Кто такой аспирант? Аспирантура - это что? Обучение в аспирантуре: особенности

Что дает аспирантура в России и зачем туда идти? Аспирантура дает отсрочку от армии? Входит в трудовой стаж? Что дает при трудоустройстве? Обучение в аспирантуре и работа, как совмещать? Какой срок обучения в аспирантуре? Какие есть формы обучения в аспирантуре? Есть ли заочная аспирантура? Чем заочная аспирантура отличается от очной? Каков процесс обучения в аспирантуре? Что дает аспирантура без защиты? Какое звание дает аспирантура? Расчет затрат на обучение.

статья подготовлена кандидатом филологических наук

Что дает окончание аспирантуры? Зачем идти в аспирантуру?

Вы задаете себе эти вопросы, стоя перед выбором: идти или нет к трудно достижимой цели - степени кандидата наук. Так как вы осознаете, что путь будет сложным, важно иметь хорошую мотивацию, чтобы решиться в пользу поступления. Но о «плюшках» немного позже, сначала определим некоторые понятия.

Какие есть формы обучения в аспирантуре?

Следующие, уже знакомые вам, формы предусматривает третья ступень высшего образования - аспирантура: очная форма обучения, заочная форма обучения и для самых волевых и самостоятельных - соискательство .

Срок обучения в аспирантуре обычно зависит от ее формы:

  • Время обучения в аспирантуре очно - 3 года.
  • Заочная аспирантура, срок обучения - 4 года.
  • Соискательство - 5 лет (я не буду останавливаться на этой форме подробно, потому что не знакома с ней).
Итак, вернемся к тому, что дает учеба в аспирантуре.
  • Для молодых людей аспирантура - отсрочка от армии . Но здесь есть ряд нюансов:
А) форма обучения должна быть обязательно очной (если заочная аспирантура, отсрочка от армии не предоставляется),

Б) организация, в которой числится аспирант на определенной специальности, должна иметь государственную аккредитацию по ней,

В) молодой человек поступает на следующую ступень образования в год получения диплома по предыдущей. Поэтому отсрочка от армии в аспирантуре после магистратуры также возможна, нужно только успеть зачислиться в аспирантуру сразу, без годового, или более, перерыва.

А теперь хорошие новости, если вы соответствуете всем вышеперечисленным требованиям, и дело стоит лишь за наличием бюджетных мест, должна вас порадовать: платная аспирантура = отсрочка от армии тоже.

Отсрочка от армии после аспирантуры действует еще в течение года после окончания обучения, - время дается на защиту кандидатской диссертации.

  • Успешно защитившим кандидатскую диссертации присуждают степень кандидата наук .
По окончании обучения в аспирантуре возможны два варианта развития событий:

А) просто завершить обучение, не защитив диссертацию,

Б) защитить кандидатскую диссертацию.

Что дает аспирантура при трудоустройстве?

Вас, возможно, интересует, что дает аспирантура без защиты диссертации? Мой ответ, - ничего, или, почти ничего . Окончание аспирантуры без защиты приравнивается к прохождению курсов повышения квалификации и не дает права претендовать на получение более высокой должности или надбавок к зарплате, в отличие от того случая, когда диссертация защищена.

Выходит, что ученая степень кандидата наук является причиной для получения более высокой должности ее обладателем, но только той, в требованиях к кандидатам на которую указано «наличие степени кандидата наук».

А факт назначения доплат за ученую степень должен быть зафиксирован во внутреннем локальном акте учреждения или трудовом договоре, в ином случае, наличие диплома кандидата не будет поощрено финансово работодателем.

Получается, что есть необходимость защитить диссертацию преподавателю вуза, сотруднику учреждения науки, или военному , в остальных же организациях защищенная диссертация не будет давать никаких преимуществ и не обеспечит прибавки к зарплате или получения более высокой должности. Поэтому нужно хорошо взвесить свои исходные данные перед поступлением в аспирантуру, и решить «стоит ли овчинка выделки».

  • Что аспирантура НЕ дает?

Вас, возможно, интересует ответ на вопрос: обучение в аспирантуре входит в трудовой стаж? Ответ, - нет . И научно-педагогический, и трудовой стаж очную аспирантуру минует, также, как и заочную. Ранее годы обучения в очной аспирантуре засчитывались в качестве научно-педагогического стажа, после закона 2013 года перестали.

Реклама

Как проходит обучение в аспирантуре?

Начать подготовку к поступлению в аспирантуру следует с поиска научного руководителя . Этот человек будет значить очень много для вас в следующие годы обучения, и от него, практически всецело, будет зависеть, защититесь вы или нет. Важно, чтобы он имел «вес» среди коллег своей профессии, иначе к работе его аспиранта могут отнестись предвзято, либо она и вправду может оказаться посредственной: руководителю не хватит профессионализма и «чутья» направить аспиранта в нужное русло. Важно, чтобы у него был твердый характер, и он стремился довести аспиранта до защиты. Важно, чтобы он был в хорошей физической и психической форме: научные руководители часто люди в возрасте и некоторые, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, все же набирают себе аспирантов, в результате они физически не могут работать совместно над исследованием, а помощь руководителя очень важна, понятно, что у такого руководителя, если один из десяти аспирантов защитится, уже хорошо, и заслуга в этом будет всецело аспиранта. Если у вас есть желание заниматься разработкой конкретной темы, нужно уточнить область научных интересов вашего предполагаемого научного руководителя, возможно тем, чем хотите заниматься вы, он не интересуется, тогда придется искать другого руководителя.

Для научного руководителя тоже важно взять к себе в аспиранты человека грамотного и ответственного, который сможет провести серьезное исследование и защитить свою работу. Поэтому к вам будут тоже хорошо присматриваться.

После того, как вы заручились «добром» научного руководителя на совместную работу с ним, следует начать собирать пакет документов для поступления . Перечень обычно можно найти на сайте университета, в который вы собираетесь поступать. Хочу обратить внимание на то, что вам нужно будет предоставить список своих опубликованных научных работ, если таковых нет, то придется написать вступительный реферат, на работу над которым нужно время, рассчитывайте на это и начинайте подготовку к поступлению заблаговременно.

Важно также уже при поступлении подумать о защите, которая происходит в диссертационном совете. Так вот, каждый совет имеет право «слушать» защиты только по определенным специальностям. Желательно пойти по пути наименьшего сопротивления и выбрать специальность , совет по которой есть в городе, где вам будет удобнее всего защищаться.

Вступительные экзамены по философии, иностранному языку и специальности, обычно сдают по билетам, готовясь заранее. При этом сданные ранее кандидатские экзамены не избавляют от сдачи вступительных.

Процесс обучения в аспирантуре заочно или очно состоит из посещения лекций, семинаров, практических занятий, и получения зачетов по их завершении. А вот экзаменов предстоит сдать всего три , они называются кандидатскими : по философии, иностранному языку и специальности, по которой обучается аспирант.

Лекции и семинары, по идее, призваны дать полезные сведения, которые пригодятся, снимут некоторые трудности в выполнении собственного исследования аспиранта - диссертационного.

Разумеется, нужно писать диссертацию , которая должна быть готова к окончанию срока обучения в аспирантуре, и отчитываться научному руководителю и на заседании кафедры, за которой закреплены, о проделанной работе по завершении каждого учебного года .

Все это должно быть выполнено к концу срока обучения в аспирантуре, а диссертацию нужно предоставить к предзащите , это значит, члены кафедры, к которой вы прикреплены, заслушают основные результаты проведенного вами исследования, работу изучат два рецензента и дадут замечания, на которые нужно ответить, потом они обсудят вашу работу и дадут или не дадут «добро» на защиту в совете.

В течении года после окончания срока обучения в аспирантуре нужно будет собрать все необходимые документы , доведя диссертацию до идеала, и подать все необходимое в диссертационный совет .

Перед советом вы выступаете, делясь, опять же результатами проделанного вами исследования, члены совета слушают замечания оппонентов (людей, изучивших вашу работу), вы отвечаете на них, все члены также задают вам вопросы. Потом диссертационный совет выносит свой «вердикт», затем соискатель оформляет в соответсвии с требованиями и отправляет документы в Высшую Аттестационную Комиссию в Москве. Комиссия присуждает степень кандидата наук и выдает соответствующий диплом. Все, Вы - кандидат наук!

Чем заочная аспирантура отличается от очной? Очная аспирантура и работа, как совмещать?

Начнем с того, что я училась в заочной аспирантуре, посещала занятия со всеми и разницу между очниками и заочниками не заметила. Ведутся занятия и аспирант, исходя из того, какой курс лекций для него больше необходим или, какой читается в более подходящее для него время, посещает какое-то количество курсов лекций.

Финалом и очной и заочной аспирантуры является написание диссертации и ее защита, только очнику отводится на это три года, а заочнику - четыре. Таким образом, в форме обучения важно не организация процесса обучения (разницы нет) и не результат, а только количество лет, отведенное на написание диссертационного исследования. Обучение в аспирантуре и работа соотносятся таким образом: невзирая на форму обучения, если есть цель закончить диссертационное исследование, придется выделить время и не работать, хотя бы год, а писать диссертацию, иначе ее не завершить. При этом, официально, обучаясь в очной аспирантуре, работать нельзя, а учась заочно - можно. Но реальность такова, что, работая на полную ставку, или еще и не на одной работе, время на диссертацию не останется, не важно, обучаться при этом очно или заочно.

Расчет затрат на обучение в аспирантуре

На что придется тратиться, обучаясь в аспирантуре:

А) оплату обучения, если на бюджет поступить не получилось,

Б) бумагу и распечатку промежуточных вариантов диссертации для проверки научным руководителем (научные руководители обычно дамы, мужчины в возрасте и предпочитают работать с бумагой, а не за непонятным им «зверем» компьютером),

Возможность поступить в аспирантуру для многих является серьезным шагом, на который нужно решиться. Человек, идущий на это, должен четко понимать, чего он хочет достичь. Следует понимать, что обучение в аспирантуре является не просто следующей ступенью образования после окончания вуза. Поступление в нее выводит вас на качественно новый уровень. Аспирантура служит не просто местом для получения знаний. Она дает возможность человеку получить ученое звание.

Ознакомьтесь с подразделами...

... и дочитайте этот материал

Для того, чтобы учиться в аспирантуре, человек должен иметь способности к аналитической, творческой и исследовательской работе, а также у вас должен быть талант. Людей, обладающих такими способностями, среди выпускников вызов, очень мало. Из-за этого перед тем, как принять решение, вы должны разобрать в себе и понять, есть ли у вас способности для обучения и научной работы. Без способностей и таланта вы просто зря проведете время, и от этого не будет пользы. Лучше найти себя в чем-то другом, где вы можете принести пользу.

Что представляет собой данное обучение

Аспирантура представляет собой форму профессионального послевузовского обучения. Она является главным этапом подготовки научных и научно-педагогических кадров. На сегодняшний день она служит самостоятельной формой для получения образования. Основной целью ее является приобретение навыков для занятия научными работами самостоятельно. Образование в основном ведеться при научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях.

Специалист, который закончил обучение, должен обладать всем необходимым, чтобы эффективно решать задачи в научной среде и качественно выполнять научно-исследовательские работы. Аспирантура, по сути, является формой повышения квалификации для желающих получить ученую степень кандидата наук. В ходе обучения человек получает опыт, который ему будет нужен, чтобы в дальнейшем выбрать актуальное научное направление. Он учится обосновывать те, темы исследований, которыми занимается. Аспирант также получает требуемый опыт для правильной организации и проведения эксперимента. Приобретает навыки умелой работы с литературой, способность грамотно получать и обрабатывать данные исследования, выполнять их сравнительный анализ. Учится правильно обобщать данные своих исследований в форме выводов. Завершающим этапом обучения является написание кандидатской диссертации. Написанную диссертацию аспирант должен будет предварительно защитить на заседании кафедры, а также на заседании научного отдела, который обязательно должен соответствовать его профилю.

Кто такой аспирант

Аспирантом является человек, у которого есть высшее профессиональное образование. Его целью является подготовка к защите диссертации для получения ученой степени кандидата наук. Для осуществления этой цели он должен пройти обучение в аспирантуре, которая находится при научно-исследовательских учреждениях и вузах. Им стать может человек, который имеет квалификацию магистра или специалиста и при этом является гражданином своей страны. Для зачисления в аспирантуру необходимо будет сдать вступительные экзамены на конкурсной основе. Кандидату необходимо будет подготовить научную публикацию, реферат и заявление на поступление. Очень помогают участия в научных конференциях, на основе которых дается рекомендация к поступлению.

Каждому аспиранту назначается научный руководитель, под наблюдением которого он пишет диссертацию. Кроме подготовки к написанию диссертации аспирант занимается индивидуальным планом работы. Этот план предусматривает сроки, по которым сдаются экзамены на кандидатский минимум. Также там указываются даты, по которым сдаются отдельные части диссертации. В обязанности аспиранта также входит посещение дополнительных занятий. Эти занятия проводятся на первом курсе обучения. Участие в работе кафедры, к которой он непосредственно закреплен, тоже входит в его обязанности. Если он не выполняет свой календарный план, его могут отчислить.

Для аспирантов очной формы предусмотрена выплата стипендий. У обучающихся на заочной форме обучения стипендии нет, но им можно каждый год брать дополнительный отпуск в размере тридцати дней. Этот отпуск они должны брать по месту своей работы. Аспирантам заочной формы обучения также может быть предоставлен один день в неделю, для проведения занятий, который оплачивается в размере 50%. Человек, поступающий в аспирантуру, имеет право выбрать направление, по которой будет проходить обучение. Поэтому не обязательно поступать в аспирантуру по специальности вашего диплома. В этом случае не стоит забывать, что необходимо будет освоить больше информации.

Что дает

Аспирантура предоставляет возможность человеку заниматься научной деятельностью. Также вам открывается возможность выступления на разнообразных конференциях и возможность участия в разных конкурсах. Она позволяет человеку самосовершенствоваться. Это происходит благодаря получению знаний по одному направлению, которое вы выбрали. Благодаря аспирантуре, вы можете заниматься преподавательской деятельностью. Итогом обучения является написание и защита кандидатской диссертации.

Зачем нужна

В первую очередь аспирантура нужна тем, кто планирует заниматься научной деятельностью или же преподавать в вузе. Некоторые люди идут учиться для того, чтобы повысить свою квалификацию или поменять область своей деятельности. Некоторые люди поступают продолжают обучение потому, что у них большое желание учиться и этот процесс им нравится.

В аспирантуре, которая является очередным этапом постижения науки, принято выделять несколько этапов обучения. Это время, отведенное на учебу в аспирантуре, надо использовать предельно рационально и разумно, т.е. так, чтобы, чтобы успеть усвоить учебный материал достаточно хорошо и в тоже время достойно защитить диссертацию.


Многие приступают к обучению в аспирантуре сразу по окончании вуза и сразу же сталкиваются с определенными трудностями, свойственными данному периоду обучения. Естественно, что молодые ученые, особенно аспиранты гуманитарных и естественных специальностей часто прибегают к нехитрым рекомендациям, чтобы наиболее эффективно использовать годы учебы с целью расширения и углубления знаний в своей сфере.

Первый год обучения. Обычно после поступления в аспирантуру будущие ученые теряются, не зная, с чего начать обучение. Надо иметь ввиду, что в аспирантуре, как и в вузе, времени будет в обрез и поэтому надо постараться не терять время или тратить его попусту, а сразу приступить к делу. Первым делом обязательно надо посещать занятия по философии и иностранному языку, если такую возможность предоставляет выбранное аспирантом учебное заведение. Это необходимое условие не только для повышения уровня своей эрудиции и общей образованности, но и для успешной подготовки и сдачи экзаменов по упомянутым дисциплинам, чтобы получить ученую степень кандидата наук.

Пройденный курс философии дает аспиранту возможность в дальнейшем углубить свои познания и лучше понимать не только направления современной философии, но и литературу, искусство, политику, устройство общества, особенности духовности разных стран. Изучение иностранного языка окажет незаменимую услугу в прочтении трудов зарубежных авторов по интересующей аспиранта специальности. Чтение этих трудов в оригинале поможет лучше понять изучаемый предмет. Даже при слабом знании иностранного языка чтение источников зарубежной литературы со временем станет проще, ведь вскоре аспирант обязательно обнаружит бесчисленное множество схожих со своим основным языком терминов, конструкций. Легче всего ему будет читать работы, написанные неносителями языка, например, испанцами или китайцами на английском, так как они пишут просто, доступно и понятно, без всяких изощренных фраз и сложных слов. Во многих учебных заведениях преподают также курс психологии и педагогики. Прослушивание вышеупомянутых курсов необходимо как для дальнейшей педагогической практики, так и для углубления своих знаний.

Надо иметь ввиду, что люди с ученой степенью имеют высокий авторитет и считаются в высшей степени интеллигентными. Многие считаются с их мнением, и поэтому аспиранту за годы обучения надо постараться соответствовать такой высокой оценке, чтобы иметь авторитет. Надо учиться, пока есть время, силы и возможности, ведь по окончании аспирантуры молодой ученый теряет этот шанс в основном в силу своей занятости. Потом придется учиться самостоятельно, порой уча при этом других, но получение аспирантом образования уже вряд ли кого заинтересует.

Регулярно посещая занятия, аспирант получит возможность сдать кандидатские экзамены. Но для написания диссертации этого недостаточно. В первый же год обучения надо заняться организацией научного исследования, так как получение кандидатской степени предполагает также написание кандидатской работы. Поэтому, зачислив аспиранта в аспирантуру, университет назначает ему научного руководителя из числа докторов наук или профессоров. Тему кандидатской диссертации утверждает Кафедра или Совет факультета до 31 декабря года поступления. Вместе с научным руководителем аспирант разрабатывает индивидуальный план работы, заполняет титульный лист плана, объяснительную записку относительно выбора темы и заполняет план на первый год обучения. После утверждения плана на заседании кафедры, аспирант находится под чутким вниманием профессора, т.е. научного руководителя, организующего и направляющего научные исследования аспиранта, контролирующего и несущего ответственность за выполнение индивидуального плана.

Правильнее всего постараться сдать экзамены по философии и иностранному языку в конце первого учебного года, ведь потом аспирант вряд ли найдет свободное время, чтобы посвятить его на повторное посещение занятий по этим дисциплинам. К тому же у аспиранта уже не будет большого желания посещать лекции без группы аспирантов, составлявших ему в свое время компанию. Если аспирант захочет сдавать экзамен, то ему надо подать в аспирантуру соответствующее заявление о своем намерении.

Молодые ученые могут и не мечтать о том, чтобы расслабиться, ведь по окончании каждого года обучения они обязаны сделать отчет о проделанной за год работе на заседании кафедры. Для этого им необходимо сдать в аспирантуру уже заранее оформленный и утвержденный отчет.

Для того чтобы отчитаться о проделанной работе на заседании кафедры, надо предварительно позаботиться о его организации. В аспирантуре никого не будет волновать, по каким внутренним причинам кафедра не смогла провести заседания. (Если учебный год кончается в декабре, то заняться сдачей отчета надо в ноябре. Следовательно, в октябре пройдет заседание кафедры, а заняться организацией его созыва надо в сентябре, т.е. непосредственно после того, как аспирант выйдет из отпуска.)

Второй год обучения в аспирантуре в основном посвящен продолжению проведения соответствующего эксперимента, сбору и первичной обработке данных, а также более глубокому анализу проводимой работы на данном этапе обучения. Промежуточными этапами работы здесь являются исследование, результаты, обсуждение (анализ) результатов, выводы. Лучше проводить оформление и представление каждого промежуточного этапа работы как научную статью.

Такое представление проделанной промежуточной работы впоследствии может помочь аспиранту при написании текста диссертации. Это также может явиться важным опытом в преподнесении полученных при изучении материала данных.

Особенностью второго года обучения является то, что он становится основным как по количеству конференций, где аспирант докладывает свои результаты, так и по количеству его публикаций на основании проделанной работы. Другой особенностью второго года обучения является педагогическая практика, которую проходят аспиранты. Во время педагогической практики они выполняют работу преподавателя на кафедре, что составляет 40-50 учебных часов. Положительный аспект в том, что во второй половине второго года обучения аспирант благодаря практике, легче сдаст кандидатский экзамен по специальности. Конец второго года предполагает завершение экспериментальной части работы или, в крайнем случае, основной ее части.

Третий год обучения характерен тем, что на данном этапе придется завершить проведение эксперимента, если работы по его завершению не были закончены заранее. Надо также успеть провести окончательную обработку данных, их анализ, после чего сделать выводы. Третий год знаменателен тем, что именно в это время аспирант пишет львиную долю текста своей диссертации. Целесообразнее начало года потратить на завершение написания главы 3 («Результаты исследования»), основательное редактирование текста главы и оформление рисунками, таблицами, схемами. Для написания главы 4 («Обсуждение результатов») придется использовать знания, обретенные в процессе изучения соответствующей литературы по специальности. Цель главы 4 - провести теоретический анализ данных. В главе 1 приводится обзор и/или анализ использованной литературы. Можно приступить к написанию главы 1 намного раньше (летом по окончании второго года, в первый год обучения или одновременно с главами 3 и 4).

Что касается выводов работы, то их необходимо формулировать четко, конкретно, но емко. Они должны логически исходить из результатов исследования. Примерно 5-8 выводов достаточно для кандидатской диссертации, однако, естественно, что количество реальных выводов будет превосходить количество проводимых в диссертации выводов. Следует заметить, что не стоит спешить с формулировкой этой части диссертации, так как окончательный вариант выводов может быть написан только в результате многочисленных изменений в редакции.

Во время написания своей скромной диссертации аспиранту не стоит заботиться о славе ученого, оставившего неизгладимый след в науке. Только время покажет, насколько удачной «путевкой» в научную жизнь стала его кандидатская диссертация.

Поступление в аспирантуру для получения послевузовского профессионального образования и написание диссертации являются важным решением, которое повлияет на вашу жизнь в дальнейшем.

Причины, чтобы понять что дает аспирантура

Чаще всего педагогические и научные кадры требуют наличия ученой степени которая является необходимостью при получении этой вакансии.

Это не означает, что должны погружаться в работу сразу же после завершения вузовского образования. Просто убедитесь, что у вас есть веская причина, как научная новизна исследования для поступления в аспирантуру.

Некоторые из перечисленных ниже причин являются более действительными, чем другие, однако все они имеют общие причины, по которым люди определяют что дает аспирантура:

Оборотная сторона или минусы обучения в аспирантуре

  1. Высокая конкурентоспособность. Есть конкуренция за места в исследовательских позициях связанные с ведомственной политикой.
  2. Требуется умение расставлять приоритеты. Требуется большая дисциплина и прозорливость. Это может быть нагрузкой на семейные и личные отношения, не говоря уже о себе.
  3. Штаммы отношения. Если вы женаты, жилье может стать проблемой. Вам может быть предложена должность и бесплатное обучение, но не жилье для вашей супруги в общежитии.
  4. Стресс. Эмоционально утомительно — закончив аспирантуру кандидат наук требует эмоциональной зрелости.
  5. Написание диссертации. Написание оригинального тезиса не простое по сравнению с курсовой или дипломной работой и это часто занимает намного больше времени, чем обучение.
  6. Требует поддержка. Вам может понадобиться сильная сеть поддержки, чтобы пройти через все эмоционально.
  7. Может занять 2-7 лет своей жизни. Не для всех это может закончиться защитой диссертации за типичные 2 или 3 года. Личные обязательства часто вмешиваются или отсутствие средств затрудняет защиту.
  8. Дополнительная стоимость обучения. Если Вы не собираетесь работать во время учебы или не получите работу помощника или освобождение от оплаты за обучение.
  9. Не гарантирует высокую зарплату. Получение степени кандидата не обязательно означает, что вам предложат работу с намного более высокой зарплатой.
  10. Ограниченные возможности трудоустройства. Если кандидатская степень получена в академической сфере с поиском работы за пределами преподавания или проведения исследований может оказаться затруднительным.
  11. Слишком квалифицированный. Во время экономического спада, если вы окажетесь в поисках работы, имеющий ученую степень может быть обузой. Вы можете услышать «извините, вы сверхквалифицированный.»

Стоит ли идти в аспирантуру

Структура обучения различна чем в ВУЗе. Практически нет лекционных занятий, все или почти все занятия будут небольшие семинары с несколькими аспирантами. Даже всего лишь 2-5 человек в классе — не редкость.

Необходимо быть готовым для проведения семинаров, говорить и участвовать в интеллектуальной беседе. Вашим профессорам будет интересно услышать ваши выводы. Ожидается высокое качество работ, презентаций и групповых проектов. Вы сможете посвятить гораздо больше времени для каждой дисциплины, чем это было в ВУЗе.

Вот что дает аспирантура — продвинутую программу обучения фокусирующуюся на конкретной научной дисциплине или профессии с возможностью защиты кандидатской диссертации.

Сразу после получения диплома о высшем образовании я подал документы в аспирантуру на экономическую специальность - экономика и управление на предприятии. И по сути, когда я поступал в аспирантуру, то я не понимал куда я иду и что можно от нее ждать. В этой статье мы разберем что такое аспирантура в реальности.

БЮДЖЕТ И ВНЕБЮДЖЕТ

В аспирантуре бывают как бюджетные места, так и внебюджетные. Это означает, что если тебе повезет, то ты сможешь учиться бесплатно. Это во многом зависит от твоего вуза, количества бюджетных мест на нужной специальности. Изначально я планировал поступать именно на техническую специальность именно из-за того, что мне нужно было бюджетное место. Но я не сумел договориться с руководителем. Вернее я договорился с тогдашним бывшим рекотором моего вуза, а потом когда к нему пришел подписать бумаги, то оказалось, что он торопится в отпуск и вообще якобы забыл о том, что мы о чем-то договаривались...

Я нашел руководителя на экономической специальности и поступил на коммерческое место. Часть денег оплатили родители, другую часть оплачивал я из своего кошелька. На момент моего зачисления стоимость обучения в год составляла 35 тысяч рублей. Из-за того, что я все-таки поступал на платное место - процедура зачисления была скорее формальностью. Тем не менее, нужно было предоствить немало документов в саму аспирантуру и сдать кое-какие вступительные экзамены.

Но на тот момент все стоило сравнительно недорого. К примеру, когда я еще учился в аспирантуре, новые цены на инженерные спеицальности превзошли 100 тысяч рублей в год. Это сумма просто запредельная с тогдашним курсом доллара 30 рублей за доллар это составляло 3-4 тысячи долларов в год. Огромные деньги не только по российским меркам.

ЛЕКЦИИ И ЗАЧЕТЫ В АСПИРАНТУРЕ

Как таковых привычных лекций в аспирантуре практически нет. Вернее, они есть, но их количество крайне невелико. Обычно, они проходили по субботам или вечерами, т.к. многие аспиранты параллельно с учебой работают. Некоторые лекции были обязательны к посещению, некоторые - факультативными. Некоторые из них мне запомнились. К примеру, философия, основы научного познания, психология и педагогика. Если не путаю, был и английский язык. Возможно, названия дисциплин и звучали немного по-другому. Были и другие лекции, которые в голове не осели. В целом, их было совсем немного. Намного больше было разного рода бумажек, которые нужно было сдавать. Об этом чуть позже.

ПРАКТИКА

В аспирантуре от университета с тобой работает научный руководитель. От выбора руководителя во многом зависит то, получишь ли ты какие-то ценные знания или нет.

Но в аспирантуре не учат как применять на реальном производстве компрессор Remeza: http://gk-sk.ru/kompressory/Remeza/ . Тут больше внимания сфокусировано науке. По сути, тебе не дают ни литературы, ни практических знаний. Ты должен сам искать книги по библиотекам, покупать их в интернет-магазинах. Книги сейчас стали крайне дороги. Да и раньше они были недешевы. Но проблема не в деньгах. Найти научную литературу по твоей теме диссертации будет не так-то и просто. Вернее, информации много. А вот качественных научных текстов - днем с огнем не найти. Причем сложности возникает как у инженеров, которые вынуждены ориентироваться на старые справочники советского периода (т.к. новых аналогов просто нет). Еще хуже дела обстоят у гуманитариев, для которых найти какую-нибудь вменяемую и достоверную статистику для исследования - практически искусство. Лично я застопорился на этапе терминологии.

ЭКЗАМЕНЫ И ЗАЧЕТЫ

Помимо вступительных экзаменов - есть еще и кандидатские экзамены. Это то, что должен сдать каждый аспирант перед защитой диссертации. Всего их три - английский язык, профильный предмет (у нас это была экономика) и философия. Помимо этого периодически приходилось сдавать небольшие курсовики, лабораторные работы и так далее. Нужно было собрать многочисленные подписи - что-то наподобие зачетов. Также нужно было раз в полгода в специальном дневнике вписывать свои успехи с подписью научного руководителя.

То, что ты должен знать - бумажной волокиты будет немало.

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

Научная статья - это сложный вопрос. Я написал и издал одну научную статью в журнале, рекомендованном ВАК (высшая аттестационная кописсия). Так вот, было изучено порядка 40 книг и источников. В совокупности я потратил порядка года, сидя в библиотеке и анализируя книги. В это время я довольно много читал. Сам текст статьи получился небольшим, но достаточно содрежательным. Коллегам статья очень понравилась, также как и руководителю. Вот только за публикацию и оформление мне пришлось заплатить журналу больше 10 тысяч рублей. Для аспиранта очень большие деньги.

Позже с этой статьей я ездил в Казань на выставку-конференцию и делал доклад.

ДИССЕРТАЦИЯ

Саму диссертацию я так и не дописал. Соответственно - не защитил. Вообще, в аспирантуре на написание диссертации отводится 3 года. Еще год уходит на ее оформление и защиту. Диссертационные советы у нас в вузе закрыли. В итоге защита диссертации означала много поездок в другой город. Дорого и долго. Но в моем случае защищать было практически нечего. Написание диссертации началось и закончилось моей научной статьей. Дальше дело не двигалось. Во многом проблема заключалась в том, что у меня тема диссертации выпала достаточно философской. А философию я не люблю и не понимаю. Это сликшом абстрактно. Впрочем, наука - это тоже абстрактная вещь. В науке вообще и диссертации частности ценятся: достоверность источников, большое число разных источников, подтверждающих или опровергающих какой-то факт или утвреждение. Еще здесь "в цене" сухой стиль изложения, который давался мне очень тяжело из-за того, что я работаю в сфере публицистики.

ПРЕПОДАВАНИЕ

Для меня это была наверное самая интересная часть учебы в аспирантуре. Я преподавал в колледже и университете. Со студентами работать очень интересно. Были у меня и дипломники. За них я переживал почти также, как и они сами. Часть нагрузки оплачивалась, а часть нет. В целом, преподавание по деньгам - занятие убыточное. Но очень интересное по содержанию. Если бы не преподавательская часть учебы в аспирантуре, то все бы выглыдело достаточно уныло. А когда ты общаешься со студентами - от них идет очень хороший заряд бодрости.

В СУХОМ ОСТАТКЕ

Лично мне аспирантура дала:
- преподавательский опыт;
- научила писать научные тексты и статьи - спасибо руководителю;
- немного прокачала эрудицию и английский язык;

В целом, неплохо. Наверное это то, что я и ожидал. Изначально я конечно планировал защитить диссертацию и все-таки стать кандидатом экономических наук, но очень быстро меня увлекала предпринимательская работа, а интерес к науке потерялся. Вообще я думал, что писать диссертацию легко. Ведь нормальный объем для этой работы всего 100-150 страниц. Но чтобы их написать нужно перелопатить столько исочников и книг, что вряд ли это в обозримом будущем хоть как-то окупится. Я бы сказал, что написание диссертации - это скорее механический труд, чем творческая работа. Здесь нет места субъективным знаниям, а напротив требуется как можно сильнее опираться на уже имеющийся опыт.



Заболевания сердца