Уныние смертный грех. В чём грех унылых

Православные писания говорили, что уныние - смертный грех, способный погубить душу. С латыни это слово переводится как немощь духа, слабость, нерадивость и лень. Поговорим об унынии на этой странице www.сайт

Когда возникает уныние?

В частной жизни любого человека бывают мгновения, когда он переживает печаль или подавленность. Если период затягивается, состояние зовется депрессией - расстройством, во время которого утрачивается способность переживать радость. Чувствительный человек может остро ощущать безнадежность, теряя желание жить.

Частички души, разрозненные бесконечной печалью, необходимо собрать воедино, чтобы вновь почувствовать вкус жизни, обрести волю, стремление совершенствоваться.

Уныние - скука. Как распознать греховную скуку? Чем она отличается от временного эмоционального упадка, вызванного обстоятельствами, определенным неприятным событием, горьким опытом? Тем, что возникает внезапно, посреди полного внешнего благополучия, без видимой причины.

Какая опасность возникает при унынии?

Подверженный унынию человек становится безвольным. Он старается «плыть по течению», не предпринимая никаких попыток изменить ситуацию. У него отсутствует контроль над собственной жизнью.

Последствия такому человеку не интересны. Он апатичен, считает себя недостойным обычных радостей. Он не ждет от жизни ничего хорошего и, скорее всего, удивился бы, узнав, что может быть по-другому.

Какие причины могут быть у уныния?

1. Продолжительная скорбь после большой потери. Человек испытывает большую душевную тяжесть, причина которой может быть в потере близкого.
2. Неудовлетворенные желания. Сильно на что-то надеявшись, человек не получает ожидаемого. Следствием становится явное осознание утраченных возможностей, подавленность.
3. Зависть. Осознание, что другие, при равных с тобой условиях, живут намного лучше и интереснее.
4. Оскорбленное самолюбие. Оскорбленный человек может злиться не только на прямой источник, но и на весь свет. Жажда мести, а особенно невозможность совершить месть, порождает уныние.
5. Случайные события, воспринимаемые как несправедливость. Особенно, если обстоятельства не поддаются контролю.
6. Рухнувшие планы. Рассчитывая достичь конкретных целей, проявить собственную состоятельность и не реализовав это, человек впадает в уныние.
7. Потеря смысла жизни. Это иногда случается после выхода на пенсию или не получения ожидаемой должности. Способности и опыт оказались не нужными - смысла жить дальше нет.
8. Излишний пессимизм. Отсутствие успешности в ряде дел порождает уверенность, что и дальше все будет заканчиваться провалом.
9. Мысли о безысходности человеческого существования. Войны, мировые конфликты вызывают мысли о грозящих опасностях и жестокости судьбы, порождая уныние.
10. Излишняя придирчивость к себе. Некоторых людей отличает вечное самокопание и выискивание доказательств своей ущербности.
11. Переутомление. Самая обычная сильная усталость может породить уверенность: перспектив нет, впереди ждет тупик, что вызывает уныние.
12. Плохое осознание реальности. Человек, постоянно находящийся в собственной «оболочке» плохо понимает, как контактировать с окружающими, решать простейшие проблемы, жить обычной жизнью.

Пришло уныние - как бороться с ним самостоятельно?

Профилактикой уныния служит уверенность человека в том, что любой опыт делает нас сильнее, а любая ситуация подходит для самосовершенствования и духовного роста. Даже неприятное слово может быть сказано нам для наставления. Опасно не огорчаться, а долго оставаться в этом огорчении.

Если грусть и тоска все же настигли, действуйте по правилам:

Займитесь работой. Избегай всяких мыслей о причине уныния. Даже при отсутствии желания деятельности, принуждай себя закончить работу на заранее определенном уровне;
Напротив, долго посвящать себя одному и тому же делу не стоит. Лучше сменить основное занятие, отдохнуть, заняться творчеством, завести знакомства;
Полноценно и с пользой дела проводите свободное время. Семейная вылазка на природу, велосипед, дачные радости вполне способны целительно подействовать на организм. Скуку как рукой снимет;
Не относитесь к себе излишне самокритично. Любой человек имеет право на ошибку. И вы, в том числе. Любой недостаток поддается коррекции. Чем заниматься самокопанием, лучше поработать над собой;
Не связывайте окружающую действительность с течением своих негативных мыслей. Просто гуляйте по парку, любуйтесь природой, слушайте пение птиц, общайтесь с друзьями, с интересом вникая в смысл беседы, отдайтесь собственным увлечениям. Гоните «мусор», засоряющий вашу голову и отравляющий существование;
Определите себе высокую цель. Больше хочешь - большего добьешься. Стремление добиться цели помогает нам терпеть жизненные неурядицы, бытовые трудности, усталость и физическое недомогание;
Попробуйте определить смысл любого события, которое принесла ваша жизнь. Терпение и принятие данности - большой шаг для выхода из уныния;
Православные богословы считали полезным думать о смерти. Не о факте прерывания жизни, а о том, что после нее ничего не исправить. Иногда это очень подстегивает направить свои мысли и поступки на что-то действительно стоящее, что подсказывает нам наша совесть.

Уныние, которое склоняет человека к бездействию, приравнивается к лени. Если же усилием воли он заставляет себя работать, но подавленное состояние, отсутствие радости вызывает заторможенность, снижает работоспособность, это свидетельствует о предрасположенности человека к депрессии. Это болезненное состояние вызывает полный упадок сил, постоянное ощущение страха и тревоги, бессонницу, нарушения аппетита.
Депрессия вызывает нарушения работы мозга, дисбаланс обмена веществ. У человека могут возникнуть суицидальные мысли. Такое состояние требует медицинского вмешательства.

Уныние может нести разрушительную силу, но способно и поддаваться контролю. Достаточно дать себе четкую установку на избавление от опасного чувства и начать планомерно действовать.

Уныние - это неверие в себя, в возможность улучшить или изменить свою жизнь. Оно парализует человека и вызывает отказ от действий, от борьбы. Иногда уныние приводит к возникновению суицидальных мыслей. С унынием нужно бороться, иначе оно незаметно приведет вас к выводу, что ничего поделать нельзя а значит, не стоит ничего предпринимать. Как избавиться от уныния, если непонятно даже, откуда оно берется и куда уходит? Поговорим об этом в статье.

Как избавиться от уныния и депрессии

Для начала подумайте о том, что является причиной(ми) уныния. Как правило, это крупная неудача, серьезный стресс, а также рутина, которой мы вынуждены заниматься в быту и/или на работе.

И, соответственно, усталость от тотальной погруженности во всё это множество мелких и опять же скучных, рутинных, но, как кажется, необходимых, не отменяемых и неотложных дел. Когда мы из-за этой рутины не видим цели и вообще не понимаем, что и как.

Когда в течение какого-то обозримого промежутка времени, 2-х – 3-ёх дней, мы не видим результатов своих усилий, то есть не получаем обратной связи от проделываемой работы и погружены лишь в процесс работы, это снижает мотивацию и ввергает нас в уныние.

Иногда же, как это ни парадоксально, причиной уныния, напротив, может быть полная незанятость ничем, абсолютное расслабление. И отсюда вытекает ощущение собственной ненужности, неприкаянности и часто одиночества.

Если вы хотите избавиться от уныния, в любом случае, подумайте, что качественно можно изменить в режиме вашей жизни и в образе жизни в целом? Подумайте также о том, как сделать так, чтобы радикально поменять ситуацию на противоположную. То есть, если вы до этого с головой были погружены во множество дел и трудились без продыху, то вам необходимо расслабление.

Нужна резкая смена обстановки – отпуск, поездка в горы, в санаторий и тому подобное. Если же, напротив, вы маялись от безделья и ненужности, необходимо срочное вовлечение в какую-то активную деятельность – устройство на соответствующую работу или сразу на две, новые знакомства, возможно, новые личные отношения, брак или какая-то общественная деятельность, приобщение к какой-то группе активных людей, клубу по интересам и так далее. То есть необходимо привнесение чего-то существенного, качественно нового в вашу жизнь.

Таким образом, если вы внимательно и осознанно подойдёте к рассмотрению этой проблемы – как избавиться от тоски и уныния, то решение найдётся и без помощи специалистов. Здесь важно не затягивать и не позволять себе надолго погружаться в состояние уныния. Как и при решении любых других проблем, недуг легко преодолевается на ранних стадиях.

Хроническое уныние может перейти в депрессию, которая считается одним из самых трудноизлечимых состояний. И в этом случае уже без помощи специалиста – психолога или психотерапевта, пожалуй, не удастся обойтись. Так что будьте внимательны и заботливы к себе и своему состоянию.

Как бороться с унынием и отчаянием

Для этого можно попытаться справиться со своим пессимистическим настроением. Для этого надо использовать простые способы улучшения настроения. Возможно, некоторые из них подойдут и вам. Вот эти способы:

Первое, что вам необходимо сделать – это понять, что, скорее всего, никто, кроме вас самих, не сможет помочь вам в разрешении этой проблемы. Увы, на сегодняшний день ни один специалист не способен управлять чужой душой, а, значит, справляться с унынием вам придется самостоятельно.

Постарайтесь поверить в то, что преодолеть уныние не сложнее, чем впасть в него. Чтобы бороться с унынием, убеждайте себя в том, что ваше состояние – временное, а также в том, что черная полоса в жизни очень скоро закончится и за ней придет светлая, наполненная позитивом и счастьем.

Если вы хотите избавиться от уныния, мысленно вернитесь в прошлое и отыщите в нем все положительные, радостные моменты, вспомните о том, что делало вас счастливыми. Затем, по тому же принципу, пересмотрите все события настоящего. Даже в самых жестоких пережитых вами испытаниях можно найти положительные стороны.

Разумеется, заметить позитивные моменты в то время, когда все вокруг окутано мраком уныния, довольно сложно, но, при желании, возможно. После этого постарайтесь придумать около десяти позитивных сценариев дальнейшего развития событий, пусть даже совершенно невероятных, но неизменно радостных.

Поверьте, результат того стоит. Если вам удастся провести подобную перенастройку своих мыслей (вчера все было хорошо, сегодня – тоже неплохо, а завтра – будет куда лучше), то вам не придется больше раздумывать над вопросом, как преодолеть уныние – оно исчезнет само собой.

Вспомните о тех занятиях, которые всегда приносили вам удовольствие. Быть может, вам нравится путешествовать – так отправьтесь в небольшую экскурсию, любая туристическая фирма предложит вам целую массу вариантов «выходного дня». Любите вышивать, готовить, слушать музыку, играть в компьютерные игры? Абстрагируйтесь от проблем и посвятите несколько часов своему увлечению. Очень скоро вы отметите, что ваше настроение значительно улучшилось.

Дыхание. Чтобы бороться с унынием, обращайте внимание на дыхание. Когда человек волнуется или расстроен, он дышит часто и неглубоко. Поэтому, если в этот момент глубоко вдохнуть, затем на несколько секунд задержать дыхание, после чего полностью выдохнуть воздух, то такое дыхание освободит ум от негативных мыслей, а организм получит больше кислорода. Подышав так в течение 30 секунд, ваше настроение заметно улучшится.

Массаж биоактивных точек. Специалистами выяснено, что биологически активными точками, отвечающими за наше настроение, являются точки, которые расположены в углублении ладони и на мочках ушей. Поэтому десять ввинчивающих движений большого пальца в ямочке ладони противоположной руки и сильный массаж мочек ушей позволит избавиться от подавленного состояния и уныния и печали.

Физические упражнения. Если плохое настроение носит затяжной характер, то нужно попытаться бороться с унынием так: переключиться на физические упражнения, выплёскивая в них весь свой негатив. И, кроме того, мышечная усталость сама по себе является отличным переключателем мыслей. В этом случае действует "принцип хвоста" - это когда хвост начинает управлять головой. Подойдут любые физические упражнения: покатайтесь на велосипеде, запишитесь в бассейн или просто выйдите на прогулку.

Ароматерапия. Считается, что запахи также прекрасно "переключают" негативные мысли. Для этого достаточно нанести на запястье капельку эфирного масла и вдохнуть его запах. Лучше использовать для этих целей запахи мяты или апельсина.

Если вы хотите избавиться от уныния, перенесение проблем на бумагу. Возьмите яркие фломастеры и краски. Нарисуйте ими на бумаге то, что вам подскажет ваше подсознание. Рисуйте, пока не станет легче, после этого порвите бумагу на мелкие клочки и выбросите. Обычно для таких художеств достаточно семи минут.

Повышение гормона удовольствия. Это могут быть прикосновения или объятия любимого, близкого человека. А могут быть просто сладости. Только не увлекайтесь ими. Чтобы бороться с унынием, пересмотрите свой рацион. Постарайтесь включить в него рыбу жирных сортов. Если нет возможности это сделать, подойдут и капсулы рыбьего жира.

Самое главное, не оставайтесь в периоды уныния в одиночестве. Устройте небольшой праздник: накройте праздничный стол и пригласите к себе друзей или родственников, проведите романтический вечер с любимым человеком. Увидите, в считанные часы от вашего подавленного состояния не останется и следа.

Из чего произрастают уныние и его порождения

Уныние возникает от недоверия к Богу, так что можно сказать, что это плод маловерия.

Но что такое, в свою очередь, недоверие к Богу и маловерие? Оно не возникает само собой, из ниоткуда. Оно является следствием того, что человек слишком сильно доверяет себе, потому как слишком высокого о себе мнения. И чем больше человек доверяет себе, тем меньше он доверяет Богу. А доверие себе более, чем Богу, - яснейший признак гордыни.

Первый корень уныния - гордыня

Поэтому, по словам преподобного Анатолия Оптинского, «отчаяние есть порождение гордости. Если ожидаешь от себя всего плохого, то никогда не отчаешься, а только смиришься и будешь мирно каяться». «Отчаяние - обличитель находившихся в сердце неверия и самости: верующий в себя и уповающий на себя не восстанет из греха покаянием» (святитель Феофан Затворник).

Как только случается в жизни гордеца что-либо, что изобличает его бессилие и неосновательность доверия к самому себе, он тут же унывает и отчаивается.

А такое может произойти от самых разных причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются бо льшими преимуществами, чем он; или же от стеснительных обстоятельств жизни, как свидетельствует о том преподобный Амвросий Оптинский.

Человек смиренный, верующий в Бога, знает, что этими неприятными обстоятельствами испытывается и укрепляется его вера, как укрепляются мускулы спортсмена на тренировках; он знает, что Бог рядом и что Он не положит испытаний сильнее, чем можно вынести. Такой человек, надеющийся на Бога, никогда не унывает даже в тяжких обстоятельствах.

Гордец же, надеявшийся на себя, как только оказывается в тяжких обстоятельствах, которые он сам изменить не в силах, сразу же впадает в уныние, думая, что если он не может исправить случившегося, значит, это не может исправить никто; да еще при этом тоскует и раздражается из-за того, что эти обстоятельства показали ему собственную его слабость, чего гордец не может вынести спокойно.

Именно потому, что уныние и отчаяние есть следствие и, в определенном смысле, демонстрация неверия в Бога, один из святых сказал: «В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы Господа!»

Итак, гордость и маловерие есть одни из главных причин уныния и отчаяния, но все же далеко не единственные.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит о двух основных видах отчаяния, происходящих из разных причин: «Есть отчаяние, происходящее от множества грехов и отягчения совести и нестерпимой печали, когда душа, по причине множества сих язв, погружается и от тяжести их утопает во глубине безнадежия. Но есть отчаяние и другого вида, которое бывает от гордости и возношения, когда падшие думают, что они не заслужили своего падения… От первого исцеляют воздержание и благонадежие; а от последнего - смирение и то, чтобы никого не судить».

Второй корень уныния - неудовлетворенность страстей

Итак, что касается второго вида отчаяния, происходящего от гордости, мы уже выше показали, каков его механизм. А что подразумевается под первым видом, «происходящим от множества грехов»?

Этот вид уныния, по утверждению святых отцов, приходит тогда, когда какая-либо страсть не нашла себе удовлетворения. Как пишет преподобный Иоанн Кассиан, уныние «рождается от неудовлетворения желания какой-нибудь корысти,когда кто видит,что он потерял рожденную в уме надежду получить какие-нибудь вещи».

Например, чревоугодник, страдающий язвенной болезнью или диабетом, будет унывать, потому что не может услаждаться желаемым количеством пищи или разнообразием ее вкуса; скупой человек - из-за того, что не может избежать траты денег, и так далее. Унынием сопровождаются практически любые неудовлетворенные греховные желания, если человек не отказывается от них по тем или иным причинам.

Поэтому преподобный Нил Синайский говорит: «Кто связан печалью, тот побежден страстями, потому что печаль бывает следствием неудачи в плотском пожелании, а пожелание сопрягается со всякою страстью. Кто победил страсти, тем не владеет печаль. Как больной виден по цвету лица, так страстного изобличает печаль. Кто любит мир, тот много будет печалиться. А кто небрежет о том, что в мире, тот всегда будет веселиться».

По мере возрастания уныния в человеке конкретные желания утрачивают свое значение, и остается душевное состояние, которое отыскивает именно те желания, выполнения которых достичь невозможно, - уже именно для подпитки самого уныния.

Тогда, по свидетельству преподобного Иоанна Кассиана, «мы подвергаемся такой скорби,что не можем с обычной приветливостью принимать даже любезных лиц и родственников наших, и что бы ни было сказано ими в приличном разговоре,нам все кажется несвоевременным и лишним, и мы не даем им приятного ответа, когда все изгибы нашего сердца наполнены желчной горечью».

Потому уныние как болото: чем дольше человек в него погружается, тем тяжелее ему из него выбраться.

Другие корни уныния

Выше были описаны причины, которые возбуждают уныние в неверующих и в маловерных людях. Однако уныние нападает, хотя и менее успешно, на верующих людей. Но уже по другим причинам. Об этих причинах подробно пишет святитель Иннокентий Херсонский:

«Источников уныния много - и внешних и внутренних.

Во-первых, в душах чистых и близких к совершенству уныние может происходить от оставления их на время благодатью Божиею. Состояние благодати есть самое блаженное. Но чтобы находящийся в сем состоянии не возомнил, что оно происходит от его собственных совершенств, благодать иногда удаляется, предоставляя любимца своего самому себе. Тогда бывает со святою душою то же, как если бы среди дня наступила полночь: в душе является темнота, хлад, мертвость и вместе с тем уныние.

Во-вторых, уныние, как свидетельствуют люди опытные в духовной жизни, бывает от действия духа тьмы. Не могши прельстить душу на пути к небу благами и удовольствиями мира, враг спасения обращается к противному средству и наводит на нее уныние. В таком состоянии душа бывает как путник, вдруг застигнутый мглою и туманом: не видит ни того, что впереди, ни того, что позади; не знает, что делать; теряет бодрость, впадает в нерешимость.

Третий источник уныния есть наша падшая, нечистая, обессиленная, помертвевшая от греха природа. Доколе мы действуем по самолюбию, наполнены духом мира и страстями, дотоле сия природа в нас весела и жива. Но перемените направление жизни, сойдите с широкого пути мира на узкий путь самоотвержения христианского, примитесь за покаяние и самоисправление - тотчас откроется внутри вас пустота, обнаружится духовное бессилие, ощутится сердечная мертвость. Доколе душа не успеет наполниться новым духом любви к Богу и ближнему, дотоле дух уныния, в большей или меньшей мере, для нее неизбежен. Сему роду уныния больше всего подвергаются грешники после их обращения.

Четвертый, обыкновенный источник уныния духовного, есть недостаток, тем паче прекращение деятельности. Престав употреблять свои силы и способности, душа теряет живость и бодрость, становится вялою; сами прежние занятия ей противеют: является недовольство и скука.

Может происходить уныние и от различных печальных случаев в жизни, как-то: смерти сродников и любимых лиц, потери чести, достояния и других несчастных приключений. Все это, по закону нашей природы, сопряжено с неприятностью и печалью для нас; но, по закону же самой природы, печаль сия должна уменьшаться со временем и исчезать, когда человек не предается печали. В противном случае образуется дух уныния.

Может происходить уныние и от некоторых мыслей, особенно мрачных и тяжелых, когда душа слишком предается подобной мысли и смотрит на предметы не во свете веры и Евангелия. Так, например, человек легко может впасть в уныние от частого размышления о неправде, господствующей в мире, о том, как праведные здесь скорбят и страдают, а нечестивые высятся и блаженствуют.

Могут, наконец, источником уныния душевного быть различные болезненные состояния тела, особенно некоторых его членов».

Как бороться с унынием и его порождениями

Великий русский святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный. По слову Сираха, “печаль многих убила, а пользы в ней нет (Сир. 31: 25)”».

Но как именно можно удалить от себя уныние?

Вспомним упомянутого в начале статьи несчастного молодого бизнесмена, который на протяжении многих лет ничего не может поделать с охватившим его унынием. Он на своем опыте убедился в справедливости слов святителя Игнатия (Брянчанинова): «Земные развлечения только заглушают скорбь, но не истребляют ее: они умолкли, и снова скорбь, отдохнувшая и как бы укрепленная отдохновением, начинает действовать с большею силою».

Теперь пришло время рассказать подробнее о том особенном обстоятельстве в жизни этого бизнесмена, о котором мы обмолвились ранее.

Его жена - глубоко верующий человек, и она свободна от той мрачной, непроглядной тоски, которой окутана жизнь ее мужа. Он знает, что она верующая, что она ходит в храм и читает православные книги, равно как и то, что у нее нет «депрессии». Но за все те годы, что они вместе, ему ни разу не пришло в голову связать эти факты воедино и попробовать самому сходить в храм, почитать Евангелие… Он по-прежнему регулярно ездит к психологу, получая кратковременное облегчение, но не исцеление.

Сколь многие люди изнемогают от этой душевной болезни, не желая поверить, что исцеление - совсем рядом. И этот бизнесмен, к сожалению, один из них. Нам хотелось бы написать, что в один прекрасный день он заинтересовался верой, которая дает его жене силы не поддаваться унынию и сохранять чистую радость жизни. Но, увы, пока что этого не произошло. И до тех пор он будет оставаться в числе тех несчастных, о ком сказал святитель Димитрий Ростовский: «Нет у праведных печали, которая не претворялась бы в радость, как нет и у грешников радости, которая не обращалась бы в печаль».

Но если бы вдруг этот бизнесмен обратился к сокровищнице православной веры, то что он узнал бы о своем состоянии и какие способы исцеления получил бы?

Он узнал бы, помимо прочего, что в мире есть духовная реальность и действуют духовные существа: добрые - ангелы и злые - бесы. Последние по своей злобе стремятся причинить как можно больший вред душе человека, отвратив его от Бога и от пути к спасению. Это - враги, стремящиеся убить человека как духовно, так и телесно. Для своих целей они пользуются разными способами, среди них наиболее распространенный - внушение людям определенных мыслей и чувств. В том числе помыслов уныния и отчаяния.

Хитрость состоит в том, что бесы силятся убедить человека, будто это его собственные мысли. Человек неверующий или маловерующий совершенно неподготовлен к такому соблазну и не знает, как относиться к таким мыслям, он их действительно принимает за свои. И, следуя за ними, все ближе подходит к погибели - точно так же и путник в пустыне, приняв мираж за истинное видение, начинает гоняться за ним и все дальше уходит вглубь безжизненной пустыни.

Человек же верующий и духовно опытный знает про существование врага и про его хитрости, умеет распознавать его помыслы и отсекать их, тем самым успешно противоборствуя бесам и побеждая их.

Унылый человек не тот, кто испытывает по временам помыслы уныния, но тот, кто побежден ими и не борется. И наоборот, свободен от уныния не тот, кто никогда таких помыслов не испытывал, - таких людей нет на земле, а тот, кто с ними борется и побеждает их.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Чрезмерное уныние вреднее всякого демонского действия, потому что и демоны, если в ком властвуют, то властвуют через уныние».

Но если человека глубоко поразил дух уныния, если демоны получили в нем такую власть, то значит, сам человек совершил нечто, что дало им такую власть над ним.

Выше уже было сказано, что одной из причин уныния у неверующих является отсутствие веры в Бога и, соответственно, отсутствие живой связи с Ним, источником всякой радости и блага. Но и отсутствие веры редко является чем-то прирожденным для человека.

Веру в человеке убивает нераскаянный грех. Если человек грешит и не желает каяться и отказываться от греха, то он рано или поздно неизбежно теряет веру.

И наоборот, вера воскресает в искреннем покаянии и исповедании грехов.

Неверующие сами лишают себя двух самых эффективных способов борьбы с депрессией - покаяния и молитвы. «Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге», - пишет преподобный Ефрем Сирин.

Стоит привести список основных средств борьбы с унынием, которыми располагает христианин. О них говорит святитель Иннокентий Херсонский:

«От чего бы ни происходило уныние, молитва всегда есть первое и последнее против него средство. В молитве человек становится прямо лицу Божию: но если, став против солнца, нельзя не озариться светом и не почувствовать теплоты, тем паче свет и теплота духовные суть непосредственные следствия молитвы. Кроме сего, молитвою привлекается благодать и помощь свыше, от Духа Святого, а где Дух Утешитель, там нет места унынию, там сама скорбь будет в сладость.

Чтение или слушание слова Божия, особенно Нового Завета, есть также сильное средство против уныния. Спаситель не напрасно призывал к Себе всех труждающихся и обремененных, обещая им успокоение и радость. Радость сию Он не взял с Собою на небо, а всецело оставил в Евангелии для всех скорбящих и унылых духом. Кто проникается духом Евангелия, тот престает скорбеть безотрадно: ибо дух Евангелия есть дух мира, успокоения и отрады.

Богослужения, и особенно святые таинства Церкви, также великое врачевство против духа уныния, ибо в церкви, яко доме Божием, нет для него места; таинства все направлены против духа тьмы и слабостей природы нашей, особенно таинство исповеди и причащения. Слагая с себя тяжесть грехов посредством исповеди, душа чувствует легкость и бодрость, а приемля в евхаристии брашно тела и крови Господа, чувствует оживление и радость.

Собеседования с людьми, богатыми духом христианским, также средство против уныния. В собеседовании мы вообще выходим более или менее из мрачной глубины внутренней, в которую душа погружается от уныния; кроме сего, посредством мены мыслей и чувств в собеседовании мы заемлем у беседующих с нами некую силу и жизненность, что так нужно в состоянии уныния.

Размышление о предметах утешительных. Ибо мысль в унылом состоянии или вовсе не действует, или кружится около предметов печальных. Чтобы избавиться от уныния, надо принудить себя мыслить о противном.

Занятие себя трудом телесным также прогоняет уныние. Пусть начнет трудиться, даже нехотя; пусть продолжает труд, хотя без успеха: от движения оживает сначала тело, а потом и дух и почувствуется бодрость; мысль среди труда неприметно отвратится от предметов, наводивших тоску, а это уже много значит в состоянии уныния».

Молитва

Почему молитва является самым эффективным средством против уныния? По многим причинам.

Во-первых, когда во время уныния мы молимся, мы тем самым боремся против беса, который пытается нас в это уныние повергнуть. Он делает это ради того, чтобы мы отчаялись и отошли от Бога, в этом его замысел; когда же мы обращаемся с молитвой к Богу, то разрушаем ухищрения врага, показывая, что мы не попали в его капкан, не сдались ему, а напротив, его козни используем как повод для того, чтобы усилить ту связь с Богом, которую бес пытался оборвать.

Во-вторых, поскольку уныние в большинстве случаев есть следствие нашей гордыни, то молитва помогает исцеляться и от этой страсти, то есть вырывает из земли сам корень уныния. Ведь каждая смиренная молитва с просьбой к Богу о помощи - даже такая короткая, как «Господи, помилуй!», - означает, что мы признаем свою слабость и ограниченность и начинаем доверять Богу больше, чем себе. Поэтому каждая такая молитва, даже произнесенная через силу, - это удар по гордыне, подобный удару огромной гири, которой крушат стены ветхих домов.

И, наконец, в-третьих, самое главное: молитва помогает потому, что это является обращением к Богу, Который единственный действительно может помочь в любом, даже самом безвыходном положении; единственный, Кто силен подать настоящее утешение и радость и свободу от уныния. «
В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их.
Если мы будем со Христом и во Христе, то никакая скорбь нас не смутит, а радость наполнит наше сердце так, что мы и при скорбях, и во время искушений будем радоваться» (преподобный Никон Оптинский).

Некоторые советуют молиться ангелу-хранителю, который всегда невидимо рядом с нами, готовый поддержать нас. Другие советуют читать акафист Иисусу Сладчайшему. Также есть совет много раз подряд читать молитву «Богородице Дево, радуйся», с надеждой, что Господь непременно ради молитв Божией Матери даст мир нашей душе.

Но особого внимания заслуживает совет святителя Игнатия (Брянчанинова), который рекомендовал во время уныния как можно чаще повторять такие слова и молитвы.

«Слава Богу за все».

«Господи! Предаюсь Твоей Святой воле! Буди со мной Воля Твоя».

«Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня».

«Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Святые отцы отмечали, что в унынии человеку молиться особенно тяжело. Поэтому исполнять сразу большие молитвенные правила не все смогут, но произносить те короткие молитвы, которые указал святитель Игнатий, может каждый, это не сложно.

Что же касается нежелания молиться в унынии и отчаянии, то нужно понимать, что это не наше чувство, а вселенное в нас бесом специально с той целью, чтобы лишить нас того оружия, которым мы можем его победить.

Святитель Тихон Задонский так говорит об этом нежелании молиться при унынии: «Советую тебе следующее: убеждай себя и принуждай к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. Как ленивую лошадь люди гонят плетью, чтобы она шла или бежала, так нам нужно принуждать себя ко всякому делу, а особенно к молитве. Видя такой труд и старание, Господь подаст охоту и усердие».

Из четырех фраз, предложенных святителем Игнатием, две являются фразами благодарственными. О том, почему они даны, он сам объясняет: «В особенности благодарением Богу отгоняются помыслы скорбные; при нашествии таких помыслов благодарение произносится в простых словах, со вниманием и часто - доколе не принесется сердцу успокоение. В скорбных помыслах никакого нет толку: от скорби не избавляют, никакой помощи не приносят, только расстраивают душу и тело. Значит - они от бесов и надобно их отгонять от себя… Благодарение сперва успокаивает сердце, потом приносит ему утешение, впоследствии принесет и небесное радование - залог, предвкушение радости вечной».

Во время отчаяния бесы внушают человеку мысль, что для него нет спасения и его грехи не могут быть прощены. Это величайшая бесовская ложь!

«Пусть никто не говорит: “Много я нагрешил, нет мне прощения”. Кто говорит так, забывает о Том, Кто пришел на землю ради страдающих и сказал: “…бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся” (Лк. 15: 10) и еще: “Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию” (Лк. 5: 32)», - учит преподобный Ефрем Сирин. Пока человек жив, для него действительно возможно покаяться и получить прощение грехов, какими бы тяжкими они ни были, и, получив прощение, преобразить свою жизнь, наполнить ее радостью и светом. И как раз этой возможности пытаются бесы лишить человека, внушая ему помыслы отчаяния и самоубийства, потому что после смерти уже покаяться невозможно.

Так что «никто из людей, даже дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться, даже если приобрел навык и вошел в природу самого зла» (святитель Иоанн Златоуст).

Святитель Тихон Задонский объясняет, что испытание унынием и отчаянием делает христианина более осторожным и опытным в духовной жизни. И «чем более продолжится» такое искушение, «тем большую душе пользу принесет».

Православный христианин знает, что насколько тяжелее печаль всех других искушений, настолько и больше воздаяния получат переносящие с терпением печаль. И в борьбе с унынием даруется самый большой венец. Поэтому «не будем унывать, когда приключатся с нами огорчения и скорби, а, напротив того, станем более радоваться, что идем путем святых», - советует преподобный Ефрем Сирин.

Бог всегда находится рядом с каждым из нас, и Он не дозволяет бесам поразить человека унынием настолько, насколько им бы хотелось. Он даровал нам свободу, и Он же заботится о том, чтобы никто у нас не отнял этого дара. Так что в любой момент человек может обратиться к Богу за помощью и принести покаяние.

Если человек этого не делает - это его выбор, бесы сами не в состоянии его к тому принудить.

В заключение хотелось бы привести молитву, составленную святителем Димитрием Ростовским как раз для людей, страдающих от уныния:

Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякаго утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей! Утеши каждаго скорбящаго, опечаленнаго, отчаявающагося, обуреваемаго духом уныния. Ведь каждый человек создан руками Твоими, умудрен премудростию, возвеличен десницей Твоею, прославлен благостию Твоею… Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим наказанием, кратковременными скорбями! - Ты сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и утоли печаль нашу; преложи скорбь на веселие и радостию раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи и благословенный в делах Твоих во веки, аминь.

На заре зарождения христианства греческим монахом Евагрием Понтийским была сформулирована целая система смертных грехов, на то время включавшая в себя гордыню, зависть, лень, злобу, похоть, жадность и чревоугодие. Всего их было семь. С самого детства христианину внушалось, что он должен работать с утра и до позднего вечера, так как лень - это смертный грех. Христиане скудно питались потому, что чревоугодие было тоже смертным грехом. Им также нельзя было быть гордыми, завистливыми, жадными, злыми и похотливыми. Но по истечении некоторого времени этот список сделали более гуманным, если можно так выразиться.

Уныние - грех

Люди, несмотря на боязнь оказаться в вечных муках в аду, все равно не хотели лишать себя мирских развлечений и удовольствий. Как не побаловать себя плотской утехой или застольем со своими друзьями? Таким образом, некоторые запреты были отредактированы и смягчены в списке смертных грехов. Вот, например, Папа Григорий Великий удалил из блуд, а изъяли из него лень и обжорство. Некоторые грехи вообще перешли в разряд людских «слабостей».

Однако интересно другое, Папа Григорий Великий, разрешая своей пастве раскаянием и молитвой сглаживать грех прелюбодеяния, вдруг вносит в список смертных грехов уныние - казалось бы, абсолютно невинное свойство для души человеческой. Хочется отметить, что уныние оставалось в списке неизменно, и более того, многие богословы и по сей день считают его из всех смертных грехов самым тяжким.

Смертный грех - уныние

Так почему уныние считается Все дело в том, что когда человеком овладевает уныние, он становится мало на что годным, у него проявляется равнодушие абсолютно ко всему, и особенно - к людям. Он не может выполнять достойно и качественно работу, не способен творить, дружба и любовь тоже не радуют его. Поэтому справедливо было отнести уныние к смертным грехам, но совершено зря из этого списка удалили похоть и блуд.

Тоска, уныние, депрессия, печаль, грусть... Попадая под власть этих мы даже не задумываемся над тем, какую они имеют негативную и сокрушительную силу. Многие считают, что это некие тонкости состояния загадочной русской души, в этом, думается, есть доля правды. Однако психотерапевты считают все это очень опасным явлением, и что долгое пребывание в таком состоянии приводит к депрессии, а иногда и к самому непоправимому - суициду. Поэтому Церковь считает уныние грехом смертным.

Уныние или печаль?

Уныние - это смертный грех, который в православном богословии трактуется как отдельный грех, в то время как в католицизме среди смертных грехов есть печаль. Многие не могут разглядеть какой-то особенной разницы между этими эмоциональными состояниями. Однако печаль рассматривается как какое-то временное душевное расстройство, связанное с каким-нибудь неприятным событием или происшествием. А вот уныние может наступить без всякой причины, когда человек страдает и не может объяснить такое свое состояние даже при полном внешнем благополучии.

Несмотря на все это, Церковь считает, что всякие испытания надо уметь воспринимать с бодрым состоянием духа, настоящей верой, надеждой и любовью. Иначе получается, что человек не признает единого целого учения о Боге, о мире и о человеке. Такая разновидность неверия предоставляет душу самой себе, тем самым обрекая человека на душевные болезни.

Унылый - значит неверующий

Такой смертный грех (уныние), именуется как злое разленение, под воздействием этого человек начинает лениться и не может принудить себя к необходимым спасительным действиям, так как его уже ничто не утешает и не радует, он ни во что не верит и даже не надеется. В конечном итоге все это напрямую воздействует на душу человека, разрушая ее, а затем и его тело. Уныние - это изнеможение ума, расслабление души и обвинение Бога в нечеловеколюбии и немилосердии.

Симптомы уныния

Важно вовремя определять симптомы, по которым можно заметить, что начались разрушительные процессы. Это нарушение сна (сонливость или бессонница), сбои в работе кишечника (запоры), изменения аппетита (переедание или отсутствие аппетита), снижение сексуальной активности, быстрая утомляемость при умственных и физических нагрузках, а также бессилие, слабость, болезненные ощущения в области желудка, в мышцах и сердце.

Конфликт с самим собой и с Богом

Конфликт, прежде всего с собой, постепенно начинает перерастать в органическую болезнь. Уныние - это плохое настроение и духа, сопровождающееся Таким образом, грех прорастает в природу человека и приобретается медицинский аспект. Православная Церковь в таком случае предлагает только один путь к выздоровлению - это примирение с собой и с Богом. А для этого надо заниматься нравственным самоусовершенствованием и при этом использовать духовные и религиозные психотерапевтические приемы и способы.

Человеку, страдающему депрессией, можно посоветовать найти для себя опытного духовника из монастыря, чтобы тот помог ему выбраться из этого жуткого состояния. Беседа с ним может продлиться до нескольких часов, пока он не разберется, в чем источник такой глубокой душевной скорби, возможно, придется некоторое время побыть в монастыре. И только потом можно будет приступать к лечению души. Ведь уныние - это тяжелая болезнь, которая все же поддается лечению.

Православная медицина

Человеку, который решил бороться с такого рода телесным и духовным недугом, срочно потребуется изменить свой образ жизни и начать активное воцерковление. Многих людей именно тяжелое заболевание и приводит к пониманию своей греховной жизни, поэтому они начинают искать выход на евангельский путь. Главное в православной медицине - помочь больному человеку освободиться от собственных страстей и мыслей, которые подключаются к общему процессу разрушения тела и души. При этом верующий человек, столкнувшись с болезнью, не должен отказываться и от профессиональной медицинской помощи. Ведь она - тоже от Бога, и отказываться от нее - значит укорять Создателя.

Почему в христианстве уныние считается смертным грехом, хотя формально человек не делает другим ничего плохого? Что говорят об этом священники и психологи, и как лучше бороться с данным состоянием


Уныние в христианстве считается седьмым смертным грехом, и это вызывает неподдельное удивление у многих верующих. В обычном представлении грех – это причинение ущерба другому человеку, например, кража, убийство, зависть, измена. В случае с унынием ситуация сложнее: человек не доставляет никому никаких неудобств, и страдает в одиночку. Почему же такое состояние считается греховным, что говорит об этом психология, и как можно от него избавиться?

Уныние вполне естественно, так почему это грех

В любой период жизни у совершенно разных людей может возникнуть непреодолимая тоска, постепенно перерастающая в уныние. Это совершенно естественно, особенно если приходится сталкиваться с психотравмирующими ситуациями. Это может быть потеря работы, разлука с любимыми людьми, сложность в достижении поставленных целей. Почему же уныние считается грехом? По мнению святых отцов и богословов, такому состоянию подвержен определенный тип людей, которые «больны» еще одним грехом – гордыней. В состоянии гордыни человек считает, что в его проблемах и скорбях виноваты другие люди и обстоятельства. Ему начинает казаться, что все идет наперекосяк, и из таких ситуаций нет выхода. При этом он не пытается найти причину неудач в себе, своем поведении. Опасность, по мнению священников, заключается в том, что человек не желает принять Божью волю на происходящее и постепенно отворачивается от него, все больше погрязая в гордыне. В конце концов человек, доведенный до отчаяния собственными безрадостными мыслями, может совершить еще один тяжкий грех – самоубийство, который навсегда закроет грешнику путь в Рай.

Уныние души: психология состояния



Что думает психология об унынии души? Такое состояние считается предвестником депрессии, и возникает вследствие неразрешенных внутренних конфликтов либо продолжительного стресса.
Внутренние конфликты – это когда ожидания не соответствуют реалиям. Этому подвержены люди с меланхолическим складом характера, которых малейшая неприятность выбивает из колеи на долгое время. А если такие события происходят постоянно – человек впадает в уныние и перестает пытаться хоть как-то влиять на происходящие события.
Человек перестает радоваться тому, что еще недавно делало его счастливым, теряет жизненные ориентиры, происходящее кажется ему безрадостным и бессмысленным. Постепенно некогда полноценная жизнь превращается в унылое существование, когда ничто не радует и не побуждает к действию. На консультацию к психологу люди приходят крайне редко, и то тогда, когда пациенту может потребоваться помощь психотерапевта для разрешения возникшей ситуации.

Можно ли уныние приравнять к скуке

Часто возникает вопрос: уныние и скука – это одно и то же? Не совсем. Скука – это первая «ступень» к скатыванию в уныние, когда человек начинает переставать получать удовлетворение от своей жизни. Такое состояние, при своевременном выявлении, поддается коррекции. Для более успешной работы над собой можно проконсультироваться с психологом, который подскажет «больные места» и поможет их скорректировать.
В случае с унынием работа со специалистом будет продолжительной, при затяжной депрессии может потребоваться прием антидепрессантов.

Лекарство от уныния – методы спасения



Лекарства от уныния будут различными у психологов и священников.
Советы психологов:
  • Следует принять тот факт, что с унынием придется бороться самостоятельно, при пассивном поведении оно никуда не денется, а лишь усилится. Здесь крайне важно волевое принуждение, без этого невозможно избавиться от данного состояния
  • Можно вспомнить, какие хобби и занятия доставляли радость раньше, и снова начать это делать, даже если не хочется.
  • Отыскивать радостные моменты в прошлом, в настоящем также концентрироваться на позитиве
  • Если человек чувствует, что ему сложно справиться самому, следует обратиться к психологу. Он поможет посмотреть на ситуацию со стороны, отыскать «болевые точки» и провести коррекцию
  • В некоторых случаях уныние это не психологическая, а физиологическая проблема. Это может происходить из-за нарушений в работе эндокринной системы, или быть, наравне с другими симптомами, предвестником различных заболеваний. Поэтому нелишним будет пройти медобследование на выявление возможных скрытых патологий
  • Больше времени проводить на природе, потреблять свежие овощи и фрукты, чтобы исключить авитаминоз
  • Занятия спортом также способствуют повышению серотонина «гормона радости» и помогут бороться с унынием
  • Ароматерапия, массаж являются вспомогательными средствами, которые благотворно влияют на душевное состояние
  • Общаться с дорогими и любимыми людьми, чтобы не чувствовать одиночества и ощущать свою значимость для других
Основной совет священников сводится к следующему: борьба с унынием будет успешной в том случае, когда человек сможет побороть гордыню и стяжать смирение в душе. Этот путь нелегкий, и начинают его с чтения Библии для понимания своих слабостей. Затем следует контроль собственных эмоций и страстей, который приводит к появлению смирения.
Важно! Стоит оговориться, что данный путь избавления от уныния является гораздо более сложным, чем советы психологов, но в конечном счете гораздо более эффективным.

Молитва от уныния и отчаяния – чтоб наверняка



В борьбе с грехом уныния и отчаянием поможет молитва таким святым, как Николай Угодник, Богородица, Иоанн Кронштадтский, Великомученица Варвара.
Чтобы творимая молитва принесла покой в душу, следует учитывать следующие моменты:
  • Молиться нужно в тихом, укромном месте, где ничто не будет отвлекать внимание или мешать
  • Текст молитвы следует читать не спеша и вдумчиво, чтобы понимать каждое слово
  • Произносить слова можно как вслух, так и про себя
Как только чувство тоски начнет подступать, следует читать молитву, даже если нет желания. Священники говорят, что усердная молитва Богу поможет человеку преодолеть данное состояние.

Как бороться с унынием: видео

Ниже можно посмотреть видео, в котором рассказывается о том, как лучше и эффективнее бороться с унынием:



Давление