Бретань. Сен-Мало - dосужие фотозарисовkи. Курортный город сен-мало

Это портовый город в Бретани , на берегу Ла-Манша. Когда-то укрепленная база пиратов, позже Сен-Мало был укреплен от атак норманнов и англичан. Теперь это один из главных туристических центров Бретани. Летом за счет туристов население города увеличивается с обычных 50 до 200 тысяч человек.

Главной достопримечательностью Сен-Мало считается крепость, сохранившаяся на берегу моря - Les remparts de Saint-Malo . Укрепленный центр города, ограничиваемый крепостными стенами (intramuros ), очень сильно пострадал во время Второй мировой войны, но был старательно восстановлен.

В начале июля здесь проводится Festival des Folklores du Monde - фестиваль фольклора, когда город наполняют музыкальные и танцевальные представления.

Погода в Сен-Мало:

Путеводитель по Сен-Мало:

  • Добраться в Saint-Malo
  • История Saint-Malo
  • Достопримечательности Saint-Malo
  • Карта Saint-Malo
  • Туристический маршрут по Saint-Malo
  • В окрестностях Saint-Malo
  • Фотографии Saint-Malo

Добраться в Сен-Мало:

На машине :

  • как добраться на машине в Сен-Мало (расстояние, время в пути, стоимость платных дорог, парковки).
  • из Парижа шоссе A11, затем RN 137.
  • из Нормандии - шоссе A84.

На самолете:

  • ближайший аэропорт - Dinard-Pleurtuit-St-Malo Airport - в 13 км (авиакомпания Ryanair).
  • Из аэропорта только на такси (€22 до вокзала, €25 до центра), обществ. транспорта из аэропорта нет.
  • Как добраться на поезде в Сен-Мало: расписание, стоимость .
  • 3 прямых поезда в Париж (вокзал Gare de Montparnasse, ок. 3 часов в пути, €50),
  • ежечасные поезда из Ренна (50 мин в пути, €15).

На автобусе : дешевле, но медленнее поездов.

  • Автобусы в Сен-Мало: расписание, маршруты, цены
  • 2 автобуса/день в Pontorson (маршрут 17, 1 час в пути, €2,5), отправление от вокзала, остановка у старого города.
  • Прямые автобусы до Mont Saint Michel (€22).
  • Автобусы в Dinard (направление Rennes , €4.70), Titeniac (напраление на Illenoo, €6.80).

На пароме : из Великобритании есть несколько паромов в Сен-Мало:

  • Из портов Poole и Weymouth, компания Condor Ferries.
  • Из Portsmouth - компания Brittany Ferries.
  • Из Jersey & Guernsey - компания Condor Ferries.

По городу:

  • исторический центр - крепость Сен-Мало - проще посмотреть пешком, можно на туристическом мини-поезде (€5.50).
  • до центра - можно доехать на автобусе (€1.5), вечером автобусов нет.
  • от парковки Park & Ride - бесплатный шаттл (каждые 15 минут, в высокий сезон)
  • Схема транспорта по городу Сен-Мало

История Сен-Мало

В 6 веке здесь жили монахи. В честь одного из них - святого Мало - город и получил свое название. Сам город возник только в середине 12 века, к Средневековью превратившись в крепость. В 1590-94 гг Сен-Мало даже успел побывать независимой республикой. Позже он превратился в убежище для разных пиратов и каперов.

Город сильно пострадал во Второй мировой войне при высадке союзников в 1944 году, он был старательно восстановлен.


  • Крепостная стена (Les remparts de Saint-Malo )
  • Укрепленный город внутри стен (La Ville Intra-Muros)
  • Замок
  • Вид на укрепленный город с «Мемориала 39-45»
  • Первая в мире приливная электростанция - ежегодно около 200,000 посетителей. Автобусы C1 и C2, затем примерно 1 км пешком.

Музеи Сен-Мало:

  • Musée d’histoire - исторический музей, расположенный в музее и башне Солидор (Château et Tour Solidor) - посвящен истории и мореплаванию Saint-Malo
  • Musée Long Cours Cap Hornier - международный музей дальней навигации, в том числе вокруг мыса Горн. Музей занимает 4 этажа башни Солидор (tour Solidor). История открытия мыса Горн, модели кораблей и др.
    • Адрес: Tour Solidor Quai Sébastopol Saint-Servan 35400 Saint-Malo
    • Время работы:
    • апрель - сентябрь 10:00 - 12:30 и 14:00 - 18:00 (кроме 1 мая)
    • октябрь - март: вт - вск 10 - 12 и 14-18
  • Manoir Jacques Cartier - www.musee-jacques-cartier.fr - единственный особняк Картье (Cartier) - первооткрывателю французских территорий в Северной Америке. После открытия территории вдоль реки Saint-Lawrence вплоть до Монреаля, Картье обосновался в этом особняке, между Saint-Malo и Cancale.
    • Адрес: Jacques Cartier Manor House Rue David MacDonald Stewart 35400 Saint-Malo
    • Проезд: автобусы 3 и 8, остановка Sainte Famille
    • Время работы:
    • июль - август - ежедневно
    • с сентября до июня - кроме вск.
    • 1 июня - 30 сентября: 10:00 - 11:30 и 14:30 - 18:00.
    • 1 октября - 31 мая: 10:00 - 15:00

Вход в музеи:

  • Билет в 1 музей : 6.00€, семейный билет (2 взрослых +2 ребенка) - 15.00€, 8 - 18 лет - 3.00€, до 8 лет - бесплатно.
  • Билет в 2 музея (Musée d’histoire – Musée Long Cours Cap Hornier – Mémorial - Manoir Jacques Cartier): 9,00€, семейный - 20,00€, 8 - 18 лет - 4.50€.
  • Билет в 3 музея : 10.00€, семейный - 25.00€, 8 - 18 лет - 5.00€

Карта Сен-Мало

Туристический маршрут по Сен-Мало

Главной достопримечательностью Сен-Мало считается укрепленный центр города - крепость Les remparts de Saint-Malo .

Туристический маршрут проведет вас по так называемому La Ville Intra-Muros - городу внутри крепостных стен. На маршруте отмечены главные достопримечательности Сен-Мало:

Туристические маршруты по Сен-Мало:

  • Маршрут по крепости Сен-Мало
  • Маршрут Le Sillon - Courtoisville
  • Маршрут Paramé - Rothéneuf
  • Маршрут Les Sablons, la Cité d’Alet и Port Solidor
  • Маршрут по кварталу Saint-Servan
  • Маршрут Les Malouinières (на машине или велосипеде)

В окрестностях Сен-Мало

  • Mont Saint Michel - аббатство Сен-Мишель , внесенное в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО - главная достопримечательность региона и одно из самых впечатляющих и популярных мест во Франции. Оооочень много людей в высокий сезон (июль-август).
  • Barrage de la Rance - приливная дамба. За ней откроется вид на Dinard.
  • Dinard - в октябре тут проводится международный кинофестиваль.
  • Côte d’Emeraude - эмеральдовый берег. Великолепные песчаные пляжи и малоизвестные живописные бретонские городки, типа St-Lunaire и St-Cast.
  • Cap Fréhel - живописный скалистый мыс. Весной тут можно увидеть бакланов - огромных морских птиц, которые в другое время никогда не появляются вблизи побережья.
  • Dinan - старинный укрепленный портовой городок, мощеные улочки которго обрамлены многочисленными фахверковыми домиками, ремесленными мастерскими и арт-галереями. Среди достопримечательностей - замок 14-го века, превращенный в музей, и базилика St Sauveur, строительство которой началось в начале 12 века, но она была частично перестроена в 15 - 16 вв, а также церковь Сен Мало 15-го века.
  • Rennes - столица Бретани (200 тыс жителей). В 1720 году Ренн был уничтожен пожаром - сохранилось только здание Дворца парламента Бретани с пышно декорированным главным залом. Остальной город был остроен заново в популярном тогда классическом стиле с широкими прямыми улицами. Город сильно пострадал во время Второй мировой войны. Но и теперь в центре Ренна можно полюбоваться характерными фахверковыми домиками, старинными воротами, уцелевшими от крепостной стены, а также пышными дворцами. В июле тут проводится фестиваль Festival des Tombées de la Nuit с уймой бесплатных представлений на улицах города.

Достопримечательности вокруг Saint-Malo на карте:

Небольшой туристический городок и порт Сен-Мало находится во французской Бретани, в северо-западной части Франции. История поселения началась в 6 в. н. э., когда монахи-переселенцы с Британских островов высадились в устье реки Ранс (часть пролива Ла-Манш). Сначала тут, в течение шести столетий, были кельи и хозяйственные постройки переселенцев, но в 12 в. поселение было превращено в город-крепость.

В Средние века развитие города определялось близостью моря, морской торговлей. Удаленное географическое положение способствовало превращению Сен-Мало в 16 в. в самостоятельную республику.

Современный архитектурный облик города оформился к 18 в., когда была проведена масштабная реконструкция стен и строений в старой и новой части города. При этом сохранялись здания, крепости, башни, церкви, возведенные в разные периоды средневековья.

Сен-Мало сильно пострадал во время Второй мировой войны, но после ее окончания горожане приложили усилия, чтобы восстановить его. Каждый год сюда приезжает очень много туристов, желающих насладиться красивым местом на берегу залива Ла-Манш.


Протяженность стены составляет 1,754 метра , окружающей полностью старую внутреннюю часть города. Возводились укрепления несколько столетий – со Средних веков до начала Нового времени, т.е., до 17 в. Период с 1708 по 1744 гг. ознаменовался капитальной реконструкцией стены и остальных укреплений.

После обновления осталась небольшая часть средневековой конструкции, так называемая малая стена (12 в.). Со средневековья отлично сохранились западные и главные ворота. Комплексная поэтапная реконструкция была проведена под руководством инженера Гаранго по проекту выдающегося инженера и архитектора Вобана.


Построен прямо возле входа в Сен-Мало. Замок стоит отдельно, поскольку к другим строениям города крепостной стеной не присоединен. В Шато-Гайаре находится ратуша и городской музей. Сохранился донжон, окруженный средневековой стеной. В замке 2 большие башни, построенные во второй половине 15 в. Со Средних веков сохранился внутренний дворик и казармы.


Двойная конструкция, с древних времен служила главным входом в город. С одной стороны ворота украшены бретонским гербом и девизом «лучше смерть, чем позор», гербом Сен-Мало, и городским девизом «Всегда преданный». Ворота появились только после реконструкции 1708-1710 гг. В самом низу отлично сохранилась лестничная площадка, возведенная при Людовике Четырнадцатом.


Некогда входили в состав средневековых стен и укреплений. Считаются самыми старыми в городе, защищавшие не только вход в Сен-Мало, но и замок. С каждой стороны стоят круглые башни, имеющие навесные бойницы. Когда-то украшались ворота центральной колокольней с часами. Сейчас над ними возвышается скульптура Девы Марии, смотрящей на город.

Бастионы

Их три – святого Людовика, святого Филиппа и голландский. Строительство первого из них началось в начале 18 в., что позволило закрыть и защитить вход в порт с моря. В период Французской революции был превращен в место казни.

Бастион святого Филиппа был заложен одновременно с первым бастионным сооружением, но имел другую угловую форму. Благодаря этому, гарнизон получил возможность выполнять сразу несколько функций – с юга защищать вход в город и порт, а с запада – вести огонь по судам.

Голландский бастион был частью крепостных укреплений, и местом, где прятались жители по ночам от собак (мастиффы), охранявшие в ночное время покой горожан. Зверей специально натаскивали на людей. Стражники выпускали их ночью, и до этого момента все жители должны были разойтись по домам. Для тех, кто не успевал, мог укрыться в бастионных помещениях, опустив за собой решетку.


Скалистый мыс около Сен-Мало с 1691 г. защищает город с моря. Тут построена башня Бидуан, где хранился порох и находился склад. Мощное сооружение, высота которого составляет 23 метра, а ширина 12 м, соединено с основными укреплениями города. Чтобы лучше рассмотреть окрестности, нужно подняться на верх башни, где располагается площадка. Отсюда открываются потрясающие виды на собор Сен-Венсан и мыс Фреель.


Сооружен в конце 1680-х гг. инженером Гаранго, занимающимся реконструкцией оборонительных укреплений Сен-Мало. На территории форта есть пушки и ядра разных морских судов, которые пытались неоднократно захватить крепость. Форт в Средние века служил отличным ориентиром для проходящих мимо кораблей.


Находятся на двух прибрежных островах – Большой Град Бе и Маленький Пти Бе. На Гранд Бе построена настоящая неприступная крепость, которая связана с землей дорогой, уходящей под воду каждый день на 6 часов. Здесь похоронен знаменитый писатель Шатобриан. Соседство крепости составляет форт, возведенный Вобаном, для дополнительной защиты города. На острове Пти Бе находится еще одно фортификационное сооружение, которое имело когда-то широкую платформу, три уровня помещений и несколько укрепленный бастионов.


Построенные, чтобы охранять город с моря. Находятся около причала и песчаного пляжа. Для того, чтобы попасть в крепость со стороны побережья, нужно было опустить подъемный мост. Возле ворот, отреставрированных в первой половине 18 в., еще сохранился механизм, который приводил в движение мост.


Символ и украшение Сен-Мало, часть бывших укрепительных сооружений средневекового города. Башня входит в крепостной комплекс таких сооружений, как бастион, несколько башен 14 в., городище Алет, находящееся возле замка Солидор. Сейчас в башне располагается музей мореплавания.


Располагается на юг от старого центра города. Сюда можно попасть по набережной Святого Луи, которая начинается от Главных ворот. Пройдя мимо двух паромных терминалов, туристы попадают прямо на улицу Дауфин, располагающейся в квартале Сен-Серван. Первые поселения в районе современного Сен-Сервана возникли во времена римлян. Большая часть жилых кварталов современного города находится именно тут, как и инфраструктурные объекты, обслуживающие Сен-Мало.


Имеет статус кафедрального, много раз перестраивался и ремонтировался. В прекрасном состоянии находятся старинные своды, которые принадлежали самой первой церкви в этой местности. Историки считают, что они являются самыми древними в Бретани.


Дом был построен в 17 в. французским первооткрывателем Северной Америки, которого звали Картье. Ему принадлежит честь освоения территорий около реки Святого Лаврентия возле канадского города Монреаль. Переехав оттуда, Картье построил собственный дом в Сен-Мало.


В Сен-Мало есть удивительное место, которое возникло еще в 12-14 вв. Это городок-квартал Динан, созданный портовыми рабочими. С древних времен отлично сохранились фахверковые домики, соединенные узкими улицами, мастерские ремесленников и современные арт-галереи. На территории городка есть замок-музей, возведенный в 14 в., несколько старинных церквей и базилика.


Это одно из самых интересных мест в городе, с большой коллекцией рыб и морских обитателей. Аквариум поражает своими размерами – три миллиона литров, в котором живут почти 12 тысяч рыб – тропических, экзотических, морских, в том числе и жителей холодных вод океана. На экскурсии можно записаться и днем, и ночью. Любители острых ощущений обожают посещать шоу с акулами, которое устраивается только по ночам.


Туристы, приезжающие в Сен-Мало, отправляются на береговую линию Атлантического океана. Пляжи очень комфортные, благоустроенные, отлично подходят для отдыха и приема солнечных ванн. Чтобы защититься от океанических волн, администрация города построила специальные деревянные пирсы и защитные сооружения.

Гостеприимный и уютный Сен-Мало хорошо известен, как курортный город. В сезон его посещают более 200 тыс. туристов. Численность жителей невелика, около 65 тыс. человек. Расположенный в северной части , он покоряет невероятным очарованием истинно портового города с пронзительными голосами чаек, запахом морской соли и суровыми гранитными стенами.

История города знала много бурных событий. Одно время здесь корсары считали себя хозяевами и взимали дань с кораблей, имеющих неосторожность проходить через Ла-Манш. Быстрое развитие в XVII – XVIII веках было вызвано расцветом торговли и выгодным экономическим положением.

Во время войны с фашистами здания сильно пострадали, но постепенно город был реставрирован и вернул себе неповторимый облик. Туристов привлекают не только пляжи и достопримечательности, но и сохранившийся флер пиратской вольницы, витающий над городом.

Остров Гран-Бе

Во время отлива из-под воды показывается дорога на этот скалистый прибрежный остров. Удивительная картина открывается на пляжном просторе, где отлив оставляет мидии, ракушки и огромные ленты водорослей с широкими листьями. Уйти с острова нужно до начала прилива, иначе можно застрять на нем на несколько часов. Пройти вброд в это время не получится, поскольку глубина очень обманчива.

Но если вдруг пришлось немного побыть отрезанным от цивилизации, то стоит пройти и посмотреть на место, где находится могила основоположника французского романтизма Франсуа Рене де Шатобриана. Основной идеей романтизма, как направления в искусстве, был человек и его внутренние переживания, движения души, обращение к природе, как молчаливому и понимающему собеседнику.

Может быть, поэтому он при жизни обратился к мэру Сен-Мало с просьбой о выделении места для его захоронения на острове Гран – Бе, чтобы “продолжать прерванный разговор”. Не сразу, но оно было получено и теперь могила романтика и дипломата одной стороной обращена к морю.

Остров Пети-Бе

Неподалеку от большого острова расположен остров малый. На небольшом участке суши находится форт, который возвели в XVII веке по проекту Себастьяна Ле Претра де Вобана, а достраивать его пришлось Симону Гаранжо.

Форт был передан под юрисдикцию города только в XIX столетии, а в начале XX ему присвоили звание исторического памятника. Уникальное сооружение занимает почти весь островок, а мощные стены хранят внутренний двор и хозяйственные постройки. Он защищал город от набегов с моря, а на сегодняшний день являеется музеем.

Экспонаты рассказывают об исторических моментах и этапах постройки городских укреплений. Стены форта служат смотровыми площадками и дают круговой обзор, откуда можно полюбоваться бескрайней морской гладью, улицами и портом Сен-Мало.

В городе и его окрестностях сохранились форты, бастионы, башни и фрагменты крепостных стен. Есть они и на каждом островке, которые почти вплотную примыкают к Сен-Мало. Для форта «Насьональ» была выбрана скала Иллет, она расположена всего в нескольких метрах от береговой линии. Сначала на скале был маяк, но по распоряжению Людовика XIV было начато возведение мощного охранного комплекса.

За время существования форт четырежды менял название. Нареченный Королевским, позже получил название Республиканский, затем Королевский и только в 1870 ему было дано современное имя – Национальный. История форта тоже был нескучной. Он успел выполнить защитные функции, остановив эскадру, идущую для искоренения разбойничьими шайками, побыл тюрьмой, а теперь принимает посетителей в качестве музея.

Адрес: 60 Chaussée du Sillon, 35400 Сен-Мало, Франция.

Глубины океана оказываются буквально перед глазами, стоив зайти буквально в первую секцию аквариума. Его территория разделена на несколько секций, а в 45 аквариумах живут более 3000 морских обитателей, включая глубоководных рыб.

Впечатляет двухуровневый круговой аквариум. В нем удобно наблюдать за лениво проплывающими акулами и зависающими в толще воды скатами. В отделе, посвященном тропическим обитателем, буйство красок накладывается на неуемную энергию ярких рыбок и создается впечатление живой, постоянно перемещающейся радуги.

Так же здесь есть возможность понаблюдать за подводной жизнью изнутри. Достаточно опуститься на дно аквариума в маленьком батискафе и внимательно смотреть в иллюминатор. В тактильном аквариуме разрешено трогать его жителей, рассматривая их на расстоянии вытянутой руки.

Адрес: Rue du Général Patton, 35400 Сен-Мало, Франция.

Он был построен в XII веке на фундаменте сгоревшего религиозного сооружения. Архитектура храма неоднородна. К романскому стилю позже была добавлена готическая башня. XVIII век принес облику собора второй этаж с куполом, а XIX столетие украсило его высоким шпилем, который виден из любой точки города.

Самое яркое впечатление от посещения собора оставляют витражи. Очень жаль, что оригинальный вариант витражей был уничтожен более двух веков назад. Восстановленные по рисункам и оставшимся эскизам, они все равно впечатляют красотой. Орган установлен сравнительно недавно, но уже собирает в летнюю пору под сводами храма любителей старинной и классической музыки.

Адрес: 12 Rue Saint-Benoist, 35400 Сен-Мало, Франция.

Собрание фигурок из скальных фрагментов подтверждает, что искусство способно стать спасением в трудных жизненных ситуациях. Автором этих фрагментов называют аббата Фуре. В 1870 году после перенесенной болезни он потерял слух и дар речи. Оказавшись не в состоянии продолжать службу, он удалился в уединенное место у кромки прибоя и всю энергию направил на создание скульптур и барельефов.

Несколько сотен изображений святых, фантастических зверей и реальных персонажей постепенно спускаются к самой воде. Их около 300 и все абсолютно разные. Удивляет и восхищает стремление человека к красоте и созиданию. В это место редко забредают туристы. Здесь можно спокойно побродить между фигур, рассмотреть и удивиться безграничной фантазии, упорству и трудолюбию аббата.

Адрес: Chemin des Rochers Sculptés, 35400 Сен-Мало, Франция.

Жители Бретони считаются лучшими мореплавателями и рыбаками в стране. Не удивительно, что экспозиции городского музея посвящены не только истории города, но и мореплаванию. Он разместился в донжоне замка Сен-Мало, который является архитектурным памятником.

Точная дата его возведения не зафиксирована, но известно, что он был построен между XV-XVII веками и нес охранную функцию. Строительство шло постепенно, сначала поднялись стены Главной башни, постепенно рядом встали “Дамская”, башня “Мельниц”, бастион “Галер” и два крыла казарм.

Музей мирно соседствует с галереей восковых фигур. Он содержит исторические хроники, документы разных периодов, карты и предметы обихода того времени.

Адрес: Place Chateaubriand, 35400 Сен-Мало, Франция.

Музей Корсара

Учитывая, что одно время город был оплотом корсаров, которые чувствовали себя за крепкими стенами весьма уверенно и комфортно, появление этого музея было закономерным. Отчаянные искатели удачи даже сумели отбить наступление эскадры, посланной на их поимку, взорвав у одного из фортов корабль, начиненный взрывчаткой и ядрами.

Они немного просчитались в оценке расстояния и основной удар приняли на себя стены форта. Таким историям и посвящена коллекция, размещенная в выставочных залах. Отдельный раздел рассказывает о знаменитых людях, например, о Робере Сюркуфе.

Завершив карьеру корсара, он стал настолько богат, что в буквальном смысле выложил пол на террасе золотыми монетами, поставленными на ребро. Аудиогид значительно разнообразит экскурсию, повествуя о занимательных фактах и произошедших курьезах того времени.

Адрес: 5 Rue d’Asfeld, 35400 Сен-Мало, Франция.

Parc de la briantais

Парк занимает внушительную территорию и является излюбленным местом отдыха горожан. Здесь тихо, прихотливые дорожки ведут под сенью высоких тенистых деревьев, постепенно выводя к морскому побережью. Отсюда открывается прекрасный вид на прибрежные острова и бескрайний простор, чувствуется мощь водной стихии.

Отличительной чертой парка стало отсутствие кафе и торговых палаток. Ничто не отвлекает от общения с природой и обретения душевного равновесия. Если планируется прогулка с детьми, то обязательно нужно воду и легкий перекус взять с собой. Посещение бесплатное, но на ночь территория парка закрывается.

Адрес: 35400 Сен-Мало, Франция.

Многие известные путешественники и знаменитые деятели Франции были родом из Сен-Мало или посещали город в разные периоды. Здесь родился и нашел последнее пристанище Жак Картье.

Он отличался неуемной тягой к путешествиям, что позволило совершить 3 экспедиции к берегам Северной Америки. Мореплаватель мечтал открыть северо-западный проход между Тихим и Атлантическим океанами, но вошел в историю, как первооткрыватель Канады.

В Сен-Мало находится его особняк, превращенный в музей. Здесь мореплаватель провел последние годы жизни, которую оборвала чума. В нем Вы найдете интересны рукописные карты, документы и записки о путешествиях.

Департамент – Ий-э-Вилэн (Ille-et-Vilaine)

Сен-Мало находится на северо-востоке Бретани, на побережье Ла-Манша и правом берегу реки Ранс. Это известный туристический центр с крупным торговым портом.

Приливы и отливы у Сен-Мало являются одними из самых мощных в Европе. Максимальная амплитуда приливов – отливов здесь достигает 14 метров, что в два раза больше привычного колебания на Атлантике. Туристов и жителей города призывают быть бдительными, находясь на берегу моря. Прежде чем отправиться на пески и скалы во время отлива, необходимо узнать время прилива (расписание можно взять в туристическом офисе города). Риск оказаться в ловушке у моря действительно есть. Вдоль пляжа на шоссе Сийон установлены спасательные круги и предупреждающие знаки.

Климат в бухте Сен-Мало умеренно-океанический. На температуры большое влияние оказывает Гольф Стрим, колебания между средними температурами зимы и лета незначительные (6 градусов в январе и 17,8 в августе).

История Сен-Мало

Сен-Мало получил свое имя в честь валлийского монаха Святого Мало, епископа Але, старинного города по соседству. Але возник в галльскую эпоху; в 3 веке римляне укрепили его порт. Але развивался вплоть до конца первого тысячелетия, пока после нескольких атак норманнов не ослаб. Епископство Але переехало на скалистые берега, на которых и был основан город Сен-Мало. Стратегическое положение города повлекло борьбу за него французов и бретонцев. В городе жило немало богатых судовладельцев и смелых мореплавателей. С 13 века здесь развивается корсарство: капитаны кораблей получают разрешение от короля атаковать во время войны любое вражеское судно.

С открытием Америк и развитием торговли с индейцами экономическая мощь Сен-Мало возросла, а вместе с ней и смелость судовладельцев и мореплавателей. Многие выходцы из Сен-Мало были знамениты в ту эпоху. Жак Картье открыл Канаду, корсары неотступно преследовали торговые суда и военный флот противников. Судовладельцы получали огромные прибыли и выстраивали себе красивые особняки, которые стали называть малуиньеры. И сейчас в регионе осталось 112 малуиньеров 17-18 вв.

Затем в регионе активно развивается рыбалка и туризм. Сейчас научные центры города работают над морскими биотехнологиями (в косметологии, питании, фармацевтике) и цифровыми технологиями в туризме.

Во времена второй мировой войны город был занят немцами и освобожден в августе 1944 г. Во время освобождения Сен-Мало бомбардировали американцы, считавшие, что там располагается большой гарнизон. В результате бомбардировок и последующих пожаров историческая часть города была разрушена на 80%. К счастью, крепостная стена выдержала, а реконструкция старого города велась с целью восстановить традиционный вид.

Малуиньеры

Малуиньеры строились в 1650 – 1730 гг. богатыми судовладельцами из Сен-Мало в 12-15 км от города. Строительство было вызвано, в том числе, и недовольством судовладельцев малым пространством города. Особняки, построенные не так далеко от города, оставались под защитой крепостной стены Сен-Мало. С другой стороны, поодаль от города они имели возможность выгрузить наиболее ценные товары, прибывшие из Америк, до прибытия королевских сборщиков налогов. Большинство малуиньеров построено из местного отштукатуренного камня. Характерны очень высокие крыши и камины.

Герб города Сен-Мало

На гербе города видим двух собак, горностая и подъемную решетку крепостной стены. Горностай часто изображается на гербах бретонцев, здесь символизирует крепостную стену. Что касается собак, то с ними связана история. Огромные собаки охраняли город по ночам от пиратских и корсарских набегов с моря. Их выпускали вечером на берег. Город был окружен стеной, ворота которой на ночь запирались; также горожане знали, что не должны выходить за ворота после ударов колокола. Утром собак загоняли в специальные убежища, в городе трубили, и это было знаком для горожан, что выход свободен. Собачья охрана была на службе города с 1155 г. до 1770, когда псы загрызли офицера, пытавшегося перелезть через стену.

В Сен-Мало находится 83 исторических памятника, самые знаменитые расположены в историческом центре города. Это собор Сен-Вэнсен, замок Сен-Мало и крепостная стена.

Крепостная стена Сен-Мало

Башня крепостной стены, без сомнения, — самое привлекательное для туристов место. Крепостная стена полностью окружает город. Внутрь можно попасть через 8 ворот и 3 потайных входа. А в 12 веке существовали только два: ворота Сен-Тома и Большие ворота или Морские ворота. Ворота Сен-Тома расположены между двумя башнями – старым донжоном и Квадратной башней (Tour Carrée). Здесь еще можно увидеть старинные механизмы, при помощи которых открывались и закрывались ворота. Ворота названы так же, как когда-то стоявшая напротив часовня. Большие ворота – самые старые, состоят из двух башен с платформой для стрелков. К этим воротам можно было подойти со стороны моря во время отлива. Статуя Девы Марии де Бон-Секур (Notre-Dame de Bon-Secours) стоит в нише над дверью. По мнению экспертов, она появилась здесь в 15 в. Она пострадала от времени и людей. Во время Французской революции статую сбросили и подожгли. Но, в конце концов, она была реставрирована, а оригинал сейчас заменен на копию. Этой статуе приписывают множество чудес. В 16 в. ворота были оснащены железной решеткой и двумя толстыми башнями, вооруженными пушками. Гауптвахта над воротами была заменена на сторожевую башню с часами, там же повесели колокол, удары которого провозглашали каждый вечер комендантский час, после чего на берег за крепостной стеной выпускались 24 собаки. Колокол звонит до сих пор, но заменен на другой, оригинал же теперь находится в соборе, который стоит сразу за воротами. Остальные ворота были построены в 18-20 вв.

Исторический центр Сен-Мало – один из самых посещаемых туристических объектов в Бретани. Замок Сен-Мало, в котором сейчас располагается мэрия, был построен герцогами Бретани, затем обустроен и модернизирован Симеоном Гаранжо – учеником военного инженера Вобана. В донжоне замка сейчас расположен музей истории города и региона. В центре старого города находится собор Сен-Вэнсен. Его часовня возвышается над городскими домами и хорошо заметна. В городе воздвигнуты памятники знаменитым жителям Сен-Мало: знаменитому писателю Шатобриану, первооткрывателю Канады Жаку Картье, французским корсарам Дюгэй-Труэну (завоевателю Рио-де-Жанейро) и Сюркуфу и пр.

Что делать в Сен-Мало

Начните свой день с прогулки по улочкам старого города, затем поднимитесь на крепостную стену и обойдите по ней город. Во время отлива вы можете пешком добраться до островка Гран Бе (Grand Bé). Пообедайте в одном из ресторанов вокруг площади Пилори (place du Pilori) и овощного рынка (Marché aux légumes).

Если вы любите загорать и купаться, то у вас есть выбор между несколькими пляжами. Пляж Сийон (Sillon) будет интересен любителям прогулок вдоль моря. Для семейного отдыха лучше предпочесть пляж Бон Секур (Bon Secours) – здесь есть бассейн с морской водой и лестница для прыжков в воду. Здесь же во время прилива вы будете поражены мощью воды.

День можно закончить в квартале Сен-Севран (Saint-Servan). Сначала пройдите по полуострову Але (Alet), отсюда открывается красивый вид на город-крепость. Затем продолжайте свой путь к массивному донжону башни Солидор (Solidor). За ним расположен порт Сен-Севран. На террасе одного из местных кафе можно выпить чашечку кофе с видом на плотину реки Ранс.

Недалеко от туристического офиса Сен-Мало стоит красивейший корабль Etoile Marine – копия корсарского фрегата 1745 г. Это настоящий плавучий музей и его можно посетить. Стоимость билета — 6 евро.

На окраине города находится океанариум.

Около Сен-Мало

И около города есть немало красивых и интересных мест.

На автобусе №5 с вокзала Сен-Мало вы можете доехать за 20 минут до рыбацкой деревни Канкаль (Cancale). Ее порт был известен еще при римлянах. Здесь растут самые вкусные . Купите и съешьте прямо на набережной – незабываемые впечатления! Затем можно прогуляться по тропинке между морскими пихтами и изумрудным морем с устричными фермами. В ясную погоду можно увидеть знаменитый . В конце тропинке (а это 13 км) находится коса Груэн (Grouin) с панорамой на маленький остров Лянд (des Landes) и орнитологический заповедник.

На машине можно устроить поездку по берегам реки Ранс. Сначала вы проедете плотину, затем средневековый городок Динан (Dinan), окруженный крепостной стеной, и одну из самых красивых деревень Франции – Сен-Сюльяк (Saint-Suliac).

На водном трамвае вы сможете добраться до курортного городка Динар (Dinard) с шармом Прекрасной эпохи. А если вы на машине, то продолжайте свой путь до других красивых и спокойных городков : Сен-Люнэр (Saint-Lunaire) и Сен-Брияк (Saint-Briac). Здесь прекрасные пляжи и пейзажи.

«Восьмое чудо света», «чудо Запада» — так называют , аббатство и одноименную бухту. Оба внесены в .

Как доехать в Сен-Мало

Париж — Сен-Мало на поезде

Из Парижа в Сен-Мало идет прямой поезд с вокзала Монпарнас. В пути около 3 часов. Стоимость билетов — от 20 евро в одну сторону .

Париж — Сен-Мало на машине

По шоссе A10, затем А11, потом A81 до Ренна (Rennes). Затем по шоссе Ренн — Сен-Мало. В дороге примерно 3,5 ч.

Сен-Мало - город и порт в Бретани на северо-западе Франции, находящийся на берегу Ла-Манша в устье реки Ранс.

Свое наименование город получил в честь Святого Мало. В VI веке Сен-Мало был местожительством монахов. Сам город возник в середине XII века. В Средневековье город был крепостью на острове в устье реки. В 1590-1594 гг. на территории города существовала самостоятельная республика. Позже Сен-Мало был убежищем разного рода пиратов, каперов и полупиратов.

Двойные ворота Сен-Венсан, которые сейчас служат основным входом в город, с внешней стороны украшены гербом Бретани и девизом «Potius mori quam foedari» («Лучше смерть, чем позор») и гербом города (горностаем, символом чистоты и преданности, бегущим по решетке ворот крепостной стены) с девизом «Semper fidelis» («Всегда преданный»). Ворота были установлены в ходе реконструкции в 1708 – 1710 годах. На нижней площадке лестницы крепостных валов сохранилась латинская надпись, гласящая, что ворота были построены при Людовике XIV для обеспечения жителям города большего комфорта и безопасности.

Историческая часть города очень красивая:

Дом Анны Бретонской:

Кафедральный собор Сен-Венсан:

Первая церковь на этом месте была построена еще в 9 веке, но при нападении на город франков она была почти полностью сожжена. Церковь была восстановлена монахами, жившими в Сен-Мало, и использовалась ими до 1146 года, когда епископ Алета Жан де Шатильон решил перенести свою кафедру в Сен-Мало. Он выбрал в качестве своей резиденции монастырскую церковь. Однако здание не соответствовало своему новому статусу. Были произведены доработки, перестроен алтарь, в результате чего появился кафедральный собор, полностью выполненный в романском стиле.

В следующем веке при епископе Жоффруа де Понтуале (Geoffroy de Ponctual) алтарь был перестроен в готическом стиле. Еще через два столетия, в 1422 году, началась перестройка башни трансепта. На основании существовавшей романской башни начала строиться новая, готическая башня. В 1730 году возводится второй этаж башни с куполом. В 1858 году во время визита в город Наполеона III, приходской священник, который служил в кафедральном соборе (епископство Сен-Мало было расформировано в 1790 году) уговорил императора профинансировать строительство шпиля. В результате второй этаж башни был полностью перестроен, а купол заменен на неоготический шпиль. В 1944 году этот шпиль был уничтожен взрывом. Новый шпиль, работы архитектора Прюне, был возведен только в 1971 году.

Собор имеет три нефа с двумя проходами, которые датируются 12 веком. Интересно, что большие прямоугольные колонны церкви, возможно, сохранились от первоначального здания 9 века (хотя в других источниках они, также как неф, датируются 12 веком). Интерьеры хора, окруженного крытой галереей были созданы позднее, в 13-14 веках.

В 1595 году началась реконструкция церкви. Был создан портал в его современном виде, под руководством архитектора Тома Пуссена начались работы по расширению трансепта. Северная часть, вместе с капеллами, была завершена в 1607 году, а работа над расширением южной продолжалась до 1630 года, а ее капеллы были добавлены в 1718-1719 годах.

В июле 1695 года, в результате бомбежки англо-голландского флота, разбились витражи апсиды. Они были заменены в 1717 году, затем еще раз в 1855 году. Сейчас в апсиде установлены современные витражи, созданные Раймоном Корноном в 1968 году.

Поскольку епископства Сен-Мало больше не существует, формально церковь святого Викентия больше не является резиденцией епископа, однако по традиции ее до сих пор называют кафедральным собором. Интересно, что церковь в Бретани (одном из немногих регионов Франции, где не растет виноград) посвящена святому Викентию Сарагосскому, покровителю виноделов (и городов Лиссабон и Виченца).

Городские укрепления Сен-Мало представляют собой 1754-метровую стену, которая полностью окружает внутренний город (intra muros). В строительстве укреплений города можно выделить два этапа. Первый – от средневековых сооружений до начала 17 века и второй – значительная реконструкция укреплений, проводившаяся с 1708 по 1744 года.

На этом острове находится могила Шатобриана.


Сен-Мало (Saint-Malo) является древнейшим портом на северном побережье Бретани - выдающегося в Атлантический океан полуострова между Бискайским заливом и проливом Ла-Манш.

Герб Бретани украшает горностай, перешедший сюда с герба герцогов Бретонских. На герцогское знамя горностая поместил Пьер I де Дрё (Pierre Ier de Dreux), прозванный Моклерком (Mauclerc), живший в 1190-1250 годах. Впрочем, существует легенда, что один из герцогов Бретани, Алан Барбеторт (Alain Barbetorte), преследуемый норманнами, был остановлен разлившейся илистой и грязной рекой. Герцог заметил горностая, убегающего от скачущих лошадей и тоже остановленного водой. У самого берега горностай резко развернулся, предпочитая смерть грязи. Оценив мужество зверька, Алан Барбеторт крикнул своим соратникам: «Лучше смерть, чем позор!». Воодушевленные бретонцы развернулись, атаковали противника и смогли обратить его в бегство. Разумеется, это лишь предание, но и в действительности горностаи являются исключительно чистоплотными зверьками, они не выносят грязи.

В свое время предки бретонцев – кельты – обитали на территории современных Английских островов. В V-VI веках до нашей эры под давлением пришедших с континента завоевателей они переселились на полуостров. Свою новую родину они нарекли Малой Бретанью, или просто Бретанью, а историческую родину называли Большая или Великая Бретань. Именно отсюда и происходит современное название Великобритании.
Кстати, не все это знают, но именно в Бретань легенды «поселили» короля Артур, рыцарей Круглого стола, волшебника Мерлина, тут любили и страдали Тристан и Изольда.
Бретань стала частью Франции лишь в XVI веке. В ней до сих пор существуют отдельно от французских самобытные бретонские культура и язык.
На островке справа виден один из нескольких внешних фортов, некогда защищавших город с моря.

Море – это самое удивительное, что есть в Бретани. Здесь бывают очень сильные приливы и отливы, когда вода за несколько часов уходит к линии горизонта и вновь возвращается к подножью скал.
Каждые шесть часов вид береговой линии меняется до неузнаваемости.

Часто это сопровождается внезапно налетающими мягкими густыми туманами. Видимость за каких-нибудь пять минут падает буквально до нескольких десятков метров.

Город-крепость Сен-Мало был основан на скалистом полуострове, соединенным с материком лишь узкой песчаной косой. Место не очень уютное, зато безопасное. В XII веке жители побережья, опасаясь постоянных набегов норманнов, решились переселиться на этот негостеприимный клочок земли. Место оказалось не только исключительно надежным с точки зрения обороны, но и очень удачным для торговой и военной гавани.

История названия города на полтысячелетия старше первых его домов. В VII веке монах по имени Мало семь лет путешествовал по холодным морям в «страну льдов» в поисках рая, прежде чем высадиться в Бретани.

За годы фашистской оккупации Франции немцы превратили Сен-Мало в мощный узел обороны так называемого Атлантического вала. Древний порт был объявлен закрытым городом. В 1944 году Сен-Мало подвергся сильным бомбардировкам союзников, даже после знаменитой высадки в Нормандии город был освобожден далеко не сразу. В ходе ожесточенных боев он был практически разрушен: в руинах лежало около 80% старинных домов. Чудом уцелел лишь замок XV столетия. Все остальное было бережно воссоздано в послевоенные годы буквально по камешку. Старый город восстановили преимущественно таким, каким он выглядел в XVIII веке.

Центральную часть укреплений Сен-Мало составляет замок Шато-Гайяр (Chateau Gaillard), построенный в XV столетии и значительно усиленный фортами, возведенными в конце XVII века по плану государственного комиссара фортификации Вобана (Vauban).

Городские ворота Сен-Винсент (Saint-Vincent).

Массивная башня, построенная в конце XV века. Если не ошибаюсь, малуинцы возводили ее, укрепляя оборону города, по сути вопреки воли как правителей Бретани, так и ее епископа, искусно играя на их противоречиях. Жители Сен-Мало всегда отличались упрямством и независимостью. Еще в далекой древности они придумали себе весьма дерзкий девиз: «Я не француз, не бретонец, а только малуанец».
В отличие от всей Бретани вплоть до XIV века город оставался независимой республикой. Затем он перешел в подчинение французскому королю Карлу VI, но и в дальнейшем долгое время представлял собой отлично укрепленную крепость. А в конце XVI века жители Сен-Мало, верные присяге Герцогу Наваррскому (впоследствии королю Франции Генриху IV), провозгласили свой город суверенной республикой и хранили ее в течение четырех лет!

Сейчас в замке находятся мэрия и музей. Надпись «Hotel de Ville» переводится вовсе не как «городская гостиница», а означает мэрию. Во французском языке под словом «hotel» понимается не отель в нашем представлении, а особняк. Весьма распространенная лингвистическая ловушка для туристов: некоторые потом удивляются, что это за сеть гостиниц такая, во всех городах Франции занимающих самые престижные здания.

Интересно, как в здешнем мягком, но холодном климате выживают пальмы?

С конца XVI века в городском строительстве все больше использовали камень, что и определило лицо Сен-Мало. Стиль домов здесь всегда отличался строгостью линий и мощью форм. Однако город сильно пострадал от пожара 1661 года, уничтожившего многие средневековые здания. Нынешним своим обликом Сен-Мало обязан архитектору Вобану.

Прямо от городских ворот можно подняться на крепостную стену и обойти Старый город по периметру, причем большая часть пути будет проходить над морскими волнами.

Ежегодно город посещают более двух с половиной миллионов туристов со всего мира. Местные ресторанчики специализируются преимущественно на блюдах из даров моря: в меню указаны названия множества рыб, фигурируют устрицы, омары… Впрочем, некоторые ресторанчики слишком уж ориентированы на туристов, редко проводящих в Сен-Мало больше одного-двух дней, а потому владельцы этих заведений не особенно заинтересованы в привлечении постоянных клиентов и доброй славе. Отравиться, думаю, тут невозможно, а вот отведать не особенно удачное блюдо – вполне реалистично.
Путеводители хвалят также местный сидр, но, положа руку на сердце, скажу, что самый вкусный сидр делают все-таки в Ирландии и Скандинавии, а французский же еще хуже английской кислятины. Да и вообще, во Франции надо пить вина…

Узкие улочки надежно защищены от пронзительных морских ветров кольцом высоких городских стен.

Не зря Сен-Мало называют старым пиратским портом. С давних пор отсюда отправлялись в свои странствия авантюристы всех мастей: пираты, морские бродяги, первооткрыватели, отважные купцы. С XVI века этот город стал одной из основных баз французской колонизации Американского континента.

Каково, однако, смешение эпох и стилей: седые камни древних оборонительных стен, позеленевшие от времени памятники мореплавателям (пока за кадром:)), легкие изящные парусные яхты и тяжелые грузовые суда!

Итальянский военный корабль (тральщик?), пришедший в Сен-Мало с дружественным визитом.

Несмотря на небольшое население – около 12 тысяч жителей – современный Сен-Мало – город с развитой промышленностью и торговлей.

Каждая улочка, каждый отрезок набережной напоминают о великом прошлом порта.

Длинный мол защищает торговую гавань от непредсказуемой Атлантики.

Подобные зарешеченные помещения нередко встречаются в толще городских стен с внутренней их стороны. Дело в том, что до начала XIX века в Сен-Мало по сути не было ночной стражи. Точнее, ее роль выполняли несколько натасканных на людей псов, которых выпускали на улицы города с наступлением ночи. Они кидались на всех прохожих, слушаясь только специальных служителей, утром загоняющих их обратно в клетки. Таким образом, ночных воров и грабителей в Сен-Мало практически не было: слишком уж рискованное это было занятие. А небольшие ниши с закрывающимися изнутри зарешеченными дверцами были устроены то тут, то там в качестве убежищ для припозднившихся прохожих, уже не успевающих укрыться в своих домах. Крест на этой традиции охраны ночного покоя был поставлен уже в наполеоновские времена. После того как псы разорвали двух офицеров, император немедленно пресек варварский обычай.
На этой фотографии запечатлена обычная сторожевая башенка, однако упомянутые убежища устроены аналогичным образом.

Старый город изрезан узкими мощеными улочками с высокими зданиями XVIII века, в нижних этажах которых часто располагаются сувенирные магазины, рыбные рестораны и блинные.

Подлинное каменное ущелье.

Наибольший расцвет Сен-Мало пришелся на XVII-XVIII века. Благодаря мореплавателям и купцам, которые отсюда отправлялись в Индию, Китай, Африку и Америку, город непрерывно преумножал свои богатства и влияние. Его славу составили многочисленные замечательные личности: первооткрыватель Канады Жак Картье, Гуен де Бошен, обошедший мыс Горн в 1701 г., Мопертюи, отправившийся в Лапландию в 1736 г., чтобы определить форму Земли, знаменитый поэт Шатобриан, а также корсары Сюркуф и Дюге-Труэн.

Вообще под влиянием военной архитектуры стиль построек города заметно унифицировался, что бросается в глаза в благородных и суровых кварталах застройки начала ХVIII века.

И тем не менее под суровой внешностью города-крепости прячется веселая душа авантюриста, унаследованная от великих корсаров.

Как жаль, что фотография не в силах передать потрясающий запах свежего северного морского ветра!

Снимок сделан с внешнего кольца стен. Как видно, на особенно ответственных участках городские укрепления дублировались.

Памятник знаменитому французскому корсару Роберу Сюркуфу (1774-1827 гг.). Рука статуи указывает в сторону Англии – давнего соперника Франции в борьбе за господство на морях. Чайка почтительно внимает этому призыву. :)

Благодаря прозрачно-изумрудным водам Атлантики побережье северной Бретани в районе Сен-Мало называют Изумрудным берегом (Cote d"Emeraude).

В тумане тонут дома и высокие крыши.

К этой стене в XVIII веке англичанами был послан начиненный порохом корабль, по сути огромный брандер, способный причинить городу немалые разрушения. Этот замысел не остановил даже официальный мир между Францией и Англией: так велика была ненависть к Сен-Мало, откуда весьма успешно действовали многочисленные французские корсары, исподтишка наносящие чувствительные удары то здесь, то там. К счастью для Сен-Мало, способный стать роковым для многих малуинцев корабль отнесло порывами неожиданно налетевшего ветра, и он взорвался в изрядном удалении от города. Тем не менее, по свидетельствам очевидцев, взрыв был такой силы, что им выбило оконные стекла во многих домах даже вдалеке от моря.

Одна из площадей Старого города.

Вдалеке виден собор Сен-Винсент (La Cathedrale Saint-Vincent), заложенный еще в ХII веке.

Неф его выполнен в анжуйском стиле, а недавняя реставрация дополнила убранство собора высоким гранитным шпилем по старинному образцу взамен прежнего шпиля XIX века.

Часто встречаются улочки, где не протиснется ни один автомобиль.

Дом герцогини Анны Бретонской (1477-1514 гг.) – одной из важнейших фигур в истории Бретани. Не по своей воле она стала орудием Истории, способствовав присоединению полуострова к Франции.
В момент смерти отца, герцога Бретани Франциска II, Анне было всего двенадцать лет. Но уже тогда на ее руку было много претендентов. Среди прочих – эрцгерцог Максимилиан Габсбург, будущий император Священной Римской империи, с которым Анна и была помолвлена. Недовольный этим потенциально опасным для Франции союзом французский король Карл VIII, (уже обрученный с Маргаритой Австрийской, дочерью Максимилиана), посылает свои войска против Бретани. Он покоряет большую часть полуострова и осаждает Ренн, где укрылась Анна. Знать просит герцогиню порвать с Максимилианом и согласиться на союз с Карлом VIII, Анна соглашается. Папа Римский специальным эдиктом освобождает жениха и невесту от предыдущих обязательств, и в 1491 году состоялась свадьба.
Однако Карл VIII умирает в 1498 году, так и не оставив наследника. Воспользовавшись этим, Анна тут же восстанавливает фактическую независимость Бретани. Год спустя она выходит замуж за французского короля Людовика XII Орлеанского. Тот не препятствует заботам Анны о своем герцогстве. В последние годы вплоть до смерти Анны в 1514 году Бретань переживает редкий для Средних веков период мира и благополучия.
После смерти Людовика XII старшая дочь Анны, Клод, выходит замуж за короля Франциска I. Бретань стала ее приданым, и 21 сентября 1532 полуостров окончательно стал одной из французских провинций.
Некоторые историки утверждают, будто Анна Бретонская поддалась обаянию захватчиков в лице Карла VIII. Однако более состоятельной кажется версия, что герцогиня пожертвовала собой для спасения своей страны от катастрофы. Тем не менее спустя восемнадцать лет после смерти Анны все-таки произошло то, чему она противилась всю свою жизнь – Бретань навсегда стала частью Франции.

Очень колоритно на этих древних улочках выглядит ремонт подземных коммуникаций.

Вечер в квартале, примыкающем к Старому городу.

Воздух очень влажный, по-прежнему висит туман, хотя и не такой густой, как днем.

Вечером улочки города заполнены преимущественно туристами.

А многие и вовсе пустынны…

Очень оригинально подсвечено орудие XVIII века: как говорится, простенько и со вкусом.



Заболевания сердца