дохода между членами семьи Декрет № 3 не предусматривает; сбор каждый гражданин уплачивает индивидуально.

« Если муж хорошо зарабатывает и может себе позволить, чтобы жена не работала, и они приняли такое решение, то 20 базовых — не большая сумма, ее можно и оплатить" , - поясняет министр труда Марианна Щеткина.


www.2mm.ru

Домохозяки-заочницы. Подпунктом 5.15 пункта 5 Декрета №3 к периоду участия гражданина в финансировании государственных расходов относится период получения образования только на дневной форме получения образования (за исключением дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы обучающих курсов и совершенствования возможностей и способностей личности).

При этом не имеет значения, учится он на бюджетном месте или за свой счет. Поэтому, если других оснований неуплаты сбора у данной женщины нет — то налог придется заплатить.

Домохозяйки, ухаживающие за престарелыми или за тяжелобольными родственниками.

В Декрете № 3 заложена норма по освобождению от уплаты "налога на тунеядство" тех, кто ухаживает за инвалидами I группы и гражданами, достигшими 80-летнего возраста. Нуждается ли человек в дополнительном уходе или нет, решает врачебная комиссия.

Согласно законодательству, в случае нуждаемости инвалида первой группы в постоянном постороннем уходе (заключение врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения, индивидуальная программа реабилитации инвалида) лицу, осуществляющему уход, может быть назначено пособие по уходу за инвалидом первой группы, выплата которого производится из средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. В соответствии с подпунктом 5.17 пункта 5 декрета в период получения пособия из средств республиканского бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения граждане признаются участвующими в финансировании государственных расходов, - объясняет замминистра труда Валерий Ковальков:

Если же вы самостоятельно решили, что вместо работы будете ухаживать за больными или престарелыми родственниками, то обязаны заплатить в бюджет 20 базовых величин сбора.

Как домохозяйки ЗАКОННО могут избежать уплаты налога на тунеядство либо снизить его размер?

Нужно, чтобы выполнялось как минимум одно из условий непризнания гражданина социальным иждивенцем.

Вариант 1. (выполнение Условия № 1).

Устроиться на работу по трудовому договору с неполной занятостью (можно даже на 0,1 ставки — это примерно 4 часа в неделю) по трудовому договору в организацию или к индивидуальному предпринимателю не менее чем на 183 дня в году.

В соответствии с Декретом №3 гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту) независимо от того, работает он на условиях полного или неполного рабочего времени.

В этот же пункт можно отнести регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя и др.виды занятости, предусмотренные Декретом № 3 в пп.5.1 -5.19, за исключением п.5.7-5.8.



Вариант 2. (выполнение Условия № 1)

Если же такая деятельность осуществлялась менее 183 дней, то сумма сбора будет уменьшена на сумму уплаченного единого налога.

Пример 5. Ставка единого налога на репетиторство составляет по г. Минску 260 тыс. в месяц. Если гражданин уплатит единый налог за 7 месяцев 2015 (260*7= 1.820.000), то будет считаться занятым не менее 183 дней, а значит, платить налог на тунеядство не нужно. При этом сумма единого налога, уплаченная за 183 дня, может быть менее 20 БВ.

Вариант 3. (выполнение Условия № 2)

Самый интересный, на мой взгляд, но применимый только с 2016 года. Стать ремесленником на 2016 год, заплатив сбор в размере 1 базовой до 28 декабря 2015 года. (180 тыс.руб.) Эта сумма в 20 раз меньше, чем сумма налога на тунеядство!!! Виды ремесленных работ перечислены в статье

В 2015 году регистрироваться в качестве ремесленника безработной домохозйке уже не имеет смысла, потому как подпунктом 5.8 пункта 5 Декрета №3 установлено, что гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период осуществления ремесленной деятельности, но при условии уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности за полный календарный год в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год.

То есть от уплаты сбора могут быть освобождены только лица, осуществлявшие в 2015 году ремесленную деятельность и уплатившие сбор за осуществление ремесленной деятельности на 2015 год не позднее 28 декабря 2014 года. А вот на 2016 это очень выгодный вариант.

Вариант 4. Стать фрилансером. (выполнение Условия № 3)

В том случае, если гражданин работает без официального оформления выполняемой работы и без уплаты налогов, то он будет являться плательщиком сбора. Вместе с тем, от уплаты сбора за соответствующий налоговый период освобождаются граждане, которые за этот период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения в размере не менее 20 базовых величин.

При уплате этих налогов в размере менее 20 базовых величин подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на сумму уплаченных налогов. Таким образом, для физических лиц, уплативших за 2015 год подоходный налог с доходов от фрилансерства, предусмотрено уменьшение подлежащей к уплате суммы сбора на сумму уплаченного налога (пункт 8 декрета), а в случае уплаты подоходного налога за 2015 году в размере более 20 базовых величин уплата сбора не потребуется (подпункт 3.2 пункта 3 декрета).

Уважаемые читатели! Будет ли Декрет № 3 дисциплинировать тунеядцев? Неужели «посчитают» всех, кто не участвовал в финансировании расходов? Справедливо ли отнесение домохозяек при богатом муже к социальным иждивенцам? Ждем Ваших комментариев.



Неотложные состояния