Приключение на выходные: обследуем заброшенные места Подмосковья. Заброшенный военный бункер в хлюпино

Во времена существования Советского Союза бункеры на случай ядерной войны были распространены по всей стране. Один из самых больших подобных секретных объектов – «Объект 221» или «Нора». Этот объект в действительности был запасным командным пунктом Черноморского флота, причем запасным он фактически должен был являться лишь в мирное время. Во время войны именно здесь должно было находиться командование флотом, осуществляться управление боевыми действиями.


Самое крупное сооружение

Находится «Объект 221» недалеко от Севастополя, под деревней Морозовка. Шоссе, которое доходит до этой деревни, имеет продолжение, но дорога перекрыта, она завалена камнями, дорога в прямом смысле этого слова «перекопана». Конечно, такие меры предосторожности не случайны, именно благодаря такой полосе препятствий тот, кто действительно захочет добраться да Запасного командного пункта – будет вынужден идти пешком, став легкой мишенью для снайперов, которые при чрезвычайном положении должны были дежурить вдоль дороги.

Интересно, что для путешественников, сбившихся с пути, была приготовлена другая версия места, в которое ведет дорога. «Объект 221» было принято называть каменным карьером, так же его называли и рабочие, которые занимались его постройкой – ходили на разработку каменного карьера, только и всего. Начали строительство этого подземного города в 1977 году. Размеры «Объекта 221» действительно потрясают воображение: его глубина более 200 метров, на огромной глубине расположено четыре этажа и два главных входа в бункер. Общая площадь этого подземного строения – семнадцать с половиной тысяч квадратных метров, по площади это самое крупное подземное сооружение Крыма.


Невидимая стройка

Кажется невероятным то, что стройка «Объекта 221» велась в условия полной секретности. Строительство началось в 1977 году и длилось около 15 лет, работы продолжались вплоть до 1992 года. В 1992 году проект был «заморожен», при этом его готовность составила девяносто процентов. Все, что нужно было сделать, для того чтобы закончить проект – это завезти необходимое для жизни в бункере оборудование и провести облицовочные работы. Строители для объекта отбирались специально, был сформирован стройотряд, состоящий из строителей, которые имели опыт работы на сооружениях для бетонирования шахт, служащих баллистическим ракетам. Рядом с «Норой» находилась гора Гасфорт, на которой, специально для того, чтобы тайно свозить извлекаемую горную породу, был построен завод по изготовлению щебня. Это было сделано для того, чтобы со спутника противника Советского Союза на этой территории был виден лишь завод и различные гражданские сооружения.

Кроме того, было построено специальное «здание-обманка», предназначенное также для обмана спутника противника. В годы строительства это здание было принято назвать гостиницей для рабочих завода или гостиницей. Но судить о том, что здание – муляж, нам помогает сохранившийся в достаточно хорошем состоянии фасад здания: окна в нем расположены очень близко друг к другу, а лестничных пролетов и вовсе нет, хотя здание многоэтажное. А сами входы (их два) в «Объект 221» были также замаскированы под гражданские здания, правда они представляют собой лишь бетонные плиты, с нарисованными на них черной краской окнами. При этом принять эту бетонную плиту за здание можно только если вы подойдете к ней спереди, как только вы отойдете в сторону, то увидите – что никакого здания нет, а вход – это лишь гигантская плоская бетонная плита с нарисованными бутафорскими окнами.


План создания

Первую площадку проходила команда шахтеров под руководством бригадира Тихонова. Основной проблемой при строительстве была необходимость рассчитать положение на большое количество человек, под землей должны были быть размещены информационно-вычислительный центр, узел связи, который должен был обеспечивать передачу информации в любую точку земного шара, а также автономная система жизнеобеспечения. На одном ярусе нужно было разместить емкости для топлива и воды, систему электрообеспечения, систему производства воздуха и вентиляцию, медицинский пункт. И помимо всего прочего, здесь же должна была размещаться кухня и столовая.

Кроме подземной части бункера существовала и надземная его часть – она представляла собой военный город. В нем могли жить работники охраны и технический персонал. Этот жилой городок располагал и всем необходимым для жизни: существовали казармы, котельная. Было построено овощехранилище и система водоснабжения с предварительной очисткой поступающей воды. Для строительства этого городка был сформирован новый строительный отряд, начальником которого был назначен майор Юрий Рева, который в свое время окончил специальную школу строительства Северного флота. Для многих военных попасть в бригаду проходчиков очередного уровня бункера – было честью. В горном массиве было пробурено три блока, к которым вели горизонтальные ходы, называющиеся «потернами».


Последние этапы строительства

Важным этапом в постройке «Объекта 221» стала гидроизоляция помещений, находящихся под землей. Была даже разработана специальная технология для герметизации швов при сварке, а также металлоизоляции. Для того чтобы проверить качество шва и его водонепроницаемость использовались рентгеновские снимки. Все строительство велось строго секретно, на протяжении всей постройки выставлялась различная муляжная техника и даже прокладывались ложные пасеки и дороги. Также велись масштабные работы по реорганизации рельефа.

Контролировал строительство Запасного командного пункта начальник строительного управления Черноморского флота генерал-майор Л. Шумилов. Постоянно посещали стройку и другие не менее известные должностные лица, такие как: заместитель министра обороны Н. Шестопалов и адмирал флота Н. Ховрин. Горнопроходческие работы, самые сложные во всем строительстве была завершены в 1987 году. После этого начался внутренний монтаж помещений, прокладка вентиляционных шахт и кабельных линий. Но в связи с развалом Советского Союза, строительство было прекращено в 1992 году. При этом Украина, самостоятельное государство на территории которой и находился объект, объявила себя безъядерной державой, а значит и заниматься продолжением постройки такого объекта стало не нужно и не выгодно. После 1992 года с объекта была снята вся охрана и «Нора» подверглась масштабным грабежам, в основном мародёров интересовали любые металлические детали и конструкции, которые можно было сдать в металлолом.

«Объект 221» в наши дни

Ныне «Объект 221» полностью разграблен и разорен и является популярным местом посещения любителей экстремального туризма и охотников за металлом. Туристами был составлен план-схема зданий «объекта 221», который стал путеводителем для тех, кто захотел испытать острых ощущений и почувствовать на себе дух строительства времен холодной войны.

Сейчас этот объект может представлять реальную опасность. Здесь большое количество пустых шахт, провалов, торчащей из пола арматуры. Внутри заброшенных зданий очень сыро, так как многие помещения находятся на участках земли с большим количеством грунтовых вод. Кроме сырого климата, можно отметить еще и образование грибка, который развивается в сырой и теплой среде.

Как думаете, что водится в тамбовских лесах? Конечно же, наш верный товарищ Тамбовский Волк. Но кроме тамбовских волков есть и ещё кое-что интересное и нигде на карте не отмеченное. Отправляемся на поиски.

Внезапно..... трубы с какой-то жижей, которая вытекает в реку. Ну и теперь самое интересное - вдали поле и вообще ничего не видать! Никакого завода в этой глухой деревне в ближайших окрестностях НЕТ.


Фото 3.

Видимо за счёт того, что жижа эта имеет более высокую температуру, река не замерзает.


Фото 4.


Фото 5.

Кстати сказать, здесь есть охот-хозяйство и разводится или разводился пушной зверь.


Фото 6.

После моисейства мы наконец-то нашли проход. Судя по всему, когда-то периметр был электрифицирован.


Фото 7.

Итак, вот он - заброшенный военный бункер, бывшее хранилище СБЧ.


Фото 8.


Фото 9.

Перед нами корридор, состоящий из нескольких огромных массивных гермозатворов.


Фото 10.

Размеры гермоворот поражают. Они просто огромны. Нужны были, чтобы выдержать ядерный удар. Частично их попилили на чермет, а кое-какие, которые не смогли вытащить, остались до сих пор. Толщина их метр, а то и больше.


Фото 11.

Раньше это было хранилище специальных боевых частей ядерных ракет.
Размер в осях приблизительно 100×40 метров. Ну а теперь, краны и всё остальное попилили. Под песком угадываются следы рельсов, на которых располагалось какое-то оборудование.
Само место сейчас напоминает локацию из фильма Андрея Тарковского Сталкер.


Фото 12.


Фото 13.


Фото 14.

С обратной стороны.


Фото 15.

А вот перед нами изогнутая герма, рассчитанная, чтобы выдержать взрыв.


Фото 16.

Остатки механизма закрывания.


Фото 17.


Фото 18.

Вот такой вот двойной гермозатвор.


Фото 19.


Фото 20.


Фото 21.

Большая часть объекта - пустые помещения. Не буду тратить на них кадры. Трудно сказать, что здесь было расположено. Всё оборудование успешно попилено на лом.


Фото 22.

Узкий коридор с техническими помещениями


Фото 23.

Фильтро-вентеляционные установки.


Фото 24.

Перед нами кондиционер КД-20000, изготовленный на Домодедовском механическом заводе в 1960 году, обеспечивал постоянную температуру в камере хранения боеголовки.


Фото 25.


Фото 26.


Фото 27.


Фото 28.

Щиток подстанции.


Фото 29.

А вот с помощью этого блочного щита управления осуществлялось управление всеми системами бункера.


Фото 30.


Фото 31.

Вот такая вот схема управления. Когда-то видимо здесь лампочки горели, кое-где они сохранились.


Фото 32.


Фото 33.

Щиток подстанции. Реостаты ещё не все сдали на лом.


Фото 34.


Фото 35.


Фото 36.

А вот это помещение я вообще не знаю зачем и для чего. Непонятные окна наверху, а там над комнатой ровным счётом ничего нет. Как мы предположили, возможно через эти стёкла падал равномерный свет. Но для чего? Понятия не имею. Если знаете, напишите.


Фото 37.


Фото 38.

Плафоны от ламп.


Фото 39.

Разбитые лампочки накаливания


Фото 40.

Любопытный артефакт - образование изо льда. Монолит.


Фото 41.

А в этой комнате, судя по грязи на полу, располагалась дизельная. На остатках оборудования надпись ДМБ-90. Очевидно, этот бункер был уже тогда не функционировал. Хотя бывший солдат мог вернуться в место службы и через несколько лет после армии.


Фото 42.


Фото 43.

Ну и под конец - небольшие извращения с валяющимся в песке плафоном. Уж больно он мне понравился.


Фото 44.

Спасибо камрадам Саньку Пассажиру, Мишке и Игорьку за хорошую компанию, а кто проспал, такой поход про...л.
На сегодня это всё, всем пока.


Фото 45.

Оформлено с помощью «

Убежище не используется, на данный момент все входы и выходы закрыты, кроме одного из подвала. Затоплен примерно на 30-40 сантиметров. Пройти внутрь почти невозможно, так как находится на действующей базе МЧС. Последнее посещение - зимой 2018 года.

Благотворительное закрытое учебно-воспитательное учреждение для «приёма и призрения подкидышей и бесприютных детей». Учреждён в Москве на основании «Генерального плана Воспитательного дома», составленного И. И. Бецким и утверждённого в 1763. Императрица Екатерина II пожаловала Воспитательному дому территорию бывшего Гранатного двора с Васильевским лугом между Яузской улицей и Большим Ивановским переулком. После 1917 здание Воспитательного...

Заброшенная ведомственная дача. Относилась к в/ч 29155. Дача долгое время охранялась, территория была ярко освещена. В 1980-е годы очевидцы видели около территории негров в большом количестве. Стояло освещение по периметру, территория хорошо охранялась. На территории была баня, сарай с гаражом. Вокруг по периметру натянута колючая проволока. В центральном здании валялся ящик от радиостанции Р-107 или типа того.Полы деревянные, старые и...

Десантный катер проекта 1205 - боевой катер на воздушной подушке, предназначенный для высадки десанта на необорудованное побережье. Первые в своём роде серийные катера на воздушной подушке в советском ВМФ. Создан по разработанному в 1969 году ЦКБ «Алмаз» проекту 1205. С 1969 по 1974 год было построено 29 таких катеров. По классификации НАТО: «Goose». На носу катера - рулевая рубка, далее - отсек для десантников, из которого они высаживаются...

Полузаброшенный объект, застроенный зданиями 1930 - 1950-х годов. Большая часть воинских частей отсюда выведена, в том числе ракетная часть №10247, а бывшее стройбатовское Управление строительно-монтажных работ №523, находившееся в структуре Первого Управления монтажных работ МО РФ, было расформировано. Остался небольшой объект связистов, также нелегально проживает некоторое количество бесквартирных военных и отставников. Оставшиеся от...

Ранее располагался недалеко от въезда на Тушинский аэродром. В 2013 году был отбуксирован в юго-западную часть поля, ближе к Москве-реке. Находиться на территории Тушинского аэрополя, отданной под застройку. Залезть внутрь можно, люки закрыты. Приборы отсутствуют частично. Штурвал только для второго пилота. Охрана есть. Иногда совершаются обходы. Сентябрь 2017 - борт активно пилится на металл.

Небольшой заброшенный усилительный пункт, принадлежащий линии электросвязи между тремя войсковыми частями. Раньше вход в усилительный пункт охранялся часовыми, но когда объект перестал использоваться, часовые были сняты. Представляет из себя небольшой холмик с открытым дверным проемом, из которого есть спуск в комнатку размерами примерно 4 х 3 метра, в которой сохранилась небольшая часть электрооборудования и кабели военной связи. В комнатке...

Топливохранилище обслуживало крупный военный объект, прекративший своё существование в середине 1990-х гг. Несмотря на это, сам склад ГСМ просуществовал до наших дней, и на основании решения арбитражного суда территория, занимаемая им, была передана в муниципальную собственность только весной 2015 г. Данный объект интересен, прежде всего, своим местоположением. Он находится в центре Москвы, всего в 7 км от Кремля. На его территории...


Всего в 60 км от МКАД на юг по Калужскому шоссе, в дремучих лесах находится очень секретный военный объект. Настолько секретный, что до сих пор неизвестно для чего он предназначался. А редкие упоминания говорят о том, что именно в некий бункер недалеко от Вороново когда-то должны были продлить секретную ветку Метро-2. Да, раньше это было Подмосковье, но сейчас это уже Москва!

На самом деле я всему интернету о существовании этого объекта аж 10 лет назад, заложив там свой первый и последний геокешерский тайник. Это было в те далекие времена, когда в тренде был геокешинг и заброшенности, а ЖЖ был теплым и ламповым. Помню очень забавный случай на кавесах (caves.ru - форум диггеров и сталкеров). Там начали обсуждать, что я «запалил» очередной военный объект, но тут в комменты ворвался анонимус с весьма серьезным заявлением: «Тсс, не шумите, до этого поста никто из наших про этот объект и не знал».

А начался этот год с того, что я получил на длительный тест новый Subaru Outback, о котором уже весной прошлого года. А раз так - чего сидеть дома на каникулах, пора отправляться путешествовать! Начать решили с небольшой двухдневной вылазки вместе с russos и pavel_kosenko . Вообще изначально хотели поехать в наше любимое место - Ишутинское городище, но потом прикинув, что с коротким световым днём ехать за 400 километров на два дня совершенно не вариант, я предложил покататься по окрестностям моего загородного дома, на юге Московской области.


2. От МКАД до бункера менее часа езды на автомобиле по спокойному Калужскому шоссе. Но самое интересное это последние 600 метров пути. Уже не сосчитать сколько автомобилей здесь застряло за последние 10 лет. Теперь основную дорогу перегородили глубоким рвом и бетонными блоками. Самый разумный вариант - оставить автомобиль и пойти дальше пешком.

3. Хотя особо упорные проложили альтернативную дорогу в лесу. Её ширины может оказаться мало для больших автомобилей, но на старую просеку выезжать категорически не рекомендуется даже если вы едете на «котлете» категории ТР-3.

4. Остатки КПП на въезде.

5. Из временной подстанции можно сделать превосходный лофт. Всё, как положено - плоская кровля, панорамное остекление. Очень круто!

6. Подземные галереи непонятного назначения. Если только под кабели, то их размеры избыточны.

7. Основание под тоннели верхнего уровня сделано в прямом смысле из говна и палок.

8. Вот здесь это лучше видно.

9. Лезем на верхний этаж по приставной деревянной лестнице.

10. В центральном зале есть огромная шахта, которая вероятно предназначалась для загрузки оборудования на нижние этажи. Верхний этаж предназначен под аппаратуру приемников и передатчиков, а также административные помещения.

11. Пишут, что «Система «С» была предназначена для связи ГШ СССР с отдельными, особо важными точками, через спутниковую группировку. Каждый узел связи имеет отдельные аппаратные решения предназначенные к функционированию как в мирное так и в военное время. Система также предназначена для осуществления передачи местных команд боевого управления через радиорелейную связь. Система имеет два независимых канала приемник-передатчик для спутниковой связи, но антенные системы выполнены выдвижными и размещаются в шахтных сооружениях, отдаленно напоминающих шахты РВСН.

12. Когда-то в центральной шахте была металлическая лестница, по которой можно было спуститься как на два нижних этажа, так и подняться на крышу. Но весь ценный металл с объекта срезали.

13. И чтобы попасть на нижние этажи нужно выйти на улицу и спуститься по одной из наклонных галерей.

14. «Эгегей, кто здесь?». Саша изучает странные люки под потолком.

15. Компоновочно известно два вида узлов «С». Тип «А» выполнен в трехэтажном объеме, и не имеет отдельной шахты для радиорелейной связи. Для связи с близко расположенными командными элементами использует только кабельные каналы. На фото как раз он.

16. А теперь поднимаемся с самого нижнего этажа на промежуточный второй.

17. Самый нижний этаж - системы жизнеобеспечения (подготовка воздуха, дизеля, компрессоры, трансформаторы и пр.) и холодильные машины. Еще на нижнем этаже обычно получается превосходный каток с прозрачной водой, но этой зимой воды здесь относительно немного.

18. Ну и самое интересное - крыша. На неё можно попасть как раз со второго этажа через шахту вот по такой импровизированной лестнице из арматуры.

19. Система так и не была введена в эксплуатацию.

20. Типа художественная фотография в стиле Паши, который теперь снимает только на пленку и не признает цифру. Впрочем, под его влиянием видимо что-то произошло со всеми фотографиями из этого поста.

21. А вот и сам Паша на фоне бункера.

22. Бетонный блок на крыше, который все фотографируют.

23. Продолжаем наше небольшое путешествие. Совсем недалеко, на границе уже Москвы и Калужской области, на берегу реки Нара находится водопад Радужный. Теплые родниковые ключи не дают Наре замерзнуть. А летом в них наоборот очень холодная вода.

24. Брод на Наре, рядом с запрудой для купания. Совсем недавно мы снимали здесь про новый Chevrolet Tahoe, а сейчас большая часть реки замерзла.

25. А вот и сам водопад. Самый большой водопад рядом с Москвой, между прочим.

26. Это превосходный холм рядом с моим загородным домом. Саша планирует кататься здесь на байдарках, когда выпадет побольше снега. А мы отправляемся спать, чтобы завтра продолжить изучение заброшенных военных объектов.

Продолжение следует.

С развалом CCCР оказались заброшенными многие недостроенные стратегические объекты ПВО, которые в последствии были разграблены и осквернены. Цель нашего путешествия - посещение заброшенного бункера из третьего кольца ПВО С-50 в Московской области.
Наш бункер связи, находится рядом с населенным пунктом Вороново на Калужском шоссе. Это популярнейшее место среди любителей полазать под землей, дестроеров, геошейкеров и просто туристов.

Сейчас доподлинно установить назначение этого объекта практически невозможно, если, конечно, у вас нет доступа к архивам "совершенно секретно". А потому существует целый ряд гипотез, каждая из которых имеет право на существование. По одной из версий, объект является ложной позицией. ЗА эту версию - очень длительный срок строительства - более 10 лет. Еще есть мнение, что это стартовая позиция ПРО, но все известные стартовые позиции имеют не менее восьми шахт. А в нашем случае объект имеет лишь 4 шахты, хотя и подходящие по габаритам для противоракет. Ну и самая реалистичная версия относительно предназначения этого объекта: автоматизированный защищенный узел связи с выдвижными антеннами для связи со спутниковой группировкой.

Остановимся на этой версии: известно об этом бункере немного. Ясно лишь, что в конце 80-х - начале 90-х годов планировалось построить вокруг Москвы целый комплекс сооружений «на случай ядерной войны». Об истинных масштабах этого строительства и назначениях того или иного объекта мы теперь можем только догадываться. Бункер является одним из немногих недостроенных бункеров связи. В нем планировалось автономное несение службы - есть места под установку дизель-генераторов, фильтровентиляционные установки, есть емкости под запасы воды и топлива. Боевое дежурство несет в автоматическом режиме, с минимальной дежурной сменой. То, что многие принимают за «ракетные шахты» на крыше сооружения, в действительности является контейнерами для размещения антенн.

Но то ли «ядерную войну», то ли СССР «отменили», но бункер так и не был достроен, его даже не успели замаскировать под холм. Сам бункер выглядит суровым и неприступным. Трехэтажная махина из железа и бетона находится в огромном котловане. С нижних этажей наверх выходят воздушные каналы.

Попасть внутрь можно несколькими способами. К главному входу в бункер проложен хрупкий деревянный мостик. Подниматься по нему страшно. Высота - метров 5. Можно пройти сквозь гермодверь - огромную тяжелую металлическую дверь выгнутой формы. Еще один вход через небольшое круглое отверстие диаметром сантиметров 80 в задней части бункера.
Про это место широкой интернет-общественности стало известно около трех лет назад, и с тех пор к нему началось настоящее паломничество, особенно летом.
Вокруг Москвы находится не менее 60 объектов похожего назначения. Таких же брошенных, разграбленных и никому не нужных. Туда однозначно стоит ехать, чтобы почувствовать дух холодной войны, противостояния мировых держав и некое опустошение.
Внимание! Не рекомендуется посещать в одиночку, спускаться в вентиляционные колодцы без страховки опасно, помещения темные, в них полно арматуры, шахты затоплены.

Как проехать.
На машине: пос. Вороново, 40-й км от МКАД по Калужскому шоссе А101. В Вороново поворот на деревню Троица
Дорога к бункеру доступна для проезда на практически любой полноприводной технике, а основную сложность
составляют последние 800 метров - это глубокие колеи, но при желании можно пройти этот участок пешком.



Боли