Аддиктология: симпотмы, виды, причины, методы диагностики. Влияние семьи на формирование аддиктивных механизмов поведения Короленко ц п аддиктивное поведение

Аддиктоло́гия (англ. addiction - зависимость, лат. logos - учение) - наука об аддиктивном (зависимом) поведении. Аддиктология изучает причины возникновения аддикций, механизмы их развития, психологические и клинические признаки, симптомы, динамику, способы коррекции и терапии.

Аддиктология как самостоятельное направление появилась в США в конце 80-х годов как раздел наркологии, связанный с алкоголем и психоактивными веществами. На сегодняшний день аддиктология находится на стыке психиатрии, клинической психологии и наркологии и рассматривает проблему аддиктивного поведения с разных сторон.

В России (тогда СССР) термин аддиктивные расстройства был впервые предложен одним из основоположников современной аддиктологии, профессором Короленко Ц. П. в начале 70-х годов. Им же в 2001 году была предложена первая в России классификация нехимических аддикций.

Аддиктивное поведение

Аддиктивное поведение является одной из форм девиантного поведения и выражается в уходе от реальности посредством изменения психического состояния. То есть человек «уходит» от реальности, которая его не устраивает. Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить своё психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности.

Развитие аддиктивного поведения начинается с фиксации , которая происходит при встрече с воздействием того, что произвело на будущего аддикта очень сильное впечатление, остающееся в памяти и легко извлекаемое из неглубокого подсознания. Фиксация может быть связана с воздействием изменяющего психическое состояние вещества, участием в каком-то виде активности, включая, например, игровую, и т. д. Особенность фиксации заключается в том, что она влечет за собой сильное желание повторить пережитое измененное состояние ещё раз. Такое непреодолимое стремление в последующем повторяется всё более часто. Обычно процесс развивается таким образом, что мысли о реализациях, их осуществление занимают всё большее количество времени, что мешает самовыражению в других направлениях и затрудняет критическое отношение. Во время аддиктивных реализаций аддикт переживает очень интенсивные и приятные ощущения, которые не идут ни в какое сравнение с переживаниями, характерными для обычной жизни. «Приятность» этих состояний связана с возникающими у человека иллюзиями контроля, комфорта и совершенства. Жизнь вне реализации воспринимается как серая и неинтересная.

Классификация зависимого поведения

Согласно Ц. П. Короленко, зависимое поведение можно классифицировать на:

Химические аддикции - связаны с использованием в качестве аддиктивных агентов различных веществ, изменяющих состояние. Многие из этих веществ токсичны и могут вызывать органические поражения. Некоторые вещества, изменяющие психическое состояние, включаются в обмен и вызывают явления физической зависимости. К химическим аддикциям относят следующие:

  • Алкогольная аддикция
  • Наркомания
  • Токсикомания

Нехимические (поведенческие) аддикции - аддикции, где объектом зависимости становится поведенческий паттерн, а не ПАВ. В западной литературе для обозначения этих видов аддиктивного поведения чаще используется термин поведенческие аддикции . К нехимическим аддикциям относят следующие:

  • Гэмблинг
  • Интернет-аддикция
  • Работоголизм
  • Созависимость
  • Ургентная аддикция
  • Религиозная аддикция
  • Социальная организация как аддиктивная фиксация
  • Шоппинг
  • Эротические аддикции
  • Любовные аддикции и аддикции избегания
  • Сексуальные аддикции
  • Со–сексуальная аддикция
  • Киберпорно–аддикция

Аддикции к еде - промежуточные аддикции, характеризующиеся тем, что задействуются непосредственно биохимические механизмы.

  • Анорексия
  • Булимия

Личностные особенности, предрасполагающие к развитию аддиктивного поведения

Аддиктивное поведение характерно для людей с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта. Аддикция для них становится универсальным средством бегства от реальной жизни.

Таким образом, можно выделить следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения:

  • Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций.
  • Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством.
  • Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.
  • Стремление говорить неправду.
  • Стремление обвинять других, зная, что они невиновны.
  • Стремление уходить от ответственности в принятии решений.
  • Стереотипность, повторяемость поведения.
  • Зависимость.
  • Тревожность.

Основные подходы к изучению аддиктивного поведения

1. Персонологический подход , согласно которому одни типы личности более склонны к аддиктивному поведению, чем другие. Например, изучая случаи алкогольной зависимости, был сделан вывод, что специфической алкогольной личности не существует.

2. Психодинамический подход подчёркивает множественную причинность, зависящую не только от особенностей личности, но и от окружения и особенностей взаимодействия личности с окружением. Личностные особенности играют роль лишь предрасполагающих факторов.

3. Мотивационный подход к изучению аддиктивного поведения отражён в теории реактивного сопротивления. Согласно её положениям, мотивация актуализируется тогда, когда появляется угроза свободе поведения индивида. Реактивное сопротивление имеет следующие основные параметры: предварительное ожидание свободы, сила угрозы свободе, важность свободы для личности, соотнесение угрозы со своей свободой.

4. Теория социального научения позволяет анализировать факторы, вызывающие и подкрепляющие употребление психоактивных агентов.

5. Теория ожидаемого действия включает в модель аддикции когнитивный компонент. Аддикция понимается здесь как альтернативная реакция преодоления. Ожидание позитивных эффектов от наркотиков повышает вероятность такого понимания. Соответственно, потребление позволяет нивелировать чувство ответственности за свои действия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

Введение

Аддикция - это способ приспособления к сложным для индивида условиям деятельности и общения, то «пространство», которое позволяет «отдохнуть», «порадоваться» и опять вернуться к реальной жизни. Подходящий аддиктивный агент (сигарета, алкоголь, наркотик) приходит «на помощь», изменяя состояние без особых усилий, приручая человека к рабству души и тела.

Проблема зависимого (аддиктивного) поведения в современном мире оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством. Большинство людей имеют травмирующий опыт тяготящей зависимости, начиная от сладостей, желания погрузиться в грохот тяжёлого рока и заканчивая никотиновой, алкогольной и наркотической.

Согласно Ц.П. Короленко, аддиктивное поведение является одной из форм деструктивного . Его суть заключается в наличии у человека стремления к уходу от реальности и развитию интенсивных эмоций путем изменения собственного психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах, активных видах деятельности.

Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений.

Цель работы:изучить специфику и этапы становления аддиктивного поведения.

1. Понятие и виды аддиктивного поведения

Аддиктивное поведение (зависимое) - это один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.

Традиционно в аддиктивное поведение включают: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение, то есть химическая аддикция, изменяющая психическое состояние человека. Искусственному изменению настроения способствует также и нехимическая аддикция, т.е. вовлеченность в какие-то виды активности, предполагающие развитие зависимости от производимых субъектом действий и сопровождающих их псевдопозитивных эмоций: компьютерная аддикция, азартные игры, любовные аддикции, сексуальные аддикции, работоголизм, аддикции к еде (переедание, голодание), длительное прослушивание ритмичной музыки .

Виды аддиктивного поведения имеют свои специфические особенности и проявления, они не равнозначны и по своим последствиям. У аддиктов, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками и др. веществами, развивается интоксикация, наряду с психологической зависимостью появляются разные формы физической и химической зависимости, что связано в свою очередь с нарушением обмена веществ, поражением органов и систем организма, наблюдаются психопатологические явления и личностная деградация. При вовлеченности в какую-то деятельность развивается психологическая зависимость, более мягкая по своему характеру.

Однако различные формы зависимого поведения имеют тенденцию к сочетанию и трансформации друг в друга. Данный факт доказывает общность механизмов их функционирования.

Характерные черты аддиктивной личности:

1) Сниженная переносимость трудностей обуславливается наличием гедонистической установки (стремлением к немедленному получению удовольствия, удовлетворению своих желаний). Это сочетается с повышенной обидчивостью, подозрительностью, что влечет за собой частые конфликты.

2) Скрытый комплекс неполноценности находит свое отражение «в частых сменах настроения, неуверенности, избегании ситуаций, в которых их способности могут быть объективно проверенными».

3) Стремление произвести на окружающих положительное впечатление.

4) Стремление говорить неправду.

5) Стремление обвинять невиновных.

6) Уход от ответственности в принятии решений и взваливание ее на других, поиск оправдательных аргументов в нужный момент.

7) Стереотипность, повторяемость поведения.

8) Зависимость проявляется в виде подчинения влиянию других людей с аддиктивной направленностью.

9) Наблюдается пассивность, отсутствие самостоятельности, стремление к получению поддержки.

10) Тревожность - тесно связана с комплексом неполноценности, зависимости.

Таким образом, зависимое поведение представляет собой многоуровневое (биопсихосоциальное) расстройство, фиксированное на использовании какого-либо объекта в целях компенсации эмоционального дисбаланса инеудовлетворительных межличностных отношений.

У аддиктивной личности отмечается феномен «жажды острых ощущений», характеризующийся побуждением к риску, обусловленным опытом преодоления опасности.

Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и макросреды. Человек своим поведением «кричит» о необходимости оказания ему экстренной помощи.Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной - от практически нормального поведения до тяжелых форм зависимости, сопровождающихся выраженными соматической и психической патологиями.

2.Этапы становления аддиктивного поведения

Становление аддиктивного поведения отличается широким индивидуальным своеобразием, но в целом здесь можно выделить ряд закономерных этапов :

1 этап «Первые пробы». Совершаются обычно под чьим-либо влиянием или в компании. Немалую роль здесь играют любопытство, подражание, групповой конформизм и мотивы группового самоутверждения.

Глубинная мотивация восходит к присущей человеку потребности в изменении состояний сознания: вероятность того, что первые пробы перерастут в развернутый процесс формирования аддиктивного поведения и последующего перерастания в болезнь тем больше, чем меньше возраст при первых пробах и чем меньше потребность в изменении сознания удовлетворяется социально одобряемыми способами.

Выбор средства на этом этапе непроизволен и зависит от этнокультуральных особенностей, особенностей субкультуры, опыта группы и доступности средства. По разным причинам (удовлетворенного любопытства, страха наказания, опасения и переживания, разрыва с компанией и т. д.) первые пробы чаще всего не имеют продолжения, исключение составляют табакокурение и культурально санкционированная алкоголизация.

2 этап «Аддиктивный ритм» - поисковое аддиктивное поведение. Это этап экспериментирования с различными видами психоактивных веществ - алкоголем, медикаментами, наркотиками, бытовыми и промышленными химикатами. Обычно оно присуще младшему подростковому возрасту. Для одних подростков важно их употребление как знак принадлежности к группе, для других - сам факт изменения состояния сознания («отруб», «отключка»), для третьих - качество вызываемых эффектов и особенности «кайфа».

Как правило, этот этап разворачивается в компании и оформляется по алкогольному типу - для веселья, раскованности, обострения восприятия, снятия сексуальных барьеров, выражения отношения («не нюхаешь, значит, не уважаешь»). Характерно активное экспериментирование с поиском новых средств и способов их употребления (например, «зарядка» летучими веществами фильтр-коробки противогаза).

По мере прохождения этого этапа формируется индивидуальное предпочтение одного из средств или предпочитаемый их спектр. Чаще всего это происходит уже в возрасте после 15 лет. Индивидуальной психической зависимости еще нет, но может формироваться групповая психическая зависимость, «автоматически» запускаемая сбором группы.

З этап «Аддиктивное поведение». Переход аддиктивного поведения в болезнь (аддикция становится стереотипным механизмом отреагирования).Это происходит под влиянием множества разнообразных факторов, которые условно разделяют на:

Социальные - нестабильность общества, доступность психоактивных веществ, отсутствие позитивных социальных и культурных традиций, контрастность уровней жизни, интенсивность и плотность миграции и др.;

Социально-психологические -- высокий уровень коллективной и массовой тревоги, разрыхленность поддерживающих связей с семьей и другими позитивно-значимыми группами, романтизация и героизация девиантного поведения в массовом сознании, отсутствие привлекательных для детей и подростков досуговых центров, ослабление межпоколенных связей поколений;

Психологическая - незрелость личностной идентификации, слабость или недостаточность способности к внутреннему диалогу, низкая переносимость психологических стрессов и ограниченность совладающего поведения, высокая потребность в изменении состояний сознания как средстве разрешения внутренних конфликтов, конституционально акцентуированные особенности личности;

Биологические - природа и «агрессивность» психоактивного вещества, индивидуальная толерантность, нарушение процессов детоксикации в организме, изменяющие системы мотиваций и контроля за течением заболевания.

Защитный механизм аддикта выражается в упорном отрицании психологических проблем. Но на подсознательном уровне возникает чувство тревоги, беспокойства, неблагополучия (отсюда и появление защитных реакций). Поисходит внутренний конфликт между «Я прежним» и «Я аддиктивным».

В процессе перехода аддиктивного поведения в болезнь, вызываемую употреблением психоактивных веществ (алкоголь, наркотики и т. д.), выделяют следующие стадии развития болезни.

1 стадия. Характеризуется формированием и прогрессирующим углублением психической зависимости, при которой перерыв в употреблении приводит к психическому дискомфорту, подавленности, тревоге, дисфории с резким обострением влечения к употребляемому веществу.В этот период наблюдаются ослабление и угасание защитных рефлексов на передозировку, повышенная толерантность, социальная дезадаптация.

2 стадия. Характеризуется формированием физической зависимости при употреблении одних веществ (алкоголь, опиаты, некоторые стимуляторы) и углублением психической зависимости при употреблении других (кокаин, марихуана).

В тех случаях, когда физическая зависимость не формируется, основным признаком этой стадии становится хроническая интоксикация с психическими и физическими нарушениями.

Признаки хронической интоксикации зависят от типа употребляемых веществ.Так, хроническая интоксикация марихуаной ведет к физическому истощению и апатии вне поведенческого поля наркотизации, у мальчиков нередко приводит к телесной феминизации; летучими веществами - к формированию психоорганического синдрома и токсической энцефалопатии с соматоневрологическими нарушениями и ослаблением интеллектуальных функций (памяти, внимания, сообразительности).

На этом этапе абсесивное влечение к употреблению сменяется компульсивным, утрачивается критичность к употреблению и развивается анозогнозия, растет толерантность (привыкание) к веществу и нередко изменяется картина опьянения, нарастает социальная дезадаптация с фиксацией поведения на употреблении психоактивных веществ и их промысле, вовлечение в аддикцию сверстников и младших по возрасту детей с формированием подчиненных групп как средства самоутверждения и добычи дурманящих веществ.

Переход к 3 стадии (падение толерантности, выраженный органический дефект личности с чертами специфического для того или иного вида психоактивных веществ слабоумия, закономерно возникающие абстинентные психозы, глубокая социальная деградация) совершается, как правило, уже в юношеском возрасте.

4 этап. Полное преобладание аддиктивного поведения. Исходное «Я» разрушено, сами аддиктивные реакции не приносят прежнего удовольствия, контакты крайне затруднены.

5 этап. «Катастрофа». Происходит разрушение личности не только в психическом, но и в биологическом плане (хроническая интоксикация приводит к поражению органов и систем).

На заключительном этапе аддикты часто нарушают общественный порядок, вымогают деньги, совершают кражи; всегда существует риск суицида. Основные мотивы: отчаяние, безысходность, одиночество, изоляция от мира. Возможны эмоциональные срывы: агрессия, ярость, которые сменяются подавленностью.

Рассмотрим механизмы этапного формирования аддиктивного поведения.

Начало формирования аддиктивного процесса происходит всегда на эмоциональном уровне. Исходная точка - переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, экстаза, необычного подъема, ощущение драматизма, риска в связи с определенными действиями (прием вещества, изменяющего психическое состояние, переживание в связи с ситуацией риска в азартной игре, чувство необычного волнения при знакомстве с какой-либо коллекцией и др.) и фиксация в сознании этой связи. У человека, испытавшего подобные эмоции, появляется понимание того, что, оказывается, существуют доступные способы достаточно быстро и без особых усилий изменить свое психическое состояние.

Группой риска становятся люди с низкими адаптивными возможностями, неустойчивые перед разного рода стрессорами, проявляющие постоянное недовольство собой, жизнью и окружением, в котором в трудную минуту не находится поддержка.

Следующий этап аддиктивного поведения «характеризуется формированием определенной последовательности прибегания к средствам аддикции.

Устанавливается определенная частота реализации аддиктивного поведения. Она зависит от многих факторов:

Особенностей личности до возникновения аддикции, предшествующих аддикции установок,

Особенностей воспитания, культурного уровня,

Окружающей социальной среды,

Значимых событий в жизни,

Изменений привычного стереотипа и др.

Прослеживается корреляция ритма аддикции с жизненными затруднениями, и, чем ниже порог переносимости фрустраций, тем быстрее ритм. С учащением случаев прибегания к аддиктивной реализации межличностные отношения постепенно отступают на второй план. Провоцировать аддикцию начинают любые события, вызывающие душевное беспокойство, тревогу, чувство психологического дискомфорта.

На третьем этапе аддиктивный ритм становится стереотипным, привычным типом реагирования, методом выбора при встрече с требованиями реальной жизни», «интегральной частью личности. Это делает аддиктов, невосприимчивыми к попыткам их критики, разубеждению на уровне здравого смысла.

Формально-логические умозаключения аддикта подчинены эмоциональному состоянию и являются по сути дела оформлением в логической форме «мышления по желанию», направленного в данном случае на вытеснение из сознания реальной ситуации, на блокирование возможности критического отношения к себе. Мотивация искусственного изменения своего психического состояния становится настолько интенсивной, что отношение к проблемам окружающих людей, включая наиболее близких, теряет какое-либо значение.

Четвертый этап - полная доминация аддиктивного поведения. Происходит полное погружение в аддиктивный процесс, окончательное отчуждение и изоляция от общества. Аддикт ничего не оставляет от своего внутреннего мира. Остается только внешняя оболочка.

Сами аддиктивные реализации не приносят прежнего удовлетворения, контакты с людьми крайне затруднены уже не только на глубинно-психологическом, но и на социальном уровне. Теряется даже способность к манипуляции другими людьми. На этой стадии доверие к аддиктам уже потеряно, их начинают воспринимать как «конченных», ни на что хорошее не способных людей.

Пятый этап носит уже характер катастрофы. Аддиктивное поведение разрушает и психику, и биологические процессы. Очень тяжелые последствия развиваются у лиц с наркотической зависимостью: интоксикация поражает органы и системы в целом, вызывает истощение всех жизненно важных ресурсов.

Нефармакологические аддикции также нарушают физическое состояние в связи с постоянным стрессом, что влечет за собой заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем.

Поскольку аддиктивная реализация уже не приносит прежнего удовлетворения и не происходит желаемого изменения настроения, состояние аддикта в целом отличается апатией и подавленностью. Прежнее доаддиктивное «Я» разрушено, возврат к нему невозможен, с такими людьми почти не удается наладить эмоциональный контакт. Наступает период общего кризиса, духовного опустошения, что в значительной мере может осложнить коррекцию или сделать ее полностью бессильной.

Таким образом, базисной характеристикой аддиктивной личности является зависимость. Наряду с зависимостью, основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями «скучной» жизнью, склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска и неспособность быть ответственным за что-либо.

Уход от реальности совершается при аддиктивном поведении в виде своеобразного «бегства», когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-либо одном направлении. При этом человек сосредоточивается на узконаправленной сфере деятельности (часто негармоничной и разрушающей личность), игнорируя все остальные.

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать ряд обобщающих выводов.

Понятие аддиктивное поведение охватывает различные типы поведения: сюда входят наркотическая зависимость и алкоголизм, курение, пристрастие к азартным играм и обильной еде, гиперсексуальность и т.д. Все эти типы поведения питает мощная сила подсознания и это придает им такие качества, как непреодолимость влечения, требовательность, ненасытность и импульсивная безусловность выполнения.

Аддиктивное поведение разделяется на следующие этапы:

1 этап. «Первые пробы».

2 этап. «Аддиктивный ритм».

3 этап. «Аддиктивное поведение» (аддикция становится стереотипным механизмом отреагирования).

4 этап. Полное преобладание аддиктивного поведения.

5 этап. «Катастрофа».

Аддиктивное поведение характеризуется широким спектром патологии различной степени тяжести - от поведения, граничащего с нормальным, до тяжелой психологической и биологической зависимости

Выбор аддиктивной стратегии поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложные социально-экономические условия, многочисленные разочарования, крушение идеалов, конфликты в семье и на производстве, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов. Реальность такова, что стремление к психологическому и физическому комфорту не всегда возможно реализовать.

Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции. Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов.

Список используемой литературы

Азарова Л.А. Девиантное поведение и его профилактика. Учеб. метод. комплекс / Л.А. Азарова. - Мн.: ГИУСТ БГУ, 2009. - 164 с.

Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. - М.: Воронеж: МОДЭК, 2003. - 240 с.

Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие/ Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. - СПб.: Питер, 2011. - 352 с.

Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии, 1991. - № 1. - С. 8-15.

Короленко Ц.П. Социодинамическая психиатрия/ Ц.П Короленко, Н.В. Дмитриева. - М.: Академический проект, 2000. - 460 с.

Максименкова Л.И. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте как психологическая проблема / Л.И. Максименкова // Вестник Псковского государственного университета, 2008. - № 5. - С. 126-130.

Султанова Т. А. Прогностические аспекты деятельности школы по профилактике аддиктивного поведения учащихся // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 1111-1114. аддиктивный поведение зависимый

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и особенности формирования зависимого поведения. Интернет зависимость как форма аддиктивного поведения личности. Двигательная рекреация как средство профилактики зависимого поведения. Социально-психологический портрет компьютерного аддикта.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2017

    Понятие зависимого поведения: сущность, этапы формирования. Классификация аддикций. Факторы, способствующие развитию аддиктивного поведения. Интернет-зависимость как одна из форм аддиктивного поведения: ее сущность, симптомы проявления, профилактика.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2017

    Девиантное поведение личности. Природа аддиктивного поведения. Направленность профилактической деятельности в связи с проблемой аддиктивного поведения. Основные этапы профилактической деятельности. Комплексная профилактика аддиктивного поведения.

    презентация , добавлен 09.10.2013

    Предпосылки аддиктивности подростков, этапы ее формирования и характерные черты. Основные виды аддиктивного поведения. Влияние социума на формирование аддиктивных механизмов. Факторы, способствующие формированию аддиктивности у гиперактивных подростков.

    дипломная работа , добавлен 06.06.2013

    Факторы развития зависимого поведения. Направленность профилактической деятельности в связи с проблемой аддиктивного поведения детей. Индивидуально личностные особенности подростков как факторы, оказывающие влияние на развитие табачной аддикции.

    дипломная работа , добавлен 04.12.2013

    Общая характеристика зависимого поведения. Типы психологических зависимостей. Факторы развития зависимостей у студентов. Этапы становления зависимости. Профилактика зависимого поведения. Исследование склонности к разным зависимостям у студентов.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2008

    Суицид: общие понятия, этапы и характерные черты личности суицидента. Мотивы, причины, поводы данного поведения. Психологические особенности подросткового возраста, этапы психокоррекционной программы по профилактике сиуцидального поведения среди них.

    дипломная работа , добавлен 19.06.2015

    Аддиктивное поведение как отклонение, оценка склонности подростков к данному отклонению на современном этапе, роль и значение табакокурения в данной сфере. Исследование и анализ адаптированности личности подростка под влиянием аддиктивного поведения.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2015

    Соотношение понятий "зависимость" и "аддикция" в психологии, медицине, социологии, философии. Психологические особенности подросткового возраста. Основные подходы к проблеме зависимого (аддитивного) поведения. Формы зависимого поведения у подростков.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2014

    Проблема агрессии в современном мире. Теоретические аспекты социально-психологической профилактики агрессивного поведения подростков. Анализ психологических особенностей подросткового возраста. Понятие, методы и формы коррекции агрессивного поведения.

В книге представлены основные разделы психологии аддиктивного поведения, охватывающие описание концепции аддиктивного поведения, причин возникновения аддикций, классификации аддикций, их диагностики, коррекции и терапии.

Приводится анализ психологических механизмов формирования и развития аддиктивных расстройств, описана общая психодинамика, характерная для химических и нехимических (процессных) аддикций. Обсуждается значение в развитии аддикций предрасположенности, связанной с наличием диффузной идентичности, сформировавшейся в результате дисфункциональных семейных отношений и неадекватно-го семейного воспитания. Описана специфика аддиктивной идентич-ности. Предлагается новая методика ее диагностики.

Приведены критерии диагностики аддиктивной личности. Анализируются новые, не описанные ранее виды аддикций: религи-озная, сексуальная, со-сексуальная, порноаддикция и др. Приводятся экспериментальные данные, подтверждающие влияние кризиса сексуальной идентичности на возникновение аддикций.

Выделяются признаки интернет-аутизма у подростков. Анализируются факторы риска возникновения интернет-зависимо-сти, способы ее предупреждения и коррекции у лиц молодого возраста. Книга рекомендуется как учебное пособие, предназначенное для обе-спечения учебного процесса в высших образовательных учреждениях и рассчитано на студентов, преподавателей, аспирантов и соискателей, а также врачей, психологов, сотрудников правоохранительных органов, социальных педагогов и всех тех, кто интересуется проблемой влияния культуры отчуждения на формирование аддиктивного поведения.


Предисловие............................................................................. 5

Глава 1. Психодинамические механизмы аддикций ........... 21

1.1. Дефиниция аддикций и формы аддикций......................... 21

1.2. Значение аттачмента......................................................... 25

1.3. Значение личностных факторов......................................... 35

1.4. Эго-системы и аддикции.................................................... 37

1.5. Переживание скуки как триггер аддикций.......................... 39

1.6. Аддиктивная идентичность в постсовременной культуре.... 41

1.7. Автоматизм и компульсивность в динамике аддикций..... 56

1.8. Межличностные отношения аддикта......................... ....... 65

1.9. Проблема психологической и физической зависимости

и ее симптомов........................................................................ 78

1.10. Общая психодинамика аддиктивных расстройств........... 83

1.11. Роль семейного воспитания............................................. 95

1.12. Роль социальных факторов

в постмодернистской культуре............................................... 105

1.13. Аддикций в экстремальных условиях............................ 111

1.14. Аддикций и самоконтроль.............................................. 114

1.15. Общность психодинамических механизмов химических

и процессных аддикций......................................................... 119

Глава 2. Классификация аддикций ...................................... 131

2.1. Нехимические аддикции.................................................. 131

Гэмблинг .................................................................................. 131

Интернет- аддикция .................................................................. 135

Работоголизм .......................................................................... 151

Созависимость ......................................................................... 160

Ургентная аддикция .................................................................. 192

Социальная организация как аддиктивная фиксация ..................... 200

Религиозная аддикция ................................................................ 205

Шоппинг ................................................................................... 218

Аддикции к еде ........................................................................... 227

Эротические аддикции ............................................................... 243

Любовные аддикции и аддикции избегания .................................... 243

Сексуальные аддикции. Инцест .................................................. 253

Co- сексуальная аддикция ................................ 268

Киберпорно- аддикция ............................................ 269

2.2.Химические аддикции....................................................... 274

Алкогольная аддикция ................................................................. 274

Наркомании и токсикомании ............................................. 284

Глава 3. Дети химических аддиктов ................................ 291

Глава 4. Методика диагностики аддиктивной
идентичности
..................................................................... 305

Глава 5. Психологическая коррекция и терапия
аддиктивного
поведения .................................................. 318

5.1. Основные подходы к коррекции аддиктивных нарушений. 318

5.2. Психоанализ аддикции....................................................... 369

5.3.Программа психологической коррекции аддиктивного

поведения............................................................ 385

5.4. Саморегулятивный тренинг как средство гармонизации
аддиктивной идентичности...................................................... 466

Литература ........................................................................... 484

Глоссарий .................................................................. 513

С современном обществе наблюдается значительный рост шопоголизма среди подростков. Впервые о шопоголизме, как о болезни психологи заговорили еще в XX веке. Он зародился в условиях американского общества материального потребления, и широко распространился по всему миру, пропагандируя стереотипы успешности, гармоничности и счастливой жизни, зависимые только от шопинга, навязываемыми СМИ . В Италии, Испании и Шотландии в «магазинную» зависимость попало около 50% девушек подросткового возраста. По подсчетам психиатров, шопоголизмом страдает уже 10% населения планеты. И эта цифра имеет тенденцию к быстрому увеличению, т.к. современные технологии существенно облегчают процесс совершения покупок . Подростковый и юношеский возраст составляют наибольшую группу потребителей. Ребенок-подросток имеет право зарабатывать свои карманные деньги, которые может тратить на себя. Именно поэтому на рынке стал выделяться целый сегмент торговли, ориентированной на подростков .

Исходя из данных А.Е. Орловой, одна пятая населения развитых стран не в силах удержаться от новой вещи в не зависимости от ее надобности . Согласно исследованиям С.А. Морозовой, Э. Крепелина, М.А Петровой, Л.В Левиной, Н.В Дмитриевой, шопоголизм - это форма нехимического аддиктивного поведения, которая сопровождается маниакальной зависимостью от покупки новых предметов с целью удовлетворения своих потребностей, может иметь схожие симптомы с другими зависимостями. Ц.П. Короленко отмечает, что все аддикции возникают посредством последовательного чередования определенных психологических состояний, когда сильное переживание, как эмоциональная боль, одиночество, сменяется противоположными, т.е. положительными ощущениями, тем самым аддикт запоминает процесс приобретения данного способа возникновения положительного состояния. «Аддиктивное поведение развивается как субъективная фиксация на том, что человек считает для себя безопасным и успокаивающим. Мучительные события жизни у лица, не имеющего ни сил, ни умения преодолевать трудности, порождают нестерпимую жажду мгновенного их устранения или немедленного счастья» . Так как шопоголизм - это аддикция, то покупка вещи, это повод ощущения счастья или аттачмент. На развитие шопоголизма влияют стереотипы, которые сформировались еще в раннем детстве. Ощущения, которые дети испытывали при получении подарков или посещении магазинов, хорошо запоминались ими, формируя аттачмент т.е. сильную эмоциональную фиксацию при получении «заветного приза» в магазине, что может привести к формированию шопоголизма.

Подростки из-за своих психовозрастных характеристик имеют склонность к аддиктивному поведению. Такая личностная склонность имеет определенные компоненты, которые проявляются постепенно:

Отсутствие мотивации успеха вплоть до отказа считать себя субъектом деятельности;

Несформированность функции прогнозирования поведения;

Низкий уровень самосознания, а также отсутствие навыков рефлексии;

Низкий уровень самоуважения до неприятия образа собственного «Я»;

Самозащита от деятельности при появлении трудностей;

Противоречивость между самооценкой и уровнем притязаний;

Склонность к бегству от реальности в ситуации фрустрации .

Р.В. Овчарова отмечает, что «провоцирующими факторами аддиктивного поведения считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера (гипертимный, неустойчивый, конформный, истероидный, эпилептоидный типы), поведенческие реакции группирования, реакции эмансипации и другие особенности подросткового возраста. К этим факторам также необходимо отнести особенности, обусловленные характерными для этого периода реакциями: эмансипации, группирования, увлечения (хобби)» . В.Н. Марченко, А.В. Нияскина, В.Р. Шилова считают, что главной причиной шопоголизма, как и другой аддикции, является стресс. По их словам, шопоголиком может стать любой человек, вне зависимости от его достатка и статуса. Следовательно, не все люди, которые с удовольствием посещают магазины - шопоголики. Шопоголик - это, прежде всего, тот, кто периодически, не задумываясь о значимости, стоимости и необходимости предмета покупает его, покупка - это своеобразное временное избавление стресса .

Согласно результатам исследований А.Е. Орловой, когда человек увлечен шопингом, его способность здраво и рационально мыслить снижается, и при этом значительно возрастает напряжение в отделах мозга, управляющих эмоциями и приятными ощущениями, поэтому личность во время покупки может испытывать сильное возбуждение, эйфорию. Однако после совершения ненужных покупок многие раскаиваются, испытывают сожаление, огорчение, разочарование. О. Б. Симатова и К.В. Гранина считают, что одной из психологических особенностей, характерных для лиц, склонных аддиктивному поведению (в том числе и шопоголизму) - высокий уровень тревожности. Отмечается, что повышенная тревожность вызывает усиление мотивации избегания и ухода от реальности, что повышает риск формирования аддикции .

Причин развития шопоголизма достаточно много. В большей степени - это психологические причины: детские травмы психики или предрасположенность человека к депрессиям, которая начинает проявляться еще в подростковом возрасте. Причинами увлечения шопингом могут также стать личностные психологические и социальные проблемы человека .

Ц.П. Короленко приводит следующие причины шопоголизма:

− на гормональном уровне - недостаток серотонина, обеспечивающего положительный эмоциональный фон настроения;

− на психологическом уровне - отсутствие удовлетворительных взаимоотношений с родителями, детьми, переживание недовольства собственной личностью, недостаточная самореализация;

− на социальном уровне - стиль жизни, декларируемый современным обществом, соответствие которому коррелирует с достаточно высоким статусом и социальной успешностью личности, но провоцирует отчуждённость, одиночество, отсутствие взаимопонимания .

Как отдельные причины зависимости от покупок Ц.П. Короленко выделяет чувство вины, внутренней недостаточности, конфликтность и подавление ярости . Н.В. Дмитриева, Ц.П. Короленко, Л.В. Левина говорят, что чувство вины и стыда у шопоголика возникает из-за неумения контролировать собственные желания и действия . Зависимость от шопинга, по Орловой А.Е., сопровождается временной потерей контроля над своими действиями, из чего делается вывод - это психической отклонение от нормы. Некоторые психологи говорят, что шопоголизм - это некая форма нездорового пристрастия, как например, к алкоголю, наркотикам или другим ПАВ . По определению С.А. Кулакова, шопоголизм для многих людей является заменяющей аддикцией, так зависимых от алкоголя, у которых произошла замена на зависимость от покупок, как на более легкую. Со стороны социума шопоголизм выбирался и даже одобрялся, как «меньшее из двух зол» .

Исходя из данных Ю.В. Железняковой, в основе практически всех зависимостей лежит внутриличностный конфликт или противоречия, с которыми личность не может справиться, не прибегая к уходу от реальности. Поэтому зависимость представляет собой личностное нарушение, которое выражается в неумении структурировать свое сознание внутренними стимулами . О. Б. Симатова подчеркивает, что «основным мотивом личности, склонной к аддиктивному поведению, является активное стремление к изменению неудовлетворяющего её психического состояния. При этом у индивида с аддиктивной нацеленностью поведения значительно снижена активность в обыденной жизни, наполненной требованиями и ожиданиями» . Шопоголизм может развиться как возможность некого ухода от реальности, т.е. от обыденной жизни, в мир, где покупки могут доставить удовольствие и быть тем, что поможет удовлетворить психическое состояние.

Психологический анализ шопинг-аддиктов, по мнению М.А. Петровой, обнаруживает, что им свойственны серьёзные проблемы, связанные с самооценкой, и чувство изолированности в окружающем мире. Шопинг-аддикты используют акты совершения покупок в качестве инструмента для решения различных психологических проблем. Покупки помогают многим шопинг-аддиктам почувствовать себя увереннее, повысить свою самооценку . Данные психологического анализа шопоголиков можно сравнить с психовозрастными характеристиками подростков, склонных к аддиктивному поведению по Ц.П. Короленко.

Признаки шопоголизма как аддиктивного процесса Ц.П. Короленко представил в виде следующих компонентов: компульсивность к неконтролируемой покупке ненужных предметов, которые к тому же часто не могут быть оплачены; растущее внутреннее напряжение, которое сразу исчезает после совершения покупки; проходящее чувство радости при покупке; чувство вины после совершения покупки.

В.Н. Марченко, А.В. Нияскина, В.Р. Шилова выделяют виды шопоголиков и их отличительный признак:

  1. «Спонтанный шопоголик - совершенно не считает себя зависимым, спокойно посещает магазины, намереваясь приобрести что-то определенное, но в процессе посещения может купить нечто незапланированное, то что ему понравилось или соблазнило своей низкой ценой.
  2. Осознанный шопоголик - совершает сознательный поход по магазинам, главной целью которого является поднятие своего настроения или снятие стресса.
  3. Целеустремленный шопоголик - не отдает отчет своим действиям, а по возвращении домой не может вспомнить и внятно объяснить, на что именно были потрачены его деньги.
  4. Разумные шопоголики - приобретают предметы и услуги, необходимые в быту или для ухода за собой, но в гораздо большем, чем нужно, объеме.
  5. Истинный шопоголик - приобретает в магазине все, что видит, не отдавая себе отчета в том, что и зачем он делает».

К факторам развития тревожности можно отнести взаимоотношения с родителями, сверстниками, внутриличностный конфликт, чувство вины, психологические проблемы, одиночество и депрессии. Не смотря на то, что тревожность является психологической характеристикой, влияющей на поведение человека. Она представляет собой переживание эмоционального дискомфорта, смятения, с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. О.Б. Симатова полагает, что оптимальный уровень тревожности необходим человеку для эффективного приспособления к действительности .

По мнению М.А. Петровой, личность, склонную к шопоголизму характеризует циклотимный тип акцентуации характера. Люди данного типа отличаются волнообразной сменой настроения и поведения. Следовательно, радостное событие пробуждает у них жажду деятельности, рождает яркие эмоции, порождает словоохотливость. Что-то печальное приводит к грусти и подавленности, к замедлению реакции и заторможенности, к вялости и безынициативности. Выделяется также демонстративный тип акцентуации, так как он, по ее мнению, характерен для лиц с высоким уровнем склонности к шопоголизму. Основными особенностями демонстративного типа являются: эгоцентризм, крайнее себялюбие, ненасытная жажда внимания, потребность в почитании, в одобрении и признании действий и личных способностей. Им движут стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы, перспектива быть не замеченным угнетает его .

Низкая самооценка, ее также можно выделить как фактор тревожности, но это одна из причин к шопоголизму, так как из-за низкой самооценки появляются трудности в общении и адаптации подростка к условиям современного общества, то шопинг дает иллюзию власти, т.е. повышение самооценки через покупки и учтивое отношение продавцов. Повышение ассертивности подростка в альтернативных образовательных средах на основе развитие самостоятельности является базовым условиям для успешной адаптации к окружающей среде, определению позитивной «Я-концепции», успешной самореализации, что позволяет предупреждать аддиктивное поведение в форме шопоголизма .

Таким образом, у личности склонной к шопоголизму следующие характеристики: повышенный уровень тревожности, низкая самооценка, циклотимный и демонстративный типы акцентуации характера, чувство одиночества. Целенаправленная деятельность девиантолога в области предупреждения роста шопоголизма среди подростков позволит изменить вектор поведения посредством коррекции характерных свойств личности, предрасполагающих к данной аддикции.

Цезарь Петрович заведовал кафедрой психиатрии и наркологии факультета клинической психологии Новосибирского Государственного медицинского университета с 1964 года по 2006 год. Он является действительным членом Нью-Йоркской Академии Наук, членом ВОЗ по разделу транскультуральной психиатрии во Всемирной психиатрической Ассоциации, членом редакционной коллегии журнала «Антропология и медицина» Великобритании, членом-корреспондентом РАН Высшей Школы, Почётным Профессором НГМА, Заслуженным деятелем науки РФ.

Область научных интересов: аддиктивные и личностные расстройства; психиатрия экстремальных состояний; транскультуральная психиатрия, психиатрия постсовременного общества.

Под руководством Ц.П. Короленко защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций. Профессор Ц.П. Короленко участвовал с докладами во многих Всемирных Конгрессах по психиатрии и наркологии (Монреаль, Ванкувер, Торонто, Андорра, Квебек-Сити, Варшава и др.).

Свободно владеет несколькими иностранными языками: английский, немецкий, польский, венгерский; читает и переводит тексты с японского языка.

Книги (13)

Homo postmodernus: Психологические и психические нарушения в посмодернистском мире

Предлагаемая вниманию читателя книга является первым в России руководством по постсовременной психиатрии и психологии.

В книге излагаются данные о новых, не выделяемых в прошлом формах психических нарушений и их теневых синдромах, дается их классификация.

Интимность

Книга посвящена новому разделу психологической науки — психологии и психотерапии интимности.

C современных позиций рассмотрены психологические особенности развития интимности, защитные механизмы, сопровождающие ее проявления, виды и структура интимности. Анализируются факторы риска возникновения страха интимности, сниженного сексуального желания и других нарушений этой сферы, приводятся данные психоанализа объектных отношений и коммуникативного анализа, модели поведения и сексуальные сценарии.

Цель монографии — не только познакомить читателей с фактической информацией, основанной на научных исследованиях, но и предоставить возможность разобраться в противоречиях между полами, в различных аспектах сексуальности и интимном поведении, что позволит внести необходимые изменения в свою половую жизнь.

Личностные и диссоциативные расстройства

Книга рассматривает характеристики личностных расстройств, в том числе тех, что не входят в DSM-IV-TR (2000).

Особое внимание обращается на диссоциативное расстройство идентичности, которое до сих пор не диагностируется или, что еще хуже, диагностируется ошибочно с различными (медицинскими, психологическими, социальными) отрицательными последствиями.

Рассматриваются вопросы этиологии и механизмов развития личностных расстройств в свете теории Self-объектных отношений. Анализируется значение неадекватного парентинга (родительствования), интернализации ранних отношений, психической травматизации, нарушений аттачмента. Акцентируется роль интерзависимостей, взаимной эмпатии, «обоюдности» в различных аспектах.

Авторы полагают, что книга окажет каждодневную помощь в самоанализе своих сильных и слабых сторон, правильности принятия решений, раскрытии внутреннего потенциала, избавлении от комплексов, препятствующих самореализации и искусственно ограничивающих чувство внутренней свободы.

Личностные расстройства

Книга существенно отличается от имеющихся публикаций, посвященных личностным расстройствам.

В ней пересмотрены и расширены в соответствии с новыми данными клинические характеристики личностных расстройств. Описаны личностные расстройства, которые не входят в DSM-IV-TR (2000).

Особое внимание уделено диссоциативному расстройству идентичности, которое нередко либо не диагностируется вообще, либо диагностируется ошибочно. Подробно рассмотрены вопросы этиологии и механизмов развития личностных расстройств, представлены особенности терапии, в том числе диалектической поведенческой, когнитивной, психодинамической и др. Приведены современные сведения о сочетанном психотерапевтическом и психофармакологическом подходах к лечению и коррекции личностных расстройств.

Издание предназначено для широкого круга профессионалов из числа психотерапевтов, психиатров, клинических психологов и представителей смежных специальностей.

Мифология пола

В книге «Мифология пола» с новых позиций, отражающих данные литературы и собственные исследования автора, рассматривается роль, которую играет мифологизация секса в разных сферах межличностных отношений.

Обычно публикации о сексуальном поведении человека (крайне малочисленные в нашей стране) концентрируют внимание на нарушениях явно болезненного характера или значительных отклонениях, которые излагаются в специальных руководствах по психиатрии, научных статьях, монографиях. Эта сторона вопроса находит свое отражение и в настоящей книге, однако здесь анализируется значительно шире.

В книгу включены проблемы, выходящие за пределы сексуальных отношений в узком смысле слова: психология семейных отношений, вопросы отношений родителей с детьми, отношения между мужчинами и женщинами в различных ситуациях, значение воспитания в детстве.

Общая психопатология

Настоящая книга предлагается в качестве вспомогательного пособия по изучению общей психопатологии для студентов медицинских институтов.

Шесть разделов книги посвящены рассмотрению нарушений в различных сферах психической деятельности. Изложению каждого из разделов предшествуют краткие сведения из области общей психологии. Отдельный раздел касается и методов обследования психически больного.

Психическое здоровье XXI века. Психические отклонения в постмодернистском обществе

В работе рассматриваются проблемы и расстройства преобладающие в системе развития и существования современного человека.

Термины постмодернистское общество и постмодернистская культура в последние десятилетия все чаще встречаются в литературе по социологии, транскультуральной психологии и психиатрии. Они отражают специфику новых явлений и процессов, происходящих в конце 20-го и начале 21-го века, прежде всего, в наиболее развитых странах.

Постмодернистская культуральная модель, являясь продуктом модернистского общества, сосуществует с ним, проявляя тенденцию к более или менее быстрому дальнейшему распространению. В разных регионах мира, в том числе и в сегодняшней России, обнаруживается мозаичность сочетания традиционной, модернистской и постмодернистской культур.

Постмодернистская культура в современной России получает наибольшее развитие в крупных городах, метрополиях, зонах интенсивного промышленного роста. Для лучшего понимания особенностей постмодернистской культуры целесообразно остановиться на основных чертах предшествующих ей культур — традиционной и модернистской.

Психоанализ и психиатрия

Предлагаемая вниманию читателей книга — первое руководство по взаимосвязи психоанализа и психиатрии.

Авторы рассматривают психоанализ, психиатрию и психотерапию, как с биологических, так и с психологических и социальных позиций. В книге излагаются современные данные по различным аспектам психоанализа, анализируются психологические механизмы, участвующие в становлении и развитии ряда психических нарушений.Современный человек, находящийся под влиянием постоянных стрессовых ситуаций, вынужден ориентироваться только на себя, на свои внутренние возможности.

Книга необходима не только для усовершенствования знаний в области психоанализа и психиатрии, но и для сомопознания любого человека. Авторы полагают, что книга окажет каждодневную помощь в самоанализе своих сильных и слабых сторон, правильности принятия решений, раскрытии внутреннего потенциала, избавлении от комплексов, препятствующих самореализации и искусственно ограничивающих чувство внутренней свободы.

Психодинамические механизмы аддикций в современной культуре

В работе описаны механизмы возникновения различных видов аддиктивного поведения личности.

Основой возникновения и развития аддикций является стремление к изменению психического состояния, которое чем-то дискомфортно для индивидуума. Содержание психологической реальности, от которой старается избавиться индивидуум, бывает различным, также как и могут быть различными способы от ее избавления.

Вызывающая психологический дискомфорт реальность может быть состоянием подавленности, грусти, неуверенности, обиды, тревожного ожидания, разочарования, скуки; включать элементы растерянности, беспомощности, безнадежности, низкую личностную и социальную самооценку. Все эти отрицательные переживания, лежащие в основе формирования аддикций, обычно не достигают уровня, характерного не только для психотического, но и для непсихотического (невротического) уровня расстройства.

Сексуальность в постсовременном мире

Книга посвящена новому разделу психологической науки психологии сексуальности. Авторы с позиций биопсихосоциокультуральной парадигмы рассматривают различные аспекты мужской и женской сексуальности: психологические механизмы выбора брачного партнера, сексуальную агрессивность, гендерную флюидность, влияние семьи на сексуальную идентичность. В книге представлены авторские классификации видов постмодернистской гендерной идентичности, типов привязанности и проявлений блокированной интимности.

В монографии с современных позиций рассмотрены психологические особенности развития сексуальности, представлена авторская модель формирования зависти, впервые описаны проявления травматического стрессового расстройства, вызванного переживанием зависти. Освещены вопросы психотерапии ревности, классификации видов ревности, ее структуры и психологических защитных механизмов, сопровождающих ее проявления.

Социодинамическая психиатрия

Книга представляет собой первое в отечественной литературе руководство по социодинамической психиатрии.

Это направление является пограничным между собственно психиатрией и клинической и социальной моделями психотерапии. Авторы рассматривают психиатрию, психотерапию и наркологию как с биологических, так и с психологических и социальных позиций.

Книга адресована профессионалам в области психиатрии, психотерапии, психологии, а также всем специалистам, кому по роду своей деятельности приходится взаимодействовать с людьми, имеющими те или иные психические расстройства, как выраженные, так и скрытые, становящиеся заметными только в стрессовых ситуациях.



Боли