Молитва цареградской божией матери. Цареградская икона Божией Матери (1071)

тяжкое для Пскова время испытания Божия, когда следовали друг за другом нападения со стороны лифляндцев, литовцев и поляков, когда обрушивались на город то моровые язвы, то пожары, когда слабые в вере упадали духом, беспомощные нуждались в помощи благодатной, и еще скорбели о том, что родная нам по Православию мать-Греция пала от меча Магомета Второго за охлаждение к Православию и свои беззакония, а также и за принятие от латин унии, – Патриарх Цареградский Геннадий II предпослал Пскову в новоустроенную Елеазаровскую обитель список с Цареградской чудотворной иконы Божией Матери. Святой образ был предпослан как дар Небесный – прибежище православных, щит против врагов, утверждение и избавление от всех бед и зол; как указание на то, что единоверная ему Греция под Святым Покровом Церкви дотоле росла, укреплялась и возвышалась, доколе крепко держалась Православия и не впадала в новшества Рима; как урок не вдаваться в латинство под опасением гнева Божия, какому подверглась Греция. Юная обитель Елеазаровская поняла этот урок, столь ясно сам за себя говоривший, и приняла с верою и благоговением святую Цареградскую икону, как приснотекущий источник спасения Пскову и верным латышам и эстам, подающий и ей самой твердое ограждение и защищение. И сама обитель еще крепче стала на Божественной страже, как занявшая, по неисповедимому Промыслу Божию, свой пост на рубеже Псковской области и на границах Лифлянции и Ливонских шведов – врагов Православия.
Преподобный Евфросин с братиею для встречи Цареградской иконы Божией Матери вышел по Гдовскому от Пскова тракту на источник воды, отстоящий от монастыря на одну версту, и там приветствовал Божию Матерь пением акафиста и водосвятным молебном, и в то же время в память Сретения иконы Царицы Небесной заложил на сем источнике деревянную часовню с кладезем, так как воды сего источника издревле считались христолюбцами и до сего времени считаются целебными. Эта часовня и поныне существует, будучи вместо ветхой по време нам заменяема новой, и доселе носит имя «часовня Пречистой». Монастырь же долгое время именовался Сретенским, Елеазаровою пустынью. Святая Цареградская икона Божией Матери со времени Своего пришествия в Елеазаровский монастырь прославилась многими чудесными знамениями благодати Божией. Множество страждущих от духов нечистых и других душевных и телесных болезней и не из одной Псковской области, но из соседних латышей и эстов-чухон получали свыше утешение, здравие, отраду, благовременную помощь к устроению себя, умиротворение, милосердие, призрение, облегчение, врачевство и всякую благопотребную отраду и спасение.

Лютеранка Эмилия, страдавшая от кровотечения много лет, впала от истощения сил в совершенное изнеможение и едва могла ходить. При пении акафиста пред Цареградским образом Божией Матери она помазана была святым елеем от лампады, зажженной перед этой иконой. Очистившись от кровотечения, она исцелилась. Видя благодатную помощь, Эмилия присоединилась к Православию и с радостью возвратилась в дом свой, славя Христа Бога и Его Пречистую Матерь.

Андрис (Андрей) от юности был слеп. Имея веру и любовь к Божией Матери, он любил часто ходить в Елеазарову пустынь и там пред чудотворным Цареградским образом молить Ее. Молился он всегда усердно. Однажды при совершении водосвятного молебна он плакал горько и взывал из глубины души: «Пречистая Дево Богородице, Мати Христа Бога нашего! Умилосердись над грешным мною, сподоби меня, хотя бы однажды взглянуть на образ Твой Святый, и Тебя, Благодатная, узреть на нем изображенную и Твоего Сына Спасителя мира, держимого Тобою, Благосердая! Я знаю, что я до того грешен и окаянен, Владычице Неба и земли, что ни там, ни здесь я недостоин видеть Тебя, Радость наша, если Ты не умилосердишься и не помилуешь меня, убогого раба Твоего!» Андрей был окроплен святою водою, и – о чудо! – святая вода попала на глаза слепого и, омыв их, подала зрение. Андрей ясно узрел чудную икону Богоматери. На ней лица Приснодевы и Предвечного Младенца сияли светом Божественной красоты и благодати; он увидел потом и преподобных отцов Евфросина и Серапиона, предстоящих при сей святой иконе и радостно взирающих на него. Будучи при видении сем восхищен от страха и радости, Андрей воскликнул к удивлению всех с ним бывших: «О Премилостивая Владычице – Свет очей моих и радование сердца моего! Благодарю Тя, Благодатная! Ты не ради моего моления, но ради Твоего благосердия и человеколюбия Сына Твоего Христа Бога нашего удивила на мне, Пречистая, милости Своя. Ныне очи мои зрят то спасение, которое подал Сын Твой и Бог наш всем верующим во имя Его». Пробыв три дня, молясь неотступно за всеми службами пред Святою Цареградскою иконою Богоматери, Андрей возвратился в дом свой к удивлению всех, с очами, ясно видящими, и все, знавшие его, прославили величие Божие. Некий Кармич (Карп) был глухонемым и много лет находился в телесном расслаблении. Он нередко бывал в обители преподобного Евфросина и веровал, что Царица Небесная молитвы его, приносимые пред Цареградскою Ее чудотворною иконою, услышит и присущею Ей благодатию подаст цельбу недугам его. «Силен, – немотствовал он, – Христос Бог наш молитвами Пренепорочной Своей Матери жилы мои расслабленные укрепить и подать ушам моим слух и языку речь благовещанную». Однажды при пении службы утренней глухонемой, стоявший на коленях пред чудотворной иконою Богоматери, был возбужден живою верою к молитве. В тайне сердца он молился в глубине души своей. В это время от святой иконы услышал глас, повелевающий ему в слух всех молиться к ней; поэтому он внезапно воззопил: «Благосердая Госпожа Владычица, подай мне молитвами Твоими благодатную помощь Сына Твоего и Бога нашего отныне слышать все хвалы Его и поведать вся чудеса Его на всяко время и Тебе,Богомати преблагая, величать, яко спасения нашего виновную и ходатаицу ко Творцу непостыдную!» Пришед же еще в больший восторг молитвенный и, не помня себя, он вскочил на ноги и начал припадать к Пречистой иконе Приснодевы и часто класть поклоны, быстро вставая и преклоняясь, так что все бывшие в церкви приведены были в великое изумление и воскликнули: «Что сталось с Карпом: глухой слышит, немой вопиет, весь расслабленный стал до того в силе своей крепок, что и не расслабленный не может так скоро класть земные поклоны, как он ныне их кладет».

Цареградская икона Божией Матери написана древним греческим письмом на кедровых досках, плотно склеенных и плотно приложенных одна к другой. Мера ее в вышину три четверти аршина, в ширину – девять с четвертью вершков, в толщину полных полвершка. Изображение на ней Божией Матери поясное. Лик Богоматери несколько склонен налево к находящемуся на левой Ее руке Богомладенцу Господу нашему Иисусу Христу, а правая Ее рука приложена к Его груди. Молитвенный взор Богоматери исполнен сострадания и соболезнования о грешных. Богомладенец же Христос Господь изображен несколько восклонившимся к Богоматери с поникшей головой и взором, обращенным направо. В Его взоре видна не столько милость, сколько строгость, похожая на гнев к согрешившим. Правой рукой Он держит конец литона, коим покрыта глава Богоматери и Ее правое плечо, а левой – Духа Святаго в виде голубя, готового слететь и почить на раскаявшихся. Правая нога Спасителя свесилась долу, как бы готовая стать в помощь погибающим, если они истинно покаются, а левая нога поднята так, чтобы от себя с силою дать толчок отриновения нераскаянному грешнику. По одеждам Богоматери и Предвечного Младенца пробликнуто золотом.

Сочинитель грешный архимандрит Платон.

Государственный архив Псковской области, фонд

340, опись 3, дело 14, листы 260-284 __

К Тебе, Пресвятей Госпоже Богородице, недостойнии раби Твои прибегаем: Ты бо, Преблагая, едина незлобивая и велемощная к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, за ны, грешныя, Ходатаица и Непостыдная Предстательница. Веси, яко зело преогорчихом благость Его преступлением Божественных Его заповедей. Несть бо греха, егоже мы, непотребнии, не сотворихом, всяк страх отвергши, того ради и Духа благодати и дара преестественнаго сыноположения отвергохомся и всякаго отвращения и казни достойни сотворихомся. Веси, Преблагая Заступнице, яко и Твоя милости и дарования мы, безумнии, забвению предахом и Твоего милосердия недостойни содеяхомся. Колико бо Тя, Госпоже Богородительнице, на умоление Сына Твоего и Бога нашего подвизахом, обещавше Ти, Пречистая, от злых исправление, толико Твое матернее к Нему за ны, грешныя, предстательство и заступление нивочтоже вменихом, неблагодарни и злонравни суще. Ныне стыд носяще и ниже достойни воззрети на пречистый образ Твой, пред нимже предстахом. Но, о свете душ наших, светлое зерцало благости Божия! И мы вемы, колико может Твое матернее ко Христу Богу нашему дерзновение, вемы, яко никтоже, прибегаяй к Тебе, Благосердая, с покаянием и умилением, посрамлен от Тебе бысть, или призываяй Тебе, Пречистая, не услышан от Тебе изыде: чтит бо Сын Твой Тя, Богоневесто, яко Матерь Свою, милостивно приемля моления Твоя. Сего ради и ужасаемся воззрети к Свету Твоея страшныя и Богоподобныя славы, осквернены имуще очи душевныя, обаче колена душ и телес наших преклоняюще, молим Тя, Боголепная Марие, яко Матерь и Царицу нашу: умилосердися на ны, непотребныя рабы Твоя, и, имиже веси судьбами, взыщи ны, погибшия, просвети наш ум светом Твоего Боговедения, да, им озарени суще, всякое злое помышление и всяк безстудных деяний образ до конца отсечем, всем же сердцем заповеди Господни возлюбим и в них непорочно ходити начнем. Еретическая возстания прекрати, разсеянныя же собери, заблуждшия возврати во едино стадо Сына Твоего, Христа Бога нашего, старость поддержи, юныя вразуми, вдовиц и сирот защити, болящия исцели, страну же нашу миром огради и во веки незыблему соблюди, всем же нам преспеяние в вере и делех благих в долготу дней даруй. Прежде отшедшия отцы и братию нашу во светлостех райских и селениих праведных упокой, с ними и нас всех в покаянии и исповедании приими и сопричти, да и мы, Преблагая наша Заступнице, Богомати и Владычице, спасени суще Твоим ходатайством, восхваляя Тя, прославим со всеми святыми пречестное и пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго Бога, ныне, и присно, и во веки. Аминь.

С рождением на земле Сына Божьего Иисуса Христа появился небесный Царь, который стал гражданином земного царства - Римской империи.

"Земные правители предали Его смерти, но после воскресения Господь не оставил землю, Он соцарствует земным царям того царства, в котором хранится ковчег православной веры" (иг. Елисавета Беляева).

На иконе Матерь Божия держит младенца Господа на руках, Господь в руке держит голубя - образ Духа Святого, одндой ножкой Он утверждает кающегося грешника, а другой отталкивает нераскаявшегося. В ладошке у Богомладенца ниточка - связующая нить между Богом и человекам, душой человека и Господом. Этой ниточкой Он связан с нами и по плоти, мы дети по благодати, принимая Его Кровь в причастии.На начало христианской эры на крови мучеников утвердилось первое римское царство. Как знамение того, что Господь пребывает в этом Царстве Царей, в Риме хранилась Царьградская икона Богородицы. Рим поэтому и именуется Царьградом, городом Небесного Царя.

Когда Первый Рим отклонился от догматов веры, то царство разделилось на две части - западную и восточную. Незадолго до разделения в 1051 году Царьградская икона покидает Первый Рим и становится хранительницей Второго Рима - Византии.Незадолго до падения Константинополя, в середине XV века. Патриарх Царьградский Геннадий II передает Евфросину, монаху Елеазаровой обители, чудотворную Царьградскую икону Божией Матери, как дар Небесный, прибежище православных, щит против врагов. "Великая православная святыня была предпослана на святую Русь как указание на то, что единоверная ему Византия под Святым Покровом Церкви, дотоле росла, укреплялась и возвышалась, доколе крепко держалась православия и не впадала в новшества Рима" (Иг. Елисавета Беляева).

Встречать преподобного Евфросина с иконой Царьградской Божией Матери из Константинополя на дорогу, ведущую из Пскова в Елеазарову обитель, вышла вся монастырская братия. На месте, где произошла встерча, забил святой источник. В память Сретения иконы Царицы Небесной насельники обители со временем заложили на сем источнике деревянную часовню с кладезем. Это часовня и поныне существует, будучи вместо ветхой по временам заменяема новой. Первоначальное название монастыря было Сретенский - в знак встречи Царьградской иконы Божией Матери.

После постройки собора Трех Святителей монастырь стал называться Трехсветительским.В середине XV века набирает силу процесс объединения земель вокруг Москвы, Псков присоединяется к Московскому княжеству. Собирателем русских земель вокруг московского князя явился преподобный Сергий Радонежский. Преподобный Евфросин был младшим современником преподобного Сергия. Ему была поручена высокая миссия: хранить откровение о высочайшей миссии Руси, русского православия. Однако Московское княжество в это время было еще слабым, поэтому не время было открывать это откровение миру.

"В недрах обители преподобный Евфросин воспитал ученика Филофея, причастного Божественному откровению о судьбах мира и человечества. Псков считается родиной Третьего Рима, а Москва его священной столицей наравне с Римом и Константинополем. Это откровение о том, что Россия будет последним на земле царством, удерживающим наступление антихриста. С исчезновением этого царства с лица земли придет царство антихриста, а за ним и страшный Божий суд. Старец Филофей был воспитателем и духовным наставником правящей власти в России. В своих посланиях к московским князьям он писал: "Князь, ты хранитель Престолов Божиих во всей вселенной." Именно от благочестия и мудрости правителя Руси зависит судьба не только российского народа, но и всего мира... В своих посланиях к московским князьям Филофей пишет о России как хранительнице всех христианских престолов, как о Третьем Риме, которому надлежит стоять до скончания мира, ибо Четвертому Риму не бывать" (Иг. Елисавета Беляева).

"Цареградская икона Божией Матери - хранительница России, она покровительствует правящей власти земного царства Христова. День почитания Цареградской святыни - (17) 30 сентября - принесение ее в обитель в середине XV века из КОнстантинополя, в день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Память этой иконе празднуется еще (25) 8 мая, это знамение того, что Матерь Божия не оставила Россию, является победа русского народа в Великой Отечественной Войне, это была победа Третьего Рима над Третим Рейхом" (иг. Елисавета Беляева).

Цареградская икона Божией Матери - название двух различных икон. Или же, хотя один образ и является списком с другого, но они сильно отличаются. Чудотворная икона Цареградская явилась в 1071 году. Других сказаний о ней не имеется. Список с нее находится в Елеазаровском монастыре под Псковом. Празднование Цареградской иконе Божией Матери 25 апреля совершается в честь местночтимой иконы, находившейся в Москве, в Успенской церкви на Малой Дмитровке. Написана, по преданию, евангелистом Лукой. Явилась 25 апреля 1071 года. Других сведений о ней не имеется. Изображение этого образа отлично от Цареградской иконы Пресвятой Богородицы, празднество которой 17 сентября (выбита на доске), хотя она и является списком с нее. Списки с этой иконы находятся в Москве, в приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке, в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии, и в Елеазаровском монастыре в 25 верстах от Пскова. Первоначальное название Спасо-Елеазаровского монастыря было Сретенский - в знак встречи Цареградской иконы Божией Матери, которая была принесена в обитель после падения Константинополя преподобным Евфросином Псковским, получившим список от Константинопольского патриарха. Тропарь, глас 1 Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии./ Твоя, Владычице, икона,/ озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию / и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию./ Слава Богу, Евфосином сию давшему нам!/ Слава Приведшему ю от Царьграда!/ Слава Дающему тою всем исцеления. Кондак, глас 8 Препрославленная Вышняго Матерь / созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Царьграда / и возбуждает зрением того на подвиг, / побеждати сопротивных силу / и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: / радуйся, Невесто Неневестная. Тропарь Пресвятой Богородице, глас 4 К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений,/ не отврати Твоя рабы тщи,// Тя бо и едину надежду имамы. Кондак Пресвятой Богородице, глас 6 Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби, да не постыдимся. Кондак Пресвятой Богородице, глас 8 Взбранной воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице. Но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Невесто Неневестная. Кондак Пресвятой Богородице, глас 6 Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти;/ ускори на молитву, и потщися на умоление,// предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. Величание Пресвятой Богородицы Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим. Молитва Богородице Царице моя Преблагая, Надеждо моя, Богородице. Приятилеще сирых и странных Предстатильнице. Скорбящих радосте, Обидимых Покровительнице, Зриши мою беду, Зриши мою скорбь. Помоги мне, яко немощну, Окорми мя яко странна... Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши. Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, Не иныя Предстательницы. Не благия Утешительницы, Токмо Тебе, о Богомати... Яко да сохраниши мя и покрыеши, Во веки веков. Аминь. Пресвятая Богородице, Просвети нас светом Сына Cвоего. Аллилуйа, аллилуйа, аллилуйа.

В древности на Руси городом Царьградом называли знаменитый Константинополь — столицу Византийской империи. Что касается первых крещеных славян, то ими стали известные из истории равноапостольская княгиня Ольга и ее внук князь Владимир Святославович, впоследствии много потрудившийся для внедрения православной веры на Руси. Сами они христианскую веру приняли на территории Византии — Ольга в самом Константинополе, а великий князь Владимир в Корсуни (сейчас на этой территории находится Севастополь). Именно из Царьграда русские люди получили в дар драгоценный список Цареградской иконы Божией Матери.

В 1054 году Великий Рим отсоединился от Византии и, согласно древним источникам, в 1071 году 8 (25) апреля эта икона была перенесена из Рима в Константинополь.

После принятия унии, раскола на два лагеря и падения Византии в 1453 году от руки Мехмеда Второго, когда и на Руси местами стали рождаться еретические настроения, список чудотворного образа явился русскому народу.

Принесение образа Пречистого образа Божией Матери в Елеазаровскую обитель

В XV веке Псковская область сильно страдала от нашествия шведов, латышей и эстонцев. В это же время Геннадий Второй в новоустроенную Елеазаровскую обитель послал список чудотворной Цареградской иконы Божией Матери. Икону преподнесли как дар Божий, как символ того, что Бог отворачивается от впавшего в ересь народа и оборачивается лицом к тем, кто крепко держится православия.

Насельники обители с верою и благоговением отнеслись к образу Пречистой Матери и Богомладенца. Преподобный Ефросин вместе с братией вышли встречать икону на источник воды, и там приняли ее пением акафиста и служением молебна. На месте встречи построили деревянную часовню с колодцем, вода которого и тогда, и сейчас считается целебной. Часовня существует до сегодняшнего дня: перестроенная из деревянной в каменную, она носит название «Часовня Пречистой». Монастырь долгое время именовался Сретенской Елеазаровской пустынью.

Исцеления и чудеса

За время пребывания Цареградской иконы Божией Матери в монастыре, по милости Божией от нее исходили чудеса. Множество людей исцелялись от душевных и телесных болезней. К ней притекали не только православные люди, но и латыши, эстонцы и все, кто нуждался в помощи и защите.

Лютеранка Эмилия, много лет страдавшая от женской болезни, впала в полное истощение и едва могла ходить. Едва придя в храм и выстояв пение акафиста Цареградской иконе Божией Матери, она была помазана елеем от лампады, зажженной перед образом. Женщина сразу же почувствовала исцеление и, раскрыв свое сердце Богу, приняла православие. Домой она возвратилась уже православной христианкой, хваля Господа и Его Пречистую Матерь.

Известен другой, не менее удивительный случай исцеления. Слепой с юности человек по имени Андрис частенько заходил в Елеазаровскую обитель и молился перед чудотворной иконой. Однажды во время Водосвятного молебна, придя в исступление и усердно молясь, он попросил Деву Марию и Господа получить исцеление от слепоты. При окроплении водой Андрей (Андрис) почувствовал, как капли воды попали ему в глаза и, омыв их, сделали зрячими. Взор человека упал на лик Богомладенца и Его Пречистой Матери, потом он увидел преподобного Ефросиния и других людей, радостно смотрящих на него. Были и другие чудеса, исходившие от иконы.

Потеря иконы

К сожалению, на Спасо-Елеазаровскую обитель постоянно совершались набеги, и по преданию чудотворную Цареградскую икону Божией Матери, украшенную серебряным окладом с драгоценными камнями, вместе с другими ценными вещами захватили на свои судна шведы, но не довезли — утонули в Чудском озере, в месте впадения в него реки Толбы. Ни корабля, ни иконы до сих пор не нашли.

Когда-то эта икона была хранительницей Рима (Первый Рим), потом ее перенесли в Константинополь (Второй Рим), а последним пристанищем стала Русь или, как говорят, Третий Рим. Четвертого же не дано. Но другой список иконы долго хранился в обители.

Обретение иконы

В тяжелый период Октябрьской революции, когда верующие подверглись гонениям, Спасо-Елеазарский монастырь был разграблен, а монахи разогнаны. Хранящийся там список Цареградской иконы на радость всем уцелел благодаря проживавшему на острове Залита.

В период возрождения обители, он передал ее настоятелю монастыря, и теперь все желающие могут перед Цареградской иконой Божией Матери молитву и просьбу свою с истинной верой возносить к Господу.

Другой образ Цареградской иконы

Есть еще один образ Цареградской иконы, который сильно отличается от предыдущего. По преданию эту икону подарили два византийских монаха. Достоверных сведений об этом нет, но уцелело предание, гласящее, что когда-то в Старую Руссу, находящуюся в 93 км от Новгорода, зашли два путника. Они странствовали из Царьграда (Константинополя) и в местном соборе (скорее всего, Спасо-Преображенском) отстояли службу.

Богослужение до того понравилось грекам, что они в дар оставили небольшую икону с изображением Цареградской Божией Матери. Икона, выбитая на твердой была специально изготовлена небольшого размера для путешествующих. Славят ее 30 сентября.

Цареградская О чем молятся перед ней?

Эта икона — один из удивительных образов, который оставил верующим святой апостол Лука. Она пришла на Русь из самого сердца Православия — Византийского государства, который долгие века сохранял апостольские предания и учения.

Как и перед всеми другими образами Божией Матери и Ее Пречистого Сына, молиться перед ней нужно о своих нуждах, просьбах, благодарить наших небесных покровителей. Одним словом, нет никаких ограничений, но бывает так, что некоторые образа святых, ангелов, Божией Матери, Господа Иисуса Христа помогают в конкретных проблемах.

Икона Божией Матери «Цареградская» в чем помогает?

Этот святой образ укрепляет веру православную, борется с ересями и идолами. Как только где-то возникают отклонения от чистого православного учения и люди отходят от правды, обязательно следует помолиться за страну, за то, чтобы не впадать в ересь, не принимать унии и так далее.

Икона — хранительница очага апостольского учения и правды Божией. В настоящее смутное время Цареградская икона Божией Матери, фото которой можно увидеть в данной статье, находится в Свято-Елеазарском монастыре. Через века глядя на образы Господа и Его Пречистой Матери, можно почувствовать связь времен и поблагодарить Бога за Его Промысел — возможность молиться или просто лицезреть список иконы, написанной самим евангелистом Лукой.

Связь времен не нарушена: как и два тысячелетия назад, так и теперь верующие люди испытывают те же чувства, которые объединяют нас с прошлым.



Сердечная недостаточность