Я выбираю здоровый образ жизни потому что. Классный час: «Я выбираю здоровый образ жизни!» « Я не знаю большей красоты, чем здоровье.» Г. Гейне. Я выбираю здоровый образ жизни
Автономное учреждение воронежской области «Воронежский областной детский центр социальной реабилитации и оздоровления
«Золотой колос"
Конкурс «Добронежец - 2017»
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Я выбираю ЗОЖ - здоровый образ жизни!»
Номинация: «ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ»
с. Средний Икорец
Название проекта: «Я выбираю ЗОЖ - здоровый образ жизни!
Аннотация проекта.
«Приобрести здоровье - храбрость,
а умело распорядиться им - искусство».
Франсуа Волетер.
Д анный социальный проект был создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью среди воспитанников Центра через пропаганду здорового образа жизни в подростковой среде, возможность практически повлиять, силами самих воспитанников, на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры воспитанников нашего Центра.
Для реализации проекта были определены следующие направления деятельности.
1) Исследование факторов влияния на ценностные ориентации воспитанников Центра, проведение социологических опросов среди подростков и их родителей (законных представителей) и формирование через изучение данных факторов ценностного отношения к своему здоровью.
2) Формирование ключевых компетенций:
Коммуникативных компетенций: навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;
Здоровьесберегающих компетенций: знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.
3) Повышение информационной осведомленности воспитанников о социально значимых заболеваниях, таких как наркомания, табакокурение, ВИЧ-инфекции, алкоголизм.
4) Вовлечение детей и подростков в общественную, спортивную, творческую жизнь Центра путем разработанной системы тренингов и проведения большого количества различных мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни.
5) Сотрудничество с партнерскими учреждениями и организациями для совместной деятельности.
1. Описание проекта.
1.1. Введение.
1.3. Актуальность проекта.
1.4. Цель проекта.
1.5.Задачи проекта.
1.6. Прогнозируемые результаты.
1.7. План реализации проекта.
1.8. Реализация проекта.
1.9. Выводы.
1.1. Введение.
1.2. Обоснование выбора темы.
В ыбор темы нашего проекта обусловлен социальной значимостью проблемы Здоровья. Здоровье человека - актуальная тема для обсуждения у всех времен и народов. Так в притче «Счастье или Здоровье ?»:
Поспорили однажды Здоровье и Счастье о том, кто из них важнее.
Они обратились к мальчику.
— Мальчик, что для тебя важнее — счастье или здоровье?
— Конечно же, счастье! - не задумываясь, ответил мальчик.
— Ты счастливый?
— О! Да, я счастливый!
— Вот видишь! — захлопало в ладоши Счастье и подпрыгнуло от радости. — Я же говорю, что счастье главнее.
— А скажи, мальчик, ты здоров? — задало следующий вопрос Здоровье.
— Да, я здоров!
— Везет тебе! — вмешалась в разговор проходившая мимо женщина. — Мне бы твоё здоровье, тогда и я была бы счастлива.
А в XXI веке проблема Здоровья вышла в разряд первостепенных проблем.
Учеными-педагогами, медиками, социологами и политиками отмечается, что современная социально-экономическая ситуация, падение уровня жизни и экологическое неблагополучие отрицательно сказываются на здоровье всего населения, но более всего на здоровье детей и молодежи, что вызывает особую тревогу.¹
По данным Национального Центра проблем формирования здорового образа жизни, более 40% школьников среднего и старшего возраста курят, до 39% эпизодически употребляют алкоголь, до 17% пробуют наркотические вещества, до 41% вступают в ранние половые контакты. В связи с этим в десятки раз возросло количество венерических заболеваний, в том числе СПИДа среди детей и подростков. Число родов и абортов среди несовершеннолетних остается на высоком уровне (более 9 тысяч абортов в год) 2.
Это в значительной степени актуализирует роль всех социальных институтов, призванных решать обозначенные задачи. Немаловажная роль среди них принадлежит оздоровительным Центрам, которые выступают, во- первых, как учреждение, способствующее социализации и развитию ребёнка; во-вторых, как возможность реализации образовательных и оздоровительных программ, в том числе с использованием нетрадиционных для школы форм; в-третьих, как база социально-педагогического творчества и совершенствования существующих методик организации педагогического взаимодействия.
__________________________________________________________________
¹ Баслаева Н.М., Савкин В.М. здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России) // Валеология. 1996, №2, с. 35 - 37.
² Дробижева Л.Н., директор института социологии РАН. Ценность здоровья и культура нездоровья в России //http: // spkurdymov/narod.ru/Drobizheva3.htm
Социально-реабилитационный центр «Золотой колос» - уникальная среда по многогранности воздействия на ребенка не только в плане оздоровления и отдыха, но и образования, развития ценностного отношения к здоровью, направленности на ведение здорового образа жизни, профилактики негативных явлений в детско-подростковой среде. Образовательный процесс в Центре осуществляется параллельно с оздоровительным процессом, в целостном непрерывном пространстве.
На базе АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос» ведется воспитание осознанного отношения к здоровью, формирование ценностного отношения к культуре здоровья. По словам А. Шопенгауэра «Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья». И заботу о собственном здоровье каждый из нас должен взять на себя. Если мы этого не сделаем, то никакие доктора нам не помогут. Каждый человек должен научиться отвечать за свое здоровье.
1.3. Актуальность проекта.
Что такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни». В Конвенции по правам ребенка прописаны его законные права - право на здоровый рост и развитие. Проблемы сохранения здоровья школьников и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния - нарушения экологии, гиподинамия, нервно-психические нагрузки, незнание своего организма, состояние социальной среды, в результате чего происходит снижение уровня жизни.
Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированности жизненных установок. Здоровье - ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым.
Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20 %- от действия окружающей среды, 10 %- от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
В последнее время показатели здоровья населения ухудшаются. Исходя из медицинского обследования, проводимого в последние годы, видно, что особую тревогу вызывает здоровье детей.
Все дети, проходящие через социально - реабилитационный центр, имеют сложный медицинский статус, что часто обусловлено их социальной запущенностью. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль воспитания в этом вопросе. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.
Девизом нашей работы по формированию здорового образа жизни стали слова Франсуа Волетера: «Приобрести здоровье - храбрость, сохранить его - мудрость, а умело распорядиться им - искусство».
До недавнего времени под «здоровьем» в преобладающем количестве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения здоровье можно рассматривать как универсальную способность к разносторонней адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ.
Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.
ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни:
«Здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках попущенной Господом земной жизни».
Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
. окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
. отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоголем, табаком) и нелегальными;
. питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
. движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
. гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
. закаливание.
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:
Эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;
Интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
. духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.
ЗОЖ зависит от:
— объективных общественных условий, социально-экономических факторов;
— конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;
— системы ценностных отношений, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.
На первом этапе нами проведено исследование факторов, влияющих на ценностные ориентации воспитанников Центра «Золотой колос» по ЗОЖ.
Так дети, нуждающиеся в поддержке государства, по типам семей и количеству в АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос» в 2016 году распределились следующим образом:
Количество детей в АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос»
по типам семей и количеству
в 2016 году
Дети из семей: | Количество детей |
|
Многодетных | ||
Неполных | ||
Одинокой матери | ||
Родителей инвалидов | ||
Под опекой и попечительством | ||
Безработных родителей | ||
С детьми инвалидами | ||
Неблагополучных | ||
Малообеспеченных | ||
Всего: |
Таким образом, налицо снижение уровня жизни. Из 2776 человек, прошедших социальную реабилитацию в АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос» в 2016 году - у 2018-ти человек (73%) существуют объективные причины нарушения социального благополучия.
Какова же реальная картина здоровья детей в нашем Центре?
По результатам ежегодных осмотров детей врачами оценивается состояние их здоровья с целью выявления и предупреждения распространения болезней. Анализ результатов медицинских осмотров показывает, что у воспитанников 1-9 классов преобладающей является II группа здоровья и только у 32 % воспитанников I группа здоровья.
Первые два места в списке болезней воспитанников занимают болезни позвоночника и нарушение зрения. Опасны они, прежде всего тем, что ухудшают работу многих других органов (особенно сердца, легких, желудка). По мере взросления детей все эти болезни могут заметно ограничить их возможности выбора профессии.
Школьники мало знают о способах поддержания здоровья. Чаще всего под здоровым образом жизни они понимают отсутствие вредных привычек.
Анкетирование среди воспитанников позволило выявить, что современным подросткам присуще наличие разных, порой взаимоисключающих жизненных целей.
В ходе анкетирования подростков по выявлению отношения к вредным привычкам были получены следующие сведения:
Из 536 человек, принявших участие в опросе 97 человек не считают опасным для людей курение сигарет, употребление ПАВ, употребление алкогольных напитков.
На предложение принять наркотик 456 человек откажутся, не знают, как поступят - 60 человек, 13 человек - согласятся.
На предложение выпить в компании согласятся 139 человек, не знают, как поступят - 128 человек, откажутся - 270 человек.
Отношение к курению:
Не курю, т.к. это вредно - 291 человек;
Если курить в меру, это не вредно - 20 человек;
Я только несколько раз пробовал - 65 человек;
Курю постоянно - 73 человека;
Я курю, но если захочу всегда смогу бросить - 87 человек.
В то же время для большинства опрошенных детей, безусловно, важными жизненными ценностями являются: семья, дружба, образование, здоровье.
В социологическом опросе на вопрос:
“Что, по Вашему мнению, является приоритетным для полноценной жизни ребенка?” .
Более половины опрошенных родителей (законных представителей) считают, что для счастливой жизни необходимы, в первую очередь, здоровье, семья, хорошее образование, материальное благополучие и интересная работа. Причем “здоровье” здесь выступает абсолютным лидером.
91,2 % родителей (законных представителей) отметили приоритетом крепкое здоровье.
Проводимая в Центре первичная диагностика и опрос подростков помогли выявить «Почему происходит приобщение подростков к вредным привычкам?»
Информационные данные
о подростках группы социального риска
Сами подростки считают, что это происходит по разным причинам, чаще всего из-за подражания лидеру, товарищам, «за компанию», «лишнего» свободного времени. Для многих причиной начала употребления алкогольных напитков и курения, является бездуховность и ложная система ценностей, личные и семейные обстоятельства. Слабое психическое и физическое здоровье, слабая воля и легкая внушаемость, эгоизм, плохая компания.
Таким образом, исследование показало, что здоровье молодых людей является высокой духовной и социальной ценностью. Подростки и дети наиболее подвержены социально-значимым заболеваниям, из-за отсутствия конкретных знаний, бытующих мифов среди молодежи о вредных привычках, низкого уровня информационной осведомленности, слабой занятости в свободное время. Так же необходимо понимание важности современных проблем, связанных с ростом социально значимых заболеваний, табакокурения, наркомании, алкоголизма и других не менее опасных заболеваний.
В связи с этим возникает необходимость создания профилактических мероприятий по формированию здорового образа жизни среди подростков. Таким образом, необходимы были мероприятия, призывающие подростков бережно относиться к собственному здоровью.
Следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы даст желаемый результат, поможет овладеть не только прочными знаниями, но и осознанными умениями, обеспечит формирование позитивных установок по охране своего здоровья.
1.4. Цель проекта:
Содействие в формировании у детей и подростков сознательной потребности в ведении здорового образа жизни и пропаганда здорового образа жизни.
1.5 . Задачи проекта:
- формировать установки на ведение и активную пропаганду здорового образа жизни;
- стимулировать и поддерживать инициативы детей по реализации проекта;
- обучать ответственному отношению к способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья;
- повышать двигательную активность воспитанников;
- профилактика вредных привычек;
- организовать сотрудничество с партнерскими учреждениями и организациями по пропаганде здорового образа жизни.
1.6. Прогнозируемые результаты
Результаты работы по данному проекту можно оценить по следующим показателям:
- повышение мотивации к здоровому образу жизни через творческое и интеллектуальное самовыражение подростков;
- развитие социально-коммуникативных навыков, таких как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения, формирование установки на развитие личностных качеств, необходимых для успешной жизнедеятельности в современном обществе;
- улучшение знаний детей о ЗОЖ;
- повышение мотивации к двигательной активности;
- проведение совместных акций и мероприятий по пропаганде здорового образа жизни с партнерскими учреждениями и организациями.
1.7. План реализации проекта:
1 этап Подготовительный
Исследовать факторы влияния на ценностные ориентации воспитанников Центра, возможные варианты решения проблемы низкой мотивации школьников к ведению здорового образа жизни.
Определить источники информации (научная и справочная литература, Интернет-ресурсы, беседы с медицинскими работниками, учителями, воспитателями, родителями, психологом).
2 этап Планирование работы
Составить и согласовать организационный план совместных действий по формированию ключевых компетенций воспитанников в вопросах сохранения и укрепления здоровья; повышению информационной осведомленности воспитанников о социально значимых заболеваниях, по поддержанию психического равновесия и тренировке стрессоустойчивости.
3 этап Реализация проекта
4. Реализовать проект в соответствии с разработанным планом действий.
4 этап Рефлексия
5. Сделать выводы о степени достижения поставленных целей и задач.
6. Включить подростков в реальную практическую деятельность
распространения идеи проекта в образовательной среде.
1.8. Реализация проекта
На данный момент вопросы пропаганды и профилактики здорового образа жизни являются одними из наиболее приоритетных направлений в нашем Центре. Для того, чтобы наиболее эффективно решить поставленные в проекте задачи, необходимы не только усилия педагогических и медицинских работников Центра, но в первую очередь самих подростков, так как они являются наиболее активной и динамичной группой, обладающей собственными склонностями и интересами, своими взглядами на жизнь и собственное будущее.
С этой целью в Центре среди подростков были проведены опросы, диспуты, дебаты по вопросу «Какие мероприятия помогут повысить информационную осведомленность воспитанников о ЗОЖ?».
В процессе дискуссий воспитанники выдвинули следующие предложения:
- Посещение в Учебном центре «Золотого колоса» информационно-просветительских занятий и профилактических мероприятий, тренингов для углубления знаний о ЗОЖ;
- Подбор информации для выпуска бюллетеней, презентаций, конкурсов рисунков «Мы за здоровый образ жизни!»;
- Оформление стенгазет, плакатов, стенда «Здоровый образ жизни - это..»;
- Подбор и организация просмотра фильмов по тематике ЗОЖ, конкурса роликов социальной рекламы;
- Активное участие в занятиях спортом и мероприятиях, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни среди воспитанников;
- Сотрудничество с общественными и партнерскими организациями для проведения совместных мероприятий.
- Разработка Памяток для родителей и Правил ЗОЖ.
Для воплощения данных предложений, достижения целей и задач, поставленных в проекте, в систему действий был включен комплекс акций и мероприятий:
По обучению ответственному отношению к способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья организуется санитарно-просветительская работа, которая проводится силами врачей, медсестер и воспитателей по следующей тематике:
- Режим дня. Польза утренней зарядки.
- Гигиена в подростковом возрасте.
- Вредные привычки: курение, алкоголизм, будущее без наркотиков.
- Профилактика острых кишечных инфекций.
- О пользе витаминов.
Систематически с профилактической целью, воспитателями каждого отряда планируется проведение информационно-просветительских занятий по ЗОЖ (3-4 занятия в квартал).
Занятия, проводимые в форме часов здоровья, бесед, викторин, уроков развития, уроков общения с элементами тренинга и другие вызывают противодействие к курению, употреблению алкоголя и наркотиков, желание заботиться о своем здоровье.
Тренинги
Формирование здорового образа жизни — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни со-временного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей. Ю. П. Лисицын выделяет в образе жизни три категории.
Образ жизни:
- Уровень жизни
- Качество жизни
- Стиль жизни
Работа по воплощению проекта затрагивает напрямую третью категорию - стиль жизни. К сожалению, часть подростков остаются пассивными, ошибочно считая, что не в состоянии привнести позитивные изменения в жизнь коллектива Центра. Предположительным выходом из данной ситуации является личностное саморазвитие, преодоление собственных ограничений и страхов. Для решения данных проблем подключаются педагоги-психологи.
Психологическое оздоровление детей направлено на повышение уровня социализации детей:
- создание во временных детских коллективах благоприятной психологической атмосферы;
- формирование сплочённого коллектива;
- содействие самоопределению каждого ребёнка во временном детском коллективе;
- формирование у детей адекватной самооценки;
- формирование «командного духа», атмосферы сотрудничества, взаимопомощи и взаимопонимания;
- организация эффективной работы органов детского самоуправления;
- формирование мотивации на выбор активной жизненной позиции через систему личностного роста.
Формы работы, используемые в данном направлении психологической службой:
Организационный период:
- наблюдение за ситуацией адаптации детей в условиях временного детского коллектива;
- индивидуальные консультации по экстренным проблемам;
- тренинг «Введение в ЗОЖ».
Основной период:
- сопровождение участников педагогического процесса в новых ситуациях личностного развития через а) индивидуальную и групповую диагностику, б) индивидуальные и групповые занятия, в) социально-психологические тренинги;
- наблюдение за психологической обстановкой в Центре;
- работа клуба «Психотерапевтический театр».
Итоговый период:
- содействие гармонизации внутреннего мира и оказание психологической помощи детям и педагогам, нуждающимся в психологической поддержке через индивидуальные и групповые консультации;
- наблюдение за психологической обстановкой в Центре.
Коротко о проделанной работе:
Разработана и внедряется в практику система тренингов «Введение в ЗОЖ»:
1. Режим дня.
2. Правильное питание.
3. Занятие физкультурой и спортом.
4. Психическое здоровье.
5. Первая помощь.
Подростки проходят предварительную диагностику. По результатам предварительной диагностики они направляются для посещения того или иного тренинга.
Тренинговый метод используется по следующим причинам:
Тренинг является одним из активных методов обучения, обеспечивающим активизацию творческого потенциала, активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности участников; направлен на развитие определенных знаний, умений, навыков, лучшее понимание себя и других;
Усвоение необходимого материала гораздо проще происходит в процессе активного, увлекательного сотворчества членов группы;
На тренинге вырабатываются практические навыки.
Тренинги («Принятие себя», «Принятие других», «Поиск выхода из трудной ситуации», «Умей сказать НЕТ», и другие) помогают раскрыть особенности психического развития детей, дать рекомендации по поддержанию психического равновесия и тренировке стрессоустойчивости. Приводят к выводу: во всех неприятностях со здоровьем виноваты чаще всего мы сами. Это, во-первых. Во-вторых, надеяться нам особенно не на кого, нужны собственные усилия, прежде всего в познании риска, выработке программы поведения, а главное - в её постоянном выполнении. Здоровый образ жизни - это и есть та индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.
Тренинги должны помочь раскрыть особенности психического развития детей, дать рекомендации по поддержанию психического равновесия и тренировке стрессоустойчивости. Многие педагоги Центра оставляют положительные отзывы о результатах работы психологов Центра, отмечают положительные изменения после проведения тренингов.
Реализация проекта осуществляется посредством:
Организации спортивных праздников и познавательно-развлекательных мероприятий различного уровня;
Организации работы волонтерского движения, агитбригад;
Организации встреч с интересными людьми;
Работы клубов и секций по интересам;
Проведения малых форм физкультурной работы (зарядка, динамические паузы);
Подвижных игр на свежем воздухе;
Организации конкурсов;
Совместных с общественными и партнерскими организациями мероприятий по ЗОЖ
Необходимо подчеркнуть, что особое значение сегодня приобретает формирование мотивации к здоровому образу жизни у детей и подростков:
- Никакие медицинские учреждения не смогут сделать ребенка здоровым, если он не получил навыков здорового образа жизни в семье с самого раннего возраста.
- Высокая работоспособность зависит от двигательной активности, закаливания организма, оптимального сочетания умственного и физического труда.
- Причинами нарушения здоровья могут быть умственное и физическое перенапряжение, недостаточный сон и неполноценный отдых, плохая экология, избыточное или недостаточное питание, вредные привычки, не оказанная вовремя и некачественная медицинская помощь и др.
- Здоровый образ жизни предполагает физическую нагрузку, оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, отрицательное отношение к вредным привычкам, позитивное восприятие жизни и др.
- Здоровье и долголетие обретают в первую очередь те люди, которые всегда придерживаются правил здорового образа жизни.
Полученные знания воспитанники смогут применить в образовательных учреждениях по месту жительства при работе в волонтерских объединениях, при изготовлении агитационных плакатов, листовок и пр.
В общественную, спортивную, творческую жизнь Центра путем участия и проведения большого количества различных мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни, необходимо вовлечь до 90 % детей и подростков.
Путем промежуточного анкетирования необходимо выявить потребность воспитанников в кружковой работе. Учебный центр «Золотого колоса» предоставляет ребятам на выбор следующие кружки и секции:
- Военно-спортивный отряд «Выстрел»;
- Спортивный клуб «Фитнес-аэробика»;
- «Психотерапевтический театр»;
- Кружок компьютерной грамотности «Перволого»;
- Ряд кружков художественно-эстетического направления;
- Тренажерный зал;
- Спортивные секции.
Кружковая работа дает подросткам реальную возможность внедрять в жизнь практические рекомендации по ЗОЖ, включаться в реальную практическую деятельность по пропаганде ЗОЖ. В клубы, кружки и секции по интересам планируется привлечь до 50 % подростков в первый год реализации проекта и до 60 % - во второй год. Силами кружковцев организуются:
- различные спортивные соревнования (матчевые встречи, акции, турниры, Олимпийские игры);
- разнообразные спортивно-оздоровительные встречи и мероприятия (встречи с врачами-специалистами, дискуссии по ЗОЖ, открытые столы, разговоры);
- конкурсы и конкурсные мероприятия (конкурсы рисунков «Вредным привычкам - нет!», «Наше здоровье в наших руках!», «Этот чудесный мир», конкурсы плакатов «Мы - за ЗОЖ» стенгазет и других);
При проведении конкурсных мероприятий все воспитанники привлекались не только к участию в самих мероприятиях, но и в подборе информации для выпуска бюллетеней, презентаций, конкурсов рисунков «Мы за здоровый образ жизни! Осуществлялось оформление стенгазет, плакатов, стенда «Здоровый образ жизни - это..», организован просмотр фильмов по тематике ЗОЖ, состоялся конкурс роликов социальной рекламы.
массовые танцевальные «баттлы» между отрядами и другими центрами;
спортивно-развлекательные и познавательные мероприятия, флеш-мобы (конкурсная программа «Здоровье - это вершина, на которую человек может подняться сам», игра - выборы «Курение за и против», спортивные марафоны, Дни здоровья, акции по ЗОЖ, спортивно-оздоровительные недели, декады «По тропам здоровья», и другие»).
Все мероприятия, перечисленные выше, при правильной организации и участии детей и подростков способствуют повышению мотивации к здоровому образу жизни, развитию социально-коммуникативных навыков, таких как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения, улучшают знания детей о ЗОЖ, повышают мотивацию к двигательной активности.
Для реализации проекта на долгосрочный период заключены договора и соглашения с рядом партнерских и общественных организаций для проведения различных совместных мероприятий:
- Детской районной библиотекой г. Лиски;
- Лискинским МРО УФСКН России по Воронежской области;
- ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей»;
- МКОУ ДОД «Лискинский центр развития творчества детей и юношества»;
- БУЗ ВО «Лискинская РБ»;
- Лискинская территориально избирательная комиссия;
- Клуб активного отдыха Shooter;
- Комитет «Родители против наркотиков»
- ОПДН ОМВД по Лискинскому району;
- КДН и ЗП администрации Лискинского муниципального района;
- Настоятель Покровского храма г. Лиски.
Мероприятия демонстрируют воспитанникам, что здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, формированию социально активной личности, понимающей личную ответственность за состояние своего здоровья как критерия социально-экономического развития. И заботу о собственном здоровье каждый из нас должен взять на себя. Если мы этого не сделаем, то никакие доктора нам не помогут. Каждый человек должен научиться отвечать за свое здоровье.
Основным итогом совместных мероприятий по формированию здорового образа жизни является осознание участниками процесса, что каждый человек должен проявлять индивидуальный и творческий подход к своему здоровью.
С целью популяризации ЗОЖ совместные мероприятия освещаются в средствах массовой информации.
Большое место в реализации проекта отводится волонтерскому движению за здоровый образ жизни. Подготовленные волонтеры передают свои знания по пропаганде здорового образа жизни, формированию активной жизненной позиции, учат ребят оптимизму, коммуникабельности и вдохновляют на дальнейшие самостоятельные действия в сторону формирования здорового образа жизни. По примеру волонтеров создаются агитбригады для проведения различных акций: «День без болезни», «Доброволец - детям», "Дай себе шанс на долгую жизнь", «Здоровым быть модно» и другие.
Большое внимание отведено в проекте оформлению тематической наглядной агитации. Систематически обновляется информационный «Уголок здоровья»: «Простые правила против СПИДа» (апрель), «Профилактика простудных заболеваний» (май), «Профилактика кишечных инфекций», «Режим дня», «Соблюдение правил личной гигиены» (июнь). Оформление уголка здоровья «Живи долго».
1.9. Выводы
На промежуточных этапах реализации проекта определены и детально изучены факторы влияния на ценностные ориентации воспитанников, сформированы основные направления дальнейшей деятельности. Проведенные за 12 месяцев реализации проекта различные мероприятия и акции способствовали росту информированности детей и подростков по здоровому образу жизни, а так же непосредственному вовлечению их в общественную, спортивную и творческую жизнь.
Посредством реализации запланированной программы мероприятий были достигнуты следующие результаты:
формирование устойчивых моделей поведения, препятствующих употреблению ПАВ;
формирование навыков регуляции факторов, определяющих здоровье;
повышение самооценки, личностный рост, формирование установки на развитие личностных качеств, необходимых для успешной жизнедеятельности в современном обществе;
творческое и интеллектуальное самовыражение подростков.
Реальным подтверждением формирования зачатков ответственного отношения к своему здоровью являются изменения в результатах анкетирования по выявлению отношения к вредным привычкам:
В ходе финишного анкетирования подростков по выявлению отношения к вредным привычкам были получены следующие сведения:
Из 536 человек, принявших участие в опросе 24 человека (было 97) не считают опасным для людей курение сигарет, употребление ПАВ, употребление алкогольных напитков. Изменили мнение - 73 подростка.
На предложение принять наркотик 522 человека откажутся (было 456). Изменили мнение - 66 человек.
На предложение выпить в компании откажутся - 434 человека (было 270). Изменили мнение - 164 человека.
Отношение к курению:
Не курю, т.к. это вредно - 396 человек (было 291). Изменили мнение - 105 подростков. Отказались от курения - 105 человек
После проведения тренингов по программе «Введение в ЗОЖ»:
Получили знания, как понимать свой организм, внимательно и с сомнением подходить к любой рекомендации;
Получили навыки формирования собственной программы ЗОЖ.
Мониторингом было охвачено 758 человек.Мониторинг выявляет:
1. Уровень развития эмоционально-волевой сферы ребенка.
2. Уровень сформированности самоценности воспитанников.
3. Степень нарушения и восстановления коммуникативных связей детей.
4. Степень сформированности умения отвечать за свои поступки.
Оценка показателей (заполняется в начале и конце курса в баллах 1-5)
МОНИТОРИНГ ПО ТРЕНИНГОВЫМ ЗАНЯТИЯМ
«ВВЕДЕНИЕ В ЗОЖ»
за 2016 год
Заметны незначительные положительные изменения.
Общими результатами деятельности волонтеров (членов агитбригад), реализуемой в течение года в рамках данного социального проекта, можно
назвать повышение информационной осведомленности воспитанников о социально значимых проблемах в подростковой среде и активизацию инициативной части подростков для решения поставленных проблем, о чем свидетельствует выбор воспитанниками лучших мероприятий путем голосования «Мы за ЗОЖ», а так же распространение изготовленных силами самих воспитанников брошюр «Правила здорового образа жизни»:
Правила здорового образа жизни.
Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю, не перенапрягаясь интенсивными нагрузками. Обязательно найти именно для себя способ двигательной активности.
Не переедать и не голодать. Питаться 4-5 раз в день, употребляя в пищу необходимое для растущего организма количество белков, витаминов и минеральных веществ, ограничивая себя в жирах и сладком.
Не переутомляться умственной работой. Старайся получать удовлетворение от учебы. А в свободное время занимайся творчеством.
Доброжелательно относиться к людям. Знать и соблюдать правила общения.
Выработать с учетом своих индивидуальных особенностей характера и организма способ отхода ко сну, позволяющий быстро заснуть и восстановить свои силы.
Заниматься ежедневным закаливанием организма и выбрать для себя способы, которые не только помогают выработать иммунитет, но и доставляют удовольствие.
Учитесь не поддаваться, когда вам предложат попробовать сигарету или спиртное.
Критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Совместно медицинскими работниками Центра и инструкторами по физкультуре проводится ежеквартальная оценка эффективности оздоровления детей и подростков.
Перед Вами таблица за 2016 год:
Оценка
эффективности оздоровления детей и подростков
в АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос»
за 2016 год
Всего оздоровлено за 2016 год - 2776 чел.
Программа социального проекта рассчитана на долгосрочный период и осуществляется в течение 2016-2017 годов, имея основной перечень проводимых мероприятий и тренингов, который постоянно пополняется.
Анализ на первоначальных стадиях реализации проекта показал, что:
— полученная информация заставила задуматься об употреблении алкоголя, табака, наркотиков подростками и способах личного противодействия вовлечению в их употребление;
— значительно утвердился выбор здорового жизненного стиля;
— участники проекта узнали много новых возможностей для интересного и полезного проведения времени;
— полученные знания и умения востребованы и распространяются в детских волонтерских объединениях по месту жительства.
Таким образом, представляется необходимым продолжение работы в направлении формирования ценностных представлений о здоровом образе жизни, создания установки на сознательное отношение детей к своему здоровью, сознательный отказ от вовлечения в употребление психоактивных веществ.
Все слышали о таком понятии, как здоровый образ жизни. Но многие рассматривают это ёмкое понятие как-то однобоко, представляя только физические упражнения, здоровую пищу и отказ от вредных привычек. Отчасти это правильно. Однако останавливаться лишь на этих трёх принципах - значит умолчать об остальных, не менее важных составляющих здорового образа жизни. Средства массовой информации говорят, как важно ценить и беречь своё здоровье. «Да, жить здорово - это хорошо», - соглашаются люди. Но почему тогда до сих пор единицы придерживаются здорового образа жизни? И много ли нужно для этого?
Что такое здоровый образ жизни?
Здоровье - это наша счастливая жизнь, наше богатство. Подходя к своему здоровью односторонне, невозможно быть уверенным в том, что этого здоровья хватит до глубокой старости. Употребляя иногда сырые овощи и фрукты в пищу или совершая раз в году «оздоровительную» поездку на море, принимая алкоголь «только» по праздникам и витамины в таблетках, некоторые считают, что придерживаются принципов здорового образа жизни. Всё же это отнюдь не залог здоровья и решения проблем. Понятие «здоровый образ жизни» многогранно и имеет множество важных компонентов, без которых нашу жизнь невозможно назвать гармоничной, полноценной, здоровой и счастливой.
Мы слишком привыкли к своему образу жизни. Мы слишком заняты, слишком ленивы, слишком боязливы, чтобы что-то поменять в своей жизни. Вредные привычки, неправильная пища связали нашу волю и диктуют свою. Мы же сознательно подчиняемся этому процессу, и только когда встречаемся с серьёзной болезнью, укоряем себя за свои ошибки и привычки. Так почему же не изменить свою жизнь? Здоровье - это бесценный дар Бога человеку. Удивительно тонко устроенный человек часто не ценит того, что ему далось даром. Он тратит своё здоровье на временные «праздники жизни», пренебрегая здоровьем и лишая себя и своих близких продолжительной, продуктивной, счастливой жизни.
Что такое здоровый образ жизни? Зачем он нужен? Возможно ли сегодня жить здоровой жизнью? Или здоровый образ жизни не является залогом крепкого здоровья? Здоровый образ жизни - это ключ к новой интересной жизни, к новой радости и новому здоровью. Приучая себя к новым, полезным привычкам, мы шаг за шагом движемся вперёд - навстречу счастливой и гармоничной жизни.
Восемь ключей к здоровью
Здоровым быть выгодно. Но как? Существуют восемь основных, существенных для жизни факторов, которые формируют основу философии здоровья. Какие они? Правильное сбалансированное питание, физические упражнения, употребление достаточного количества воды, дружба с солнечным светом, свежий открытый воздух, полноценный отдых, воздержание и отказ от вредных привычек, вера - вот восемь ключей к здоровью. Это просто или нет? Стоит ответить на такие вопросы: почему сегодня «немодно» пить воду? Почему на смену обычной воде пришли сладкие безалкогольные напитки, кофе, чай, пиво или газированная вода в бутылках? Почему сегодня пища превращается в культ, и практически ни одно праздничное застолье не обходится без спиртного? Почему хочется быть здоровым, но при этом не хочется ничего делать для этого? Почему жизнь оценивается так недорого?
Сегодняшняя жизнь похожа на гонку; люди спешат, суетятся, стремятся к новым приобретениям, развлечениям и удовольствиям, называя это шансом жить лучше и интереснее. Спешка задаёт современный ритм жизни. Сегодня принято перекусывать дома и на работе, в школе, в транспорте и на прогулке. Хорошо организованые обеды и ужины в семейном кругу стали большой редкостью. Наспех съеденные бутерброды, разогретые фастфуды - и всё это, не отрываясь от работы, - вот настоящая ситуация. Отсюда и несварение желудка, вздутие кишечника, изжога и другие желудочные проблемы. Почему только после страшных диагнозов появляются мысли о здоровом питании? Ведь давно не секрет, что многие заболевания связаны с питанием, что свежая, хорошо приготовленная, разнообразная растительная пища обеспечивает организм всеми необходимыми ему жирами, белками, клетчаткой и другими важными веществами. Овощи, фрукты, корнеплоды, зерновые, бобовые, орехи - настоящая кладовая вкусных и здоровых продуктов. Вкусы не даются человеку от рождения, они приходят со временем, воспитываются. Их можно изменить. И каждую выбранную нами хорошую привычку нужно повторять снова и снова с настойчивостью, терпением, убеждением, пока она не станет образом нашей жизни.
Говоря о физической нагрузке, нельзя не отметить тот факт, что сегодня двигаться стало лень. Современные дети не бегают на улице, не лазят по деревьям, не катаются на коньках и не играют в прятки. Телевизор и компьютер отнимают теперь драгоценное время. Малоподвижный образ жизни ослабляет функции организма и является кратчайшим путём к преждевременной смерти. Нам хочется
жить, иметь и сохранить хорошее здоровье, энергию, трудоспособность, прожить жизнь интересно. На этом желания обрываются, потому что двигаться стало скучно. А ведь именно физические упражнения дают нам чувство бодрости, дарят хорошее настроение, укрепляют сердце, помогают победить депрессию и борются со многими заболеваниями, повышают трудоспособность и поддерживают вес в норме. Ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, работа в саду и огороде, покорение горных вершин и катание на лыжах помогают сделать жизнь долгой и интересной. Солнечный свет укрепляет иммунную систему, а свежий воздух успокаивает и устраняет раздражительность, головные боли и бессонницу.
Сегодняшнее время, каким бы трудным оно ни было, прекрасно для жизни! Хоть немного оптимизма и положительное отношение к жизни также укрепят защитные силы организма и его иммунную систему. Учёными установлено, что если негативные эмоции - страх, гнев, обида, негодование, ненависть, печаль, ревность - накапливаются долгое время, то это может привести к снижению количества «клеток-воинов», которые защищают человеческий организм. Всё это не ново. Царь Соломон учит нас: «Весёлое сердце благотворно, … а унылый дух сушит кости» (Притчи 17: 22).
Новый старт
Здоровье - это ещё не всё. Но без него и всё - ничто. В наполненной трудностями и нервным напряжением современной жизни люди так часто испытывают стресс, разочарование, боль и безнадёжность, что чувствуют искушение променять своё здоровье и даже жизнь на всё, что принесёт им хотя бы временное облегчение. Но радость жизни и мир в душе не продаются в аптеке. Этот секрет открывается в вере, в
истине, в любви. Надежда существует благодаря личной вере, а вера - это синоним зрелого доверия. Такая надежда в нашей жизни - как обещание весны. Вера - это величайший залог здоровья, она не является психологическим приёмом, который мешает коснуться твёрдой почвы. Вера - это вопросы, сомнения, поиск ответов. Если ответы имеют смысл, тогда вера - не прыжок в неизвестность, а обретение состояния возрастающей любви и единства. Один из вопросов, который задаёт вера, таков: «В чём состоит цель жизни и откуда мы пришли?» Открытие новой правды будет величайшим жизненным достижением.
Мы представляем собой большую ценность. Бог создал нас для здоровья и процветания. Поэтому, пора идти к старту, новому старту в жизни, который поведёт нас здоровым, по-настоящему добрым маршрутом навстречу к счастью. Выход есть. И этот выход в нашем сознательном выборе вести здоровый образ жизни! На старт! Внимание! Марш!
Инна Белоножко
Эрзи Алидарова
Проект «Я выбираю ЗОЖ - здоровый образ жизни!»
Название проекта : «Я выбираю ЗОЖ - здоровый образ жизни !»
Стадия проекта : Проект в стадии реализации
Аннотация проекта .
«Приобрести здоровье – храбрость ,
а умело распорядиться им – искусство».
Франсуа Волетер.
Актуальность проекта .
Что такое здоровье ? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения : «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни ». В Конвенции по правам ребенка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие . Проблемы сохранения здоровья дошкольников и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны в связи с резким снижением процента здоровых детей , увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушения экологии, гиподинамия, нервно-психические нагрузки, незнание своего организма, состояние социальной среды, в результате чего происходит снижение уровня жизни .
Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни , который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированности жизненных установок . Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым .
До недавнего времени под «здоровьем » в преобладающем количестве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения здоровье можно рассматривать как универсальную способность к разносторонней адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ.
Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой - важнейшая задача любого цивилизованного общества.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья .
ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека , направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек. Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни :
«Здоровый образ жизни - это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках попущенной Господом земной жизни ».
Цель : приобщение детей к здоровому образу жизни , физическое развитие и воспитание дошкольников.
Задачи :
Профилактика асоциальных проявлений.
Формировать начальные представления о здоровом образе жизни ;
Обеспечить психофизическое благополучие детей и формировать -сознательное отношение к собственному здоровью ;
Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
Воспитывать желание быть здоровым ;
Формировать у родителей и детей ответственность за сохранение и укрепление здоровья ;
Воспитывать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умения различать эмоциональные состояния и настроения окружающих людей.
Ожидаемые результаты :
Понимание детьми, что здоровый образ жизни - основа полноценного развития.
Дети испытывают осознанную потребность, и необходимость соблюдения правил личной гигиены, режима дня занятий физической
культурой, выполнение ежедневной утренней зарядки, в правильном полноценном питании.
Сформировано сознательно бережное отношение к своему здоровью , самому ценному - человеческой жизни и чувство ответственности за своё поведение.
Формируются умения, связанные с проектной деятельностью .
Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей ;
Активная помощь и заинтересованность родителей в организации работы по оздоровлению детей .
Социальная значимость
Выбор темы моего проекта обусловлен социальной значимостью проблемы Здоровья . Здоровье человека – актуальная тема для обсуждения у всех времен и народов. Так в притче «Счастье или Здоровье ?» :
Поспорили однажды Здоровье и Счастье о том , кто из них важнее. Счастье говорит : - Я важнее! - Почему? - Без меня людям плохо. Они всегда ищут меня. Обо мне все только и говорят. Каждый хочет быть счастливым. - Каждый также хочет быть здоровым . - Про здоровье мало кто говорит , а вот про счастье все подряд. - Ты считаешь, что здоровье не нужно людям ? - Счастье важнее! Без него человек не может. Смотри, вон идет мальчик. Давай у него спросим, что для него главнее - счастье или здоровье ? Они обратились к мальчику . - Мальчик, что для тебя важнее - счастье или здоровье ? - Конечно же, счастье! – не задумываясь, ответил мальчик. - Ты счастливый? - О! Да, я счастливый! - Вот видишь! - захлопало в ладоши Счастье и подпрыгнуло от радости. - Я же говорю, что счастье главнее. - А скажи, мальчик, ты здоров ? - задало следующий вопрос Здоровье . - Да, я здоров ! - Везет тебе! - вмешалась в разговор проходившая мимо женщина. - Мне бы твоё здоровье , тогда и я была бы счастлива.
Итоги работы над проектом
«Я выбираю здоровый образ жизни !»
В течение учебного года воспитанники ДОУ принимали участие в реализации социально-значимого проекта «Я выбираю здоровый образ жизни !» . Работа проводилась во внеурочное время.
Во время проекта воспитанники уже могут :
Назвать полезные продукты питания;
Показать, как правильно сидеть за рабочим местом;
Назвать заповеди здоровья ;
Назвать врачей-специалистов лечащие те или иные заболевания;
Назвать пословицы, загадки, сказки и стихи о ЗОЖ;
Приобрели навыки группового взаимодействия, умение работать в коллективе;
«Десять заповедей здоровья , или Рецепт долголетия»
Режим дня
Ежедневная утренняя зарядка
- Здоровое питание
Прогулки на свежем воздухе
Полноценный сон
Занятия спортом
Одежда по сезону
Меньше стрессов, больше юмора
Жить в мире и согласии со своей семьей
Долой вредные привычки
Учитывая актуальность направления, данный проект мы будем продолжать и расширять
Публикации по теме:
Девиз проекта: Физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость. Автор проекта: воспитатель Короткова К. Г.
Консультация для воспитателей «Здоровый образ жизни в семье - основа формирования здорового образа жизни дошкольника» Консультация для воспитателей «Здоровый образ жизни в семье - основы формирования здорового образа жизни» «Семья - главный показатель здорового.
Краткосрочный проект для детей средней группы «Я выбираю ЗОЖ» Краткосрочный проект для детей средней группы «Я выбираю ЗОЖ» 1. Авторы проекта (Ф. И. О.) воспитатель группы Сурнина С. В. 2. Руководители.
Мы за здоровый образ жизни! Работа по формированию основ ЗОЖ в детском саду Период дошкольного детства – это на самом деле заканчивающийся промежуток в жизни каждого человека. Одной из основных целей в этот период.
Классный час по теме:
«Я выбираю здоровый образ жизни» (урок - конкурс)
Цель конкурса : сформировать у обучающихся потребность в здоровом образе жизни.
Задачи:
помочь ученикам осознать важность разумного отношения к своему здоровью;
способствовать укреплению здоровья детей;
развивать навыки работы в группах, коммуникативные способности, внимание, фантазию, смекалку, творческие способности, речь;
воспитывать культуру поведения и общения при работе в группах.
Оформление кабинета:
плакат с названием конкурсной программы "Здоровым быть здорово!";
рисунки учеников на доске;
по периметру кабинета семейные стенгазеты "Мы за здоровый образ жизни!";
столы для двух команд.
Оборудование: компьютер; листы с буквами З, Д, О, Р, О, В, Ь, Е; карточки с пословицами; ларец и предметы для него; листы для заданий; фломастеры; грамоты.
Учитель : Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас на нашем празднике здоровья с названием "Здоровым быть здорово!".
Вместе: Здравствуйте! Желаем всем здоровья!
Учитель: Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Здоровье не купишь за деньги. Будучи больными, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете решать жизненно важные задачи. Все мы хотим вырасти крепкими и здоровыми. Быть здоровым – естественное желание человека, рано или поздно все задумываются о своем здоровье. Каждый из нас должен осознавать, какой это бесценный клад. Давайте вместе подумаем, что такое здоровье, здоровый образ жизни.
Мальчик:
Чтобы были мы красивы,
Чтобы не были плаксивы,
Чтоб в руках любое дело
Дружно спорилось, горело…
Девочка:
Чтобы громче пелись песни,
Чтоб жилось нам интересней…
Мальчик и девочка: Нужно сильным быть, здоровым.
Учитель: Наш конкурс называется "Здоровым быть здорово!" И сегодня мы постараемся доказать это друг другу и самим себе. В игре участвуют 2 команды. Первый игровой столик – команда _____________________________________;
второй игровой столик – команда.
Следить за нашим конкурсом будет строгое жюри в составе ____________________________________________________________________________________________________________________________________.
Итак, начинаем нашу конкурсную программу. Первый конкурс называется "Здоровье".
Конкурс "Здоровье"
К каждой букве в слове "здоровье" нужно подобрать другие слова, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни. Каждое слово принесет команде один балл. На выполнение задания отводится одна минута. (Во время работы команд звучит музыка.)
Конкурс "Народная мудрость гласит"
Команды получают карточки с незаконченными пословицами. Задача участников – закончить пословицы о здоровье. В конце конкурса представители команд зачитывают свои варианты окончания пословиц. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.
Чистота – ___________________________________________.
(Ответ: залог здоровья.)
Здоровье в порядке – _______________________________.
(Ответ: спасибо зарядке.)
Если хочешь быть здоров – _______________________________.
(Ответ: закаляйся.)
В здоровом теле – ____________________________________.
(Ответ: здоровый дух.)
Учитель: А пока команды отвечают, поиграем с болельщиками. Отвечайте дружно хором "Это я, это я, это все мои друзья", если вы со мной согласны. Если это не про вас, то молчите, не шумите.
Игра "Это я, это я, это все мои друзья"(для болельщиков)
Вопросы для обучающихся:
кто из вас всегда готов жизнь прожить без докторов;
кто не хочет быть здоровым, бодрым, стройным и веселым;
кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру;
кто мороза не боится, на коньках летит, как птица;
ну а кто начнет обед жвачкой с парою конфет;
кто же любит помидоры, фрукты, овощи, лимоны;
кто поел и чистит зубки регулярно дважды в сутки;
кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей;
кто согласно распорядку выполняет физзарядку;
кто, хочу у вас узнать, любит петь и отдыхать?
Конкурс "Здоровье не купишь – его разум дарит"
Командам даются вопросы, на которые нужно дать утвердительные или отрицательные ответы. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу. Вопросы:
1.Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости и здоровья?
(Ответ: да.)
2. Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы? (Ответ: нет.)
3. Верно ли, что зубы надо чистить один раз в день? (Ответ: нет.)
4. Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Ответ: да.)
5.Верно ли, что морковь замедляет старение организма? (Ответ: да.)
6. Легко ли отказаться от курения? (Ответ: нет.)
7. Правда ли, что недостаток солнца вызывает плохое настроение? (Ответ: да.)
8. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Ответ: нет.)
9. Правда ли, что каждый день нужно выпивать два стакана молока? (Ответ: да.)
10. Правда ли, что плохое настроение влияет на здоровье? (Ответ: да.)
Учитель: Чтобы быть здоровым, нужно много знать и уметь. В ходе следующего конкурса вам также нужно будет ответить на вопросы.
За каждый верный ответ команда получит 2 балла.
Конкурс "Знание – сила"
Даются вопросы, на которые нужно дать ответы. Вопросы:
1. Как называется результат воздействия мороза на организм человека? (Ответ: обморожение.)
2. Кто может заразить человека бешенством? (Ответ: животные.)
3. Как называются напитки, которые губят здоровье человека? (Ответ: алкоголь.)
4. Как называется материал для перевязки? (Ответ: бинт.)
5. Как называется травма, нанесенная огнем? (Ответ: ожог.)
6. Что способствует закаливанию организма? (Ответ: солнце, воздух, вода.)
Конкурс "Загадки о режиме дня"
Загадки:
1. Стать здоровым ты решил, значит, соблюдай… (ответ: режим);
2. Утром в семь звенит настырно наш веселый друг… (ответ: будильник);
3. На зарядку встала вся наша дружная… (ответ: семья);
4. Режим, конечно, не нарушу – я моюсь под холодным… (ответ: душем);
5. После душа и зарядки ждет меня горячий… (ответ: завтрак);
6. Всегда я мою руки с мылом, не надо звать к нам… (ответ: Мойдодыра);
7. После обеда можно сладко поспать, а можно и во дворе… (ответ: поиграть);
8. После ужина веселье – в руки мы берем гантели, с папой спортом занимаемся, маме нашей… (ответ: улыбаемся);
9. Смотрит к нам в окно луна, значит, спать давно… (ответ: пора).
Для болельщиков
Учитель:
Друзья, у меня есть для вас стихи,
Но их прочесть поможете вы.
Как только руку подниму я вверх,
Слово "здоровье" произносят все!
Законы ____________ должны мы твердо знать!
Свое ____________ беречь и охранять!
Много значит!
Всех важней!
Конкурс Капитанов.
Учитель: А теперь ответьте на загадки. Вам будет предложена словесная подсказка, а вы должны догадаться, что это. Слушайте внимательно подсказку:
1. Эти растения с характерным резким запахом являются хорошим средством в профилактике простудных заболеваний (ответ: лук, чеснок);
2. Вещества, которые обязательно надо употреблять, если вы принимаете сильные лекарства (ответ: витамины);
4. Жидкое, а не вода, белое, а не снег (ответ: молоко).
Конкурс "Здоровый образ жизни – это стильно!
Обучающиеся на листах бумаги должны записать правила здорового образа жизни. Команды работают под музыку, потом зачитывают свои правила. За каждое правило команда получает по одному баллу.
Девочка: А теперь немного отдохнем. Прошу всех встать. Подровняйте носочки, сцепите руки за спиной, присядьте несколько раз. Закройте глаза, откройте глаза (5 раз). Поднимаем по очереди плечи (5 раз). Руки на пояс, наклоны вправо, влево. Как можно назвать то, что мы с вами сейчас делаем? Правильно, разминку, зарядку, т. е. ведем активный образ жизни, который способствует укреплению здоровья.
(Жюри подводит итоги конкурса и награждает команды грамотами.)
Мальчик:
Человек на свет родился,
Встал на ножки и пошел!
С ветром, солнцем подружился,
Чтоб дышалось хорошо!
Девочка:
Приучал себя к порядку,
Рано утром он вставал.
Бодро делал он зарядку,
Душ холодный принимал.
Мальчик:
Каждый день он бегал, прыгал,
Много плавал, в мяч играл,
Набирал для жизни силы,
И не ныл он, не хворал.
Девочка:
Спать ложился в восемь тридцать,
Очень быстро засыпал.
С интересом шел учиться
И пятерки получал.
Мальчик:
Утром рано все вставайте,
Душ прохладный принимайте,
На зарядку становитесь,
Кашей с маслом подкрепитесь!
Учитель: Здоровье – неоценимое богатство в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, как можно дольше сохранять подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Надеюсь, что сегодняшняя игра не прошла даром и вы многое почерпнули из нее. Не зря говорят: "Здоров будешь – все добудешь". Так будьте все здоровы, до свидания!