Бог шакал и умерший. Как выглядит анубис. Представления древних египтян о боге смерти

Культура Древнего Египта завораживает как исследователей, так и творческих личностей, которые пытаются связать выдуманные миры с фараонами, божествами, гробницами, саркофагами и мумиями. Мистический бог Анубис, уводящий души в чертоги подземного царства, стал пользоваться популярностью не только в стране пустынь и разливающегося Нила, но и в современном мире.

История создания

Практически в каждой религии встречаются предпосылки к анимизму – вере в одушевленность природы. В период анимистических представлений, с 3100 до 2686 года до н.э., Анубис прочно ассоциировался с шакалом или собакой Саб (некоторые видят в ней схожесть с доберманом). Но так как религия не стояла на месте, вскоре образ хранителя подземного мира модернизировался: Анубис изображался с головой животного и с человеческим телом.

Обо всех метаморфозах сподвижника смерти могут свидетельствовать изображения на камнях, которые сохранились со времен царствования первой династии фараонов: рисунки и иероглифы рассказывают, как менялось божество пантеона функционально и внешне.

Возможно, с Анубисом стали ассоциироваться шакалы, потому что в те времена людей хоронили в неглубоких ямах, которые эти животные часто разрывали. В конечном итоге египтяне решили положить конец этому произволу путем обожествления. Кроме того, жители жаркой страны полагали, что шакалы, бродящие по могилам ночью, будут защищать мертвецов после захода Солнца.


Имя Анубис тоже было придумано египтянами не просто так. Первоначально (с 2686 до 2181 года до н.э.) прозвище бога записывалось в виде двух иероглифов. Если переводить символы дословно, то получится «шакал» и «мир ему». Затем значение имени Анубиса преобразовалось в словосочетание «шакал на высокой подставке».

Культ бога быстро распространился по всей стране, а столица семнадцатого египетского нома Кинопль стала центром почитания Анубиса, о чем упоминал Страбон. Самые древние упоминания о покровителе умерших археологи нашли в текстах пирамид.

Как известно, с захоронением фараонов были связаны всевозможные ритуалы, которые включали в себя технику бальзамирования. Анубис как раз-таки встречается в рукописях, где указывались правила погребения погибшего владельца египетского трона. Жрицы, которые подготавливали труп к погребению, носили маски Анубиса из раскрашенной глины, так как бог считался специалистом в данной области.


В Старом царстве (время правления III-VI династий) Анубис считался покровителем некрополей и кладбищ, а также являлся хранителем ядов и лекарств. Тогда божество с головой шакала считалось самым значимым из всего списка.

Такой популярностью путеводитель умерших пользовался до тех пор, пока не появился , к которому перешло большинство функций хозяина Дуата (загробного мира), а Анубис остался проводником и выполнял функцию слуги, взвешивая сердца на суде мертвых. Животных, посвященных богу, держали в соседних с храмами зданиях. Когда они умирали, их тоже мумифицировали и отправляли в мир иной со всеми почестями и ритуалами.

Мифология

В мифологии Древнего Египта загробный мир называется Дуат. В представлениях Додинастического периода царство мертвых находилось в восточной части неба, а души умерших египтян вселялись в звезды. Но позже концепция Дуата изменилась: появился бог Тот, который перевозит души на серебряной ладье. Также загробный мир находился в Западной пустыне. А между 2040 и 1783 годами до н.э. сложилось понятие о том, что царство мертвых находится под землей.


По легенде, Анубис – сын Осириса, бога возрождения и загробного мира. Осирис изображался в виде мумии, обернутой белой тканью, из-под которой виднеется зеленая кожа.

Этот бог царствовал над Египтом и покровительствовал плодородию и виноделию, но был убит своим братом Сетом, желавшим узурпировать власть. Шакалоголовый бог Анубис собрал разрубленные части отца воедино, забальзамировал и запеленал. Когда Осирис воскрес, он стал заведовать царством мертвых, предоставив Гору возможность править миром живых.


Мать Анубиса – Нефтида, сущность которой практически не раскрыта в религиозной литературе. В мифологических текстах она выступает во всех заупокойных магических обрядах и мистериях Осириса, участвует в поисках его тела и охраняет мумию.

Эта богиня рассматривается исследователями как аспект Черной Исиды или как богиня смерти. Иногда ее называли Владычицей свитков. По поверью, Нефтида выступала автором скорбных текстов, поэтому нередко ассоциировалась с богиней Сешат, которая заведует продолжительностью правления фараонов и руководит царскими архивами.


Женщина считается законной женой Сета. Влюбившись в Осириса, она приняла облик Исиды и совратила его. Так на свет появился Анубис. Чтобы не быть уличенной в измене, мать бросила младенца в тростниковых зарослях и тем самым обрекла сына на верную смерть. Благодаря счастливому случаю подкидыша нашла Исида. Анубис воссоединился с собственным отцом Осирисом, пусть и необычным способом.

Древнегреческий писатель и философ считал, что на самом деле проводник мертвых и есть сын Сета и Нефтиды, которого нашла и воспитала Исида. Некоторые ученые тоже считают, что Анубис происходил от злобного, свирепого божества Сета и был полноправным хозяином царства мертвых. Когда в пантеоне появился Осирис, Анубис стал его соратником. Поэтому в мифологии была придумана новая ветвь, представляющая Анубиса как незаконнорожденного сына Осириса.

  • Анубис появляется как на книжных страницах, так и в фильмах и анимационных работах. По слухам, в 2018 году на суд заядлых киноманов представят ленту, посвященную этому богу. В роли главного героя выступит доктор Джордж Генри, душа которого попала в обитель египетского бога.
  • В Древнем Египте существовала «Книга мертвых», содержавшая религиозные гимны. Она помещалась в гробницу умершего, чтобы помочь душе преодолеть преграды потустороннего мира.

  • Кинодеятели и литераторы используют образ Анубиса в своих произведениях, а художники стараются поместить его на лист бумаги. Простые любители мистики и древних религиозных мотивов увековечивают изображение Анубиса на своей коже, причем значение татуировки и ее характеристику каждый придумывает для себя сам.
  • Каждый умерший попадал на суд Осириса, который восседал на троне с жезлом и плетью. Его помощники Анубис и Тот взвешивали сердце, которое у египтян считалось символом души. На одной чашке располагалось сердце усопшего (совесть), а на другой Правда. Как правило, это было перо или статуэтка богини Маат.

  • Если человек вел благочестивый образ жизни, то обе чаши весов находились наравне, а если он совершал грехи, то сердце преобладало в весе. После суда неправедные съедались Амат – львом с головой крокодила. А праведные отправлялись в рай.
  • Некоторые задаются вопросом: «Анубис – злой или добрый бог?» Стоит сказать, что его нельзя поместить в категоричные рамки, потому что во время суда он руководствуется справедливостью.

Анубис Анубис

(Anubis, Ανουβις). Египетское божество, сын Осириса и Изиды. Его изображали в виде человека с головой шакала (или собаки). Анубиса сопоставляют с греческим Гермесом.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АНУБИС

(греч.Άνουβις), Инпу (егип. inpw), в египетской мифологии бог - покровитель умерших; почитался в образе лежащего шакала чёрного цвета или дикой собаки Саб (или в виде человека с головой шакала или собаки). А.-Саб считался судьёй богов (по-египетски «саб» - «судья» писался со знаком шакала). Центром культа А. был город 17-го нома Каса (греч. Кинополь, «город собаки»), однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства А. считался богом мёртвых, его основные эпитеты «Хентиаменти», т. е. тот, кто впереди страны Запада (царства мёртвых), «владыка Расетау» (царства мёртвых), «стоящий впереди чертога богов». Согласно «Текстам пирамид», А. был главным богом в царстве мёртвых, он считал сердца умерших (в то время как Осирис главным образом олицетворял умершего фараона, который оживал подобно богу). Однако постепенно с конца 3-го тыс. до н. э. функции А. переходят к Осирису, которому присваиваются его эпитеты, а А. входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса. Вместе с Исидой он ищет его тело, охраняет его от врагов, вместе с Тотом присутствует на суде Осириса.
А. играет значительную роль в погребальном ритуале, его имя упоминается во всей заупокойной египетской литературе, согласно которой одной из важнейших функций А. была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию (эпитеты «ут» и «имиут» определяют А. как бога бальзамирования). А. приписывается возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах («просветлённого», «блаженного»), оживающего благодаря этому жесту; А. расставляет вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и даёт каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. А. тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображался лежащий над девятью пленниками шакал. А. считался братом бога Баты, что отразилось в сказке о двух братьях. По Плутарху, А. был сыном Осириса и Нефтиды. Древние греки отождествляли А. с Гермесом.
р. и. Рубинштейн.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Анубис

в египетской мифологии бог-покровитель умерших; почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки (или в виде человека с головой шакала или собаки). Анубис считался судьей богов. Центром культа Анубиса был город 17-го нома Каса (греческий Кинополь, «город собаки»), однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты «Хентиаменти», т. е. тот, кто впереди страны Запада («царства мертвых»), «владыка Расетау» («царства мертвых»), «стоящий впереди чертога богов». Согласно «Текстам пирамид». Анубис был главным богом в царстве мертвых, он считал сердца умерших (в то время как Осирис главным образом олицетворял умершего фараона. который оживал подобно богу). С конца 3-го тысячелетия до н. э. функции Анубиса переходят к Осирису, которому присваивали его эпитеты. А Анубис входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса. Вместе с Тотом присутствующем на суде Осириса. Одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах («просветленного», «блаженного»), оживающего благодаря этому жесту; Анубис расставлял вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и дает каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображен лежащий над девятью пленниками шакал. Анубис считался братом бога Баты. По Плутарху, Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Древние греки отождествляли Анубис с Гермесом.

© В. Д. Гладкий

(Источник: «Древнеегипетский словарь-справочник».)

АНУБИС

в египетской мифологии -- покровитель мертвых. Он был сыном бога растительности Осириса и Нефтиды. Бог Сет хотел убить младенца, и Нефтиде пришлось спрятать ребенка в болотах дельты Нила. Верховная богиня Исида нашла малыша и вырастила его. Когда Сет убил Осириса, Анубис завернул тело своего бога-отца в ткани, которые пропитал придуманным им самим составом. Так появилась первая мумия. Поэтому Анубиса считают богом погребальных обрядов и бальзамирования. Анубис участвовал в суде над умершими и был провожатым мертвых в загробное царство. Изображали этого бога с головой шакала.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Деталь погребальной пелены.
Середина II в. н. э.
Москва.
Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.



Синонимы :

Смотреть что такое "Анубис" в других словарях:

    Анубис - извлекает сердце умершего, чтобы взвесить его на суде Осириса. Роспись гробницы. XIII в. до н. э. Анубис извлекает сердце умершего, чтобы взвесить его на суде Осириса. Роспись гробницы. XIII в. до н. э. Анубис () в мифах древних египтян… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Анубис - Анубис. Деталь погребальной пелены. Сер. 2 в. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. АНУБИС, в египетской мифологии бог покровитель мертвых. Почитался в облике шакала. Анубис, завершающий мумификацию покойника. Древнеегипетская… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (древн. егип.). Древнеегипетское божество, сын Озириса, почитавшееся охранителем границ Египта и изображавшееся обыкновенно с собачьей головой. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНУБИС бог египетской… … Словарь иностранных слов русского языка

    АНУБИС, в египетской мифологии бог покровитель мертвых. Почитался в облике шакала … Современная энциклопедия

    В древнеегипетской мифологии бог покровитель мертвых, а также некрополей, погребальных обрядов и бальзамирования. Изображался в облике волка, шакала или человека с головой шакала … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 2 бог (375) покровитель (40) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Анубис (значения). Анубис в иероглифах … Википедия

    В древнеегипетской мифологии бог покровитель мёртвых, а также некрополей, погребальных обрядов и бальзамирования. Изображался в облике волка, шакала или человека с головой шакала. * * * АНУБИС АНУБИС, в древнеегипетской мифологии бог покровитель … Энциклопедический словарь

    Древнеегипетский бог загробного мира. В ранний период развития египетской религии это шакалообразное божество, пожирающее умерших. Позже Анубис сохранил лишь отдельные черты, выдававшие его животное происхождение. Будучи богом некрополя Сиута… … Энциклопедия Кольера

Имя

«Анубис» – греческое произношение египетского имени этого бога. В период Древнего царства (с 2686 г. до н.э. с 2181 г. до н..) его имя передавалось как сочетание звуков inpw , за которым следовал иероглиф «шакала» над знаком htp (хотеп – букв. «мир ему»).

Однако в конце Древнего царства появилась новая форма записи этого имени – оканчиваемая знаком «шакала на высокой подставке». Она и осталась обычной в дальнейшем.

Аккадская (месопотамская) буквенная транскрипции (в письмах Амарны) предавала имя Анубиса как «Анапа».

История культа

В начале династического периода египетской истории (ок. 3100 – ок. 2686 г. до Р. Х.), Анубис изображался целиком как животное, имея не только «шакалью» голову, но и такое же тело. «Бог-Шакал» (вероятно, Анубис) упоминается в надписях на камне времён царствований Хор-Аха, Джера и других фараонов первой династии. В додинастический период, когда египтяне хоронили мертвых в неглубоких могилах, шакалы и дикие собаки тесно ассоциировались с кладбищами, ибо эти падальщики вырывали тела умерших и ели их мясо.

Самый древнее из известных текстовых упоминаний имени «Анубис» встречается в Текстах пирамид эпохи Древнего царства (ок. 2686 – ок. 2181 г. до Р. Х.), в связи с погребением фараонов.

В период Древнего Царства, Анубис был самым важным из богов мертвых. Но во время Среднего царства (2000-1700 до Р. Х.) его оттеснил на второй план Осирис . В римскую эпоху (с 30 г. до н. э.) надгробные картины изображали Анубиса держащим мертвецов за руку и ведущим их к Осирису.

Сведения о «семейном происхождении» Анубиса также меняются в зависимости от времени и источников. В ранней египетской мифологии, он признавался сыном Ра . В Текстах саркофагов, написанных в Первый переходный период (с. 2181-2055 до Р. Х.), Анубис является сыном либо богини-коровы Хесат, либо кошачьеголовой богини Бастет . Еще одна традиция изображает сыном богини Нефтиды . Грек Плутарх (ок. 40-120 н. э.) утверждал, что Анубис считался незаконнорожденным сыном Нефтиды и Осириса, которого усыновила жена Осириса, Исида :

…Когда Исида узнал, что Осирис имел любовную связь с её сестрой Нефтидой, перепутав ту с нею самой, и когда она увидела доказательство этого в виде гирлянды клевера, оставленной им Нефтиде – она ​​стала искать ребенка, от которого Нефтида отказались сразу после его рождения из опасения своего мужа Сета. Когда Исида после многих трудностей нашла ребенка с помощью собак, она взяла его, и он стал ее стражем и союзником, получив имя Анубиса…

Некоторые видят в этом рассказе «попытку включить независимого бога Анубиса в пантеон Осириса». Египетский папирус периода римского владычества (30-380 гг. н. э.) называет Анубиса «сыном Исиды».

Все верования, связанные с посмертием, испокон веков были проникнуты благоговением и мистицизмом. Анубис отвечал за важный в древнеегипетской культуре ритуал . Он подготавливал тело к бальзамированию и мумификации. Изображения Анубиса сохранились на многих гробницах и погребальных камерах. Статуи бога мертвых украшают храм Осириса и гробницы-катакомбы в Александрии, а на печати древнего города Фивы изображена над девятью пленниками.
Амулет с изображением собаки символизирует магию потустороннего мира и охраняет душу в ее последнем путешествии.

Изображение Анубиса рядом с телом покойного было необходимо для дальнейшего путешествия души. Считалось, что бог с головой собаки встречает душу человека у врат загробного мира и провожает ее в зал суда. Там воплощение души – сердце – взвешивалось на специальных весах, на другой чаше которых лежало перо богини истины Маат.

Город собак

Анубису был посвящен город Кинополь (с греческого – «город собаки»). Там же почитали и супругу Анубиса, Инпут. Она так же изображалась с собачьей головой.

В этом городе собаки были защищены законом, они могли входить в любой дом, и никто не мог поднять на них руку. За убийство собаки полагалась смертная казнь. Если житель другого города убивал собаку из Кинополя, это могло послужить поводом к объявлению войны.

Фараонова собака существует до сих пор, и ее характерная острая мордочка с большими стоячими ушами очень похожа на древние изображения Анубиса.

Любили не только в Кинополе. Геродот свидетельствовал, что египтяне погружались в глубокий в случае смерти домашней собаки, брили головы и отказывались от еды. Набальзамированное тело собаки хоронили на специальном кладбище, а погребальная церемония сопровождалась громкими рыданиями.

Собака не случайно стала символом мира усопших. Египтяне верили, что собаки могут предчувствовать смерть. Воющая в ночи собака означала, что Анубис готовится проводить чью-то душу в загробный мир. Считалось, что собаки видели призраков так же ясно, как живых, поэтому в преисподней собаки сторожили врата, не давая душам умерших вырваться обратно.

Роль Анубиса в древнеегипетском пантеоне была сходной – он сторожил и охранял богов. Недаром имя его означает «Стоящий впереди чертога богов». Также Анубис вершил суд среди богов, и даже палач в древнем Египте надевал маску с головой дикой собаки, символизируя руку бога в исполнении приговора.

В мифологии Древнего Египта особую роль играл Анубис – бог, который принадлежал миру усопших. Египетский бог смерти был не менее важным персонажем, чем те верховные небесные правители, которые владели миром живых. Дело в том, что земная жизнь человека считалась лишь небольшим отрезком пути, уготованного душе. После смерти душа попадала в иной мир, где ей было суждено находиться почти вечность.

Египет отличался такой особенностью: почти каждая из крупных местностей почитала своих собственных богов. Главным городом, где процветал культ Анубиса, был Асьют. Местные жители отождествляли его с Гором и считали, что он является сыном бога Осириса.

Итак, отец Анубиса известен. Но кто же его мать? Согласно одной из легенд, это супруга злобного . Видимо, влюбившись без памяти в прекрасного Осириса (действительно, с мрачным и хитрым карликом Сетом его трудно сравнивать), жена Сета Нефтида явилась своему божественному возлюбленному в образе его собственной жены Исиды. Тот не заметил подмены. Итогом связи стал младенец Анубис.

Кто такой Анубис?

Во всех мифах этот бог – проводник душ умерших. Его называют еще словом «психопомп», что и означает в буквальном переводе с греческого примерно следующее: проводник, перевозчик человеческих душ.

Египтяне верили в то, что существует бессмертная часть души человека – Ка. Когда наступает биологическая смерть, Ка отделяется от тела и отправляется в загробный мир. Там-то ее и встречает бог с головой животного – божество-пес, Анубис.

Бог в облике человекоподобного существа с головой собаки должен охранять Ка по пути к Осирису и показывать ей этот путь.

Покровитель умерших усаживается вместе с новоприбывшей душой в лодку и начинает полное опасностей плавание. Вместе они преодолевают ужасные препятствия, избегают ловушек, ускользают от голодных змей, открывают при помощи волшебных слов некие врата, за которыми находится большой зал. В этом-то зале и вершит праведный суд Осирис.

Древнеегипетский бог, который на рисунках предстает в звериной ипостаси, оказывает усопшему последнюю услугу: поддерживает его, пока Осирис взвешивает его сердце на особых весах. Если исповедь души искренна, то весы не теряют равновесия (на одной чаше – сердце, на другой – Маат, то есть справедливость, порядок). Тогда для Ка открываются ворот, ведущие к вечному блаженству. Если душа лжет, если грехов много, то ее тут же пожирает чудовище Амат.

Немного о культе

Божество в облике человека с головой пса олицетворяло дорогу в мир тьмы – так гласит история.

Бог темноты – это еще и бог бальзамирования, хранитель мумий. В описаниях египетских храмов сохранились рассказы о статуях Анубиса, которые находились как внутри храмов, так и в гробницах – последнем пристанище фараонов.

Анубис изображался с головой собаки, так как выполнял охранные функции. Он был символом потусторонней жизни, а потому его покровительства следовало искать и добиваться.

У Анубиса было много имен, что свидетельствует о чрезвычайном распространении его культа в Египте. Он же – «повелитель Священного края», «повелитель пещер».

Египтяне с трепетом относились к той участи, которая ожидает душу после того, как она покинет бренное тело. А потому бог Анубис был одним из самых важных властителей мира. Являясь тем, кто встречает и провожает душу на последний суд, он неизменно пользовался большой популярностью, а его служители и храмы, посвященные ему, никогда не знали нужды.

26 января 2019

Аритмия