Виды работ, выполняемых в процессе трудовой терапии. Трудовая терапия (трудотерапия) Трудотерапия психически больных
Трудотерапия — это, как можно догадаться по названию, лечение трудом. Применяется при лечении людей, утративших свою трудоспособность из-за инвалидности или психических нарушений.
Польза трудотерапии
Эффект от применения трудотерапии — это возвращение к здоровому и активному образу жизни. Труд отвлекает больного от своих опасений и страхов, от физической или душевной боли. Человек оказывается включенным в коллектив больных, вследствие чего уходит чувство собственной неполноценности, изолированности и т.д.
Трудотерапия — это не только лечение, но и возможность расширить кругозор, открыть в себе скрытый потенциал и способности. Например, при артетерапии многие находят в себе силы и интерес заниматься живописью, и продолжают увлекаться ею всю жизнь.
Виды трудотерапии
1. Эрготерапия — лечение при помощи труда. Больной занимается механическим трудом, таким как работа с тканями (вышивание, шитье и проч.), вязание и т.д. Также сюда может входить участие в производстве салфеток, тампонов и других предметов обихода. Зачастую подопечные становятся работниками на текстильных станках, осваивают работу с древом (вырезание, лакировка и украшение). Больных учат рисованию, производству игрушек и кукол.
Эротерапия в домашних условиях может сочетаться с использованием различных отходов — пластмассовых крышек, остатков кожи и других материалов.
2. Артетерапия — лечение искусством. Сюда входят живопись, рисование и лепка (моделирование из глины). В процедуру может входить обжигание в гончарной печи глиняных изделий, театральные выступления больного и т.д.
Культурная терапия является своего рода подвидом артетерапии. Это чтение книг и слушание музыки, просмотр фильмов и посещение выставок. Все это в большей или меньшей степени способствует выздоровлению. По окончании каждого мероприятия участникам культурной терапии задают вопросы о том, что больше всего понравилось или заинтересовало их.
3. Спортивная физкульттерапия — это физические упражнения, в том числе ежедневная утренняя гимнастика, коллективные спортивные игры (волейбол и проч.), планомерные физические нагрузки.
4. Игровая терапия — лечение играми и общением. Сюда могут входить любые игры не азартного плана. Организатором игр должен быть опытный работник, который может задействовать в игре наибольшее число больных. Особенно полезна данная игротерапия для тех, кто страдает чувством стеснительности и сторонится коллективов.
Трудотерапия открывает дорогу к возвращению нормальных условий жизни.
Вид заболевания | Вариант трудотерапии |
Галлюцинаторный синдром | При активном включении больных в трудовые процессы галлюцинаторные переживания ослабевают. Но это возможно при условии, что труд должен быть напряженным, активным и мало поддающимся автоматизации (т. е. требующим непрерывного сознательного контроля, мобилизованности внимания, разнообразной динамической интенсивной работы). Механизм лечебного действия труда: подавление патологической доминанты созданием новой доминанты – трудовой. Больные страдают не столько от самих галлюцинаций, сколько от поглощенности психики этими переживаниями. Активный труд уменьшает эту поглощенность, наполняя психическую жизнь больного новым здоровым содержанием. |
Депрессивные состояния | Положительный эффект при депрессиях от трудотерапии возможен при ее смешанных формах (не только эндогенной, но и социогенной), без выраженной двигательной заторможенности. Таким больным важно отвлечься от тягостных переживаний, дать надежду на выздоровление, создать доминанту для отвлечения от тревожных мыслей. Труд должен быть не тяжелым, не связанным с ответственностью, не коллективным, а индивидуальным (так как общение с другими людьми – тяжелая нагрузка для больного с депрессией), позволяющим оценивать продуктивность и чередовать разные формы работы. Работа должна опираться на привычные навыки, важно показать больному его полноценность, пригодность к осмысленной полезной деятельности. От инструктора по трудотерапии необходимы наблюдение и тактичная помощь, но не опека. |
Двигательная заторможенность | Партнером по работе может быть лишь больной, незначительно превосходящий по активности, либо инструктор по труду. В трудотерапии важно отслеживать трудовые возможности больного в каждый момент времени, соблюдать постепенность, ступенчатость в увеличении нагрузки, избегать ситуации демонстрации больному его недостатков. Предлагается метод рабочих проб: инструктор некоторое время работает вместе с больным на спаренной работе, выделяет свойственные больному ритм, темп движений, стиль его работы, характерные недостатки и т.д. Для активизации речи больных инструктору по труду, врачу, медсестре рекомендуется активно вызывать ответную речь больного и организовывать труд так, чтобы речь была необходима, включать больного в культурные мероприятия, спорт, игры, стимулирующие речевую активность (там же, с. 79). Таким образом, трудотерапия должна быть не единственной универсальной формой восстановительно-реабилитационной активности, но звеном в системе реабилитационных мероприятий. |
Общий вывод состоит в том, что если для каждого больного, страдающего психическим заболеванием, подобрать индивидуально, терпеливо подходящий вид труда, можно существенно улучшить состояние больного после медикаментозного лечения, снизить выраженность патологических симптомов, восстановить в известной мере его активность, поддержать в личности больного ее человеческие, социальные качества.
Вопросы для самопроверки:
2. Какова динамика численности инвалидов и показателей их реабилитации в России?
3. В чем суть и цели понятия «реабилитация»?
4. Дайте характеристику видов реабилитации.
5. Дайте определение понятию «дезадаптация» и особенностей типов дезадаптации.
6. Назовите типичные нарушения работоспособности, вызванные выраженными акцентуациями характера.
7. Какой механизм лежит в основе восстановления нарушенных движений руки?
8. Перечислите уровни социально-трудовой реадаптации больных психическими расстройствами.
9. Каковы ценные признаки ручного труда, сформулированные С.Г. Геллерштейном?
10. В каких случаях трудотерапия имеет противопоказания?
11. За счет чего достигается положительный эффект трудотерапии при:
ü двигательной заторможенности?
Литература:
Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 254
Словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз., 1989, С. 428
Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДС-ПРЕСС, 2003, С. 323-324
ДЕЗАДАПТАЦИЯ – потеря, нарушение способности организма приспосабливаться к окружающей обстановке
Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 255
Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 262-264
Проприорецептивные ощущения – ощущения, возникающие в мышцах и связках. С их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела
Реадаптация – восстановление больного после перенесенного болезненного периода (Носкова С. 264)
Трудотерапия - один из видов восстановительной терапии - способствует реабилитации пациентов с различными физическими и психическими нарушениями посредством использования посильного труда.
Понятие трудотерапии как элемента физиотерапии
Трудовая терапия - составная часть физиотерапии - использует трудовые процессы с лечебной целью. Физиотерапевтические процедуры помогают устранить или уменьшить физические недостатки путем укрепления мышц, увеличения объема движений в суставах и улучшения координации. В травматологии и ортопедии для восстановления функций конечностей применяют специальные виды труда с определенным объемом движений и участием определенных групп мышц. При этом могут быть использованы тренажеры и спортивный инвентарь (гантели, мячи).
Специалисты по трудотерапии обучают пациентов навыкам самообслуживания и выполнения повседневных дел. Так, например, людей с ампутированной рукой учат самостоятельно одеваться и готовить пишу. При этом могут быть задействованы специальные приспособления, облегчающие жизнь инвалидов в домашней обстановке.
Трудовая терапия используется для лечения психических болезней и заболеваний , сопровождающихся снижением интеллектуальных способностей. Занятия рисованием и музыкой помогают таким больным раскрыть свой творческий потенциал и найти способ самовыражения. Помимо этого, пациентов обучают социальным навыкам для облегчения отношений с другими людьми, а также воспитывают в них самостоятельность и уверенность в собственных силах. Особое внимание на занятиях по трудотерапии уделяется выработке умений и навыков, необходимых для выполнения повседневных дел, таких как приготовление пищи, уборка квартиры, поход за покупками.
Учитывая особенности людей с физическими недостатками, им предоставляются консультации по переоборудованию помещений и оснащению их приспособлениями, позволяющими облегчить жизнь инвалидов в домашних условиях.
Специалисты по трудотерапии оказывают практическую помощь и эмоциональную поддержку в обществах и социальных службах, созданных для людей с ограниченными возможностями.
Положительный эффект трудотерапии
При переломе конечности, сопровождающемся временной утратой трудоспособности, пациенту прежде всего назначают физиотерапевтические процедуры .
Трудотерапия показана больным, страдающим тяжелыми хроническими заболеваниями, например артритом, или перенесшим серьезные травмы головы или грудной клетки. На занятиях их обучают пользоваться специальными приспособлениями, облегчающими труд на работе и дома.
Занятия по трудотерапии при участии и помощи врача позволяют снять состояние напряженности и беспокойства у психических больных. Занятость, концентрация внимания на выполняемой работе отвлекают их от болезненных переживаний.
Трудотерапия психически больных - область медицинской практики, пограничная между психиатрией, клинической психологией и психологией труда, центральной задачей которой является адаптация психически больного к социуму посредством его включения в активную трудовую деятельность, моделируемую встационаре или на производстве.
Уровни социально-трудовой реадаптации психически больных (по С. Г. Геллерштейну):
- Профессиональная реадаптация: возврат к прежней профессии, когда коллеги «дефект не замечают».
- Производственная реадаптация: возврат к труду, но при снижении квалификации.
- Специализированно-производственная реадаптация.
- Лечебно-производственная реадаптация.
- Внутрисемейная реадаптация: выполнение домашних обязанностей.
- Внутрибольничная реадаптация: при глубоких дефектах психики.
Эффективность и противопоказания
Геллерштейн указывает на следующие важные признаки трудотерапии, влияющие на восстановление активности больных:
- Соответствие человеческим потребностям
- Целевой характер деятельности
- Мощное воздействие упражнения
- Мобилизация активности, внимания и т. д.
- Необходимость приложения усилия, напряжения
- Широкие возможности компенсации
- Преодоление трудностей и препятствий, возможность регулирования их дозировки
- Включение в жизненно полезный ритм
- Результативность, предпосылки организации обратной связи
- Благодатное поле для отвлечения, переключения, смены установки
- Рождение положительных эмоций - чувства удовлетворения, полноценности и др.
- Коллективный характер труда.
Противопоказания к трудотерапии
- Трудотерапия абсолютно противопоказана при острых болезненных состояниях, патологии сознания, кататонии и проч.
- Временно противопоказана при активном медикаментозном лечении, выраженных депрессивных и астенических состояниях, при наличии у больного негативизма к труду.
Принципы трудотерапии
При трудотерапии надо ориентироваться на доступные больному виды труда и его зону ближайшего развития (поЛ. С. Выготскому). Для этого используется особая модификация профессиографии (Геллерштейн).
Принципы использования трудотерапии:
- Труд больных должен быть результативным, и больной должен видеть результаты своей деятельности.
- Необходим индивидуальный учёт выработки больных.
Трудотерапия при конкретных видах психопатологии
- Галлюцинаторный синдром . Активное включение больных в труд приводит к ослабеванию галлюцинаций. Но труд должен быть напряженным, активным и мало поддающимся автоматизации. Механизм лечебного действия труда в этих случаях: подавление патологической доминанты и создание новой трудовой доминанты. Больные страдают не столько от самих галлюцинаций, сколько от поглощенности психики этими переживаниями; активный труд уменьшает такую поглощенность, наполняя психическую жизнь больного новым здоровым содержанием.
- Депрессивные состояния . Больным важно отвлечься от тягостных переживаний, дать надежду на выздоровление, создать доминанту для отвлечения от тревожных мыслей. Труд должен быть исключительно индивидуальным, позволяющим оценивать продуктивность и чередовать различные формы работы. Эта работа должна опираться на привычные навыки, важно показать больному его полноценность, пригодность к осмысленной, полезной деятельности.
- Двигательная заторможенность. Партнером по работе может быть лишь больной, незначительно превосходящий по активности, либо инструктор по труду. Метод рабочих проб: инструктор некоторое время работает с больным на спаренной работе, выделяет свойственный больному ритм, темп движений, стиль его работы, характерные недостатки и др.
- Умственная отсталость . Если у этих больных есть интерес к труду, то они ничем не отличаются от здоровых (по экспериментальным данным). У умственно отсталых (например, при болезни Дауна) хорошо развита моторная память и исполнительность (они очень старательны); кроме того, они очень эмоциональны и эмпатийны.
История трудотерапии
Терапия занятостью начинает распространяться в Советском Союзе с 1930-х гг. Хотя система социально-трудовой реабилитации в СССР считалась безусловным достижением советской психиатрии, для неё был характерен ряд недостатков. Работа, как правило, была низко оплачиваемой и малопривлекательной для пациентов; предлагавшийся выбор видов труда сводился главным образом к рутинным и примитивным. Почти отсутствовала возможность поэтапной трудовой реабилитации, трудовое переобучение и переориентация были затруднены из-за ограничения видов специальностей, отсутствия дифференцировки в зависимости от индивидуальных потребностей и склонностей пациентов.
Сохранились воспоминания бывшего пациента Сычёвской специальной психиатрической больницы, диссидента М. Кукобаки: «Так называемая „трудотерапия“ превратилась в доходное коммерческое предприятие для властей. Станки расставлены без учета санитарных норм, теснота. Вся вентиляция - это несколько форточек. Больных под прямым или косвенным давлением вынуждают работать с утра и до вечера. В летние месяцы практикуются работы и после ужина. Разумеется, все это формально на добровольных началах. Но попробуй не пойти! Тут же обнаружат у тебя „изменение состояния“, и начнется истязание различными уколами, травля со стороны санитаров-уголовников и т.д.». Сходные впечатления остались и у В. П. Рафальского, проведшего двадцать лет в психиатрических больницах специального типа: «При психушке фабрика на пятьсот машинок. Рабочий день - шесть часов, благодаря Богу, ибо на фабрике грохот - стены дрожат, и, вдобавок, уйму динамиков добавляют, и себе на полную катушку, магнитофонную запись современной супермузыки. <…> Погнали на работу с первых дней. А представляете ли Вы, что значит работать под нейролептиками? А работали».
Трудотерапия в некоторых советских спецпсихбольницах была обязательной, в некоторых лишь поощрялась администрацией. Пациенты работали в картонажных, ткацких, переплётных, швейных и других мастерских, получая за это чрезвычайно малую заработную плату - от 2 до 10 рублей в месяц, перечислявшихся на личный денежный счёт. Администрации специальных психиатрических больниц этот труд был очень выгоден, так как цена сбыта изготовляемой продукции в десятки раз превышала стоимость оплаты труда.
В постсоветское время бóльшая часть существовавших практически во всех психиатрических стационарах СССР лечебно-трудовых мастерских оказалась заброшенной из-за недостатка финансирования; объёмы трудотерапии снизились, оплата труда пациентов носит чисто символический характер, продолжают отмечаться нарушения прав человека. Зачастую в больницах имеет место эксплуатация труда пациентов, порой недобровольного: пациенты занимаются уборкой территорий и отделений, участвуют в ремонтных, разгрузочно-погрузочных работах и т. п. Случаи грубой эксплуатации труда проживающих отмечались и в психоневрологических интернатах.
В материалах опроса, проведенного в 1990-е годы, отмечалось, что российские пациенты выражали недовольство плохой организацией трудотерапии во всех организационных формах, где она используется. Пациенты заявляли, что предлагаемые им виды работы примитивны и монотонны, не соответствуют их потребностям и трудовым навыкам, трудотерапия носит по сути принудительный характер. Опросы показывали, что трудотерапия в том виде, в котором она существует в большинстве исследованных психиатрических учреждений, не только не достигает своей цели, но и является одним из основных источников неудовлетворённости больных.
При деинституционализации психиатрии в ряде западных стран произошел отказ от трудотерапии и переход к труду по трудовому договору, которым права пациента и оплата его работы гарантируются в полном объёме.
Литература
- Геллерштейн С.Г., Цфасман И.Л. Пиринципы и методы трудовой терапии психически больных. М., 1964.
- Геллерштейн С.Г. К построению психологической теории трудовой терапии // Восстановительная терапия и социально-трудовая реадаптация больных нервно-психическими заболеваниями: Материалы Всес. научной конференции 10-13 нояб. 1965 г. Л., 1965.
- Носкова О.Г. Психология труда. М., 2004 (глава 10 "Психологические аспекты социально-трудовой адаптации больных и инвалидов").
Трудотерапия -- это активный метод восстановления нарушенных функций и трудоспособности у больных при помощи трудовых операций. Трудотерапия -- лечебный и профилактический фактор. С физической точки зрения она восстанавливает или улучшает мышечную силу и подвижность в суставах, нормализует кровообращение и трофику, приспосабливает и тренирует больного для использования в оптимальных условиях остаточных функций. С психологической точки зрения трудотерапия развивает у больного внимание, вселяет надежду на выздоровление, сохраняет физическую активность и снижает уровень инвалидности. С социальной точки зрения трудотерапия предоставляет больному возможность работать в коллективе.
В восстановительных отделениях и реабилитационных центрах используют 3 вида трудотерапии:
- 1) общеукрепляющую (тонизирующая);
- 2) восстановительную;
- 3) профессиональную.
Общеукрепляющая трудотерапия повышает жизненный тонус больного. Под влиянием трудотерапии возникают психологические предпосылки, необходимые для восстановления трудоспособности.
Восстановительная трудотерапия направлена на профилактику двигательных расстройств или восстановление временно сниженной у больного функции двигательного аппарата. В процессе занятий учитывают функциональные возможности больного, способ?ность его к выполнению определенной трудовой операции, оценивают профессиональный профиль больного.Профессиональная трудотерапия направлена на восстановление нарушенных в результате повреждения или заболевания производственных навыков и проводится на заключительном этапе восстановительного лечения. При этом виде трудотерапии оцениваются профессиональные возможности больного, при утраченной профессиональной трудоспособности или частичном стойком ее снижении больной подготавливается к обучению новой профессии. На протяжении всего восстановительного лечения необходим медицинский контроль над проведением трудотерапии. Это позволяет корригировать характер трудовых операций, их дозировку, режим труда и т. п.Дозировка физической нагрузки определяется общим состоянием больного, локализацией патологического процесса, объемом функциональных нарушений, периодом восстановительного лечения (острый, хронический), а также видом трудотерапии.При строгой дозировке физической нагрузки на сердечно-сосудистую, дыхательную систему и нервно-мышечный аппарат трудотерапия так же, как и ЛФК может быть использована уже на ранних этапах лечения (например, в ближайшее время после травмы, хирургического вмешательства и т. д.).
Трудотерапию назначают в соответствии с клиническими особенностями заболевания или повреждения и функциональными возможностями двигательного аппарата.
Трудовой режим устанавливается индивидуально для каждого больного. Выделяют пять режимов:
- 0 -- режим временного непосещения больным отделения трудотерапии;
- 1 -- режим палатный (больной занимается трудотерапией в палате);
- 2 -- режим ученический (период освоения рекомендованного вида труда); перевод на другие виды труда или в другую мастерскую; при этом режиме требуется наибольшее внимание к больному со стороны инструктора;
- 3 -- режим сокращенного рабочего дня (предусматривает предоставление больному по медицинским показаниям сокращенного рабочего дня на 1 ч в день, дополнительных перерывов в работе в течение этого часа или досрочного ухода с работы);
- 4 -- режим полного рабочего дня с ограничением используемых видов работы (предусматривает стабильность трудовой установки больного). Назначается при неспособности больного к переключе?нию от несложной стереотипной трудовой операции к другим видам;
- 5 -- режим полного рабочего дня. Больной выполняет различ?ные трудовые операции в пределах рекомендованных видов труда, хозяйственной работы по системе самообслуживания.
Воспитание трудовых навыков. В формировании правильного и прочного навыка рабочих движений выделяют несколько этапов.
Первый этап заключается в том, что больные должны полу?чить основные сведения о трудовой операции, оборудовании ра?бочих мест. Важно возбудить интерес больного к работе, желание овладеть ею.
На втором этапе обучения происходит освоение больными трудовых навыков, необходимых для восстановления нарушенных функций. Больным показывают и объясняют приемы трудовых операций. Во время упражнений больные стараются закрепить вначале простейшие, а затем и более сложные приемы, показанные инструктором. После этого группа обучающихся переходит к индивидуальным занятиям и самостоятельной работе. Больные имеют возможность при такой планировке занятий работать в разном темпе.
По мере усвоения рабочих приемов в третьем периоде обуче?ния у больных формируются навыки выполнения комплексных работ. В этот период закрепляются приемы трудовых операций, обращается внимание на скорость работы.
Для больных с нарушением элементарных функций конечностей в систему трудотерапии включается самообслуживание.Занятия следует начинать с момента поступления больного в стационар (политику) при отсутствии противопоказаний. Для тренировки используют специальные приспособления (вертикальный и горизонтальны бытовой стенд, балканские рамы, трапеции и др.), вспомогательные средства для передвижения (коляски, ортопедические аппараты, костыли, палки, «манеж» и др.)
По меле улучшения общего состояния и двигательной функции бытовые навыки больного следует восстанавливать в специально созданном кабинете бытовой реабилитации, в котором должны быть все необходимые предметы домашнего обихода. Занятия проводятся группой в 5-7 человек, а с тяжелобольными -- индивидуально. Продолжительность занятий не должна превышать 30-45 мин с перерывами для отдыха через каждые 15 мин. В свободное от процедур время больной самостоятельно занимается на стендах.
На заключительном этапе лечения, когда у больного значительно улучшается способность обслуживать себя самостоятельно, тренировки вновь проводятся в отделении.
Эффективность восстановления навыков самообслуживания рекомендуется оценивать в баллах. Оценка самообслуживания в баллах приведена ниже.
Абсолютные противопоказания к трудотерапии:
- 2) воспалительные заболевания в фазе обострения;
- 3) наклонность к кровотечению;
- 4) каузалгия;
- 5) злокачественные новообразования.
Относительные противопоказания к трудотерапии:
- 1) обострение основного заболевания;
- 2) субфебрильная температура различного происхождения;
- 3) гнойные раны в период, требующий покоя.
Правильно организованная система трудотерапии при восстановительном лечении способствует полноценной социальной и трудовой реабилитации больных.
Элементы профессионально-прикладной подготовки (специальные физические упражнения, в том числе с нагрузками, эквивалентными по интенсивности профессиональным, аутогенная тренировка и само-массаж с учетом специфики труда) целесообразно включать в процедуры лечебной гимнастики, выделяя группы больных, занятых физическим и умственным трудом. Занятия проводят раздельно по дифференцированным методикам, учитывая назначенный двигательный режим. На санаторном этапе реабилитации больным назначают щадяще-тренирующий (II), тренирующий (III) или интенсивно-тренирующий (IV) двигательный режим. Этот подход оправдан и на амбулаторно-поликлиническом этапе реабилитации. При щадящем (I) двигательном режиме элементы профессионально-прикладной подготовки не включают.
В группах больных, занятых физическим трудом, двигательный режим устанавливают с таким расчетом, чтобы при щадяще-тренирующем двигательном режиме интенсивность физической нагрузки была эквивалентна не только постоянным, но и кратковременным энергозатратам, характерным для легкого физического труда ; при тренирующем режиме -- для физического труда средней тяжести , при интенсивно-тренирующем режиме -- для тяжелого физического труда .
В основном разделе процедуры лечебной гимнастики для больных, занятых физическим трудом, акцентируют внимание на правильном сочетании фаз дыхания с движениями, освоении регуляции дыхания в процессе физической нагрузки переменной интенсивности. При этом ориентируют больных на углубление вдоха и более полный выдох при различных ритмах дыхания. Применяют упражнения для развития силы, общей выносливости (аэробной способности) и статической выносливости мышц, на координацию движений, равновесие, вестибулярную устойчивость и т. д. Используют упражнения с предметами (гимнастические палки, медицинболы, гантели до 3-5 кг и др.), с преодолением сопротивления занятия на тренажерах. При аутогенной тренировке осваивают приемы мышечной релаксации после физического напряжения.
Помимо лечебной гимнастики, применяют и другие формы ЛФК с энергозатратами, эквивалентными по интенсивности профессиональным. Энергетический уровень физической нагрузки рассчитывают путем перевода величины интенсивности нагрузки, выраженной в единицах мощности, на энергетические эквиваленты. Для этого мощность нагрузки, необходимой для достижения тренировочного пульса, умножают на коэффициент 0,068. Например, при велотренировках для достижения тренировочного пульса и поддержания его в устойчивом состоянии больному требуется нагрузка в 110 Вт. Следовательно, энергозатраты при нагрузке составляют 7,5 ккал/мин (110?0,068 = 7,48). На этом основании делают вывод, что данный больной после окончания курса восстановительного лечения сможет приступить к физическому труду средней тяжести как прошедший соответствующую подготовку, так как этот уровень энергозатрат соответствует интенсивности физической нагрузки, свойственной физическому труду средней тяжести.
При построении двигательного режима суточные энергозатраты (особенно у больных, занятых физическим трудом средней тяжести и тяжелым физическим трудом) к производственным не приближают, а ориентируются на кратковременное достижение интенсивности физической нагрузки, обусловленной требованиями профессии.
Выбор двигательного режима в процессе реабилитации обусловлен и трудовым прогнозом. В заключительной трети реабилитационного курса при благоприятном течении восстановительных процессов у больных, которым предстоит выполнение легкого физического труда, двигательный режим по интенсивности должен быть не ниже щадяще-тренирующего, труда средней тяжести -- не ниже тренирующего, тяжелого физического труда -- интенсивно-тренирующего. Если позволяют клинические данные и функциональное состояние организма, применяемые физические нагрузки могут превышать профессиональные. Однако в рамках более интенсивного двигательного режима это допускается только во время организованных занятий ЛФК, так как профессиональная работоспособность у больных снижена.