Мануил лемешевский русские православные иерархи. Из дневника (мтр. Мануил Лемешевский) - сквозь огонь иди со мной. Борьба против «иосифлянского» движения

Предшественник Иов (Кресович) Преемник Николай (Феодосьев) 14 февраля - 5 сентября Предшественник Варлаам (Козуля) Преемник Иннокентий (Клодецкий)
Епископ Серпуховский ,
викарий Московской епархии
8 мая - 31 января Предшественник Сергий (Гришин) Преемник Иоасаф (Шишковский-Дрылевский)
Епископ Лужский ,
викарий Петроградской епархии
23 сентября - 8 мая Предшественник Артемий (Ильинский) Преемник Феодосий (Ващинский) Имя при рождении Виктор Викторович Лемешевский Рождение 1 (13) мая
  • Луга , Санкт-Петербургская губерния , Российская империя
Смерть 12 августа (1968-08-12 ) (84 года)
  • Куйбышев , РСФСР , СССР
Принятие священного сана 16 сентября 1912 года Принятие монашества 2 июня 1911 года Епископская хиротония 23 сентября 1923 года Митрополит Мануил на Викискладе

Митрополи́т Ману́ил (в миру - Виктор Викторович Лемешевский ; 1 мая , Луга - 12 августа , Куйбышев) - епископ Русской Церкви ; митрополит Куйбышевский и Сызранский. Церковный историк.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ " ОТ МЕНЯ ЭТО БЫЛО" Св.Серафим Вырицкий.

    ✪ 1/9 Скучание о Боге. Силуан Афонский.

Субтитры

Биография

Окончил Либавскую Николаевскую гимназию, учился на юридическом факультете Петербургского университета (ушёл в с последнего курса) и в Петроградской духовной академии ( -). Окончил высшие библиотечные курсы в Петрограде в .

Во время учёбы в университете занимался литературной деятельностью, увлекался мистическими учениями, автор романа-дневника в трёх частях «На пути к иному миру» (СПБ, ) и оккультного романа «Их было четыре» (СПБ, ).

В апреле 1910 поступил в Николо-Столпенскую пустынь Тверской епархии.

Деятельность в Петрограде

Отбыв три года на Соловках он, будучи освобожден, пытался вывезти какие-то рукописи и в результате в третий раз подвергся аресту. Впоследствии он сам сообщил, что именно тогда он был завербован и стал тайным агентом ОГПУ. Результат убедительный: его быстро отпускают, и он становится епископом Серпуховским, викарием Московской епархии (это после трех арестов и борьбы с обновленцами в Петрограде!). […] Почти каждый арест епископа Мануила сопровождался арестами многих невинных людей, что послужило поводом для запомнившегося высказывания, прозвучавшего в стенах Московской Патриархии того периода: «Странный архиерей - то сам сидит, то других сажает». […] Похоже, что выдав в очередной раз множество ни в чем неповинных людей и выйдя на свободу, он раскаивался и начинал «снова служить Церкви». Опытные психологи из НКВД никогда не считали его вполне своим и использовали как подсадную утку. Потом «брали» его, напоминали о его «обязательствах», принятых на себя в 1928 г., и он, как провинившийся мальчик, снова «отрабатывал» их. Это многократно повторившаяся схема, показания, соединившие в себе графомана и архивиста, вся жизнь его, сотканная из попыток быть епископом-исповедником и доносов клеветника, производит впечатление глубочайшей духовной патологии, если не шизофрении. Последний допрос Владыки Мануила заканчивается обещанием-заверением до конца жизни без каких-либо колебаний служить НКВД и выполнять свои обязанности тайного агента, воспринятые им еще в 1928 г. «Мы вам больше не верим», - услышал он в ответ от следователя и получил свои последние десять лет ИТЛ. В 1949 г. 65-летний сотрудник НКВД уже не нужен.

По утверждению церковного историка Георгия Митрофанова: «митрополит Мануил (Лемешевский) имел агентурные клички „Воробьев“ и „Листов“. Он сотрудничал со спецслужбами с конца двадцатых годов, несмотря на то, что сам был узником советских лагерей. Эти документы я видел, и могу сказать, что тут сомневаться не приходится» .

Борьба против «иосифлянского» движения

Сразу после назначения на кафедру командирован в Ленинград, где с 28 апреля по 2 мая 1928 года активно выступал против «иосифлян » на стороне заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) , поддерживая новоназначенного митрополита Ленинградского Серафима (Чичагова) .

При назначении епископа Мануила в Серпухов митрополит Сергий также стремился использовать его авторитет среди верующих для борьбы с «иосифлянским» движением, центром которого в Московской епархии фактически стал Серпухов. На рубеже 1927-1928 годов от «сергианского» епископа Серпуховского Сергия (Гришина) откололась почти половина городских приходов. Основным оппонентом епископа Мануила в Серпухове был «иосифлянский» епископ Максим (Жижиленко) , арестованный в апреле 1929 года, отправленный на Соловки и вскоре расстрелянный.

1940-е годы

Составил «Патерик Оренбургский», «Патерик Бузулукский», «Алфавитный указатель имен всех русских святых, местночтимых подвижников и праведников благочестия с X века до 1917 года», «Словарь русских святых и местночтимых (988-XVII вв.)», написал ряд других работ.

Он жил тогда в великолепном особняке, который вся Самара знает как дом доктора Маслаковского. <…> Этот дом приобрели прихожане для предшественника Владыки Мануила, любившего роскошь. Владыка, приехав, ахнул от изумления: «Зачем мне это? Мне нужны две комнаты в деревянном домике: келья и кабинет для приёма посетителей».

«Но что же нам делать с этим домом? Не продавать же его?» - резонно возразили руководители Епархиального Управления. Волей-неволей пришлось строгому аскету, старому лагернику поселиться в доме доктора-богача.

С конца 20-х годов он являлся секретным сотрудником ГПУ , а потом НКВД. Это сотрудничество не спасало его даже от арестов, и всякий раз, выходя на свободу, он панически боялся снова оказаться в лагере. Этот страх побуждал его предавать людей, и он ужасно страдал от этого, будучи глубоко верующим священнослужителем и аскетичным монахом. Десятилетиями он жил в страшном внутреннем противоречии. Когда к нам обратились с запросом о его канонизации, и мы начали исследовать этот вопрос, для нас стало большим потрясением то, какие доносы он писал, мечтая только об одном - не быть арестованным в очередной раз. Вы знаете, это было настолько тяжело, что ничего кроме сострадания к нему мы не испытали. Для нас это открытие было совершенно неожиданным, потому что авторитет митрополита Мануила для любого церковного историка был безусловен.

Тем не менее сторонники канонизации митрополита Мануила считают документы, говорящие о его сотрудничестве с карательными органами, сфабрикованными.

Труды

  • Русские православные иерархи периода с 1893-1965 гг. В 6-ти томах. Эрланген, 1979-1988.
  • Божий виноградник. СПб, 1999.
  • Каталог русских архиереев-обновленцев. Материал для «словаря русских архиереев-обновленцев» (1922-1944 гг.) // «Обновленческий» раскол. Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики. М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2002. С. 607-981.
  • Русские православные иерархи. 992-1892: Биографический словарь: В 3-х томах / Митрополит Мануил (Лемешевский). - М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2002-2004. - Т. 1-3. - 544, 608, 488 с. - 3000 экз. - ISBN 5-7533-0222-X , ISBN 5-7533-0280-7 , ISBN 5-7533-0323-4 . (в пер.)
  • Существуют споры об авторстве или соавторстве с
(18.04 1884 - 12.08.1968 гг.)

В миру - Лемешевский Виктор Викторович. 18.04 1884 - 12.08.1968. Род. в Луге С.-Петербургской губ. Учился в С.-Петербургском университете на юридическом факультете; в 1910 ушел с последнего курса (в 1920 - вновь потупил в университет). В 1911 пострижен в монашество, в 1912 - рукоположен во иеромонаха. С 04.(утвержден 20.09.) 1919 - настоятель Никольской (домовой) церкви на Спасской ул. близ Литейного проспекта. (закрыта 04.1923). В 03.1920 основал при ней Спасское братство. Ненадолго арестован 16.06.1922. 10.09.1923 хиротонисан в Москве св. Патриархом Тихоном во епископа Лужского, викария Петроградской епархии; в 09.1923 - 02.1924 управлял епархией; Вновь арестован 03.02.1924 по обвинению в организации нелегального братства. Приговорен к 3 годам концлагерей. Отбывал срок на Соловках. Постановлением особого совещания при коллегии ОГПУ от 16.09.1927 по отбытии срока наказания лишен права проживания в 6-ти центральных губерниях и пограничной полосе сроком на 3 года. Постановлением от 09.03.1928 это решение было отменено. 02.1928 прибыл в Москву и 25.04.1928 назначен епископом Серпуховским. С 28.04 по 02.05.1928 находился в Ленинграде, чтобы засвидетельствовать верующему народу поддержку митрополиту Сергию (Страгородскому) и неприятие иосифлянского разделения, 30.01.1930 подал рапорт об увольнении на покой. Рапорт был принят. Подвергался арестам 31.01.1930, в 01.1932, 20.12.1933, 18.04.1939. С 14.02.1945 - епископ Оренбургский и Бузулукский. Арестован 04.09.1948 и 16.04.1949 осужден на 10 лет заключения в лагерь. Освобожден в 12.1955. 21.12.1955 назначен управляющим Чебоксарской епархией, 07.02.1956 утвержден епископом Чебоксарским и Чувашским. С 1956 - архиепископ. С 22.03.1960 - архиепископ Куйбышевский и Сызранский, с 25.02.1962 - митрополит.

С 1960 - кандидат богословия. С 25.11.1965 - на покое в Куйбышеве, где и скончался. Погребен в притворе Покровского кафедрального собора г. Самары (Куйбышев).

Синодик Санкт-Петербургской епархии. ХХ столетие. СПб.1999.С 8.

Митрополит Мануил Лемешевский

Избранные места из дневника
(беседа с Богом )

Ни один твой вопль, ни одно твое стенание, ни один твой тяжкий вздох, ни одна капля слез — ничто, что в тебе страдало и трепетно билось в усталом сердце твоем, Я не оставил втуне.
Мои милости окружали тебя именно в такие минуты жизни твоей, когда ты этого не ожидал и поэтому не замечал, по грехам своим. Они порой и явно свидетельствовали о заботе Моей о тебе.

***
Когда скорби и уныние начнут терзать душу твою, вспомни, сколько радостей давал Я тебе в дни детства и отрочества.

***
Сейчас Я не взираю на мерзкие дела твои, но слышу вопли и слезные стенания покаяния твоего — и они Мне дороги, потому что они теперь искренни и своевременны.
Ты дорог Мне, и дороги все страдания твои, как искренно тобою пережитые.
Ты дорог Мне, и потому Я так часто помогал тебе, отвращал тебя от смерти, пагубы и разных потрясений жизненных.
Ты дорог Мне, потому что образ искреннего покаяния не оставляет тебя и желание исправиться крепнет в сознании и сердце твоем.

***
Малодушный! Как ты не замечал в мрачные минуты, что рука Моя, водящая тебя, всегда укрепляла тебя; помощь Моя, хотя и в последнюю минуту (когда как будто неоткуда было ожидать ее), приходила к тебе. Ибо все это от Меня было. Ибо на мгновение гнев Мой, но на всю жизнь благоволение Мое. Ибо вечером водворится плач, а на утро радость (Пс. 29, 6).
Помни, что все эти переживания и настроения не должны быть тебе присущи, ибо ты идешь путем самоограничения и беспощадности к себе. Ты не должен допускать их до себя, вспоминая в такие тоскливые минуты о тех радостях, которыми Я вел тебя к новой жизни в годы твоего богоискательства.

***
Ободрись, усталый путник!
Положись на Мою заботливую руку о тебе!
Ты видишь, что разными путями веду Я каждую душу христианскую ко спасению. И тебя тоже, даже в одиннадцатый час жизни твоей, веду Я особым путем.
Следуй за Мною.
Я хотел видеть тебя надежным человеком для Меня, каким ты был когда-то. Так не колеблясь следуй за Мною. Ты должен поэтому быть свят во всем, во всех своих поступках, во всех своих помыслах, чтобы не оскорблять Мою святыню.

***
Победи, — говорит в тебе внутренний голос. Победи все нехорошее в себе, — повторяет он. Так победи и докажи, что ты бесповоротно отошел от греха.
Будь человеком, не стыдящимся оказывать внимание маленьким, бедным, незаметным людям, в большинстве своем беззащитным, оказывая снисхождение к их немощам.
Будь человеком, у которого всегда можно найти поддержку, поэтому в обращении с людьми не позволяй себе проявлять черствость и нечуткость, чем ты столькраты согрешал в прежние годы.

***
Ты одинок, но не забывай и помни всегда, что Я с тобою. Нелегко переживать чувство острой тоски и одиночества, но это неизбежный путь всех людей с обостренной интуицией и чувствительных к чужому горю.
Я хочу, чтобы ты уже сейчас начал оправдывать доверие, которое Я вложил в сердце твое.
Я имею право требовать от тебя всего этого, ибо Я слишком много дал тебе.
Сколько предупреждений делал Я тебе об исправлении и покаянии!
Я жду от тебя ответа искреннего, согретого порывом души твоей.
Что тебе сейчас остается?
Стремиться к глубинной тишине, какая бывает на дне озер или в колодцах и глубоких хранилищах, и почаще замыкаться в пустыне сердца своего, не впадая в дремотную тишину.

***
Я хочу, чтобы ты был хозяином своих мыслей. Заметь, какие они бывают... Когда работа идет точно, легко — мысли бывают свежи и свободны, они приходят короткие, прозрачные, текучие. Тебе надо только организовать их, ясно и точно обобщить. И надо много, много думать над ними, отбрасывая ненужные и чуждые из них.
Я хочу, чтобы, работая над ними, ты соделал в сердце своем сокровищницу для творения непрестанной Иисусовой молитвы.

***
Ты дорог Мне и потому, что ты возлюбил со всею ревностию Пречистую Матерь Мою и в простоте сердца своего обращаешься к Ней, как к Родимой Матушке.
Ты дорог Мне, и потому недреманное око Мое везде сопутствует тебе. Разве не замечал ты в жизни своей и среди окружающих тебя, искренне или лицемерно и лицеприятно заботящихся об облегчении твоей горькой участи и страданиях твоих, — разве не замечал ты заботы Моей о тебе?

***
Я хочу, чтобы ты был человеком с добрым характером, чтобы тебя никогда не покидало чувство справедливости, чтобы ты всегда поступал как надо, т.е. как повелевает тебе совесть твоя, чтобы от тебя люди учились благородству, обдуманности, рассудительности, великодушию и зрелости каждого поступка и слова.
Я хочу, чтобы все знающие и окружающие тебя могли бы всегда сказать о тебе: вот человек, на которого во всем и везде можно положиться и которому можно довериться.
Я хочу, чтобы ты был чутким к окружающим, к горю и несчастию ближних своих.
Я хочу, чтобы ты всегда и больше давал, но не просил для себя.
Я хочу, чтобы ты укрепил в себе точность в работе, целеустремленность — как главный стимул modus vivendi.
Я хочу, чтобы у тебя мысли и дела не расходились.
К этому стремись, ибо Я хочу, чтобы ты был человеком с сильным характером, чтобы тебя никогда не покидала сила духа, исполнительность и способность отдавать всего себя тому делу, к которому ты призван и которое ты делаешь. Такой человек никогда не останавливается на половине, и это — основная черта его характера.

***
Помни, что все случающееся с тобою промыслительно, и поэтому всякие мысли и попытки с твоей стороны ускорить движение дел твоих недостойны тебя и преступны. Верь, что все совершается по воле Моей, и раньше своего срока ничего на свете, и тем более с тобой, не случается. Поэтому тем мужественнее переживай все страдания, связанные с испытанием временем, неведением и ожиданием, зная, что все это от Меня было.

КРАСНОАРМЕЙСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИХОД В ЧЕСТЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

Районные Кирилло-Мефодиевские чтения

«Неоднозначность личности митрополита Мануила (Лемешевского)»

Реферат подготовила:

учащаяся III курса

Профессионального училища № 33

Красноармейского района

Самарской области

Куракина Анастасия Сергеевна

Научный руководитель:

Профессионального училища № 33)

Григорьева Марина Николаевна

с. Красноармейское

1. Введение_____________________________________________________ стр. 3

2. Основная часть:________________________________________________

а) начало пути;_________________________________________________ стр.4-5

б) борьба с обновленческим движением;___________________________ стр.6-7

в) тернистый путь; _____________________________________________ стр.8

г) деятельность Митрополита Мануила в Куйбышевской и

Сызранской епархии; _________________________________________ стр.9-11

д) вопрос о канонизации_________________________________________ стр.12-14

3. Заключение ___________________________________________________ стр.15

4. Список литературы_____________________________________________ стр. 16

5. Приложение __________________________________________________ стр.17

1. Введение

Самарская земля – это земля благодатная, овеянная славой многих исторических имён, таких, как Святитель Алексий, преподобный Сергий Радонежский…

Эта работа посвящена жизни и деятельности местночтимого подвижника Самарской земли митрополита Мануила. Будучи крупнейшими агиографом и богословом, он имел необыкновенную популярность среди простого народа.

Цель работы: собрать достаточную и объективную информацию о жизни митрополита Куйбышевского и Сызранского Мануила, показать неоднозначность его личности, вызвать размышления о таких понятиях, как честь, преданность, святость.

Методы решения проблемы: во время работы возникли трудности, связанные с тем, что воспоминания разных лиц о митрополите Мануиле (Лемешевском) очень скупы и отрывисты. Информация с иллюстрациями материала о митрополите Мануиле была собрана из книг, газет, а так же в результате посещения храма в с. Воскресенка и кафедрального Собора (Покровский собор) в г. Самаре.

Реферат можно использовать на классных часах, на уроках литературы, истории, Основ Православной культуры и родственных дисциплин, а так же как материал для краеведческого (исторического) музея.

Актуальность: в 2007 году в Москве было создано христианское библиографическое общество имени митрополита Мануила (Лемешевского) . Общество ставит перед собой задачу продолжения библиографической деятельности известного церковного филолога и историка митрополита Мануила (Лемешевского), возрождения лучших традиций христианской библиографии и филологии. Имя митрополита Мануила известно не только в России, но и за рубежом. Нам же просто нельзя не знать о подвижнике, последние годы жизни которого прошли на Самарской земле. В то же время мы должны знать и о неоднозначности личности митрополита Мануила, разном отношении людей к его жизни и деятельности.

Работа не является завершённой. На 15 страницах реферата невозможно полно осветить все стороны личности и деятельности митрополита Мануила. Требуется дополнительная работа с архивными документами, свидетелями событий… В дальнейшем материал можно расширить исследованиями антиобновленческой деятельности или борьбы с "иосифлянским движением" в Церкви митрополита Мануила, изучением его библиографической деятельности, научных трудов, можно более подробно рассмотреть и вопрос о канонизации.

2. Митрополит Мануил, исповедник и историк Русского Православия, нашёл своё последнее пристанище в кафедральном Соборе Самарской (Куйбышевской) епархии (Покровский собор). «Живые цветы на надгробном камне могилки – доказательства величайшего уважения и веры самарцев в святость своего митрополита, - писала в книге "Подвижники Самарской земли" Ирина Шестун. - А кто был в Покровском соборе 12 августа, в день памяти митрополита Мануила, знает, сколько людей приходят почтить его память, и видит, что люди помнят и любят своего молитвенника».

Начало пути

Митрополит Мануил (Виктор Викторович Лемешевский) родился в 1884 г. в городе Луге Петроградской епархии. Его предки принадлежали к потомственному дворянскому роду и отличались глубокой религиозностью. Мать владыки Вера Ивановна была дочерью известного литератора И. Д. Градусова. Для постоянного поддержания религиозной жизни семья имела духовников, которые оказали на юного Виктора большое влияние. В 1894 году родители определили его в Николаевскую классическую гимназию в Либаве. Осенью 1903 года он поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета (ушёл в 1910 г. с последнего курса). Во время учёбы в университете занимался литературной деятельностью, увлекался мистическими учениями (автор романа-дневника «На пути к иному миру» (СПБ, 1908) и оккультного романа «Их было четыре» (СПБ, 1909)). Будучи студентом, Виктор Лемешевский проявил особый интерес к библиографии. Молодой студент составлял каталоги библиотек (частных и общественных), организовал в университете библиографический кружок под руководством лингвиста Э. А. Вольтера, занимался теорией и историей библиографии, консультируясь у библиографов А. М. Ловягина, Д. Торопова, Н. М. Лисовского, сотрудничал с библиографами в реализации больших проектов Академии наук. С 1906 – 1917 гг. он состоял членом Русского Библиографического общества, созданного при Санкт-Петербургском университете, опубликовав при этом две работы: «Опыт описания библиографической карточки» (1907); «Международная библиография и её будущее» (1908). Примерно в этот же период им был разработан план учреждения Русского Библиографического института.

Неожиданно для многих, молодой Виктор решился уйти из мирской жизни и принять обет монашества. Что послужило причиной такого важного решения? Ответ на этот вопрос оказался достаточно прост. Летом 1909 года серьёзно заболел брат Виктора Павел, и было мало надежды на его выздоровление. Тогда Виктор дал обет принять монашество, если умирающий брат пойдёт на поправку. И чудо действительно произошло. (Позже Павел Викторович станет морским офицером и всю жизнь свяжет с советским флотом.) В апреле 1910 года Виктор поступил в Николо-Столпенскую пустынь Тверской епархии, где был пострижен в рясофор. 2 июня 1911 года был пострижен в монашество с именем Мануил (что означает «Божие определение»), 11 декабря 1911 года – рукоположен в иеродиакона, а спустя полгода – в иеромонаха. С августа 1912 года по август 1916 года Мануил Лемешевский служил помощником начальника Киргизской духовной миссии Омской епархии, расположенной в Семипалатинске. Там отец Мануил начал составлять каталоги библиотеки Миссии, сотрудничал в создании «Сибирского патерика», предпринятого архиепископом Омским Сильвестром (Ольшевским), а главное – начал сбор материалов для иконографии «Знаменья Божьей Матери», в связи с готовящимся прославлением местной Абалакской иконы. К этой работе на протяжении своей жизни он возвращался несколько раз, расширяя тематические границы до проекта «Иконография Божьей Матери» и «История иконописания в Сибири». Реализация проекта потребовала работы в библиотеках и архивах Омска и Семипалатинска в 1914-1916 гг., причём объём учтённых отцом Мануилом публикаций по данной теме составил более 2000 названий.

В 1916 году иеромонах Мануил поступил в Петроградскую Духовную Академию, где вскоре (1917г.) стал помощником библиотекаря и создал несколько тематических библиографий – Сербской Церкви, церковной археологии, инословных исповеданий. Одновременно он составил карточный предметный указатель к каталогу книжного магазина И. Л. Тузова, а также указатель литературы о монашестве и монастырях.

В августе 1918 г. отец Мануил был отправлен в Олонецкую епархию, где занимался обследованием и описанием памятников местной церковной старины. 15 августа назначен настоятелем Свято-Троицкой Приморской пустыни (не принят братией). В этом же году –настоятелем Спасской домовой церкви Александро-Невского общества трезвости в Петрограде. С 4 сентября (утверждён 20.09.) 1919 года – настоятель Никольской (домовой) церкви на Спасской улице близ Литейного проспекта. В 1920 г. основал при ней Спасское братство. Но даже при такой загруженности различными церковными послушаниями, он не оставлял своих библиотечных и библиографических трудов. С 1919 года работал старшим библиотекарем при Всероссийском Центральном Педагогическом Музее Главпрофобра Наркомпроса РСФСР. В 1920 году окончил высшие библиотечные курсы в Петр граде, а также восстановился в Петербургском университете. В 1921–1923 гг. – преподаватель Священного Писания Ветхого Завета на богословских пастырских курсах в Петрограде.

В1922 - 1923 годах был арестован. В 1923 году, будучи в Петрограде, в своём пастырском послании иеромонах Мануил пророчески писал: "Свершилось многое из того, о чем я предупреждал вас: темные мрачные тучи надвигаются на нас, мне предречена ссылка, храм наш закрыт, закрыта Святая Чаша... Церковь Православная тайно уходит в подвалы, чердаки и катакомбы, в расщелины, в пустынные, безлюдные места, спускается снова вниз и образуется тайно. Она уходит в себя, оставив в себе благодать Святого Духа и благоволение Божие на сей новый подвиг, - свершилось".

Борьба с обновленческим движением

Отец Мануил решительно выступил против обновленческого движения. В условиях почти полного доминирования обновленцев в Петроградской епархии после гибели митрополита Вениамина (Казанского), Патриарх Тихон поручил тогда малоизвестному иеромонаху Мануилу возглавить борьбу с обновленчеством в Петрограде в сане епископа (в то время в епархии не было ни одного епископа, находившегося в ведении Патриарха). С 21 сентября 1923 года Мануил - архимандрит. С 23 сентября 1923 года - епископ Лужский, викарий Петроградской епархии, управляющий этой епархией (ввиду отказа принять её Феодором (Поздеевским)). Хиротонию в Москве возглавил Патриарх Тихон, который, вручая епископу Мануилу архипастырский жезл, напутствовал его такими словами: «Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения …»

Дата рождения: 26 октября 1950 г. Страна: Россия Биография:

В 1974 г. закончил Ленинградскую духовную семинарию, в 1979 г. — .

1 января 1976 г. принял монашеский постриг, 4 января рукоположен во иеродиакона, 7 января — во иеромонаха.

В 1976-1977 гг. — клирик Николо-Богоявленского собора в Ленинграде.

В 1977-1978 гг. проходил стажировку в Экуменическом институте в Боссэ (Швейцария).

В 1978-1980 гг. — преподаватель Ленинградской духовной семинарии.

21 ноября 1982 г. получил ученую степень кандидата богословия за курсовое сочинение «Церковные реформы Петра I и их историко-критическая оценка».

В 1980-1982 гг. и с июня 1987 г. — благочинный церквей Олонецкой епархии, настоятель Крестовоздвиженского собора г. Петрозаводска.

В 1982-1985 гг. — секретарь Ленинградского епархиального управления.

В 1985-1986 гг. — и.о. ректора Ленинградских духовных школ.

В 1986-1987 гг. — настоятель Тихвинского храма в г. Тихвине.

Хиротония состоялась 14 августа 1990 г. в Крестовоздвиженском соборе г. Петрозаводска. Богослужение совершили , митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн, архиепископы Курский и Белгородский Ювеналий и Дюссельдорфский Лонгин, епископы , и Подольский Виктор.

11 июля 2013 г. за Божественной литургией в Спасо-Преображенском соборе Святейшим Патриархом Кириллом в сан митрополита.

Погребен на Неглинском кладбище Петрозаводска возле часовни преподобного Сергия Радонежского.

Образование:

1974 г. — Ленинградская духовная семинария.

1979 г. — Ленинградская духовная академия.

Награды:

Церковные:

  • 1989 г. — орден св. равноап. кн. Владимира III ст.;
  • 2005 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • 2010 г. — прп. Серафима Саровского II ст.

Светские:

  • 2000 г. — орден Дружбы народов;
  • 2000 г. — звание «Человек 2000 года Республики Карелии»;
  • 2002 г. — золотая медаль Российского Фонда мира «За миротворческую и благотворительную деятельность»;
  • 2005 г. — орден Почета;
  • 2007 г. — звание «Почетный гражданин Республики Карелия»;
  • 2010 г. — почетная грамота Республики Карелия «За заслуги в возрождении православно-духовной культуры, укреплении гражданского мира и согласия, духовно-нравственного воспитания населения»;
  • 2010 г. — золотая медаль Российского Фонда мира «За миротворческую и благотворительную деятельность».

Окончил Либавскую Николаевскую гимназию, учился на юридическом факультете Петербургского университета (ушёл в 1910 с последнего курса) и в Петроградской духовной академии (1916-1918). Окончил высшие библиотечные курсы в Петрограде в 1920.

Во время учёбы в университете занимался литературной деятельностью, увлекался мистическими учениями, автор романа-дневника в трёх частях «На пути к иному миру» (СПБ, 1908) и оккультного романа «Их было четыре» (СПБ, 1909).

Монах

В апреле 1910 поступил в Николо-Столпенскую пустынь Тверской епархии.

2 июня 1911 пострижен в монашество, с 10 декабря 1911 - иеродиакон, с 16 сентября 1912 - иеромонах.

В августе 1912 - августе 1916 - помощник начальника Киргизской духовной миссии Омской епархии в Семипалатинске.

Деятельность в Петрограде

С 1917 - помощник библиотекаря Петроградской духовной академии.

В августе 1918 был в научной командировке в Олонецкой епархии по обследованию и описанию памятников местной церковной старины.

15 августа 1919 назначен настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни (не принят братией). Настоятель Спасской домовой церкви Александро-Невского общества трезвости в Петрограде.

С 1919 года, одновременно, работал старшим библиотекарем при Всероссийском Центральном Педагогическом Музее Главпрофобра Наркомпроса РСФСР (был вынужден совмещать духовную и светскую работу, так как был настоятелем очень бедного храма).

В 1921-1923 годах - преподаватель Священного Писания Ветхого Завета на богословских пастырских курсах в Петрограде.

В книге А. Э. Краснова-Левитина и В. М. Шаврова «Очерки по истории русской церковной смуты» так говорится об этом периоде жизни будущего митрополита:

Иеромонах Мануил совершенно не пользовался популярностью в интеллигентской среде - для этого ему не хватало внешнего лоска. Он, однако, был очень известен уже в то время среди питерской бедноты. К нему на исповедь шли простые, обиженные судьбой люди. К нему льнул «мелкий люд», которого так много было тогда в Питере - кухарки, почтальоны, кондукторы, - они знали, что у него они всегда найдут слово утешения и помощи - у этого сгорбленного иеромонаха с быстрыми, порывистыми движениями, с громким молодым голосом.

Архиерей

Борьба с обновленчеством в Петрограде

Решительно выступил против обновленческого движения. В условиях почти полного доминирования обновленцев в Петроградской епархии после гибели митрополита Вениамина (Казанского), Патриарх Тихон поручил тогда малоизвестному иеромонаху Мануилу возглавить борьбу с обновленчеством в Петрограде в сане епископа (в то время в епархии не было ни одного епископа, находившегося в ведении Патриарха).

С 21 сентября 1923 - архимандрит. С 23 сентября 1923 - епископ Лужский, викарий Петроградской епархии, управляющий этой епархией ввиду отказа принять её Феодором (Поздеевским). Хиротонию в Москве возглавил Патриарх Тихон, который, вручая епископу Мануилу архипастырский жезл, напутствовал его такими словами: Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения, но мужайся и верни мне епархию .

29 сентября прибыл в Петроград и сразу же развернул активную антиообновленческую деятельность, возглавив народное движение верующих. В течение четырех месяцев совершал литургию почти каждый день в разных храмах, выступал с проповедями в защиту Патриаршей церкви, привлёк на свою сторону многих прихожан. Назначил четырёх священнослужителей из числа последовательных сторонников Патриарха Тихона духовниками округов, на которые был разделён город - они принимали покаяние у обновленческого духовенства (которое в бытность владыки Мануила управляющим епархией осуществлялось публично, перед народом) и выступали с проповедями в храмах.

В результате деятельности епископа Мануила за несколько недель из 115 обновленческих храмов 83 перешли в ведение Патриарха. В Патриаршую церковь вернулись также монашествующие Александро-Невской лавры и Новодевичьего монастыря. В целом по епархии ситуация была ещё более благоприятной для противников обновленцев - там почти все приходы ушли из обновленческой юрисдикции. В Патриаршую церковь перешёл даже глава обновленческой Петроградской епархии митрополит Артемий (Ильинский), который принёс покаяние в нескольких храмах и был принят в сане епископа, который имел до ухода в обновленчество.

В «Очерках по истории русской церковной смуты» содержится такое описание событий осени 1923 в Петроградской епархии:

Самым замечательным во всей этой «мануиловской эпопее» было то, что ни у кого (ни у самого владыки, ни у его друзей, ни у его врагов) не было ни малейшего сомнения в том, что в 2-3 месяца епископ со своими помощниками лишатся свободы. Это и создавало в епископе и среди его ближайшего окружения то особое настроение героического подъема, которое как бы возвышает людей над действительностью и над бытом, обновляет их, смывает все мелкое, пошлое, что есть в каждом человеке. Такие минуты не могут длиться очень долго; но тот, кто пережил их, всегда будет вспоминать о них, как о лучших мгновениях своей жизни.

Арест и пребывание в Соловках

Обновленцы требовали ареста владыки, называя возглавлявшееся им движение «мануиловщиной». 2 февраля 1924 епископ Мануил был арестован, приговорён к трём годам лишения свободы. В 1924-1928 находился в Соловецком лагере. Находясь в заключении, написал ряд работ: «Соловецкий Некрополь». «Соловецкие письма об епископстве», «Новый Соловецкий Патерик», «„Соловецкие синодики“. Их образование в период XV-XVII вв. Состав их и судьба их в Русской Церкви».

Борьба против «иосифлянского» движения

После освобождения прибыл в Ленинград, где с 28 апреля вплоть до 2 мая 1928 года активно выступал против «иосифлянского» движения на стороне Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), поддерживая новоназначенного митрополита Ленинградского Серафима (Чичагова).

С 25 апреля 1928 - епископ Серпуховский, викарий Московской епархии. Как пользовавшийся уважением верующих церковный деятель был направлен в Серпухов митрополитом Сергием для борьбы против «иосифлянского» движения, получившего значительное распространение в Московской епархии. В Серпухове его основным оппонентом был «иосифлянский» епископ Максим (Жижиленко), затем арестованный, отправленный на Соловки и вскоре расстрелянный.

С октября 1929 - епископ Серпуховский и Каширский, викарий Московской епархии. В этот период стал автором таких рукописей как «Патерик Серпуховский», «Синодик Сибирских просветителей, исповедников, подвижников и ревнителей благочестия и боголюбцев, церковных историков и писателей духовных о Сибири».

Сотрудничество с органами госбезопасности

По данным члена Синодальной комиссии по канонизации святых Русской православной церкви, профессора-протоиерея Георгия Митрофанова, владыка Мануил был в конце 1920-х годов завербован органами государственной безопасности:

С конца 20-х годов он являлся секретным сотрудником ГПУ, а потом НКВД. Это сотрудничество не спасало его даже от арестов, и всякий раз, выходя на свободу, он панически боялся снова оказаться в лагере. Этот страх побуждал его предавать людей, и он ужасно страдал от этого, будучи глубоко верующим священнослужителем и аскетичным монахом. Десятилетиями он жил в страшном внутреннем противоречии. Когда к нам обратились с запросом о его канонизации, и мы начали исследовать этот вопрос, для нас стало большим потрясением то, какие доносы он писал, мечтая только об одном - не быть арестованным в очередной раз. Вы знаете, это было настолько тяжело, что ничего кроме сострадания к нему мы не испытали. Для нас это открытие было совершенно неожиданным, потому что авторитет митрополита Мануила для любого церковного историка был безусловен.

Аресты, лагеря, ссылки

В 1930 прекратил поминать на богослужениях митрополита Сергия, но не присоединился ни к одному из существовавших в церкви оппозиционных течений. В 1931-1932 находился в тюрьме, в 1933-1936 отбывал заключение в Мариинских лагерях.

После освобождения жил в посёлке Завидово Калининской области, в 1937 составил «Словарь советских сокращений и условных наименований». По просьбе протоиерея Сергия Мечёва тайно рукоположил нескольких священников. 1 мая 1939 был арестован по «делу» Истинно-православной церкви. Дал подробные показания в результате которых рукоположенные им священники были арестованы, а по общине отца Сергия Мечёва был нанесён сильнейший удар. Был осуждён к лишению свободы, отбывал срок в лагерях Канска.

Осенью 1944 был освобождён. В ноябре 1944 - феврале 1945 находился в распоряжении архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в Тамбовской епархии.

С 14 февраля 1945 - епископ Чкаловский. С июля 1945 - епископ Чкаловский и Бузулукский. С 21 апреля 1946 - архиепископ. Составил «Патерик Оренбургский», «Патерик Бузулукский», «Алфавитный указатель имен всех русских святых, местночтимых подвижников и праведников благочестия с X века до 1917 года», «Словарь русских святых и местночтимых (988-XVII вв.)», написал ряд других работ.

4 сентября 1948 вновь был арестован, 16 апреля 1949 приговорён к 10 годам лишения свободы и отправлен в Потемские лагеря в Мордовии. В 1955 освобождён.

Последние годы жизни

  • С 21 декабря 1955 - временно управляющий Чебоксарско-Чувашской епархией.
  • 25 ноября 1965 уволен на покой по болезни с правом служения и с пребыванием в городе Куйбышеве.
  • С 25 февраля 1962 - митрополит.
  • С 7 февраля 1956 - архиепископ Чебоксарский и Чувашский.
  • С 22 марта 1960 - архиепископ Куйбышевский и Сызранский.

Похоронен в Покровском кафедральном соборе Самары. Погребение возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков).

Церковный историк

Составил первое фундаментальное собрание биографических сведений о всех архиереях Русской Православной Церкви от Крещения Руси до 1965 (включительно). Одна часть этого капитального труда - шеститомный «Каталог русских архиереев», посвящённая иерархам конца XIX - начала XX вв., была издана в Эрлангене (Германия) в 1970-1980-е годы. Многие данные, содержавшиеся в этом труде, носят уникальный характер. Однако рассекречивание архивов репрессивных органов СССР показало существенную недостоверность сведений автора (в частности, о том, что десятки расстрелянных иерархов - например, митрополиты Петр (Полянский), Кирилл (Смирнов) - умерли в ссылках). Этот труд автор в 1967 году представил на соискание степени магистра богословия. Рецензия неофициального оппонента архиепископа Антония (Мельникова) опубликована.

Другая часть этой обширной работы - об архиереях предшествующего времени - вышла в свет в Москве в 2004. Собирал фотографии иерархов Русской православной церкви XX века. Также составил подробный биографический каталог обновленческих архиереев.

Его духовным чадом был Иоанн (Снычёв), помогавший владыке в работе над биографиями архиереев, позднее сменивший владыку Мануила на Куйбышевской кафедре и закончивший свою жизнь митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским.

Вопрос о канонизации

Многие православные верующие, в частности, в Самарской епархии, почитают владыку Мануила как святого и в течение 1990-х годов выступали за его причисление к лику святых. Была создана епархиальная комиссия, в которую поступили данные о шестнадцати чудесах, связанных с именем митрополита. Однако сотрудничество владыки Мануила с карательными органами привело к отказу в его канонизации. Документы о его работе на органы госбезопасности до сих пор не опубликованы.

Труды

  • Каталог русских архиереев-обновленцев // Обновленческий раскол. Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики. М., 2002.
  • Русские православные иерархи периода с 1893-1965 гг. В 6-ти томах. Эрланген, 1979-1988.
  • Существуют споры об авторстве или соавторстве с Серафимом Вырицким «От Меня это было»
  • Русские православные иерархи. В 3-х томах. М., 2004.
  • Божий виноградник. СПб, 1999.

Библиография

  • Митрополит Иоанн (Снычёв). Жизнь и служение митрополита Мануила. Самара, 1997.


Сердечная недостаточность