Тема: Линзы Линза – прозрачное тело, ограниченное. Предмет в двойном фокусе

, помещик , военнослужащий

Ива́н Фёдорович Крузенште́рн , при рождении А́дам Йо́ханн фон Кру́зенштерн (нем. Adam Johann von Krusenstern ; 8 (19) ноября (1770-11-19 ) - 12 (24) августа ) - русский мореплаватель немецкого происхождения, адмирал . Происходил из остзейских дворян . Возглавлял в 1803-1806 годах первое русское кругосветное плавание .

Иностранная стажировка

В 1793-1799 годах Крузенштерн был командирован в Королевский военно-морской флот . В ходе стажировки служил на военных судах Великобритании, совершил кругосветное плавание, побывал в Северной Америке, Китае и Индии. Полученный опыт лег в основу представления на имя императора Павла I об организации русской кругосветной экспедиции. Заинтересованный русской меховой торговлей с Китаем , которая шла из Охотска сухим маршрутом на Кяхту , Крузенштерн пришёл к мысли о том, что она более выгодно могла идти прямо морем, он имел также в виду установить прямые отношения метрополии с русскими владениями в Америке. Проект был отвергнут.

Кругосветная экспедиция

В 1802 году с аналогичным предложением выступило главное правление РАК , император Александр I утвердил проект, для исполнения которого решено было снарядить первую русскую кругосветную экспедицию . Тогда и вспомнили об Иване Фёдоровиче.

Монета ЦБ РФ

Экспедиция, состоявшая из двух кораблей («Надежда» и «Нева») под командованием Крузенштерна и Резанова , с помощником капитан-лейтенантом Лисянским , 26 июля (7 августа) 1803 года отплыла из Кронштадта . Экспедиция направилась через Атлантический океан и 20 февраля (3 марта) 1804 года обогнула мыс Горн ; из русских и соседних с ними земель на севере Тихого океана она обратила особенное внимание на Камчатку , Курильские острова и Сахалин . В Кронштадт экспедиция вернулась 7 (19) августа 1806 год .

В 1811 году Крузенштерн был определён инспектором классов морского кадетского корпуса. В 1814 году, разработав подробную инструкцию для кругосветной экспедиции 1815-1818 гг. под начальством Коцебу , одного из младших офицеров первого кругосветного плавания, Крузенштерн посетил Англию для заказа необходимых для экспедиции инструментов. Вернувшись, он получил бессрочный отпуск и занялся созданием «Атласа Южного моря», с приложением гидрографических записок, под заглавием: «Собрание сочинений служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря» (СПб., 1823 и 1826; франц. перевод: «Recueil. des memoires hydrographiques…», СПб., 1824-1827; дополнение СПб., 1835-36; сочинение это увенчано полной Демидовской премией).

Преподавательская деятельность и государственная служба

И. Ф. Крузенштерн

В 1827 году Крузенштерн был назначен директором морского кадетского корпуса и членом адмиралтейств-совета. Шестнадцатилетняя деятельность на посту директора ознаменовалась введением в курсы морского корпуса новых предметов преподавания, обогащением его библиотеки и музеев многими учебными пособиями, учреждением офицерского класса и другими улучшениями. После отставки с должности директора морского кадетского корпуса, 14 октября 1842 года был удостоен звания генерала, состоящего при Особе Его Величества .

Являлся почётным членом Московского университета (1828) . Входил в состав Главного штаба Его Императорского Величества и Главного морского штаба Его Императорского Величества , являлся членом Адмиралтейств-совета и непременным членом Учёного комитета Морского министерства , числился в составе Гвардейского экипажа . Являлся членом Главного правления училищ Министерства народного просвещения , членом Совета военно-учебных заведений, вверенных особенному управлению . В последние годы жизни был первым по старшинству вступления почётным членом Императорской академии наук .

Иван Фёдорович Крузенштерн скончался в 1846 году. Похоронен в Домском соборе Таллина .

Семья

В 1801 году И. Ф. Крузенштерн женился на Юлианне Шарлотте фон Таубе дер Иссен (1780-1849). В семье родилось 4 сына и две дочери:

Видео по теме

Награды

И. Ф. Крузенштерн на почтовой марке России

Память

Памятник Крузенштерну в Санкт-Петербурге

В честь И. Ф. Крузенштерна названы:

Его имя носят:

  • Airbus A320 с номером VP-BKC авиакомпании Аэрофлот носит имя Ивана Крузенштерна.
  • Океанографическое исследовательское судно проекта 852 «Иван Крузенштерн» в составе Балтийского флота в 1974-1998 годах.

Труды Крузенштерна

  • Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах : По повелению его императорскаго величества Александра Перваго, на кораблях Надежде и Неве, под начальством флота капитан-лейтенанта, ныне капитана втораго ранга, Крузенштерна, Государственнаго Адмиралтейскаго департамента и Императорской Академии наук члена. - В Санктпетербурге: В Морской типографии, 1809-1812.
  • Voyage round the world, in the years 1803, 1804, 1805, & 1806, by order of His Imperial Majesty Alexander the First, on board the ships Nadeshda and Neva, under the command of Captain A. J. von Krusenstern / Tr. from the original German, by Richard Belgrave Hoppner. - L. : Printed by C. Roworth for J. Murray, 1813. - Vol. 2 vols. in one. - 314 + 404 p.
  • : Капитан-командором Крузенштерном. - Санктпетербург: В Морской типографии, 1823. - Т. 1. - 432 с.
  • Собрание сочинений, служащих разбором и изъяснением Атласа Южнаго моря : Капитан-командором Крузенштерном. - Санктпетербург: В Морской типографии, 1826. - Т. 2. - 504 с.
  • Recueil de mémoires hydrographiques pour servir d"analyse et d"explication à l"Atlas de l"océan pacifique: Par le contre-amiral de Krusenstern, directeur du Corps des cadets de la marine : [фр. ] . - Saint-Pétersbourg: De l"Imprimerie du departement de l"instruction publique, 1827. - XI, 478 p.
  • Дополнение к изданным в 1826 и 1827 годах объяснениям оснований, послуживших для составления атласа Южного моря: Совокупно с сим атласом соч. вице-адм. Крузенштерн : Изд. от Учен. ком. Мор. м-ва.. - Санкт-Петербург: тип. Акад. наук, 1836. - VIII, 120, 47 с.
  • Крузенштерн И. Ф. Письмо к О. М. Рибасу (на случай войны с Англиею) 5 декабря 1800 г. // Русский архив . - 1878. - Вып. 1, кн. 4. - С. 490-493.

Примечания

  1. SNAC - 2010.
  2. Encyclopædia Britannica
  3. Крузенштерн, Иван Фёдорович - статья из Большой советской энциклопедии .
  4. Генеалогическая справка: Genealogisches Handbuch der Oeselschen Ritterschaft (нем.) // Münchener Digitalisierungszentrum. - 1935. - С. 104 .
  5. Санкт-Петербург. 300+300 биографий = St. Petersburg. 300+300 biographies / Георгий Гопиенко. - биогр. словарь. - М. (СПб.): Маркграф (ОАО Иван Федоров), 2004. - С. 318. - ISBN 5-85952-032-8 .
  6. Одна «НАДЕЖДА» на двоих // Вокруг света : Журнал. - 2004. - 1 февраля. - ISSN 0321-0669 .
  7. Милорадович Г. А. Крузенштерн Иван Федорович // Царствование императора Николая I. Генералы, состоящие при Особе Его Величества // Список лиц свиты их величеств с царствования императора Петра I по 1886 г. По старшинству дня назначения. Генерал-адъютанты, свиты генерал-майоры, флигель-адъютанты, состоящие при особах, и бригад-майоры. - Киев: Типография С.В. Кульженко , 1886. - С. 163.
  8. Крузенштерн Иван Фёдорович (неопр.) . Летопись Московского университета . letopis.msu.ru. Дата обращения 17 декабря 2017.
  9. Генералы при Особе Его Величества состоящие: // Главный штаб Его Императорского Величества Императорской Академии наук , 1846. - С. 41.
  10. Адмиралтейств совет: // Министерство морское // Адрес-календарь, или общий штат Российской империи на 1846 год. Часть первая. - СПб. : Типография при Императорской Академии наук , 1846. - С. 125.
  11. Ученый комитет // Министерство морское // Адрес-календарь, или общий штат Российской империи на 1846 год. Часть первая. - СПб. : Типография при Императорской Академии наук , 1846. - С. 126.
  12. Служащие во флоте: // Гвардейский экипаж // Министерство морское // Адрес-календарь, или общий штат Российской империи на 1846 год. Часть первая. - СПб. : Типография при Императорской Академии наук , 1846. - С. 133.
  13. Главное правление училищ // Министерство народного просвещения // Адрес-календарь, или общий штат Российской империи на 1846 год. Часть первая. - СПб. : Типография при Императорской Академии наук , 1846. - С. 156.
  14. Совет о военно-учеб. заведениях: // Военно-учебные заведения // Заведения, особенному управлению вверенные // Адрес-календарь, или общий штат Российской империи на 1846 год. Часть первая. - СПб. : Типография при Императорской Академии наук , 1846. - С. 266.
  15. Здешние почетные члены // Императорская академия наук // Адрес-календарь, или общий штат Российской империи на 1846 год. Часть первая. - СПб. : Типография при Императорской Академии наук , 1846. - С. 158.
  16. В 1865 году был назначен начальником Рижской таможни. В браке (1852) с Софьей Александровной Бутковской (1835-1903) родилось семеро детей, трое из которых умерли в детстве. Их сын Платон (1861-1919) вместе с женой и шестью детьми был убит в 1919 году.
  17. Прищепова Л.А. Из истории рода Крузенштернов (рус.) // Немцы в Санкт-Петербурге.. - СПб: Рос. акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), 2008. - № 4 . - ISBN 978–5–88431–131–2.
  18. // Зодчий. - 1873. - № 10-11 . - С. 126 .

Литература

  • Белавенец П. И. // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. - М. , 1896-1918.
  • Военная энциклопедия / Под ред. В. Ф. Новицкого, А.В. фон Шварца, В. А. Апушкина, Г. К. фон Шульца. - Петербург: Т-во И. Д. Сытина, 1911. - Т. 13. - С. 318-319.
  • Вокруг света с Крузенштерном. Альбом. / ст. А. В. Крузенштерн, О. М. Фёдорова. - СПб. : Крига, 2005. - 288 с. -

Адмирал Крузенштерн Иван Федорович вошел в мировую историю как выдающийся русский мореплаватель, руководитель первой в России кругосветной экспедиции. Будучи основателем отечественной океанологии и автором «Атласа Южного моря», Иван Федорович внес огромный вклад в развитие географии и мореплавания в Российской империи.

Начало морской карьеры

Иван Федорович Крузенштерн, урожденный Адам Иоганн фон Крузенштерн, появился на свет 19 ноября 1770 года в семействе обрусевшего немецкого дворянина.

С ранних лет мальчик буквально бредил морем, и, достигнув 16 лет, поступил в Морской кадетский корпус. Закончил он его досрочно из-за разгоревшейся войны со шведами, и в звании мичмана принимал самое активное участие в морских баталиях. Однако они проходили неподалеку от родных берегов, а отважного юношу манили необъятные морские просторы.

Рис. 1. Иван Федорович Крузенштерн.

Желая как можно скорее осуществить свою заветную мечту, в 1793 году в звании лейтенанта Крузенштерн поступил на службу в британский флот. На протяжении последующих нескольких лет он бороздил водную гладь Индийского и Атлантического океанов. Во время длительных морских походов у него и зародилась идея о морской экспедиции вокруг света.

Первое кругосветное путешествие

По возвращении домой Крузенштерн разработал проект прямых маршрутов между российскими портами на Балтике и Аляске, и представил его на рассмотрение. Поначалу предложение Ивана Федоровича было отклонено, но когда встал вопрос о кругосветной экспедиции, именно ему поручили возглавить ее.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Основной целью предстоящей экспедиции было изучение устья Амура и близлежащих территорий для нахождения наиболее удобных торговых путей русского Тихоокеанского флота.

Рис. 2. Устье Амура.

Летом 1803 года из Кронштадта вышли в открытое море два парусных судна - «Надежда» и «Нева».

Мореплаватели взяли курс на Атлантику, и спустя год впервые в истории российского флота им удалось пересечь экватор.

В ходе этого путешествия Крузенштерном был сделан ряд важнейших открытий и исследований:

  • внес значительные изменения в старые карты, нанеся на них новые объекты;
  • провел глубоководные исследования океанических вод;
  • выяснил истинную причину свечения моря;
  • собрал полную информацию о приливах и отливах различных регионах;
  • тщательно исследовал побережье Сахалина, Курильских островов, западное побережье Японии;
  • установил новый прямой маршрут к русским владениям на Аляске и Камчатке.

Научная деятельность

Вернувшись в Россию после кругосветного путешествия, вплотную занялся научной работой. В 1809-1812 годах он работал над сочинением «Путешествие вокруг света», которое было переведено на многие европейские языки, а также над «Атласом Южного моря».

В своих литературных трудах Крузенштерн подробно описал свое путешествие. Он первым составил атлас Тихого океана с точными астрономическими, этнографическими и биологическими наблюдениями. Для 19 века атлас Крузенштерна был невероятно полным и информативным, и в изобилии содержал точные планы, карты и рисунки.

Рис. 3. Атлас Южного моря.

За 16 лет работы Крузенштерн ввел много новшеств в учебном заведении:

  • разнообразил курсы новыми обязательными предметами;
  • значительно пополнил библиотеку и музей ценными учебными пособиями;
  • создал и утвердил Высшие офицерские классы, на базе которых позже была сформирована Военно-морская академия;
  • отменил телесные наказания.

Скончался Иван Федорович 12 августа 1846 года. В честь великого мореплавателя были названы остров, пролив, риф и даже кратер на Луне, а также знаменитый ледокол и океанографическое исследовательское судно.

Что мы узнали?

При изучении доклада на тему «Крузенштерн Иван Федорович» по программе географии за 5 класс мы познакомились с краткой биографией выдающегося исследователя. Узнали, что открыл Крузенштерн Иван Федорович, и какое значение имели его географические открытия для развития мореплавания в Российской империи.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 169.

Крузенштерн Иоганн Антон (Иван Федорович) (1770-1846) - русский мореплаватель, адмирал, почетный член петербургской Академии Наук.

Иван Федорович Крузенштерн родился в дворянской семье 8 ноября 1770 года. В 14 лет он стал воспитанником Морского кадетского корпуса. В конце мая 1787 года он был произведен в гардемарины и летом ушел в свое первое учебное плавание по Балтийскому морю.

В 1788 окончил Морской кадетский корпус, в том же году участвовал в Голландском сражении. В 1793 был направлен волонтёром в Англию для совершенствования в морском деле. Плавал в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. В 1799 вернулся в Кронштадт.

В 1802 Иван Федорович Крузенштерн был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции (1803-06). 7 августа 1803 при большом стечении народа экспедиция Крузенштерна вышла из Кронштадта на двух парусных шлюпах "Надежда" (на борту которого находилась миссия в Японию во главе Николаем Резановым) и "Нева" (которым командовал однокашник и помощник Крузенштерна капитан Юрий Лисянский). Главная цель плавания заключалась в исследовании устья Амура и соседних территорий для выявления удобных мест и маршрутов снабжения товарами русского Тихоокеанского флота.

После продолжительной стоянки у острова Санта-Катарина (побережье Бразилии), когда на "Неве" пришлось заменить две мачты, суда впервые в истории русского флота пересекли экватор и направились на юг. 3 марта обогнули мыс Горн и через три недели в Тихом океане разлучились. От острова Нуку-Хива (Маркизские острова) шлюпы вместе проследовали к Гавайским островам, где вновь разошлись: "Нева" отправилась к берегам Аляски, а "Надежда" прибыла в Петропавловск-Камчатский в июле 1804. Затем Крузенштерн доставил Резанова в Нагасаки и обратно в Петропавловск-Камчатский, по дороге описав северные и восточные берега залива Терпения.

Летом 1805 впервые приблизился к берегам Сахалина, пытался пройти на юге между островом и материком, но не смог и ошибочно решил, что Сахалин не остров и соединен с материком перешейком. Из Петропавловска осенью того же года Крузенштерн перешел в Кантон, а в конце лета 1806 - в Кронштадт.

Участники первой российской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в географическую науку, стерев с карты ряд несуществующих островов и уточнив положение существующих. Они открыли Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, провели измерения температуры воды на глубинах до 400 м и определили ее удельный вес, прозрачность и цвет; выяснили причину свечения моря, собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана. Во время плавания Крузенштерна впервые было положено начало систематическим глубоководным исследованиям океана; Крузенштерн произвёл опись части Курильских островов, побережий Сахалина, Камчатки, некоторых островов Японии.

Беспримерное в истории отечественного мореплавания путешествие закончилось блистательно. Оно не только имело неоценимое научное и практическое значение, но и явилось новым доказательством доблести и трудолюбия русских моряков. Это историческое плавание полностью подтвердило мысль о том, что доставлять товары на большие расстояния удобнее и выгоднее именно морским путем. Таким путем Россия может вести и торговлю с Китаем.

Отечественные ученые приветствовали российских первооткрывателей. Петербургская Академия наук направила Крузенштерну специальное послание: "Ожидания академии были оправданы самым блистательным образом, и это столь же смелое, сколь и счастливое плавание, совершенное под Вашим благоразумным управлением, не только возвысило славу русского флота в глазах всей Европы, но и обогатило науку открытиями и исследованиями, далеко раздвинувшими предметы естествознания и географии".

Описание путешествия и результаты океанологических и этнографических исследований Крузенштерн изложил в 3-томном труде "Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях "Надежда" и "Нева" (1809-12, 2 изд. 1950).

С 1811 году Иван Федорович Крузенштерн был назначен инспектором, а в 1827 - директором Морского кадетского корпуса.

В 1842 году, уже будучи в звании адмирала, Иван Федорович ушел в отставку и уехал к себе в имение. Но трудиться не прекращал, и в 1845 году вместе с другими крупными исследователями- Ф. П. Врангелем, Ф. П. Литке и К. М. Бэром - принял участие в создании Русского географического общества, ставшего впоследствии крупнейшим центром географической науки в России.

Именем Крузенштерна названо двенадцать географических пунктов, в их числе атолл в архипелаге Маршалловых островов в Тихом океане, мыс на острове Парамушир в Охотском море, гора в Антарктиде...

Иван Федорович Крузенштерн умер 12 августа 1846 года. Он похоронен в Домском соборе в Ревеле (Таллинн).

6 ноября 1873 года в Петербурге, на набережной Васильевского острова, напротив Морского кадетского корпуса был установлен памятник. Его авторы - скульптор И. Н. Шредер и архитектор И. А. Монигетти, "Первому русскому плавателю вокруг света Ивану Федоровичу Крузенштерну от почитателей его заслуг", - гласит надпись на нем.

Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846) является не только легендарным мореплавателем, адмиралом, почётным членом Петербургской Академии Наук, но и уникальной исторической личностью и одним из основоположников российской океанологии. Этот человек оказал ощутимое влияние как на историю отечественных морских экспедиций, так и вообще на все мореплавание в целом. Не многие знают, что автором первого «Атласа Южного моря» был именно Иван Федорович Крузенштерн. Краткая биография этого русского мореплавателя есть в школьных учебниках, ее проходят во всех специальных учебных заведениях, поскольку это имя, которое знает каждый образованный человек, неизменно связано с русской океанологией, географией и т. д.

Иван Федорович Крузенштерн: краткая биография

Этот русский мореплаватель, которого при рождении нарекли Адам Иоанн, происходил из остзейского обрусевшего немецкого рода дворян, основоположником которого был его прадед - Филипп Крузиус. Родился Иван Федорович Крузенштерн, биография которого тесно связана с морем, восьмого ноября 1770 года в Эстонии, в имении Хагудис. Его отец был судьей. С раннего детства будущий адмирал мечтал обойти по морю земной шар. И хотя жизнь его была всегда связана с морем, эту свою мечту осуществить удалось не сразу.

Иван Федорович Крузенштерн после ревельской церковной школы, в которой он проучился три года начиная с двенадцати лет, сразу же поступил в единственное по тем временам учебное заведение в Кронштадте, которое готовило офицеров флота - Морской корпус. Первый поход юного гардемарина по водным просторам осуществился в 1787 году по Балтике. Вскоре началась русско-шведская война. Как и многие другие, Иван Крузенштерн, не успев окончить курс обучения, досрочно был призван в мичманы на линейный 74-пушечный корабль «Мстислав». Произошло это в 1788 году. Отличившись в Гогландском сражении в том же году, юный Иван был отмечен командованием. А за заслуги в морских боях в Выборгской бухте при Красной Горке и в Ревеле в 1790 году его произвели в лейтенанты.

Период волонтерства в Великобритании

В 1793 году двенадцать офицеров-отличников с целью усовершенствования морского дела были направлены в Англию. Среди них находился и Иван Федорович Крузенштерн. Биография будущего адмирала с этого времени начинает резко набирать обороты. Покинув Российскую Империю, он долгое время плавал на фрегате Thetis у северного побережья Америки, где не раз участвовал в сражениях с французскими кораблями, посетил Суринам, Барбадос, С целью исследования ост-индских вод он заходил в Бенгальский залив. Его целью было налаживание маршрута для русской торговли в этом регионе.

Иван Федорович Крузенштерн, уже будучи Кавалером ордена Св. Георгия четвертого класса, сильно заинтересовался меховой торговлей России и Китая, маршрут которой проходил сухопутным путем из Охотска на Кяхту. Будучи в Кантоне, он имел возможность убедиться в выгоде, какую могла бы получить Россия от непосредственного сбыта своего пушного товара в Китай морским путем. Кроме того, несмотря на сравнительную молодость, будущий адмирал Иван Федорович Крузенштерн пытался установить прямую связь метрополии с российскими владениями, расположенными на территории Америки, для того чтобы иметь возможность снабжать их всем необходимым. К тому же он уже начал всерьез обдумывать зародившийся у него еще до начала шведской войны грандиозный проект кругосветного плавания, основной целью которого могло стать совершенствование русского флота такими отдаленными маршрутами, а также развитие колониальной торговли. Поэтому, плавая по службе в водах Индийского, Тихого и Атлантического океанов, этот мореплаватель изучал все возможные пути.

Возвращение на Родину

Набравшись опыта и окрепнув, в 1799 году Иван Федорович спустя шесть лет вернулся в Россию. В Петербурге он попытался представить свой проект и соображения в морское ведомство, однако не встретил понимания.

Однако когда в 1802 году с аналогичным предложением стало выступать главное правление Российского министерства коммерции, император Александр I утвердил его, а во исполнение решено было снарядить кругосветную экспедицию. Как раз в это время и вспомнили о Крузенштерне, пригласив его к царю.

Первое кругосветное плавание

Государь, сильно воодушевившись проектом, утвердил его и предоставил Крузенштерну возможность личного его осуществления. В путешествие назначили два небольших парусных шлюпа: «Надежду» весом в 450 тонн и чуть более легкое судно «Нева». Командовать экспедицией и основным кораблем должен был Крузенштерн Иван Федорович, открытия которого впоследствии войдут в историю российского мореплавания как одни из самых значимых. А командование шлюпом «Нева» поручили его близкому товарищу капитан-лейтенанту Ю. Лисянскому.

Славное путешествие стартовало в начале августа 1803 года. Оба судна одновременно вышли из кронштадтского порта, чтобы отправиться в долгий и очень нелегкий путь. Основная задача, которая была поставлена перед экспедицией, - это исследование устья реки Амур для обнаружения новых маршрутов. Это всегда было заветной целью Тихоокеанского русского флота, воплотить в жизнь которую доверили давним друзьям и однокашникам - Крузенштерну и Лисянскому. Им впоследствии пришлось пережить много трудностей.
Суда должны были носить военный флаг. Помимо торговых целей, шлюп «Надежда» должен был перевезти в Японию российского посла - камергера Резанова, который обязан был организовать торговые отношения с Японией. А с целью проведения научных исследований от Российской академии наук в экспедицию были откомандированы естествоиспытатели Лангсдорф с Тилезиусом, а также астроном Горнер.

Южное полушарие

Японская часть путешествия

Двадцать шестого сентября 1804 года шлюп «Надежда» прибыл в Нагасаки. В Японии Иван Федорович Крузенштерн вынужден был задержаться до следующего года. Недоверчивые и крайне медлительные японцы решительно отказывались принять русского посла. Наконец, в апреле вопрос был разрешен.

Возвратиться с Резановым на Камчатку Крузенштерн решил через которое в то время было совершенно неизведано мореплавателями. На пути ему удалось исследовать западные берега Нипона и Матсмая, а также южную и половину восточной части острова Сахалин. Кроме того, Иван Федорович определил и положение многих других островов.

Завершение миссии

Заплыв в Петропавловский порт, высадив посла, Крузенштерн возвращается к берегам Сахалина, заканчивает свои исследования, затем, обогнув его с севера, заходит в Амурский лиман, откуда второго августа возвращается на Камчатку, где, пополнив запасы продовольствия, «Надежда» направляется в Кронштадт. Так закончилось легендарное кругосветное путешествие Крузенштерна, которое первым вписано в историю русского мореплавания. Оно вполне оправдало намеченный проект, составив не только новую эпоху, но и обогатив географию и естественные науки полезными сведениями о малоизвестных странах. Государь очень щедро наградил Крузенштерна и Лисянского, а также всех остальных участников экспедиции. В память об этом важном событии даже приказал выбить особую медаль.

Подведение итогов

В 1811 году Иван Федорович Крузенштерн, фото которого можно увидеть в любом учебном пособии морских училищ и других специальных учебных заведений, был назначен инспектором классов в Морском кадетском корпусе. Однако развивающаяся глазная болезнь и не совсем удачно складывающиеся отношения с царским морским министром принудили его попросить освобождения от работы и уже в декабре 1815-го отправиться в бессрочный отпуск.

Практически с этого же времени он начал разрабатывать подробную инструкцию, предназначенную для кругосветной экспедиции, которая прошла с 1815 по 1818 год под руководством Коцебу - младшего офицера первого плавания. Крузенштерн даже поехал в Англию, где заказал необходимые для путешествия инструменты. А вернувшись, он, получив бессрочный отпуск, стал работать над созданием своего «Атласа Южного моря», к которому должны были прилагаться гидрографические записки, служащие разбором и изъяснением. Иван Федорович с помогающими ему специалистами обработал и создал прекрасное учебное описание путешествия с большим количеством карт и рисунков. Этот труд, изданный на русском и немецком языках, был переведен на французский, а впоследствии на все без исключения европейские языки. Он был удостоен полной Демидовской премии.

Руководство Морским корпусом

В 1827 году Крузенштерн стал директором Морского корпуса. Почти в то же время он стал членом адмиралтейского совета. Шестнадцать лет на посту руководителя ознаменованы коренными преобразованиями в этом военном учебном заведении: Иван Федорович ввел новые предметы для преподавания, обогатил библиотеку и музеи многими пособиями. Коренные преобразования коснулись не только нравственного и образовательного уровня. Адмирал учредил офицерский класс, физический кабинет и обсерваторию.

По особому ходатайству Ивана Федоровича корпус в 1827 году стал Морской академией.

Научная и организаторская деятельность

В начале Отечественной, в 1812-м, Крузенштерн, будучи человеком небогатым, пожертвовал треть своего состояния. По тем временам это были большие деньги - тысяча рублей. В том же году он опубликовал свой трехтомник «Путешествие вокруг света...», а в 1813-м был избран членом многих научных обществ и даже академий в Англии и Дании, Германии и Франции.

До 1836 года Крузенштерн издал свой «Атлас Южного моря», в котором были обширные гидрографические примечания. С 1827-го по 1842-й, постепенно повышаясь в званиях, он дошел до адмирала. Очень многие выдающиеся путешественники и мореплаватели обращались за поддержкой или советом к Ивану Федоровичу. Он был организатором экспедиции под руководством не только Отто Коцебу, но и Вавильева и Шишмарева, Беллинсгаузена и Лазарева, Станюковича и Литке.

Физическая подготовка

По словам современников, Крузенштерн сильно выделялся в своем окружении, отличаясь атлетическим телосложением, а плечевым поясом и богатырской грудью превосходил всех в экспедиции. Интересно, что в путешествия, невзирая на недоумение коллег, он возил с собой гири и ежедневно с ними занимался. Его любимым упражнением был швунг жимовой.

В память

В Санкт-Петербурге с 1874 года по проекту архитектора Монигетти и скульптора Шредера напротив Морского корпуса установлен памятник Крузенштерну. Он возводился на частные средства, хотя небольшое пособие было получено и от государства.

Именем этого великого мореплавателя названы пролив, риф и барк. А в 1993 году Российский Банк выпустил памятные монеты серии «Первое кругосветное русское путешествие».

Похоронен великий адмирал Иван Федорович Крузенштерн в таллинском Домском соборе.



Методы лечения