Жизнь — боль: чем мозг человека похож на мозг ящерицы и зачем нам «гормон стресса. Почему мозг древнего человека больше нашего Самый древний мозг

Пришло время написать о том, каких моделей функционирования и строения мозга я придерживаюсь, чтобы в дальнейшем мы с вами были на одной волне. Естественно, это только модели и их «всеохватность» ограничена рамками их же самих. Но мозг, товарищи, это такой Солярис, что если мы хотя бы приблизительно не будем представлять, как он работает, то мы утонем в ложных предпосылках относительно чужого и своего поведения. Потому что в том, что с нами в жизни происходит, доля осознаваемых действий и логического мышления ничтожно мала, а наше поведение постоянно находится под неосознанным влиянием эмоций. Америку я тут не открою, но иметь общую базу для дальнейшего общения будет полезно. Для начала:

Триединая модель головного мозга МакЛина

Центральная часть, или ствол мозга — это так называемаый древний мозг, мозг рептилий. На него наверх одет средний мозг, старый мозг или лимбическая система; его ещё называют мозгом млекопитающих. И, наконец, сверху собственный мозг человека, точнее, высших приматов, потому что он присутствует не только у человека, но и, например, у шимпанзе. Это неокортекс, или кора головного мозга.

Древний мозг, мозг рептилии отвечает за выполнение простейших базовых функций, за ежедневное, ежесекундное функционирование организма: дыхание, сон, циркуляция крови, сокращение мышц в ответ на внешнюю стимуляцию. Все эти функции сохраняются, даже когда сознание отключено, например во сне или при наркозе. Эта часть мозга называется мозгом рептилии, так как именно рептилии являются простейшими живыми существами, у которых встречается подобная анатомическая структура. Стратегию поведения «бежать или сражаться» тоже часто относят к функциям мозга рептилии.

Средний мозг, лимбическая система надетая на древний мозг встречается у всех млекопитающих. Она участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, памяти, сна, бодрствования, но в первую очередь лимбическая система отвечает за эмоции (поэтому эту часть мозга часто называют эмоциональным мозгом). Процессами, происходящими в лимбической системе, мы управлять не можем (за исключением наиболее просветлённых товарищей), но взаимообратная связь между сознанием и эмоциями существует постоянно.

Вот комментарий gavagay по этому же поводу: "Прямой зависимости [между сознанием и эмоциями ] там нет - потому у нас нет выбора, скажем, пугаться нам, или нет. Мы пугаемся автоматически, в ответ на соответствующий стимул извне. А вот опосредованная связь возможна и для некоторых ситуаций она очень значима. Работа лимбической системы зависит от сигналов, поступающих в нее извне, в том числе и от коры головного мозга (через таламус). А в коре как раз гнездится наше сознание. Именно в силу этого мы испугаемся наставленного на нас пистолета - даже если в нас никогда не стреляли. А вот дикарь, который не знает, что такое пистолет, не испугается. И, кстати, именно в силу наличия этой опосредованной зависимости в принципе возможно такое явление как психотерапия."

И наконец, неокортекс, кора больших полушарий головного мозга , отвечает за высшую нервную деятельность. Именно эта часть мозга наиболее сильно развита у Homo sapience и определяет наше сознание. Здесь принимаются рациональные решения, ведется планирование, усваиваются результаты и наблюдения, решаются логические задачи. Можно сказать, что в этой части мозга формируется наше «я». И неокортекс, это единственная часть головного мозга, процессы в которой мы можем осознанно отследить.

У человека все три части мозга развиваются и взрослеют именно в таком порядке. Ребёнок приходит в этот мир с уже сформированным древним мозгом, с практически сформированным средним мозгом и с очень «недоделанной» корой больших полушарий. В течение первого года жизни соотношение мозга новорожденного к размеру взрослого возрастает с 64% до 88% , а масса мозга удваивается, к 3 - 4 годам она утраивается.

Теперь понятно, почему в деле воспитания детей именно эмоции играют решающую роль. Не действуют дети вам назло, не стремятся они вами манипулировать, для манипуляций нужно тщательное планирование. А движимы они базовыми эмоциями: желанием контакта и близости, страхом, тревогой. Когда мы поймём это, понимать ребёнка станет гораздо легче.

Да и сами-то мы, взрослые, не настолько рациональные существа, как нам хотелось бы думать. Об этом замечательно написала Сью Герхардт (Sue Gerhardt, Why Love Matters: how affection shapes a baby"s brain):

«Можно с иронией отметить, что последние открытия нейрофизиологии обнаружили, что чувства играют в нашей жизни большую роль, чем разум. Вся наша рациональность, столь уважаемая наукой, постоена на эмоциях и не может существовать без них. Как указывает Антонио Дамасио, рациональные части нашего мозга не могут работать обособленно, но только одновременно с частями, отвечающими за базовые регуляторные функции и эмоции.«Природа построила рациональную систему (apparatus) не просто на верх системы биологического регулирования, но из неё и неразделимо с ней» (Antonio Damasio, Descarte"s Error)."

Картинка отсюда: Карл Саган «Драконы Эдема».

Термин «Сигнальная система» был введён нобелевским лауреатом академиком Иваном Павловым. Павлов определил, что Сигнальная система – это система условно- и безусловно рефлекторных связей высшей нервной системы животных (включая человека) и окружающего мира .
Позднее, когда нейробиология в своих исследованиях шагнула неизмеримо дальше, ведущий американский специалист по мозгу Пол Маклин (Paul D.MacLean) предположил, что человеческий мозг состоит из трёх слоёв, каждый из которых соответствует определённому этапу в эволюции человека. Эти три вида мозга насажены друг на друга как как в матрёшке:

«Мы должны посмотреть на себя и на мир глазами трёх совершенно разных личностей, плотно взаимодействующих между собой ». Человеческий мозг, считает МакЛин, «равнозначен трём взаимосвязанным биологическим компьютерам», из которых каждый имеет «свой собственный разум, своё собственное чувство времени и пространства, собственную память, двигательную и другие функции».

Итак, сообразно этой теории все люди обладают триединой системой мозга, которая включает:
1. ретикулярный (рептильный) мозг
2. эмоциональный (лимбический, млекопитающий) мозг
3. визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс).
Рептильный мозг - это самый древний мозг, вернее его часть. Он сформировался более 400 миллионов лет назад. Он содержит в себе первобытные страхи и инстинкты, он реагирует первым и его задача- сохранить нам жизнь. Как ни странно, но учёные считают, что под действием именного этого мозга чаще всего принимаются решения. Убегать или драться, затаится или активно преследовать – «заслуга» именно рептильного мозга. Большинство поведенческих реакций также «произрастают» из него например: агрессия, безразличие, хладнокровие, желание властвовать и обладать. Здесь «живут» наши поведенческие шаблоны и привычки, то что мы соотносим с понятием инстинктивного. Кроме того, именно рептильный мозг отвечает за выживание и поэтому этот мозг отрицает все новое и неизвестное. Он восстаёт против любых изменений, не понятных ему. Запомним эту важную функцию в дальнейшем мы к ней ещё вернёмся.
Лимбическая система (средний мозг) – «эмоциональный мозг» . Мозг млекопитающего. Его возраст 50 млн. лет, это наследство от древних млекопитающих. Лимбическая система надетая на древний мозг встречается у всех млекопитающих. Она участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, памяти, сна, бодрствования, но в первую очередь лимбическая система отвечает за эмоции. Поэтому эту часть мозга часто называют эмоциональным мозгом. Обратим внимание этот мозг наделяет нас возможностью помнить - вот сразу и имеем фильтр и протест против изменений, нелёгкая это штука - переобуславливание нейронных электронов. Этот же эмоциональный мозг просеивает информацию на уровне «свой-чужой». Здесь зарождаются страх, веселье, смена настроений. Кстати сказать, именно лимбическая система подвержена воздействию психотропных веществ, алкоголю и наркотикам
Эмоциональный мозг не отличает угрозы нашему телу от угрозы нашему эго . Поэтому мы начинаем защищаться, даже не разобравшись в сущности ситуации. Рептильная и эмоциональная системы мозга существуют вместе уже 50 млн. лет и очень хорошо взаимодействуют. Поэтому так важно понимать, что эти две крепко связанные системы часто посылают сигналы, которые в последствие не всегда верно интепретируются.
Визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс ). Мыслящий мозг. Это рациональный разум – самая молодая структура. Возраст 1,5 – 2,5 млн. лет. Неокортекс, кора больших полушарий головного мозга, отвечает за высшую нервную деятельность. Масса неокортекса составляет восемьдесят процентов всей массы мозгового вещества, и он присущ только человеку.
Неокортекс воспринимает, анализирует, сортирует сообщения, полученные от органов чувств. Ему присущи такие функции, как рассуждение, мышление, принятие решений, реализация творческих способностей человека, осуществление целесообразного управления двигательными реакциями, речью, реализация Человека вообще. Что мы называем интеллектом. Это именно тот мозг, где «прописана» авторская программа. Исходя из общего размера мозга и его извилин - там есть где разгуляться! Неокортекс является шестым (психическим, интуитивным) органом чувств. Его развитие активизирует так называемое ментальное чувство, которое позволяет ощущать тончайшие вибрации мироздания, молекулы ДНК, мысли других людей. На этом этапе начинается анализ, выявление закономерностей, выделение различий. Это то. Что мы называем сознанием. Это та часть мозга, которая «хочет», «может», «должна» (и другие модальные глаголы), недовольна и пытается взять под «свой контроль».

Эта модель человеческого мозга по сути также моделирует (подчёркиваю здесь нет абсолютно прямой аналогии, поскольку концептуальные построения не могут быть абсолютно корректны, а границы между феноменальными мыслеформами - условны) индивидуальное сознание и соотносится с классификацией Сигнальных систем по Дракону.
Нулевая сигнальная система – здесь происходить лишь осознавание энергетических феноменов основы (наполненность, пустотность и осознание). Эти феномены не содержат информацию, поэтому мозг на неё не реагирует (отсутстсвуют сигнальные связи нервной системы и мозга), а осознование не индивидуальная функция тем более мозга, оно - имперсонально.
Первая сигнальная система. Первая реакция мозга на физические, психические и ментальные феномены. Их можно назвать энерго-информационными. Ментальная-нервная реакция происходит, сигналы поступают в рептильный мозг. Это проявленный мир, но в нём нет названий, нет описаний, нет регистрации и тем более анализа.
Вторая сигнальная система. В лимбическом (млекопитающем мозгу) появляется возможность регистрации мысли за счёт того, что происходит разделение на мысль и «что-то ещё» - ментальную пустоту. Как кадр в кинопленке ограничен прозрачной границей – отсутствием изображения, но именно это изображение позволяет выделить закрашенный кадр и зарегистрировать его. И поэтому он регистрируется, схватывается, осознается и удерживается. Именно в этом мозгу происходит регистрация ментального феномена - мысли. Нам представляется это словно мы «начали думать». В первой сигнальной системе мысли также присутствуют, но никто не знает ни про сами эти мысли, но рептильный мозг не осознаёт, что это мысли. Во второй сигнальной системе происходит регистрация, но и здесь млекопитающий мозг вовсе не претендует на то, что он автор мыслей и имеет отношение к их зарождению.
И только в третьей сигнальной ситстеме , что как понятно соответствует «венцу эволюции мозга» - неокортексу (коре головного мозга) происходит то пресловутое «заражение», ибо именно здесь появляется (обратим внимание не «зарождается», а именно контекстно интерпретируется) мысль о «я» или «авторская программа». И теперь вся интерпретация происходит через призму авторского контекста.

Но все 3 части головного мозга работают между собой очень связано, чётко и синхронно. Появление «авторской программы» тестируется обязательно лимбическим мозгом, а затем «спускается» в рептильный отдел. Естественно ни средний мозг, ни тем более нижний его отдел и слыхом не слыхивали ни о каких «Я-программах», поскольку зародились значительно раньше в эволюционном развитии чем кора головного мозга, где эта программа «прописана». И вот эти разделы мозга как могут информируют нас о «сбое», «вирусе», «самозванце». Отсюда и появляются чувственные отклики, реакции эмоционального мозга, которые, опять же неокортекс интерпетирует как чувство недостаточности , на самом же деле организм "просит синхронизации " между всеми тремя «взаимосвязанными биологическими компьютерами».

Неандерталец и кроманьонец жили в одном природном ландшафте совместно в течение 50-24 тыс. лет. Неандертальцы вымерли, а сапиенсы остались. У древнего человека размеры мозга составляли 1600-1800 см3. Средний объем современного человека составляет 1400 см3. И в итоге было потеряно 250 см3 за 25 тыс. лет, что очень существенно. Объясняется это социальной природой современного человека, и тем, что многое на себя берет социум из тех функций, которые выполнял в прошлом индивид.

Но, такое рассуждение нельзя признать очевидным. Во-первых, социальные отношения существовали всегда на всех стадиях эволюции человека, следовательно, должны были структурно реализоваться в развитии мозга ещё на стадии низших обезьян. Во вторых, социальные отношения только усложнялись, а, следовательно, должен усложняться мозг, который якобы их обслуживает. В третьих, может быть, такое снижение размеров мозга указывает на банальную деградацию некоторых структур мозга, развитых у наших достопочтенных предков, из-за ненадобности современному человеку?

Попробую описать гипотезу, объясняющую эволюцию наших мозгов. Начнем с того древнего человека, который ещё не умел пользоваться различными приспособлениями, а только приступил к их освоению. Каждый из нас проходит этот сложный период своей жизни от 1 года до 4 лет. В этот момент размеры мозга, отнесенные к размеру тела, самые большие. В процессе развития приобретаются умения использовать разнообразные предметы, и постепенно соотношение размеров мозга и тела изменяется в сторону тела. Нам кажется это естественно, так как все происходит в период роста тела.

Древний человек, не обладающий приспособлениями (обсидиановый нож, наконечники копий, стрел и т.д.), должен был отсутствие этих вещей замещать сложностью своего поведения, но в тоже время иметь потенциал для развития технологий. Следовательно, его мозг был более нагруженным информацией об окружающем мире. Более того, вся информация была жизненно важной.

Дальнейшее развитие сопровождалось изобретением более совершенных орудий труда и вооружения (копий и наконечников для них), использование огня для изготовления инструментов и приготовления пищи привело к деградации части мозга, ответственного за борьбу с хищниками голыми руками, ночного бдения, поиска пищи, которую можно употреблять без применения огня. Гибкая структура эволюционирующего мозга кроманьонца позволяла замещать утерянные структуры новыми, ответственными за ассоциации. Развитие шло в направлении развития творческих способностей, но на них по объему необходимо меньше затрат, чем на борьбу с объективными обстоятельствами жизни при отсутствии инструментов и оружия. Следовательно, при замещении происходило сокращение объема поступающей информации и размеров мозга.

Каждое новое изобретение замещало какую-нибудь функцию мозга, и вело к деградации одних отделов и развитию других. Поступающая из окружающего мира информация теряла свою жизненную важность, а приобретала важность социальную. Изобретение метания копья избавило человечество от необходимости близко подбираться к животному при охоте, что уменьшило мозг, к примеру, на 10 см3, а изобретение лука - ещё на 10 см3. Так как изобретения влияли на мозг комплексно по многим параметрам одновременно, то общий эффект оказался столь существенным (250 см3). Если предположить, что деградация мозга связана с этапами изобретений, которые брали на себя часть функций, компенсируемых ранее сложным поведением человека, то современная компьютеризация замещает вычислительные способности человека и в комплексе многие другие функции. Следуя логики гипотезы замещения, пройдет 2-3 поколения и человек потеряет ещё 200 г мозгов и приблизится к Homo erectus, от которого он произошел. Успехов вам!

Тезис – всякое появление нового инструмента для дела +, для мозгов -. Лень может быть и сделала нас человеками, но не сделала умнее.

Елизавета Бабанова

13047

Вы хотели бы оказывать большее влияние на людей? На своих родных? Друзей? Коллег? Ваше профессиональное сообщество?

Бывали ли вы когда-либо в подобной ситуации – вы знаете, что у вас есть ценная информация или экспертное мнение, но в критический момент, когда вы могли бы занять достойную позицию, внутри все сжимается, и вы либо «спасаетесь бегством», либо просто молчите от страха быть уязвимым.

Вы замечали, что в подобный момент срабатывает какой-то непонятный рефлекс, заставляющий вас действовать совершенно иррационально? Такое поведение нелогично именно тогда, когда у вас есть знания, опыт или новые идеи, но вы скрываете их от людей, которым они могли бы принести немалую пользу.

В чем же дело? Будем разбираться в этой статье. Мы обсудим главную причину, почему многих людей в момент, когда они могут проявить себя и оказать влияние на других, охватывает ментальный паралич.

Причина такого нерационального поведения – как и большинство инстинктов – заложена в нашей природе.

В своей книге «Искусство влияния. Убеждение без манипуляций» авторы Марк Гоулстон и Джон Уллмен пишут о том, что у человека не один мозг, а целых три.

1. Мозг рептилии включается, когда мы чувствуем опасность. У этого мозга всего две программы: убегать или сражаться.

2. Мозг млекопитающего отвечает за эмоции, удовольствие.

3. Человеческий мозг – за разумные рассуждения, анализ.

Чаще всего три мозга работают согласованно. Когда мы решаем задачу, работает человеческий мозг. Когда мы наслаждаемся – мозг млекопитающего, а когда на нас несется грузовик, то включается инстинкт – мозг рептилии – и мы моментально реагируем, избегая удара.

Все вроде бы здорово и логично – каждый мозг имеет свою «сферу контроля», но есть одно «но».

Наш мозг рептилии почему-то не отличает реальную опасность от выдуманной. Вы наверняка знаете, что огромный процент людей боится публичных выступлений. В Штатах проводили массу исследований на эту тему, которые подтвердили: страх оказаться на сцене перед группой людей настолько сильный, что большинство людей приравнивают его к страху смерти.

В своем видео я поместила подобную эмоцию в категорию «иррациональных страхов». Если мы безумно боимся чего-то, что не угрожает нашей жизни (закрытое пространство, публичные выступления, безобидные жуки-пауки), то этот страх необоснован, иррационален.

Но объяснить своему человеческому мозгу в момент «выдуманной опасности» почему-то не получается, и происходит то, что в научной сфере называется «захватом миндалины».

В момент мнимой опасности мозг как будто расщепляется, и три его части действуют не согласованно, как в нормальных обстоятельствах, а по отдельности.

Чем больше мы взбудоражены, тем больше контроля берет на себя мозг рептилии, за 245 миллионов лет приученный к реакции «сражаться или убегать».

Все три мозга получают сигнал «ты в опасности». Человеческий мозг отключается, мы теряем концентрацию, эмоции зашкаливают. В результате пресмыкающееся в нас берет верх над животным и человеческим.

В этот момент мы неспособны ни продумать свои действия логически, ни почувствовать других на эмоциональном уровне. Мы ведем себя «по классике» рептилии – либо убегаем, либо стараемся каким-то образом побороться – чаще всего и то, и другое выходит нелепо.

Знаете людей, которые так себя ведут? При малейшем дискомфорте начинают защищаться или сразу нападать? Может быть, в этом поведении вы даже узнаете некоторые свои реакции?..

Теперь вы знаете, какой мозг в этом виновен. 🙂

Еще одна стратегия, которая присуща рептилиям – замереть и сделать вид, что ее никто не видит. Это одна из разновидностей бегства, просто в этом случае для пресмыкающегося меньше риска в замирании, чем в беге. Вдруг кто поймает…, а тут опасность может обойти стороной.

Это излюбленная манера поведения людей, у которых человеческий мозг отключается не до конца, и их уровень развития, внутренняя интеллигентность не позволяет им перейти в нападение.

Поэтому они защищаются молчанием. Притворяются, что их нет.

А ведь такое часто случается в момент, когда мы можем сделать нечто экстраординарное – проявить свои лучшие качества, принести нашему профессиональному сообществу пользу через наше выступление, оказать влияние на будущее нашей организации.

Но нет, миндалина захвачена, и мы либо сидим и горюем в уголке, надеясь, что никто не вызовет нас на сражение (в человеческом мире – дискуссию), либо сбегаем, либо атакуем собеседника, дискредитируя себя при этом еще больше, чем если бы мы молчали.

Не с захватом ли миндалины связано изречение «молчи, за умного сойдешь»?

Так как же нам преодолеть природную реакцию «бежать или сражаться» в критический момент – когда от наших рассуждений и эмоций может зависеть наша карьера, личная жизнь, воспитание, которое мы можем дать нашим детям? Как научиться выключать мозг пресмыкающегося и натренировать человеческий мозг таким образом, чтобы он всегда брал верх в подобных ситуациях?

Во-первых, с помощью осознания. Теперь вы знаете про свои три мозга и в следующий раз, когда мнимая опасность начнет захватывать вашу миндалину, побуждая вас к иррациональным поступкам, вспомните про свой человеческий мозг. Включайте логику и анализ.

Во-вторых, регулярно практикуйте выход из зоны комфорта. (Я понимаю, что это из категории «опять 25», но куда же без нашей любимой техники? Только так развиваются способности и формируются навыки.) Надо иметь сознательную, регулярную практику, чтобы научиться не пугаться обстоятельств, где вы можете положительно повлиять на других людей, а принимать такой вызов с удовольствием. Выходить из зоны комфорта лучше всего начиная с малого, с baby steps. А затем делать все больший вызов себе, постепенно расширяя сферу своего влияния.

Ну а главную фишку, как натренировать свой человеческий мозг, чтобы он не поддавался мозгу рептилии в момент мнимой опасности, я дам вам на модуле , который пройдет в прямом эфире уже сегодня, в 20:00 по Московскому времени, и как всегда, будет доступен в записи.

На модуле мы также разберем следующие вещи:
3 типа людей, оказывающих наибольшее влияние на окружающих
4 главных ошибки, совершаемых при желании повлиять на другого человека
Как научиться оказывать влияние в:
– долгосрочной перспективе
– среднесрочной перспективе
– краткосрочной перспективе
Проверка на силу своего влияния
Как критиковать и при этом продолжать влиять?
Как продолжать оказывать влияние, если вы сделали ошибку?

Лео Бускалия сказал: «Талант – это подарок Бога вам. То, что вы с ним делаете – это ваш подарок Богу.»

Проверьте себя, нет ли у вас потребности и желания, а значит, и врожденной способности, положительно влиять на окружающий мир? Что вы делаете с этим нераскрытым талантом? Может быть, пришло время сделать свой подарок Богу? 🙂

Вы считаете, что у вас один мозг? А нейрофизиологи уверены, что на самом деле их три. При этом они образуют сложную трехуровневую систему, у которой огромное количество функций. Одна из ее частей получила название рептильный мозг. Он отвечает за инстинкты, поэтому можно утверждать, что не развитый человек фактически живет жизнью пресмыкающегося.

Мозг – это трехслойная матрешка

Американский физиолог Поль Маклин в 60-х годах прошлого века разработал теорию, согласно которой у каждого человека не один мозг, а три! Это образное выражение помогает лучше понять наш организм. Скорее, это три уровня или этажа единого органа, при этом нижний и средний уровни заключены внутри верхнего. Такое строение иногда сравнивают с матрешкой. Биология и анатомия подтвердили предположение ученого, благодаря чему американца считают выдающимся нейрофизиологом

Нижний уровень – древний или рептильный мозг , напоминающий ствол. Маклин также называл этот слой Р-комплексом. Этот мозг назван древним неспроста – он образовался более 500 млн лет назад. Отвечает за то, чтобы нормально протекали самые простые функции организма: дыхание, сон, сокращение мышц, циркуляция крови . Именно на этом уровне нашего мозга обитают инстинкты и ощущения.

Почему у рептильного мозга такое название? У пресмыкающихся или по-другому рептилий есть лишь этот отдел мозга. Если змее приятно или она хочет есть, то приближается, неприятно – уползает. Об осмысленной деятельности рептильный мозг понятия не имеет, поскольку отвечает за другое. Кстати, известная схема: «бей или беги» родом из этой части нервной системы.

Древний мозг покрыт средним или старым мозгом , который также именуют лимбической системой . Для обозначения этого участка есть и другое понятие –маммальный мозг. Поль Маклин утверждал, что эти структуры впервые возникли у млекопитающих. Мотивация, родительское поведение, стремление к размножению коренятся именно на втором этаже нашего мозга. Также на этом уровне обитают наши эмоции.

И наконец, третья часть мозговой структуры – неокортекс или кора больших полушарий. Это настоящая гордость высших приматов, поскольку у остальных млекопитающих данный отдел мозга отсутствует. Он отвечает за высшую нервную деятельность: умение говорить, абстрактно мыслить, планировать. Разумная деятельность – прерогатива третьего слоя мозга. Именно этот участок помогает держать эмоции в узде.



Полноценное детство – основа успешной жизни

Ребенок рождается с уже сформированным древним мозгом и с достаточно развитым средним. А вот неокортекс у малыша не до конца развит, он достигнет нормального размера и массы лишь к 4-5 годам. Поэтому заявляют, что дети – чисто эмоциональные существа, которые не могут планировать события и управлять собой до определенного момента. И манипулировать вами они также не могут, для этого нужно иметь активный верхний слой мозга.

Не хочешь, чтобы тобой управляли эмоции – читай книги!

Если вдуматься, то идея триединого мозга очень стройна и логична. Вся наша деятельность протекает на трех уровнях: физическом, эмоциональном и разумном . С точки зрения данной теории понятна важность приобщения человека к культуре и духовным ценностям. Проще говоря, если не хочешь пресмыкаться – развивайся. Чтение, продумывание своих действий, наблюдение за собой помогут вам взять верх над инстинктами и эмоциями. Так ваше сознание сможет подняться над уровнем рептильного мозга, и занять то, что полагается ему по праву – кору больших полушарий.



О заболевании