Молодежный экстремизм как одна из наиболее актуальных социально – политических проблем в России. Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети интернет Молодежный экстремизм и его причины кратко

Современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией общественной жизни. Процессы модернизации общественной жизни, обусловленные глобализацией, становятся факторами, стимулирующими напряженность в межнациональных отношениях, которые сопровождаются межэтническими конфликтами, появляются различные оппозиционные группы, добивающиеся желаемого результата через терроризм.

В условиях вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Молодежь должна быть готова к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.

Однако именно подрастающее поколение России оказалось самой незащищённой в культурном отношении категорией населения, которая находится в своеобразном ценностном и духовном вакууме. Приходится констатировать тот факт, что наряду с позитивными характеристиками молодого поколения стали проявляться тревожные симптомы социально-политической инфантильности молодежи; утраты национальной культурной идентичности; проявления индивидуализма и эгоцентризма, авторитарной направленности в общении, требования согласия с собственной позицией при игнорировании чужой точки зрения, девиантного и делинквентного поведения, воинствующего национализма; диверсификация культурных и духовных ценностей, отсутствие у молодых людей жизненных перспектив и перспективы самоактуализации.

Наблюдаются факты дезорганизации молодежи, подверженности ее влиянию экстремизма, разрушающего традиционные ценности русской национальной культуры, национальных культур других народов, тенденция роста неформальных молодежных групп и объединений, среди которых особую тревогу вызывают молодежные неформальные объединения экстремистской направленности. Эти объединения способствуют формированию у молодых людей установок, отрицающих многие ценности существующего общества.

Таким образом, в образовательном учреждении особую актуальность приобретает деятельность по профилактике молодежного экстремизма. Эффективность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого сложного общественного явления. Для понимания необходимо, прежде всего, знать смысл и содержание понятия «экстремизм».

Э кстремизм (от лат. extremus) – приверженность к крайним идеям, взглядам и действиям. Ему присущи насилие или его угроза, однобокость в восприятии проблем и поиске путей их решения, стремлении навязать свои принципы и взгляды, фанатизм, опора на чувства, инстинкты, предрассудки, неспособность или игнорирование толерантности, компромиссов. (Семигин Г.Ю. Политическая энциклопедия. М., 1999).

Понятия «экстремизм», «экстремистская организация», «экстремистские материалы» получили закрепление в ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Уголовный кодекс Российской Федерации. под преступлениями экстремистской направленности понимает преступления, совершённые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, говорится, что стратегическими целями государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В настоящее время достаточно развита система нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность по профилактике экстремизма:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 23.11.2015 №314-ФЗ).

3. Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 03.11.2004 № 1392).

4. Уголовный кодекс Российской Федерации (в ред. от 30.12.2015 №441-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 №22-П).

5. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утверждённая указом Президента Российской Федерации № 683 от 31 декабря 2015 года.

Виды экстремизма

· Политический экстремизм – крайние взгляды в отношении политической системы, организации формы управления государством, пропаганда насильственных или агрессивных (основанных на страхе и подчинению силе) способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до политического террора; непримиримость, бескомпромиссность к иным политическим партиям и позиции оппонентов.

· Националистический экстремизм – радикальные, интолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению нетитульного населения; агрессия, в крайних формах – терроризм в отношении людей иной этнической группы.

· Религиозный экстремизм – жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления. Во многих случаях под «религиозным экстремизмом» подразумевается экстремистская деятельность, осуществляемая религиозными объединениями или ведущаяся с использованием религиозных лозунгов и призывов.

· Подростково-молодежный экстремизм – взгляды и типы поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Проявляется в подростковой и молодежной среде в непримиримости к инакомыслящим, особенно к представителям определенных молодежных движений, в стремлении к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении.

· Экологический экстремизм – радикальные взгляды в отношении организаций и предприятий, способствующих ухудшению экологической ситуации. Проявляется в акциях и диверсиях против виновников экологических преступлений, в пикетировании и демонстрациях за защиту окружающей среды. Представители экологического экстремизма используют крайние, даже террористические средства для того, чтобы обратить внимание общественности на наиболее актуальные и болезненные экологические проблемы. К примеру, радикальные меры могут проявляться, в частности, в нападении на лиц, носящих мех животных.

· Антиглобалистский экстремизм – радикальные взгляды и агрессивное поведение в отношении организаций, влияющих на глобализацию в экономическом, политическом, культурном пространстве. Непримиримость к созданию единого рынка, политических и экономических монополий. Экстремисты в антиглобалистском движении склонны к организации массовых беспорядков, применению прямого насилия для борьбы с транснациональными компаниями, международными экономическими и политическими институтами глобального характера.

· Моральный экстремизм – крайняя нетерпимость к нравственным нормам и правилам поведения определенного типа, допущение насилия для утверждения пропагандируемого набора моральных требований, добродетелей, заповедей. Примерами могут выступать резкая критика распущенности, сквернословия, ношения эпатажной одежды, несоблюдения религиозных и светских «кодексов чести».

Только поняв причины и источники возникновения экстремизма среди молодежи, возможно в учебно-воспитательном процессе создать организационные, содержательные и социально-психологические условия противодействия экстремистским установкам личности подрастающего поколения.

Положение и роль в обществе молодежи, как социально-демографической группы, с определенными возрастными особенностями, потребностями, интересами, ценностями и местом в социальной структуре, находящейся в стадии социализации, усвоения системы норм, знаний, умений, навыков, позволяющих быть активным полноправным членом общества, напрямую обусловлены характером социально-политических процессов и экономических отношений, традициями, конкретной исторической ситуацией.

Экстремизм порождают противоречия , возникающие в результате социально-экономических кризисов, деформации политических и идеологических институтов, резкого падения жизненного уровня, ухудшения социальных перспектив значительной части населения, особенно молодежи.

Возникновение неформальных групп и их быстрый рост сигнализирует о том, что в обществе существуют серьезные проблемы, противоречия, несоответствие потенциала, интересов и запросов молодежи тем возможностям, которые предоставляет государство, общество.

Процессы смены традиций в обществе и возрастное стремление молодежи к самостоятельности и независимости способствовали ослаблению связей молодых людей с обществом.

Отсутствие авторитетных массовых общественных молодежных организаций, объединяющих и воспитывающих на положительных образцах подрастающее поколение и стремление молодых людей к «новому идеальному устройству жизни» через отрицание существующего порядка, привели к быстрому росту числа неформальных групп, в которых удовлетворяется потребность молодежи в консолидации, самореализации, в том числе творческой реализации.

Происходящие процессы глобализации требуют готовности молодежи жить в новых условиях, однако социо-культурные условия общества не всегда способствуют формированию этой готовности. Это вызывает противоречия ценностного кризиса, культуры межнационального общения.

Усугубляет ситуацию и тот факт, что назревшие в обществе проблемы усиления института семейного воспитания, совершенствования системы общественного воспитания, организации культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения решаются крайне медленно.

Однако причины возникновения экстремизма именно среди молодежи кроются не только в общественных условиях. Его природа тесно связана так же с рядом особенностей личности . А именно, источник экстремизма, как общей идеологии крайней непримиримости к инакомыслящим, во многом кроется в интеллектуальной и нравственной ограниченности личности , отстаивающей подобные взгляды.

Интеллектуальная и нравственная ограниченность рождает ощущение того, что только Я и мое сообщество являются обладателями абсолютной истины, которая видится закрытой и окончательной («Есть два мнения: мое и неправильное» типичный девиз низко интеллектуально развитого человека).

Чем выше человек поднимается в познании, тем более явно он осознает неисчерпаемость мира и форм знаний о нем, тем терпимей он относится к «истинам» и теориям оппозиционных сообществ. Человек, имеющий высокий уровень интеллектуального и нравственного развития, склонен к рефлексии и самокритике, анализу ситуации, «плюсов» и «минусов» предмета внимания.

Безапелляционные заявления, нетерпимость к критике, нежелание выслушать и неспособность понять оппонента – признаки ограниченного человека, привыкшего подчиняться не разуму, а силе, природным инстинктам выживания. С этих позиций, все «иное» расценивается как угроза своему существованию, доминированию и требует устранения по принципу естественного отбора.

Важнейшей причиной экстремистского, интолерантного, агрессивного отношения выступает психологический барьер «свой – чужой», страх перед «непохожим на себя». Это обусловлено наличием особенностей психики человека, которые служат почвой для формирования установки на агрессию по отношению к «другому».

Первая особенность состоит в том, что люди, похожие на нас, кажутся нам привлекательнее и безопаснее тех, кто отличается от нас. Принадлежность к какой-то группе людей придает человеку чувство уверенности и собственной значимости. Объединяться люди могут в принципе вокруг любой идеи, даже самой абсурдной. В этом случае «другие» и «не такие» тоже нужны, но только для того, чтобы сильнее почувствовать принадлежность к «своим».

Вторая особенность заключается в том, что некоторые люди, сознательно или бессознательно перекладывают ответственность за свою жизнь на кого-то другого: «во всем виноваты …» Психологически это срабатывает как способ защиты и самооправдания от собственных неудач.

Когда это дополняется социально-психологической неустойчивостью, то проявления нетерпимости, агрессии, ксенофобии, вплоть до экстремизма, могут развиваться в еще более явной степени.

Ксенофобия как психологическая основа страха перед чужой культурой является центральным психологическим механизмом формирования и проявления интолерантных установок и предрассудков. Это важная психологическая причина межнациональных конфликтов и войн, так как она всегда порождает жесткую ответную реакцию. Ксенофобия также удобное орудие манипуляции, которым успешно пользуются националистические движения.

В кризисных ситуациях в обществе ксенофобия приобретает массовый характер и самые различные формы, например, этнофобий (антисемитизм, кавказофобия, русофобия, цыганофобия и др.), религиозных фобий, фобий по отношению к различным социальным группам (например, мигрантофобия)».

Поэтому одной из наиважнейших задач по преодолению у подрастающего поколения психологического барьера «свой-чужой» является задача формирования их социально-психологической устойчивости.

Социально-психологическая устойчивость предполагает устойчивость к многообразию мира, к этническим, культурным, социальным и мировоззренческим различиям. Она выражается через систему социальных установок и ценностных ориентаций и опирается на способность к сохранению нервно-психического равновесия в самых разных жизненных ситуациях.

Ключевыми понятиями рассмотрения проблемы экстремизма в молодёжной среде выступают следующие категории:

· негативная этническая идентичность

· межнациональная напряженность

· нетерпимость

· национализм

· шовинизм

· ксенофобия

Бесконтрольное развитие каждой из них может привести к самым трагическим последствиям.

Возрастной диапазон экстремистки настроенных детско-подростковых и молодежных группировок колеблется от 12-13 до 30 лет, вместе с тем наибольшую криминальную активность проявляют подростки и юноши в возрасте от 15 до 18 лет.

Основными чертами современного молодёжного экстремизма являются:

· возрастающая организованность, сплочённость группировок;

· формирование в группировках идеологических, аналитических и боевых структур;

· усиление мер конспирации;

· использование для распространения своей идеологии и координации действий новейших информационных и коммуникационных технологий.

Происходит активное укрепление межрегиональных и международных связей организаций экстремистской направленности. Серьёзную тревогу представляет распространение экстремизма на националистической почве в молодёжной среде. Усиление групповых проявлений в молодёжной преступности – один из важнейших факторов при оценке общего криминогенного влияния на молодёжь.

Отмечается резкая активизация их противоправной деятельности, стремление совершать тяжкие, вызывающие большой общественный резонанс преступления: убийства иностранных студентов, мигрантов, дерзкие, демонстративные административные правонарушения, а также переход от хулиганских действий к осуществлению террористических актов.

Это важно тем, что, по прогнозам специалистов, доля групповых преступлений молодёжи в ближайшей перспективе будет возрастать. Речь идёт, прежде всего, об увеличении числа молодёжных преступных группировок, о растущих масштабах вовлечения молодёжи в преступные группировки рецидивистов из старших возрастных групп, а также о заметном увеличении «смешанных» преступных группировок с участием молодёжи и подростков. Последнее означает рост активизирующегося влияния молодых преступников на преступность несовершеннолетних.

Особенности молодежного экстремизма проявляются и в том, что, как правило, объектом правоприменительной деятельности молодые люди становятся лишь тогда, когда совершают преступления, относимые к категории тяжких и особо тяжких (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью и т.д.). Это обусловлено тем обстоятельством, что возраст, с которого наступает уголовная ответственность за преступления экстремистской направленности, предусмотренные ст. 148, 149, ч.1 213, 243, 244, 280, 282 Уголовного кодекса РФ – 16 лет. Каналами распространения экстремизма среди подростков и молодежи являются уличные группировки подростков и неформальные молодежные группы и объединения.

В экстремистских действиях уличной группировки отсутствует глубокая приверженность идеологии; противоправные действия, совершаемые членами этих группировок, чаще всего являются просто выплеском агрессии.

Неформальная группа – группа, деятельность которой определяется, прежде всего, активностью ее членов, а не инструкциями каких-либо инстанций. Неформальные группы играют важную роль в жизни детей, подростков и молодежи, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей.

Характерные признаки неформальных молодежных групп и объединений:

  1. объединяют молодых лиц в возрасте до 29 лет по каким-либо интересам и ценностям;
  2. стремление жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами;
  3. формально юридически не зарегистрированные, не имеющие устава, программы и четкой организационной структуры;
  4. добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее;
  5. отличающиеся чаще всего эпатажем (вызывающие агрессию на себя) и низким уровнем сплоченности и устойчивости;

Многообразие различного рода неформальных групп связано с разнообразными формами молодежной субкультуры и ее внутренней динамикой. Под субкультурой понимаются малые культурные миры – система ценностей, установок, способов поведения и стиля жизни, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Диапазон целей и интересов в таких группах, принципов их функционирования и характера активности достаточно широк. Тем не менее, неформалы могут успешно вписываться в процесс демократизации общества, а могут стать дестабилизирующим фактором, выступая с нигилистических позиций и демонстрируя открытое противостояние правоохранительным органам и органам власти.

Типология неформальных молодежных объединений может быть условно представлена несколькими социальными группами общественных объединений: просоциальные, асоциальные, антисоциальные.

Просоциальные группы («зелёные», объединения по защите памятников, добровольные дружины ЮИД, ЮДПИ, волонтеры и т.п.) Для этих групп характерна социальная активность, социально одобряемая деятельность, например, участие в решении экологических проблем, охране памятников и т.д.

Асоциальные группы наиболее распространенные:

· направления хип-хоп культуры: брейк-данс, граффити, искусство «эм-си» (МС), ди-джеинг, рэп-музыка; рок-музыка; авторская песня;

· экстремальное катание: скейтборд, роллер-спорт, велоэкстрим; неформальное авто-мото движение: байкерское (мото) движение, дрэгрэйсинг (гонки на автомобилях);

· «фанатское» движение: фанаты спортивных клубов, фэн-клубы звезд эстрады; черлидинг; «клубная» культура»;

· игровые неформальные виды спорта: сокс, фризби и т.д.;

· панки, мажоры и т.д.

Эти группы стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу для общества.

Антисоциальные группы: объединения (группировки) по территориальному признаку, молодежные организации экстремистской направленности: националистическо-расистской, религиозной, политической.

К организациям националистическо-расистской направленности в первую очередь, следует отнести движение скинхедов.

Скинхеды – от английского skinhead (бритоголовые). Характерной особенностью движения скинхедов в России является сращивание некоторых группировок с уголовно-преступной средой. Это происходит потому, что часть лидеров группировок имеют уголовное прошлое и придерживаются «воровских» традиций.

Вызывают серьезные опасения случаи сращивания скинхедов с футбольными фанатами, отличающимися агрессивностью.

В настоящее время наблюдается рост активности ряда объединений религиозной направленности, культивирующих религиозный фанатизм, который основывается на извращённых духовных канонах. Наибольшую опасность сегодня представляют сторонники нетрадиционного для российских мусульман течения ислама – ваххабизм .

Лидеры и идеологи ваххабитского течения работу среди российской молодёжи считают одним из главных направлений своей деятельности. В ряде субъектов Российской Федерации функционируют так называемые центры исламской молодёжи и лагеря исламской молодёжи, где членами международных террористических и экстремистских организаций («Хизбут-Тахрир», «ИДУ», «Рефах», «Аль-Фатх», «НУР» и др.) проводится обучение радикальному исламу, вербовка и вовлечение граждан в экстремистские формирования.

Еще одним религиозным течением, в рядах которого наблюдается большое количество молодых людей, являются сатанисты.

Из наиболее известных объединений сатанистов нашего времени можно назвать: церковь сатаны, Международную ассоциацию люциферистов кельтско-восточного обряда, «Зелёный орден», «Чёрный ангел», «Южный крест», культ Афины Паллады, культ Изиды, «Готы».

К числу экстремистских политических организаций и движений, наиболее активно действующих на территории России, ставящих своей целью изменение конституционного строя в России, относится партия «Русское национальное единство» (РНЕ) , которая является крупной праворадикальной политической организацией.

За последние годы в ряде городов и регионов отмечалась активность последователей РНЕ, деятельность которых заключается, как правило, в распространении материалов, популяризирующих идеи РНЕ и содержащих призывы к вступлению в эту организацию. Однако в ряде регионов имели место действия сторонников РНЕ, непосредственно направленные на разжигание национальной розни.

Каковы же причины приобщения подростков к неформальным объединениям, группам? Почему подростки становятся членами неформальных объединений, что они там находят?

Одной из основных причин приобщения подростков к неформальным объединениям является возрастная потребность в общении со сверстниками, группировании. В подростковом возрасте человек ощущает себя личностью, задумывается над своим «Я»: каков «Я»? Я такой как все? Я не такой как все? Появляется потребность найти себя, подражать сформировавшемуся идеалу, реализовать бурно проявляющееся «чувство взрослости».

Именно в подростковом возрасте резко проявляется потребность в дружбе, в ощущении своей нужности другому, защищенности, понимании, сочувствии, сопереживании, уважении со стороны равных себе сверстников, в их положительной оценке. Подростку необходима среда, где есть возможность быть принятым таким, каков он есть, возможность «быть как все»: в одежде, в манерах поведения, в сленге, в своеобразных ценностях культуры (или псевдокультуры) – в определенной музыке, живописи, книгах, видеофильмах и т.д. И трудно приходится подростку, который к этому времени не чувствует себя полноправным членом классного коллектива, детского коллектива по интересам, не имеет возможности в завоевании популярности, признания. Жизнь его не наполнена яркими событиями и впечатлениями, или подросток находится в позиции изгоя среди сверстников, нелюбимого среди учителей и дома (причем, не только из неблагополучных семей, но и из внешне благополучных, где есть все материальные условия для жизни и развития, но нет душевного тепла и уюта).

И тогда неформальные группы становятся той средой, где подросток может реализовать свои индивидуальные притязания, например, на лидерство или конформное подчинение, на самореализацию в определенных видах деятельности, получить ответы на те вопросы, на которые он не получает ответа ни в школе, ни в семье.

Таким образом, изучив природу приобщения подростков к неформальным группам, исследовав возможные причины экстремистских проявлений в подростково-молодежной среде, учитывая возрастные потребности этой категории молодежи, образовательное учреждение, являясь центром многонациональных культур, может определить систему мер по формированию у учащихся социально-психологической устойчивости, толерантного сознания, предупреждению подросткового экстремизма.

Необходимо, чтобы в этой системе мер обязательно присутствовали:

  1. совершенствование методов работы в области семейной политики, направленных на повышение роли семьи в формировании личности;
  2. создание детских общественных организаций;
  3. организация досуга молодежи. Большой популярностью среди молодежи пользуются модные, зачастую не так давно возникшие виды досуга, создающие альтернативу антисоциальным экстремистским группировкам;
  4. использование ресурса имеющихся молодежных неформальных объединений, основой которых является стремление молодых людей организовать свой досуг, посредством творческого и физического совершенствования.

В работе с подростково-молодежной средой важно учитывать, что доминанта риска в поведенческих моделях является общей характеристикой современной российской молодежи. По отношению к таким явлениям как экстремизм, требуются постоянная профилактика и сдерживание.

Председатель Комиссии Е.Н. Тюляева

Профилактика экстремизма в молодёжной среде

Одним из важнейших направлений профилактической работы является профилактика экстремизма в молодёжной среде. Это обусловлено также и тем, что, по данным МВД России, в среднем до 80 процентов участников группировок экстремистской направленности составляют лица в возрасте до 30 лет.

Как правило, объектом правоприменительной деятельности молодые люди становятся лишь после совершения преступлений, относимых к категории тяжких и особо тяжких (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью и т.д.). Именно поэтому главной задачей работы в молодёжной среде является профилактика экстремизма, т.е. принятие мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.

Основные нормативные правовые акты, понятия необходимые для осуществления работы по профилактике экстремизма в молодёжной среде

Эффективность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого сложного общественного явления. Для понимания необходимо, прежде всего, знать смысл и содержание понятия экстремизм. Понятие «экстремизм» определено и упоминается в нормативных правовых актах, в числе которых:

  1. Конституция Российской Федерации. Экстремизм во всех своих проявлениях в разной степени, но всегда посягает именно на то, что закрепляет Конституция РФ: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок и принципы государственного устройства и местного самоуправления;
  2. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
  3. Федеральный закон от 05 июля 2002 года № 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»;
  4. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  5. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму»;
  6. Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 (в редакции от 03.11.2004) «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации»;
  7. Постановление Правительства Российской Федерации о 18.01.2003 г. № 27 (в редакции от 08.12.2008) «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом»;

Используя вышеуказанную нормативную базу, можно выявить основные характеристики экстремизма. Так, в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»,

Экстремистская деятельность (экстремизм) – это:

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
  • совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
  • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Экстремистская организация – это общественное или религиозное объединение, в отношении которого по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Экстремистские материалы – это предназначенные для обнародования документы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, либо обосновывающие необходимость осуществления такой деятельности. Сюда можно отнести: труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное или расовое превосходство, либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Экстремистская мотивация – это мотивация, основанная на групповой солидарности, осознании себя членом привилегированной группы, имеющей право на подавление в различных формах «чужаков».

Экстремальное поведение – это крайние способы достижения социальной справедливости, каких-то благ, привилегий, как для себя, так и депривированных социальных групп.

Профилактика экстремизма – это система определенных мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, когда она еще не осуществляется (не осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, не осуществляются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и т.д.).

Терроризм – это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.

Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.

Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих расс и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.

Фашизм — это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя.

Толерантность — означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности (переводится как «терпимость»).

Добровольчество (волонтерство) – добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи, сознательная деятельность по преобразованию социальной действительности при условии вовлечения граждан в эту деятельность на добровольной основе.

Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

  1. Действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом РФ.
  2. Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.

Экстремизм могут осуществлять люди, которые имеют самое разное социальное или имущественное положение, национальную и религиозную принадлежность, профессиональный и образовательный уровень, возрастную и половую группы и так далее.

При этом, необходимо отличать экстремизм от деятельности оппозиционных политических партий, представителей религий и конфессий, национальных и этнических сообществ как таковых. Их неэкстремистская деятельность осуществляется в любых предусмотренных и непредусмотренных законодательством формах. Формы экстремистской деятельности точно определены в законодательстве, их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

В целях профилактики экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры (лат. sub – «под» + культура).

Существующие неформальные подростково — молодёжные объединения можно типологизировать на: гедонистско-развлекательные («наслаждение и развлечение»); спортивносоревновательные; профориентационные; эскапистские («уход от мира»); мистагогические («вводящие в тайну», связанные с духовными поисками); коммерциализованные (сформированные для достижения прибыли); субкультуры социального вмешательства (все субкультуры, ориентированные на улучшение или изменение сложившейся общественной системы или ее элементов); примыкающие к ним лидерско-менеджерские; криминальноориентированные.

Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные или незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки «скинхедов» образуются, в большинстве случаев, из числа молодёжи, проживающей в одном микрорайоне либо обучающейся в одном учебном заведении. «Неформальные» лидеры, имеющие первоначально хулиганские мотивы совершения противоправных действий в отношении иностранных граждан, объединяют вокруг себя молодёжь, впоследствии, пропагандируя идеологию радикальных структур, подстрекают лиц, не имеющих устойчивого мировоззрения к совершению преступлений на национальной почве и расовой вражде. При этом следует отметить, что в группировки скинхедов попадает в основном молодёжь, не занятая какой-либо общественно-полезной деятельностью, не посещающая спортивные секции, клубы, иные заведения дополнительного образования. Маргинальные семьи в этой среде редкость. Как правило, это дети, финансово обеспеченные, но ограничены в общении с родителями в связи с их постоянной занятостью.

Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся школ с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой. После окончания школы подростки поступают в ВУЗы, колледжи и попадают под влияние различных политических структур, работающих на края.

Основная профилактическая задача – выявить и предупредить совершение преступлений экстремистского характера со стороны школьников.

В большинстве своем школьники отрицательно относятся к таким явлениям как экстремизм и терроризм. В основе такого отношения – отторжение жестокости, понимание недопустимости вторжения в личную жизнь человека. Школьники предпочитают «цивилизованные» способы взаимодействия с властью. Чтобы защитить свои интересы, они будут обращаться в СМИ (больше половины ответивших), суды и правозащитные организации (каждый третий). Каждый пятый признает возможность собственного участия в забастовках и митингах. При этом, несмотря на отрицательное отношение к таким явлениям как экстремизм и терроризм, изучение ценностных ориентаций показывает, что такое отношение не является устойчивым. Ценностные ориентации студентов «допускают» силовые методы влияния. Большая часть опрошенных студентов склонна вину за неудачи признавать не за собой, а за государством, работодателем, внешними обстоятельствами и пр. Невозможность реализации своих планов становится существенной базой для социальной неудовлетворенности и, как следствие, основой для экстремистских настроений и действий.

Исследование фиксирует, что школьники в большинстве своем выступают против национализма. Однако довольно часто им приходится сталкиваться с негативным отношением к мигрантам: половине многим приходилось быть свидетелем этнической нетерпимости по отношению к представителям некоренных национальностей. Только каждый четвертый из опрошенных школьников станет заступаться за человека, которого оскорбляют по причине национальной и религиозной принадлежности. Стоит отметить, что толерантность молодёжи по отношению к религиозным группам гораздо выше, нежели национальным. Это может объясняться сравнительно низкой, прежде всего, институциональной, включенностью молодёжи в религиозную жизнь, и, напротив, частыми повседневными контактами с мигрантами. На взгляд группы исследователей, невысокая толерантность по отношению к мигрантам является серьезным фактором риска развития экстремистских настроений.

Подобная пассивность, как отмечено в исследовании, и безразличие к защите собственных интересов в сочетании с жизненным кризисом и при наличии лидера, который будет пропагандировать экстремизм, может выступить решающим фактором для вступления молодёжи в группировки экстремистского толка.

Таким образом, основная задача государственных органов, органов местного самоуправления, всех здоровых сил в обществе – обеспечить именно профилактику экстремизма, чтобы исключить или минимизировать саму возможность возникновения и развития экстремизма в молодёжной среде.

Меры профилактики экстремизма в молодёжной среде

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие (т.е. пресечение и профилактика) экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

  1. признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
  2. законность;
  3. гласность;
  4. приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
  5. приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
  6. сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
  7. неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Эти основные принципы являются определяющими при выборе средств и методов реагирования на факты и обстоятельства, имеющие признаки экстремизма.

Наиболее распространенными формами реализации мероприятий по профилактике экстремизма в образовательных учреждениях являются:

  • организация работы методических объединений по вопросам формирования толерантности;
  • внедрение специальных курсов, а также элементов программ в общих курсах предметов для педагогов с целью воспитания толерантности учащихся;
  • разработка памятки для родителей учащихся с разъяснением юристов, психологов, социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов;
  • организация и проведение смотра-конкурса программ и методических разработок в образовательном учреждении по профилактике противоправного поведения детей и подростков;
  • организация недели правовых знаний;
  • создание в образовательных учреждениях советов старшеклассников.
  • создание в образовательных учреждениях общественных формирований правоохранительной направленности из числа учащихся школ 8-11 классов.

Реализация программ по гражданско-патриотическому воспитанию, физическому развитию, формированию здорового образа жизни детей и молодежи. На основе анализа результатов военно-патриотической работы можно выделить несколько направлений, которые в наибольшей степени влияют на формирование толерантного сознания молодежи, профилактику экстремизма и ксенофобии.

Среди них:

      • организация работы с ветеранами Великой Отечественной войны и военной службы (ветеранами локальных войн). Под такой работой подразумевается организация встреч с ветеранами Вооруженных Сил, участниками Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний, сбор документов и реликвий о мужестве и героизме защитников нашей Родины, тружениках тыла, о боевом пути воинских частей и соединений, уточнение судьбы военнослужащих 1941 – 1945 гг., передача их в общественные и государственные музеи, в государственные архивы Свердловской области. Оказание адресной помощи (по заявкам) инвалидам войны и труда, семьям погибших воинов (тимуровская работа). Активное участие молодежи и ветеранов в Месячнике защитников Отечества, декадах и неделях боевой славы, героико-патриотических акциях, способствование публикации в средствах массовой информации рассказов о ветеранах фронта и тыла, войн и военных конфликтов;
      • организация празднования (годовщин) Дня Победы. За десятки лет сложилась система мероприятий, традиционно проводимых как на уровне муниципальных образований через систему учреждений органов по делам молодежи, молодежными и детскими общественными объединениями, так и на областном. К числу таких мероприятий относятся проведение акций «Георгиевская ленточка» под девизом «Я помню! Я горжусь!», «Помним, гордимся, наследуем!», благоустройство мемориалов, памятников, воинских захоронений, обелисков и памятных знаков, проведение митингов, торжественно-траурных церемоний поминовения, возложения венков и цветов к мемориалам и памятникам, тематических встреч ветеранов и молодежи, организация праздничных концертов для ветеранов;
      • организация подготовки молодежи к военной службе: работа оборонно-спортивных оздоровительных лагерей и военно-патриотических клубов, проведение военизированных эстафет, военно-спортивных игр, соревнований по пулевой стрельбе и так далее.

    В работе по патриотическому воспитанию следует больше внимания уделять профессионально-деятельностному и социокультурному направлениям. Такую работу могут проводить краеведческие музеи, кружки художественного творчества. Любовь к родному краю, его культуре и обычаям, интерес к народным традициям, формируют основы патриотичного отношения к своей малой Родине и стране в целом.

Проведение мероприятий по поддержке национальных культур. В большинстве муниципальных образований такие мероприятия традиционны, осуществляются с серьезной подготовкой. Наиболее ярко значимость этих мероприятий ощущается в муниципальных образованиях, расположенных в районах, граничащих с другими республиками, а также там, где традиционно проживают различные национально-культурные группы. Поддержка национально-культурных традиций в муниципальном образовании предотвращает развитие питательной почвы для проявления экстремизма на национальной основе.

Профилактика экстремизма в молодежной среде - это одна из первоочередных задач образовательной сферы и общества в целом. Это сложная социально-психологическая проблема, которая в современных условиях стала актуальной для всех государств мира.

Что такое экстремизм

Такому понятию, как экстремизм, дано множество определений (как научных, так и юридических). Несмотря на то что данная проблема у всех на устах, единый термин так и не был сформулирован. Так, например, большим толковым словарем экстремизм трактуется, как склонность к крайним мерам и взглядам. Тем не менее ученые сходятся на том, что такое определение является весьма размытым. Упор должен быть сделан именно на совершение противоправных действий.

На вопрос о том, что такое экстремизм, доктор Колеман и доктор Бартоли отвечают несколько иначе. Они считают, что это деятельность человека, далекая от общепринятых норм, приверженность жестким формам разрешения конфликта. Тем не менее и здесь есть некоторые загвоздки. Основная трудность состоит в определении общепринятых норм, ведь для каждого государства и общества они могут существенно отличаться.

Что относится к экстремистским действиям

К сожалению, в международной практике нет не только единого определения самого термина "экстремизм". Нет также унифицированного описания деятельности, которая попадает под это описание. Но для того, чтобы профилактика экстремизма в молодежной среде была эффективной, стоит четко понимать, с чем предстоит бороться. Чтобы определиться с понятием и его проявлениями, стоит обратиться к нормативно-правовым документам. Закон "О трактует данное понятие следующим образом:

  • насильственная смена положений Конституции, а также попытка нарушения целостности государства;
  • публичное оправдание ;
  • пропаганда социальной, расовой и религиозной нетерпимости;
  • распространение идей превосходства человека по расовому, религиозному или какому-либо другому признаку;
  • нарушение прав и свобод человека по расовому, религиозному или национальному признаку;
  • препятствие законной деятельности государственных служб или религиозных организаций путем угроз или силового воздействия;
  • воспрепятствование участию граждан в избирательном процессе путем угроз или силовыми методами;
  • пропаганда нацистской идеологии, а также публичная демонстрация ее символов и атрибутов;
  • массовое изготовление, хранение и распространение экстремистских материалов; публичные призывы к участию в экстремистской деятельности;
  • публичное ложное обвинение лиц, занимающих государственные должности;
  • финансирование, организация и подготовка действий, указанных выше, подстрекательство.

Факторы молодежного экстремизма

Борьба с международным экстремизмом подразумевает в первую очередь работу с молодежью как с наиболее уязвимой категорией граждан. Для того чтобы деятельность была эффективной, нужно понимать, откуда у юных людей берутся подобные идеи. Так, среди факторов молодежного экстремизма стоит особенно отметить:

  • влияние родителей, которые отличаются радикальными убеждениями;
  • влияние группы сверстников, которые являются приверженцами экстремистских взглядов;
  • влияние авторитетных лиц, находящихся в кругу общения подростка (преподавателей, руководителей спортивных или творческих секций, лидеров молодежных организаций и т. д.);
  • стресс, повлекший за собой дезинтеграцию в обществе;
  • собственные представления и моральные установки;
  • личностные психологические особенности (агрессивность, внушаемость);
  • психическое напряжение.

Основные направления работы

На данный момент отмечается растущая угроза вербовки юношей и девушек террористическими организациями. В связи с этим профилактика экстремизма в молодежной среде должна проводиться по следующим направлениям:

  • тесное взаимодействие образовательных учреждений с родителями;
  • повышение квалификации педагогического персонала по данному вопросу;
  • включение в образовательную программу отдельных предметов или тем, касающихся профилактики экстремизма;
  • внедрение воспитательных программ, касающихся нравственного воспитания детей и молодежи (профилактика правонарушений, насилия и беспризорности);
  • непрерывный мониторинг уровня толерантности в обществе, а особенно среди молодежи;
  • анализ процессов, происходящих в молодежной среде, а также их философский и социокультурный аспекты;
  • обеспечение доступности культурных благ для молодежи;
  • реализация потребности в самореализации и самовыражении;
  • организация досуга учащихся (волонтерских проектов, социальных программ).

Деятельность с разными группами молодежи

Профилактика экстремизма в молодежной среде должна проводиться с учетом ее неоднородности. Можно выделить два основных направления работы:

  • С группами, у которых еще не сформировались экстремистские наклонности. Такие молодые люди, обычно, добровольно включаются в социальную работу, так как не имеют каких-либо агрессивных или незаконных настроений. Задача профилактики состоит лишь в закреплении толерантных мировоззрений.
  • С группами, у которых уже сформированы экстремистские мировоззрения и убеждения. Такая работа в большинстве случаев проводится в принудительном порядке, а потому молодые люди могут быть агрессивно настроены. Здесь важно найти индивидуальный, нестандартный подход, который поможет установить доверительные отношения. Результатом должно стать переубеждение подростка, отказ от экстремистских взглядов и активное включение в общественную жизнь.

Группа риска

Несмотря на то что профилактическая деятельность должна проводиться среди всей молодежи, есть некоторые категории, которые наиболее подвержены подобным влияниям. Изучив перечень экстремистов, можно выделить такие группы риска:

  • дети из неблагополучных семей с низким уровнем дохода и социальным статусом, недостаточной степенью образованностью, а также склонностью к различного рода девиациям (алкоголизм, насилие, употребление наркотиков);
  • так называемая золотая молодежь, представители которой, в силу определенных условий, чувствуют вседозволенность и безнаказанность, а также воспринимают экстремизм, как развлечение или нормальное времяпрепровождение;
  • подростки, для которых характерны психологические проблемы, определяющие склонность к агрессии и неадекватную реакцию на те или иные события;
  • представители молодежных субкультур, неформальных групп и уличных компаний, характеризующихся агрессивным поведением и девиантными убеждениями;
  • члены политических движений и религиозных объединений, которые под воздействием определенных идей и убеждений, могут проводить опасную для общества деятельность.

Ключевые задачи

Профилактика экстремизма не должна быть хаотичной или спонтанной. Важно тщательно продумать каждый этап и его детали. План по профилактике экстремизма должен быть направлен на решение следующих существенных задач:

  • применение к подросткам и молодым людям установок о необходимости соблюдения и защиты прав любого гражданина, а также неукоснительного соблюдения законодательных норм;
  • формирование у подростков представления о нормах поведения, принятых в гражданском обществе;
  • донесение до родителей важности формирования толерантных настроений в семье;
  • создание в учебных учреждениях ячеек самоуправления, которые будут осуществлять просветительскую деятельность;
  • формирование в сознании молодежи уверенности в за экстремистскую деятельность в любых ее проявлениях;
  • выработка у молодежи навыков безопасного поведения и самообороны при угрозе террористического акта.

Основные мероприятия

  • Установление взаимосвязей и координация работы с комиссией по делам несовершеннолетних. Ее сотрудники должны привлекаться к непосредственной работе с учениками, а также участию в родительских собраниях.
  • Организация курсов для педагогического персонала по поводу профилактики экстремизма. Для студентов средних и высших учебных учреждений могут проводиться круглые столы или дискуссии по данной тематике. При этом обязательно участие в них представителей правоохранительных органов.
  • Проводить классный час "Профилактика экстремизма и терроризма" в школе. В ходе данных мероприятий должны быть рассмотрены правовые нормы и ответственность за их нарушение. Также должно уделяться внимание воспитанию у учеников чувства уважения и толерантности к другим культурам, национальностям, религиям, убеждениям.
  • Регулярное проведение родительских собраний, на которых будут рассматриваться не только организационные моменты, но также вопросы воспитания законопослушных граждан.
  • Выработка системы, в соответствии с которой учащиеся или их родители могут обратиться по поводу защиты своих законных прав и интересов, в том случае, если они ущемляются.

Работа с родителями

Не секрет, что основные убеждения и личные качества формируются именно под влиянием семьи. Следовательно, работа по профилактике экстремизма в школе должна подразумевать тесный контакт с родителями. До них должна быть донесена следующая информация:

  • специфика молодежных субкультур и неформальных организаций, а также их потенциальная опасность;
  • степень ответственности родителей за детей;
  • формы агрессии, а также профилактика их проявления у подростков;
  • механизмы вовлечения детей в экстремистскую деятельность;
  • определение возраста уголовной ответственности за правонарушения, а также описание возможных мер наказания;
  • сущность таких понятий, как "терроризм" и "экстремизм";
  • специфика формирования жизненной позиции и убеждений у подростков;
  • необходимость занятости подростков (кружки, секции и прочие формы) во внеурочное время.

Ответственность

Лицо, достигшее определенного возраста, установленного законом, может быть привлечено как к административной, так и к уголовной деятельности за экстремизм. Статья 282 УК РФ предусматривает ответственность за следующие деяния:

  • унижение человеческой чести и достоинства;
  • возбуждение ненависти или враждебных чувств к отдельным лицам или их группе;
  • организация сообществ экстремистского характера;
  • организация, координация и обеспечение деятельности подобных сообществ.

Основная проблема работы с детьми и подростками состоит в том, что многие чувствуют свою безнаказанность. Тем не менее в определенных законом случаях, даже несовершеннолетние лица привлекают к ответственности за экстремизм. Статья 282 УК РФ подразумевает осуждение лиц, не достигших 18 лет, за размещение в глобальной сети видеороликов, а также любой другой документации пропагандистского характера со сценами насилия или призывами к нему. подразумевают ответственность несовершеннолетних за уничтожение исторических и культурных памятников, а также надругательство над местами захоронения и телами умерших. Наказание может выражаться в крупном денежном штрафе, исправительных работах или лишении свободы.

Противодействие и самооборона

Безусловно, теоретическая основа важна. Тем не менее важно донести до молодежи, как на практике проявляется экстремистская деятельность в России. Примеры подобных ситуаций, а также действия по предотвращению и самообороне приведены в таблице:

Экстремистская деятельность Действия
Угроза подрыва бомбы в помещении
  • в ходе телефонного или иного контакта со злоумышленником попытаться выяснить подробности о месте и предполагаемом времени взрыва;
  • по возможности записать разговор на цифровой носитель или же сделать пометки на бумаге;
  • не прикасаться ни к каким подозрительным предметам, а вызвать правоохранительные органы в случае их обнаружения;
  • покинуть здание, не пользуясь лифтом и находясь подальше от оконных проемов;
  • если предыдущее действие невозможно, нужно найти хотя бы какое-то укрытие от обломков (например, под столом).
Поджог здания
  • вызовите службу спасения;
  • подойти к двери и проверить ее температуру - если она горячая, открывать нельзя, а потому стоит искать другие пути эвакуации;
  • обезопасить дыхательные пути от проникновения угарного газа (влажная повязка или маска);
  • если выбраться из помещения невозможно, заделайте щели в двери влажными тряпками;
  • немного приоткройте окно и подайте сигнал бедствия.
Теракт в самолете
  • сообщайте сотрудникам или спецслужбам о лицах, которые ведут себя подозрительно;
  • не пытайтесь в одиночку бороться с экстремистом.
Телефонная угроза
  • если ваш телефон не оснащен звукозаписывающим механизмом, постарайтесь дословно отобразить разговор на бумаге;
  • обратите внимание на голос экстремиста и попытайтесь составить его приблизительный портрет;
  • внимательно отнеситесь к звуковому фону, может оказаться полезным при определении его местонахождения;
  • передайте информацию в правоохранительные органы.
Письменная угроза
  • как можно меньше контактируйте с документом, стараясь сохранить его в первоначальном виде;
  • передайте документ, а также конверт и любые другие приложения в правоохранительные органы.

Подобные практические примеры или даже реконструкции ситуаций просто необходимы. Профилактика экстремизма в школе должна быть направлена не только на недопущение формирования подобных настроений у молодежи. Важно также донести до молодых людей информацию, которая поможет им сохранить жизнь в экстремальной ситуации.

Подходы к профилактической работе

Экстремизм, как угроза национальной безопасности, вынуждает вести профилактическую работу не только со взрослым населением, но также с детьми и молодежью. Данная работа может проводиться в соответствии с такими подходами:

  • Распространение информации об опасности экстремизма и организациях, его исповедующих. Этот подход используется наиболее часто. Он подразумевает собой программы по просвещению молодежи путем проведения гражданских акций или распространения полиграфических материалов. Учитывая, что данный подход является не самым эффективным, его можно рассматривать лишь в качестве дополнительного.
  • Аффективное обучение направлено на устранение проблем с выражением чувств и эмоций. Это важно как в плане формирования жизненного опыта, так и высвобождения негативной и положительной энергии. Получая эмоциональную разрядку, подросток становится менее агрессивным, что снижает риск формирования радикальных наклонностей.
  • Влияние социальных факторов может не только воспрепятствовать зарождению у подростка экстремистских идей, но также и поспособствовать этому. В связи с этим один из подходов базируется на проведении тренингов, в ходе которых проводится обучение устойчивости к общественному давлению.
  • Формирование жизненных навыков - это подход, основанный на методиках поведенческой модификации. Основной подростковой проблемой обозначается стремление к самоутверждению и взрослому образу жизни. таким образом, появляется необходимость в проведении для молодых людей курсов и тренингов, которые позволят им сформировать необходимые жизненные убеждения и навыки, которые позволят защититься влияния негативных тенденций, развивающихся в обществе.
  • Вовлечение подростков в деятельность, альтернативную экстремистской. Этот подход был разработан А. Кроминым. Он предлагает организовывать походы с преодолением препятствий, направление активности подростков в спортивную или творческую деятельность, создание групп для отстаивания активной гражданской позиции.

Заключение

Программа по профилактике экстремизма в первую очередь должна затрагивать детей, подростков и молодежь. Именно этот слой общества наиболее подвержен влиянию подобных радикальных идей, что связано с неокрепшей психикой и отсутствием твердой жизненной позиции. Безусловно, работа в школах и прочих учебных заведениях важна, но не стоит забывать и о роли семьи в данном процессе. В связи с этим педагоги и сотрудники правоохранительных органов должны проводить регулярные профилактические беседы с родителями.

Молодежный экстремизм представляет собой особую форму активности молодых людей, которая выходит за рамки общепринятых норм, типов, форм поведения и направлена на разрушение социальной системы или какой-либо ее части. Такая активность является осознанной и имеет идеологическое обоснование либо в форме стройной идеологической концепции (национализм, фашизм, исламизм, панславянизм и т.д.), либо в виде обрывочных символов и лозунгов. И в том, и в другом случае, носитель экстремистской активности осуществляет действия, направленные на причинение вреда другому, социальной группе, обществу или государству в целом, имея ввиду при этом какую-либо идею, концепцию или теорию.

Молодежный экстремизм как массовое явление последнего десятилетия на постсоветском пространстве выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их, можно рассматривать с различных позици й. Ученые исследуют философско- психологическую природу экстремизма, чтобы охарактеризовать этот феномен во всех его проявлениях, классифицировать и типизировать случаи экстремистского поведения. Не менее важным является и установление причины возникновения молодежного экстремизма, для того, чтобы понять его как явление.

Как известно, любое явление в истории человечества имеет свою причинно-следственную связь. Не является исключением и такое явление нашей действительности как молодежный экстремизм, активному распространению которого способствуют определенные факторы. Эти факторы можно условно разделить на:

  • - социально-экономические;
  • - психологические;
  • - правовые;
  • - политические;
  • - демографические и географо-климатические.

Экономический и политический кризисы, возникшие после распада СССР, стали моральным и личностным кризисом для многих молодых людей начала 1990-х гг. Наметившееся в это время социальное расслоение общества, принесшее одним богатство другим же материальные лишения, вызывало в некоторых представителях молодежи чувство разочарования, утраты жизненной перспективы, а также чувство отчаяния. Настроения безысходности и отчаяния, охватившее некоторые слои молодежи нашли проявления в различных формах антисоциального поведения.

Практически всем разновидностям экстремизма присущи определенные общие черты:

  • - насилие или его угроза, обычно вооруженного;
  • - одномерность, однобокость в восприятии общественных проблем, в поиске путей их решения;
  • - фанатизм, одержимость в стремлении навязывать свои принципы, взгляды оппонентам;
  • - бездумное, беспрекословное выполнение всех приказов, инструкций; опора на чувства, инстинкты, предрассудки, а не на разум;
  • - неспособность к толерантности, компромиссам, либо игнорирование их.

Экстремизм смыкается с крайним радикализмом, терроризмом,

нигилизмом, революционным вождизмом.

Из общих факторов, влияющий на развитие и становление молодежного политического экстремизма, любого толка можно выделить:

1) Ослабление воспитательного направления работы с молодежью. В современных условиях наблюдается явный недостаток воспитательных воздействий на личность молодого человека, а также мер просветительского характера о национальных, культурных, конфессиональных и прочих особенностях народов страны.

Данные исследований социологов показывают, что сегодня досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры - оно ограничивается телевидением, дискотеками, ночными клубами. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор) большинством молодежи воспринимается как анахронизм.

  • 2) Кризис института семьи и семейного воспитания. Специфические причины и условия несовершеннолетнего экстремизма лежат в основном в сферах формирования и жизнедеятельности подростка: семье, школе, трудовой деятельности и его досуге, а также резком снижении возможности семьи защитить детей от дурного влияния, обеспечить необходимый уровень их интеллектуального и нравственного развития. Подавление индивидуальности подростка, как со стороны родителей, так и педагогов приводит к социальному и культурному инфантилизму, к социальной неадаптированности, дети начинают совершать поступки противоправного или экстремистского характера. Соответственно агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь.
  • 3) Ухудшение условий жизни, неопределенность ситуации. Способом противодействия экстремизму в молодежной среде может служить обеспечение условий для занятости молодежи в таких сферах как образование, производство и досуг.
  • 4) Активное проникновение массовой культуры. Большой вклад в развитие предпосылок экстремизма среди молодежи оказала так называемая массовая культура, когда распространяются скопированные не с лучших западных стандартов фильмы, кровавые боевики и триллеры, а также телепередачи, стимулирующие у молодежи жестокость, насилие и желание его применения на практике. Посредством такого рода телепродукции, снижается уровень духовности, нивелируются многие морально-нравственные категории, внедряются далеко не лучшие образчики западных ценностей: культ денег и грубой физической силы, понятие вседозволенности. Значительная часть молодежи, морально, умственно и духовно искалеченная массовой культурой, вырастает злой, бездуховной и жестокой, готовой к насилию. Такая молодежь потенциально опасно и готова применять это насилие к окружающим, в том числе и будучи членом экстремистского объединения.
  • 5) Активизация деятельности религиозных экстремистских организаций. Среди этих организаций наиболее привлекательными для молодежи являются крайне правые и крайне левые экстремистские организации, дающие ощущение риска, романтики, возможности активных действий и не делающие упора на моральные и умственные качества индивида.

Так, например, нетерпимость к религиозному инакомыслию изначально может нести в себе предрасположенность к насильственному распространению только собственного учения. В подобных случаях получает развитие и сам экстремистская идеология. Обращение к известным религиозным и иным учениям служит мощным фактором воздействия на массы и привлечения их на свою сторону, особенно если эти учения являются традиционными для социума или отвечают потребностям некоторой его части. Вместе с тем, провозглашение всех несогласных с подобной идеологией ее противниками представляет собой сильный психологический фактор, не только объединяющий сторонников экстремистской идеологии, но и повышающий в их глазах свой собственный социальный статус.

6) Широкое распространение современных средств массовой коммуникации и информатизации. Сегодня как основную среду обитания радикалов выделяют Интернет. Именно в виртуальном мире они получают недопустимую в реальном обществе свободу творчества и становятся не только потребителями, но и создателями экстремистских лозунгов. В отличие от реального общества, радикальное Интернет-пространство быстрее обучает потенциальных экстремистов радикальной риторике, ибо вводит их в контекст, наполненный единомышленниками. В последние годы экстремистские идеи активно функционируют в Интернет-пространстве. При этом механизм, препятствующий публичному проявлению экстремизма на страницах общенациональных газет и телеканалов, не срабатывает в Интернете. Это делает его благоприятной средой для пропаганды экстремистских идей. Интернет-пространство расценивается экстремистскими идеологами как привлекательная площадка для ведения идеологической пропаганды и борьбы. Угроза использования новых коммуникационных технологий представителями экстремистски настроенных организаций по своим последствиям намного опаснее, чем отдельные публичные проявления экстремизма: распространение листовок, газет, организация публичных выступлений, уличных беспорядков и т.д.

Со второй половины 1990-х гг. противодействие экстремистским тенденциям в Интернете стало важнейшим направлением антиэкстремистской деятельности передовых западных государств. Именно поэтому зарубежный опыт борьбы с проявлениями экстремизма в Интернете как в сфере идеологии, так и в области законодательства представляет значительный интерес.

События в Молдове, Иране, СУАР (автономный район КНР)происшедшие в 2009 г. наглядно демонстрируют факт того, что экстремистские организации какой бы то ни было направленности, активно осваивают новые технологии в числе которых «Флешмоб» и «Твиттер».

Флешмоб (от англ. flash - вспышка, миг, мгновение; mob - толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») - это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут люди с серьёзным видом выполняют заранее оговоренные действия абсурдного содержания (сценарий) и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны, как ни в чём не бывало.

В публикациях последнего времени пишут и о так называемых «твиттерных революциях». Твиттер (от англ. тwitter - «чирикать») - открытая глобальная «социальная сеть».

При анализе молодежного экстремизма можно выделить несколько его типов:

  • - экстремизм в сфере межэтнических отношений, в основе которого лежат националистические, фашистские идеи и содержанием которого является конфликт между представителями разных национальностей. Направленность проявления экстремистской активности может осуществляться как от титульной нации по отношению к периферийной, так и наоборот.
  • - религиозный экстремизм. В основе данного типа экстремистской активности лежит конфликт между представителями разных конфессий, религий, религиозных направлений, проживающих на одной территории.
  • - политический экстремизм. Направлен против сложившейся политической системы государства, ее представителей или против политических оппонентов.
  • - экстремизм в сфере молодежных субкультур. В основе данного вида поведения лежит конфликт между представителями разнообразных молодежных субкультур, являющихся носителями противоположных ценностей, типов, моделей поведения и мировосприятия.
  • - социальный экстремизм. Базируется на конфликте разных социальных групп и ориентирован на искоренение и уничтожение отдельных сообществ.

Каждый из них имеет свою специфику, однако их объединяет резко деструктивный, агрессивный, жестокий, не имеющий четкого адресата характер проявления.

Следует отметить, что контингент несовершеннолетних преступников отличается более остро выраженными особенностями подросткового возраста: недостаточная зрелость мышления и сознания, повышенная эмоциональная возбудимость, легко переходящая в агрессию, повышенная потребность в самоутверждении любыми средствами, инстинкты подражания.

Большинство преступлений экстремистского характера совершается несовершеннолетними в составе группы. Это очень важное отличие преступности несовершеннолетних в целом и экстремизма несовершеннолетних в частности. Приверженность детей и подростков совершать преступления или иные действия антиобщественной направленности в составе группы имеет под собой следующее обоснование.

Будучи индивидуально относительно бессильными, но, собравшись вместе, агрессивные подростки могут угрожать социальному порядку, особенно в школах. В таких девиантных, подростковых группах их члены находят себе принятие и статус, здесь они чувствуют свою значимость.

Именно в этих условиях закладывается убеждение о правильности выбранной идеологии и стиля жизни. Общеизвестно, что взаимная поддержка играет немаловажную роль в подростковой преступности. Любой девиантный подросток в одиночку может и не отважиться нарушить закон (тем более совершить действие экстремистского характера), но вместе с другими членами банды он чувствует себя смелым и решительным.

Таким образом, стремление подростков к объединению, совершению различных действий экстремистского характера в составе группы - одна из наиболее главных причин развития указанного негативного явления не только в нашей стране, но и во всем мире.

Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, в позиции «стороннего наблюдателя» приводит к тому, что молодежь выбирает несколько вариантов взаимодействия с существующей действительностью: приспосабливается к ней, уходит от нее в виртуальное пространство либо субкультуру, протестует и принимает нигилизм, что в итоге может привести и к экстремистским проявлениям.

И. В. Куликов

Одной из особенностей функционирования, как мирового сообщества, так и общественной жизни современной России, является деятельность многочисленных партий, организаций и движений, которые нередко пытаются получить политические, финансовые, административные и иные дивиденды путем ущемления чувств и достоинств рядовых граждан.

Неотъемлемым и, к сожалению, привычным фактором данных деструктивных процессов, влияющих на стратегию развития России, стали экстремистская и террористическая деятельности. Поэтому экстремизм и его обострение в форме терроризма является одной из основных угроз национальной безопасности России и требует к себе повышенного внимания общества и государства, особенно в лице силовых структур, призванных осуществлять борьбу с данным противоправным явлением.

Экстремизм в России в основном проявляется в виде этно-сепаратистских конфликтов, зачастую провоцируемых коррумпированными национальными элитами. Искусственно навязанная и постоянно поддерживаемая ими нетерпимость и агрессия между гражданами, социальными группами, общественными и политическими движениями, приверженных разным культурам, вероисповеданиям и менталитетам, проявляется как средство обеспечения личной власти и личного благополучия определенных их ставленников.

Дать объективное изложение термина «экстремизм» довольно проблематично вследствие многообразия и сложности форм его проявления. Также причинами этому служит историческая изменчивость экстремизма, отсутствие четких граней и обоснованных позиций в отношении понимания данного феномена, разнообразие определений этого явления с экономической, политической, социальной стороны, вплоть до выявления положительных сторон данной деятельности.

В настоящее время молодежь можно определить как социально-демографическую группу общества, которая бесспорно выделяется на основе совокупности особенностей социального положения и обладающую социально-психологическими качествами, определяющими уровень социальноэкономического, нравственного, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Сегодня в России молодежь в возрасте от 14 до 20 лет составляет около четверти населения страны. Поэтому огромное значение для общества и государства имеют все тенденции, соответствующие молодежной среде. В последние 20 лет российское общество и государство, вовлеченные в процессы глобализации, находятся в состоянии социально-политической трансформации и экономических трудностей . Последствием данных явлений стало развитие радикальных настроений в обществе, в большинстве своем - среди российской молодежи.

По словам доктора социологических наук, профессора Российской академии наук Л. С. Рубан: «Наиболее массовым (до 90 %) и активным участником межэтнических конфликтов обычно выступает молодежь, которой удобно манипулировать из-за недостатка у нее социального опыта, относительно легкой внушаемости, излишне эмоциональной оценки событий и реакции на них» .

Молодежный экстремизм является одним из наиболее кризисных и опасных проявлений экстремизма. Учеными, исследующими экстремизм в молодежной среде, было указано на то, что экстремистскому сознанию молодого человека соответствуют компоненты неразвитого сознания, которые выражаются эмоциональностью, импульсивностью, внутренней напряженностью, конфликтностью. Нетерпимость и амбициозность, характерная для молодых людей, играет важную роль в процессе формирования экстремистского сознания.

Молодежный экстремизм, по сравнению со «взрослым», имеет некоторые отличительные особенности, такие как:
- вторичность, что означает беспорядочность его проявления и, вследствие возраста, меньшую организованность;
- приверженность к наиболее доступным и простым путям решения любых возникших трудностей;
- одномерность – подразумевает, что ряд сложных общественных проблем, которые влекут за собой участие в экстремистской деятельности, молодежью рассматривается однобоко, а так же происходит сознательное упрощение методов достижения поставленных целей, за счет одностороннего мышления.

Молодежи свойственно личностное восприятие действительности и проявление значительной жестокости при осуществлении противоправных действий, поэтому молодые экстремисты менее склонны к рациональному выходу из ситуации и компромиссам в какой бы то ни было форме.

Экстремизм среди подростков отличается фанатичностью, беспрекословным, часто бездумным, выполнением всех приказов и инструкций, правомерность которых не только не ставится под сомнение, но и не обсуждается, а также низким профессионализмом и отсутствием длительного опыта экстремистской деятельности. Группировки молодых экстремистов образуются в основном вокруг солидных политических объединений, включающих в себя более старший состав участников.

Главными чертами современного молодежного экстремизма являются: быстро развивающаяся организованность, тесная взаимосвязь идей и целей, сплоченность группировок, формирование в них идеологических уставов, разнообразие методов достижения поставленных целей, с использованием новейших информационных технологий, социальных сетей, усиления мер конспирации.

В обязанности органов местного самоуправления входят лишь профилактические меры по предупреждению экстремистской деятельности. Проведя анализ законов, с целью разграничений полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления по борьбе с экстремисткой деятельностью, можно сказать, что четкого регламентирования и разграничения по каждому уровню власти не происходит.

Проблему экстремизма можно определить, как проблему федерального уровня, так как именно федеральные органы власти отвечают за ее решение. Несмотря на глобальный характер данного феномена, на субъектах федерации лежит не менее серьезная ответственность, так же, как и на муниципалитетах.

Государственная антиэкстремисткая политика должна достигать максимума эффективности в наши дни. Борьба с экстремизмом, в частности, среди молодежи, должна начинаться с глубокого анализа и осмысления данного феномена, а также перспектив его развития, путем профессиональной экспертной оценки. Разработка законов и работа с населением - главное оружие против экстремистской деятельности. Усиленный обмен информацией и общая заинтересованность органов как государственной и местной власти, так и общественности должны давать высокий результат в борьбе с экстремизмом.

В отличие от централизованной системой управления местное самоуправление наиболее результативно решает все эти вопросы. Граждане рассматривают муниципальные структуры как наиболее доступные и информированные о повседневных и кризисных ситуациях .

Молодежный экстремизм – это результат недостаточной социальной адаптации молодежи, влекущий асоциальное поведение молодых людей. К факторам, порождающим молодежный экстремизм, можно отнести как общий социально-политический и экономический кризис, так и криминализацию населения. Если рассмотреть данную проблему с другой стороны, то нельзя не остановиться на проблеме семьи и социализации личности подрастающего поколения. Создание благоприятных условий для социализации личности, для воспитания и развития молодого человека – главная задача современного общества. Организуя качественную работу в данных направлениях, можно исключить экстремизм у корней его развития, не доводя до насильственного подавления массовых течений.

Литература

1. Воронцов С. А. Антиэкстремистская деятельность органов государственной власти и местного самоуправления России в институциально-правовом контексте: автореф. дис... д-ра юрид. наук. 2009.
2. Литвинов С. М. Местное самоуправление в противодействии экстремизму в молодежной среде // Социально"-гуманитарные знания. 2011. № 3. С. 171-172.
3. Рубан Л. С. Дилемма XXI века: толерантность и конфликт. М., 2006.



Информация