Рассказ о жизни и творчестве с лагерлеф. Старая шляпа детства (О Сельме Лагерлёф). Сообщение темы урока

Легенды о Христе Лагерлеф Сельма

Старая шляпа детства (О Сельме Лагерлёф)

Старая шляпа детства

(О Сельме Лагерлёф)

«Большинство людей сбрасывают с себя детство, как старую шляпу, и забывают его, как ставший ненужным номер телефона. Настоящий человек только тот, кто, став взрослым, остается ребенком». Эти слова принадлежат известному немецкому детскому писателю Эриху Кёстнеру.

К счастью, в мире не так мало людей, которые забыли или не захотели в юности сбросить с себя старую шляпу детства. Некоторые из них – писатели-сказочники.

Сказка – первая книга, которая приходит к ребенку. Сначала сказки малышам читают родители, дедушки и бабушки, затем дети подрастают и начинают читать их сами. Как же важно, чтобы в руки взрослым – ибо именно они покупают и приносят в дом книги – попали добрые сказки.

Шведским родителям в этом отношении очень повезло. Народные предания, легенды и сказки в Швеции любили всегда. Именно на основе фольклорных произведений, произведений устного народного творчества, на Севере была создана литературная, или авторская, сказка.

Нам известны имена Сельмы Лагерлёф, Захариуса Топелиуса, Астрид Линдгрен и Туве Янссон. Эти сказочники писали на шведском языке. Они подарили нам книги про Нильса Хольгерссона, отправившегося в путешествие по родной стране вместе с гусаком Мартином (или Мортеном), сказки о Сампо-Лопарёнке и портном Тикке, пришившем Швецию к Финляндии, веселые повести о Малыше и Карлсоне, о Пеппи Длинный-чулок и, конечно, волшебную сагу о семействе Муми-троллей.

Пожалуй, менее всего в нашей стране известно творчество Сельмы Лагерлёф. Ее считают прежде всего «взрослой» писательницей. Однако это совсем не так.

Сельма Лагерлёф прославилась во всем мире (и в нашей стране) прежде всего как детский писатель своей книгой «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» (1906–1907), в которой были использованы сказки, предания и легенды провинций Швеции. Но знаете ли вы, что эта книга – не просто сказка, а роман, да еще к тому же настоящий учебник географии для шведских школ?

Учебник этот долгое время не принимали в школах, учителя и строгие родители считали, что вовсе ни к чему их детям получать удовольствие от учебы. Однако писательница Лагерлёф придерживалась иного мнения, ибо воспитывалась в совершенно необычной для конца XIX века семье, где старшее поколение не сомневалось в необходимости развивать в детях фантазию и рассказывать им волшебные истории.

Сельма Луиса Оттилия Лагерлёф (1858–1940) родилась в дружной и счастливой семье отставного военного и учительницы, в усадьбе Морбакка, расположенной на юге Швеции, в провинции Вермланд.

Жизнь в Морбакке, сказочная атмосфера старинной шведской усадьбы оставили неизгладимый след в душе Сельмы. «Никогда не стала бы я писательницей, – признавалась она впоследствии, – если бы не выросла в Морбакке, с ее старинными обычаями, с ее богатством преданий, с ее добрыми, дружелюбными людьми».

Детство Сельмы было очень тяжелым, хотя и была она окружена любящими родителями, четырьмя братьями и сестрами. Дело в том, что в трехлетием возрасте она перенесла детский паралич и потеряла возможность двигаться. Лишь в 1867 году в специальном институте в Стокгольме девочку смогли вылечить, и она стала самостоятельно ходить, но на всю жизнь осталась хромой.

Однако Сельма не унывала, ей никогда не было скучно. Отец, тетя и бабушка рассказывали девочке предания и сказки родного Вермланда, да и сама будущая сказочница очень любила читать, а с семи лет уже мечтала стать писательницей. Даже в столь юном возрасте Сельма много писала – стихи, сказки, пьесы, но, конечно, они были далеки от совершенства.

Домашнее образование, полученное писательницей, было выше всяческих похвал, но его надо было продолжать. И в 1882 году Сельма поступает в Королевское высшее учительское училище. В том же году умирает ее отец, и любимая Морбакка продается за долги. Это был двойной удар судьбы, но писательница смогла выстоять, окончить училище и стала учительницей в школе для девочек в городе Ландскруна на юге Швеции. Сейчас в городе на одном из небольших домов висит мемориальная доска, в память о том, что именно там Лагерлёф написала свой первый роман, благодаря которому она состоялась как писательница, – «Сагу о Йёсте Берлинге» (1891). За эту книгу Лагерлёф получила премию журнала «Идун» и смогла оставить школу, посвятив себя целиком писательскому труду.

Уже в первом своем романе писательница использовала известные ей с детства сказания родной Южной Швеции и впоследствии неизменно возвращалась к фольклору Скандинавии. Сказочные, волшебные мотивы есть во многих ее произведениях. Это и сборник новелл о Средневековье «Королевы Кунгахеллы» (1899), и двухтомный сборник «Тролли и люди» (1915–1921), и повесть «Сказание о деревенской усадьбе», и, конечно, «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» (1906–1907).

Сельма Лагерлёф верила в сказки и легенды и могла их талантливо пересказывать и придумывать для детей. Она и сама стала легендарной фигурой. Так, рассказывают, что идею «Удивительного путешествия Нильса…» писательнице подсказал… гном, повстречавшийся ей как-то вечером в родной Морбакке, которую писательница смогла выкупить, уже будучи известной, в 1904 году.

В 1909 году Лагерлёф была присуждена Нобелевская премия. На церемонии вручения писательница осталась верна себе и вместо серьезной и рассудительной благодарственной речи рассказала… о видении, в котором ей предстал отец «на веранде в саду, полном света и цветов, над которыми кружились птицы». Сельма в видении рассказала отцу о присуждении ей премии и о своем страхе не оправдать огромную честь, оказанную ей Нобелевским комитетом. В ответ отец после небольшого раздумья стукнул кулаком по подлокотнику кресла и грозно ответил дочери: «Я не собираюсь ломать голову над проблемами, которые невозможно решить ни на небе, ни на земле. Я слишком счастлив оттого, что тебе дали Нобелевскую премию, и не намерен беспокоиться о чем-либо еще».

После вручения премии Лагерлёф продолжала писать о Вермланде, его легендах и, конечно, о семейных ценностях.

Она очень любила детей и была прекрасной рассказчицей. Даже самые скучные вещи, как, например, курс географии Швеции, ей удавалось рассказать весело и интересно.

Прежде чем создать «Удивительное путешествие Нильса…», Сельма Лагерлёф изъездила почти всю страну, внимательно изучила народные обычаи и обряды, сказки и предания Севера. В основе книги лежат научные сведения, но облечены они в форму приключенческого романа. Нильс Хольгерссон похож на Мальчика-с-пальчика, но он не сказочный герой, а непослушный ребенок, приносящий много огорчений своим родителям. Путешествие с гусиной стаей позволяет Нильсу не только много повидать и многому научиться, познать мир животных, но и перевоспитаться. Из злого и ленивого сорванца он превращается в доброго и отзывчивого мальчика.

Именно таким послушным и милым ребенком и была в детстве сама Сельма Лагерлёф. Ее родители не просто любили своих детей, они старались правильно воспитать их, привить им веру в Бога и стремление жить по заповедям Божиим.

Сельма Лагерлёф была глубоко верующим человеком, и потому особое место в ее творчестве занимают христианские легенды. Это, прежде всего, «Легенды о Христе» (1904), «Легенды» (1904) и «Сказка о сказке и другие сказки» (1908).

Писательница считала, что, слушая в детстве сказки и рассказы взрослых, ребенок формируется как личность, получает основные представления нравственности и морали.

Образ Иисуса из Назарета явно или незримо присутствует во всех произведениях писательницы. Любовь ко Христу как смысл жизни является главным мотивом в таких произведениях, как новелла «Астрид» из цикла «Королевы Кунгахеллы», в книге «Чудеса Антихриста» и двухтомном романе «Иерусалим». В Иисусе Христе Лагерлёф видела центральный образ человеческой истории, ее смысл и цель.

«Легенды о Христе» – одно из важнейших произведений Сельмы Лагерлёф, написанное в простой и доступной детям манере.

Цикл этот важен для понимания не только всего творчества Лагерлёф, но и личности самой писательницы, ибо именно в «Легендах о Христе» возникает образ одного из самых любимых Лагерлёф людей – ее бабушки.

Маленькая Сельма, лишенная возможности бегать и играть со сверстниками, всегда была увлеченной слушательницей бабушкиных историй. Мир ее детства, несмотря на физическую боль, был наполнен светом и любовью. Это был мир сказки и волшебства, в котором люди любили друг друга и старались помочь ближнему в беде, протянуть руку помощи страждущему и накормить голодного.

Сельма Лагерлёф считала, что нужно верить в Бога, почитать и любить Его, знать Его учение о том, как следует относиться к миру и людям, чтобы жить свято, достигнуть спасения и вечного блаженства. Она была убеждена в том, что любой христианин должен знать Божественное учение о происхождении мира и человека и о том, что с нами будет после смерти. Если человек ничего этого не знает, считала писательница, то жизнь его лишается всякого смысла. Не знающий, как нужно жить и почему нужно жить так, а не иначе, подобен ходящему во тьме.

Изложить учение христианской веры и сделать его понятным ребенку очень трудно, однако Сельма Лагерлёф нашла свой путь – она создала цикл легенд, каждая из которых читается как самостоятельная увлекательная история.

Лагерлёф поочередно обращается к евангельским событиям земной жизни Иисуса Христа: это и поклонение волхвов («Колодец Мудрецов»), и избиение младенцев («Вифлеемский младенец»), и бегство в Египет, и детство Иисуса в Назарете, и Его приход в храм, и Его страдания на кресте.

Каждое событие жизни Иисуса Христа излагается не в строгой и сухой канонической форме, а в увлекательной для ребенка манере, часто с совершенно неожиданной точки зрения. Так, крестные страдания Иисуса рассказывает маленькая птичка из легенды «Красношейка», а об истории бегства Святого семейства в Египет читатель узнает от… старой финиковой пальмы.

Часто легенда вырастает из одной лишь детали или упоминания, которые есть в Священном Писании, тем не менее писательница неизменно следует духу евангельских описаний земной жизни Иисуса.

Поскольку далеко не все сейчас знают историю жизни и вознесения Иисуса Христа, то мы считаем нужным рассказать здесь кратко о Его земных днях, поскольку предварительные сведения помогут вам лучше понять легенды Сельмы Лагерлёф.

Иисус Христос – Сын Божий и Бог, живший на земле как человек 33 года. До 30 лет Он жил в бедном галилейском городе Назарете с Матерью Своей Марией и Ее обручником Иосифом, разделяя его домашние труды и ремесло, – Иосиф был плотником. Потом явился Он на реку Иордан, где принял крещение от Своего Предтечи (предшественника) – Иоанна. После крещения Христос провел в пустыне сорок дней в посте и молитве; здесь выдержал Он искушение от диавола и отсюда явился в мир с проповедью о том, как нам жить и что делать, чтобы войти в Царствие Небесное. Проповедь и вся земная жизнь Иисуса Христа сопровождалась многочисленными чудесами. Несмотря на это, иудеи, обличаемые Им в своей беззаконной жизни, возненавидели Его, и ненависть возросла до того, что после многих мучений Иисус Христос был распят на кресте между двумя разбойниками. Умерший на кресте и погребенный тайными учениками, Он, силой Своего всемогущества, на третий день после Своей смерти воскрес и по Воскресении в продолжение сорока дней многократно являлся верующим, раскрывая им тайны Царствия Божия. В сороковой день, в присутствии Своих учеников, Он вознесся на небо, а в пятидесятый – послал им Духа Святого, просвещающего и освящающего всякого человека. Со стороны Спасителя страдания и крестная смерть были добровольной жертвой за грехи людей.

Господь хотел, чтобы человек изменился, научился жить в любви и смирении, и потому свой цикл легенд о Нем писательница заканчивает историей «Свеча от Гроба Господня» – о преображении буйного нравом рыцаря-крестоносца. Он перерождается, становится совсем другим человеком, добрым и кротким, готовым на жертву ради блага другого человека.

Сельма Лагерлёф, которая никогда не забывала про старую шляпу детства, всегда верила, что человек может измениться к лучшему, как рыцарь Раньеро ди Раньери или как Нильс Хольгерссон.

Постарайтесь измениться и вы, прочтя эту книгу!

Наталия Будур

Из книги Жизнь и смерть Кришнамурти автора Латьенс Мери

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Из книги Мифы и легенды Ирака автора Стивенс Е С

Старая чета и их коза Жили-были старик со старухой. Они держали козу, которую очень любили. Дом их был построен из глиняных кирпичей, а дверь его – из камыша. В этом доме они и жили с козой.Однажды дами, которая жила рядом в пустыне, истосковалась по крови и сказала про

Из книги Великий Спорщик автора Стотт Джон

Старая и новая нравственность Все это очень важные вопросы, и то, как отвечали на них фарисеи, разительно отличалось от того, что говорил Иисус Христос. И сегодня на эту тему ведутся жаркие дискуссии, особенно когда речь заходит о так называемой «старой нравственности» и

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

СТАРАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА условное название для герменевтики, сформировавшейся в *схоластической ср. - век. библеистике на основе иудейских и святоотеч. правил толкования Библии. Важнейшей чертой С.г. является признание *полисемантизма Писания. С.г. различает в Библии 1)

Из книги Призвание быть пастором автора Соболев Николай Алексеевич

СТАРАЯ ИСАГОГИКА условное обозначение господствовавших до 19 в. взглядов на происхождение библ. книг. С.и. стремилась установить *авторство для каждой свящ. книги даже тогда, когда данных для этого было недостаточно.Ветхозаветная С.и. сложилась в рамках *иудейства

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Глава 2. Старая церковь Итак, я стал пресвитером церкви, которая уже существовала более сорока лет. Мне было тогда 38 лет. Атмосфера внутри церкви была ужасная: пресвитера сняли, молодежь разъехалась, пятеро пожилых братьев не могли собираться в братской комнате, потому

Из книги Войны за Бога. Насилие в Библии автора Дженкинс Филипп

Старая принстонская теология (Princeton Theology, Old). Ведущее течение американского пресвитерианства, влиявшее на религиозную жизнь США со времен основания Принстонской семинарии в 1812 г. до реорганизации этого учебного заведения в 1929 г. Первый профессор Принстонской семинарии

Из книги Поучения автора Кавсокаливит Порфирий

Старая Библия и новые христиане Если говорить о христианах, забытые тексты для них не исчезли бесследно, но они ждут, когда их заново откроют в церквах, члены которых думают иначе, чем думают западные люди. Это могут быть маргинальные секты или культы либо новые церкви,

Из книги Христианские притчи автора Автор неизвестен

Старая щеколда На Святой Горе у меня на келий у двери была старая щеколда. Ее нужно было подвинуть, чтобы открыть дверь. Но щеколда производила сильный скрип. Каждый раз, когда приходил человек, щеколда делала так: «Кра - а–а - ак!» Шум был слышен за сто метров. Люди не

Из книги Рождественские рассказы автора Черный Саша

Городской житель и старая обезьяна Один городской житель заблудился в лесу, где жила старая обезьяна, владевшая магическим даром. Обезьяна околдовала незваного гостя, сделала его своим рабом и помыкала пленником, как хотела. Она часто ездила на нём, сидя у него на шее, а в

Из книги Ислам и политика [Сборник статей] автора Игнатенко Александр

Сельма Лагерлеф СВЯТАЯ НОЧЬ Когда мнe было пять лет, меня постигло большое горе. Я не знаю, испытала ли я впоследствии горе большее, чем тогда.У меня умерла бабушка. До того времени она каждый день сидела на угловом диване в своей комнате и рассказывала чудные вещи.Я не

Из книги Дождь из цветов (бурятские буддийские притчи) (СИ) автора Муханов Игорь

Старая мельница В давние старые времена в Тюрингии, близ Аполды, была старая мельница. Она выглядела как обычная кофейная мельница - с той лишь разницей, что была гораздо больше, и ручка у нее была не наверху, а сбоку. Эта мельница обладала удивительным свойством. Если в ее

Из книги автора

Старая площадь, дубль два Становится все более ясно, что Соединенные Штаты при посильной помощи Саудовской Аравии начали осторожный демонтаж мощного внешнеполитического инструмента, который был создан Саудовской Аравией в последние 30 лет и привел ко всемирному

Из книги автора

ШЛЯПА, НАПАДАЮЩАЯ НА ЧЕЛОВЕКА Большой караван, следовавший из Китая в Монголию, приближался к перевалу. Егопогонщики торопились попасть в ближайшую деревню до темноты, чтобы распрячь инакормить уставших в пути верблюдов.Внезапно подул сильный ветер и сорвал

"Я никогда не создала ни

единого произведения, которое

принесло бы вред человечеству."

С. Лагерлёф

20 ноября 2013г. исполняется 155 лет со дня рождения замечательной шведской писательницы Сельмы Лагерлёф (1858 – 1940).

Её судьба удивительна, она стала самой знаменитой женщиной Швеции конца XIX - начала XX века и единственной писательницей, удостоенной Нобелевской премии по литературе за произведение для детей.

20 ноября 1858 года в шведской провинции Вермланд родилась девочка, о которой потом узнал весь мир. Звали её Сельма Лувиса Оттилия Лагерлёф, она была четвёртым ребёнком в большой и дружной семье. Папа был офицером в отставке, мама – учительницей. Когда девочке исполнилось три года, она тяжело заболела, и её разбил паралич. Сельма не могла ходить, не могла бегать и играть, как другие дети. Настоящей спасительницей для неё стала бабушка, которая рассказывала удивительные сказки и легенды. Девочка научилась читать и писать, благодаря маме-учительнице получила домашнее образование. Она рано начала сочинять сама. Это были и стихи, и сказочные истории.

Родители не жалели средств на лечение дочки, даже поехали в Стокгольм, чтобы её лечили столичные врачи. Произошло чудо, лечение помогло, Сельма стала ходить, но до конца жизни при ней оставалась хромота как напоминание о болезни.

Сельма Лагерлёф в 26 лет окончила Высшую учительскую семинарию и стала, как и её мама, учительницей. Но творчество не оставляла никогда. В 1890 году она отправила свою повесть «Сага о Йёсте Берлинге» на литературный конкурс и за это произведение получила первую премию. В центре произведения – священник-расстрига Йёста Берлинг, ближайший к которому в европейской литературе, вероятно, Кола Брюньйон Р. Роллана. Произведение переведено почти на все языки мира, по его мотивам снято одиннадцать фильмов, были также театральные постановки.

Сельма оставляет работу в школе, полностью посвящая себя писательству. Она создаёт сказочные новеллы, фантастические повести, исторические легенды.


Однажды ей пришло письмо от руководителя Всеобщего союза учителей Швеции, в котором содержалось предложение написать книгу для детского чтения по географии Швеции. Три года она изучала географию, историю, зоологию, ботанику Швеции, много путешествовала по стране. Также вспоминала все истории, услышанные в детстве от бабушки и тётушки. Так в 1907 году родилась книга, которую знают сейчас во всём мире, а шведские дети до сих пор изучают географию страны по произведению Сельмы Лагерлёф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» . В переводах на русский язык мы знаем это произведение в сокращённом варианте, шведские же дети читают её со всеми географическими подробностями. В шведском варианте книга в двух томах и насчитывает около 600 страниц.

В год выхода книги Сельма Лагерлёф была избрана почётным доктором Упсальского университета. А в 1909 году за книгу о Нильсе она получает Нобелевскую премию по литературе «за благородный идеализм и богатство фантазии». Это пока что единственная детская книга, за которую была присуждена такая премия. А ещё Сельма Лагерлёф стала первой женщиной – членом Шведской Академии, куда её приняли в 1914 году.

Она много путешествовала по миру, написала не один десяток произведений для детей и взрослых. Вследствие впечатлений от поездок вышли из печати два романа «Чудеса антихриста» (1897) - сатира на социализм и «Иерусалим» (1902) - о скитаниях семьи шведских фермеров, которые эмигрировали в Палестину. В 1925 г. вышел из печати первый том трилогии о Лёвеншёльдах «Перстень Лёвеншёльдов» , затем «Шарлотта Лёвеншёльд» и «Анна Сверд» . Это роман, посвященный истории одной семьи на протяжении пяти поколений. Действие начинается около 1730 и заканчивается в 1860 году. Но роман Лагерлёф отличается от традиционной европейской семейной хроники. И история, и семейная жизнь Лёвеншёльдов преображается в присущем Лагерлёф духе в цепь таинственных происшествий, роковых предзнаменований и тяготеющих над людьми проклятий. Но как всегда у Лагерлёф добро и справедливость побеждают зло.

Когда началась Вторая мировая война, Сельма Лагерлёф выступала в защиту мира, помогала беженцам из других стран устроиться в Швеции и даже отдала свою золотую медаль лауреата Нобелевской премии в фонд помощи Финляндии.

Книга о путешествиях Нильса переведена на множество языков мира, по этой сказке в разных странах снят не один мультфильм. Есть такой мультфильм и в нашей стране, он называется «Заколдованный мальчик» (снят на киностудии «Союзмульфильм» в 1955 году).

Мы читаем сказку, смотрим мультфильм и радуемся хорошему окончанию этой истории: Нильс, претерпев много испытаний, по возвращению домой, снова становится мальчиком обычного роста, он изменился к великой радости родителей и читателей. А в оригинале повести Нильс так и остаётся маленьким человечком, чтобы сохранить жизнь своему другу гусю Мартину...


20 шведских крон



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сельма Оттилия Ловиса Лагерлёф (1858-1940) - шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909 г.)

Сельма Лагерлёф родилась 20 ноября 1858 г. в шведской провинции Вермланд, в семье помещика. В 1881 г. уехала в Стокгольм, чтобы получить профессию учителя. После завершения образования устроилась на работу в школу. Самым известным из всех произведений Лагерлёф стала детская книга «Путешествие Нильса с дикими гусями» (1906-1907). Сначала книга задумывалась, как пособие по занимательной географии для детей, она переведена на многие языки мира, в том числе на русский. По этой книге был снят мультфильм «Заколдованный мальчик». В 1909 г. Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, получившей Нобелевскую премию по литературе. Лагерлёф умерла 16 марта 1940 г. в своем имении Морбакка. В её доме создан музей, портрет писательницы с 1991 г. изображается на банкноте 20 шведских крон.

Фотоальбом

Монета с изображением Сельмы Лагерлёф

Книги Сельмы Лагерлёф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие кружка "Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями».

Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями». Цели: Формировать умения анализировать, выделять главное, сравнивать и строить аналогии...

Литературное чтение, окружающий мир. 4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана природы".

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира. 4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана приро...

Игра-квест Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Урок по литературному чтению 4 класс ПНШ. Игра-квест сельма Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"...

Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями».

технологическая карта к уроку литературного чтения в 4 классе по программе "Перспективная начальная школа"...

Сельма Лагерлёф – настоящий символ Швеции. Она не делала громких научных открытий, не разрешала международные конфликты. Она просто написала детскую сказку, и этого оказалось достаточно, чтобы стать первой женщиной, получившей Нобелевскую Премию в области литературы. Её книги, созданные почти сто лет назад, до сих пор заставляют верить в чудеса миллионы мальчишек и девчонок. Они наполнены добротой и любовью, тайной и мистицизмом, равно как и вся жизнь этой удивительной женщины. Давайте отправимся в увлекательное путешествие, в мир шведской писательницы Сельмы Лагерлёф вместе с её героями – Нильсом и дикими гусями.

Сказочная Морбакка.

Сельма Оттилия Лувиса Лагерлёф родилась 20 ноября 1858 года. Родовое поместье Лагерлёфов – Морбакка, расположено в одном из живописных уголков центральной Швеции – провинции Вермланд. В здешних местах всегда бережно хранили предания старины, народные сказания и легенды, а сказки и волшебство витали вокруг.

Мать Сельмы была школьной учительницей, отец – отставной военный. Но более всего маленькая девочка была привязана к своим тете и бабушке. Дело в том, что в трехлетнем возрасте Сельма серьезно заболевает. Дисплазия тазобедренного сустава приковываете её к постели. И именно тетя Нана и бабушка чаще остальных находятся у постели Сельмы, и все детские развлечения заменяют ей народными сказками и легендами . Девочка так увлечено их слушала, что начала верить в то, что сказочные герои существуют на самом деле. И даже, по словам самой писательницы, она неоднократно видела многих из них. Поэтому и решила стать писательницей.

Прощай, дорогая Морбакка!

Однако до того времени, когда её детская мечта стала реальностью, Сельме пришлось перенести немало невзгод. В 1863 году уходит из жизни её любимая бабушка, в 1885 – отец, а три года спустя любимая родовая усадьба Морбакка продается за долги с молотка… К этому времени, благодаря стараниям врачей, Сельма встает на ноги. Хромая и опираясь на палочку, будущая писательница вступает во взрослую жизнь и сразу же поступает в Высшую учительскую семинарию. По окончании семинарии она переезжает на юг Швеции, в Ландскрун, где устраивается на работу в местную школу для девочек.

Молодая учительница разительно отличалась от своих коллег. Она не заставляла детей заучивать скучный материал, а превращала свои уроки в настоящие спектакли. Вечерами, тайно от всех, она начинает писать свой первый роман – «Сага о Йёсте Берлинге». Воспоминания о родной усадьбе и жизни в ней ложатся в основу произведения. В 1890 году Сельма отправляет ещё неоконченный роман на конкурс, объявленный популярной газетой «Идун» и неожиданно получает первую премию! Так мечта маленькой девочки начинает становиться реальностью. Уже спустя год её роман был не только полностью опубликован, но тут же получил широкое признание и высокие оценки литературных критиков. С этого момента жизнь Сельмы постепенно меняет свое направление в светлую сторону.

Возвращение домой.

В 1895 году Сельма Лагерлёф оставляет работу в школе и полностью посвящает себя литературной деятельности. За всю свою долгую жизнь она создала около 30 крупных произведений. Вот некоторые из них: «Невидимые узы» (1894), «Королевы из Кунгахэллы» (1899), «Предание о старом поместье» (1899), «Легенды о Христе» (1904), «Сказка о сказке и другие сказки» (1908), «Дом Лильекруны» (1911), «Тролли и люди» (1915-1921), «Морбакка» (1922), «Перстень Лёвеншёльдов» (1925), «Мемуары ребенка» (1930). Почти все они написаны в сказочной манере, где любовь и добро всегда побеждают в, казалось бы, неравной схватке со злом.

«Вселенная Лагерлёф - это моральная вселенная, в которой конфликт между добром и злом всегда божественно разрешается и уверенно ведет героев к счастливому концу» - писали о молодой писательнице именитые критики. Но одно из произведений Сальмы Лагерлёф все же превзошло по популярности все остальные. Это всем известное «Путешествие Нильса с дикими гусями».

Изначально это была не просто сказка, а учебное пособие по географии под названием «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» . Вместе со стаей диких гусей, маленький мальчик Нильс путешествует по стране на спине своего друга Мартина. Лишь впоследствии появился сокращенный перевод для детей, который и стал популярен во всем мире. После публикации книги в 1907 году Сельма Лагерлёф становится почетным доктором университета в Уппсале , а в 1909 году ей вручается Нобелевская Премия в области литературы «За дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению». Сельма Лагерфельд становится первой женщиной, получившей столь высокую литературную награду и третьей из женщин после Марии Кюри и Берты Зуттнер, ставшей Нобелевским лауреатом.

Почти всю свою премию Сельма сразу же тратит на покупку родного поместья в Вермланде. Так, после долгих лет испытаний, писательница возвращается домой. После переезда она продолжает активно трудиться – ведь теперь есть откуда черпать вдохновение! Почти все её произведения, так или иначе, связаны с волшебной Морбаккой, где чудеса живут на каждом шагу.

Личная жизнь Сельмы тоже окутана тайной. О ней всегда было мало что известно. Замуж она не выходила и всегда много времени уделяла феминизму, борясь за права женщин. В 1914 году она первой из женщин становится почетным членом Шведской Академии. В 1924 году посещает США в качестве делегата женского конгресса. А в годы Второй Мировой войны пытается спасать от нацистских преследований знакомых немецких поэтесс. Лишь после её смерти в прессу стали просачиваться слухи о нетрадиционной ориентации писательницы. Однако её родные их опровергли, и дискуссия на эту тему была закрыта. Все это не помешало Сельме остаться всенародной любимицей, а лишь добавило к её биографии пикантности и загадки.

Покинула этот мир Сельма Лагерлёф в довольно преклонном возрасте – в 81 год, после осложнений продолжительной болезни. Все последние годы жизни она провела в любимой Морбакке. Теперь там находится музей, посвященный жизни и творчеству писательницы. В родной Швеции установлены памятники не только ей самой, но и её героям, а портрет Сельмы украшает банкноту достоинством в 20 крон.

«Что вы считаете величайшим счастьем?» - спросили её однажды в интервью. «Верить в себя», - ответила Сельма. Да, она всегда верила в себя. А ещё в сказки и чудеса. Недаром больше века спустя многие мальчишки и девчонки не только в Швеции, но и по всему миру, с надеждой вглядываются в небеса: а вдруг вместе с гусиной стаей там летит навстречу приключениям маленький Нильс?!..

Уроки 97-98. Сельма Лагерлеф. «Святая ночь»

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Лагерлеф; раскрыть содержание произведения С. Лагерлеф; учить анализировать характер и поступки героев; обогащать словар ный запас учащихся; отрабатывать навыки беглого выразитель ного чтения; развивать память, речь, мышление.

Ход урока 1

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

Пересказ текста М. Твена от имени Тома Сойера.

III . Изучение нового материала. Разгадывание кроссворда

(Кроссворд см. в приложении.)

Ответы: 1. Молитва. 2. Ангел. 3. Горе. 4. Рождество. 5. Грех. 6. Псалтырь. 7. Сочельник Рождественский. 8. Арфа.

-Какое слово получилось по вертикали?

(Лагерлеф.)

IV . Ознакомление с жизнью и творчеством С. Лагерлеф

1. Вступительная беседа.

-Какие произведения Сельмы Лагерлеф вы читали или зна ете?

(«Путешествие Нильса с дикими гусями».)

2. Рассказ учителя о писательнице.

Шведская писательница Сельма Оттилиана Ловиза Лагер леф родилась в провинции Вермланд, в Южной Швеции. В семье Эрика Густава Лагерлефа, офицера в отставке, и урож денной Ловизы Валрот было пятеро детей, М Сельма была чет вертым ребенком. В трехлетнем возрасте у девочки случился детский паралич, после которого она не могла целый год хо дить и на всю жизнь осталась хромой. Воспитывалась она дома, главным образом под присмотром бабушки, которая раскалы вала ей увлекательные сказки и легенды. В детстве Сельма жад но читала и сочиняла стихи.

Решив стать учителем, она поступила в Королевскую выс шую женскую педагогическую академию в Стокгольме и за кончила ее в 1882 г. В том же году умирает ее отец, и родовое имение Морбакка продается за долги. Эта двойная потеря, отца и семейного дома, была для девушки тяжелым ударом. Вскоре Сельма получает место преподавателя в школе для девочек в Ландскроне на юге Швеции, где она становится очень попу лярной у своих учениц. Под впечатлением легенд и красочных пейзажей Вермланда она начинает писать роман и посылает первые главы на литературный конкурс, организованный жур налом «Идун». Редактор журнала не только присудил Лагер- леф первую премию, но и предложил ей напечатать весь роман целиком. Пользуясь материальной поддержкой своей подру ги, баронессы Софи Альдеспаре, Лагерлеф взяла отпуск в школе и закончила роман «Сага о Йесте Берлинге».

После публикации первого романа Лагерлеф вернулась к преподавательской деятельности, но вскоре уволилась, чтобы писать свою вторую книгу, сборник новелл «Невидимые цепи», который появился в 1894 г. В том же году Лагерлеф знакомит ся с писательницей Софи Элкан, которая становится ее бли жайшей подругой. Благодаря стипендии, пожалованной коро лем Оскаром II , и финансовой помощи Шведской академии Лагерлеф могла теперь целиком посвятить себя литературе. Во время путешествия на Сицилию писательница собирает материал для своей следующей книги «Чудеса антихриста».

Поездка в Палестину и Египет дала Лагерлеф материал для создания двухтомного романа «Иерусалим». Это история се мей шведских фермеров, которые эмигрировали в Палестину. Роман получил высокую опенку за духовный психологизм в изображении флегматичных на вид шведских крестьян, ищу щих духовный идеал.

Книги Лагерлеф были настолько популярны, что она смог ла в 1904 г. выкупить имение Морбакка. В этом же году она получила золотую медаль Шведской академии. Два года спус тя был опубликован ее знаменитый детский роман «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции», а в 1907 г. вышла другая детская книга Лагерлеф - «Девочка с фермы на болотах». Обе книги написаны в духе народных сказаний, в них сочетается мечтательность волшебных сказок с крестьянским реализмом.

В 1909 г. Лагерлеф была присуждена Нобелевская премия «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духов ному проникновению, которые отличают все ее произведения».

После получения Нобелевской премии Лагерлеф продолжала писать о Вермланде, его легендах и о тех ценностях, которые олицетворяет собой родной дом.

В 1914 г. Лагерлеф избирают членом Шведской академии. В начале 20-х гг. она становится в ряд ведущих шведских писа телей. К этому времени Лагерлеф выпустила несколько популярных автобиографических книг, среди них воспоминания о детстве «Морбакка». Некоторые ее романы были экранизированы.

После продолжительной болезни Лагерлеф умерла от пери тонита в своем доме в возрасте 81 года.

V . Физкультминутка

VI . Работа над произведением «Святая ночь»

    Чтение учителем и учащимися.

    Первичное восприятие текста.

- Каковы ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытали при чтении?

VIII. Итог урока

    Что нового вы узнали о С. Лагерлеф?

    О чем произведение, которое мы только что читали?

    Что вам больше всего запомнилось?

Домашнее задание: перечитать текст, приготовить выразитель ное чтение.

Ход урока 2

Организационный момент

П. Речевая разминка

1. Чтение стихотворения с разными интонациями.

Я знаю, праздника вы ждете!

На этом празднике найдете

Смех, игры, сказку, волшебство!

Ведь наступило Рождество!

А что такое Рождество?

Конечно, это волшебство!

А слово «Рождество» откуда?

То день и час рожденья чуда!

    Заучивание стихотворения за 2 минуты.

    Проверка выученного стихотворения.

III . Работа над рассказом «Святая ночь»

1. Беседа.

- Почему смерть бабушки была для писательницы самым
большим горем? Подтвердите свое мнение цитатами из
текста.

    О чем история, которую рассказала бабушка?

    Чему она хотела научить свою внучку?

    Почему рассказ разделен на две части? 2. Характеристика главных героев.

    Каким был пастух? Охарактеризуйте его.

    Какие перемены произошли в сердце пастуха? (Он понял, что надо быть внимательным к окружающим, помогать тем, кто нуждается в помощи.)

    Как бабушка объяснила девочке то, что произошло с пас тухом? («То, что увидел тогда пастух, могли бы и мы уви деть, потому что ангелы каждую Рождественскую ночь летают над землею и славословят Спасителя, но если бы могли достойны этого».)

IV . Физкультминутка

V . Составление плана рассказа

-А сейчас вы будете работать с текстом самостоятельно.
Составьте план бабушкиного рассказа о рождественской
ночи для пересказа.

(Ребята работают самостоятельно.

Затем идет проверка выполненной работы.

Наиболее удачные пункты выписываются на доску.)

VI . Пересказ текста по плану

Слушается пересказ отрывка о рождественской ночи, *

VII . Итог урока

-Какое впечатление произвела на девочку рождественская
история? Почему вы так думаете?

* Домашнее задание: подготовить пересказ текста от имени пас туха.



Сердечная недостаточность