Третий Спас – ореховый, хлебный, холщовый: традиции и обычаи. Завтра православный мир празднует ореховый спас

Ореховый или Хлебный Спас – народный праздник, который отмечают 29 августа на следующий день после праздника Успения Пресвятой Богородицы – это последнее, третье празднество уходящего лета, который символизирует окончание сбора урожая.

Православная церковь в этот день празднует перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа. В этот же день церковь совершает празднование икон Пресвятой Богородицы Федоровской и Порт-Артурской.

Ореховый спас

Третий Спас называют Ореховым, Хлебным и даже Холщовым. Наши предки в этот день пекли хлеб, собирали поспевшие орехи и торговали на ярмарках льняным полотном. В народе говорили: «Первый Спас — на воде стоят; — яблоки едят; Третий Спас — на зеленых горах холсты продают».

Другие названия Орехового Спаса

В последние августовские дни на Руси издревле начинался сбор диких орехов (лещины), а также выпечка хлеба из зерна нового урожая и торговля домоткаными полотнами и холстами. В связи с этим праздник также называли:

Спас на холстах,

Спас на полотне,

Холщовый спас .

Также этот день назывался Малым спасом - он считается как бы полупраздником, поскольку приходится на послепразднование очень важного в православии праздника - Успение Богородицы.

Ну, а народные называния праздника - Осенний спас и Холодный Спас - напоминают, что с окончанием августа лето, увы, уступает место осени.

Традиции и обычаи

Самая главная традиция Орехового Спаса , как и других больших религиозных праздников - посещение богослужений в церкви и молитва.

По церковной традиции в эти дни освящают орехи (лещину, грецкие орехи), хлеб и караваи из муки первого урожая.

В этот день по традиции заканчивали уборку хлебов и пекли первый каравай из муки нового урожая. Хлеб освящали в церкви и затем ели всей семьей.

В старину ходили такие пословицы: «Третий Спас - хлеба припас», «Коль хорош Третий Спас, будет зимой квас».

Обряд хранить остатки первого каравая, завернутые в холщовую тряпочку за иконой, сохранился в некоторых селах до наших дней. Люди считали, что таким образом приманивали в дом благополучие и оберегали семейство от голода.

Во многих городах и селах на Хлебный или Ореховый Спас устраивали ярмарки - считалось, что торговля в этот день будет особенно благоприятной.

На ярмарках можно было встретить изобилие различных тканей, за которыми охотно приходили селяне, так как в народе бытовало мнение, что в этот день нужно что-то приобрести из тканей.

Хлебный (Ореховый) Спас не принято было отмечать каким-то особым образом, так как в это время страда была в разгаре, и людям было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам.

Также в этот день хозяйки заготавливают лечебную ореховую настойку: перемычки грецких орехов заливают водкой и настаивают в темном месте.

Праздновали Ореховый спас уже не с таким размахом, как Яблочный и Медовый. Лето заканчивалось, начинались холода. И люди старались поскорее заготовить еду в своих амбарах.

В обед шли в церковь, чтобы осветить хлеб и пироги из нового зерна. Молились перед иконой мученика Диомида.

К вечеру крестьяне чистили целебные подземные источники, чистили колодцы. В общем, готовились к осени и зиме. А уже потом садились за стол. Подавать принято было настойку на основе грецких орехов, а также хлеб и пироги.

Ну и заканчивали день мытьем в бане. Люди делали веники из орешника, который защищал их от болезней и сглаза.

Хозяйки пекли хлеб и пироги с грибами, готовили различные блюда с добавлением орехов и угощали ими своих родных и близких. Так как Успенский пост закончился, на стол выставляли кушанья из мяса и рыбы. Но главными блюдами были:

  • свежая выпечка;
  • яблоки с медом.

Обычаи и приметы на ореховый спас

В этот день можно употреблять в пищу орехи из нового урожая, перед этим их освещают в церкви. Существует примета, что если урожай плодов орехового дерева хороший, то на следующий год будет богатый урожай ржи.

На Ореховый Спас принято сеять озимые и печь пироги из муки нового урожая.

Наши предки после утреней молитвы провожали мужчин с хлебом и солью на поле. В телегу укладывали три снопа, поверх которых помещали мешки ржи для посева. Придя на поле, мужчины отведывали гречневую кашу, а после посева, вернувшись домой, они ели кашу и пироги в кругу всей семьи.

Поговорки и приметы

  • Третий Спас хлеба припас.
  • Урожай на орехи - урожай хлеба на будущий год.
  • Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
  • Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.
  • Ласточки отлетают в три раза, в три спаса.
  • «Після Успення прийшло - сонце на осінь пішло» (укр.)

Если при сборе орехов один из них упал на голову, будет неожиданная прибыль.

Как предсказать погоду на Спас?

Журавли, улетевшие до Третьего Спаса, - признак наступления заморозков до середины октября (до 14 октября, когда отмечают Покрова). Гроза в этот день предвещает теплую осень. Ее же признаком является спокойное течение реки в праздник.

Хлебный или Ореховый Спас: заговоры

В этот день нужно обязательно принести в дом немного собранных орехов. Очень хорошо, если вы сможете отыскать двойной или тройной орех – это значит, что скоро вы обязательно разбогатеете. На такой плод нужно прочитать специальный заговор:

«Пусть счастливый орех станет для меня оберегом,

Принесет мне удачу и денег целую телегу».

Храните заговоренный орешек рядом со своим кошельком. Можете его носить с собой. Он поможет привлечь в вашу жизнь деньги и значительно улучшить финансовое положение.

Существует поверье, что 29 августа каждая ведьма делала себе волшебную палочку. Материалом для её изготовления служил орешник, который в этот день наполняется особой магической силой. Простые люди на третий Спас делали себе веники из ореха для бани. Считалось, что использование этих веников поможет излечиться от разных болезней. Но сушить и хранить их нужно отдельно.

Заговор на Ореховый Спас на замужество

Девушки, у которых по каким-то причинам не получается выйти замуж, могут провести любовный ритуал. Для этого 29 августа вам нужно сорвать орех и принести его домой. Расколоть его на две половинки. Съедобную часть уберите.

«В одно целое две части соединила, нашу любовь скрепила.

Будет раб Божий (имя) обо мне рабе Божьей (имя) тосковать,

Обо мне одной думать и мечтать.

Наши сердца в унисон забьются,

А судьбы навсегда переплетутся.

Пусть Ореховый Спас моё желание исполнит,

Мою жизнь счастьем наполнит. Аминь».

После этого возьмите орех, отнесите к дому любимого и закопайте его там.

Гадание на любовь и отношение на Ореховый Спас

Сорвав орех с дерева, его нужно съесть и определить его вкус. Сладкий он предвещает удачу в любовных делах, горький – разочарование, предательство любимого человека, недоспевший орех сообщает о важной новости, а гнилой сулит неприятности.

Как загадать желание на Спас?

Есть много способов загадывания желаний на третий спас. Вот те, которыми пользуюсь я. Это очень простые гадания, но у меня сбывались предсказания, так, что я в них верю.

  1. Из собранных орехов берут в руки приглянувшийся из них по внешнему виду, задумывают желание. Затем его нужно расколоть. Вкусное, крупное ядро предвещает исполнение загаданного, пустой или гнилой орех – признак того, что ему не суждено исполниться.
  2. После загадывания желания нужно взять в руки много орехов (сколько поместится), раскинуть на столе, пересчитать их количество. Четное число будет означать скорое исполнение задуманного.
  3. На улице чертят круг радиусом 15-20 см, бросают в него 13 орехов, предварительно перемешав их в руках и загадав желание. Бросать плоды нужно не вниз, а вверх. Задуманное сбудется, если в центр круга попадет большая часть орехов (7-13). Если их меньше – желание не исполнится. Можно внимательно присмотреться на композицию из орехов в круге. Ее форма, расположение могут о чем-то рассказать гадающему, если тот подключит воображение.

Что приготовить на Третий Спас? Праздничный стол на Ореховый или Хлебный Спас

Во время застолья принято радоваться закончившейся жниве и лакомиться угощениями. Нужно попробовать все блюда праздничного стола, чтобы был достаток и здоровье.

Хлебный Спас приходится на окончание Успенского поста, в это время уже можно кушать различные блюда. Главой стола являются орехи. Третий Спас завершает августовские Спасы, в честь которых принято кушать еще яблоки, мед. Эти продукты наряду с орехами являются главными ингредиентами, из которых готовят праздничные угощения.

Не стоит игнорировать и мясные блюда. Их можно усовершенствовать, добавляя в них орехи, фрукты.

В этот день на столе обязательно должен быть хлеб, испеченный из новой муки. Угощаются и угощают гостей не только в доме. Можно выйти на улицу, раздать соседям и прохожим приготовленные блюда.

Рецепт на Ореховый Спас — Печенье с орехами и медом

Вариант быстрой выпечки - невесомые медово-арахисовые «улитки» из покупного теста. Если не придерживаться точного списка ингредиентов, идеальное во всех отношениях тесто для штруделя заменяют слоеным, слоено-дрожжевым, арахис - фундуком, грецким или миндалем, цветочный мед - сахаром, а от придающего глянец желтка и вовсе отказываются.

Ингредиенты

  • тесто-полуфабрикат для штруделя - 200 г;
  • арахис - 100 г;
  • мед - 50 г;
  • яйца - 1 шт.

Как приготовить

  1. Орехи предварительно прогреваем на сухой сковороде - держим пару минут при высокой температуре, снимаем шелуху и даем раскрыться аромату.
  2. Измельчаем арахис, прокатав обычной скалкой вручную, или в чаше блендера.
  3. Арахисовую крошку смешиваем с медом любого сорта - начинка для выпечки готова!
  4. Так как у нас «живое» тесто, не подвергшееся заморозке, сразу разворачиваем рулон, покрываем равномерным слоем сладкой начинки из арахиса и меда - снова скручиваем пласт.
  5. Разрезаем «сверток» заготовками шириной около 2 см.
  6. Выкладываем будущие «улитки» срезом вверх/вниз на пергамент - соблюдаем небольшую дистанцию. Разбавленным с водой или молоком яичным желтком смазываем «шайбы» и ставим в уже прогретую до максимума духовку. Выпекаем при температуре 180 градусов примерно 20 минут.
  7. Свежеиспеченные «улитки» остужаем на решетке и перед подачей слегка «припудриваем».
  8. Домашние медово-арахисовые «улитки» одинаков хороши как с кофе, чаем, так и молоком или ягодным морсом!

Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?

Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.

У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий - все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия - это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.

Приносить Богу начатки первого урожая - обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни - неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.

С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие - то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства - это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным - внутреннее содержание - попросту забывается, теряется.

Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем - в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.

Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.

14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары - износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников - Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.

Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу - значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.

Также 14 августа - начало Успенского поста, который длится две недели - до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.

Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?

Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», - писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.

В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву - пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же - принести Богу все первое и лучшее.

Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.

И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?

Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

- Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?

Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, - читаем мы в Священном Писании. - Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).

Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).

Беседовала Наталья Горошкова

«Первый Спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зеленых горах холсты продают». Спас в христианстве - от имени Иисуса Христа, Спасителя. В народе есть свое объяснение названию праздника - в лучших традициях сбора урожая: «спасаться», запасая урожай на долгую зиму. У каждого Спаса августа - своя история и даже свои праздничные угощения к столу. В традициях этих праздников разбиралась Наталья Летникова.

14 августа - Медовый Спас, или Спас на воде

Начинается история Медового Спаса еще в дохристианские времена. В эти дни отмечали праздник урожая. В Константинополе IХ века были свои традиции. В самый жаркий месяц года было принято выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы. Верующие уповали на помощь Иисуса Христа в отвращении болезней и природных напастей - засухи и пожаров.

На Руси в этот день совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Верующие вспоминают славную победу Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году. В поход благоверный князь отправился с чудотворной иконой Владимирской Богоматери и Святым Крестом. По преданиям, в борьбе с врагами помогли христианские святыни.

Еще одно название праздника 14 августа - Спас на воде. В честь малого водосвятия. И в храмах, и в хозяйстве. В это время на Руси освящали новые колодцы, шли крестным ходом на реки и озера, купались сами и купали домашний скот, испрашивая здоровья.

Владимирская Богоматерь (1514)

Князь Андрей Боголюбский (1885-1896)

А что народ?

В народе с религиозным праздником были связаны свои традиции. К середине августа как раз поспевает мед нового сбора - «сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоухания». Пасечники вырезали из ульев первые соты и несли в храм для освящения. Христиане воспринимали мед не просто как лакомство или полезный продукт, но как воплощение Божией благодати и милости. Одаривали детей и нищих.

Традиционное угощение для Медового Спаса - выпечка с медом: пряники и блины. Главное условие: чтобы сладости были постные. С 14 августа у православных христиан начинается Успенский пост.

Главный напиток Медового Спаса - питной мед. Настаивался такой мед десяток лет. Изучал старинные рецепты историк и кулинар Вильям Похлебкин. «Ставленный» мед состоял на треть из ягод и на две трети из самого меда. Выдерживали эту смесь в смоляных бочках от 10 до 40 лет. Самым «сырым» считался мед-пятилеток. Ускорить естественный процесс помогал медовый уксус и хмель.

19 августа - Яблочный Спас, или Спас на горе

Пора Яблочного Спаса приходит в праздник Преображения Господня. В память о евангельских событиях на горе Фавор, когда Иисус Христос, взяв трех своих учеников, дабы поддержать их веру, поднялся на вершину и предстал во всем своем величии. Как Сын Божий. Спаситель показал людям, какими они станут в жизни грядущей и как преобразится земной мир.

В этот день верующие приносят в храм для освящения плоды нового урожая: яблоки, сливы, виноград. Считалось, что плоды - своеобразная награда за год тяжкого труда и, освящая яблоки, Божией благодатью можно освятить и все труды земные.

Б. М. Кустодиев. Яблоневый сад. (1918)

Преображение Господне (Икона, Новгород, XV век)

Как праздновали первые осенины

Яблочный Спас - как старт своеобразной кулинарной яблочной кампании. С этого дня на Руси пекли постные пирожки и пироги с яблоками, варили варенье. На закате провожали солнце с песнями: природа разворачивалась к осени и зиме. Яблоки - главное украшение праздничного стола на Преображение, подарок каждому гостю и даже нищему. «На Второй Спас и нищий яблочко съест», - утверждали в народе.

29 августа - Ореховый, Хлебный Спас, или Спас на холстах

В этот день христиане отмечают день Спаса Нерукотворного - в память перенесения образа в Константинополь. Появление чудотворного образа связывают с историей о правителе Авгаре. Больной царь послал к Христу своего служителя-художника с письмом и просьбой прийти в Эдессу и исцелить его, если же это невозможно - написать образ. Христос лишь умыл лицо, отер его полотном, на котором и сохранился образ Спасителя, ставший первой христианской иконой. С этим холстом связывают множество чудес и исцелений. В древности в этот день освящались ткани с изображением Спасителя. Во время военных походов использовали полотна как стяги.

В мирной жизни в самый ярмарочный месяц домотканое полотно везли на торг. Жатва хлебов должна быть закончена еще к празднику Успения. Оставалось лишь досеять озимые. Заполнены закрома - самое время пополнить семейный бюджет и освободить место под новые холсты. Впереди - длинные зимние вечера.

М. Стахович. Дожинки (1821)

А. Ковальский-Веруш. Дожинки (1910)

«Третий Спас - хлеба припас»

День торжественный, в который пекли первый хлеб из зерна нового урожая и благодарили Господа за хлеб насущный на каждый день. Уборка на полях уже закончена, а в лесу как раз поспевали орехи. Ореховый Спас - время заготовки на зиму целебной ореховой настойки. Готовили ее хозяйки из перемычек грецких орехов. Свежеиспеченный хлеб и орехи подавали в этот день к столу.

Старались отметить последний праздник лета щедро и с душой. «Коль хорош третий Спас - зимой будет квас». Провожали в это день птиц и отмечали, какую ждать осень: если журавль отлетит к третьему Спасу, на Покров будет морозно.

Что нельзя делать на Ореховый спас / 1zoom.ru

29 августа православные отмечают великий праздник – . Это название, можно сказать, народное. Церковный праздник 29 августа называется "Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа", или, если проще, Спас Нерукотворный. Есть и другие названия – Хлебный спас или Спас на холстах.

О том, что это за праздник, как его праздновать, приметах и гаданиях – мы уже писали в нашем материале . В сегодняшнем материале – что нельзя делать на Ореховый спас.

Ореховый спас: что нельзя делать

Первый запрет, который приходит на ум при упоминании религиозных праздников – это запрет на работу, так как во время церковных праздников надо заботиться о душе, а не о делах бренных. Однако на Ореховый спас все как раз наоборот – нельзя лениться и отлынивать от работы.

По всей вероятности, это связано с тем, что Третий спас приходился на пору сбора урожая и активных приготовлений к зиме. К слову, на Третий спас на полях проводят "досевки", то есть досевают озимую рожь и собирают картофель.

При этом обязательно нужно в этот день помогать всем, кто в этом нуждается, то есть нельзя отказывать в помощи на Ореховый спас – особенно детям, больным и бедным.

Из других запретов:

  • на Хлебный спас нельзя ходить в лес без оберега, а то нечисть навредить может (а как раз в эту пору ходили за лесными орехами);
  • отказывать нуждающимся не только в помощи, но еще и в еде.

Кстати, запретов, связанных с едой (например, не вкушать мясо), в этот праздник нет, так как традиционно заканчивается накануне.

Ореховый спас: что можно делать, чтобы привлечь удачу на год

Спасом на холстах праздник прозвали потому, что в это время на Руси традиционно устраивали ярмарки, во время которых хозяйки запасались тканями и нитками впрок. Отсюда, по-видимому, и поверье, что на Хлебный спас непременно полагается что-нибудь купить, хоть какую-нибудь безделушку. Считалось, что пожадничавший в этот день человек весь последующий год проведет в нищете.

Также есть поверья, что на Ореховый спас непременно нужно:

  • перепробовать все блюда на праздничном столе – чтоб избежать проблем с деньгами на год вперед (чаще всего на стол подают блюда с орехами – шарлотку, печеные яблоки с орехами и др. – и хлеб из зерна нового урожая);
  • собрать побольше орехов: чем больше соберешь, тем урожайнее будет следующий год.

Собирая в лесу орехи, люди следили, не упадет ли им на голову часом два сдвоенных ореха: такая находка обещала удачу на год вперед. Впрочем, найти было мало – нужно взять такую "двойку" непременно левой рукой, положить в карман и сохранить.

Ореховый Спас - народное название христианского праздника Перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа из сирийской Едессы в Константинополь в 944 году. Светлый образ Иисуса был создан при Его жизни Им Самим накануне окончания Его земной жизни.

Как выглядел Спаситель при жизни

Ни в одном христианском документе, будь то 27 посланий Нового Завета или сотни неканонических книг доподлинно не описывают, как выглядел Иисус в образе человека.

Не дают на этот вопрос ответ и Евангелисты Матфей, Лука, Марк и Иоанн. Оставленные историками и философами поздних лет описания внешности Спасителя настолько противоречивы, что кажется, что они описывали разных людей.

Доподлинно не известно как выглядел Иисус Христос

По человеческим понятиям Иисус должен был отличаться от обычных людей Своей внешностью, но почему тогда фарисеи заплатили 30 сребреников Иуде Искариоту за то, чтобы он указал на Учителя? Значит, у Спасителя была ординарная внешность, помогающая Ему затеряться в толпе. Туринская плащаница дала человечеству посмертное изображение Спасителя, по которому трудно представить, как выглядел Иисус при земной жизни.

Первое, прижизненное описание Христа, было сделано проконсулом Палестины Лентулой, давшему описание портрета Иисуса в послании римскому цезарю Тиберию.

Интересно! По словам проконсула, у Иисуса было прекрасное, благородное лицо, гармоничное тело. Его волосы отливали цветом спелого ореха, а лицо излучало силу и спокойствие, голубые глаза всегда оставались серьезными. Он был медлителен в разговоре, всегда спокоен и уравновешен.

Однако, это послание поставили под сомнение, ибо проконсула с таким именем историки не нашли в окружении Тиберия.

Рисунки того времени изображали Спасителя то римским гражданином в красивой одежде, с короткими волосами и выбритым лицом, то греком, то иудеем.

По описанию Иоанна Дамаскина, жившего в VIII веке. Иисус был высокого роста, с красивым лицом и темными вьющимися волосами, широким носом и ясными глазами. Его лицо украшала темная борода.

Существует ли хоть один прижизненный портрет Иисуса Христа? Да, Спаситель Сам оставил потомкам Свой нерукотворный Лик.

История появления Нерукотворного Образа Иисуса

Исцеление Авгаря

По преданию правитель сирийского города Едесса Авгарь заболел проказой. Больные с этим заболеванием обязаны были жить в лепрозории, но сила власти спасла от позора властелина.

По всему восточному побережью ширилась молва о чудодейственных исцелениях, дарованных Иисусом, узнал о Нем и Авгарь. Сирийский правитель по благоволению Божьему сразу уверовал в Иисуса, как в обещанного Богом Мессию и отправил к нему гонца с просьбой об исцелении. Этим посланником был придворный живописец Анания, которому было велено запечатлеть на холсте Божественный Лик Спасителя.

Послушный гонец добрался до Иерусалима, нашел Иисуса, но подойти к Учителю близко не мог из-за постоянного скопления людей вокруг Него. Находчивый живописец стал на высокий камень, пытаясь сделать зарисовки.

Сирийский правитель Абгар получил «нерукотворное» изображение Иисуса Христа

Христос заметил посланника, подозвал Анания и Сам передал для Авгаря записку, в которой говорилось о том, что скоро больного посетит один из апостолов и принесет исцеление.

Спаситель знал, что в скором времени Его ждет страшная смерть, распятие и воскрешение. На просьбу сделать портрет Иисус ответил согласием, Учитель попросил дать Ему кусок холста или убрус и воду. Умывшись, Спаситель промокнул светлый Лик холстом, оставив на нем Свой Нерукотворный Образ, и передал художнику отпечаток Своего лица. Отсюда третий Спас еще называют Спасом на холсте.

Святой убрус и послание Христа живописец доставил правителю Авгарю, который практически полностью исцелился от одного прикосновения к посланию Христа. В скором времени Сирию посетил апостол Фаддей, входящий в число 70-ти учеников, по молитве исцеления которого проказа навсегда покинула правителя Сирии.

Важно! Апостол крестил правителя и все население Едессы, после чего на Нерукотворном Образе оставил надпись, гласящую о том, что никто не постыдится, уповая на Господа Иисуса Христа.

Благочестивый Авгарь украсил холст и повесил святыню над главными воротами города. На протяжении многих лет каждый входящий в Едессу поклонялся Нерукотворному Образу, пока правнук Авгаря не стал идолопоклонником.

Великая сила святыни

Еретик приказал уничтожить Святой Лик, но Господь во сне явился епископу Едессы и приказал скрыть святыню от глаз людских. Темной ночью священник пробрался к Святому Лику, зажег перед святыней лампадку и заложил глиняными досками и кирпичами. Шли столетия и о Святом Лике забыли.

Шел 545 год. Персы под предводительством царя Хозроя осадили Едессу. Когда город готовился к сдаче своих позиций, на помощь жителям пришла сама Дева Мария, явившаяся едесскому епископу. Епископ Евлавий услышал Пресвятую Богоматерь, велевшую достать Святой Лик для спасения города. Каково же было удивление Евлавия, когда епископ увидел несгораемую лампадку, святыню и еще один нерукотворный Образ, отпечатанный на глиняной доске.

Персы зажгли вокруг Едессы большие костры, пытаясь сжечь город. Жители осажденной крепости совершили крестный ход вокруг города, неся перед собой святыни. Во время крестного хода, по мере приближения Нерукотворного Образа к пожарам, огонь исчезал сам по себе. Это явление настолько впечатлило персидское войско, что царь Хозрой приказал отступить.

Слава о Нерукотворном Образе быстро распространилась по всему Востоку, поэтому арабы, завоевавшие Едессу в 630 году, не препятствовали поклонению святыне. До 944 года христианская реликвия пребывала в городе Сарацинов.

Перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа

Греческий император Константин за огромную сумму уговорил эмира города продать ему святыню, заплатив серебром, личным золотом и отпустив 200 знатных сарацин, находящихся в плену у греков.

Большие почести сопровождали крестный ход, вышедший навстречу Нерукотворному Образу в Константинополе, после чего святыня хранилась в храме Пресвятой Богородицы.

Предания о дальнейшей судьбе святыни

Куда же делась великая святыня? Есть несколько версий ее исчезновения и существования.

По одному преданию, Нерукотворный Образ был похищен крестоносцами в XIII веке и утонул вместе с кораблем в Мраморном море. Другие источники утверждают, что в середине XIV века святыню передали в монастырь Св. Варфоломея, находящийся в Генуе, где она хранится втайне и поныне.

Нерукотворный Образ (Убрус) Господа Иисуса Христа

Русские христиане издавна чтили Святой Образ, помещая Нерукотворное изображение на знаменах своих войск.

Важно! Русская православная церковь придерживается благочестивого обычая, чтобы каждый верующий при входе в храм читал тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимы, лица Твоею, Господи, ищем, и с Давидом во смирении душ наших зовем не отврати лица Твоею, Господи, от нас, и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Ссбе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь.

Глас 2: Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

А как же орехи?

Конец сентября - время сбора орехового урожая.

По мере созревания орехов для сбора их отправлялась самая старшая женщина селения, она собирала дары леса и приносила домой. Ее урожай был мерой для всех остальных, принести меньше считалось постыдным. Орехи собирали несколько дней, потом приносили в церковь для воздаяния благодарности Богу за урожай.

По народным приметам богатый ореховый урожай гарантировал хлебный следующий год.

В это же время вязали последние хлебные снопы, отсюда третье название - Спас Хлебный, после него можно было сеять рожь на зиму.

Ореховый Спас - последний из трех Спасов, заключительный аккорд в благодарении Богу за дарованный урожай орехов, хлеба, яблок, меда и мака.

Видео о Третьем Спасе – хлебном, ореховом



О заболевании