С.Михалков «Новогодняя быль», А.Барто «Дело было в январе…. Сергей Михалков. "Новогодняя быль" Главная мысль сказки новогодняя быль

Литературное чтение во 2 классе

Тема: «С.Михалков «Новогодняя быль»

Цели:

Предметные: познакомить учащихся с произведением С.Михалкова «Новогодняя быль; отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения.

Метапредметные: развивать умение определять тему урока; учить работать в парах, группах.

Личностные: воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и доказывать своё мнение, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, уважать мнение одноклассников.

Прогнозируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказочного текста; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения.

Оборудование: учебник, выставка книг С.В. Михалкова, компьютерная презентация, плакат – проект, искусственная ёлочка, папки исследователей.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Дыхательная гимнастика

«Греем руки»

Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

«Шарик» Надувала кошка шар, а котенок ей мешал: Подошел и лапкой – топ! А у кошки шарик – лоп! Ш- Ш- Ш…

ll Речевая разминка. Слайд

Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!

Работа со скороговоркой. На доске.

У ёлки иголки колки.
Ёлка, ёлка, ёлочка,
Колкая иголочка.

I l I. Целеполагание и мотивация.

Сегодня мы завершаем наш проект «Спаси, лесную красавицу!» Вам помогали родители, библиотекарь. Работы вы оформили в виде мини-проектов, которые поместили в папки исследователей. Сегодня в течении урока мы заслушаем ребят 3 группы.

Ι V . Актуализация знаний.

Предоставим слова нашим исследователям, что они узнали о жизни ели.

Чтобы вырастить елку или сосну до полутора-двух метров высотой необходимо НЕ МЕНЕЕ 10-15 лет; В среднем продолжительность жизни ели составляет около 250 – 300 лет, но бывают и такие, которые живут до 500 лет.

Чтобы определить возраст ели,нужно посчитать мутовки, то есть веточки и прибавить 3.

Перед Новогодним праздником люди приносят в дом ёлочки. Спору нет – украшенная ёлка в доме – радость.

А как же Новый год без ёлки? И как же нам помочь ёлке остаться живой?

Свой совет даёт нам замечательный детский писатель С.В. Михалков.

С. Михалков родился в 1913 году в Москве. Среднюю школу окончил в городе Пятигорске. Вернувшись в Москву, работал разнорабочим, участвовал в геологоразведочных экспедициях. С 1931 года, когда ему было 18 лет, он стал печататься.

Во время Великой Отечественной войны работал во фронтовой печати. Им создано огромное множество произведений для детей. Обратите внимание на выставку книг.

Среди них сказки – “Три поросенка”, “Как старик корову продавал” и многие другие.V . Знакомство с новым материалом.

Подготовительная работа.

Сейчас мы сделаем упражнения, которые помогут нам читать правильно, быстро, выразительно.

Дифференцированное задание.

Найти значение слов в толковом словаре

2 ученика работают со словарями.

(лесничий, потерять сознание)

Прочитайте слова по слогам, а затем целыми словами.

Послушаем ребят, работавших с толковыми словарями.

Чтение сказки.

1 часть – читает учитель

2 часть – инсценировка (диалог ёлочки и сороки)

3 часть – ученик, учитель

4 часть – по цепочке

5 часть – самостоятельно

Какой способ нам предложил Михалков чтобы спасти ёлочку в лесу?

Послушаем что предлагают ребята из группы исследователей.

Сообщение «Чем заменить живую ель в новый год.

Физминутка

Я мороза не боюсь,

(шаги на месте.)

С ним я крепко подружусь.

(Хлопки в ладоши.)

Подойдёт ко мне мороз,

(Присели.)

Тронет руку, тронет нос.

(Показали руку, нос)

Значит надо не зевать,

(хлопаем в ладоши)

Прыгать, бегать и играть.

(Прыжки на месте.)

VI . Осознание и осмысление учебного материал

а) Какие чувства вы испытали?

(Радость, тревога, страх).

Как жилось ёлочке в лесу?

Найдите слова, рассказывающие о деревце, как о человеке.

(Познакомилась, росла, не чувствовала).

2 часть. – Какой вы представили ёлочку?

Работа в парах

(Характеристика главной героини.)

Выберите и подчеркните слова-качества, которые определяют характер Ёлочки. Можете добавить своё.

Злая, добрая, справедливая, скромная, жадная,

приветливая,

воспитанная, грубая, хвастливая, вежливая, умная,

глупая, стройная, красивая.

3 часть. – РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ

Обратите внимание на иллюстрацию.

Что хотел показать художник?

(страх)

А что такое страх? За читайте отрывок

5часть – Что испытала ёлочка, когда очнулась?

Если бы вы оказались на месте героини, чтобы вы почувствовали?

Почему?

Минутка отдыха. /Психологическая гимнастика/

/Звучит музыка./

Закройте глаза и представьте, что вы в зимнем лесу.

Покажите, что вы замёрзли и съежились, отогрелись и улыбнулись.

Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение, А теперь смахните снежинки, улыбнитесь и с отличным настроением продолжим урок.

Работа с картинным планом.

Посмотрите, перед вами 5 иллюстраций к «Новогодней были».

Вам нужно их расставить по порядку, как развивались события.

1. Ёлочке не было одиноко.

2. Сорока сообщает страшную весть.

3. Пришёл человек.

4. Новогодняя ёлочка.

5. Из ёлочки выросла высокая стройная ель.

VII . Закрепление.

Вы рады за ёлочку? Рады тому, что лесник её не срубил?

Какой же подарок для ёлочки оказался дороже всех? (Жизнь)

Но что же делать если на новый год вы нарядили живую ель, что можно сделать чтобы ель после праздника принесла пользу?

Сообщение группы исследователей»

VIII . Вывод.

Чему учит нас эта быль?

(Доброму отношению к природе).

Группа «Иллюстраторов» сделали запрещающий знак, который можно поставить в заповеднике для тех, кто захочет рубить в нём деревья.

(Прикрепляется на плакат.)

Закончить наш урок хотелось стихотворением С.Михалкова которое он написал к своему произведению.

(читает подготовленный ученик).

В снегу стояла ёлочка –

Зелёная иголочка,

Смолистая,

Здоровая,

Полутораметровая.

Произошло событие

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить её! –

Так показалось ей.

Она была замечена,

Была окружена…

И только поздно вечером

Пришла в себя она.

Какое чувство странное!

Исчез куда-то страх…

Фонарики стеклянные

Горят в её ветвях.

Сверкают украшения –

Какой нарядный вид!

При этом без сомнения,

Она в лесу стоит.

Не срубленная! Целая!

Красива и крепка!...

Кто спас, кто разодел её?

Сынишка лесника!

Какой вариант истории вам больше понравился? Почему?

- Ребята, что можно предположить о судьбе нарядно украшенной новогодней ёлочки? Долго ли продлится её веселье?

Стоит ли ради нескольких дней губить дерево? Без которого так трудно лесным жителям.

Вот такой искусственной может быть ваша новогодняя ёлочка, как у нас в классе.

А какую ёлочку будете наряжать, вы уже решите для себя сами.

Итог урока:

На сегодняшнем уроке я узнал…

После урока мне захотелось…

IX . Рефлексия. Давайте украсим нашу ёлочку. Повесьте шарик на нашу ёлку если вы считаете, что сегодня работали хорошо.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2Б КЛАССЕ

ФИО (полностью)

Кошман Галина Анатольевна

Место работы

МБОУ-СОШ №6 г. Клинцы

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Литературное чтение

Класс

Тема и номер урока в теме

С.Михалков «Новогодняя быль» 2 урок

Базовый учебник

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий – Литературное чтение

    Цель урока: продолжить работу над произведением Михалкова « Новогодняя быль», отрабатывать навыки беглого осознанного чтения, развивать внимание, память, речь, умение работать с текстом.

9. Задачи:

- обучающие – продолжить знакомство с произведением Михалкова, отрабатывать навыки быстрого, беглого осознанного чтения, умению работать с текстом, работать над выразительностью.

-развивающие – развивать внимание, память, устную речь, образное мышление.

-воспитательные – воспитывать любовь к природе, окружающему миру, бережное отношение к ней.

    Формы работы учащихся: фронтальная беседа, индивидуальная работа, работа в паре, групповая работа.

    Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, звуковые колонки, набор ЦОРов из Единой коллекции ЦОР

    Структура и ход урока

Таблица 1.

Технологическая карта урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Организационный момент

Фонограмма песни Елочка Елка…

Прозвенел звонок на урок. Улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение и тихо сядем

Уч. приветствуют друг друга, эмоционально настраиваются на урок

Актуализация

новых знаний

Слайд №1

Слайд №2

Почему в начале урока прозвучала эта песня?

Куда мы сегодня отправимся в путешествие?

Чему бы вы хотели научиться на этом уроке?

Ответы учащихся:

а) выразительному чтению

б) умению пересказывать

г) работать с текстом

Проверка домашнего задания

Слайд №3 (тест)

Давайте узнаем на сколько внимательно вы читали дома сказку. Для этого ответим на вопросы теста.

Дети читают слайды выбирают нужный ответ.

Речевая разминка

Слайд №4

Сначала выполним упражнение, которое поможет читать выразительно без ошибок Елка, Елка, Елочка колючая иголочка.

Дети читают:

а) хором

б) рядами

в) по одному

Работа по теме урока

Слайд №5

Слайд №6

Откроем сказку и приготовим красиво отвечать на вопросы словами из текста

– Где происходят события в сказке?

Как жилось елочке в лесу?

Найдите слова, рассказывающее о деревце как о человеке (росла, грелась, дрожала, знакомилась, была не одинока) Елочку автор наделил человеческими чертами он использовал олицетворение.

Посмотрите на иллюстрацию из учебника. Она подскажет характер героев.

Какая наша елочка?

Какая наша сорока?

Работают с текстом, выборочное чтение.

Работа с толковым словарем Ожегова.

Дается характеристика героев.

Физ. Минутка.

Слайд №6

Елочки зеленые на ветру качаются, низко наклоняются. Сколько елочек зеленых, столько сделаем наклонов. Приседайте столько раз, сколько бабочек у нас. Сколько красненьких кружков, столько сделаем прыжков.

Выполняются движения.

Закрепление изученного. Чтение по ролям. Инсценирование.

Чтение диалога « Сороки и Елочки» (работа в парах)

Работа в паре, отработка выразительности чтения.

Постановка проблемы.

Слайд №7 «Заповедник Брянский лес»

Представьте что нашей елки в лесу не стало

Что произойдет?

Как вы думаете, смогли бы мы помочь еле, что бы их не рубили?

Сообщение о заповеднике Брянский лес.

Дети высказывают предположения, дают толкование слова заповедник слушают информацию о пользе хвойных лесов.

Анализ сказки

Знакомство со стихотворением С.Михалкова « Событие»

Что произошло с елочкой в канун нового года

Подчеркните главные слова елки. (очнулась, живая, украшенная, стройная)

Зачитывают текст (часть №4, находят слова в тексте)

Рефлексия

Слайд №8

Выбери и продолжи любое предложение

Я узнал…

Я похвалил бы себя…

Я хочу знать…

Ответы учащихся

Итог урока

Слайд №9

Слайд №10 « Спешите делать добро!»

Почему произведение С.Михалкова назвали «Новогодняя быль», а не « Новогодняя сказка»

Ответы учащихся. Это было и должно быть всегда, поэтому « Спешите делать добро»

Домашнее задание

Слайд №11

Пересказать сказку от лица Елочки, используя слова выделенные на уроке.

Самоанализ урока

Урок литературного чтения во втором классе по традиционной системе, по программе « Школа России» (ФГОС) автор учебника Л.В.Климанова, В.Г.Горецкий. Раздел « Как хорошо уметь читать», произведение С.Михалкова «Новогодняя быль». На данное произведении отводится 2 часа.

Тип урока : повторение и обобщение полученных знаний.

На уроке решались следующие задачи:

Обучающие: закреплять умение выстраивать цепь событий в произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения, анализировать произведение.

Воспитательные: установление психологического и эмоционального контакта с детьми, воспитании интереса к чтению, воспитание положительного отношения к окружающему миру, людям, учить детей анализировать свое поведение через поступки литературных героев.

Развивающие: развивать умение видеть в героях недостатки, объяснять их, развивать эмоциональное восприятия при чтении по ролям.

Использовалось следующее оборудование:

1 Экран

2 Компьютер

3 Мультимедийный проектор

4 Словарь Ожегова

5 Листы с отпечатанными тестами на каждого ученика

6 компьютерная презентация

В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:

Этап самоопределения: Цель: привлечь внимание учащихся, для чего нужны уроки чтения.

Подготовка к активной познавательной деятельности. Цель: постановка проблемы, сообщение цели урока.

Основной этап урока: выстраивание последовательности событий, выразительное чтение и анализ событий, чтение по ролям, распределение персонажей их характеристика.

Этап рефлексии. Подведение итогов урока

На уроке были использованы МЕТОДЫ (по виду источника информации):

словесные (беседа, при анализе эпизодов, на этапе рефлексии)

наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, при анализе эпизодов, на основном этапе)

практические (работа по выделению слов в тексте, характеризующих персонажей сказки)

По виду учебной деятельности:

Самостоятельная работа « Работа в парах, работа с текстом»

Проблемно поисковый метод.

Формы познавательной деятельности:

Групповая (работа в парах, индивидуальная). Задействованы на уроке наглядные технические средства обучения. На уроке осуществлялась тесное межпредметная связь. Введение в урок дополнительных сведений о хвойных лесах (сообщение о Государственном Биосферном заповеднике в Брянской области, о роли хвойных лесов для человека, окружающего мира) позволило наиболее полно и ярко представить события сказки.

Стимулирование и мотивация осуществлялось через создание ситуации заинтересованности новизны, опоры на жизненный опыт, создание ситуаций, эмоционально – нравственных переживаний.

Содержание учебного материала и вида работы, используемые на уроке были направлены на поддержание познавательной активности учащихся. Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация. Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены здоровье – сберегающие технологии – физ. минутки. с воспитательной точки зрения урок способствовал формированию детей интереса к чтению, положительному отношению к людям и окружающему миру. Урок поставленной задачи достиг. Все этапы взаимосвязаны с собой.

Тютрина Оксана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Ульканская СОШ №2"
Населённый пункт: посёлок Улькан, Иркутская область
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: "С.Михалков "Новогодняя быль"
Дата публикации: 06.04.2016
Раздел: начальное образование

Урок литературного чтения во 2 в классе.
Тема: «С.Михалков «Новогодняя быль»

Цели:

Предметные:
познакомить учащихся с произведением С.Михалкова «Новогодняя быль; отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения.
Метапредметные:
учить работать в парах; развивать умение услушать товарищей..
Личностные:
воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и доказывать своё мнение, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, уважать мнение одноклассников.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказочного текста; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; читать выразительно.
Оборудование:
учебник литературного чтения Л.Ф.Климановой и др., карточки для работы в парах; новогодняя ель; таблички «Какая была», «Как вела» Ход урока
I.Организационный момент

II. Работа с заголовком
- Ребята, какой праздник у нас скоро наступит? - Любите ли вы этот праздник? - Что вы от него ждёте? Слайд 1 - Сегодня мы с вами познакомимся с замечательным произведением, которое для нас написал писатель Сергей Михалков. - Давайте откроем учебник с.203 и прочитаем, как называется произведение. -Что значит Новогодняя? - Как вы думаете, почему автор назвал быль?
III. Первичное восприятие текста.
подарки праздник сбываются мечты дед Мороза снегурочку сказочного настроения бенгальских огней
Дети читают произведение по ролям (сорока, ёлка, автор, лесничий, мальчик). - Вы, сейчас прослушали произведение. - Почему же автор назвал произведение Новогодняя быль? - Как вы думаете, что такое быль? - Давайте, с вами объясним, что же такое быль? (на столах листы в них начатая таблица, продолжают дети сами) -Итак, вот, что такое быль! - А вас ничего не смущает в произведении? Что же необычного в произведении? -Чего не бывает? - Какой вывод можно сделать? В каких произведениях такое бывает? - и именно поэтому Михалков назвал свою сказку новогодней былью. Зачем он это сделал. Нам предстоит об этом узнать на уроке. - Почему именно быль и почему сказка?
IV. Вторичное восприятие
- а сейчас очень внимательно прочитаем сказку быль и попробуем разгадать замысел автора. - посмотрим, как жила Ёлочка, какой она была и как она себя вела. - итак, будем внимательно читать текст. Походу объяснять, останавливаться, и рассуждать, почему именно так. ….. Как вы думаете, зачем автор поставил здесь троеточие. Значит, какая она была, продолжите. Быль В лесу растут Живет лесничий Летают сороки живут зайцы В лесу выпадает много и засыпает маленькие деревьяснега Наряжают елку в лесу и дома На новый год ходят срубать елку сказка Пишется с большой буквы Взрослые деревья Птицы разговаривают Ель упала в обморок
Как вы думаете, а звери ее любили? Почему она раскачивалась? (сорока была незнакомая) Как елочка себя вела? (вежливо попросила) Что имела сорока введу, когда говорила Такая как ты?(красивая, пушистая) Почему неуверенно возразила Елочка? (беспокоилась) Зачем она хотела спрятаться, затеряться в лесу? (ей было страшно, ей не хотелось, чтобы её срубили) Что здесь происходит? (приободрилась) Какая она был? (пушистая, зелёная) Почему он так сказал? (она ему понравилась) Какая она стала? (нарядная) , но при этом она где осталась (стояла на этом же месте) Какая Ёлочка стала? (НОВОГОДНЯЯ) что испытывала Ёлочка (радость) Какая стала Ёлочка (высокая, стройная ель) Как вы думаете, что произошло дальше? Как закончилась сказка - быль? А почему, как выдумаете? Зачем Михалков написал. Что хотел нам показать Михалков?
V. Рефлексия.
Если вас это произведение чему- нибудь научило то возьмите..желтый бантик Если вам было сложно работать, но понравилось, возьмите ….синий бантик Ели вам нужно еще поучиться работать с текстом ……зелёный бантик
VI. Итог урока.
Д/ З выберите любой отрывок произведения и почитайте по ролям.

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13.

Конспект урока

по литературному чтению

во 2 «Б» классе МОУ СОШ №13

учителя начальных классов

Скворцовой Наталии Владимировны

г. Серпухов, 2013

Тема: Сказка С. Михалкова «Новогодняя быль»

Цели:

- образовательные: ознакомить детей с произведением С.Михалкова «Новогодняя быль»

- развивающие: отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, внимание и умение работать в группах, расширение кругозора.

- воспитательные: воспитание любви к природе, к родному краю; привитие интереса к чтению.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:

    для учителя: учебник,

    для учащихся: учебник

Литература:

    Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1/[Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 224 с. : ил. – [Школа России].

Ход урока

I . Организационный момент

М-ц: организовать деятельность учащихся, настроить детей на работу

Здравствуйте ребята, подравняйтесь, садитесь.

Проверьте свою готовность к уроку.

II . Проверка домашнего задания

М-ц: систематизировать знания детей по ранее изученной теме, развивать речь детей

На прошлом уроке мы прочитали русскую народную сказку “Два мороза”.

Найти в тексте предложения по заданному началу, середине, концу.

а) “С колокольчиками богатый купец ………. ”

б) “……. ногами потопать, руками похлопать…. . ”

в) “……… только щепки летят”.

Как купец и дровосек спасались от холода?

Как понимаете, выражение “ топор лучше шубы греет”.

Докажите, что эти слова выражают основную мысль сказки.

Труд и трудолюбие помогали во все времена выжить человеку в трудных условиях. Труд всегда облагораживал человека. Именно по труду судят о человеке, какой он.

III . Сообщение темы и целей урока.

М-ц: подвести учащихся к изучению нового материала

На какие 2 группы можно разделить сказки? (народные и авторские)

- Литературные сказки, каких авторов мы знаем?

Сегодня на уроке мы познакомимся с литературной сказкой С. Михалкова «Новогодняя быль».

IV . Подготовка к восприятию

М-ц: подготовить детей к чтению и анализу сказки

Какие произведения Михалкова читали?

Посмотрите на иллюстрации и вспомните сказки.

Каким жанром литературы являются?

С. Михалков родился в 1913 году в Москве. Среднюю школу окончил в городе Пятигорске. Вернувшись в Москву, работал разнорабочим, участвовал в геологоразведочных экспедициях. С 1931 года, когда ему было 18 лет, он стал печататься.

Во время Великой Отечественной войны работал во фронтовой печати. Им создано огромное множество произведений для детей. Обратите внимание на выставку книг.

Какой праздник недавно отмечала вся страна? (Новый год)

- - Чем примечателен этот праздник?

Это волшебный праздник, мы загадываем желания или отправляем письма Деду Морозу и желания исполняются, происходят даже невероятные сказочные события.

Прочитайте название сказки.

Как вы думаете, о чем пойдет речь?

Мы проверим ваши предположения, но сначала немного отдохнем.

Физ.минутка

М-ц: снять эмоциональное напряжение детей

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ручками похлопали:

Раз, два, три!

Ножками потопали:

Раз, два, три!

Вправо ниже наклоняйся

Влево тоже наклоняйся.

Покрутились, повертелись

И на место все уселись.

Глазки вместе закрываем,

Дружно до пяти считаем:

Один, два, три, четыре, пять.

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

V . Первичное чтение, проверка первичного восприятия

М-ц: выяснить какое впечатление произвело сказка на детей

Давайте прочитаем сказку.

Понравилось ли произведение?

Что в сказке реально, а что вымышленно?

Какие чувства пробудила у вас эта история?

Были ли моменты, когда вам было жалко Елочку? Опишите этот момент.

VI . Повторное чтение и анализ

М-ц: заинтересовать детей в анализе сказки, углубить понимание содержания сказки, обогащать словарный запас

Прочитайте сказку еще раз.

Где жила Елочка?

Были ли у нее друзья?

Что заставило ель забеспокоится?

Рассмотрите иллюстрацию и найдите отрывок, подходящий к ней.

Расскажите, как жила Елочка до последнего дня уходящего года?

Найдите и зачитайте, какой она стала, после того как очнулась?

Какие чувства вызвала у вас украшенная елочка?

Каким человеком оказался лесник в этой сказке?

С наступлением Нового года каждый хочет видеть в своем доме украшенную новогоднюю елочку.

Как вы думаете, а как мы могли бы помочь елям, чтобы их не рубили?

Для того чтобы сохранить животных и растения люди создают заповедники – это место, где запрещается рубить, рвать растения, убивать животных. В нашем крае тоже существуют такие заповедники. Например , “Сихоте-Алинский”, “Кедровая падь”.

Ребята, а к каким видам растений относится ель? (хвойные)

А какие хвойные растения вы еще знаете?

Хвойные леса особенны. Кедр – в старину называли живицей. Если помазать резаную рану смолой кедра, то она не загноится и заживет. Если походить по хвойному лесу, подышать этим воздухом, то не заболеешь простудными заболеваниями. Беречь хвойные леса нужно еще и потому, что растут они очень медленно. За год растение вырастает лишь на 10-15 см.

Давайте представим, что вы оказались в заповеднике.

Какой знак вы бы нарисовали и поставили там для тех, кто захочет рубить в нем деревья?

Нарисуйте эти знаки и покажите.

Хорошие слова сказал М. Пришвин об охране природы. Послушайте и постарайтесь закончить их.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные забавные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу значит охранять …(Родину).

Охраняя наши леса, мы охраняем Родину.

Сказка, которую мы сегодня читали - это проза.

А чем стихи отличаются от прозы?

Знаете ли вы, что историю, о которой мы сегодня узнали, была написана С. Михалковым и в стихах. Послушайте ее.

В снегу стояла елочка -
Зелененькая челочка.
Смолистая,
Здоровая, полутораметровая.

Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить ее! -
Так показалось ей.

Она была замечена,
Была окружена,
И только поздно вечером
Пришла в себя она.

Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх.
Фонарики стеклянные
Горят в ее ветвях.

Сверкают, украшения-какой нарядный вид!
При этом без сомнения,
Она в лесу стоит.

Несрубленная! Целая!
Красива и крепка!
Кто спас, кто разодел ее?
Сынишка лесника!

Найдите в тексте и зачитайте, какой стала елочка, когда очнулась?

Какие чувства вызвала у вас наряженная елочка?

VII . Итог урока

М-ц: обобщить полученные на уроке знания

Как называется сказка?

О каком празднике мы сегодня говорили?

Вспомните, откуда пошла традиция, наряжать елку?

VIII . Домашнее задание

Откройте дневники, запишите домашнее задание

Стр.203-207 пересказ от лица елочки

План-конспект урока по чтению.

Тема урока: С.В. Михалков «Новогодняя быль».

Цели урока : Обучающие: ознакомить детей с произведением С.В. Михалкова.

Развивающие: отрабатывать навыки беглого осознанного чтения;

развивать внимание, память, речь учащихся; отрабатывать умение работать над иллюстрацией.

Воспитательные: привитие интереса и любви к чтению; расширение читательского кругозора.

Оборудование: использование презентации Путешествие по книге С.В. Михалкова «Мы едем, едем, едем…»

    Орг. момент.

    Проверка домашнего задания.

    Постановка целей урока.

Приближается праздник – Новый год. Чем примечателен этот праздник? (Это волшебный праздник, мы загадываем желания или отправляем письма деду морозу и желания исполняются, происходят даже невероятные – сказочные события.)

Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю сказку.

Откройте учебники, прочитайте название.

4. Изучение нового материала .

1. Первичное чтение.

Читает учитель, дети следят по учебнику.

2. Беседа после чтения.

Что в этой сказке реально, а что вымышлено?

Понравилась ли вам сказка?

Что вам особенно понравилось в этой истории?

Какие чувства пробудила у вас эта сказка?

Были ли моменты, когда вам было жалко Елочку? Опиши этот момент.

От какого лица идет повествование в сказке? (От лица автора)

5. Физкультминутка.

6. Закрепление нового материала.

1 . Подготовительная работа перед чтением.

Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.

На-лю-бо-вать-ся – налюбоваться

По-зна-ко-ми-лась – познакомилась

Рас-ка-чи-вай-ся – раскачивайся

Бес-по-кой-ство – беспокойство

Спря-тать-ся – спрятаться

Об-ла-мы-ва-лись – обламывались

При-бли-жа-ю-ще-го-ся – приближающегося

Читайте целыми словами:

Лес – лесная, лесничий

Ночь – переночевал

Цвет – цветные

Стекло – стеклянные

Серебро – серебряные

2 . Выразительное чтение.

3 . Анализ произведения.

Где происходили события?

Где жила ёлочка?

Были ли у нее друзья?

Как жилось Елочке одной в лесу?

Что же заставило Елочку забеспокоиться? (Прилетела сорока и рассказала ей, что ее под Новый год срубят.)

Какие чувства могли бы возникнуть у вас в такой ситуации?

Какой характер был у Елочки?

Подтверди свой ответ примером из текста?

Как стала жить Елочка после рассказа Сороки? (В страхе и беспокойстве.)

Принесла ли Елочка кому-нибудь радость? Почему?

Прочитай диалог Сороки и Ёлочки. Попробуй передать его своими словами.(Работа в парах.)

7. Физкультминутка.

8.Работа над иллюстрацией.

Рассмотри иллюстрацию в учебнике.

Кто изображен на этой иллюстрации?

Какой эпизод изобразил художник?

Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.

Какой художник изобразил елочку?

Как вы думаете, какие чувства она испытывает в этот момент?

Как эти чувства нам помог увидеть художник?

9. Расширение кругозора.

Вспомните, чем стихи отличаются от прозы?

Знаете ли вы, что эту же историю С. Михалков записал в стихах. Послушайте, что у него получилось.

(Чтение стихотворения подготовленными учащимися.)

С.В.Михалков «Событие»

В снегу стояла елочка –

Зелененькая челочка,

Смолистая,

Здоровая,

Полутораметровая.

Произошло событие

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить её –

Так показалось ей.

Она была замечена,

Была окружена…

И только поздно вечером

Пришла в себя она.

Какое чувство странное!

Исчез куда-то страх…

Фонарики стеклянные

Горят в её ветвях.

Сверкают украшения –

Какой нарядный вид!

При этом, без сомнения,

Она в лесу стоит.

Несрубленная! Целая!

Красива и крепка!..

Кто спас, кто разодел её?

Сынишка лесника!

Понравилось вам стихотворение?

Ребята, а какие стихи С.В. Михалкова знаете вы?

10. Использование презентации С.В. Михалков «Мы едем, едем, едем…».

Используется презентация для хорового чтения.

1 слайд.

Знакомство с портретом писателя С.В.Михалкова.

Знакомы ли вы с писателем?

2 слайд.

Отправимся в путешествие по книге С.В. Михалкова «Мы едем, едем, едем…».

3 слайд, 4 слайд .

«Мой щенок».

Я сегодня сбилась с ног –

У меня пропал щенок.

Два часа его звала,

Два часа его ждала,

За уроки не садилась

И обедать не могла.

5 слайд, 6 слайд.

«Бумажный змей»

Я взял бумагу, щепки, клей,

Весь день сидел, потел,

Бумажный змей – воздушный змей

Я смастерить хотел.

7 слайд, 8 слайд.

«А что у вас?»

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел,

Борис молчал,

Николай ногой качал.

9 слайд, 10 слайд .

«Прививка»

На прививку! Первый класс!

Вы слыхали? Это нас!.. –

Я прививки не боюсь:

Если надо – уколюсь!

Ну, подумаешь, укол!

Укололи и – пошёл…

11слайд, 12 слайд.

«Бараны»

По крутой тропинке горной

Шёл домой барашек чёрный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

13-14 слайд.

«Песенка друзей»

Мы едем, едем, едем

В далекие края,

Хорошие соседи,

Весёлые друзья.

15слайд, 16 слайд.

Мы сидим и смотрим в окна.

Тучи по небу летят.

На дворе собаки мокнут,

Даже лаять не хотят.

17слайд, 18 слайд.

В снегу стояла ёлочка –

Зелёненькая чёлочка,

Смолистая,

Здоровая,

Полутораметровая.

Нарисуй иллюстрации к произведению.

12. Итоги урока.

Какие произведения С.В. Михалкова вам понравились?

Нарисовать иллюстрацию к произведению.



Информация