Что такое индульгенция. Развитие учения и практики И

Слово «индульгенция» (ударение на «е») в своём первоначальном, церковно-католическом смысле означает «избавление от наказания за грехи». Латинское слово indulgeo можно перевести как «прощать, избавлять». В средние века существовала особая процедура получения индульгенции у Римского Папы, что позволяло верующим немного расслабиться и погрешить ещё чуть-чуть, чтобы прийти за следующей индульгенцией. Грамоты с индульгенцией начали было даже продаваться, однако в 1567 году папа Пий Пятый полностью запретил торговлю индульгенциями.

В современном мире слово «индульгенция» означает одобрительное согласие на чьи-либо действия и обещание, что за эти действия человеку ничего не будет.

Пример употребления: в статье на grani.ru за сентябрь 2015 года написано:

«Путин все еще надеется, что сможет «втюхать» Обаме свое желание сохранить бандитский режим Асада в целях борьбы с «Исламским государством» и получит индульгенцию на действия на украинском направлении. Ничего этого не будет.»



Вы узнали, откуда произошло слово Индульгенция , его объяснение простыми словами, перевод, происхождение и смысл.

Индульгенция – форма духовной реабилитации.
Церковь считает грех смертельно опасным духовным заболеванием, которое можно сравнить с такими физическими болезнями, как рак, СПИД, или с наркотическим пристрастием.
Особенность этого духовного заболевания заключается в том, что сам человек сознательно и добровольно вводит его в себя – как и в случае использования наркотиков. Вначале он испытывает удовольствие, но затем незримая сила последовательно разрушает человеческий организм, а в конце концов – уничтожает его...
Физическое заболевание может привести к одному из двух последствий – к ослаблению организма (даже в случае полного излечения), либо к смерти (при полном пренебрежении к лечению). Подобным же образом грех разрушает наши глубокие внутренние отношения с Богом, опустошает наш духовный мир. Он действует, как отравленный плод: через некоторое время после вкушения он проявляет свой незримый яд. Последствием этого становится частичная или полная утрата духовного здоровья. При этом могут возникать серьезные осложнения, требующие продолжительной реабилитации.
На богословском языке эти последствия греха, которые, в зависимости от степени его тяжести, могут иметь как временный, так и вечный характер, определяются как "кара". Таким образом, грех может приводить к духовной смерти, то есть к полной утрате способности общаться с Богом. В этом случае человек попадает в бездну невообразимого одиночества, во тьму полной бессмысленности своего существования. Если человек уходит из жизни в таком состоянии, мы говорим о его вечной смерти, о том, что называют адом.

Индульгенция
(или отпуст) – это форма духовной реабилитации, которую Церковь с материнской заботой предлагает своим детям, получившим духовные раны вследствие собственного греха. Исповедь, во время которой происходит отпущение грехов, можно сравнить с медицинским вмешательством, благодаря которому удается победить болезнь. В этом таинстве человек, признавая угрожающую ему опасность, становится способным получить от Бога дар исцеления. Однако болезнь всегда оставляет какие-то следы. Те, кто не принимает это во внимание, должны понимать, что такой ослабленный духовный иммунитет в дальнейшем может стать причиной серьезных осложнений и последующих тяжелых заболеваний. Каждый, кто хочет восстановить свои духовные силы с помощью получения индульгенции, должен следовать четко определенным условиям:
1) Он должен быть внутренне свободен от пристрастия ко греху. Это – наиболее существенное условие, предполагающее не только обязательство приступать к таинству исповеди, если совесть обременена каким-либо грехом, но и подлинную и постоянную потребность души быть свободной от всякого греха.
2) У него должно быть желание и намерение (интенция) воспользоваться даром индульгенции – разновидности духовного лечения, предлагаемой Церковью.
3) Он должен совершить какое-либо благое деяние (зачастую символическое), предписанное Церковью, с которым связан дар индульгенции: например, это может быть определенная молитва, посещение определенной церкви, паломничество, посещение больных или заключенных.

Цель индульгенции
Христианин, который желает получить дар индульгенции и выполнит поставленные условия, может быть уверен, что в этом процессе полного восстановления духовных сил ему помогает действенная молитва его братьев и сестер, которые уже обрели спасение, и в особенности – ходатайство Божией Матери и святых. Святые молятся о нем Духу Божиему, являющемуся подлинной Сокровищницей Церкви. Святой Дух, нисходя на человека, сглаживает все "шрамы", возникшие в результате греха, и дает новые силы для верного пребывания человека с Господом.
Индульгенция – это целительная благодать Духа Святого, которую человек обретает при соблюдении определенных условий. Следовательно, целью получения индульгенции является обретение духовной способности любить Бога всем сердцем своим, всей душой своей, всеми силами своими, а ближнего своего – как самого себя... У некоторых людей создается ошибочное представление о том, что индульгенция – это нечто формальное, что для ее получения достаточно выполнить некоторые условия или внешние предписания. Но в действительности индульгенция – это форма подлинного духовного лечения, благодаря которому наша воля стремится к истинному благу, а наш разум точнее определяет и выбирает подлинную истину. Индульгенция – это средство для более глубокого духовного обращения, для изменения нашего менталитета, при котором мирской образ мышления замещается евангельским.

Разновидности индульгенции

Индульгенция бывает частичной и полной.

I. Частичная индульгенция

Частичную индульгенцию получают в двух случаях: 1) после исполнение дела, с которым Церковь связывает частичную индульгенцию; 2) при попытке получить полную индульгенцию; если не все условия для ее получения выполнены, верующему дают лишь частичную индульгенцию.
Существует четыре разновидности деяний, с которыми связано получение частичной индульгенции:
Молитва. Человек, который добросовестно исполняет свои обязанности, мужественно переносит жизненные трудности и, с упованием устремляя свои мысли к Богу, внутренне взывает к Его помощи, получает частичную индульгенцию;
Служение. Человек, который, движимый верой, в духе милосердия отдает самого себя либо свои блага на пользу нуждающимся братьям, получает частичную индульгенцию;
Самоумерщвление. Человек, который в духе евангельского покаяния от чего-либо воздерживается для обретения Царства Небесного, получает частичную индульгенцию;
Свидетельство. Человек, который в особенных обстоятельствах каждодневной жизни приносит свидетельство веры, получает частичную индульгенцию.

II. Полная индульгенция

Полная индульгенция связана с особыми требованиями: 1) После совершения исповеди человек должен быть полностью свободен от пристрастия к какому-либо (даже самому мелкому) греху. Он должен избегать любых желаний, противоречащих воле Божией, и искренне стремиться посвящать свою жизнь Богу. 2) У него должно быть твердое намерение получить полную индульгенцию. 3) Он должен приступить к Святому Причастию. 4) Ему следует молиться в намерениях Святого Отца (то есть в таких намерениях, в которых Папа молится за всю Церковь, отдельные общины верных и отдельно за некоторых людей).
К Папе, являющимся Отцом всех христиан, должно быть сыновнее отношение, и им надлежит поддерживать его Апостольское служение. При этом сама молитва может быть произвольной – например, "Отче наш" или "Радуйся, Мария", и т.д. Дела, за которые можно получить полную индульгенцию в любой день: пение Акафиста либо канона Пресвятой Богородице (Paraclisis): "Многими искушениями..."; Поклонение Пресвятым Дарам (длящееся, по меньшей мере, полчаса); благочестивое совершение Крестного Пути; чтение Розария Пресвятой Богородице; благочестивое чтение Священного Писания (по меньшей мере, в течение получаса); посещение в форме паломничества одной из четырех Патриарших базилик в Риме, а также чтение в них молитв "Отче наш" и "Верую".

III. Юбилейная индульгенция

Юбилейная индульгенция – это полная индульгенция, и получить ее можно в том числе за дела, с которыми в обычное время связана только частичная индульгенция. Условия получения индульгенции остаются такими же. В Святой год можно получить юбилейную индульгенцию за совершение молитв, за помощь бедным и нуждающимся и за осуществленные самоумерщвления:
1) Молитва. Можно получить юбилейную индульгенцию: а) за участие в мессе в Юбилейной церкви; б) за участие в Поклонении Святым Дарам, в утрене, вечерне, Крестном Пути, молитве Розария или каком-либо другом богослужении в Юбилейной церкви; в) за посвящение в этой церкви некоторого времени благочестивым размышлениям, завершающимся: молитвами "Отче наш", "Верую в Бога" и какой-либо молитвой, посвященной Пресвятой Богородице. Эти молитвы не связаны с молитвенными намерениями Святого Отца; их следует читать отдельно, поскольку они являются условием получения индульгенции. Полную индульгенцию можно получить также без связи с юбилейной церковью в случае каждодневного (по меньшей мере, получасового) чтения Священного Писания, а также принятия папского благословения "Граду и Миру" ("Urbi et Orbi").
2) Помощь нуждающимся, или "паломничество к Христу, присутствующему в ближних": а) посещение братьев, нуждающихся в помощи (больных, заключенных, одиноких и т.д.); при этом необходимо проявлять самоотверженность и не жалеть времени; б) активное участие в религиозно-общественных мероприятиях, совершение пожертвований на нужды детей-сирот, бездомных, беженцев и т.д. в) деятельность на благо общины: различные формы служения в приходе, в религиозных движениях, сообществах; г) разнообразные личные жертвы: служение другим людям своими знаниями, способностями, прощение ближним их долга, материальная помощь.
3) Покаяние и самоумерщвление. Для получения юбилейной индульгенции следует: а) хотя бы один день воздерживаться от употребления алкоголя, курения сигарет и т.д.; б) в какой-либо день поститься и сэкономленные таким образом деньги жертвовать на нужды бедных и голодных; в) в духе покаяния воздерживаться от дозволенных удовольствий (имеются в виду те формы развлечений, к которым у человека есть особенное пристрастие, – например, просмотр телепередач, слушание легкой музыки или ведение долгих пустых разговоров); г) участие в покаянном паломничестве.

IV. Индульгенция в течение обычного церковного года

Дела, за которые можно получить полную индульгенцию в определенные дни в течение года:
- 1 января – за благочестивое чтение или пение в церкви или часовне гимна "О, Сотворитель, Дух, приди..." для испрошения силы Божией на весь год;
- во время недели молитв о единстве христиан –за участие в каких-либо мероприятиях, посвященных этой неделе, и в заключительном богослужении;
- в Великий Четверг – за благочестивое чтение после мессы Воспоминания Тайной Вечери перед выставленными Святыми Дарами гимна: "Эту Тайну Пресвятую..." ("Tantum ergum");
- за благочестивое участие в Поклонении Святому Кресту во время литургии Великой Пятницы;
- в Навечерие Пасхи – за торжественное обновление обетов Крещения согласно какой-либо формуле, установленной Церковью;
- во время торжества Пятидесятницы – за благочестивое пение (или чтение) гимна "О, Сотворитель, Дух, приди...";
- во время торжества Пресвятых Тела и Крови Христа – за благочестивое участие в Евхаристической процессии;
- в праздник Пресвятого Сердца Иисуса – за молитву посвящения себя и всего человечества Пресвятому Сердцу Иисуса: "О Иисус милосердный...";
- во время праздника Свв. апостолов Петра и Павла – за благочестивое использование культового предмета, благословленного Святым Отцом или каким-либо епископом, одновременно с исповеданием веры в произвольной форме;
- 2 августа (в престольный праздник в часовне Порциункула в Ассизи) – за благочестивое чтение молитв "Отче наш" и "Верую" при посещении кафедрального собора или приходской церкви;
- 1-8 ноября – за благочестивое посещение кладбища и молитвы за усопших;
- 2 ноября, в день Поминовения всех усопших верных – за посещение церкви либо часовни и чтение молитв "Отче наш" и "Верую";
– в торжество Христа-Царя – за молитву посвящения всего человечества Иисусу Христу, Царю мира;
- 31 декабря – за пение (или произнесение) в церкви или в часовне гимна: "Тебя, Бога, славим..." в качестве благодарения за полученные в течение года благодеяния.

Прочие возможности получения индульгенции

Другие дела, дающие возможность получить полную индульгенцию:
- принятие благословения Святого Отца "Граду и Миру" ("Urbi et Orbi");
- участие в торжествах, связанных с повсеместно провозглашенным днем призваний, днем больных, либо в других подобных делах;
- в годовщину собственного крещения – обновление обетов крещения согласно какой-либо формуле, установленной Церковью;
- в день посвящения семьи Сердцу Иисуса или Святому Семейству – благочестивое чтение установленной молитвы перед образом Пресвятого Сердца Иисуса либо Святого Семейства;
- участие в Евхаристическом богослужении при завершении Евхаристического конгресса;
- благочестивое участие в Евхаристической процессии;
- участие в духовных упражнениях (по крайней мере, в течение 3 дней);
- перед угрозой смерти (Церковь рекомендует священникам, чтобы во время совершения таинств с людьми, которым угрожает смерть, они всегда давали также специальное благословение с полной индульгенцией.
Если же возле верующего, которому угрожает смерть, нет священника, Церковь тоже дает ему эту индульгенцию, если только верующий принимает соответствующее решение и при жизни читает какие-либо молитвы. В этом случае Церковь избавляет его от трех условий, обычно требуемых для получения полной индульгенции, и предписывает для ее получения использование распятия или креста. Эту индульгенцию можно получить и в том случае, если в этот день верующий уже получил полную индульгенцию);

Индульгенция также дается за:

- посещение кафедрального собора в праздник свв. апп. Петра и Павла или в престольный праздник, или в день литургического праздника Кафедры св. ап. Петра (22 февраля); в день освящения Латеранской базилики (9 ноября), 2 августа (при этом следует читать молитвы "Отче наш" и "Верую");
- посещение храма, имеющего особенное значение в масштабах епархии, страны или мира, в престольный праздник; раз в году в день, выбранный самим верующим,
- в случае, если он участвует в групповом паломничестве к этому храму и читает молитвы "Отче наш" и "Верую";
- посещение приходского храма в престольный праздник и чтение молитв "Отче наш" и "Верую";
- посещение храма в годовщину освящения самого храма или его алтаря, сопровождающееся чтением молитв "Отче наш" и "Верую";
- посещение храма или часовни, в которых до истечения года со дня беатификации или канонизации совершаются торжества в честь новых святых или блаженных (при этом следует читать молитвы "Отче наш" и "Верую");
- посещение храма или часовни в дни литургической памяти основателей институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни, сопровождающееся чтением молитв "Отче наш" и "Верую";
-участие в мессе, совершаемой по случаю юбилея 25, 50, 60 или 70-й годовщины рукоположения в священники либо юбилея 25, 40 или 50-й годовщины рукоположения в епископы;
- принятие Первого Причастия либо сопровождение других, принимающих Первое Причастие;
-благочестивое участие в первой мессе рукоположенного священника;
- во время епархиального Синода – благочестивое посещение храма, в котором проходит Синод, и чтение там молитв "Отче наш" и "Верую";
- однократно – во время пастырского визита – за присутствие при священнодействии, которым руководит лицо, осуществляющее визит.
Полную индульгенцию можно получить раз в день. Ее нельзя получить вторично, даже если человек в то же самый день совершит поступки, за которые предусмотрено получение индульгенции. Исключение составляет только случай угрозы смерти, при котором в тот же день индульгенцию можно получить вторично.

Индульгенция

(лат. Indulgentia от лат. indulgeo, «терпеть, позволять») - в католической церкви освобождение от временного наказания за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди, в частности разрешение от наложенной Церковью епитимьи. Вопреки распространённому заблуждению, индульгенция не имеет никакого отношения к отпущению грехов, которое дается только в таинстве исповеди.

Согласно катехизису Католической Церкви, индульгенция - это «отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена; отпущение получает христианин, имеющий надлежащее расположение, при определенных обстоятельствах через действие Церкви, которая как распределительница плодов искупления раздает удовлетворения из сокровищницы заслуг Христа и святых и правомочно наделяет ими.»

Согласно учению Католической церкви, последствия греха - двояки. Во-первых, смертный грех лишает человека доступа к вечной жизни, т. н. «вечное наказание», освобождение от которого можно получить, исповедав грех. Во-вторых, любой грех ухудшает духовное состояние человека, усугубляя его предрасположенность ко злу, что приводит к духовным тяготам, которые понимаются под «временным наказанием». Индульгенция помогает справиться именно с ним, путем побуждения человека к совершению молитв, дел милосердия и.т.д.

Индульгенция может быть частичной или полной (в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи) и применяться к живым или к умершим.

Полная индульгенция дается при обязательном соблюдении следующих условий:

* Исповедь.

* Причащение.

* Молитвы в интенции Папы.

* Совершение определенных действий, с которыми Церковь связывает получение индульгенции (молитвы, служение милосердия, свидетельство веры).

Индульгенция давалась первоначально при наличии раскаяния, проявляющегося в добрых делах (пост, милостыня, паломничество). Позже выработалось учение, что заслуги Христа, Богоматери, святых и мучеников образовали в распоряжении Церкви неисчерпаемую сокровищницу «сверхдолжных добрых дел», дающих Церкви право на предоставление индульгенций.

Богословское обоснование индульгенции впервые было разработано в сочинениях Гуго Сен-Шерского (1200-1263). Эта концепция была признана Церковью в 1343 г. папой Климентом VI.

В эпоху Возрождения практика предоставления индульгенций нередко приводила к значительным злоупотреблениям (раздача за денежные пожертвования и др.). Злоупотребления индульгенциями ставленника майнцского архиепископа монаха Тецеля послужили поводом для протеста Лютера и для начала реформационного движения.

В 1567 г. папа Пий V запретил любое предоставление индульгенций, включающее какие-либо денежные расчеты.

Современный порядок предоставления индульгенций регламентируется документом «Руководство по индульгенциям», выпущенном в 1968 г. и дополненном в 1999 г.

Индульгенции за пределами Католической Церкви

На Востоке в ряде мест вплоть до XX столетия существовала практика выдачи (и продажи) свидетельств об отпущении греха (греч. συγχωροχαρτια); в начале XVIII в. Досифей Нотара, греко-православный Патриарх Иерусалима, писал о ней как о древней, всем известной практике. Согласно Христосу Яннарасу, отпущение, «подававшееся» этими грамотами, не было связано с участием верного ни в таинстве покаяния, ни в таинстве Евхаристии. Согласно Константинопольскому Собору 1727, правом выдачи таких свидетельств обладали четыре Патриарха (Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский). Уже в апреле 1806 Никодим Святогорец в письме епископу Стагонскому Паисию, который в то время находился в Константинополе, просит его взять в патриархии «разрешительную грамоту» для одного «живого монаха», тоже по имени Никодим, и прислать ему, обещая, что вышлет деньги, необходимые для покупки грамоты, как только узнает, сколько она будет стоить.

Литература

* Катехизис католической церкви. Ст. 1471

* Католическая энциклопедия. Издательство францисканцев. М, 2002.


Католическая энциклопедия . EdwART . 2011 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Индульгенция" в других словарях:

    - (лат. indulgentia, от in в, и dulcis сладкий). Отпущение грехов, даваемое папами при соблюдении некоторых условий; проща (добыть прощу). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНДУЛЬГЕНЦИЯ лат. indulgentia … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от латинского indulgentia милость), в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом … Современная энциклопедия

    - (от лат. indulgentia милость) в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом. Широкая торговля индульгенцией (с 12 13 вв.) явилась средством обогащения духовенства … Большой Энциклопедический словарь

    - (по латыни милость) в католической церкви полное или частичное прощение грехов, которое давала церковь верующему, а также свидетельство, выдаваемое церковью по случаю отпущения грехов. В 12 13 вв. католическая церковь вела широкую торговлю… … Исторический словарь

    ИНДУЛЬГЕНЦИЯ, индульгенции, жен. (лат. indulgentia прощение) (ист., церк.). В католической церкви папская грамота об отпущении грехов, выдаваемая за плату верующим. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ИНДУЛЬГЕНЦИЯ, и, жен. У католиков: отпущение грехов, а также грамота о таком отпущении, выдаваемая за особую плату церковью от имени папы римского. Выдать, дать индульгенцию кому н. (также перен.: дать разрешение на какие н. действия, поступки;… … Толковый словарь Ожегова

    Жен., лат. выдаваемые папою прощения, отпуски грехов прошлых, а иногда и будущих; наши униаты называли это прощею; добыть прощу. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    Сущ., кол во синонимов: 2 грамота (14) отпущение грехов (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Ближайшим образом означает разрешение от наложеннойцерковью эпитимии. Первоначально церковные наказания состояли впубличном, по большей части годичном покаянии, посредством которогосогрешивший и исключенный из общины должен был доказать… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (от лат. indulgentia милость) в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом. Широкая торговля индульгенцией (с 12 13 вв.) явилась средством обогащения духовенства. Политическая наука: Словарь… … Политология. Словарь.

    Индульгенция - (indulgence), полная или частичная отмена христ. церковью наказания за грех, а также отпущение грехов. Идея И. существовала в той или иной форме еще на заре христианства, однако широкое распространение получила с 11 в., когда ее давали тем, кто… … Всемирная история

Книги

  • , Рауш Томас , Как и во что верят католики? Что такое индульгенция и конфирмация? Что ожидает церковь в третьем тысячелетии? Какие проблемы волнуют христианский мир сегодня? На эти и другие вопросы вы… Категория: Католичество. Протестанство Серия: Современное богословие Издатель: ББИ ,
  • Католичество в третьем тысячелетии , Рауш Томас , Как и во что верят католики? Что такое индульгенция и конфирмация? Что ожидает церковь в третьем тысячелетии? Какие проблемы волнуют христианский мир сегодня? На эти и другие вопросы вы… Категория:


ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (лат. indulgentia , «милость», «прощение»), в римско-католической церкви - частичноеили полное освобождение (разрешение) церковью верующего от наказания за грехи, и на этом основании - от соответствующего искупительного действия, покаяния, налагаемого на грешника священником. Основанием для индульгенции в средние века были совершениеверующим какого-либо деяния (например,паломничества к святым местам) или приравненная к нему уплата определенной денежной суммы в пользу церкви.


В раннее средневековье, период перехода от публичного покаяния к частному (VI -Хвв.) формируются предпосылки будущей практики индульгенции. Систематизация исповедально-покаянного цикла, а также попытки, в условиях учащения исповеди, сократить чрезмерно длинные и тяжелые покаянные циклы,вели на практике к коммутации покаяния.Различные виды покаяния становятся, такимобразом, взаимозаменяемыми, что в свою очередь вело к определенному изменению отношения к покаянию как таковому. Другой предпосылкой возникновения индульгенции было то, что впроцессе покаяния грешника важная роль отводилась заступничеству (посредничеству)церкви. В результате развития и взаимодействия этих элементов церковной практики и появляются первые индульгенции (впервые - в XI в. во Франции). В них церковь (папы, епископы) официально, юридическим актом, заверялаверующих в своем заступничестве и на этомосновании прощала часть или все покаяниеотдельному лицу. В отношении этих, «ранних», индульгенций считалось, что они действенны благодаря особой заступнической молитве за прегрешившего. Эффект индульгенции, такимобразом,был, как предполагалось, равносилен результату того или иного покаяния, как если бы оноимело место. Вместе с тем переход к практике индульгенций был медленным, и в течение долгоговремени они рассматривались зачастую какуступка несовершенствулюдей, не способныхна трудную искупительную работу. Историческим поворотным пунктом в развитиипрактики индульгенций было начало крестовых походов, всем участникам которых даровалось полное отпущение грехов - т.н. indulgentia plenaria.


С развитием практики дарования индульгенции значительную эволюцию претерпело отношениек ним теологов. Если ранние схоласты (Абеляр, Петр из Пуатье) подвергали практикуиндульгенций критике, то уже в кон. XII в. появляетсяряд авторов, выступивших в ее пользу; однако детальной богословской базы практикииндульгенций ими разработано не было. Новая фаза богословского обоснования индульгенций связана сразвитием учения о «сокровищнице церкви».Согласно этому учению, «сверхдолжные»заслуги Христа, Богоматери и святых составляют некий запас, из которого могут черпатьостальные христиане. Распоряжается этим запасом папа римский. Учение о «сокровищнице церкви» изменило богословское восприятие природы индульгенций: они приобрели силу юридического акта, посредством которогопапа распоряжался «сокровищницей». Теория эта получила развитие в трудах выдающихся теологов XIII в. - Альберта Великого, Бонавентуры и, в особенности, ФомыАквинского. В ХШ-ХIV вв. индульгенций постепенно переходят в исключительное ведение папства; этотпроцесс завершился в 1343 г. принятием теории «сокровищницы церкви» в качестве официальной церковной доктрины католицизма

В позднее средневековье количество индульгенцийрастет; при этом объем предписываемой искупительной работы (некоторое количество которой по-прежнему остается обязательным условием индульгенций) в целом уменьшается: так, в этомкачестве могло предписываться посещениехрама, прочтение нескольких молитв и т.д.

По теории Фомы Аквинского, «снявшего» в своем учении об индульгенций исключительноважные вопросы об эквивалентности эффекта индульгенций стремлению достигнуть искупленияколичеству труда покаяния и его результату и т.д., индульгенциидействуют только потому, что церковь обладает «избыточными» заслугами иможет ими распоряжаться; нет прощениягреха как такового, но святость одних превышает греховность других, что делает возможной индульгенцию. Авторитетные сторонники индульгенций приводили в их пользу следующий довод: индульгенций значительно облегчают спасение грешников,ибо те из них, кто стремится к искуплению,не в силах его достигнуть, поскольку самаприрода толкает людей на новые прегрешения. Нередко утверждалось также, как, например, в «Откровениях» св. Бригитты Шведской, что индульгенций неизмеримо более значимы для спасения человека, нежели личнаяправедность и духовные подвиги.

В позднее средневековье система индульгенций усложняется. В сер. XV в. появляются индульгенции для усопших. Тогда же распространяются т.н. «масляные грамоты» - разрешения, за особую плату, употреблять в пищу яйца и молочные продукты в постные дни. Все большее хождение получает практика дарования особых индульгенций монашеским орденам - францисканцам, доминиканцам, кармелитам. Появляются легенды о чудесном даровании индульгенций по божественному велению; согласно одной из подобных легенд, такое повеление получил однажды Франциск Ассизский от Христа и Девы Марии.

Известную деформацию претерпело на протяжении средневековья и представление о том, от чего освобождают индульгенции. Еще в XI в., ввиду недостаточной теоретической разработанности вопроса об отпущении грехов, происходит смешение понятий избавления отнаказания (poena ) и от самой вины (culpa ), т. е. от греха. По логике вещей избавление от самих грехов должно происходить в результате таинства исповеди. В ХП-ХIII вв. в текстах индульгенций появляются четкие оговорки, чтоиндульгенции даруются «сердечно покаявшимся и устно исповедовавшимся». Однако приблизительно с сер. XIII в. как в работах ученых богословов, так и в сознании людей утверждается представление, что индульгенции (по крайней мере в определенных случаях) могут избавлять «от вины и наказания» (a culpa et poena ),т.е. прощать и сам грех. В массовом сознанииэто представление распространялось на все индульгенции, чему немало способствовали как злоупотреблявшие своей должностью специальные священники - распространители индульгенций (т.н. квестарии), так и нередко сами папы, стремившиеся, в поисках доходов, удовлетворить спрос на «легкое» прощение грехов.


Практика дарования индульгенции «a culpa et poena » (а в более широком смысле - тогдашняя практика индульгенций вообще) вызывала критику независимых умов средневековья (Уиклифа, Гуса) и в целом была предметом напряженных дискуссий внутри католической церкви. На протяжении средневековья учение об индульгенции так или иначе отвергалось последователями различных, в том числе откровенно еретических учений - катарами, вальденсами, лоллардами, фратичелли и др. В широких слоях населения, а нередко и со стороны официальной церкви, вызывали осуждение такие злоупотребления квестариев, как продажа фальшивых индульгенций, а также фальшивых реликвий, сопровождаемая подчас запугиванием, угрозами отлучения от церкви и осуждения на вечные муки. В XV в., в преддверии Реформации, многие вопросы, связанные с практикой индульгенций, становятся предметом широкого обсуждения среди образованного духовенства. Вопрос об индульгенциях был одним из ключевых в критике католической церкви европейскими гуманистами и реформаторами. На Тридентском соборе в 1563 г. католическое духовенство осудило практику использования индульгенций как средства пополнения казны, при этом, однако, практика индульгенций была утверждена; учение об индульгенциях. получило на соборе развернутое изложение. В дальнейшем роль индульгенций в католической церковной практике снижается. В римско-католической церкви практика индульгенций существует и поныне, однако в исправленном и очищенном от известных меркантилистских соображений виде и без придания им того исключительно важного значения, которое было характерно для высокого и позднего средневековья.

Индульгенция может быть частичной или полной, в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи . Каждый католик может получать индульгенции как для себя, так и за умерших .

История

Термин indulgentia появился в XI веке, при папе Александре II . До этого использовались исповедные книги (с конца VII века), которые рекомендовались священникам как руководство при исповеди и заключали в себе таблицу облегчений или замен церковных наказаний. Злоупотребления в распоряжении индульгенциями и иерархические интересы побудили папу Иннокентия III (1215) ограничить епископов в праве выдавать индульгенции, и полное прощение (indulgentiae plenariae ) перешло мало-помалу в руки одного папы. Утверждая, что заслуги Христа, Богородицы и святых перед Богом образовали неисчерпаемую сокровищницу добрых дел (opera superrogationis ), и что она предоставлена в распоряжение церкви для раздачи из нее благодати достойным, церковь в лице папы Климента VI в первой половине XIV столетия утвердила это учение, признав апостола Петра и его наместников, римских епископов, хранителями накопленного сокровища .

Согласно учению Католической церкви, последствия греха двояки. Во-первых, смертный грех лишает человека доступа к вечной жизни, т. н. «вечное наказание», освобождение от которого можно получить лишь через таинство покаяния. Во-вторых, любой грех ухудшает духовное состояние человека, усиливая его предрасположенность ко злу, что приводит к духовным тяготам, которые понимаются под «временным наказанием». Индульгенция помогает справиться именно с ним путём побуждения человека к совершению молитв , дел милосердия и т. д .

Индульгенция может быть частичной или полной (в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи) и применяться к живым или к умершим. Полная индульгенция даётся при обязательном соблюдении следующих условий:

  • Исповедь.
  • Причащение.
  • Молитвы в интенциях Папы.
  • Совершение определенных действий, с которыми Церковь связывает получение индульгенции (молитвы, служение милосердия, свидетельство веры).

Индульгенция давалась первоначально при наличии раскаяния , проявляющегося в добрых делах (пост , милостыня , паломничество). Позже выработалось учение, что заслуги Христа , Богоматери , святых и мучеников образовали в распоряжении Церкви неисчерпаемую сокровищницу «сверхдолжных добрых дел», дающих Церкви право на предоставление индульгенций.

Индульгенции за пределами католической церкви

В XVI-XVIII веках Греческая Церковь, после Флорентийской унии и взятия турками Константинополя, в отличие от Русской церкви, подвергалась большему влиянию западного христианства. Католическая пропаганда значительно активнее действовала здесь, особенно с учреждением в 1622 году лат. Sacra Congregatio de Propaganda Fidei («Конгрегации распространения веры»), большинство греческих учёных и богословов училось на Западе. Благодаря католическому влиянию в практику Греческой Церкви вошла выдача христианам индульгенций: свидетельств об отпущении греха (греч. συγχωροχαρτια ). Это были настоящие индульгенции - грамоты, разрешавшие от грехов, который мог получить любой, за определенную сумму денег. Согласно Христосу Яннарасу , отпущение, «подававшееся» этими грамотами, не было связано с участием верного ни в таинстве покаяния, ни в таинстве Евхаристии .

Выдача индульгенций вначале была неофициальной, уже в XVI веке практика получила широкое распространение. В начале XVIII века Патриарх Иерусалима Досифей Нотара писал о ней как о древней и всем известной практике . Официальное подтверждение практика выдачи индульгенций получила на Константинопольском соборе 1727 года . В 13-м пункте соборного определения говорится: «Власть оставления грехов, которое, если подается письменно, Восточная Христова Церковь именует „разрешительными грамотами“ (греч. συγχωροχαρτια ), а латиняне - „индульгенциями“ (лат. intulgentzas ),.. дается Христом в святой Церкви. Эти разрешительные грамоты выдаются во всей Соборной Церкви четырьмя святейшими патриархами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским.» . Например, в апреле 1806 года Никодим Святогорец в письме епископу Стагонскому Паисию, который в то время находился в Константинополе, просит его взять в патриархии «разрешительную грамоту» для одного «живого монаха», тоже по имени Никодим, и прислать ему, обещая, что вышлет деньги, необходимые для покупки грамоты, как только узнает, сколько она будет стоить .

Зафиксирована ограниченная практика использования таких разрешительных (отпустных) грамот, выданных восточными патриархами (в основном Константинопольским и Антиохийским в XVII веке) .

На Востоке в ряде мест практика выдачи (и продажи) свидетельств об отпущении греха (греч. συγχωροχαρτια ) существовала вплоть до середины XX века

Напишите отзыв о статье "Индульгенция"

Примечания

  1. О временной и вечной каре за грехи см. раздел в этой статье
  2. о. Г. Церох , А. Горелов. ., Католическая энциклопедия , том II, издательство Францисканцев, 2005 год
  3. Православная энциклопедия . Том XXII. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» ISBN 978-5-89572-040-0
  4. . Катехизис Католической церкви . Проверено 6 июля 2016.
  5. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  6. Χρήστος Γιανναράς «Ορθοδοξία και Δύση στη Νεώτερη Ελλάδα» (Х. Яннарас, «Православие и Запад в новейшей Греции», Афины, 1996, стр. 150.)
  7. Δοσίθεος Νοταράς, , Βουκουρέστι 1715, σελ. 884.
  8. Καρμίρης Ιωάννης, Τα δογματικά και συμβολικά μνημεία της Ορθοδόξου Καθολικής Εκκλησίας, τόμ. Β΄, Graz-Austria, 1968, σελ. 867-868. (Кармирис, Иоанисс, Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви, t. 2, Graz-Austria, 1968, 867-868.)
  9. Филиппа Илиоса: Sygchorochartia // Ta istorika, Афины, t. 3 (1985), 22-23
  10. Алексей Лебедев. .
  11. «Так, например, Филипп Илиос обнаружил индульгенцию, датированную 1955-м годом» Сергей Говорун

Литература и источники

  • Катехизис католической церкви . Ст. 1471
  • о. Г. Церох , А. Горелов. , Католическая энциклопедия , том II, издательство Францисканцев, 2005 год.
  • М.С. Иванов, Е.В. Казбекова, В.В. Тюшагин. // Православная энциклопедия . Том XXII. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2009. - С. 632-645. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 978-5-89572-040-0
  • // Словарь средневековой культуры. М., 2003, с. 187-189

Ссылки

Отрывок, характеризующий Индульгенция

– Sire, tout Paris regrette votre absence, [Государь, весь Париж сожалеет о вашем отсутствии.] – как и должно, ответил де Боссе. Но хотя Наполеон знал, что Боссе должен сказать это или тому подобное, хотя он в свои ясные минуты знал, что это было неправда, ему приятно было это слышать от де Боссе. Он опять удостоил его прикосновения за ухо.
– Je suis fache, de vous avoir fait faire tant de chemin, [Очень сожалею, что заставил вас проехаться так далеко.] – сказал он.
– Sire! Je ne m"attendais pas a moins qu"a vous trouver aux portes de Moscou, [Я ожидал не менее того, как найти вас, государь, у ворот Москвы.] – сказал Боссе.
Наполеон улыбнулся и, рассеянно подняв голову, оглянулся направо. Адъютант плывущим шагом подошел с золотой табакеркой и подставил ее. Наполеон взял ее.
– Да, хорошо случилось для вас, – сказал он, приставляя раскрытую табакерку к носу, – вы любите путешествовать, через три дня вы увидите Москву. Вы, верно, не ждали увидать азиатскую столицу. Вы сделаете приятное путешествие.
Боссе поклонился с благодарностью за эту внимательность к его (неизвестной ему до сей поры) склонности путешествовать.
– А! это что? – сказал Наполеон, заметив, что все придворные смотрели на что то, покрытое покрывалом. Боссе с придворной ловкостью, не показывая спины, сделал вполуоборот два шага назад и в одно и то же время сдернул покрывало и проговорил:
– Подарок вашему величеству от императрицы.
Это был яркими красками написанный Жераром портрет мальчика, рожденного от Наполеона и дочери австрийского императора, которого почему то все называли королем Рима.
Весьма красивый курчавый мальчик, со взглядом, похожим на взгляд Христа в Сикстинской мадонне, изображен был играющим в бильбоке. Шар представлял земной шар, а палочка в другой руке изображала скипетр.
Хотя и не совсем ясно было, что именно хотел выразить живописец, представив так называемого короля Рима протыкающим земной шар палочкой, но аллегория эта, так же как и всем видевшим картину в Париже, так и Наполеону, очевидно, показалась ясною и весьма понравилась.
– Roi de Rome, [Римский король.] – сказал он, грациозным жестом руки указывая на портрет. – Admirable! [Чудесно!] – С свойственной итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, – есть история. И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь, – это то, чтобы он с своим величием, вследствие которого сын его в бильбоке играл земным шаром, чтобы он выказал, в противоположность этого величия, самую простую отеческую нежность. Глаза его отуманились, он подвинулся, оглянулся на стул (стул подскочил под него) и сел на него против портрета. Один жест его – и все на цыпочках вышли, предоставляя самому себе и его чувству великого человека.
Посидев несколько времени и дотронувшись, сам не зная для чего, рукой до шероховатости блика портрета, он встал и опять позвал Боссе и дежурного. Он приказал вынести портрет перед палатку, с тем, чтобы не лишить старую гвардию, стоявшую около его палатки, счастья видеть римского короля, сына и наследника их обожаемого государя.
Как он и ожидал, в то время как он завтракал с господином Боссе, удостоившимся этой чести, перед палаткой слышались восторженные клики сбежавшихся к портрету офицеров и солдат старой гвардии.
– Vive l"Empereur! Vive le Roi de Rome! Vive l"Empereur! [Да здравствует император! Да здравствует римский король!] – слышались восторженные голоса.
После завтрака Наполеон, в присутствии Боссе, продиктовал свой приказ по армии.
– Courte et energique! [Короткий и энергический!] – проговорил Наполеон, когда он прочел сам сразу без поправок написанную прокламацию. В приказе было:
«Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она необходима для нас; она доставит нам все нужное: удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так, как вы действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвою!»
– De la Moskowa! [Под Москвою!] – повторил Наполеон, и, пригласив к своей прогулке господина Боссе, любившего путешествовать, он вышел из палатки к оседланным лошадям.
– Votre Majeste a trop de bonte, [Вы слишком добры, ваше величество,] – сказал Боссе на приглашение сопутствовать императору: ему хотелось спать и он не умел и боялся ездить верхом.
Но Наполеон кивнул головой путешественнику, и Боссе должен был ехать. Когда Наполеон вышел из палатки, крики гвардейцев пред портретом его сына еще более усилились. Наполеон нахмурился.
– Снимите его, – сказал он, грациозно величественным жестом указывая на портрет. – Ему еще рано видеть поле сражения.
Боссе, закрыв глаза и склонив голову, глубоко вздохнул, этим жестом показывая, как он умел ценить и понимать слова императора.

Весь этот день 25 августа, как говорят его историки, Наполеон провел на коне, осматривая местность, обсуживая планы, представляемые ему его маршалами, и отдавая лично приказания своим генералам.
Первоначальная линия расположения русских войск по Ко лоче была переломлена, и часть этой линии, именно левый фланг русских, вследствие взятия Шевардинского редута 24 го числа, была отнесена назад. Эта часть линии была не укреплена, не защищена более рекою, и перед нею одною было более открытое и ровное место. Очевидно было для всякого военного и невоенного, что эту часть линии и должно было атаковать французам. Казалось, что для этого не нужно было много соображений, не нужно было такой заботливости и хлопотливости императора и его маршалов и вовсе не нужно той особенной высшей способности, называемой гениальностью, которую так любят приписывать Наполеону; но историки, впоследствии описывавшие это событие, и люди, тогда окружавшие Наполеона, и он сам думали иначе.
Наполеон ездил по полю, глубокомысленно вглядывался в местность, сам с собой одобрительно или недоверчиво качал головой и, не сообщая окружавшим его генералам того глубокомысленного хода, который руководил его решеньями, передавал им только окончательные выводы в форме приказаний. Выслушав предложение Даву, называемого герцогом Экмюльским, о том, чтобы обойти левый фланг русских, Наполеон сказал, что этого не нужно делать, не объясняя, почему это было не нужно. На предложение же генерала Компана (который должен был атаковать флеши), провести свою дивизию лесом, Наполеон изъявил свое согласие, несмотря на то, что так называемый герцог Эльхингенский, то есть Ней, позволил себе заметить, что движение по лесу опасно и может расстроить дивизию.
Осмотрев местность против Шевардинского редута, Наполеон подумал несколько времени молча и указал на места, на которых должны были быть устроены к завтрему две батареи для действия против русских укреплений, и места, где рядом с ними должна была выстроиться полевая артиллерия.
Отдав эти и другие приказания, он вернулся в свою ставку, и под его диктовку была написана диспозиция сражения.
Диспозиция эта, про которую с восторгом говорят французские историки и с глубоким уважением другие историки, была следующая:
«С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на равнине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским.
В это же время начальник артиллерии 1 го корпуса, генерал Пернетти, с 30 ю орудиями дивизии Компана и всеми гаубицами дивизии Дессе и Фриана, двинется вперед, откроет огонь и засыплет гранатами неприятельскую батарею, против которой будут действовать!
24 орудия гвардейской артиллерии,
30 орудий дивизии Компана
и 8 орудий дивизии Фриана и Дессе,
Всего – 62 орудия.
Начальник артиллерии 3 го корпуса, генерал Фуше, поставит все гаубицы 3 го и 8 го корпусов, всего 16, по флангам батареи, которая назначена обстреливать левое укрепление, что составит против него вообще 40 орудий.
Генерал Сорбье должен быть готов по первому приказанию вынестись со всеми гаубицами гвардейской артиллерии против одного либо другого укрепления.
В продолжение канонады князь Понятовский направится на деревню, в лес и обойдет неприятельскую позицию.
Генерал Компан двинется чрез лес, чтобы овладеть первым укреплением.
По вступлении таким образом в бой будут даны приказания соответственно действиям неприятеля.
Канонада на левом фланге начнется, как только будет услышана канонада правого крыла. Стрелки дивизии Морана и дивизии вице короля откроют сильный огонь, увидя начало атаки правого крыла.
Вице король овладеет деревней [Бородиным] и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Морана и Жерара, которые, под его предводительством, направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками армии.
Все это должно быть исполнено в порядке (le tout se fera avec ordre et methode), сохраняя по возможности войска в резерве.
В императорском лагере, близ Можайска, 6 го сентября, 1812 года».



Симптомы