Брюсов биография краткое содержание. Литературно-историческая и переводческая деятельность. Декадентство: классик символизма

Знаменитый русский литератор и основатель символизма в России оставил большое наследие, и можно рассмотреть интересные факты из жизни Брюсова . Он родился 13 декабря 1873 года в Москве. Родители не принимали большого участия в воспитании сына. У его отца была неплохая домашняя библиотека, и Валерий, который научился читать в 4 года, читал, все, что попадалось под руку. Вся печатная продукция, имевшаяся в доме, была прочитана им: научные статьи, поэзия и бульварные романы. Хотя родители и не особенно занимались детьми, все же он получил хорошее образование.

  1. Свой первый стих Брюсов написал в 8 лет . Научившись читать в раннем детстве, будущий поэт рано начал писать стихи. В 8 лет он уже написал полноценный стих, а когда ему было 11 лет, состоялась его первая публикация в детском журнале.
  2. Маленького Валерия Брюсова приняли во второй класс частной гимназии . Ребенок был чрезвычайно одаренный, и оценив знания, его приняли сразу во второй класс гимназии. Через год он решил издавать журнал гимназии «Начало» со своим однокашником. Уже тогда он почувствовал свое призвание к литературному творчеству.

  3. За годы учебы в университете Брюсов издал собрание стихотворений «Русские символисты» почти полностью состоящий из его стихотворений . Сборник «Русские символисты» был первым коллективным сборником русских модернистов. Один из выпусков сборника состоял почти полностью из стихов Брюсова, в которых уже узнавалась рука зрелого и опытного поэта и обрисовывались основные его направления.

  4. Брюсов увлекался древними культурами, в частности, культурой Древней Руси . Поэта привлекали древние культуры и исторические события. Он часто писал о значимых исторических личностях, прославлял патриотов и борцов за свободу.

  5. Брат Валерия Яковлевича Брюсова был одним из участников поисков утерянной Янтарной комнаты . Родной брат поэта был заслуженным советским археологом. Много путешествовал по миру и участвовал в археологических изысканиях.

  6. В.Я. Брюсов собирал почтовые марки . В основном это были марки европейских колоний. Он состоял во Всероссийском обществе филателистов. Участвовал в редакционной коллегии журнала «Советский филателист».

  7. Брюсов состоял в масонской ложе . Со своими знакомыми составлял масонскую ложу «Люцифер», основанную «московским центром». Несмотря на это, нельзя точно утверждать принадлежность Брюсова к сообществу «вольных каменщиков», но факт зафиксирован в документах.

  8. Участвовал в Первой мировой войне в роли военного корреспондента . Во время Первой мировой войны поэт отправился на линию фронта корреспондентом одной из питерских газет. На фронте он писал патриотические стихи. Разочаровавшись в войне, он вернулся домой.

  9. Принимал активное участие в литературе послереволюционной России . Брюсов хорошо принял Октябрьскую революцию, даже вступил в Коммунистическую партию. После революции направил весь свой талант на организацию литературы в молодой Советской России. Состоял в союзе поэтов, читал лекции, занимал множество должностей, связанных с литературным творчеством. На свой 50-летний юбилей Брюсов даже получил грамоту, в которой Советское правительство отмечало его выдающиеся заслуги перед страной.

  10. Брюсов употреблял наркотики . Сначала поэт пристрастился к морфину, но со временем, после Октябрьской революции, перешел на более опасный героин.

  11. Имел привычку посещать «Кафе Грека» . Был постоянным посетителем этого кафе, павильон которого был расположен на Тверском бульваре. По воспоминаниям очевидцев, он часто сидел за столиком и попивал ликер, вслушиваясь в разговоры, записывал что-то в блокнот.

  12. Работал переводчиком . Особенно уделял внимание переводу армянской поэзии.

  13. Портреты Брюсова хранятся в музее . В 1924-м Брюсов позировал для скульптурного портрета, который сейчас хранится в Русском музее Санкт-Петербурга. Портрет был выполнен скульптором Ниной Нисс-Гольдман.

  14. Много раз пытался завести ребенка со своей женой. Его жене так ни разу и не удалось выносить и родить ребенка .

  15. После разрыва с поэтом Нина Петровская испытывала крайнюю нужду и пробовала покончить жизнь самоубийством . Первая попытка самоубийства не удалась, но во второй раз все закончилось печально.

Валерий Яковлевич Брюсов родился в 1873 г. в купеческой семье. Он получил хорошее образование и позже, постоянно читая и занимаясь, стал, быть может, одним из образованнейших людей своего поколения.

В 1894 г. вместе с А. Л. Миропольским он опубликовал получившую скандальную известность книгу Русские символисты . Эта и последующие книги стали на целое десятилетие излюбленным объектом насмешек в печати. Имя Брюсова стало в литературе синонимом шута, и, хотя других символистов (Бальмонта , Сологуба , Гиппиус) довольно доброжелательно принимали в литературных журналах, для Брюсова их двери были закрыты вплоть до 1905 г. Брюсов совершенно не соответствовал такой репутации: он вовсе не был шутом, он вообще был самой торжественной и невыносимо серьезной фигурой во всей русской литературе. Но его ранняя поэзия настолько отличалась от того, что обычно печаталось в русских журналах, что критики не могли расценить ее иначе, как оскорбительный розыгрыш. На самом деле Брюсов просто подражал (довольно по-детски) французским поэтам своего времени.

В течение многих лет каждую новую книгу Брюсова встречали с возмущением или насмешкой. Но Брюсов не сдавался. Его стиль мужал. Росло число его последователей. К 1903 г. он стал признанным главой большой и энергичной литературной школы символистов . К 1906 г. его школа выиграла битву; символизм был признан как русская поэзия, а Брюсов – как первый поэт России. Те критики, что издевались над ранним творчеством Брюсова, приветствовали его сборник Stephanos (Венок ), появившийся в 1906 г. на вершине революционного подъема . Успех книги был, возможно, самой значительной датой в истории движения символизма к господствующему положению в тогдашней русской литературе.

Валерий Брюсов. Биография. Огненный ангел. Видеоурок

В 1900 г. Брюсов стал de facto руководителем издательства, объединившего силы нового движения. В 1904 г. они начали выпускать обозрение Весы – без сомнения, самое культурное, самое европейское издание своего времени, выходившее до 1909 г. С 1900 до 1906 гг. Брюсов был главой единой и сильной партии, шедшей к успеху; после 1906 г. его положение еще больше укрепилось. Но талант его начал клониться к закату. По сравнению со Stephanos сборник Все напевы (1909) не принес ничего нового, а последующие сборники оказывались все хуже и хуже.

Начиная с девяностых годов, Брюсов с удивительной энергией работал в самых различных областях литературы. Стихи лишь малая часть его литературной деятельности: он успешно переводил иностранную поэзию, писал прозу и пьесы, рецензировал почти все выходившие поэтические сборники, издавал классиков, работал в архивах, готовя материалы о жизни Пушкина , Тютчева и других, невероятно много читал, и все время был фактическим редактором журнала. При том Брюсов отнюдь не был аскетом – его любовная лирика основана на богатом жизненном опыте, а кроме того, он на себе испытывал «искусственный рай» опиума и кокаина. Но это никогда не мешало ему работать.

Замечательный пример работоспособности Брюсова – сборник армянской поэзии, составленный им по просьбе комитета армянских патриотов. Комитет в 1915 г. обратился к Брюсову с просьбой издать подборку избранных сочинений армянских поэтов на русском языке. Менее чем за год Брюсов выучил армянский язык, прочел все, что можно было достать на эту тему, почти все переводы сделал сам и в 1916 году выпустил огромный том Поэзия Армении . Книжка стала замечательным памятником человеческой работоспособности и лучшим изданием такого рода.

Брюсов был, в сущности, аполитичен. Его отношение к политике было чисто эстетским. Это хорошо выражено в его строках 1905 г.:

Прекрасен в мощи грозной власти
Восточный царь Ассаргадон,
И океан народной власти,
В щепы дробящий утлый трон!
Но ненавистны полумеры…

До 1917 г. Брюсов не участвовал в политической жизни, но, когда большевики пришли к власти , он стал коммунистом. Это было вызвано не политическими убеждениями, напротив, их отсутствием, потому что именно политические и нравственные убеждения не позволяли большинству гражданственно настроенных людей сделать этот шаг. Возможно, причина еще и в том, что Брюсов больше не чувствовал себя лидером и надеялся, примкнув к самой передовой политической партии, снова стать передовым и современным. Кроме того, революция 1917 г. соответствовала его эстетическому идеалу «океана народной власти», – и как человек, которого отличал не яркий, оригинальный талант, а гораздо более – неутомимая работоспособность, он явно сочувствовал механическим схемам Ленина .

Сначала Брюсов получил от большевиков синекуру, потом более ответственный пост главы цензурного комитета, но ему так и не удалось приспособиться к правоверным коммунистам, и его сменил на этом посту более надежный партиец (романист Серафимович ). Не удалось Брюсову и добиться признания у поэтов «левого фронта », которого он искал со времени возникновения футуризма . Последние годы Брюсов проводил в одиночестве и очень страдал от того, что оказался вне широкой деятельности. Единственным его утешением была работа с молодыми пролетарскими поэтами, которым он давал регулярные уроки поэтического мастерства. Брюсов умер в возрасте пятидесяти одного года, на пятнадцать лет пережив расцвет своей славы.

Подробнее о его произведениях читайте в статьях Творчество Брюсова – кратко и Стихи Брюсова – анализ .

Валерий Яковлевич Брюсов - русский поэт, прозаик, драматурги историк. Один из основоположников русского символизма.

Родился 1 декабря (13 н.с.) 1873 года в Москве в купеческой семье.
Учился в московской частной гимназии Ф. Креймана, затем перешел в гимназию известного педагога Л. Поливанова. Уже в тринадцать лет Брюсов решил стать писателем. Круг интересов гимназиста Брюсова — это литература, история, философия, астрономия.

В 1892 поступил в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучал историю, философию, литературу, искусство, языки (древние и современные).
В конце 1892 молодой Брюсов познакомился с поэзией французского символизма — Верлена, Рэмбо, Маларме, — оказавшей большое влияние на его дальнейшее творчество.

В 1894 — 1895 гг. он составил небольшие сборники «Русские символисты», большая часть которых была написана самим Брюсовым.

В 1895 Брюсов издал книгу «Шедевры», в 1897 — книгу «Это — я» о мире субъективно-декадентских переживаний, провозглашавшие эгоцентризм.

В 1899 г., окончив университет, полностью отдался литературной деятельности. В течение двух лет работал секретарем редакции журнала «Русский архив». После организации издательства «Скорпион», которое стало выпускать «новую литературу» (произведения модернистов), Брюсов принял активное участие в организации альманахов и журнала «Весы» (1904 — 1909), лучшего журнала русского символизма.

В 1897 году Брюсов женился на Иоанне Рунт. Она была спутницей и ближайшим помощником поэта до самой его смерти.

В 1900 вышла книга «Третья стража», после которой Брюсов получил признание как большой поэт. В 1903 опубликовал книгу «Граду и миру», в 1906 — «Венок» — свои лучшие поэтические книги.

Затем появляются книги «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912).

В годы первой мировой войны Брюсов был на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, писал патриотические стихи, но скоро вернулся с фронта, поняв всю бессмысленность этой войны для России.

Он пишет сонеты, издает сборник «Опыты», трудится над грандиозным произведением «Сны человечества». Затем в биографии Валерия Брюсова наступает этап работы над армянской культурой. Он публикует сборник «Поэзия Армении» (1916), труд «Летопись исторических судеб армянского народа», статьи.

Поэтическое творчество тоже было очень напряженным и продуктивным: в начале 20-х годов им было выпущено пять книг новых стихов, среди которых лучшая — «В такие дни» (1921).
Известен как выдающийся переводчик, особое место занимают переводы армянской поэзии и стихотворений Верхарна. Брюсов много сделал в изучении русского языка, внес заметный вклад в исследование творчества Пушкина, Фета, Гоголя, Блока и др. В советское время в Московском университете читал курсы лекций по античной и новейшей русской литературе, по теории стиха и латинскому языку, по истории математики, вел семинары по истории Древнего Востока и др. М. Горький назвал Брюсова «самым культурным писателем на Руси».

Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924) - известный русский поэт, прозаик и драматург, ярчайший представитель и основоположник символизма. Он запомнился многим как «пророк» и «маг», законодатель вкусов отечественного символизма, нередко представавший на публике в полностью застегнутом черном сюртуке.

Его литературная деятельность отличается огромным размахом. Журналист, критик, издатель, исследователь стиха, организатор и вдохновитель литературной жизни - это далеко не полный перечень его жизненных пристрастий и увлечений. Но главная его стезя - поэзия. Многие стихи Брюсова проникнуты внутренними скитаниями и неутомимым желанием двигаться вперед, наперекор судьбе.

Ранняя биография

Валерий Брюсов родился 1(13) декабря 1873 года в Москве. Его отец был довольно преуспевающим торговцем. Родители будущего поэта Матрена Александровна и Яков Кузьмич были увлечены идеями рационализма, активно пробивавшего себе дорогу в либеральные времена Александра II. С раннего детства Валера был окружен заботой и вниманием, а в его воспитании и становлении как личности большую роль сыграли книги. Причем их направленность носила ярко выраженный материалистический характер, поэтому Брюсов с малых лет был знаком с теорией Дарвина, биографиями Кеплера и Ливингстона, а также стихами Н. Некрасова. Благодаря этому у него были хорошо развиты пытливость и любознательность.

В 11-ти летнем возрасте Валерия отдают учиться сразу во второй класс частной гимназии Ф. Креймана. Но фоне многих сверстников он выглядел настоящей белой вороной, отличаясь широчайшим кругозором, великолепной памятью и мышлением. Интересы Брюсова были довольно разносторонними: любимыми предметами мальчика наряду с литературой были философия и астрономия. Лет с 13 он увлекся литературным творчеством и начал писать книги. Со временем у Валерия появился свой круг общения, и юноша смог порвать с одиночеством.

Студенческие годы и проба пера

В 1892 году Брюсов поступает на историко-филологический факультет Московского университета, где всерьез занимается изучением литературы, искусства, древних языков, истории. В это время он с упоением читает стихи французских символистов Верлена, Маларме, Рэмбо, которые оказали существенное влияние на его творчество.

В 1894-1895 годах Валерий подготовил три поэтических сборника под названием «Русские символисты», изданные в виде трех тонких брошюрок. Они стали своеобразным манифестом отечественных символистов, показавших свое поэтическое лицо. Позднее Брюсов с горестью вспоминал, что «стал героем мелких газет и...бойких фельетонистов». Действительно, только ленивый не прошелся с критикой по опубликованным в сборнике стихам. С самого начала он был окутан ореолом мистификации - формально издателем трудов выступил некто Владимир Маслов, которого на самом деле никогда не существовало. Основу «Русских символистов» составили произведения самого Брюсова, которые он подписывал различными псевдонимами (Даров, Созонтов, Фукс и другие). Автор с напором, достойным уважения, защищал символизм и всегда пытался отстаивать его принципы в горячих спорах.

В 1895 году Брюсов издает новый сборник «Шедевры», в котором представил на суд читателей собственные стихи. Подобное название всерьез смутило многих критиков, ведь назвать свои первые произведения столь громким именем рискнет не каждый. Поэзия Брюсова поразила своей необычностью, граничащей с провокацией. Его непривычные образы в полной мере подчеркнули яркий индивидуализм и субъективизм автора. Спустя два года увидела свет новая книга автора «Это - я». Здесь уже отчетливо просматриваются признаки зрелой поэзии Валерия Яковлевича с его интересом к урбанизму и науке. Кроме того, Брюсов демонстрирует принцип «искусство для искусства», проявившийся в некой возвышенности поэта над реалиями и желанием оторваться от мира. В одном из стихотворений он написал:

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне
Словно лопасти летаний
На эмалевой стене

Поэт-символист

В 1899 году Брюсов заканчивает университет и с головой окунается в творческий процесс. Он устраивается в журнал «Русский архив», где около двух лет проработает секретарем редакции. Вскоре владелец текстильного предприятия С.А. Поляков, увлеченный символизмом, основывает издательство «Скорпион», которое быстро объединило на своей площадке творцов «нового искусства». Среди его руководителей оказался «Валерий Яковлевич. Оно выпускало их книги, а также альманах «Северный вестник». В числе изданных работ «Скорпион» выпустил в свет ряд сборников Брюсова, в том числе «Зеркало теней», «Пути и перепутья».

Издательская деятельность поэта будет продолжена в начале XX века, когда он принял участие в создании альманаха символистов «Северные цветы». В нем публиковались как многие известные авторы той эпохи, так и представители русской классики. Этим подчеркивалась преемственность между классической литературой и новым искусством. Тем не менее со временем стало наблюдаться обособление тематики публикаций в сторону поэзии символизма. «Северные цветы» подготовили почву для появления на свет собственного журнала символистов «Весы» (1904). На протяжении 5 лет до 1909 года Брюсов будет работать над его редактированием.

Занимаясь с увлечением редактурой и издательской деятельностью, поэт не забывает о творчестве. Именно в начале XX века он пишет одни из самых сильных сборников «Граду миру» и «Венок». В первом автор, предвосхищая урбанизм В. Маяковского, посылает хвалу и проклятие капиталистическому городу. Привычные резкие формы и острые метафоры Брюсова пророчествовали о скором будущем и находили горячий отклик у читателей.

Ты гнешь рабов угрюмых спины
Чтоб исступлены и легки
Ротационные машины
Ковали острые клинки!

Тема современного города в поэзии Брюсова тесно переплетается с судьбами человечества, с анализом прошлого и предвосхищения будущего. Именно там, впереди, он видел социальные и культурные перспективы общества. В 1900 году выходит в свет третья книга поэта «Третья стража», после чего его стали называть поэтом с большой буквы. Она была посвящена коллеге и единомышленнику К. Бальмонту. Основную канву сборника составляют стихи на историко-мифологические темы, в которых автор упоминает имена Данте, Орфея, Клеопатры. Особым пиететом наполнен сонет «К портрету Лейбница», в котором Брюсов отдает дань уважения любимому ученому.

В период 1900-1915 годов из-под пера поэта выходят три поэтических сборника: «Семь цветов радуги», «Все напевы» и «Зеркало теней», в которых критики обнаружили повторы самого себя, вместе с этим отмечая более простой и понятный поэтический язык автора.

Поэт в России – больше, чем поэт

В это время появляется первая проза Брюсова. Он пишет серию рассказов «Земная ось», где предлагает читателю через призму характеров своих героев помочь ощутить некую земную ось, пронзающую бытие и являющуюся абстрактной гармонией этого противоречивого мира. В 1908 году Валерий Яковлевич представляет роман «Огненный ангел», признанный одним из самых загадочных произведений своего времени. В нем переплетается автобиография поэта с мистическими мотивами и историей. Брюсов проводит аналогии между существованием грешников-оккультистов, обреченных на мученическую гибель в процессе поисков новых знаний, и судьбой современного ему общества.

В 1909 году Брюсов всерьез обратился к творчеству Н. Гоголя, проведя исследование его произведений на предмет наличия и раскрытия фантастической тематики. Свою работу «Испепеленный: К характеристике Гоголя» он представил в виде доклада, который был прочитан на заседании Общества любителей русской словесности.

Брюсов известен в широких кругах как талантливый переводчик. Специально для театра В. Комиссаржевской он представил русскоязычные версии множества произведений, среди которых «Амфитрион» Мольера, «Лилюли» Р. Роллана, «Елена Спартанская» Э. Верхарна, «Герцогиня Падуанская» О. Уайльда и другие. В его коллекции есть переводы произведений Гете, Метерлинка, Байрона, По. Во время Первой мировой Валерий Яковлевич отправился на фронт, где работал корреспондентом одного из петербургских изданий «Русские ведомости». В 1917 году Брюсов пробует себя на ниве либеральной публицистики. Сразу после отречения Николая II он пишет статью «О новом русском гимне», в которой призывает создать торжественную песнь. «Нужна краткая песнь, которая...магией искусства объединила бы всех собравшихся в одном порыве» , - писал поэт.

В союзе с новой властью

В отличие от многих деятелей искусства Брюсов признал Советскую власть и даже вступил в ряды коммунистической партии. Такая позиция позволила ему занимать ряд важных должностей. Так, в период 1917-1919 годов он стоял во главе Комитета по регистрации печати, заведовал Московским библиотечным отделом, а затем трудился в Государственном издательстве. Он был организатором, ректором и профессором Высшего литературно-художественного института, позднее получившего его имя. Поэт участвовал в работе над первым изданием Большой советской энциклопедии в качестве редактора литературного отдела.

За всеми перипетиями государственной службы Валерий Яковлевич не забывал и о творчестве. В 1923-1924 годах выходят два его последних сборника - «Дали» и «Меа», в которых перед читателем предстает совершенно иной Валерий Брюсов. В своих стихах он использует рваный синтаксис, футуристические конструкции сложения стихотворных строк, множество аллитераций, что позволило назвать эту манеру «академический авангардизм». Также он пишет неопубликованные при жизни пьесы футурологического характера «Диктатор» и «Мир семи поколений». Валерий Брюсов скончался от воспаления легких в Москве 9 октября 1924 года.

Личная жизнь

Как истинно творческий человек, Брюсов нередко искал вдохновение в общении с противоположным полом. Законной супругой поэта стала обычная гувернантка Иоанна Рунт, которую он любил до безумия, что не мешало ей периодически изменять. Она так и не оставила наследников, так как во время беременности у нее случился выкидыш. Позднее у Брюсова случились бурные романы с поэтессой Н. Петровской, бывшей возлюбленной А. Белого и Н. Львовой, трагически ушедшей из жизни после разрыва с поэтом.

Валерий Яковлевич Брюсов - поэт, прозаик, литературовед (13.12.1873 Москва — 9.10. 1924 там же, возможно самоубийство). Родился Валерий Брюсов в купеческой семье. С 1892 года он изучал историю в Московском университете (окончил его в 1899 году). На протяжении всей своей жизни Валерий Яковлевич занимался также научной и критической деятельностью. Например, в 1903 году он издал письма Пушкина в сборнике под названием "Далекие и близкие " (1912), опубликовал статьи о русских поэтах от Тютчева до своих современников.

Еще ребенком Валерий Брюсов писал стихи; в студенческие годы на него произвела большое впечатление французская поэзия, и он издал три небольших сборника "Русские символисты " (1894-95), где преобладали его собственные стихи, вдохновленные поэзией Бодлера, Верлена и Малларме. Следующие сборники Брюсова — "Chefs d"oeuvre " (Шедевры», 1895), "Me eum esse " («Это —я», 1897), "Tertia vigilia " («Третья стража», 1900) и "Urbi et Orbi " («Городу и миру», 1903), как это видно из их названий и содержания, свидетельствуют об обращении автора к западноевропейской классике, о его большом, основанном на научном изучении, интересе к чужим и древним культурам.

В 1904-09 годах Валерий Брюсов руководил самым крупным журналом символистов «Весы» и стал ведущей фигурой среди московских символистов. Славе его существенно способствовал пятый сборник его стихов "Stephanos " («Венок», 1906). И в дальнейшем Брюсов публиковал немало своих стихов, переводил со многих языков, но начал писать также прозу. Это были рассказы, насыщенные экзотикой и приключениями, и исторические романы "Огненный ангел " (1908 год) и "Алтарь победы " (1911-12 гг.). Шестой сборник стихов "Все напевы " (1909) показывает дальнейшее развитие его экспериментов в области рифмы и языковой выразительности.

Валерий Брюсов много путешествовал, часто бывал в Западной Европе. В 1913-14 годах было начато издание его сочинений в 25-ти томах. Во время первой мировой войны Валерий Яковлевич занимался издательской деятельностью и переводами с армянского языка. После революции он примкнул к режиму большевиков, в 1920 году Брюсов (единственный из не эмигрировавших поэтов-символистов) вступил в ВКП(б) и занимал должности в культурных учреждениях. В 1921 году он основал Институт литературы и искусства, которому позже было присвоено его имя. Наряду с этим Валерий Яковлевич Брюсов продолжал литературную и литературоведческую деятельность.

Творчеству этого автора в сильной мере присуща холодная рассудочность. Первые сборники его стихов были направлены на пропаганду символизма в России. При этом для него было в первую очередь важно не мировоззрение символистов, а новая система эстетических критериев. Проблемы формы, разрешавшиеся Брюсовым с величайшим вниманием и прилежанием, определяют его творчество. «Русский язык звучит у него с привкусом стали, на манер классической латыни» (Элиасберг). Будучи очень образованным человеком, Валерий Яковлевич в своей поэтической работе часто обращается к классическим мотивам, историко-мифологические темы определяют большую часть его творчества, не ограниченного национальными и социальными рамками. Он воодушевляется героическим, смотрит на любовь рассудочно, даже с большой долей жестокости и садизма.

Под влиянием Верхарна в начале века Валерий Брюсов обращается к теме большого города, "Конь блед " (1903-04) представляет эту тему в свете апокалиптических видений. «Он внес большой вклад в русскую поэзию как первооткрыватель перехода в строгой метрике стиха — от силлабо-тонического к тоническому, развитому далее в особенности Блоком» (Lewis).

Герой ранней прозы Брюсова — человек, который перед лицом безнадежной потерянности впадает в безграничный анархизм; ярче всего это, пожалуй, отражено в утопическом рассказе "Республика Южного Креста " (1905). Любовь Валерия Яковлевича к историческим, в частности, к античным сюжетам сказалась в его более поздней прозе, которую можно сравнить с прозой Д. Мережковского. "Огненный ангел " показывает Германию 16 века, в романе, кроме автобиографических черт, отразились основательные занятия автора оккультными науками. Действие романа "Алтарь победы " относится к Риму 4-го столетия, и здесь сказывается интерес Брюсова к религиозным проблемам. Для обоих этих произведений характерна культурно-историческая точность и умение выбрать перспективу. Продолжением романа "Алтарь победы" явился роман об окончательной христианизации Рима "Юпитер поверженный ", но он остался неоконченным и был напечатан лишь в 1934 году.

Основной период творчества Брюсова — до первой мировой войны. После того как Валерий Яковлевич, с его рационально-научным мировоззрением, пришел к сотрудничеству с новым режимом, он занимался больше организаторской деятельностью. Все стихи, еще писавшиеся Брюсовым между 1917-24 гг., по мнению советских эмигрантских и западных критиков, свидетельствуют о снижении его поэтического уровня.



Неотложные состояния