Древний русский город датой основания. Год основания Владимира. История города и интересные факты. Нашествие Золотой орды

Возраст городов

Г.М. ЛАППО
доктор географических наук, профессор, главный научный сотрудник
Института географии Российской академии наук

Мы не всегда можем проникнуть в тайну их рождения.
Ж. Боже-Гарнье, Ж. Шабо

Предстоящий «день рождения» родного города поверг в ужас многих жителей Серпухова. Их напугала страшная дата - городу исполняется 666 лет. Особо суеверные серпуховчане боятся, что «число зверя», как названы три шестерки в Библии, принесет им беду. Испуг достиг такой степени, что они обратились к властям с призывом не отмечать опасную, на их взгляд, дату.

Газета «Жизнь». 27.08.05

Сюжет «возраст городов» заинтересовал меня в связи с давним желанием написать «Занимательную геоурбанистику». Но, взявшись за тему, я очутился на малоисследованном поле. Исходный вопрос о том, когда «родился» город, оказался непростым, в некоторых случаях даже очень запутанным. Способы установления даты этого события настолько не совпадали, что вызывали недоумение.
А между тем установить истинную дату образования города важно не только для проведения юбилеев, хотя и это существенно. Дата образования города - один из опорных показателей, необходимый для анализа процессов урбанизации во времени и пространстве, исчисления динамики городского населения, определения уровня урбанизации стран и районов.
Дата рождения города - всегда вещь во многом условная. Но надо добиться снижения степени условности, чтобы принимаемая дата стала ближе к реальности.

Почему дата рождения города
в большинстве случаев условна

Большинство ныне существующих российских городов сперва стали истинными городами по существу, то есть по выполняемым функциям, составу и образу жизни населения, свойствам городской среды, и только потом получили городской статус. Разрыв во времени между становлением городов «де-факто» и «де-юре» измерялся десятилетиями и даже веками.

С другой стороны, многочисленны города, которые, получив городской «чин», истинными городами так и не стали, сохранив характер села или поселка, из которого были образованы. Это города «де-юре», но не «де-факто». В России всегда осуществлялись и административная урбанизация, и обратный процесс - административная рурализация. Поселения получали городской статус как аванс, который еще надлежало оплатить и который давался для пробуждения служебного рвения. Статус могли и отобрать (не всегда с достаточными основаниями), не освобождая при этом «разжалованные» поселения от выполнения городских функций, например, обязанностей уездных или районных центров. Дело вовсе не сводилось к ошибкам недостаточно компетентных чиновников. Основная причина - сложность самого процесса формирования города.

Рождение истинного города - это некая переломная точка в развитии поселения. Наращивая городские функции в числе и объеме и при этом обычно не расставаясь с сельскими, поселение становится городом. Уловить этот момент и в наше время трудно, в ретроспективе же почти невозможно, что и делает дату рождения города приблизительной.

Известно множество случаев, когда закладывался именно город, то есть поселение, которому предназначалась роль города: Санкт-Петербург, Новочеркасск, Оренбург, Элиста, Магас - примеры разных времен. Магас объявили столицей Ингушетии, наделив городским званием при численности населения 200-300 человек. Но в подавляющем большинстве случаев поселения, ставшие городами, не помышляли о городской карьере. Поэтому возникновение поселения нельзя считать рождением города. Только в тех случаях, когда поселение изначально имело городскую функцию и впоследствии действительно становилось городом, его возникновение правомерно считать рождением города. А носителем функции родоначальника выступают крепость и острог, завод и порт, курорт и научно-исследовательский комплекс. Быть центром своего окружения - истинно городская функция. Поэтому наделение поселения административными функциями с одновременным присвоением городского «чина» также означает рождение города.

Какими словами говорят о рождении города

При обозначении момента рождения города употребляются различные термины: возникновение, основание, образование, учреждение, назначение, признание (городом), отнесение (к категории городов), преобразование (поселения в город). Иногда в одном документе употребляется несколько из подобных определений. В справочнике «Численность и размещение населения: Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года» при характеристике изменений в административно-территориальном делении РФ за 1989-2002 годы используются два термина - «образование» и «отнесение»: города Радужный и Магас образованы , а пгт Черноголовка отнесен к категории городов .

«Образование», «учреждение», «признание», «отнесение» - это юридическое подтверждение того, что поселение достигло городского состояния. «Основание», «возникновение» - говорит о появлении города в реальности, о том, что заложено городское начало. Но и здесь не все просто. Что считать возникновением? Основание поселения, которое иногда только по истечении столетий получит городской ранг? Но тогда правомерно говорить о возникновении не города, а его «завязи» - предшественника, который при стечении благоприятных обстоятельств может совершить переход в городское состояние; но может и не совершить.

Есть немало примеров длительного разрыва между возникновением поселения и приобретением им городского статуса. Кемь - торгово-ремесленное поселение на Белом море - упоминается в летописи XV в., а городом стала в 1785 г. Еще старше предшественник Рыбинска. Поселение упоминается под 1071 г. (раньше Москвы!). В 1137 г. стало называться на городской манер - Рыбинском, а позже Рыбной слободой, которая в 1777 г. была преобразована в город. Сходны истории Беломорска (XII в. и 1938 г.), Бора (XIV в. и 1938 г.), Валдая (1481 г. и 1770 г.), Вичуги (1504 г. и 1925 г.) и др. Среди городов, получивших городской статус в XX в., то есть молодых по продолжительности городского стажа, десятки, если не сотни, старых, а то и древних поселений.

Дата образования или отнесения к категории городов фиксируется документально, включается в справочники. Но ведь законодательный акт, фиксирующий это, нередко задерживается, причем надолго. Нижний Тагил официально признан городом в 1917 г. на основании постановления Временного правительства. А в нем еще в конце XIX в. имелось 30 тыс. жителей. Знаменитое «горное гнездо», воспетое Д.Н. Маминым-Сибиряком, восхищало путешественников своим городским обликом. Посетивший его в 1837 г. в свите наследника престола С.А. Юрьевич писал: «Завод Нижне-Тагильский [в те времена горнозаводские поселения именовались “заводами”] Демидовых - это целый мир. Тут есть всё, что в наилучше устроенных больших городах». Некоторые собратья Нижнего Тагила получили городской ранг значительно раньше: Алапаевск - в 1781 г., Златоуст - в 1865 г. А к нему признание пришло намного позже превращения в истинный город. И позднее ряд городов испытали подобную задержку. Наукоград Протвино, известный центр исследований строения материи, стал городом в 1989 г., уже насчитывая 35 тыс. жителей.

С другой стороны, городской мундир порой натягивался на тщедушное тело, еще не достигшее городской зрелости. В 1917-1926 гг. было образовано 82 города. Большая их часть своим дальнейшим развитием подтвердила обоснованность этого акта; к переписи 2002 г. 12 из них стали большими городами (Орехово-Зуево, Ижевск, Кемерово, Димитровград, ранее называвшийся Мелекессом, широко известен город Минеральные Воды - ворота в знаменитое ожерелье курортных центров).

Но значительная часть поселений, получивших в этот период городской статус, надежд не оправдали, остались небольшими поселками при предприятиях или железнодорожных станциях. Семь городов не набрали требуемое для городов число жителей. В Спас-Деменске - 5,7 тыс., в Спас-Клепиках - 6,7. Побольше, но все же менее положенных 12 тысяч имеют Рудня, Пустошка, Новосокольники, Дно, Починок. Видимо, главным основанием для получения ими городского статуса было их «рабоче-крестьянское» происхождение. Города с иным социальным составом населения, значительной долей чиновников, купцов, ремесленников городского статуса лишались.

Что говорят летописи

Для древних городов принято считать временем образования дату первого упоминания в летописях. Конечно, первое летописное упоминание - также условная дата, за исключением тех случаев, когда летопись не просто сообщает о городе, но указывает дату его строительства да еще называет имя основателя.

Вот первое летописное упоминание о подмосковном Дмитрове: «В лето 6662-е родился Юрию сын Дмитрей, бе тогда в полюдье на реке Яхроме и с княгинею, и заложи град во имя сына, и нарек Дмитров, сына нарече Всеволодом». То есть когда Юрий Долгорукий объезжал свои владения для сбора дани и находился на реке Яхроме с княгинею, у них родился сын. В честь этого события князь заложил город Дмитров, а сына назвал Всеволодом, который в соответствии с тогдашними обычаями получил и второе имя - Дмитрий. Летопись не просто сообщает о Дмитрове, но и называет дату его закладки - 1152 г. Примерно так же летописи говорят о других городах, основанных Юрием Долгоруким, - Городце Мещерском (Касимове), Юрьеве-Польском, Переславле-Залесском. Но гораздо чаще в первом упоминании сообщается о событии, которое произошло в уже существующем городе. Неизвестно почему, но случается, что за дату образования принимается и не первое упоминание. В справочнике «Административно-территориальное деление союзных республик» (М., 1987; последнее, в котором приведены даты образования всех городов СССР) указана дата образования Рыльска - 1152 г. А в примечании читаем: «Имеются также сведения, что город существовал ранее X века». Почему же принимается 1152 г.?

Не менее странно сообщается о Галиче: «Основание города относится к 1159 г., в летописных источниках упоминается впервые в 1235 г.». О Костроме: «Время основания Костромы относится к 1152 г., сведения о городе появляются в летописных источниках в начале XIII в. (1213)». И совсем запутывает примечание к дате образования Рославля (1400 г.): «В ряде источников относится возникновение к 988, 1098, 1150». Какая же из этих дат наиболее достоверна? О существовании города до первого летописного упоминания сообщается также в отношении Невеля, Арзамаса, Волоколамска.

Сооружение крепости - начало города

Часто за дату образования города в официальных источниках принимается «год основания в виде крепости». Приведем примеры городов, для которых датой образования считается сооружение крепости.

Юрьевец 1225
Буй 1536
Велиж 1536
Шацк 1553
Яранск 1584
Воронеж 1586
Самара 1586
Тамбов 1636
Kозлов (Мичуринск) 1636
Осторогожск 1652
Симбирск (Ульяновск) 1646
Борисоглебск 1646
Ставрополь 1777

Города-крепости ставились по указу царя: «В 7101 г. (1593) повелением Государя царя Великого Федора Ивановича всея Руси поставити на степи от Крымских татар городы Белгород, Оскол, Валуйку...» (А.Н. Никулов . Старый Оскол /историческое исследование Оскольского края/. - Старый Оскол, 1997, с. 57). Но в отношении некоторых городов, также начавших жизнь укреплениями, почему-то поступали иначе. В 1784 г. была основана крепость у места выхода Терека из гор на Предкавказскую равнину. Но ранг города с выразительным именем Владикавказ крепость получила в 1860 г. Укрепление Нальчик воздвигли в 1817 г., городской статус получен в 1921-м. Построенная в 1818 г. крепость Грозная стала городом Грозным в 1870 г. Ивангород как крепость основан в 1492 г., датой образования города (по справочнику АТД) принят 1954 г.

Все знаменательные вехи в жизни города-крепости Шлиссельбург известны. В уже упоминавшемся справочнике в графе «год образования» проставлен 1702-й. В этом году войска Петра I овладели крепостью Нотебург, захваченной шведами у русских в 1612 г.; тогда она называлась Орешек, была основана новгородцами в 1323 г. Непонятно, почему город Ям (нынешний Кингисепп) считается образованным в 1703 г. Ведь крепость Ям основана новгородцами в 1384 г., а в 1610 г. была захвачена шведами; в 1703 г. возвращена России и наименована Ямбургом.

Подобная история приключилась с уральскими городами Троицком и Красноуфимском. Троицкая крепость основана на Уйской укрепленной линии в 1743 г. и почти сразу стала важным центром торговли с народами Казахстана и Средней Азии, выполняя таким образом городские обязанности. Под защитой крепости был устроен Меновой двор и таможня, существовавшая до 1864 г. При учреждении губерний Троицкая крепость в 1784 г. преобразована в город Троицк. В Предуралье на р. Уфе в 1736 г. основана крепость Красный Яр, или Красноуфимская, в 1761 г. преобразованная в уездный город Красноуфимск. Оба центра стали выполнять городские функции до официального утверждения городами.

В Сибири землепроходцы, двигаясь на восток в поисках земель, богатых пушниной, закладывали в удобных для сбора ясака местах зимовья. Если место оказывалось удачным, оно закреплялось более капитально сооружением острога. При дальнейшем развитии поселение признавалось городом. Схема становления городов была примерно одинакова, но даты образования (признания городом) оказались разными. Вот примеры трех городов со сходными обстоятельствами рождения: Улан-Удэ (Верхнеудинск), Красноярска, Иркутска. Улан-Удэ начинает свою биографию с 1666 г., когда было основано Удинское зимовье. Красноярск ведет счет своим годам с момента сооружения острога в 1628 г. На месте Иркутска зимовье появилось в 1652 г.; его сменил острог, сооруженный в 1663 г.; официальное утверждение городом состоялось в 1686 г. - эта дата и вошла в официальные справочники как год образования города.

Второе рождение

Существование многих русских городов прерывалось. О времени рождения Курска источники дают несогласованные сообщения. Во 2-м издании БСЭ (М., 1953. Т. 21, с. 112) говорится: «Время возникновения Курска точно не известно. В летописи впервые упомянут под 1095». А 3-е издание БСЭ (М., 1973. Т. 14, с. 41) сообщает: «Курск основан в X в., впервые упоминается под 1032 (Патерик Печерский) и 1095 (Лаврентьевская летопись)».
В справочнике АТД (1987 г.) принят в качестве года образования 1095-й. Во время монголо-татарского нашествия город был совершенно разрушен и покинут людьми. Только два с половиной века спустя, в 1586 г., город-крепость под тем же названием был вновь построен на прежнем месте. Когда же родился нынешний Курск, в 1095-м или 1586 году?

Аналогичные судьбы претерпели Белгород, Михайлов, Елец, Ливны, Данков. Что же делать? Пренебрегать разрывом или же считать, что было два города - древний предшественник и нынешний, существовавший непрерывно начиная со второй даты? Пока приходится ломать голову над вереницей противоречивых дат рождения. О Михайлове написано в примечании к официально принятому году образования 1238-му: «Указан год упоминания в исторических актах. В некоторых источниках содержатся данные о том, что город основан в 1137, вторично - в 1551. Наиболее достоверные сведения о Михайлове появляются в 1546 г.». Попробуй разберись, где же истина?

Город Ливны, по данным справочника АТД, возник в 1586 г. Но дается примечание: «Нынешний город возник в 1586 г., в XII в. существовал древний город Ливны». То есть признается существование двух, сменивших друг друга городов. А вот Курск признал летописное упоминание о своем предшественнике как дату своего рождения, включив в свой городской стаж и столетия запустения.

Дополнительную сложность доставляют случаи, когда русские города создавались на территориях, присоединенных к Русскому государству, в местах, где ранее были города, прекративших существование государственных образований. Тюмень - «мать городов сибирских» - основана в 1586 г. на месте города Чинги-Тура, существовавшего здесь с XIV в. Туринск - в 1600 г. на месте города Епанчина. Город-таможня Верхотурье вырос в 1598 г. на месте мансийского городка Некомура.

Годом образования Азова в справочнике АТД принимается 1708-й. В этом году Российская империя впервые была разделена на 8 губерний. Одну из них (Азовскую) возглавил Азов. Но город существовал раньше, и уже много столетий. До того, как за турецкую крепость Азов вел войны Петр I и временами успешно осаждали донские казаки, существовал на месте захваченного в 1471 г. турками Азова половецкий город Азака. А в античные времена на противоположном, правом берегу Дона располагался город Танаис.

Русская Астрахань была построена в 1558 г. на высоком Заячьем, или Долгом острове. Но поблизости, в 10-12 км выше по Волге, начиная с XIII в. существовали, сменяя друг друга, города Аджитархан, Хаджи-Тархан, Хазитархань, Цытрахань. Где-то здесь же еще раньше находилась столица Хазарского каганата Итиль, снесенная воинами киевского князя Святослава, а затем смытая Волгой.

Изменяется ли возраст городов
при изменении их места?

Города по разным причинам иногда меняют место. Ищут такое, которое позволяет им лучше выполнять свои обязанности. Широко известна история с перемещениями Оренбурга, который дважды менял место. Также дважды делал это Белозерск. Упоминаемый в летописи под 862 годом в числе самых древних городов Руси, Белозерск первоначально располагался на противоположном, северном берегу озера Белого (сейчас здесь находится деревня Киснема). Повелением киевского князя Владимира город ввиду угрозы подтопления был перенесен к истоку р. Шексны (район нынешнего селения Крохино) в X в. В 1352 г. от «моровой язвы» вымерло свыше половины жителей, что повлекло новый перенос города на 20 км к западу, на место, занимаемое Белозерском и поныне. И каждый раз город перемещался, не меняя своего названия. Годом его образования принят год первого упоминания - 862-й. Логика в этом есть. Название во всех трех случаях соответствовало местоположению. Город продолжал оставаться центром примерно той же округи и выполнял те же функции. Городов-соперников поблизости не было.

Якутск, основанный в 1632 г. сотником Петром Бекетовым на правом берегу Лены в 70 км ниже современной столицы Якутии, десять лет спустя из-за затопляемости территории перенесен на занимаемое им сейчас место на левом берегу. Оренбург, Белозерск, Якутск перемещались на десятки, а то и сотни километров, поэтому перемещения Смоленска, Каширы, Тобольска, Тары, Корочи, Касимова, Саратова, Темникова, Кунгура, Великого Устюга, Чердыни, Нерчинска, Сретенска, Олёкминска можно считать корректировкой местоположения.

Считают, что древний Смоленск ранее находился в районе села Гнездово, расположенного сейчас у западной границы города. Кашира, основанная в 1356 г. на левом низменном берегу Оки (здесь сейчас село Старая Кашира), в XVII в. была перенесена на возвышенный правый берег, где красуется и в наше время. Темников, упоминаемый в исторических актах в конце XIV в., переместился в 1536 г. выше по р. Мокше на 8 км, оставив на прежнем месте село Старый город. Тара, поставленная на Иртыше в 1594 г., через 75 лет, после пожара 1669 г., перенесена на занимаемое ею сейчас место. Имя свое город получил от р. Тара, близ устья которой находился первоначально, а уйдя от устья Тары, прежнее имя сохранил.

Москва была основана на высоком Боровицком холме, в месте слияния рек Москвы и Неглинной, выше реки Яузы (Аузы). Согласно археологическим данным, первые поселения на этой территории датируются вторым тысячелетием до Нашей эры. Место было очень благоприятным для жизни, и издревле здесь селились племена рыболовов и охотников, а позже на эти земли пришли славянские племена.

Версии о том, что Москва появилась в 9 веке, во время князя Олега не имеют под собой никаких документальных оснований. Первое упоминание о Москве встречается в летописи 12 века, когда период Киевской Руси подходил к концу, и государство распадалось на удельные княжества.

О поселении, которое было предшественником Москвы известно крайне мало. Впервые оно встречается в летописях 1147 года, когда Великий князь киевский и ростово-суздальский Юрий Владимирович Долгорукий, шестой сын Владимира Мономаха, пригласил на военный совет к берегам Москвы-реки, «на Московь», своего союзника, новгород-северского князя Святослава Олеговича (отца князя Игоря).

Тверская летопись говорит, что спустя 9 лет, в 1156 году Юрий Долгорукий заложил на месте древнего поселения город и выстроил новую деревянно-земляную крепость. Эта запись вызывает сомнения у историков, так как существуют некоторые противоречия, например, в 1156 году Юрий Дологорукий княжил в Киеве, и если, как предполагают историки, он основал Москву во время своего визита в Ростово-Суздальское княжество, то удивительно, что этот факт остался незамеченным летописцами. Часть историков относят основание города Москвы к 1153 году. Существуют также предположения, что укрепительные сооружения возводились не Юрием Долгоруким, а его сыном Андреем.

На тот момент Москва являлась мелким приграничным военным пунктом Суздальского княжества, который обладал большим потенциалом. Именно здесь встречались границы нескольких княжеств: Северского, Новгородского, Рязанского, Суздальского и Смоленского. В этом месте пересекались крупные дороги и водные пути.

Князь Суздальский Юрий, получивший от своего отца Владимира Мономаха Залесье, не стал довольствоваться Суздалем и Ростовом, он принялся строить новые города и заселять их. Так появились Переяславль Залесский, Юрьев Польский, Дмитров. Москва-река в ту пору была окружена буйными лесами, это была крупная судоходная водная артерия, соединявшая несколько княжеств. На тот момент, когда Владимир Мономах передал эти владения сыну Юрию Долгорукому, вдоль Москвы-реки стояло несколько сел, которые принадлежали боярину Кучке. Эти поселения, несмотря на то, что в них были и храмы, и боярские хоромы, не были объединены в один город и не имели крепости. В то же время, месторасположение как нельзя лучше подходило для основания укрепленного города, пограничного пункта.

Причины, по которым Юрий Долгорукий казнил Боярина Кучку, доподлинно неизвестны, скорее всего, боярин не хотел передавать свои земли князю и оказывал сопротивление его планам. Предания рассказывают, что после казни Юрий оглядел близлежащие земли и повелел строить на них деревянный град. В результате этого были возведены укрепленные деревянные стены Кремля, которые служили для защиты жителей бывших сел Кучкова и новых поселенцев, постройки княжего двора и некоторые другие строения. Кроме того, заслуга Юрия Долгорукова в том, что он способствовал распространению христианства среди населения этой местности, которое все еще находилось под сильным влиянием язычества и волхвов.

Некоторое время город назывался Кучков, а затем за ним укрепилось название по имени Москвы-реки. Что означает слово Москва – лингвисты и на сегодняшний день не пришли к единому мнению. Предполагают, что слово Москва – финского происхождения, и означает по разным версиям: смородина, мутная, искривленная.

Сведений о том, навещал ли Юрий Долгорукий, основанный по его повелению город, нет. Умер основатель Москвы в Киеве, 15 мая 1157 года, проболев пять дней после того, как занедужал после буйного пира, который устраивал его боярин Петрил.

Рост и становление Москвы

Становление Москвы было медленным. Сменились три поколения потомков Юрия Долгорукова прежде, чем Москва вышла из тени древних городов Владимирско-Суздальской Руси, и начала приобретать черты крупного города, играющего важную роль в жизни русского государства. В первой половине 13 века Александр Ярославич Невский основывает в Москве княжескую династию, передав Москву во владение своему сыну Даниилу. С момента утверждения в Москве княжеского стола, и роста ее авторитета, все большее внимание стало уделяться увековечиванию памяти основателя Москвы Юрия Долгорукого. Московские князья, начиная с Даниила давали своим старшим сыновьям имя Юрий, а Иоанн III сделал Георгия Победоносца – ангела Юрия Долгорукого, гербом московского княжества.

После того, как в 1319 году сын князя Даниила Юрий получил великое княжение, он переехал в Новгород, а княжеский престол в Москве перешел к его брату Ивану Данииловичу Калите, который был настоящим князем-собирателем Руси. Набожный человек и разумный хозяин, лишенный "молодеческих замашек", и, в то же время, жестокий и расчетливый, он сумел вывести Москву на новый уровень, поставив ее вровень с влиятельными городами того времени. Москва стала городом всероссийского значения, таким, какими раньше были Владимир и Киев.

Важное значение в обретении Москвой статуса главного русского города сыграло перемещение резиденции митрополита Русской Православной Церкви из города Владимира в Москву (1326 год). После того, как в середине 15 века Константинополь (Царьград) был захвачен турками, русских митрополитов стал возводить на престол не Константинопольский патриарх, а Собор русских иерархов.

Последующие годы были для Москвы нелегкими. Войскам Дмитрия Донского пришлось защищать Москву от нападения литовского князя Ольгерда. В 1238 году Москва была дотла разорена ханом Батыем. Ужасный Всесвятский пожар почти уничтожил Москву в 1365 году. После того, как в 1380 году на Куликовом поле русское войско одержало победу над полками татарского темника (военачальник "тьмы", 10 тыс. воинов) Мамая, появилась возможность освободить Русь от татаро-монгольского ига. Однако, спустя 2 года, в 1382 году, хан Тохтамыш из Золотой Орды обманным путем смог захватить Москву, уничтожил большое количество москвичей и сжег Кремль дотла. Но, несмотря на все трудности, Москва продолжала расти и крепнуть.

Москва - столица единого государства

В период правления великого князя Ивана III (1462-1505), Москва уже была столицей русского государства. Из-под ига Орды окончательно освободились земли Северо-Восточной Руси, Московская держава обрела независимость, и Иван III прилагал все усилия для того, чтобы превратить Москву в "Третий Рим". После того, как Иван III взял в жены племянницу последнего константинопольского императора, Софью Палеолог, символом московского самодержца становится византийский двуглавый орел. Его изображения появляются на княжеских печатях.

В процессе укрепления русского государства большое внимание уделялось в Москве строительству, в частности, Кремлевских укреплений, храмов. Именно в это время начала формироваться площадь, в наше время известная как Красная площадь. До 16 века она называлась Торгом, позже получила название Троицкой, после того, как в 1571 году здесь бушевал пожар – площадь стали называть Пожаром, и только в середине 17 века площадь обрела свое теперешнее название.

Для того, чтобы оправдать звание преемницы Византии, главного православного государства, Русская Православная Церковь стала проводить активную деятельность по укреплению религиозной веры в народе. Прославлялись и канонизировались русские князья, боровшиеся с захватчиками, подвижники и государственные деятели. Последовательные и грамотные действия московских князей, направленные на «собирательство Руси» привели к тому, что Московское княжество овладело 70 волостями и 25 городами, которые располагались в верховьях Оки, Десны и её притоков, а также Днепра. Среди прочих городов были: Чернигов, Брянск, Путивль, Рыльск, Смоленск. Завоевание Смоленска в 1514 году стало важной вехой в укреплении западных кордонов русской державы.

15 век ознаменован превращением Москвы в крупнейший культурный центр. В начале 15 века в Москве в одном из монастырей живет и работает величайший русский иконописец Андрей Рублев, здесь пишутся от руки самые лучшие книги того периода.

Первый русский царь Иван Грозный и его последователи

Судьбоносным событием для русского государства стало венчание на царство первого русского царя, которым стал юный московский князь Иван IV (Грозный). Это событие произошло в 1547 году. Глава русской церкви Митрополит Макарий возложил на голову Ивана IV шапку Мономаха и официально провозгласил его русским самодержцем. Однако, в 1561 году от Вселенского Константинопольского патриарха Иосафа пришло письмо за подписью 37 иерархов Восточной Православной Церкви, в котором говорилось, что они благословляют на царствие Ивана IV, однако, совершенное митрополитом Макарием не может считаться законным, ибо только Римский и Константинопольские первосвященники имеют право венчать царей. Это письмо оскорбило русских. Россия на данный момент была свободным государством, прямой наследницей Византийской империи, и она должна была испрашивать разрешения у патриарха, который сам не был независим, а нуждался в признании своего сана турецким правителем.

После смерти Ивана Грозного правители Москвы делают все возможное для того, чтобы в России появился свой первосвятитель – высший церковный иерарх, который поможет сделать царскую власть общепризнанной. В результате в 1589 году из Константинополя в Москву приезжает патриарх Иеремия со свитой, и вместе со священным Собором (епископы Русской Церкви) возводит митрополита Иова на престол всероссийского патриарха. Таким образом, Русская Православная Церковь стала автокефальной – самостоятельной церковью.

Время "Великой смуты", наступившее после смерти Бориса Годунова, ознаменовало собой начало 17 века. Один за другим сменялись московские правители, а сам город находился во власти поляков. Вдохновителем духовного сопротивления захватчикам стал патриарх Гермоген, который объявил, что если королевич Владислав Сигизмундович (Жигимондович) не примет христианство, отрекшись от католичества, то не править ему в Москве. Данное условие было невыполнимо, так как отец королевича, Сигизмунд III был фанатичным католиком и противился тому, чтобы сын сменил веру. Тогда патриарх стал рассылать в разные русские города грамоты с призывами к освобождению Москвы. Возглавили народное ополчение князь Дмитрий Пожарский – талантливый военачальник с незапятнанной репутацией и народный староста Козьма Минин. Князь Пожарский привел ополчение к Москве в августе 1612 года, а полностью освобождена Москва была только в октябре. В честь этого знаменательного события в 1818 году на Красной площади был установлен памятник освободителям Москвы "Гражданину Минину и князю Пожарскому".

Москва в период правления династии Романовых

В начале 1614 года в Москве на Земском соборе было положено начало новой царской династии Романовых, представители которой правили Россией 300 лет. Первым из Романовых стал шестнадцатилетний Федор Михайлович.

В начале 17 века панорама Москвы выглядела очень живописно. Кремль гармонично сочетался с застройкой других частей города и был виден с большинства улиц Москвы. К Кремлю сходились радиальные улицы Замоскворечья, лежавшего в низине. В виде трех полуколец располагались монастыри. Самое ближнее к Кремлю состояло из Алексеевского, Крестовоздвиженского, Никитского, Георгиевского, Златоустовского и Ивановского монастырей, располагавшихся с северной стороны. Второе полукольцо протянулось вдоль северной стены Белого города (Бульварное кольцо), в него входили: Высоко-Петровский, Рождественский, Сретенский и Страстной (построенный позднее). На юге, за городской чертой располагалось третье кольцо, которое включало в себя: Новодевичий, Ново-Спасский, Симонов, Андронников, Данилов, Донской монастыри.

В то же время, Москва в 17 веке страдала от сильнейших пожаров и эпидемий, среди которых самыми страшными были эпидемии чумы, оспы, холеры. Весной и осенью город тонул в грязи, летом, в жару, над рыбными и мясными рядами стоял ужасающий смрад. Бытовые отходы и нечистоты выбрасывались, как правило, во двор или на улицу. В городе царила неимоверная антисанитария. Несмотря на густонаселенность, в Москве того времени не было загородных кладбищ, умерших хоронили внутри города при приходских церквях. В 17 веке на территории Москвы таких кладбищ было около 200. Кроме неурожаев, нищеты основной части населения, культурной и санитарной неграмотности, усугубляло ситуацию и отсутствие больниц и медицинской помощи, а самыми действенными средствами в борьбе с болезнями считались молебны. Две самые страшные эпидемии чумы в Москве пришлись на 17 и 18 век.

Во время правления Петра I, или, как его называли - Петра Великого, Москва оставалась духовным и культурным центром России, но статус столицы утратила. В 1712 году указом царя столицей был объявлен Санкт-Петербург. В середине 18 века, благодаря реформам первого российского императора Петра Алексеевича, Россия вышла на международную арену, а вместе с ней и Москва.

Заметный вклад в историю города Москвы сделала дочь Петра Великого, императрица Елизавета. Она обратила своё внимание на Кремль, на его ветшающие дворцы. В 1743 году императрица Елизавета отдала приказ архитектору графу Растрелли выстроить возле Благовещенского собора каменный четырехэтажный дворец, в котором следовало бы хранить все то, что подлежало реставрации. Елизаветинский дворец простоял до 1812 года, а в период оккупации наполеоновскими войсками был взорван. Именно благодаря деятельности Елизаветы Петровны были сохранены Грановитая палата и царские терема.

Но главной заслугой императрицы стало открытие в Москве университета и двух гимназий при нем. Университет был открыт 12 января 1755 года в день святой Татьяны, который с тех пор празднуется всеми студентами. Одна гимназия при московском университете предназначалась для дворянских детей, а вторая для купеческих детей и разночинцев. В 1756 году в университете стали издавать первую неправительственную газету, которая называлась Московские ведомости, а затем и первый в Москве журнал – Полезное увеселение.

В то же время, Елизавета Петровна предпринимала попытки кардинально изменить внешний облик исторической части Москвы. В частности, она создала план, согласно которому древний Кремль должны были снести, а на его месте полагалось выстроить колоссальных размеров здание, в котором бы расположились правительственные, образовательные и даже торговые заведения Москвы. К счастью, эти планы не осуществились.

Наследники Петра сквозь пальцы смотрели на разрушение древних исторических памятников, но только императрица Екатерина II осмелилась их разрушить окончательно. По велению императрицы были срыты крепостные сооружения Белого города, а камни из стен крепости разрешалось брать всем желающим для личных нужд. На этом месте было приказано разбить бульвары, как это было принято в Европе. Та же судьба была уготована Земляному городу со всеми его валами и 34-мя башнями, которые приводили в восторг своей живописностью иностранных путешественников начиная с 16 века. Вместо них была построена впечатляющих размеров круговая улица, которую назвали Садовой. Название было дано по той причине, что все жители новой улицы обязаны были перед своими домами высаживать палисадники.

Однако новшества, вводимые Екатериной II, часто были на пользу Москве и её жителям. Именно при Екатерине II был проложен водопровод из Мытищ, который снабжал чистой водой Москву вплоть до последней четверти 19 века. В этот же период был создан отводной канал на Москве-реке, а река Неглинная была заключена в подземные трубы. Императрица Екатерина II ввела оспопрививание и выстроила в Москве две больницы, одна из которых предназначалась для чернорабочих, а вторая – для других слоев населения причем, на строительство она лично пожертвовала 100 тысяч, а цесаревич Павел Петрович - 50 тысяч. В 70-х годах 18 века были сделаны выводы из недавно пережитой эпидемии чумы. Многочисленные погосты в городской черте упразднили, было организовано несколько больших загородных кладбищ.

В Екатерининское время в Москве царила атмосфера роскоши и великолепия. Культурная жизнь была сосредоточена в высших вельможных кругах, что тормозило развитие среднего общественного слоя. При Александре I (1801-1825 гг) в Москве стала развиваться клубная жизнь, общественные увеселения распространились вглубь средних слоёв. В городе стали появляться кружки, в которых обсуждались литературные произведения, велись беседы о политике. В частности, большие восторги вызывала личность Наполеона I. Часты были балы, маскарады, театральные представления. Новые бульвары объединили по линии проездов, и они стали застраиваться новыми особняками. На Кузнецкий мост перенесли из Немецкой слободы заграничные магазины. Москва предавалась неудержимому веселью.

Несмотря на то, что многие дальновидные люди понимали, что союз с Наполеоном, заключенный Александром I в 1807 году ненадежен, для большинства жителей Москвы вторжение Наполеона в Россию стало неожиданностью.

18 век начался для Кремля страшным пожаром. По приказу Петра I в выгоревшей части между Троицкой и Собакиной башнями начали строить Арсенал. Строительство завершили в 1736 году при императрице Анне Иоанновне. Перед зданием Арсенала была установлена Царь-пушка, отлитая в 1586 году мастером Андреем Чоховым. Это самое большое по калибру орудие в мире. В 1735 году для нее отлили чугунный лафет и ядра. В наши дни Царь-пушка размещается на специальном каменном постаменте близ собора Двенадцати Апостолов в Кремле.

Еще одна гигантская достопримечательность Кремля - Царь-колокол, отлитый по указу Анны Иоанновны в 1733-1735 годах русскими мастерами И. и М. Маториными. Во время пожара 1737 года от Царь-колокола откололся кусок весом около 700 пудов. До 1836 года колокол находился в литейной яме, а затем был поднят на постамент, сооружённый по проекту архитектора О. Монферрана. В наши дни Царь-колокол размещен у подножия колокольни Ивана Великого.

Москва в Отечественной войне 1812 г.

Суровые испытания ждали город в 1812 году, когда армия Наполеона захватила Москву после Бородинского сражения. Взятие французскими войсками Москвы всколыхнуло в народе самые патриотические чувства, и, как когда-то против поляков, русский народ поднялся на войну за освобождение русской духовной столицы, и общими усилиями войск и народного ополчения была одержана победа.

После освобождения Москвы её фактически нужно было отстраивать заново. Особенно страшные разрушения были в центре Москвы. Москва-река серебрилась от множества всплывшей рыбы. Никольская башня была почти разрушена, на ней чудом уцелел Образ Николая Чудотворца – даже стекло не было треснуто. Арсенал был разрушен, здание Сената полуразрушено. К счастью, соборы на территории Кремля уцелели. Скорее всего, счастливая случайность уберегла их от уничтожения – из подкопов было извлечено 60 пудов пороха, а фитили были потушены, видимо, сильным ливнем, который прошел накануне. Среди прочих строений была взорвана и Грановитая палата, в стенах Московского Кремля зияло пять огромных пробоин. Из 290 храмов, которые действовали в Москве до 1812 года, уцелели только 115 и те были разграблены. Из 9158 домов осталось 2626, только на улицах было насчитано более 11 тысяч человеческих и более 12 тысяч лошадиных трупов - такой Москва предстала после освобождения.

Но удивительно быстрыми темпами город стал восстанавливаться. Несмотря на то, что Москва была не официальной столицей, а всего лишь купеческим и помещичьим городом, она проявляла такую же жизненную стойкость и силу, как и в прошлом. В Москву вернулся преосвященный Августин со святынями, стали возвращаться жители Москвы.

В честь победы над армией Наполеона в 1839 году на месте Алексеевского женского монастыря решили построить Храм Христа Спасителя. Средства на сооружение храма собирали по всей России. Все желающие присылали кто сколько мог. Росписи в храме выполняли самые известные русские живописцы того времени. Закончилось строительство Храма Христа Спасителя в 1880 году. Также в память о победе в Москве был разбит Александровский сад, появились: Манеж, площади-форумы Театральная и Красная, Триумфальные ворота у Тверской заставы.

Ростом национального самосознания в Москве отмечено правление императора Александра Николаевича. Стали активно развиваться печатные издания, появилось множество различных общественных организаций. В прессе, в клубах заговорили о необходимых преобразованиях, в частности, об избавлении крестьян от крепостной зависимости. Инициатива принадлежала самому царю, который в марте 1856 года, в беседе с предводителями дворянства сказал, что положение крестьян не может оставаться неизменным.

К началу 20 века Россия подошла абсолютной монархией, государством, которое занимало 5 место в мире по объемам производства. В то же время, индустриализация находилась на незавершенном этапе, а основой экономики оставалась аграрная сфера. Наряду с русской интеллигенцией, которая внесла выдающийся вклад в мировую культуру, существовала массовая неграмотность населения. Внутренние противоречия обострились ещё больше с началом Первой мировой войны.

Москва – столица СССР

События Октябрьской революции 1917 года открыли новую страницу в истории Москвы. В 1918 году правительство молодой социалистической республики переехало из Петербурга (Петрограда) в Москву, и Москва вновь обрела статус столицы, но теперь уже Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, а несколько позже – Союза Советских Социалистических Республик, включавших в себя 15 дружественных государств-республик.

В качестве столицы нового огромного государства Москва стала играть важную роль в международной политике. Интенсивными темпами происходила застройка Москвы, город стал разрастаться за счет пригородов. С ростом города и увеличением числа жителей развивалась и транспортная инфраструктура. В 1924 году в Москве появилось регулярное движение автобусов, а в 1933 году по улицам Москвы прошли первые троллейбусы. В мае 1935 года состоялось торжественное открытие московского метрополитена – новая эра в жизни столицы СССР. В 1939 году в Москве начинает функционировать регулярное телевизионное вещание.

Вместе с тем, советская власть, как и каждая предыдущая, имела свое мнение по поводу архитектурного облика Москвы. Начиная с 1931 года, в Москве было уничтожено более 400 объектов, которые можно было назвать памятниками мирового значения. Среди этих невосполнимых утрат: Храм Христа Спасителя, Страстной монастырь, церковь Успения на Покровке, храм Святителя Николая Большой Крест.

Два раза (в 20-е и 50-е годы) над Москвой нависала угроза переименования. Древний город хотели переименовать в Ильич, а позже – в Сталинодар, но, к счастью, здравый смысл победил и Москва сохранила за собой историческое название.

Москва в Великой Отечественной войне

Во время Великой Отечественной войны 1941 года, когда немецко-фашистские войска стремительно продвигались по территории Советского Союза, угроза захвата Москвы в очередной раз вызвала в людях грандиозный патриотический всплеск. Москва была сердцем государства, ее оплотом, не отдать врагу Москву – стало главной целью для советских воинов. Защитники Москвы и Тулы, которая являлась последним защитным пунктом на юге, смогли остановить наступление немецких войск, с этого момента началось контрнаступление Советской Армии. В битве за Москву гитлеровская армия понесла первое крупное поражение, было положено начало разгрому фашистских захватчиков и освобождению от фашизма не только территории СССР, но и Европы. В 1965 году Москва получила звание города-героя в знак уважения к жителям города, которые проявили отвагу и героизм в борьбе за её освобождение.

В послевоенные годы Москва стала быстро восстанавливаться. Жители города возвращались из эвакуации, увеличивалось количество образовательных учреждений, Москва стала восстанавливаться и разрастаться поразительными темпами. В 1956 году начинается строительство МКАД около Ярославского шоссе. В 1960 году был открыт первый участок дороги, а в 1962 году движение пустили по всему кольцу. Вначале МКАД служила границей городской территории Москвы, теперь Столица России разрослась и за пределы кольца.

Современная Москва

После того, как в 1991 году СССР прекратил свое существование, Москва стала столицей России, а с 1993 года – городом федерального значения. Кремль превратился в резиденцию Президента России и место, которое посещает большое количество туристов (музейные зоны).

В 21 веке Москву охватило грандиозное архитектурное преобразование, которое грозит почти полным уничтожением исторических и архитектурных памятников. Поскольку реставрация ветхих старинных зданий – дело не только хлопотное, но и очень дорогое, зачастую их объявляют аварийными, а на их месте возводят новые здания. Из-за того, что самые престижные и дорогие участки земли находятся в историческом центре Москвы, он страдает в первую очередь, кроме того, появился такой термин как "точечная застройка", запрещена официально в 2008 году.

Среди проблем сегодняшней Москвы и транспортная – частые пробки вынуждают жителей столицы терять массу времени на передвижение по городу, особенно в часы "пик".

Но все же, сегодняшней Москве есть чем гордиться. В городской черте сохранились крупные лесные и парковые массивы, среди которых: Лосиный остров, Измайловский парк, Тимирязевский парк, Ботанический сад, Нескучный сад, Битцевский лесопарк.

Москва и поныне является театральной столицей России. В Москве работает более полутора сотен театров, среди которых и всемирно известные, такие как Большой театр, и небольшие частные театры-студии и экспериментальные театры.

Огромное количество музеев, существующих в Москве уступает только таким крупным городам как Нью-Йорк и Мадрид. Самые крупные музеи Москвы: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Третьяковская галерея.

Кроме того, Москва является крупным научным и промышленным центром. Особенно активное развитие научные отрасли получили в советский период. Именно тогда в Москве появилось множество НИИ, которые занимаются изысканиями в области ядерной энергетики, микроэлектроники, космонавтики.

Немаловажной сферой жизни людей является религия. Москва в этом плане очень толерантна. В городе зарегистрировано официально более 1000 религиозных объединений, представляющих более 50 направления различных вероисповеданий.

В Москве представлены все основные мировые религии. Официально в городе зарегистрировано более 1000 религиозных объединений и организаций, которые представляют более 50 различных вероисповедных направлений.

Помимо разветвленной сети автобусных, троллейбусных и трамвайных маршрутов, в Москве перевозкой пассажиров занимаются маршрутные такси и такси. Основную же нагрузку несет московское метро. В Москве функционируют аэропорты: Домодедово, Шереметьево, Внуково и Быково, а также 9 ж/д вокзалов. В навигационный период по Москве-реке ходят речные трамваи и круизные теплоходы, а Южный порт принимает грузовые суда.

Современная Москва разделена на округа:

1. Центральный

2. Северный

3. Северо-Восточный

4. Восточный

5. Юго-Восточный

7. Юго-Западный

8. Западный

9. Северо-Западный

10. Зеленоград

В свою очередь, округа делятся на муниципальные районы. Главный орган управления – городская Дума, которая выбирается раз в 4 года. В состав Думы входят 450 депутатов.

1 февраля 1995 г. был принят закон о флаге и гербе города Москвы. Герб Москвы представляет собой темно-красный геральдический щит, на котором изображен всадник – Святой Георгий Победоносец на серебряном коне в серебряных доспехах и голубом плаще, поражающий золотым копьем черного Змия. Согласно древнему преданию, Святой Георгий был римским воином родом из Лидии, который принял христианство в числе первых, а во время гонения на христиан, возглавляемых императором Рима Диоклетианом, Святой Георгий принял мученическую смерть за веру и был канонизирован церковью как Великомученик и Святой. Именно Святой Георгий был ангелом Юрия Долгорукого– основателя Москвы, т.е. был назван в его честь.

Гимном Москвы является песня "Моя Москва". Текст песни написал М. С. Лисянский и С. И. Агранян, автор музыки - И.О. Дунаевский.


Москва - столица России, один из крупнейших городов мира.Появление названия города, как и названий многих других городов, связано с именем реки Москвы, которая носила это имя задолго до появления поселения. Кем дано название, и что оно означает, точно не известно. С легкой руки Карамзина, будто бы отыскавшего строчку в какой-то летописи - "приди ко мне брате во град Москву", куда Юрий Долгорукий приглашал своего союзника, князя Новгород-Северского Святослава Ольговича, официальная дата основания Москвы принята 1147 год. В 1947 году отмечалось 800-летие Москвы. По приказу Сталина празднования были намечены на начало сентября. К юбилею города была учреждена медаль «В память 800-летия Москвы». По всему городу были развешаны флаги и портреты вождей. Вечером центр Москвы осветили огни иллюминации. Завершились торжества праздничным салютом.В 1847 году, при НиколаеI, празднования были более чем скромные.

Карамзин Николай Михайлович.

Однако у многих историков возникают сомнения в достоверности такой информации.Во-первых у Святослава Ольговича в это время были большие проблемы - он с полным напряжением сил отбивался от соседей, князей Черниговских, намеревавшихся поглотить Новгород-Северское княжество.(В 1146-1154 гг происходила междоусобная война за престолы в древнерусских городах). Во-вторых не было никакой крайней надобности для долгой,трудной и опасной поездки, занимавшей только в одну сторону более месяца. От Новгород-Северского до Москвы по прямой почти 600 километров по бездорожью,через глухие непроходимые чащи. И для чего? Чтобы посидеть, выпить с приятелем? Это все равно, что сегодня позвонить из Москвы в Петропавлоск-Камчатский и пригласить приятеля заскочить на часок попить пивка.

Другой корифей российской истории, дважды академик Императорской Академии наук (по истории и словесности) В.О.Ключевский, чьи публичные лекции в начале ХХ века собирали множество слушателей, даже императорскую семью, считал что Москва основана в 1156 году. Ключевский писал: "В 1156 г.,по летописи, князь Юрий Долгорукий "заложи град Москву" ниже устья Неглинной..."

Василий Осипович Ключевский.

Несмотря на крайне почтительное отношение к Василию Осиповичу современные историки анализируя обстановку того времени и личные обстоятельства Юрия Долгорукого подвергают сомнению эту дату. Юрий после длительной и изнурительной междоусобной войны в 1155 году наконец -то заполучил киевский престол и начал борьбу с сыновьями Изяслава за Волынь, которая закончилась для него неудачно. А тут еще и Ростислав Мстиславич смоленский, прежде признавший старшинство Юрия, после его волынского похода в 1157 году вступил в союз с Мстиславом Изяславичем волынским и Изяславом Давыдовичем черниговским чтобы отобрать у Юрия киевский стол. Вопрос об исходе борьбы остался открытым, так как 15 мая 1157 Юрий Долгорукий умер - по-видимому, отравленный киевскими боярами. Он был крайне непопулярен среди киевлян; сразу же после смерти хозяина его двор был разграблен народом. Так что в 1156 году у Долгорукого вряд ли были возможность и желание создавать новый город(а это большие расходы) в глухой провинции, в 1000 км от театра жестокой междоусобной драки за право получать дань с давно уже существующих, процветающих и благоустроенных городов.

У современных историков есть свои версии основания Москвы. Приведу версию В.Б.Билинского: Москва заложена по велению хана Золотой Орды Менгу-Тимура в 1272 году.

В те времена город без храма был явлением невозможным. (Кстати, отличие села от деревни - в селе храм есть, в деревне нет). Когда же был построен первый храм на территории нынешней Москвы? Билинский приводит выдержку из книги церковного историка Александра Ратшина, 1852г, Москва, издание Университетской типографии: "Когда место нынешнего Кремля было еще покрыто бором, или густым лесом...- сын Александра Невского, Св.Даниил, который только что получил в удел земли и села...построил в 1272 году, среди бора, на Боровицком холме, на том самом месте, где жил в одинокой избушке пустельник Вукол, деревянную церковь Спаса-Преображения. Это было за 54 года до основания Успенского собора и за 67 лет до обнесения Детинца(нынешнего Кремля) дубовой рубленой стеной".

Тогда же был заложен архиерейский дом "на крутом берегу Москва-реки... Обитель сия наистарейшая, основана св.князем Даниилом Александровичем. Cо второй половине XV столетия служила местом пребывания Владыки стародавней Сарайской епархии, уничтоженной по личному указанию императрицы Екатерины 15 мая 1788 года. (Сарайская епархия была учреждена в 1261 году митрополитом Киевским Кириллом по ходатайству великого князя Александра" Невского" с разрешения правителя Золотой Орды Берке в Сарай-Бату, столице Золотой Орды. Сарайская епархия занимала территорию Золотой Орды между Волгой и Днепром).

В том же 1272 году был основан Данилов монастырь, позже переименованный в Новоспасский. Видим, что в 1272 году, на пустом месте началась интенсивная застройка - создание стольного города для нового, еще не созданного удельного княжества Московского(создано в 1276 году). Хотя в книге изданной церковным историком XIX века и пишется, что все строительство было организовано князем Даниилом Александровичем, но он князем еще не был, ему было тогда 11 лет. Т.е. создавали княжество и город "под него". И создавал город кто-то очень могущественный. (Александр "Невский",отец Даниила к тому времени уже умер, был отравлен в Орде в 1263 году). По достижении совершеннолетия в 1277 году(у монголо-татар совершеннолетие начиналось с 16 лет) Даниил был назначен удельным князем вновь образованного Московского княжества.

Интенсивно зеленым цветом помечен удел "выкроенный" в рамках Владимирского княжества для Даниила.

Кто же он, этот таинственный и могущественный покровитель Даниила? В 1271 году братья Александра "Невского", Ярослав Ярославович и Василий Ярославович, сыновья:Дмитрий,Андрей и Даниил и их мать, ездили по приглашению (или по вызову) хана Менгу-Тимура в Золотую Орду. Хан принял их довольно тепло. В Орде были очень строгие законы и правила, которые соблюдались неукоснительно. Малолетний Даниил мог попасть на прием к главному лицу государства только в том случае, если бы он являлся родственником хана. Так оно и было. Даниил, как и его братья, приходился Менгу-Тимуру двоюродным братом. Жена Александра "Невского" и мать Дмитрия, Андрея и Даниила была дочерью хана Батыя и приходилось хану Менгу-Тимуру родной теткой. Похоже, именно она и выпросила удел для "меньшенького".

Суровые порядки Золотой Орды не позволяли никому без разрешения хана даже переезжать с места на место, это расценивалось как попытка уклонения от налогообложения. За все преступления и неповиновения в Орде было одно наказание - смертная казнь. Этим поддерживалась дисциплина в огромной империи. Поэтому появление множества людей на строительстве нового города могло быть только по указанию хана. Тем более, что в 1272 году в Золотой Орде проводилась очередная перепись населения (главная причина - чтобы никто не смог уклониться от налогов). Для Владимирского княжества, ставшего частью Монгольской империи в 1238 году это была уже третья перепись. Первая состоялась в 1238 году, вторая в 1257 г.

1272 год - наиболее подтвержденная дата основания Москвы. И основателем города можно считать выдающегося государственного деятеля своего времени, хана Золотой Орды Менгу-Тимура.

Я поделился с Вами информацией, которую "накопал" и систематизировал. При этом ничуть не обеднел и готов делится дальше, не реже двух раз в неделю. Если Вы обнаружили в статье ошибки или неточности - пожалуйста сообщите.E-mail: [email protected]. Буду очень благодарен.

No related posts.

Комментарии

Отзывов (7) на Год основания Москвы: 1147 ? 1156? 1272?”

    • Насчёт «херни» объясните академикам. Двое таких странных личностей, не читавшие наверное учебники истории для 4-го класса, утверждают, со ссылкой на археологические данные, что Москва не могла быть основана ранее 1380 года. Что с них взять — академики.

  1. В просвещенном XVIII веке, во времена позднего Ломоносова, когда он возглавил географический департамент, на места были высланы анкеты, содержавшие десятки вопросов, чтобы по ответам с мест судить, сколь велика и чем богата земля Русская. Подобную же анкету разослал и Шляхетский кадетский корпус. «Давно ли заселена Мезенская волость знания нет, а город Мезень из давних времен, а которого именно году, известия нет»
    «Когда и кем город основан и построен и прежде каким народом
    обитаем, известия никакого нет, а только до открытия оного был обитаем ГОСУДАРСТВЕННЫМИ КРЕСТЬЯНАМИ»

    Вот собственно и ответ на вопрос о дате основания города Мезени и той же Москвы: и удивительная стойкость земского самоуправления русских ГОРОДов (напомню: «Русскими городами» назывались местности).

    Есть один источниковедческий аспект, о котором следует сказать особо. Речь идет о летописях. Обращение к ним таит большую опасность для ученого, если он не проявит критического отношения к этому разряду памятников прошлого. При поверхностном прочтении летописей возникает впечатление, что древнерусскую историю творили знатные люди: князья, бояре, сановники церкви. Именно их деятельности посвящают свои рассказы летописцы. Отсюда у некоторых историков преувеличенное представление об исторической роли древнерусской знати.

    Получается так, что князья выступают какими-то всемогущими политиками, чьим мановением страна делится на отчины, предопределяется вековая будущность крупнейших городов Руси.

    Меж тем критический пересмотр содержания русских летописей позволяет по другому взглянуть на источник государственности Древней Руси.

    Н. И. Костомаров считал старейшие главные города центрами земель. «Где город - там земля; где земля - там город… Земля была община, имевшая средоточие в городе…». Земли на Руси пользовались автономией и самоуправлением. Н. И. Костомаров подчеркивал, что право земли и ее верховная власть над собою высказывается повсюду в дотатарское время. Земля должна была иметь князя; без этого ее существование как земли было немыслимо. «Где земля, там вече, а где вече, там непременно будет князь: вече непременно изберет его. Земля была власть над собою; вече - выражение власти, а князь - ее орган».
    В том же году, что и работа Н. И. Костомарова, была опубликована статья В. Пассека, где говорилось, что в летописях под словом «город» нередко разумеется «целая страна, область, со всеми ее деревнями, селами и городами, бывшими под защитой главного или стольного города, который собственно и назывался городом, а все другие, находившиеся в той области или уделе, в отношении его считались пригородами». Уже к приходу Рюрика Русь «распадалась на области, из которых каждая имела своих старейшин и свой срединный город, который со своими старейшинами господствовал над всею областью». Вот почему понятие города «поглощало в себе понятие целой страны. Город есть мысль, сердце, дух страны; он господин, он владыка»

    Город (община, земля, волость) с политически самостоятельным статусом сложился еще до появления варягов.
    Придерживаясь различных мнений об исторических судьбах России, русские историки 19 века, однако, сошлись в очень существенном моменте: толковании древнерусского города как общинного союза, наделенного правительственными функциями относительно территории и населения, «тянувших» к городу. Иными словами, их понятие города, городской волости совпадало с понятием государства, возведенного на общинной основе. Такое единство взглядов в этом вопросе вряд ли можно зачислить в разряд простых совпадений, в данном случае оно свидетельствует о верном истолковании учеными исторической действительности, относящейся к городскому строю Древней Руси.

    К сожалению, эти представления не получили дальнейшего развития в исторической науке. С конца 20-х - начала 30-х годов (20 века уже советскими историками) древнерусский город изучается исследователями преимущественно как составная часть феодализма, как звено в системе феодальных производственных отношений. Города теперь выступают как центры феодального властвования

Москва - один из крупнейших городов Руси, основанный, предположительно, в 12-м в. и ставший столицей в 16-м в.

Москва была основана на Боровицком холме, в месте, где происходит слияние двух рек - Москвы-реки и р. Неглинной. Именно подобное выгодное расположение сыграло немаловажную роль в дальнейшем росте благосостояния города, который к 13-14-му вв. стал крупной торговой точкой.

История основания Москвы

О том, что находилось на территории Москвы задолго до ее основания, сведений немного. Известно, что на территории нынешней Москвы было найдено несколько древних городищ, относящихся к Дьяковской культуре (железный век). Эти городища на данный момент являются самыми ранними поселениями, найденными на территории современной Москвы.

Столичный статус город приобрел в 1547 г., когда царем на Руси стал . В 1712 г. Москва уступает свой титул Санкт-Петербургу, однако в 1918 г. снова его возвращает.

Московский Кремль

Основание любого древнего города тесно связано с заложением крепости. Первая крепость в Москве была заложена Юрием Долгоруким, имела небольшой периметр и служила в основном для проживания и хозяйственных нужд. На сегодняшний день не осталось никаких следов этого древнего укрепления. В 14-м в. существовавшая крепость была перестроена - на месте старых земляных и деревянных укреплений возникают белокаменные (отсюда название Москвы - Белокаменная). И только после 15-го в. крепость начинает активно отстраиваться, расширяться. В 18-м в., после постройки ряда новых зданий, Московский Кремль приобретает знакомый всем облик.

Название города

Название город получил в честь Москвы-реки, на которой и был построен. Что касается самого слова, то существует несколько версий. Согласно одной из них, название происходит от древнеславянского корня «моск», имеющего двойное толкование (нечто мокрое и влажное: «промозглый»; а также ум: «мозговитый»). Второй версией появления слова является финно-угорская: «Москва» стало соединением марийских слов: «маска» - «медведь» и «ава» - «мать». Существует также еще множество разнообразных версий. Наиболее распространенная на сегодняшний день версия толкования названия идет из языка коми и означает «Коровья река».

Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. А. Васнецов. 1922 год

С годом основания столицы историки после долгих споров определились — 1147-й. А вот день и месяц её образования до сих пор под вопросом. По некоторым данным, этот день как раз сегодня, 5 апреля. Откуда взялась официальная дата? И настолько ли она однозначна, как уверяют учебники истории?

Память московских земель

Археологические раскопки показывают, что территория современной Москвы и Московской области была заселена издревле. Самые ранние находки — каменные и костяные топоры, ножи, рыболовные крючки и наконечники стрел — следы так называемой льяловской культуры — специалисты относят к эпохе неолита (позднейшего периода каменного века). Например, на территории села Дьяково (сейчас музей-заповедник «Коломенское») обнаружена первобытная стоянка IV тысячелетия до нашей эры , а в Орехово-Зуевском районе — почти на тысячу лет старше .

Фатьяновская культура знаменует переход к освоению металла. В Московской области, например в Истре и Икше, археологи изучили множество могильников (захоронений) конца III тысячелетия до нашей эры. Так стало известно, что здесь жили кочевники-скотоводы, которые пользовались орудиями труда и украшениями из бронзы .

Очевидные признаки оседлой жизни демонстрируют памятники дьяковской культуры, которую археологи датируют более чем тысячелетним периодом — от VII века до нашей эры до VII-VIII веков нашей эры. Кости домашних животных, железные серпы и зернотёрки говорят о том, что финно-угорские племена, такие как меря и весь, активно занимались земледелием и скотоводством .

Наконец, земляные курганы X-XI веков учёные приписывают славянским племенам: на землях современной Москвы жили в основном вятичи, а на севере нынешнего Подмосковья, выше Клязьмы, — кривичи .

Следы славянских городищ находят почти во всех районах, имеющих выход к воде: Дьякове, Филях, Кунцеве, Матвеевском, Братееве, Зюзине… Самым старым московским домом считается жилище вятича-ремесленника, обнаруженное у современных Патриарших палат Кремля . Вероятно, он входил в комплекс построек, окружённых треугольным рвом, который засыпали в начале XII века. Его очертания археологи выявили возле нынешнего Большого Кремлёвского дворца .

Ссылаясь на летописи и предания, некоторые историки даже перечисляют названия поселений вятичей, в которых узнаются имена таких современных районов, как Воробьёво, Высоцкое, Кулишки, Кудрино, Симоново, Сущёво.

Летописи: факты и вопросы

«В лето 6655. Иде Гюрги воевать Новгорочкой волости, и пришед взя Новый Торг и Мьсту всю взя; а ко Святославу приела Юрьи повеле ему Смоленьскую волость воевати; и шед Святослав и взя люди Голядь, верх Поротве, и так ополонишася дружина Святославля. И прислал Гюрги и рече: “Приди ко мне, брате, в Московъ”. Святослав же еха к нему с дитятем своим Олгом, в мале дружине, пойма с собою Володямера Святославича; Олег же еха наперед к Гюргеви, и да ему пардус. И приеха по нем отець его Святослав, и тако любезно целовастася, в день пяток, на похвалу святой Богородици, и тако быша весели. На утрий же день повеле Гюрги устрояти обед силен, и створи честь велику им, и да Святославу дары многы, с любовию, и сынови его Олгови и Володимиру Святославичю…» .

6655 год по древней традиции отсчитывался от сотворения мира; в современном летоисчислении это 1147-й. Князь Юрий (Георгий) Долгорукий, сын Владимира Мономаха, всего лишь приглашает другого князя, Святослава Ольговича, на пир. Никак не обозначены ни статус поселения, ни отношение князя к его происхождению.

Эти моменты открывает другой источник — Тверская летопись: «Того же лета (1156) князь великий Юрий Володимеричъ заложи град Москву на устниже Неглинны выше реки Яузы». То есть князь построил крепость; судя по археологическим раскопкам, она занимала юго-западный угол современного Кремля .

Загвоздка в том, что историки доверяют этому источнику гораздо меньше: самый ранний сохранившийся список Ипатьевской летописи датируется XV веком, а Тверской — XVI веком. Есть сведения, что в 1156 году Юрий Долгорукий был в Киеве и вряд ли мог заниматься строительством на московских землях. Это даёт основание полагать, что на самом деле крепость заложил сын Юрия, Андрей Боголюбский .


Городские легенды

Есть и другие версии появления Москвы. Ветвь сочинений под общим названием «Сказание о зачатии Москвы и Крутицкой епископии» появилась в конце XVII века. Здесь уже явно вымышленный князь Даниил Иванович ищет место, где основать престольный град. В лесах он встречает пятнистого зверя с тремя головами. Советник князя, грек Василий, трактует эту встречу как знак: царство будет треугольным, населят его самые разные люди. На территории будущего града выделены две точки: остров, где живёт пустынник (отшельник) Букал, становится местом царского двора (крепости), а холм, где обитает некий римлянин Подон, — площадкой для Крутицкого монастыря. Град закладывается в 6720 (1212) году .

Хотя в «Сказании» много вымысла историческое зерно присутствует и в нём: создание Крутицкого подворья приписывают князю Даниилу Московскому именно в XIII веке.

Но и этим «шкатулка» московских легенд не исчерпывается! Есть ещё «Предание об основании Москвы Олегом», или «О начале царствующаго града Москвы», которое исследователи также датируют второй половиной XVII века. В нём основателем Москвы объявляется воевода Рюрика — князь Олег, а само событие отнесено в 6388 (880) год. После Олега князем всех российских земель стал Игорь Рюрикович. Сжатое до предела повествование буквально выпячивает очень важный (для утверждения княжеской власти) момент: неизвестный автор отмечает, что Игорь ведёт свой род от «кесаря римского» Августа . Таким образом, отпадает даже необходимость в формуле: Россия фактически называется наследницей Рима.

Спорная дата

Хотя перечисленные легенды являются литературными памятниками, историки уделяли им немало внимания. Первые упоминания этих текстов встречаются у Василия Татищева. Николай Карамзин пренебрежительно называл их сказками. А вот Иван Забелин, один из первых директоров Исторического музея, не был столь категоричен: он считал, что в легендах присутствует некое рациональное зерно .

Но историкам и без легенд есть о чём поспорить. Помимо 880, 1147 и 1156 года, в источниках, якобы основанных на летописях, упоминались и другие даты основания Москвы, например 1117-й и 1140-й. Это мало кого смущало до поры до времени, а точнее — до 1840-х годов. Первая серьёзная дискуссия возникла в связи с предстоящим 700-летием города и проходила на страницах «Московитянина», «Московских ведомостей» и других периодических изданий .

Впрочем, серьёзной она была скорее по накалу страстей, чем по своему предмету. Карамзин в «Истории государства Российского», в соответствии с Ипатьевской летописью, авторитетно объявил «правильным» 1147 год. Более того, он назвал точную дату встречи князей — 28 марта (праздник Похвалы Богородицы). Первым решился её оспорить профессор И.М. Снегирёв: ссылаясь на сдвиги церковного календаря, он «перенёс» событие на 5 апреля. Версию Карамзина поддержали М.П. Погодин и А.И. Герцен, вариант Снегирёва — его ученик П.В. Хавский и молодой Иван Забелин. Спор фактически окончился ничем: по указу императора Николая I Москва скромно, почти незаметно, отметила юбилей… 1 января 1847 года .

В конце XIX века историки уже фактически не спорили, а придерживались демократического плюрализма — каждый высказывал свою точку зрения. Одним исследователям импонировала версия об основании Москвы князем Олегом , другие называли её «вымыслом позднейших книжников» .

Следующий юбилей, 800-летний, Москва пышно отметила в сентябре 1947 года. Историки снова оказались не у дел: дату назначил лично Иосиф Сталин, и желающих спорить с «отцом народов» не нашлось. Традиция возродилась в 1997-м, и с тех пор праздник стал ежегодным.

Наука не стоит на месте: археологические раскопки в разных районах Москвы ведутся и в наше время, и новые артефакты дают повод для продолжения дискуссии о возрасте города. Например, селище, открытое на территории Даниловского монастыря, датируется IX веком; к IX-X столетиям относят и следы построек, найденные рядом с Красной площадью. Немало вопросов вызывают и найденные . Всё это заставляет некоторых исследователей говорить о том, что Москва может быть на 200-300 лет старше, чем по общепринятой версии, установленной Карамзиным .

Более осторожные или скептически настроенные учёные просят учитывать несколько важных моментов. Во-первых, следует разграничить понятия. Если для поселения достаточно группы построек, то для города требуется нечто большее — наличие оборонительных сооружений, как минимум валов и рвов, и минимальной инфраструктуры, выражаясь современным языком, например мостовых .

Во-вторых, создание города нужно рассматривать как культурно-политический факт. В средневековой Восточной Европе статус города мог присвоить поселению только князь. Как правило, такое важное событие отмечалось в летописях, поэтому их и считают главным источником по «административным» вопросам .

Использованные источники

  1. Канторович И.В. Из истории Москвы. — М.: МИРОС, 1997. — С. 5-22.
  2. Векслер А.Г., Мельникова А.С. Московские клады. — М.: Московский рабочий, 1988. — С. 26-56.
  3. Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель её достопамятностей / Сост. И.К. Кондратьев. — М.: И.А. Морозов, 1893. — С. 3-6.
  4. Кузнецов А.А. Владимирский князь Георгий Всеволодович (1188-1238). Источниковедение, история, историография (диссертация). — Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2009. — С. 289-299.
  5. Повести о начале Москвы / Исследование и подготовка текстов М.А. Салминой. — М., Л.: Наука, 1964.
  6. Наек Е.Л. Отечественная хронология конца XVIII в. — 1991 г.: историографический опыт (диссертация). — М.: Московский государственный областной университет, 2010. — С. 164-165.
  7. Кайгородова Т.В. Научное историко-хронологическое знание в России в XVIII — начале ХХ века (диссертация). — Барнаул: Алтайский государственный университет, 2012. — С. 135-139.
  8. Назаревский В.В. Москва — сердце России. Восемь веков истории. — М.: АСТ, Астрель, 2008. — С. 7-21.
  9. Тюняев А.А. Сколько лет Москве? К вопросу о спорах между археологами и летописцами // Россия и современный мир: Научный журнал. — М.: РАН, ИНИОН, Институт экономики, 2011. — № 1 (70). — C. 172-178.
  10. Важдаева Н. Пожилая моя столица // Итоги. — 2012. — № 37 (848). — C. 78-79.


Информация