Белая церковь. Церковь, давшая название городу Белая церковь населенные пункты

Геральдика

Герб Белоцерковского района имеет форму щита, который представлен классической формой с заостренной посредине нижней частью. Левый и правый углы щита закругленные, заострение посреди нижней части направлено извне щита. По-диагонали щит разделен лентой малинового цвета (цвета флага г. Белая Церковь). Верхнее поле щита разделено на три равные по ширине полосы: средняя имеет желтый цвет, крайние – голубой, то есть цвета флага Киевской области. В верхний левой части щита на голубом поле изображен лук с тремя стрелами (элемент герба г. Белая Церковь) золотистого цвета. Зеленое поле по правую сторону диагонали символизирует плодородные нивы Белоцерковского района, а золотой колос в виде рога изобилия - высокие урожаи зерновых культур. Серебристый цвет обрамляет контуры щита и две боковых линии диагонали, которые разделяют герб на две части: историю и современность.

Флаг района представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2:3, состоящее из трех одинаковых по ширине горизонтальных полос. Верхняя – синяя, средняя – малиновая (цвет флага Белой Церкви), нижняя – жёлтая (элемент флага – Киевской области). В синей части у древка – жёлтый лук с тремя стрелами (элемент герба Белой Церкви) и колос в виде рога изобилия, который символизирует высокие урожаи зерновых культур.

Герб утвержен 3 октября 1998 года. Автор рисунка – А.Гречило. В красном поле золотой лук с натянутой тетивой, на котором три стрелы остриями вверх. Фактически, сделана реконструкция и восстановлено использование символов города, предоставленных привилегией 1620 г. Лук со стрелами подчеркивает историческую роль Белой Церкви как укрепленного оборонительного поселения.

Утвержден 3 октября 1998 года. Представляет собой квадратное красное полотнище с изображением церкви с куполами и крестами белого цвета в центре. Прообразом современного городского флага послужил подаренный польским королём Сигизмундом III флаг городскому ополчению. Флаг был дарован Белой Церкви 6 декабря 1620 года вместе с магдебургским правом.


Белоцерковский район

Белоцерковский район (укр. Білоцерківський район) – административная единица в центре Киевской области Украины.

Район граничит граничит на севере с Васильковским и Обуховским , на юге - с Володарским , Ставищенским и Таращанским , на западе - с Фастовским и Сквирским , на востоке - с Кагарлыкским и Ракитнянским районами Киевской области.

Основные реки - Рось.

Площадь – 1276 кв. км.

Население – 55 608 чел. (2006 г.)

На территории района 1 городской, 1 поселковый и 34 сельский совет. Им подчинен 60 населенный пункт.

Административный центр – город Белая Церковь.

(укр. Біла Церква) – город областного подчинения вКиевской области Украины.

Город расположен в 80 км к югу от Киева на реке Рось.

Население – 211,80 тыс. чел. (2014 г.)

Площадь города – 34,77 кв. км.

Через город проходят автодороги европейского значения: Чернигов - Бровары - Киев - Боярка - Глеваха - Белая Церковь - Ставище - Жашков - Умань - Ульяновка - Любашевка - Октябрь - Одесса (E 95); также международного Киева - Васильков - Белая Церковь - Ставище - Умань - Ульяновка - Октябрь - Одесса (М 05); железнодорожная линия Фастов - Мироновка.

В городе функционируют железнодорожный вокзал, который был открыт в 1876 году и автостанция пригородного сообщения.

Здесь учились и работали украинский советский писатель В.С. Кучер; украинский советский педагог, профессор М.М. Грищенко; Украинский советский языковед, педагог, профессор В.И. Масальский; доктор исторических наук Д.А. Коваленко, украинский советский писатель В.А. Миняйло. В 1947-1948 гг. учился в ремесленном училище и работал на заводе им. 1 мая летчик космонавт Герой Советского Союза П.Р. Попович. В свое время в городе бывали А.В. Суворов, Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, Т.Г. Шевченко, И.С. Нечуй-Левицкий.

В Белой Церкви были сняты сцены фильмов «Королева бензоколонки», а именно сцена с пчелами на площади Шевченко, и «Владыка Андрей» в дендропарке «Александрия». На доме, где снималась сцена фильма «Королева бензоколонки» установлена мемориальная доска Надежды Румянцевой.

В дендропарке «Александрия» снимались эпизоды фильма «Дорога на Сечь». В фильме можно увидеть колоннаду Луна, композицию Руина и здание администрации.

Также, в этом дендропарке, осенью 2012 года, снимался клип на песню Мики Ньютон «Не отпускай».

История Белой Церкви

На территории современного города исследован курган эпохи бронзы (II тыс. до н.э.) и большое древнерусское городище.

Историческим предшественником Белой Церкви был древнерусский город Юрьев, который был основан в 1032 г. киевским князем Ярославом Мудрым на Роси, как крепость для защиты Киевской Руси от нападений кочевников. Название его происходит от христианского имени Ярослава Мудрого – Юрий или Георгий, отсюда в отдельных источниках – Георгев, Гюргев, Югрев, Юрев. В 1050 году Ярослав Мудрый построил в Юрьев епископскую церковь, которую в народе называли «белой церковью». Город стал центром Юрьевской (Поросской) епархии.

Юрьев, тогдашний южный форпост Киевской Руси, подвергался многочисленным нападениям половцев и других кочевников. Половцы не раз разрушали его, в частности в 1095 и 1103 годах. В 1103 году киевский князь Святополк Изяславич после удачного похода на половцев отстроил Юрьев. Во время монголо-татарского нашествия в XIII в. его снова разрушили.

В 1311 году западнорусские войска, возглавляемые князем Юрием Слуцким, разгромили в урочище Ротко (окраина Юрьева) крупные силы татар, которые потеряли здесь 8000 убитыми. Это событие положило начало возрождению города. Руины белокаменной Юрьевской церкви дали новое название городу – Белая Церковь, которое впервые встречается в 1331 году.

В 60-х годах XIV в. Киевщину, в т.ч. и Белую Церковь, захватило Литовское княжество, а после Люблинской унии – Польша. Чтобы утвердиться на захваченных землях и защититься от нападений крымских татар, польско-литовские магнаты и местные феодалы строили замки и различные укрепления. Один из таких замков построил в Белой Церкви в начале 50-х годов XVI в. киевский воевода Пронский. Город становится центром Белоцерковского староства, где находился наместник киевского воеводы.

Чтобы ускорить заселение Белой Церкви, как важного опорного пункта в борьбе с татарами, король Польши и великий князь Литовского княжества Сигизмунд II Август в 1555 году предоставил горожанам на 10 лет ряд льгот: освободил их от налогов, пошлин, замковых работ и т.п. В 1562 году льготы были продлены еще на 5 лет.

С 1570 Белая Церковь становится собственностью украинского магната – киевского воеводы В.К. Острожского.

В 1580 году польский король С. Баторий освободил бояр и мещан Белой Церкви от всевозможных налогов «на вечные времена», за что горожане должны были строить и содержать замок, нести полевую варту.

В 1589 мещане Белой Церкви получили магдебургское право. Однако В.К. Острожский того же года добился от короля его отмены и потребовал выполнения феодальных повинностей. В ответ белоцерковцы восстали, захватили княжеское имущество, порох и оружие. За это они были привлечены к суду. В подавлении этого восстания участвовала шляхта всего Киевского воеводства.

В конце 1591 запорожские казаки под руководством гетмана К. Косинского уничтожили польский гарнизон в Белой Церкви и захватили документы на право владения городом и другой собственностью. Отсюда восстание распространилось на всю Киевщину, Брацлавщину, Подолье и Волынь.

Население Белой Церкви поддержало антифеодальное крестьянско-казацкое восстание под руководством Наливайко. Разгромив отряд польских войск во главе с князем К. Ружинским, С. Наливайко 2 апреля 1596, поддержан белоцерковскими мещанами, вступил в город, но вынужден был покинуть его: с Волыни приближалось большое польское войско, возглавляемое польским гетманом С. Жолкевским.

В начале XVII в. Белая Церковь была довольно значительным поселением. В городе действовали мельницы, пивоварни и медоваренные, развивалась торговля. Белая Церковь славилась также опытными ремесленниками (в 1641 г. их насчитывалось 2772). Среди них были и оружейники, которые умели изготавливать ружья и пушки. Хотя население формально освободили от всяких налогов, однако белоцерковский староста Я. Острожский и его прислужники всячески ограничивали права казаков и мещан, взимали с них пошлину, обременяли население солдатскими постоями, грабили их имущество. Все это вызвало большое недовольство жителей города. Значительная часть населения не признавала власти польских чиновников. В 1637 г. белоцерковские казаки и мещане поддержали крестьянско-казацкое восстание, возглавленное гетманом нереестрового казачества П.М. Павлюком (Бутом).

История Белой Церкви тесно связана с освободительной войной украинского народа 1648-1654 гг. В этот период город, имел хорошо укрепленную крепость и был выгодно расположен на путях между Киевом и Запорожской Сечью. Он стал одним из важных опорных пунктов в борьбе за освобождение от польского гнета, центром административно-территориальной и военной единицы – Белоцерковского полка.

22 мая 1648 г. белоцерковцы устроили торжественную встречу войску Б. Хмельницкого, которое одержало победу под Желтыми Водами и Корсунем. Отсюда Б. Хмельницкий посылал во все концы Украины универсалы с призывом восставать на борьбу против польского гнета. Здесь, в укрепленном лагере, он сформировал семидесятитысячное крестьянско-казацкое войско. Позже, в марте 1651 года, Б. Хмельницкий писал из Белой Церкви письма русскому царю Алексею Михайловичу с просьбой ускорить решение вопроса о воссоединении Украины с Россией.

Осенью 1651 г. крестьянско-казацкое войско, обескровленное поражением под Берестечком, все же остановило под Белой Церковью объединенные польско-литовские войска.

18 сентября того же года Б. Хмельницкий заключил с польским правительством тяжелый для Украины Белоцерковский договор, чтобы дать возможность украинскому народу выиграть время для сплочения сил на борьбу с врагами.

15 января 1654 г. на Соборной площади (ныне площадь Свободы) жители Белой Церкви в присутствии уполномоченных российского посольства – стольника Л. Лопухина и подьячего Я. Портомоина приняли торжественную присягу на верность России. Присягнуло 38 шляхтичей, 991 казак и 120 мещан.

Недолго, однако, белоцерковцы чувствовали себя свободными. После заключения Андрусовского перемирия в 1667 г. Белая Церковь, как и все Правобережье, осталась под властью Польши. Впоследствии, в 1686 году, это было подтверждено и «вечным миром» между Россией и Польшей.

Борьба за освобождение Правобережной Украины и воссоединения ее с Россией продолжалась. Сподвижники С.П. Палия – наказной гетман Правобережной Украины С.И. Самусь, Корсунский полковник Искра, брацловский полковник А. Абазин в начале 1702 г. созвали казацкое совещание в Фастове, которое приняло решение готовить народные массы к восстанию против польской шляхты. Оно началось весной на Подолье и Волыни. Летом повстанческое движение охватило Киевщину. 10 ноября 1702 г. после двухмесячной осады войсками фастовского полковника С.П. Палия был разгромлен польский гарнизон в Белой Церкви. Казаки захватили здесь 28 орудий, большие запасы пороха, гранат и свинца. С.П. Палий перенес сюда свою резиденцию. Белая Церковь, как и во времена Б. Хмельницкого, снова стала оплотом борьбы украинского народа за освобождение Правобережной Украины от польского гнета. Информируя царское правительство о военных успехах, С.П. Палий сообщал о единодушной воле крестьян и казаков воссоединиться с братским русским народом.

Неудачная война с Турцией заставила российское правительство в 1711 году отказаться от прав на Правобережную Украину и в т.ч. на Белую Церковь. Привилегии, которые город должен как форпост против татар, всячески игнорировались польскими воеводами и старостами. Они чувствовали себя полновластными хозяевами и вмешивались в личную жизнь мещан, запрещали им, под угрозой конфискации имущества, жить за пределами города, заставляли в определенные сроки сооружать барские дома, ремонтировать мосты и плотины, а также платить денежный оброк и другие налоги.

В 1774 г. польский сейм передал Белую Церковь в «вечное владение» коронному гетману Польши графу Ф.К. Браницкому. Жители города подвергались притеснениям и от католической церкви. Еще в 30-х годах XVIII в. в городе утвердилась иезуитская миссия.

После второго раздела Польши (1793) Белая Церковь вместе со всей Правобережной Украиной воссоединилась с Россией. Расположенная на выгодных торговых путях, Белая Церковь постепенно втягивалась в общероссийский рынок. Шире стали развиваться ремесло и торговля; разворачивалось градостроительство.

Во время Отечественной войны 1812 года в городе широко развернулось движение за создание ополчения против войск Наполеона I. С горожан и крестьян окрестных уездов (Васильковского, Киевского, Таращанского и Богуславского) в Белой Церкви был сформирован казачий полк. В составе украинской казачьего войска белоцерковский полк под командованием полковника Е.П. Оболенского в октябре защищал Брест-Литовск, а затем участвовал в преследовании врага до западной границы, за что был награжден серебряными трубами.

В Белой Церкви происходили события, связанные с движением декабристов. Здесь 1824-1825 гг. С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и другие члены Васильковской управы Южного общества, возглавляемого П.И. Пестелем, обсуждали будущую конституцию России – «Русскую правду» – и планы убийства царя. В материалах следствия по делу декабристов они называются «Белоцерковскими планами» Предполагалось убить Александра I во время осмотра им частей 3-го корпуса. Эта акция должна была стать началом главных действий, но из-за смерти царя ее не удалось осуществить.

Во время выступления Черниговского полка (29 декабря 1825 – 3 января 1826) у восставших было намерение соединиться с 17-м егерским полком, расположенным в Белой Церкви. Две роты его во главе с поручиком А.Ф. Вадковским готовились поддержать повстанцев. Но командованию 3-го корпуса, в состав которого входил и 17-й егерский полк, стали известны намерения черниговцев. А.Ф. Вадковский был арестован, а ненадежный полк командование срочно перебросило в Сквиру. Узнав от посланного в разведку отряда во главе с И.И. Сухиновым о том, что 17-й егерский полк выведен в неизвестном направлении, С.И. Муравьев-Апостол повернул на с. Пологы. Восставший полк потерпел поражение в 15 км от Белой Церкви. 6 января в город были доставлены пленные, в т.ч. С.И. Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин. 12 января руководителей восстания вывезли в Петербург, а для расправы с «нижними чинами» образовали специальную следственную комиссию и суд. Солдаты Черниговского полка после экзекуции под строгим надзором были отправлены на службу в отдельный Кавказский корпус.

Восстание Черниговского полка оставило глубокий след в сознании крестьян. Отдельные группы крепостных Белоцерковщины примкнули к восставшим, немало крестьян также готовы были присоединиться к ним, ожидая их приближения. В 1826-1827 гг. многие крепостные бежали в Задунайскую Сечь и другие отдаленные места.

Экономическое и культурное развитие Белой Церкви в первой половине XIX в. сдерживался тем, что город был собственническим. Вся земля и предприятия принадлежали Браницким. Промышленность специализировалась на переработке сельскохозяйственной продукции, поступавшей из графских владений. В 40-50-е годы в городе построено два кирпичных, свечной, сельскохозяйственных машин, два кожевенных завода, винокурню; строились мельницы, крупорушки, предприятия переработки мяса, жиров, сахара, меда, кожи, смолы и т.д. Ежегодно в Белой Церкви происходило 11 ярмарок.

В пореформенный период ускорилось развитие промышленности. Если в 70-х годах в городе работало 13 промышленных предприятий, то в конце XIX в. их было 27 Значительное влияние на развитие экономики, особенно расширение рыночных связей, имела проложенная в 1876 году Фастовско-Знаменская железнодорожная станция Белая Церковь.

В начале XX в. Белая Церковь стала одним из крупнейших промышленных и торговых центров Киевской губернии. В 1900 году здесь работали: завод сельскохозяйственных машин, 5 кирпичных, 6 кожевенных, пивоваренный, 2 медоваренный и 4 мыловаренных заводы, табачная, гильзовое и 2 конфетных фабрики, 4 слесарных мастерские, 42 кузницы, 2 вальцовых водяных мельницы, 13 крупорушек, 2 маслобойни. По объему торговли хлебом город занимал первое место на Киевщине, считалось вторым после Киева по вывозу пивомедоварных продуктов, а по отправке сахара – четвертое место.

Неуклонно росла численность населения города. В 1860 году его насчитывалось 12075, в 1900 году – 47771 человек (включая жителей окрестностей) Город стал значительным рабочим рынком. Массовое передвижение рабочих создало особые формы найма, свойственные высокоразвитому капитализму. Начиная с ранней весны, на рабочей бирже собирались сотни разоренных крестьян. Они надеялись наняться в Киев и другие крупные города кузнецами, слесарями, токарями, сезонниками на сахарные заводы.

В самых ужасных условиях жила городская беднота, которая жила в основном в т.н. «Грузии». Этот район города получил такое название потому, что земляные лачуги напоминали кавказские сакли. Крыши были наравне с землей, свет пробивался сквозь небольшие отверстия, закрытые кусочками стекла. Во многих домах количество воздуха на одного жителя составляла 0,33 куб. сажени (это в то время, когда в тюрьме его норма 1,5 куб. сажен). В Белой Церкви свирепствовали эпидемические болезни, которые забирали сотни людей.

Жестокой эксплуатации подвергалось трудовое население города от Браницких и их компаньонов-арендаторов Менцеля, Габовича, Кернеса, Бялика, Айзенштейна, Ниренштейна. Рабочий день на их предприятиях длился 13-16 часов в сутки. Рынок безработных позволял хозяевам держать заработную плату на мизерном уровне. Особенно ухудшилось положение рабочих и ремесленников во время экономического кризиса 1900- 1903 гг.

Белая Церковь (укр. Біла Церква , летопись. Юрьев, Гюргев, Святой Георгий на Руси ) - город областного подчинения в Киевской области Украины, экономический и культурный центр Столичного экономического района, также климатический и бальнеологический курорт, расположенный в 80 км к югу от Киева на реке Рось. Впервые название Белая Церковь упоминается в Ипатьевской летописи 1115 года.

Основан Ярославом Мудрым, как крепость для защиты от кочевников и назван Юрьев (христианское имя Ярослава Мудрого - Юрий, или Георгий). По народному преданию, на месте разрушенного татаро-монголами Юрьева построили небольшую церковь из белой неотесанной березы. Впоследствии чумаки назвали её Белой Церковью.

Происхождение названия

Относительно происхождения названия Белой Церкви существует несколько версий:

  • Одна из них рассказывает, что напали монголо-татары и сожгли дотла деревню, осталась на горе только белокаменная церковь, именно она и дала название городу, до этого было название Юрьев, которое происходит от православного имени его основателя Ярослава Мудрого;
  • Белая Церковь была построена как крепость Юрьев в 1032 г. Ярославом Мудрым. Крепость была названа христианским именем князя - Юрьев. В 1050 г. он построил на Замковой горе города епископскую церковь, то ли побеленную, то ли построенную из белой нетесаной березы. Поставленная высоко на горе, церковь стала примечательной;
  • Местные жители называли церковь белой, а когда татары уничтожили Юрьев, то новый город, который восстанавливался после разрухи, получил название Белая Церковь. Населенные пункты с таким названием есть в Молдове, Болгарии и др. Возникли они, вероятно, из-за похожих причин.
  • От белых березовых бревен;
  • Построение храма в честь победы над бабой Белой;
  • От остатков белокаменной церкви;
  • Теория наследственности названий Юрьев и Белая Церковь: суть теории состоит в трансформации первичного названия «город Церкви Святого (Белого) Георгия» и «Церковь Белого». Является наиболее вероятной так как в народе святого Георгия всегда называли Белым;

Археология

В центре города, на левом берегу реки Рось, в урочище Замковая гора, археологами найден культурный слой с древнерусской гончарной керамикой XI-XII вв., шиферными пряслицами и другими материалами. Здесь находился древнерусский Юрьев, впервые упомянутый в летописи под 1072 годом (Юрьевский епископ Михаил участвовал в перенесении мощей святых Бориса и Глеба). Юрьев входил в систему городов-крепостей, построенных Ярославом Мудрым в середине XI века по реке Рось. Древнее поселение занимало мыс-останец (площадь 2 га) на берегу реки. Оно, по-видимому, было разрушено и сожжено половцами в 1095 году. Вновь Юрьев отстраивается Святополком несколько в стороне. На месте старого поселения в XVI веке был выстроен замок. На западной окраине города (вверх по р. Рось), в урочище Палиева гора, - найдено другое округлое городище (диаметром 55 м). Поселение было укреплено двумя рядами концентрических валов. При обследованиях найдены древнерусская гончарная керамика XII-XIII вв., предметы из металла, бронзовая позолоченная панагия с изображением Святого Георгия и шестиконечного креста. По-видимому, здесь располагался древнерусский Юрьев, вновь отстроенный Святополком Изяславичем в 1103 году. Вокруг городища расположены неукрепленные селища.

История

У города на несколько миль тянулся вал, который местное население называло Трояновым валом. Там находили монеты времен Трояна. Его остатки остались между улицами Ярослава Мудрого и Леся Курбаса.

XI-XVI века

Город основан в 1032 году киевским князем Ярославом Мудрым. Изначально назывался Юрьев (Гюргевъ) согласно христианскому имени Ярослава Мудрого - Юрий (Георгий).

Начало XI века отмечено беспрерывными набегами печенегов на южные окраины Киевского государства. В результате границы Руси были отодвинуты на север - к берегам Стугны. В 1017 году киевский князь Ярослав Мудрый одержал победу над печенегами и оттеснил их на юг. Для укрепления южных рубежей государства вдоль Роси в 1032 году началось строительство оборонной линии - системы сторожевых крепостей, соединенных между собой огромными насыпями и рвами.

Именно в 1032 году появились Корсунь, Богуслав, Стеблев, Володарка (летописный Володарев) и другие населенные пункты Поросья. И именно в этом году на скалистом левом берегу Роси появился военно-феодальный замок, получивший название Юрьев (в честь христианского имени Ярослава Мудрого - Юрий). Замок впоследствии «оброс» городком, который в конце ХІ века стал кафедральным центром Поросской епархии.

Сердцем города была гора с размещенным на ней детинцем (замком). Также на горе стоял белокаменный собор - обязательный атрибут епархиального центра.

Юрьев жил в постоянном напряжении. Набеги печенегов сменились давлением половцев, а позже - монголо-татар. Город был кочевникам «как кость в горле», постоянно препятствуя их походам на север. Не раз его разрушали до основания. Последний раз Юрьев был опустошен кочевниками в ХIII веке. Пав для того, чтобы возродиться с новым названием - Белая Церковь.

Сожженный кочевниками Юрьев оставил после себя только высокий полуразрушенный епископский собор. Это сооружение, построенное из белого камня, долгое время служило переселенцам ориентиром среди густых и диких лесов, которые покрывали тогда долину речки Рось. Поэтому место, где стоял собор, а потом и город, который восстал из руин княжеского Юрьева на скалистом берегу, получил название Белая Церковь. Собор, которому город обязан своим названием, исчез в урагане исторических событий, сейчас никто, вероятно, не скажет, кем и когда он был разрушен. Во время археологических раскопок, проведенных уже в ХХ веке, на Замковой горе были найдены остатки этого сооружения.

В 1362 году Белая Церковь вместе с Киевским княжеством была присоединена к Литве, а после Люблинской унии (1569 год) вошла в состав Речи Посполитой. Городок стал центром староства (административная единица) и приобрел значение важнейшего стратегического пункта на юге государства. В 1589 году польский король Сигизмунд ІІІ утвердил привилегии города на сейме в Варшаве, предоставив Белой Церкви и его жителям Магдебургское право.

В середине XVI века для защиты государства от татар в Белой Церкви был построен замок, в котором находился постоянный польский гарнизон, насчитывавший до двух тысяч солдат и офицеров. Гора, на которой тогда был размещен замок, называется Замковой. Первый замок в Белой Церкви был построен в 1550 году воеводой кн. Семеном Пронским, так как город находился на Черном пути, которым шли татары и его нужно было защищать. Сам город был также укреплен частоколом. В 1570 году замок был значительно удален. Князь Василий Острожский укрепляет и перестраивает замок.

В конце XVI века Белая Церковь сделалась городом, знаменитым на всю Речь Посполитую. Этому поспособствовало восстание горожан, разгневанных отменой старостой, Янушем Острожским, Магдебургского права в городе. В 1589 году они захватили замок с оружием и боеприпасами и почти год удерживали город в своих руках.

В 1591 году именно захватом белоцерковского замка началось крестьянско-казацкое восстание, которое стало предвестником периода постоянных войн между Украиной и Польшей. Во главе восстания стал Христофор (Криштоф) Косинский.

XVII-XVIII века

В 1616 г. в городе было 300 дворов мещан и 300 казацких.

Во времена Освободительной войны 1648-1657 годов Белая Церковь, которая была в то время довольно значительным городом - центром староства и полка и имела более 1000 дворов, стала одним из важнейших опорных пунктов казацкого войска. Долгое время Богдан Хмельницкий с основными своими силами располагался в Белоцерковском замке, рассылая отсюда по всей Украине призывы к борьбе. 18 (28) сентября 1651 г. здесь было заключено соглашение между польской шляхтой правительством и гетманом Богданом Хмельницким, которая получила название - Белоцерковский договор.

В 1663 году во время битвы между польским войском и отрядами Ивана Сирко замок в Белой Церкви почти разрушили. Но уже в следующем году его отстроили снова, укрепив по современнейшим правилам фортификационной техники - он стал практически неприступным. Его не смогли взять ни войска Ивана Брюховецкого в 1665 году, ни Петра Дорошенко в 1667, 1669 и в 1672 годах.

С 1660 г. Белая Церковь попеременно принадлежала то Московскому царству, то Речи Посполитой, некоторое время Поросье даже было нейтральной территорией. В 1667 году комендант Ян Стахурский построил в Белой Церкви костел и монастырь Св. Георгия.

Начало XVIII века на Украине обозначено большим восстанием казаков под руководством белоцерковского и фастовского полковника Семена Палия против Польши. Палий в 1702 году с десятитысячным отрядом взял в осаду Белую Церковь. После нескольких неудачных штурмов полковник прибегнул к хитрости - взяв в плен коменданта, он заставил замок капитулировать. Город стал центром восстания, к нему потянулись обездоленные крестьяне отовсюду. Население Белой Церкви в то время достигло 70 тысяч, замок постоянно укреплялся. В 1703 году полякам удалось подавить восстание, и в том же году Правобережье оккупировали российские войска. Палий был арестован и выслан в Сибирь (далеко не последнюю роль в этом сыграл гетман Мазепа).

Иван Мазепа родился рядом с Белой Церковью в родовом имении - селе Мазепинцы - и считал этот край своей родиной. В 1703 году он поселился в белоцерковском замке и задумал сделать город своей собственностью. В Белоцерковском замке гетман чувствовал себя в полной безопасности. Именно здесь прошла значительная часть его жизни - здесь он нажил львиную долю своих капиталов и стал одним из самых богатых феодалов в Европе, здесь казнил Кочубея и Искру. По некоторым источникам, в Белоцерковском замке была найдена казна гетмана.

Иван Мазепа переправлял значительную часть доходов от своих 20 000 имений на строительство культовых сооружений. По всей Украине он поднял пышные церкви в стиле украинского барокко. В 1706 году строительство большой каменной церкви начал Мазепа на родине - в Белой Церкви. Кровавые события 1708 года и последующая передача города Польше так и оставили это сооружение недостроенным. До наших дней дожила только часть той церкви, которая имеет название Никольская.

В 1743 году староста Станислав Яблоновский построил в Белой Церкви костел и монастырь ордена иезуитов.

На протяжении XVIII в. Белая Церковь часто была свидетелем народных восстаний, венцом которых стала Колиивщина. За подавление Колиивщины великий коронный гетман Ксаверий Браницкий в 1774 году получил одну из самых богатых в Речи Посполитой столовых имений - Белоцерковское староство. В конце 1778 г. он вступил во владение этими имениями, которые с тех пор назывались Белоцерковским графством, и построил здесь впоследствии дворец.

В 1793 году город присоединили к России. На долгое время (до XX века) Белоцерковщина стала вотчиной семьи Браницких.

«Белая Церковь и „Александрия“ были действительным герцогством с двором, с огромным количеством людей, которые питались вокруг двора, с большими конюшнями породистых лошадей, с охотой, на которые съезжалась вся аристократия Юго-Западного края» - вот что писал про времена Браницких в Белой Церкви Николай Бердяев в своем «Самопознании».

Браницкие имели неоднозначное влияние на свою главную резиденцию. Они сделали Белую Церковь городом, который потерял административное значение для государства. По приказу Екатерины II и не без «указа» Браницких замок был разрушен, Белоцерковское староство ликвидировали, уездный центр перенесли в Васильков, город из казенной собственности перешел в личную.

XIX - начало XX века

В 1806 году Браницкие заключили договор с еврейской общиной, которой дали разрешение на поселение и строительство в городе. Евреи принесли в Белую Церковь большую торговлю и ремесло. В 1809-1814 годах Браницкий в центре города устроил торговые ряды, чем стимулировал дальнейшее расселение евреев в Белой Церкви и обусловил коренное изменение этнического состава городского населения.

Период революций, центр антигетманского восстания 1918 года

В 1918 году Белая Церковь вновь в полный голос заявила о себе. В этом городе сплотилась большая сила, которая позже всколыхнула всю Украину.

«Еще в сентябре никто в Городе (Киеве) не представлял себе, что может быть построено три человека, которые имеют талант появиться вовремя, даже в таком ничтожном месте, как Белая Церковь» - эти обидные для Белой Церкви слова из «Белой гвардии» Михаила Булгакова относятся к Торопцу, Петлюре и Винниченко и лишний раз подтверждают тот факт, что именно этот город сыграл ведущую роль в создании Директории Украинской Народной Республики.

Усилиями Евгения Коновальца в августе-сентябре 1918 года в Белой Церкви был основан Отдельный Отряд Сечевых Стрельцов.

В ноябре 1918 года в Белой Церкви началось вооруженное восстание под руководством Симона Петлюры и Владимира Винниченко. Здесь происходило формирование основных сил Директории. Здесь впервые было напечатано сообщение о возвращении власти независимой УНР.

Больше месяца город над Росью был штабом сил повстанцев - фактически второй столицей Украины. Отсюда выступило 60-тысячное войско, которое 14 декабря 1918 г. заняло Киев, находившийся под контролем войск гетмана Скоропадского (преимущественно этнических русских).

В августе 1921 года в городе была образована Казачья Рада Правобережной Украины.

Вторая мировая война

Во время Второй мировой войны в районе Белой Церкви в ноябре-декабре 1943 г. проходили ожесточенные бои, в которых войска Первого Украинского фронта разгромили немецкие военные части и создали условия для окружения и уничтожения немецкой группировки в Корсунь-Шевченковской операции 1944 г.

Современная Белая Церковь

Долгое время Белая Церковь была обычным провинциальным городом, пока в 1972 году здесь не построили промышленный гигант «Белоцерковшина». Именно тогда в городе начали расти промышленные предприятия - он превратился в индустриальный центр, один из самых мощных узлов химической промышленности УССР.

В 70-х годах бурно начало расти население города - за два десятилетия оно увеличилось почти на сто тысяч. После аварии на ЧАЭС город принял более 1700 переселенцев из зоны отчуждения.

Современная Белая Церковь - город с более чем 200-тысячным населением, раскинулась в долине Роси по обеим ее сторонам. С правого побережья долины открывается прекрасная панорама города (выезд из Белой Церкви в Таращанском направлении): передний план охватывает комплекс дач местных олигархов. Далее простираются самые новые микрорайоны многоэтажной застройки - Таращанский и Песчаный массивы. Самая низкая часть долины Роси занята районом частной застройки. Частный сектор Белой Церкви не похож на сельский - здесь нет значительных «огородных» пространств. Средние по размерам, преимущественно кирпичные, домики стоят близко друг к другу и окружены небольшими двориками. Дальний план панорамы занимает сплошная многоэтажная застройка, над которой местами выступают трубы многочисленных предприятий.

На востоке города раскинулся большой промышленный узел. Кроме «Росавы» здесь расположены заводы резинотехнических и асбестотехнических изделий, механический, шинный № 2, Белоцерковская ТЭЦ и другие предприятия. Большая часть трудоспособного населения Белой Церкви работает именно здесь.

Культура, досуг и спорт

Театр, музыка, кино

Белая Церковь - крупнейший культурный центр Киевской области. Своим культурным потенциалом и достижениями в области культуры город в течение многих лет находится в авангарде Киевщины.

С 1933 года в городе основан Киевский академический областной музыкально-драматический театр им. Панаса Саксаганского, который расположен в приспособленном здании по адресу: пер. Клубный, д. 1, г. Белая Церковь.. Спектакли театра происходят почти полностью на государственном украинском языке, изредка - на русском.

Благодаря ходатайству директора и художественного руководителя театра заслуженного деятеля искусств Украины Вячеслава Ускова, театра вернули имя областного, которое было у него до Немецко-советской войны. Сейчас творческий коллектив театра пополнился молодыми актерами и режиссерами - выпускниками театральных вузов Киева, Харькова и Ивано-Франковска.

Также, с 1924 года, в самом сердце Белой Церкви на Замковые горе содержится в специально возведенной современном здании Белоцерковский краеведческий музей. Это значительный городской и областной центр культуры, науки и просвещения, в котором собрано большое количество памятников материальной и духовной культуры Южной Киевщины.

На базе музея ежегодно проводятся краеведческие чтения, научно-практические конференции различного уровня, посвященные выдающимся событиям истории и современности, печатаются их материалы.

После реставрации в здании костела открыт Дом органной и камерной музыки. Орган был установлен 7 марта 1990 чехословацкой фирмой «Rieger Kloss». Он имеет механическую трактура и электрическую регистратуру (шлейфлада), три мануалы, педальную клавиатуру, шесть свободных и три готовых комбинации, вальцешлифовальные сорок регистров. Общее количество труб - 2734.

Также в городе работают три Дворца культуры - ДК «Билоцеркив МАЗ», ПК «Росава», ПК ООО «Интер-РТИ», кинотеатр им. А.Довженко , 6 клубов, 13 библиотек, 3 школы искусств, 4 музыкальные школы, центр творчества детей и юношества «Подсолнечник», дом художественного творчества, дом юных техников и т. п.

В Белой Церкви - 24 коллектива народной самодеятельности. Среди них - народный ансамбль танца «Ровесник», ансамбль скрипачей младших и старших классов ДМШ № 4, детский танцевальный коллектив «Счастливое детство», мужская хоровая капелла, Муниципальный духовой оркестр и др.

Проводятся фестивали различных уровней: «Радуга над Росью», «Музыкальные открытия в Белой Церкви», «Золотая осень», «Музыкальные встречи во Дворце Браницких», «Гнездо», «Поэтическая зима», «Рождественские звезды», "И Всеукраинский фестиваль молодой режиссуры им. Леся Курбаса ".

Парки

В городе много небольших скверов и парков, расположенных в историческом центре. Важную роль в культурной жизни Белой Церкви играет издавна известен Центральный Городской Парк Культуры и Отдыха им. Т. Г. Шевченко (ЦМПК и В им. Т. Г. Шевченко), которому в 2012 году исполнилось 80 лет. Также в центре города расположен парк Славы.

На западной окраине раскинулась живописная «Александрия».

Вдоль улицы Клиническая располагается парк «Строителей», ранее служил военный кладбищем. Сейчас там работает городской каток «Ледниковый период» и возводится церковь.

В городе есть 3 бульвара:

  • Бульвар 50-летия Победы, начинающийся с микрорайона «Пионерский», пересекает микрорайоны ДНС, «Вокзальная» и заканчивается в центральной части города. Замыкает бульвар Соборная площадь;
  • Бульвар 1 Мая, у машиностроительного завода ООО научно-производственное предприятие «БелоцерковМАЗ», тянется от Площади 1 мая до улицы Павлюченко;
  • Комсомольский бульвар располагается между третьей и четвёртое микрорайонами массива Леваневского.

Памятники истории и архитектуры

Музеи

  • Дендропарк «Александрия». Здесь экспонируется уникальная коллекция 15 скульптур из белого мрамора известных итальянских мастеров XIX в.
  • Краеведческий - Соборная пл., 4 Значительный центр городской и областной центр культуры, науки и просвещения, в котором собрано большое количество памятников материальной и духовной культуры Южной Киевщины.
  • Космонавтики им. летчика-космонавта П.Поповича - ул. Павличенко, 26 - больше не существует, сгорел в начале 2008 г. .;
  • Электрической связи - бульв. 50 лет Победы, 23/1.

Археологические достопримечательности

  • 3 кургана III тыс.до н. е. - началa II тыс.н. е.;
  • Палиева гора - поселение пеньковской культуры (VI-VII вв. н. е.);
  • Русское городище XII-XIII вв.;
  • Замковая гора и ее окрестности - детинец (замок и должностей) городок Юрьева - Белой Церкви в XI-XVIII вв.

Достопримечательности архитектуры

  • Государственный дендрологический парк «Александрия» НАН Украины - урочище «Палиева гора»;
  • Здание администрации и музей государственного дендрологического парка «Александрия» НАН Украины.
  • Склады Браницких, конец XVIII - начало XIX в. - Бульвар 50-летия Победы, 62;
  • Ансамбль сооружений почтовой станции, 1825-1831 гг. - Бульвар 50-летия Победы, 41 и 45;
  • Торговые ряды (БРУМ), 1809-1814 гг. - Торговая площадь;
  • Зимний дворец (Белоцерковская школа искусств № 1), 1796 - бульвар 50-летия Победы, 7;
  • Дом Дворянского собрания, 30-е годы XIX в. - Бульвар 50-летия Победы, 5; (в 2002 году сгорел, вероятно поджог, сейчас на этом месте просто земля, огорожена забором)
  • Никольская церковь, 1706-1852 гг. - Ул. Гагарина, 10;
  • Свято-Преображенский Кафедральный собор, 1833-1839 гг. - Ул. Гагарина, 10;
  • Костел святого Иоанна Крестителя, 1812 - Соборная площадь, 4;
  • Церковь святой Марии Магдалины, XVIII в. - Ул. Школьная, 11/16.

Достопримечательности

  • Основателю города - Ярославу Мудрому (Замковая гора);
  • Стела в честь восстания под предводительством К. Косинского в 1591 году (Замковая гора);
  • В честь национально-освободительного движения 1702-1704 годов под предводительством Семена Палия - Палиева Гора (дендропарк «Александрия»);
  • Богдана Хмельницкого (парк им. Т. Г. Шевченко);
  • Гренадерам 2-го Киевского казачьего полка, сформированного в Белой Церкви, который принимал активное участие в войне 1812 года (бульвар 50-летия Победы);
  • Тарасу Шевченко (Соборная площадь);
  • Петру Запорожцу - одному из организаторов петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» (площадь П.Запорожца);
  • Памятная стела бойцам Киевской интернациональной бригады, погибшим за власть Советов в 1919 году (бульвар 50-летия Победы);
  • В. И. Ленину (Торговая площадь), существовавшего до 21 февраля 2014;
  • Жертвам Голодомора 1932-1933 годов (ул. Ярослава Мудрого);
  • Землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны (парк Славы);
  • Советским воинам и воинам чехословацкой бригады, которые в январе 1944 года отвоевали город у немецких войск (площадь Победы);
  • Советским летчикам-освободителям Белой Церкви в годы Великой Отечественной войны (проспект Князя Владимира);
  • Преподавателям и студентам сельскохозяйственного института, погибших в годы Великой Отечественной войны (Соборная площадь);
  • Мемориал на месте гитлеровского концлагеря (ул. Сломчинского);
  • Освободителям Белой Церкви от гитлеровских захватчиков, тысячам замученных мирных жителей (парк Славы);
  • Ликвидаторам и пострадавшим в результате аварии в 1986 году на ЧАЭС «Чернобыльский колокол» (ул. Леваневского);
  • Советским танкистам-освободителям Белой Церкви от гитлеровских захватчиков (около дендропарка «Александрия»);
  • Карлсону и Фрекен Бок. Памятник появился благодаря проведению детского конкурса «Остров детства», объявленного мэром весной 2010 года (Парк культуры и отдыха имени Тараса Шевченко);
  • Героям космоса, за значительный вклад Белоцерковщины в освоение космоса, поскольку Павел Романович Попович является уроженцем Узина. Установлен в парке культуры и отдыха имени Тараса Шевченко 2011 года.

Белая Церковь - город с очень древним историческим прошлым. Город расположен по обе стороны реки Рось. Первое зарегистрированное поселение на этой территории датируется 6-м ст.

Предшественником Белой Церкви был город Юрьев, основанный в 1032 году (от христианского имени Ярослава Мудрого), как пограничная зона, для защиты от кочевников, налеты которых неоднократно опустошали Русь. Для укрепления южных рубежей была сооружена система сторожевых крепостей по Росси. Название Юрьев просуществовало до полного разгрома монголо-татарами возглавляемыми Батыем. В 1240-м году город Юрьев был сожжен дотла и оставался в списке городов Русских вплоть до 1300-го года. После отхода врага, сюда начали возвращаться люди и восстанавливать город.

С 1362-го года, в польско-литовской хронике фигурирует название - Белая Церковь. Однозначной версии о происхождении названия Белая Церковь нет. Одни исторические записи повествуют о церкви, которая была сооружена с неотесанных березовых колод, другие записи - о руинах каменной церкви, которые являются наиболее правдоподобными. Есть еще версии по происхождению названия Белая Церковь, но они больше относятся к фольклорному варианту, нежели к историческому.

В 1362-м году Белая Церковь вместе с Киевским княжеством была присоединена к Литве, а после Люблинской унии (1569 год) вошла в состав Речи Посполитой. После строительства замка в 1550-м году, Белая Церковь стает важным оборонительным и административным пунктом и играет выдающуюся роль в истории Польши и казачества. С 1660-го года Белая Церковь попеременно принадлежала то России, то Польше. В 1702-м году Семен Палий с 10-ти тысячным отрядом взял в осаду Белую Церковь. В 1703 году полякам удалось подавить восстание, и в том же году Правобережье оккупировали российские войска. До 1774-го года Белая Церковь находилась в постоянной борьбе, венцом которых стала Колиивщина.

За подавление Колиивщины польский коронный гетьман - граф Франциск Ксаверий Браницкий - в 1774 году получил в подарок Белоцерковское староство. В 1793-м году (после второго раздела Польши), город становится частью Российской империи. Белая Церковь стала провинциальным городом, который потерял административное значение для государства. В 1795-м году, за приказом Екатерины ІІ замок был разрушен

В 1806-м году Браницкие подписали договор с еврейской общиной, которой дали разрешение на поселение и строительство в городе. Евреи принесли в Белую Церковь большую торговлю и ремесло. Город стал узлом важных транспортных путей, через него проходили многочисленные правительственные, военные, почтовые эстафеты и купеческие караваны.

В ноябре 1918 года в Белой Церкви началось вооруженное восстание под руководством Семена Петлюры и Владимира Винниченко. Тут происходило формирование основных сил Директории. В Белой Церкви впервые было напечатано уведомление о возвращении власти независимой УНР (Украинской Народной Республики).

В течение Великой Отечественной войны город находился в оккупации 950 дней. За этот срок город был почти полностью уничтожен, население сократилось до 40 тысяч.

Белая Церковь - город, который находится в центре Украины, на юго-западе Киевской области, по обе стороны реки Роси. В городе находятся предприятия по изготовлению сельскохозяйственной техники, продовольственных товаров, электрического оборудования, шин, асбестотехнических изделий, одежды, обуви, мебели и строительных материалов.

В Белой Церкви находится аграрный университет, краеведческий музей, два драматичных театра, Микильская церковь (построенная в 1706 году), торговые ряды (построенные в начале XIX столетия) и дендропарк Александрия, который был заложен в 1797 году, как придворный парк графа Браницкого и занимает 200 гектаров земли. Он создавался на основе природной дубравы в английском романтическом стиле. Красота парка восхищала Гавриила Державина, Александра Пушкина, Тараса Шевченка, Адама Мицкевича, членов императорской семьи и декабристов. Также в городе работает санаторий для больных туберкулезом легких. Через Белую Церковь проходят несколько трасс и железная дорога.

В центре современного города размещаются основные достопримечательности: Преображенский собор, Никольская церковь, костел Ивана Крестителя, торговые ряды (БРУМ). Но центр жизни Белой Церкви расположен не в историческом центре, а километров на пять восточнее. Это наибольший жилищный массив города, который население называет массивом Леваневского, в честь одной из его первых улиц. По площади он занимает около восьмой части города, но тут проживает больше трети его населения.

С правого борта долины Роси открывается прекрасная панорама города: передний план охватывает комплекс роскошных дач богатых украинцев.

Самая низкая часть долины Роси занята районом частной застройки, который совершенно не похож на сельский. Тут средние по размерам, преимущественно кирпичные, домики прижимаются один к другому и окружены тесными, уютными двориками. Дальний план панорамы занимает сплошная многоэтажная застройка, над которой местами выскакивают трубы многочисленных предприятий. В восточной части города раскинулся громадный промышленный узел. Здесь работает большая часть трудоспособного населения города.

Расстояние до Киева : 84 км. Добраться с Киева можно маршруткой, которые ходят со станции метро Лыбидская или железнодорожного вокзала (станция метро Вокзальная).

Историческая справка:

Город Белая Церковь был основан на месте древнерусского города Юрьева в 1032 году во времена Ярослава Мудрого, в честь его христианского имени - Юрий . В то время он строился как замок-крепость для защиты от печенегов. Замок позднее оброс городком, который в конце ХІ столетия стал кафедральным центром Поросской епархии. После набега кочевников в 13-ом столетии город был полностью опустошен и воскрес уже под названием Белая Церковь в 1155 году . Собор, которому город обязан своим названием, исчез в круговороте исторических событий.

История Белой Церкви связана с крестьянско-казацкими восстаниями, с освободительной войной 1648-1654 годов. Город был под властью Литвы в 14-ом столетии и под властью Польши с 1569 года. За время правления Польши Белая Церковь становится важным городом страны. Для защиты государства от татар в Белой Церкви был построен замок, в котором находился постоянный польский гарнизон. Гора, на которой когда-то размещался замок, называется Замковой. В 17-ом столетии, Белая Церковь была местом расположения белоцерковского казацкого полка и местом подписания соглашения Богданом Хмельницким с побежденными поляками (1651 год). Соглашение удостоверяло независимое казацкое государство. Долгое время Богдан Хмельницкий с основными своими силами располагался в белоцерковском замке, рассылая отсюда по всей Украине призывы к борьбе. Город стал центром восстания, к нему отовсюду потянулись обездоленные крестьяне.

Иван Мазепа родился рядом с Белой Церковью в родовом имении - селе Мазепинцы и считал этот край своей родиной. В 1703 году он поселился в белоцерковском замке и задумал сделать город своей собственностью. В белоцерковском замке гетман чувствовал себя в абсолютной безопасности. Именно тут он провел значительную часть своей жизни, нажил львиную долю своих капиталов и стал одним из самых богатых феодалов в Европе. По некоторым источникам в белоцерковском замке была найдена казна гетмана.

Иван Мазепа переправлял значительную часть доходов со своих 20 тысяч имений на строительство культовых сооружений. По всей Украине по его указам было возведено большое количество пышных церквей в стиле украинского барокко. В 1706 году началось строительство большой каменной церкви в Белой Церкви. Кровавые события 1708 года и последующая передача города Польше так и оставили это сооружение недостроенным. До наших дней дожила только часть той церкви, которая имеет название Никольская.

В 1793 году город становится частью Российской империи. В конце 19-го столетия город Белая Церковь превращается на центр по производству и торговле продовольственными продуктами.

Глазами туриста:

В первое моё знакомство с городом, он встретил нас дождем, теплым летним дождём. Белая Церковь мне напомнила Киев лет 15 назад, тихие улицы, немного машин, никаких толп людей. Везде спокойно и довольно чисто. Цены на всё намного ниже, чем в столице.

Вторая поездка была с целью благотворительности для Дома Малютки, организованная Mazda-клубом Украины. Детский дом этого города очень бедный, государство выделяет слишком мизерные средства на его поддержку, детдом постоянно нуждается в специальном детском питании. Конечно зрелище не для слабонервных, но дети, не смотря на их крошечный возраст, очень радуются, что к ним приходят, уделяют внимание, дарят игрушки, подарки и питание.

В эту же поездку мы побывали на старой взлетной полосе, где можно весело устроить гонки на машинах и пикник, территория просто огромнейшая.

И конечно же самая интересная поездка была в дендропарк Александрию. Очень красивый, огромный парк, где приятно и гулять, и отдыхать, и устраивать пикники, и кормить лебедей, и просто находится. Вход стоит 5 грн.

У ж\д вокзала в Киеве издалека слышны выкрики зазывал маршрутных такси "Била Церква!!! ", "Била Церква!!!". Если вы являетесь любителем прогулок по паркам, а в Петергоф или Пушкин вам нынче ехать не с руки, то отнеситесь к предложению серьёзно. Дело в том, что в Белой Церкви находится один из лучших украинских дендропарков-"Александрия". А можно сесть на электричку и добраться туда же за два часа. Старинная Белая Церковь оказалась одновременно и городом вполне современным. В последние годы (судя по архитектуре) в ней появились новые здания.

Часть стройакселлератов, как и положено, тянется вверх.

Совершенно преображая своим видом попутные переулки.

Ненасытные новые монстры глотают старину живьём.

Возможно поэтому и осталось её в городе не так много.
Несколько небольших домов.

В одном из которых Дом детского творчества.

В городе сохранились старинные торговые ряды.

А шикарный фасад этого здания позволяет предполагать у него славное прошлое. Да и ширина его вполне подходит для обустройства зала для танцев и приёмов.

Местная администрация ютится в небольшом сооружении (учитывая, что после падения советской власти число руководящих работников разного уровня сильно выросло на всём постсоветском пространстве).

У службы трудоустройства, наоборот, помещение огромное. Возможно, что это ноу-хау местных властей, и всех нуждающихся в работе просто трудоустраивают в недрах этого заведения.

На протяжении долгой истории Белой Церкви жители её совершили немало славных дел.
Воевали они с французами.

А судя по названию стадиона, и к труду отношение имели. Хоть и находились в резерве.

У жителей Белой Церкви всегда перед глазами великие люди прошлого.
Ярослав Мудрый.

Моисей Соломонович Урицкий познавал хорошее и доброе в этом учебном заведении. А убили председателя Петроградского ЧК уже в Питере в 1918 году.

Этот памятник поставлен в честь восстания украинцев против польского господства.

А тут просто парочка влюблённых.
- Пойдём сегодня вечером ко мне. У меня родители уехали. Кино по телеку посмотрим!...
- Давай в следующий раз?...

В городе два храма белого цвета, расположенных рядом, в центре.
Преображенский собор

И католический костёл.

Здесь имеют неплохое представление о России.

Город Белая Церковь расположен на реке Рось.
Она неспешно течёт среди зелёных берегов, подсвеченных разноцветными крышами домов.

Дендропарк "Александрия расположен на этих же берегах. На воротах главного входа бюсты двух его посетителей.

Парку более двух веков. Назван он в честь основательницы - графини Александры Браницкой. Руководить его разбивкой графиня приглашала заграничных специалистов. Большой размер "Александрии" позволил сделать парк разнообразным.
Много старых величественных деревьев. Разных пород. Образцы свозились из разных уголков России и Европы.

На территории несколько водоёмов,

Которые перетекают один в другой.

Также парк выходит на берег реки.

С давних пор сохранилась традиция держать здесь лебедей.

В соответствии с традициями и правилами европейской разбивки парков в "Александрии" много различных мостиков.

И сооружение, похожее на старый фонтан.



Информация