Медленное развитие приложения — стабильность или застой? Почему одни считают эпоху Брежнева застоем, а другие — расцветом Эссе эпоха брежнева застой или стабильность

Айтишный писатель Майкл Лопп не так давно опубликовал у себя в блоге любопытную заметку, затронув в ней весьма нетривиальный вопрос: стоит ли отказываться от какой-нибудь программы, даже если она добротно сделана, но годами не получает крупных обновлений?

Если конкретно, Лопп пишет о менеджере задач Things , которым он с удовольствием пользовался долгие годы, но в конце концов отказался в пользу другой GTD-системы. Продукт действительно добротный , он чудесно справляется с возложенными на него задачами, да и выглядит симпатично. И по большому счету, Лоппу в Things все нравилось. Но кто более-менее плотно работал с этим продуктом, тот хорошо знает, насколько редкими и незначительными были обновления внутри его основной версии. Лопп пишет:

«Часть меня спокойно относилась к отсутствию перемен, поскольку от программы мне только и нужно было, что занести задачу в список, удобно внести ее в нужную категорию, задать требуемый приоритет, а в нужный момент запросто найти эту задачу через поиск или фильтр, - все это в Things работало без сучка и задоринки».

«[Но] Как я могу верить, что пользуюсь шедевром среди менеджеров задач, если программе понадобилось более двух лет, чтобы получить простую и удобную функцию синхронизации? Какие еще инновации все никак не дойдут до конечного продукта? Почему графическое оформление остается неизменным на века? Чем это пахнет? Это пахнет застоем».

Отсутствие динамичного развития программы и стало основной причиной, по которой Лопп удалил Things со своего компьютера.

В защиту своих коллег из Cultured Code (разработчики Things) горячо вступился программист Даниэль Ялкут , приведя в качестве контраргумента яркую мебельную метафору:

«…когда стул вырезан и собран, работа над его функциональностью заканчивается. Вот он, стул, и на нем можно сидеть. Он готов. Но покупатели справедливо будут жаловаться на грубую работу, пока мастер не выполнит трудоемкий процесс проработки деталей, полировки и покрытия лаком. Только тогда стул будет считаться сделанным хорошо».

Ялкут соглашается, что программное обеспечение, как и любой другой продукт, должно подвергаться критике - но только в том случае, когда оно не выполняет что-то важное, а не вовсе за то, что в нем не наблюдается общих изменений. Хотя разработчик сразу же признается, что и сам думал о застое в отношении редактора презентаций Keynote: программа - и сейчас лучшая в своем роде - раздажала Ялкута все больше и больше именно тем, что в ней годы напролет мало что менялось. Незлым тихим словом поминалась и Apple, которая, как тогда казалось, махнула рукой на свои офисные приложения. Правда, от Keynote Якут так и не отказался (ну не на PowerPoint же переходить!).

Вот и возникает вопрос: стоит ли искать замену приложению с устоявшимся набором инструментов, если возлагаемые на это приложение задачи, по большому счету, не меняются, а сама программа с этими задачами справляется стабильно хорошо?

Как я уже заметил, вопрос нетривиальный, поскольку с одной стороны есть реальные потребности пользователя и объективные недостатки приложения, а с другой - желание бесплатно получить что-нибудь новенькое, не совсем нужное, но обязательно захватывающее. И чем более профессионально человек смотрит на свой рабочий инструмент, тем меньше второе давит на первое…

Насколько важно лично вам регулярное обновление ваших любимых программ, если к их основной функциональности у вас претензий нет? Считаете ли вы обязательным динамичное развитие программы, или разработчики могут расслабиться на неопределенный срок, если инструментарий удовлетворяет запросам большинства?

А что вы об этом думаете?

После смещения Н. Хрущева, в октябре 1964 г., на Пленуме ЦК КПСС генеральным секретарем ЦК стал Л. Брежнев: Председателем Совета Министров СССР - А. Косыгин; членом Президиума, ответственным за идеологическую сферу, - М. Суслов.

Вся власть, в том числе и законодательная, концентрировалась в руках исполнительных органов: высшего, постоянно функционирующею органа государственной власти, - Президиума Верховного Совета высшего исполнительного органа - Совета Министров СССР, а на местах - исполкомов Советов. Верховном} Совету СССР, состоящему из Совета Союза и Совета Национальностей, подчинялись Верховные Советы союзных и автономных республик, Советы областей, городов и районов Основной особенностью партийно-государственной системы СССР" стало увеличение бюрократического аппарата, который к 80-м гг. увеличился до 18 млн. человек и стал одним из самых больших е мире. При Брежневе значительные размеры получил его личный секретариат. Усилился акцент на кадровую работу, восстановлена прежняя дохрущевская структуру партийных, комсомольских и профсоюзных органов. Восстановлены региональные, областные и районные комитеты партии вместо прежних измышленных и сельских. Были упразднены совнархозы и созданы крупные государственные комитеты (Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике). В 1977 г. была принята новая («брежневская») Конституция СССР, которая упрочила контроль партии над государственными органами и закрепила достигнутые успехи на пути построения так: называемого развитого социализма.

ЭПОХА БРЕЖНЕВА (1964–1985 гг.)

«Золотой век» номенклатуры

Хотя у сменивших Хрущева руководителей имелись разногласия, в главном они были едины. Нужно было укреплять власть и спокойно наслаждаться достигнутым положением. Позже они окончательно уверились в том, что пытаться перестроить систему очень опасно и хлопотно. Лучше ничего не трогать. Именно в эту эпоху и завершилось складывание гигантской бюрократической машины социализма, наглядно проявились и все ее коренные пороки. Постепенно были отменены некоторые мероприятия Хрущева, которые в той или иной мере ограничивали номенклатуру, были восстановлены отраслевые министерства.

Политическая жизнь теперь проходила гораздо спокойнее и еще более тайно, чем прежде. Используя свое положение Генерального секретаря (генсека), Л. И. Брежнев, который не казался лидером, стал главным руководителем. Еще раз стало ясно, что в условиях господства КПСС должность генсека ЦК – ключевая. Именно с ее помощью и Сталин, и Хрущев сумели «забрать» власть у своих более выдающихся соратников.

За годы брежневского правления положение правящего слоя укрепилось, выросло и его благосостояние. Номенклатура по-прежнему являлась кастой, у которой все было специальное: квартиры, дачи, загранпоездки, лечебницы и т. п. Она не знала дефицита, так как приобретала товары также в спецмагазинах. Поэтому-то власть имущие были особенно заинтересованы в низких ценах: чем труднее было купить что-то рядовому гражданину, тем полновеснее был рубль номенклатурщика.

Номенклатура не представляла собой полностью изолированный слой от народа. Скорее, это были многочисленные концентрические круги, и чем ближе каждый из них стоял к населению, тем имел меньше возможностей. Соответственно все большее число должностей и профессий становилось привилегией номенклатуры, например преподаватели высших учебных заведений. А защита кандидатской диссертации стала обставляться такими сложными правилами, рекомендациями, направлениями, что очень напоминала мучительный путь средневекового ученика в мастера.

Высшие слои номенклатуры теперь все реже пополнялись выходцами из низших, по большей части эти должности открывались лишь для родных и близких высоких руководителей. Таков, например, путь зятя Брежнева Чурбанова, который из обычного офицера стал генералом и замминистра МВД. Зато уже попавшие в соответствующий круг гораздо реже стали выводиться из него: их как бы передвигали из одного руководящего места в другое. Из-за любви номенклатуры к «теплым местечкам» число чиновников в стране росло гораздо быстрее общего числа работающих.

Для отношений внутри номенклатурной системы характерными были чинопочитание, взяточничество и разные «подарки», вытеснение талантливых людей, втирание очков начальству, назначение на должности только своих (а в некоторых, особенно нерусских, республиках продажа должностей) и т. п. Несмотря на неподсудность высших руководителей обычным законам, все равно нередко вспыхивали различные скандальные дела, которых замять не удавалось, типа «большого икорного дела», когда высокопоставленные чиновники министерства рыбного хозяйства нелегально продавали за границу черную икру.

Брежневская эпоха, бесспорно, «золотой век» номенклатуры. Но он окончился, как только производство и потребление окончательно зашли в тупик.

Экономика: реформы и застой.

Эпоху Брежнева позже назвали «застойным периодом». Термин «застой» ведёт своё происхождение от политического доклада ЦК XXVII съезду КПСС, прочитанного М. С. Горбачёвым, в котором констатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» как в экономической, так и в социальной сферах. Чаще всего этим термином обозначается период от прихода Л. И. Брежнева к власти (середина 1960-х) до начала перестройки (вторая половина 1980-х), отмеченный отсутствием каких-либо серьёзных потрясений в политической жизни страны, а также социальной стабильностью и относительно высоким уровнем жизни (в противовес эпохе 1920-х-1950-х годов).Однако «застой» начался не сразу. Напротив, в 1965 г. провозгласили экономическую реформу, задуманную еще при Хрущеве. Суть ее была в том, чтобы дать предприятиям больше свободы, заставить их бороться за увеличение прибыли и рентабельности, увязать результаты труда и заработка (для этого часть прибыли оставляли предприятиям, чтобы выплачивать премии и др.).

Реформа дала некоторые плоды, оживила экономику. Положительно сказалось в сельском хозяйстве повышение закупочных цен. Однако очень скоро выявился ограниченный ее характер. Углубление же преобразований означало ослабление власти номенклатуры, на что она идти не желала. Поэтому постепенно все вернулось на прежнее место. План, валовые показатели оставались главными. Отраслевые министерства продолжали забирать всю прибыль у тех, кто работал лучше, и делить все по своему усмотрению.

Главной причиной неудачи реформы являлась сама суть советской модели социализма (в отличие от югославской, венгерской или китайской): жесткая концентрация всех ресурсов в центре, гигантская система перераспределения. У власти находились чиновники, которые видели свое назначение в том, чтобы планировать за всех, распределять и контролировать. И они не желали уменьшить свою власть. Подоплекой же этой системы являлось господство ВПК. Сделать этот сектор рыночным не представлялось возможным.

Главным заказчиком и потребителем оружия было само государство, которое средств на него не жалело. К «оборонке» было привязано огромное число предприятий тяжелой и даже легкой промышленности, работавших в обстановке секретности. Ни о каком хозрасчете здесь и речи быть не могло. А для того чтобы облегчить бремя военных расходов, государство все лучшее направляло в ВПК. Поэтому оно не желало разрешить свободную продажу сырья, материалов, энергии, свободного передвижения работников определенной квалификации. А без этого о каком рынке можно говорить. Вот и оставались все предприятия накрепко привязанными контролирующими и планирующими органами друг к другу без возможности самим искать партнеров, решать, что и сколько производить.

Производство гораздо больше подчинялось удобству планирования и контроля со стороны чиновников, чем интересам потребителя или величине прибыли. Оно должно было, по мысли плановиков, постоянно расти, причем «от достигнутого», т. е. от показателей предыдущего периода. В результате часто росло в основном военное или ненужное производство. Затраты на такой рост становились все значительнее, экономика все больше носила «затратный» характер. По сути, рост шел ради роста. Но страна уже не в состоянии была отдавать за него все больше средств. Он стал замедляться, пока не достиг почти нуля. Наступал, действительно, «застой» в экономике, а с ним и кризис системы. Возвращаясь к причинам неудач реформы, скажем, что главной возможностью отказаться от нее стали доходы от нефти. Советский Союз активно осваивал месторождения нефти и газа в Сибири, на Севере (а также и других полезных ископаемых на гигантских просторах Востока, Севера, Казахстана и т. п.). С начала 70-х годов мировые цены на нефть выросли во много раз. Это дало СССР огромный приток валюты. Вся внешняя торговля перестроилась: главными ста­ьями экспорта стали нефть, газ и другое сырье (а также и оружие), основным импортом – машины, оборудование, товары для населения и продовольствие. Разумеется, валюту активно тратили на подкуп зарубежных партий и движений, шпионаж и разведку, поездки за рубеж и пр. и пр. Таким образом, руководство по­лучило мощный источник поддержания системы без изменений. Поток нефтедолларов окончательно похоронил экономическую реформу. Импорт зерна, мяса и др. позволил сохранить убыточную колхозно-совхозную систему. Между тем, несмотря на все усилия и гигантские затраты, результаты в сельском хозяйстве были еще плачевнее, чем в промышленности.

С 50-х годов в мире началась научно-техническая революция (НТР), связанная с внедрением электроники, искусственных материалов, автоматики и т. п. Мы никак не могли уменьшить технологический разрыв с Западом. Соревнование с ним удавалось выдержать лишь в военной сфере путем непомерного напряжения сил и промышленного шпионажа. Постоянные разговоры о «соединении преимуществ социализма с достижениями НТР» лишь подчеркивали нашу отсталость. При планировании предприятия не имели никаких стимулов к техническому прогрессу, изобретатели лишь досаждали руководителям. В этих условиях брежневская команда решила, что экспорт нефти может решить и проблему отсталости. Страна стала резко увеличивать закупки современного оборудования за рубежом. Только за 4 года с 1972 по 1976 импорт западной техники вырос в 4 (!) раза. Таким образом, власть сумела несколько повысить производительность труда, увеличить производство, наладить выпуск многих современных товаров. Но этим она полностью развратила наших хозяйственников, снизила и без того низкий технический уровень инженеров, загнала в угол своих конструкторов.

К началу 80-х годов страна исчерпала возможности роста за счет привлечения новых рабочих, освоения новых месторождений, строительства предприятий. Когда мировые цены на нефть резко пошли на снижение, это означало кризис всей социалистической системы. Она слишком привыкла к нефтедолларам.

В 2017 году провели опрос, приуроченный к столетию Февральской революции — россиян просили ответить, при каком правителе за последний век в стране жилось лучше всего. Из более чем полутора тысяч опрошенных 29% назвали лучшей эпоху правления Леонида (для примера, руководство Сталина собрало лишь 6% сторонников, время перестройки — 2%, а Ельцина — 1%). Интересно, что с годами любовь к Брежневу окрепла — в апреле 2006 года к нему относились положительно только 39% россиян, а в январе 2017 года в симпатии к нему признавались уже 47% участников опроса.

Россиянам действительно есть за что благодарить Леонида Брежнева — после войны и кипучих реформ Никиты Хрущева спокойствие и благополучие были необходимы советским гражданам, чтобы перевести дух и набраться сил для перемен, которые были уже не за горами.

За 18 лет, которые Брежнев провел у власти, реальные доходы населения выросли более чем в 1,5 раза, население России увеличилось на 12 млн человек, а 162 млн жителей СССР получили бесплатное жилье.

При этом квартплата в среднем не превышала 3% от дохода семьи. Наивысшего развития также достигли доступность медицины и высшего образования.

Иллюзия реформ

Правление Брежнева началось с экономической реформы, проводившейся председателем Совета Министров СССР . Ее разработка началась еще при Никите Хрущеве, и новое руководство страны решило дать преобразованиям шанс. Суть реформы сводилась к тому, чтобы дать предприятиям и колхозам больше самостоятельности, а также обновить методы централизованного планирования.

Перемены пошли экономике на пользу — по сравнению с предыдущей пятилеткой, в 1966-1970 годах среднегодовые темпы прироста национального дохода выросли в среднем на 1,1%, а валовый общественный продукт увеличился более чем на 350%. В СССР начали производить в четыре раза больше продукции, чем в предыдущие четыре пятилетки: выпуск промышленных товаров подскочил на 485%, а сельскохозяйственных — на 171%. Однако вскоре экономическая реформа забуксовала и заглохла, так как без политических преобразований будущего у нее не было.

«С середины 1970-х годов нефтяной фактор стал определяющим в развитии страны на долгие годы и сделал ненужным, в представлении руководства страны, экономические преобразования. Страну сильно подкосило «ресурсное проклятие», экономика стала еще более неэффективной, однобокой, недиверсифицированной, зависимой не только от нефтедоходов, но и от импорта. Полученные доходы от экспорта нефти, безусловно, способствовали росту реальных доходов населения, закреплению страны на лидирующих позициях в мире по объемным показателям. Однако они не были направлены на структурные преобразования, на инвестиции в передовые отрасли», — полагает доктор экономических наук, профессор Алла Дворецкая

В итоге темпы роста снизились с 7-8% до 3-4%, а объективная невозможность выиграть в гонке вооружений довершила картину экономической несостоятельности огромной страны.

«Переход к рынку и политические преобразования стали неизбежными», — резюмирует эксперт.

Эпоха «застоя»

Термин «застой», которым теперь часто обозначают период правления Леонида Брежнева, появился благодаря — в 1986 году в докладе, который он зачитал на XXVII съезде ЦК КПСС, говорилось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления». Причем имелся в виду «застой» во всех областях жизни страны — от политической и экономической до социальной.

«Я хорошо помню то время — в конце периода правления Брежнева я был студентом. Тогда это, конечно, воспринималось как «застой», тогда был спрос на перемены. Когда люди слишком долго живут в обстановке стабильности, они перестают ее ценить — на протяжении истории человечества это случалось много раз. В конце этого периода было напряженное состояние ожидания перемен. У Цоя есть песня «Перемен, мы ждем перемен», которая тогда воспринималась очень четко, всем было ясно, о чем он поет», — вспоминает Владимир Бессонов.

Перемены требовались не только людям, но и экономике: по данным экономиста , в 70-е годы для увеличения национального дохода на 1% производственные основные фонды и капитальные вложения на их прирост увеличивались на 1,5%, объем сырья и материалов — на 1,2, численность рабочей силы — на 0,3%.

«Экономика страдала массой недугов. У нас был очень большой военно-промышленный комплекс, и это плохо,

был раздутый инвестиционный комплекс (когда закончилась плановая эпоха, много где осталось не распакованное оборудование в ящиках, купленное за валюту за рубежом), а на единицу произведенной продукции мы затрачивали в разы больше сырья, материалов, электроэнергии и труда», — комментирует эти цифры Бессонов.

По словам эксперта, при Брежневе был достигнут высший уровень развития плановой экономики, но в этой высшей стадии проявились и все пороки существовавшей системы, и в первую очередь — отсутствие мотивации на микроуровне.

«Поскольку все планировалось сверху, то с уровня домашнего хозяйства, отдельного работника или предприятия мало что можно было сделать. Это убивало инициативу снизу, а плановый характер системы доводил ситуацию до абсурда: например, в легкой промышленности для внесения минимальных изменений в дизайн одежды требовалось чрезвычайно долго согласовывать их в разных инстанциях. Таким образом, потенциал людей в этой системе не мог быть использован, и в этом смысле она была порочной, а годы ее наивысшего развития были годами накануне краха», — уверен Владимир Бессонов.

Стабильная безнадежность

Эксперты дают разные оценки экономике брежневского периода — хотя число ее противников преобладает, встречаются и активные защитники стабильного правления без реформ и перемен.

«Если в 1960 году национальный доход СССР составил 58% от уровня США, то в 1980 году — уже 67%. И это при том, что СССР развивался с опорой исключительно на свои собственные ресурсы и помогал многим зарубежным странам,

тогда как благополучие США зиждилось на неэквивалентном обмене с другими, прежде всего развивающимися государствами. Где-то на рубеже 1970—1980-х годов наметился было некоторый откат назад, но позже, во второй половине одиннадцатой пятилетки, все встало на свои места, и развитие СССР вновь продолжилось в режиме опережения», — утверждает в своей книге «СССР при Брежневе» историк Дмитрий Чураков.

Однако есть и прямо противоположные данные. Согласно авторам книги «Экономика переходного периода» под редакцией , «имеются убедительные научные доказательства того, что экономическое развитие СССР и тесно связанных с ним стран-членов СЭВ в 70-80-х гг. носило внутренне неустойчивый характер, что с этой траектории уже не было выхода в режим хотя бы и стагнирующей, но устойчивой социалистической экономики».

В результате и Советский Союз, и большинство других стран соцлагеря встали на путь перемен, начав переход от социализма к рыночной экономике.

«Брежневский период предстает чем-то однородным, когда мы судим о нем по контрасту с предыдущим и последующим. Это застой в глазах тех, для кого хрущевской период — оттепель, а 90-е годы — время свободы. А стабильность — восприятие тех, для кого Хрущев ассоциируется в основном со спорными импровизациями, а девяностые годы — с экономическим и социальными потерями. Как бы то ни было, в истории периоды остаются во многом своими итогами, наследством. В брежневский период больше проблем было накоплено, чем решено. Значит, все же застой», — объясняет первый проректор НИУ ВШЭ .

План

1. Идеологические последствия отстранения Н.C. Хрущева от власти. Диссиденты в СССР. Политический портрет Л.И. Брежнева.

2. Успехи и просчеты внешней политики советского правительства: обострение советско-китайских отношений, ввод войск в Чехословакию, Программа мира, хельсинский процесс, ввод войск в Афганистан.

3. Экономические реформы и их незавершенность. СССР в условиях научно-технической революции. Нарастание трудностей и противоречий в обществе.

4. Принятие конституции СССР в 1977 г. Развитие культуры, науки, образования.

Глоссарий

Развитой социализм, «застой», «теневая» экономика, хозрасчет, научно-техническая революция, «разрядка», советский народ, диссидентство, самиздат, тамиздат.

Вопросы для обсуждения

1. Какие факторы послужили росту экономики СССР во второй половине 60-х – 70-е гг.?

2. В чем заключалась внешнеполитическая «доктрина Брежнева»? Назовите ее положительные и отрицательные черты.

3. Какое влияние имело правозащитное движение на общественно-политическую жизнь страны?

4. Как Вы считаете, политические и социально-экономические процессы, происходившие в СССР в 1964 – 1984 гг., стали в истории нашей страны периодом «застоя» или стабильности?

5. Почему Советский Союз оказался к середине 1980-х гг. на пороге глубокого социально-экономического и общественно-политического кризисов?

Задания

Общие:

а) имена выдающихся государственных и общественно-политических деятелей, представителей культуры, науки СССР и других стран 1964 – 1984 гг., а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);

б) основные даты эпохи;

2. Используя карту (атлас), покажите и прокомментируйте – районы промышленной и сельскохозяйственной специализации в СССР.



3. Самостоятельно прочитайте и законспектируйте документы из хрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 519 – 527, 532 – 539); используйте их в качестве примеров при подготовке вопросов и заданий.

Индивидуальные:

1. Составьте таблицу «Сельское хозяйство СССР в 1964 – 1984 гг.» (укажите и объясните задачи, результаты и последствия развития аграрного сектора экономики в 1964 – 1984 гг.).

2. Составьте таблицу «Промышленность СССР в 1964 – 1984 гг.» (укажите и объясните задачи, результаты и последствия развития промышленности в 1964 – 1984 гг.).

3. Составьте таблицу «Культура, наука и образование СССР в 1964 – 1984 гг.» (укажите и объясните основные достижения и противоречия в культуре и науке этого периода).

4. Подготовьте мини-доклады (краткие сообщения) на темы:

а) «Социально-экономическое и культурное развитие Курской области в 1964 – 1984 гг.»;

б) «История подписания договоров ОСВ-1 и ОСВ-2»;

в) «Пражская весна 1968 г.».

5. Изложите в форме мини-сочинения (эссе) свое аргументированное мнение о том, существовала ли возможность проведения в 1964 – 1984 гг. коренных социально-экономических реформ при условии сохранения советской однопартийной системы.

6. Изложите в форме мини-сочинения (эссе) свое аргументированное мнение о том, являлся ли период 1964 – 1984 гг. временем «застоя» или поступательного развития страны. На Ваш взгляд, в каких случаях фактор стабильности играл(-ет) положительную и отрицательную роль в социально-экономическом и общественно-политическом развитии современной России?

7. Напишите тексты (подготовьте слайд-шоу) заочных экскурсий по экспозициям виртуального музея, посвященных советской культуре, науке и образованию 1964 – 1984 гг., и проведите их презентацию.

Тестовые:

1. Основными направлениями реформы в промышленности были:

а) сокращение до минимума числа директивно планируемых показателей

б) сохранение жестких нормативов по валовому объему выпускаемой продукции

в) создание предприятий с частным капиталом

г) предоставление предприятиям части доходов для материального стимулирования производителя

д) упразднение совнархозов

е) восстановление отраслевых министерств

2. Основными мероприятиями реформы в сельском хозяйстве были:

а) повышение закупочных цен на сельхозпродукцию

б) установление гарантированного 6-летнего плана госзакупок

в) введение надбавок за сданную сверх плана сельхозпродукцию

г) увеличение капиталовложений

д) допущение частной собственности и частного предпринимательства

е) полная свобода торговли сельхозпродукцией

3. Установите хронологическую последовательность событий:

а) советско-китайское вооруженное столкновение в районе пограничной реки Уссури

б) ввод советских войск в Афганистан

в) совещание в Хельсинки по безопасности и сотрудничеству в Европе

г) подписание между СССР и США Договора ОСВ-1

д) ввод войск стран ОВД в Чехословакию

4. Приведите в соответствие события и даты:

5. Как назывался внешнеполитический курс СССР 1972 – 1979 гг., направленный на ограничение стратегических вооружений и реализацию новых принципов взаимоотношений и сотрудничества стран, _______________________________.

Семинар № 15

Разрушение партийно-государственной системы управления в СССР и формирование новой российской государственности:

1985 – 2010-е гг. (2 часа)

План

1. Советский Союз в 1985 – 1991 гг.:

а) перестройка и новое политическое мышление. Феномен М.С. Горбачева;

б) I Съезд Советов народных депутатов СССР;

в) от экономической реформы к экономическому кризису;

г) формирование многопартийности и «парад суверенитетов»: 1985 – 1991 гг.;

д) август 1991 г., распад СССР и Беловежское соглашение.

2. Россия на пути радикальной социально-политической модернизации:

а) Конституция РФ 1993 г. и конституционный кризис. Октябрь 1993 г.;

б) культура в современной России;

в) внешнеполитическая деятельность российского правительства в условиях новой геополитической ситуации.

Глоссарий

Выпишите и дайте определения следующих терминов:

Перестройка, новое политическое мышление, гласность, демократия, многопартийность, суверенитет, федерация, правовое государство, референдум, рыночная экономика, «шоковая терапия», либерализация цен, приватизация, дефолт, инфляция, сепаратизм, терроризм, постмодернизм, новая проза, концептуализм.

Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.

Вопросы для обсуждения

1. Почему распался Советский Союз? Какие последствия вызвало прекращение существования советской сверхдержавы?

2. Почему в начале 1990-х гг. российское руководство стало проводить радикальные реформы? Как считаете, была ли возможность иного развития России в 1990-е гг.?

3. Как можно оценить внутри- и внешнеполитический курсы развития Российской Федерации в 2000-е – 2010-е гг.?

Задания

Общие:

1. Составьте и прокомментируйте сводную таблицу по изучаемой теме семинарского занятия, указав в ней:

а) имена выдающихся государственных и общественно-политических деятелей, представителей культуры, науки СССР – РФ и других стран 1985 – 2010-х гг., а также подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);

б) основные даты эпохи;

в) главные географические названия периода.

2. Используя карту (атлас), покажите и прокомментируйте:

а) «горячие точки», появившиеся на территории СССР и России;

б) государства (и в том числе непризнанные международным сообществом), образовавшиеся после распада СССР.

3. Самостоятельно прочитайте и законспектируйте документы из хрестоматии по истории России (авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 540 – 563); используйте их в качестве примеров при подготовке вопросов и заданий.

Индивидуальные:

1. Составьте таблицу «Распад СССР» (укажите и объясните предпосылки, процесс и последствия распада страны).

2. Составьте таблицу «Либеральные реформы начала 1990-х гг.» (укажите и объясните задачи реформ, их содержание, результаты и последствия).

3. Подготовьте мини-доклады (краткие сообщения) на темы:

а) «История основных политических партий России»;

б) «Чеченская война»;

в) «Национальные приоритетные проекты и их реализация».

Раскройте историческое и современное значение этих событий.

4. Изложите в форме мини-сочинения (эссе) свое аргументированное мнение о том, почему распался СССР; какие социально-экономические и политико-идеологические меры Вы предложили бы по сохранению страны.

5. Напишите тексты (подготовьте слайд-шоу) заочных экскурсий по экспозициям виртуального музея, посвященных советской культуре перестроечного периода и российской культуре 1990-х – 2010-х гг., и проведите их презентацию.

Тестовые:

1. Экономическая реформа 1987 г. предусматривала:

а) расширение самостоятельности предприятий

б) внедрение хозрасчета и самофинансирования

в) постепенное возрождение частного сектора

г) отказ от монополии внешней торговли

д) более глубокую интеграцию в мировой рынок

е) сокращение численности отраслевых министерств и ведомств

ж) разгосударствление собственности (приватизацию), акционирование

з) либерализацию цен

а) «дети Арбата» А.Н. Рыбакова

б) «Путешествие дилетантов» Б.Ш. Окуджавы

в) «Белые одежды» В.Д. Дудинцева

г) «Зубр» Д.А. Гранина

д) «Жизнь и судьба» В.С. Гроссмана

е) «Ночевала тучка золотая» А.И. Приставкина

ж) «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова

з) «Мы» Е.И. Замятина

3. К числу причин трудностей и неудач экономических реформ начала 1990-х гг. можно отнести:

а) нарушение традиционных хозяйственных связей России с бывшими республиками СССР и странами Восточного блока

б) демонтаж прежнего механизма управления экономикой

в) отсутствие золотовалютных резервов

г) диспропорции в развитии экономики (доминирующая роль ВПК и тяжелой индустрии)

д) обострение политической ситуации в связи с противостоянием законодательной и исполнительной ветвей власти

е) слабое законодательное обеспечение реформ

ж) непоследовательность и половинчатость в проведении твердого экономического курса

з) ошибочность избранного курса на формирование рыночной экономики

и) отсутствие обещанной Западом экономической и финансовой поддержки реформ

4. Установите хронологическую последовательность событий:

а) подписание между Россией и США договора ОСНВ-2

б) соглашение между РФ и НАТО о координации действий в обеспечении международной безопасности

в) подписание договора между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1)

г) подписание между СССР и США договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности

д) подписание в Париже Основополагающего акта между руководителями стран НАТО и России

е) присоединение РФ к программе «Партнерство во имя мира»

ж) роспуск СЭВ и ОВД

5. Приведите в соответствие даты и события:

6. Как называлась новая концепция советской внешней политики, в которой центральное место отводилось приоритету общечеловеческих ценностей над классовыми интересами, _______________________.


Вопросы к экзамену (оценка знаний)

1. История как наука. Основные периоды российской истории.

2. Восточные славяне: территория расселения, занятия, верования.

3. Образование Киевской Руси. Норманнская теория.

4. Внутренняя и внешняя политика Древнерусского государства: IX – XIII века.

5. Принятие христианства на Руси. Расцвет культуры Киевской Руси.

6. Собирание русских земель вокруг Москвы: ХIII-ХV века. Иван Калита.

7. Борьба с татарским игом. Куликовская битва. Стояние на реке Угре.

8. Образование и укрепление единого Российского государства в ХIV-ХVI веках.

9. Иван Грозный. Внутренняя и внешняя политика государства в 60-80-е годы ХVI в.

10. Формирование самобытной национальной культуры в ХIII-ХVI веках.

11. Конец ХVI - начало ХVII в. Династический кризис и смутное время на Руси.

12. Развитие русской национальной культуры и влияние Запада в ХVII веке. Вклад курян в развитие отечественной культуры.

13. Международная политика первых Романовых (ХVII век). Присоединение Украины. Продвижение в Сибирь.

14. Внутренняя политика первых Романовых. Соборное Уложение 1649 г.

15. Церковный раскол, его причины и последствия. Никон и Аввакум.

16. Петр I и его время. Объективная необходимость и предпосылки преобразований в области экономики, государственного строя, культуры России к началу ХVIII века.

17. Международное положение и внешняя политика России в начале ХVIII в. Северная война (1700-1721 гг.) и военная реформа.

18. Россия в период «дворцовых переворотов»: 1725-1762 гг. (по оценкам В.О. Ключевского).

19. Культура и искусство России в ХVIII веке: потеря самобытности русским дворянством и развитие культуры на европейской почве.

20. Политика «просвещенного абсолютизма» и люди «екатерининской эпохи»: иллюзии европейской образованности и российская действительность (по В.О. Ключевскому).

21. Александр I и М. Сперанский: реформы государственного управления.

22. Международное положение России в начале ХIХ века. Отечественная война 1812 г. и заграничные походы 1813-1815 гг.

23. Политика правительства и настроение русского общества после победы над Наполеоном; «аракчеевщина», выступление декабристов.

24. Реакционный политический курс 30-50-х годов ХIХ века. Крымская война 1853-1856 гг.

25. Аграрная реформа 1861 г.; правовое положение крестьян и крестьянские учреждения, особенности выкупной операции. Манифест и положение 1861 г.

26. Александр II и его политическая программа. Эпоха гласности.

27. Земская, судебная, образовательная, военная реформы 60-70-х гг. ХIХ в. Их судьба.

28. Модернизация российской экономики и развитие российского капитализма во второй половине ХIХ века. Курск во второй половине ХIХ века.

29. Политический кризис в России на рубеже ХIХ и ХХ веков. Образование политических партий и Манифест 17 октября 1905 года.

30. Опыт российского парламентаризма: 1906–1917 гг. Третья Государственная Дума и политическая деятельность П.А. Столыпина.

31. Россия в первой мировой войне 1914–1918 гг. Советское правительство и подписание Брестского мира.

32. От Февральской к Октябрьской революции 1917 год: общенациональный кризис и выбор путей исторического развития России.

33. Русская культура «серебряного века».

34. Второй Всероссийский съезд Советов, его декреты и постановления (1917 г.). Судьба Учредительного собрания.

35. Гражданская война и иностранная интервенция: причины, основные этапы, трагические последствия

36. Формирование Советского государства: первые декреты, политика «военного коммунизма», первая советская конституция (1918 г.).

37. 1920-е гг.: международное и внутреннее положение страны после окончания Гражданской войны. Ленин, Сталин, Троцкий, Бухарин.

38. Изменение внутриполитического курса в конце 20-х годов. Демонтаж НЭП: индустриализация, коллективизация, культурная революция.

39. СССР в начале второй мировой войны. Советско-германские договоры 1939 г. и война с Финляндией (1939–1940 гг.)

40. Экономическое и политическое состояние СССР, духовная жизнь накануне второй мировой и Великой Отечественной войн. Конституция 1936 г. и политические репрессии.

41. Начало Великой Отечественной войны. Причины отступления Красной Армии в 1941 году. Московская битва.

42. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны (ноябрь 1942 - 1943 гг.) Сталинградская и Курская битвы.

43. Завершающий период Великой Отечественной войны (1944 – май 1945 г.). Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции.

44. Победа СССР над фашизмом в Германии и Японии: цена, итоги и причины победы. Курская область в годы войны.

45. Обострение международных отношений СССР и США после второй мировой войны. «Холодная война».

46. Трудности перехода населения СССР к мирной жизни в послевоенный период 1945-1953 гг.: восстановление экономики, политические репрессии, изоляция страны от мировой культуры.

47. Политический переворот в СССР в 1953 г. Смерть Сталина. Дело Берии.

48. СССР и Восточная Европа во второй половине 40-х – 50-е гг. СЭВ. ОВД. События в Венгрии и Польше после ХХ съезда КПСС.

49. Культура, наука и искусство СССР в 50-60-е годы.

50. Экономические реформы и попытки демократизации общественной жизни во второй половине 50-х – начале 60-х гг. Н.С. Хрущев.

51. Политический портрет Л.И. Брежнева. Противоречивый характер экономического, политического и духовного развития СССР в 70-е – первой половине 80-х гг.

52. СССР в 1985–1991 гг. Политика «перестройки» и ее последствия.

53. Завершение «холодной войны». Международное положение СССР – России в конце 80-х – начале 90-х гг.

54. Внешняя политика СССР в 70-е – первой половине 80-х гг.: успехи и просчеты.

55. События августа 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ. Символика РФ.

56. Образование суверенной Российской Федерации и ее современное развитие (1990–2010-е гг.). Конституция 1993 г.

10 ноября 1982 года умер Леонид Ильич Брежнев. Один из советских генсеков-"долгожителей" правил страной немногим меньше Сталина - 18 лет.. Это время чаще всего вспоминает с ностальгией сегодняшнее взрослое, да и молодое поколение. Бутылка водки за 2.87, колбаса без намека на сою за 2.20, эскимо за 11 копеек, Союзные стройки, первые "копейки" - ВАЗ-2101 на отечественных дорогах..

Когда страной руководил Леонид Ильич, каждый человек ощущал себя гражданином великого могучего ГОСУДАРСТВА. Государства, гражданством которого можно было гордиться.Государства, в котором больные люди не умирали на пороге больницы,и не ждали месяцами, когда освободится больничная койка.Государства, в котором не выбрасывали на мороз семью, не сумевшую вовремя заплатить за квартиру.Государства, в городах которого ни кому не приходило в голову ставить стальные двери и зарешечивать по тюремному окна,а в деревнях, уходившие хозяева, просто втыкали палочку в засов,что означало-дома никого нет.Государства, в котором люди не бегали по стране в поисках работы, по полгода, не видя семью.Государства, в котором цены не прыгали каждый день и люди вообще не знали, что такое инфляция.Государства, в котором дети могли безопасно гулять на улице.Государства в котором бородач с автоматом не мог ворваться в школу.Государства в котором люди имели возможность жить по человечески.Все это мы потеряли. А вернее не смогли защитить.И сейчас в нынешее страшное дикое время многие поняли чего они лишились и главное чего лишили своих детей. Вот эти достижения Великой страны под руководством Леонида Ильича Брежнева:

10-я ПЯТИЛЕТКА (1976-1980)
Глава государства - Л.И.Брежнев.
Вошли в строй 1200 новых крупных промышленных предприятий.
Национальный доход вырос на 21%.
Объем валовой продукции промышленности вырос на 24%.
Объем валовой продукции сельского хозяйства вырос на 9%.
Протяженность магистральных нефтепроводов выросла на 15 тыс. км, а газопроводов выросла на 30 тыс. км.
Саяно-Шушенская ГЭС начала выдавать электроэнергию в энергосистему с декабря 1978 года.
Строительство БАМ (1974-1984).
В сельском хозяйстве работали - 1,8 млн. тракторов, 540 тыс. зерновых комбайнов, 1,3 млн. грузовых автомобилей.
Атомный ледокол "Арктика" впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса.

11-я ПЯТИЛЕТКА (1981-1985)
Глава государства - Л.И.Брежнев (до 10.11.82), Ю.В.Андропов (до 13.02.84), К.У Черненко (до 10.03.85).
Национальный доход вырос на 16,5%.
Объем валовой продукции промышленности вырос на 20%.
Объем валовой продукции сельского хозяйства вырос на 11%.
Построен газопровод Уренгой-Помары-Ужгород: длина 4451 км, пересекает Уральский хребет и более 600 рек. Транспортировка газа Западной Сибири в Западную Европу.
Общая протяженность магистральных нефтепроводов и газопроводов и отводов от них достигла соответственно 54 тыс. км и 112 тыс. км.
Строительство БАМ (1974-1984): ЛЭП, 1400 мостов, 2260 км железнодорожных путей.
Новое жильё получили 50 млн. человек.
В стране действовало 133 тыс. библиотек и 138 тыс. клубов.

Думаю, ответ на вопрос дан в анекдоте:
"Леониду Ильичу сделали машину времени, он отправился в будущее. Когда вернулся, соратники спрашивают: ну как там, Леонид Ильич? На что генеральный секретарь отвечает: да говорят, что у нас здесь застой, но когда я отправлялся обратно, со мной столько народу просилось".

А как думаете вы господа-товарищи?



Информация