Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Быково. Церковь Владимирской иконы Богоматери села Быково Быковская церковь в готическом стиле

Продолжаю свой рассказ о посещении усадьбы Быково. В прошлом раз я писал про усадебный дом и небольшие парковые постройки, в сейчас мы коснемся еще одной жемчужины данной усадьбы - храма Владимирской иконы Божией Матери:

Белокаменная двухэтажная церковь, построенная в 1783 году, имеет в плане уникальную овальную форму и принадлежит к редким архитектурным образцам неоготического стиля.

В 1804 году церковь изобразил А. Н. Бакарев, почему-то добавив в пейзаж горы, но подпись ясно гласит, что это Быково.

В 1884 году, когда усадьбой Быково владели Ильины, по инициативе владельцев было решено рядом с храмом построить колокольню в той же стилистике. Сейчас сложно представить, что все это строилось разными людьми с разницей в 100 лет.

Церковь была закрыта в 1937 году, со шпилей были сбиты кресты, а здание отдали швейной фабрике, а позже использовали под склад.

Фотография 1971 года:

Восстановительные работы и службы здесь возобновились в 1989 году. Фотография 1987 года:

Данное место очень популярно среди таких же "туристов" как и я, поэтому сейчас разрешение фотографировать можно получить за пожертвования:-) Так бы и написали, что съемка - ХХХ рублей, что мудрить-то:

Общий вид церкви:

Ворота, когда-то заходили через них:

Церковь еще интересна тем, что в подклете располагается Христорождественский храм, а на втором этаже - храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Снаружи на второй этаж ведут два изогнутых лестничных марша:

Проход по этим лестницам сейчас закрыт деревянными заборами:

Возможно, это связано с их состояниями:

По бокам находятся две башни-колокольни:

Вид от главного входа в сторону колокольни:

На фасаде располагаются лица, говорят, что один из барельефов изображает супругов Измайловых, а кому принадлежат остальные, мне неизвестно:

Еще один вход:

Вид с торцевой стороны:

Колокольня:

Она же вблизи:

Восстановительные работы еще продолжаются:

На заднем дворе сложена груда кирпичей:

Колодец на территории храма:

РПЦ говорит, что мне будет интересно посетить порядка 200-х храмов в Московской области:

Побродив по территории храма, я заглянул внутрь, там шла служба, поэтому я не стал заходить, чтобы не мешать. Кстати, не смотря на все предупреждения и надписи, я спокойно ходил и фотографировал все, что хотел. Никто ко мне не подошел и не просил пожертвований, а я не стал сам навязываться. Возможно, что все в это время были заняты службой.

Главная в Москве церковь, освященная во имя Владимирской иконы Божией Матери, стояла до революции в Китай-Городе, близ Лубянской площади, в самом начале Никольской улицы. Она была основана по обету царицей Натальей Нарышкиной там, где издревле стояла часовня с Владимирским образом. Эта часовня, как и церковь, были основаны на той дороге и близ того самого места, где в 1395 году москвичи с благоговением и страхом встречали из Владимира чудотворный образ Богоматери, надеясь обрести спасение от страшного Тимура, шедшего с войском на Москву.

И в память о той легендарной, судьбоносной для Москвы встрече был основан не только московский Сретенский монастырь, но и Владимирская часовня на московском посаде, а вслед за ней – и приходская Владимирская церковь на Никольской. Ее чешуйчатая главка, «как еж, ощетинившаяся колючками», по выражению современного москвоведа, была далеко видна с окрестностей и красиво возвышалась над старинной застройкой Никольской улицы.

Владимирская икона – главная православная и историческая святыня Москвы, а с ней – и всего государства Российского. По преданию, образ написал сам Евангелист Лука на доске от стола, за которым совершилась трапеза Спасителя и Пресвятой Богородицы с праведным Иосифом Обручником. На Русь икона попала всего лишь в начале XIV века – тогда ее прислали из Константинополя князю Мстиславу, который поместил ее в Вышгороде. Сын основателя Москвы, князь Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир и установил в новопостроенном Успенском соборе. А уже в 1395 году, когда москвичи с ужасом ожидали нашествие «великого хромого», икону впервые привезли в Москву, где она милостью Божией осталась на века и еще не раз чудесами своими спасала стольный град от врагов и даровала победы. Именно ей слезно молились русские осенью 1480 года, когда пало монголо-татарское иго, 240 лет терзавшее Русь, – после великого стояния на реке Угре хан Ахмет без боя и навсегда ушел от Москвы. А в 1521 году Владимирская икона спасла Москву от нашествия крымского хана Менгли-Гирея.

Считается, что древняя часовня с Владимирским образом была выстроена здесь, на подступах к Кремлю, в том же 1395 году, когда икону встречали в Москве, или же позднее, но именно в честь этого события, по московскому обычаю. Так или иначе, часовня стояла тут задолго до построения стены Китай-города. И когда в 1534 году итальянский зодчий Петрок Малый, архитектор кремлевской Успенской звонницы, стал возводить крепостную стену, то на этом участке она вплотную примкнула к часовне: тогда здесь была устроена башня с ворота, получившими официальное имя «Никольские» по местной улице и «Владимирские» - по часовне. А потом, приблизительно в XVI веке список с Владимирской иконы поместили и на наружной стене Никольской башне Китай-города. Эта башня и оказалась на участке той самой эпохальной для Москвы Сретенской дороги…

И царица Наталья Кирилловна Нарышкина решила построить тут церковь, освященную во имя Владимирской иконы. Ведь к тому времени не только в Москве, но и в этом историческом месте еще не было ни одного приходского храма в честь чудотворной иконы, а только Сретенский монастырь и часовня. И праздничные крестные ходы из Кремля совершались прямо в обитель. Царица дала обет – возвести здесь церковь.

Причиной тому было не только знаменательное место – царица считала Владимирскую икону своей покровительницей, поскольку ее именины приходились на день праздника чудотворной иконы. И именно Владимирским образом родители царицы (по другим данным, ее воспитатель боярин Матвеев) благословили ее в день свадьбы с царем Алексеем Михайловичем в далеком 1671 году. Именно этот фамильный образ овдовевшая государыня и пожаловала царским подарком в новоустроенную церковь, хотя до освящения своего обетного храма ей дожить не довелось.

Строительство красавицы-церкви в ярком, узорчатом стиле нарышкинского барокко было начато по личному указу Петра I, очень любившего мать, летом 1691 года на казенные средства Стрелецкого приказа, а освящена она была в октябре 1694 года. Тогда к ней был установлен крестный ход из Кремля 21 мая - в празднование чудесного спасения Москвы от набега крымского хана в 1521 году.

Интересно вот что. Из-за своего местоположения церковь была приписана к Заиконоспасскому монастырю, что на Никольской улице, и именно его духовенство служило в этом обычном московском храме. Однако у Владимирской церкви не было и не могло быть своего прихода в торговом посаде Москвы, зато, как писал один дореволюционный краевед, у этой «бесприходной» церкви приходом была вся Москва, и каждый, кто шел по Никольской улице, непременно заходил в храм помолиться Заступнице рода человеческого и Спасительнице Москвы.

Бесценные святыни Владимирской церкви соответствовали «дворцовому» статусу храма, возведенного по обету царицы. Она и стала его первой дарительницей, а вслед за Нарышкиной в эту китайгородскую церковь дарили и Елизавета Петровна, и Мария Федоровна – богатые пелены и воздухи, расшитые руками императриц. Образ Спаса Нерукотворного, в манере «фряжского письма», был, по преданию, написан самим Симоном Ушаковым. Во второй половине XVIII века архитектор Василий Баженов соорудил в храме огромный иконостас. Список Владимирской иконы в начале XIX века украсила великолепная золотая риза с драгоценными алмазами, жемчугами, изумрудами и яхонтами – это был дар знаменитого графа Н.П.Шереметева по завещанию, так как прежний оклад храмовой чудотворной иконы был «легковесен».

А напротив Владимирской церкви по левой стороне Никольской когда-то стоял двор его деда, сподвижника Петра Великого, первого русского графа Бориса Петровича Шереметева. И дочь его, Наталья Борисовна, горько оплакивала здесь усопшего императора Петра II, который сильно благоволил ее мужу, князю Долгорукому. После смерти малолетнего правителя она была выслана в Сибирь, а ее супруг казнен. Теперь же о старом бытоукладе, когда наряду с московским посадом в привилегированном Китай-городе стояли дворы богатых бояр, там напоминают лишь имена местных Черкасских переулков – двор графа Шереметева одно время принадлежал князю Черкасскому. Позже всех аристократических жильцов вытеснили торговые лавки, учебные просветительские учреждения, да деловые центры московского Китай-Города.

В церкви был и другой образ Владимирской Богоматери, в серебряном окладе, - тот самый, которым патриарх Иоаким благословил царицу Нарышкину на венчании с царем Алексеем Михайловичем.

А в 1805 году у церкви появилась и новая часовня, в которую поместили список иконы в красивой серебряной ризе, устроенной на пожертвование богатого москвича. В том столетии уже существовал знаменитый «пролом» – новые проходные ворота китай-городской стены, проломанные ради удобства прохода на Никольскую улицу. Эти проломные ворота часто именовались «Владимирскими».

У «Пролома» был знаменитый развал московских букинистов (второй по величине после Сухаревки), где постоянно рылись «зашибленные книгой» страстные библиофилы в поисках раритетов. Одним из таких обитателей «Пролома» был историк и глава кадетов, профессор П.Н.Милюков, в бытность свою студентом Московского университета ежедневно приходивший сюда подержать старую и ценную книгу в руках – и пополнить свою домашнюю библиотеку.

Уже в советское время эта традиция счастливо продолжилась – словно в память о том развале «у Пролома» именно здесь построили популярный букинистический магазин «Книжная находка».

Но судьба московской церкви оказалась печальной - осенью 1932 года она была закрыта и передана под клуб милиции. А летом 1934 года она была снесена вместе со стеной Китай-города, и ровно в 400-летний юбилей этой московской крепости. Теперь на месте храма – проезжая часть улицы.

Оригинал взят у alex_des в Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Быково. Россия.

Владимирскую церковь в посёлке Быково Раменского района Московской области я хотел посмотреть и сфотографировать уже давно. Церковь привлекает своим необычным внешним видом и напоминает средневековый замок.

Насмотревшись в интернете чужих снимков, я таки решил съездить туда в выходные, благо от Москвы это совсем недалеко.

Усадьба Быково, на территории которой стоит храм, основана бывшим генерал-губернатором Москвы и фаворитом Екатерины II М.М. Измайловым во второй половине XVII века. От былого великолепия сохранились остатки некогда прекрасного парка с прудами, усадебный дом, одна беседка на острове на пруду и вот эта самая церковь.

1.

2.

Оказалось, что здание церкви находится внутри дворика, а прямо перед входом в церковь стоит колокольня, поэтому пришлось снимать панорамы, чтобы что-то получилось.

Фото ниже (№3), это двухрядная панорама из шести горизонтальных кадров.

3.

Немного растроился, что не повезло с вечерним закатным светом, но зато было неплохое небо.

Здесь тоже панорама, из четырёх вертикальных кадров - снимал стоя на ступеньках колокольни упираясь спиной в дверь.

4.

Следущие два кадра уже влезли в ширик

5.

6.

Следует заметить, что храм и принадлежащие ему рядом стоящие здания неспешно реставрируются. Поэтому возле храма лежат строительные материалы.

В Википедии очень скромная информация:

Церковь Владимирской иконы Божией Матери — знаменитый памятник русской псевдоготики XVIII века в селе Быково Раменского района Московской области.


Церковь построена в 1789 году в псевдоготическом стиле на территории усадьбы М. М. Измайлова. По стилистическим особенностям проект приписывается В. И. Баженову. Храм имеет два этажа. Снаружи церковь облицована белым камнем.


Причудливое сочетание барочных и готических форм напоминает работы чеха Яна Сантини. В 1830-е гг. рядом с церковью построена отдельно стоящая колокольня, выдержанная в том же стиле, что и сам храм.


В 1930-е гг. церковь была закрыта. В здании храма разместилась швейная фабрика, а позднее склад. Лишь в 1989 году церковь была возвращена верующим.


Интересно, что в здании церкви расположено два храма — на втором этаже в честь Владимирской иконы Божией Матери и в подклете — Христорождественский.

Напоследок снял вот такую панораму из шести вертикальных кадров

7.

Я давно слышала об одном из красивейших и самых необычных соборов Подмосковья — Владимирской церкви в Быково, которая похожа на сказочный замок. Кроме того, неподалеку сохранилась дворянская усадьба Быково с парком. Все это послужило поводом съездить и посмотреть эту красоту в один из летних выходных.

Усадьба Быково расположена в нескольких километрах к югу от Москвы, поэтому добраться до нее достаточно просто даже без машины.
Как только мы вышли из маршрутки, увидели шпиль Владимирской церкви. Ориентируясь на него, прошли вдоль частных домов к храму. Построен он был в 1789 году по проекту известного архитектора В.И. Баженова для любимчика императрицы Екатерины Великой Измайлова. Церковь выполнена в псевдоготическом стиле и выглядит довольно необычно для нашей Подмосковной местности. Больше она напоминает какой-то зловещий замок, особенно со стороны внушительной лестницы.

Храм разделен на верхний и нижний. Внизу разместилась действующая церковь, там проводятся богослужения. Наверх же проход закрыт из-за того, что лестница находится в аварийном состоянии и требует восстановления.

Фасад Владимирской церкви

Вообще, несмотря на то, что я видела в интернете фотографии всей церкви вместе с лестницей, оказалось, что сделать такое фото без широкоугольного объектива довольно сложно. Отойти от входа на достаточное расстояние не получилось, из-за того, что на территории ведутся ремонтные работы и вокруг разложены стройматериалы.

Владимирская церковь усадьбы Быково

К тому же на маленькой площадке возле церкви возвышается колокольня, построенная уже в XIX веке, но отлично вписавшаяся в архитектурный ансамбль Владимирского храма.

Колокольня Владимирского храма

Туристов в выходной день здесь хватает, все стараются запечатлеть это произведение искусства себе на память, да и себя на фоне него.

Видно, что люди при церкви хорошо ухаживают за территорией: вокруг посажены цветочки, потихоньку идет ремонт. Надеюсь, что в скором времени удастся восстановить столь необычный храм и сохранить его для следующих поколений.


Территория около храма

Усадьба Быково

Обогнув церковь по дорожке вдоль детской площадки и пройдя вдоль кирпичной пятиэтажки, мы подошли к входу в парк. Прошли сквозь вертушку, такую же, как устанавливались на советских заводах, и оказались в парке бывшей усадьбы Быково. Сразу же бросились в глаза горы мусора. Очень сложно сделать хотя бы одну фотографию, чтобы в кадр не влезла какая-нибудь куча бумаг, бутылка или консервная банка. Никогда не понимала, неужели так сложно убрать за собой мусор, а обязательно надо оставить его в лесу, или в таком потрясающем месте как эта усадьба. Люди, одумайтесь!
Парк также находится в запустении и крайне не ухожен, хотя сохранились некоторые аллеи и дорожки.

Когда-то это усадьба поражала своим великолепием. Место это было подарено губернатору Москвы М.М. Измайлову самой Екатериной Великой. Так как по служебным делам он был знаком с архитекторами, которые занимались строительством царской усадьбы Царицыно, В.И. Баженовым и М.Ф. Казаковым, он привлек их и для строительства усадьбы в своем имении в Быково.


Главный дом усадьбы Быково


В парке усадьбы Быково

Барский дом построили на искусственном холме, землю для которого крестьяне носили в корзинах. А брали эту землю в парке, когда рыли там пруды.


Вид с холма, на котором расположена усадьба

Позже, уже при новых владельцах Воронцовых-Дашковых, главный дом был перестроен и получил очертания английского замка. От творения Баженова остался только фундамент и белоснежная балюстрада при въезде в дом. Это и объясняет столь странный внешний вид строений, более привычный для европейских стран.

Усадьба Быково

Вокруг усадьбы был разбит парк с несколькими прудами, оранжереей, дворцом-Эрмитаж и аллеей из черных роз, купленных за золото во Франции. Как вы понимаете, всей былой красоты сейчас увидеть нельзя, что не может не огорчать.


Пруд около усадьбы Быково

Воронцовы-Дашковы были не последними владельцами усадьбы Быково. Дело в том, что согласно легенде, однажды в отсутствие жены хозяин имения устроил званый ужин, на который пригласил свою любовницу и пообещал подарить ей усадьбу в Быково. Когда его жена узнала от слуг о таком обещании, то велела мужу тотчас же продать имение.

Главный вход в усадьбу Быково

Следующими хозяевами усадьбы были представители рода Ильиных, которые владели Быково до самой революции. Позднее усадьба была национализирована, здесь размещался приют для сирот, а затем туберкулезный санаторий. За все это время были разворованы многочисленные ценности барского дома, разрушены оранжерея и дворец-Эрмитаж, а парк пришел в запустение.


В парке усадьбы Быково

К счастью на одном из прудов сохранилась беседка-ротонда, работы В.И. Баженова. Сейчас она возвышается на островке и сильно закрыта бурной растительностью. А когда-то хозяин усадьбы встречался здесь со своими возлюбленными, пруды были ухожены, а к дому вели многочисленные аллеи.

Усадьба Быково. Беседка Баженова на пруду

Мы увидели дворянскую усадьбу снизу, и надо сказать, она произвела потрясающее впечатление. На холме возвышается здание из красного кирпича, с балконом, который поддерживают колонны с изображением девушек. Над балконом изображен герб Воронцовых-Дашковых. Балюстрада дворца местами уже разрушена, а жаль.

Колонны усадьбы Быково

Очень бы хотелось надеяться на восстановление столь красивой усадьбы, причем не только фасадной части, но и интерьеров. В этом случае я бы с удовольствием посетила бы Быково еще раз, с удовольствием прошлась бы по музеям. Эх...мечты, мечты. А ведь вполне можно было бы сделать что-то наподобие Архангельского. Здесь есть и необходимый простор, и прекрасные творения знаменитых архитекторов, которые еще можно спасти.
Несмотря ни на что, усадьба в Быково поразила нас своим былым величием, и необычностью архитектурных решений. А Владимирская церковь является уникальным для Подмосковья храмом, который обязательно стоит увидеть своими глазами.

Как добраться до Усадьбы Быково и Владимирской церкви

Адрес: Московская область, Раменский район, с. Быково, ул. Колхозная

На автомобиле: по направлению от Москвы надо ехать по Рязаннскому ш. до поворота на Быково (через Жилино) примерно 8 километров, затем свернуть налево. Далее нужно ехать к г. Быково и Жуковскому, а не к аэропорту. Через Быково нужно насквозь проехать, на границе между Быково и Жуковским на светофоре свернуть направо, после этого через 200 м. свернуть еще раз направо. До Владимирской церкви ехать по улице Шоссейная.

До Усадьбы Быково можно доехать на электричке с Казанского вокзала до платформы «Удельная», а затем на маршрутке 23 или 39 до остановки «Храм». Также от метро «Выхино» ходят автобусы № 424. Билет на электричку стоит 70 рублей в один конец, а на автобус 58 рублей.

Я люблю всякие необычные объекты, которые чем-то отличаются от общепринятых вариантов, поэтому, когда увидела в интернете изображения церкви Владимирской иконы Божией Матери в Быково , подивилась... Это ж надо так: замок стоит в лучших традициях Диснея, но церковь. Сначала даже показалось, что это какой-то новодел для привлечения внимания, ан нет!

Владимирская церковь построена в псевдоготическом стиле в далеком 1789 году в усадьбе Михаила Измайлова. Автором проекта был архитектор Василий Баженов, который известен еще как "зачинатель русской псевдоготики ".

История становления этой церкви обросла легендами. Якобы, когда-то, Екатерина II, прибыв в усадьбу к Измайлову, сделала тому замечание, мол, усадьба скучна и непритязательна, ничем не выделяется, никаких отличительных черт у нее нет, то бишь не запоминается и в душу не западает. О как. В связи с этим Михаил Михайлович решил срочно навести шику-блеску какого-нибудь особенного и пригласил для этого Василия Баженова. Что тут скажешь? Удачно позвал.

В саму усадьбу мы не попали, т.к. на входе висела вывеска "туберкулезный санаторий" и разбираться мы не стали. А вот к церкви подобрались вплотную. Жалко только, что она зажата между домами и обнесена двумя слоями забора: ни с одной стороны нет нормального вида. А изнутри двора невозможно без ширика снимать: красивая колокольня не дает шанса отступить назад, из-за этого церковь не умещается в объектив. Пришлось фотографировать кусками, но в интернете можно найти фото, снятые на широкоугольный объектив и оценить красоту в полном объеме.



Церковь Владимирской иконы Божией Матери построена из белого камня (это не мрамор) и выглядит благодаря ему очень необычно, т.е. это не классический оштукатуренный или кирпичный храм, коих тут в Подмосковье пруд пруди, он ближе к католическим церквям Европы.

Первое, что бросается в глаза на входе - лестница. Она ведет на второй этаж, т.к. церковь сочетает в себе именно два этажа. На первом расположена так называемая зимняя церковь в честь Рождества Христова, а верхняя - летняя - освящена в честь иконы Владимирской Божией Матери.



Сейчас лестницу реставрируют и подняться по ней нельзя. Надо сказать, что церковь вообще изрядно потрепана, но ее восстанавливают. В середине 20-го века в этом здании находились швейная мастерская и склад и только в 1989 году церковь вновь смогла быть тем, для чего строилась.

Колоколен тут целых три. Одна большая (отдельно стоящая) и две парные по краям от фасада. Фасад украшен в некоторых местах изображениями человеческих лиц. Не знаю, пока, чьих, может, когда-нибудь выяснится)





Внутрь церкви может войти любой желающий, но вести там фотосъемку запрещено. Мы зашли и попали на службу. Что мне нравится в любых религиозных заведениях - так это звучание. Читалась какая-то молитва, ей вторил хор. Естественно, мы ничего не понимали, поэтому постояли пару минут на входе, поозирались, понюхали, рассмотрели изображения на потолке и вышли.






Из примечательного можно отметить информационную доску рядом с церковью. Помимо всяких классических объявлений о том, когда и что будет происходить, обнаружился стенд с высказыванием знаменитых космонавтов, наверное, призванный пояснить прихожанам, что космос - он лишь, как подтверждение существования. Но слова Гагарина явно можно трактовать как угодно)) А еще мое внимание привлекло объявление, написанное жирным шрифтом: "Венчание без Церковной жизни - профанация. Крещение без Церковной жизни - предательство ". Ну есть в этом логика для верующих, а то устроили из венчания, как минимум, модную показуху и только единицы реально соответствуют потом выбранному направлению.



Тяжелые патологии