Что важно знать о панических атаках у детей. Панические атаки, лечение. Проявления у детей

«Был обычный учебный день, перемена. Я шла по коридору с подругами и смеялась. Внезапно мне показалось, что в сердце сильно зажгло, а дыхание перехватило.

Я остановилась и почувствовала, что сердце бьётся быстро, как у кролика. Мне показалось, я умираю. Ноги превратились в вату, меня охватила жуткая паника, случилась настоящая истерика. Завуч вызвал скорую…»

Такая история есть в воспоминаниях практически каждого ВСДшника. Первые панические атаки случаются именно в пубертатном периоде, и на это есть весомые физиологические и психологические основания.

Совсем юные пациенты с ВСД, как правило, плохо осознают симптомы (или вообще их не чувствуют и не понимают). Поэтому диагноз «вегето-сосудистая дистония» в детском возрасте ставят крайне редко. Но организм подростка – это лучшая почва для укоренения ВСД и главных её «прелестей» – панических атак (гипертонических или адреналиновых кризов).

Картина, вселяющая вечный страх

Симптомы панической атаки у подростка мало чем отличаются от симптомов взрослых ВСДшников, но юные страдальцы воспринимают картину крайне тяжело по трём причинам:

  1. Нервная система подростка в силу своего формирования любую неприятность воспринимает как трагедию, а паническая атака – целый фильм ужасов, где главную роль исполняет сам подросток.
  2. Отвратительные ощущения при панической атаке возникают впервые в жизни, и подросток просто не знает, как реагировать на них. Из-за присутствия острого страха смерти школьник предпочитает бить тревогу во все бубны.
  3. Первая паническая атака оставляет неизгладимую рану на психике подростка, после чего он начинает ждать, что это обязательно повторится. И это повторяется, оправдывая худшие его ожидания, и закрепляется как рефлекс.

Если рядом не оказывается понимающего взрослого, или если все вокруг начинают обвинять подростка в наигранной болезни, школьник ещё сильнее замыкается в себе. Как правило, в напряжённой атмосфере панические атаки у подростков склонны повторяться с новой силой и закрепляться на всю жизнь.

Что чувствует ребёнок, который подвергся адреналиновому кризу?

  • Наросшее внутреннее напряжение пересекается с очередным сбоем вегетатики и провоцирует резкий выброс адреналина в кровь, из-за чего подросток вдруг ощущает непривычный сильный страх.
  • Не зная, как реагировать, подросток пугается ещё сильнее, и выброс адреналина повторяется – от переизбытка гормона резко растёт давление и начинается тремор всего тела.
  • Наступает сильная паника, сопряжённая со страхом смерти. Подросток может почувствовать, как и ноги, стала «чужой» голова, участился пульс, горло и грудь сковало удушьем. Сознание изменено, ребёнок не в состоянии адекватно реагировать на происходящее, он может биться в истерике и рыдать.

Если окружающие поддадутся этой панике (а это случается очень часто, поскольку не все люди знакомы с проявлениями ВСД), подросток может напугаться до такой степени, что потеряет сознание. Первым делом нужно обнять ребёнка и постараться донести до него: то, что происходит, – не смертельно и пройдёт через 20-30 минут.

Подростка нужно усадить на диван и дать выпить 30 капель Корвалола (Валокордина), постараться отвлечь разговорами или совместными занятиями. Подросток, захваченный адреналином, дышит слишком часто, из-за чего ощущает удушье: лёгкие, забитые воздухом, функционируют в непривычном режиме. Для этого нужно попросить ребёнка сложить ладони лодочкой и какое-то время подышать в них, растягивая вдохи и выдохи.

Юные жертвы адреналина

Внимательные родители всегда помнят, что до появления панических атак у подростка имелась своеобразная «история болезни». Проявлялась она в «странном» состоянии, которое врачи списывали на возрастную перестройку организма. Многие припомнят и то, как не верили в «болезнь» ребёнка и с руганью отправляли его на уроки, настоятельно рекомендуя заканчивать с притворством. Симптоматика действительно может показаться накрученной, но, к сожалению, часто эти симптомы становятся предвестниками скорых панических атак:

  1. Кратковременные скачки давления и пульса.
  2. Субфебрильная температура (37 градусов) в течение долгого времени.
  3. Вялость и .
  4. «Вата» в голове и .
  5. и депрессии.
  6. Метеозависимость.

Дело в том, что каждый без исключения подросток претерпевает глобальную перестройку организма. Иногда тело так усиленно растёт, что сосуды просто не успевают вытягиваться и снабжать все органы нужным объёмом крови: отсюда и слабость с низким давлением и ватными ногами. А ЦНС только учится держать баланс между двумя своими отделами, поэтому давление подростка так нестабильно, впрочем, как и настроение.

Природа такого явления, как панические атаки, до сих пор не выяснена. В научном мире существуют только гипотезы по поводу природы данного явления. Но что делать родителям в случае панических атак у детей? Как выявить такое состояние? Как помочь ребенку самому? Как составить курс лечения? На эти вопросы мы дадим ответы далее.

Что за явление?

Что такое паническая атака у детей? Это внезапный приступ сильного (глубинного, животного) беспричинного страха, интенсивно нарастающего. Психическое состояние дополняется физическими проявлениями - боль в груди, он ощущает нехватку дыхания, ком в горле. Человек может чувствовать размытость и нереальность с ним происходящего. В среднем состояние длится 10-30 минут.

Что важно выделить, панические атаки у детей и взрослых - это не единичное проявление. Человек испытывает состояние снова и снова. У него развиваются фобии, он боится вновь пережить это пугающее ощущение. Затяжная форма (более года) носит название синдрома панической атаки.

Пик заболеваемости приходится на возраст 25-35 лет. В основном подвержены состоянию женщины. у детей на этом фоне - редкое явление. Однако ребенок вполне может переживать подобные приступы, начиная с осознанного возраста (3-4 лет).

Сами по себе панические атаки не опасны - никто от них не умирал. Однако они могут повести за собой стрессы, депрессии, попытки суицида, зависимость от медикаментов. Часто приступы паники выступали предвестниками инсульта, открывшихся кровотечений, бронхиальной астмы, тиреотоксикоза.

Природа явления

Панические атаки у ребенка 7 лет. Почему это случается? Точного ответа на вопрос научный мир пока что не дает. Есть множество гипотез-объяснений:

  • Повышенная выработка катехоламинов - адреналина, норадреналина, дофамина. Эти гормоны призваны мобилизовать нервную систему. Вырабатываются при состоянии, когда нужно срочно бежать, сражаться. Считается, что чрезмерная выработка таких сильно активирующих гормонов может проявиться панической атакой. Кстати, при внутривенном ведении адреналина она и будет побочным эффектом.
  • Генетическая гипотеза. Весьма любопытное утверждение: если тревогу, страх испытывает однояйцевый близнец, то в 50 % случаев такое состояние настигнет его брата или сестру. Даже если они находятся очень далеко. Это подтверждают 15-20 % опрошенных близнецов.
  • Психоаналитическая версия. З. Фрейд со своими последователями считал, что панические атаки выявляют человека с глубоким внутриличностным конфликтом. Следствие подавления состояний, требующих эмоциональной разрядки. Не совсем подходит для объяснения панических атак у ребенка 6 лет.
  • Когнитивная гипотеза. Организм неверно интерпретирует свои ощущения. Например, физическую нагрузку воспринимает как смертельную угрозу. В ответ выбрасывает мощную долю адреналина, что и ведет за собой приступ паники.
  • Внутренние страхи. Фобии человека (боязнь высоты, насекомых, темноты) в соответствующей ситуации могут обернуться таким приступом. Это вполне подходит для причины панической атаки у ребенка 5 лет.

Что происходит с ребенком?

В момент приступа паники в организме человека происходит примерно следующее:

  1. Резкий выброс адреналина.
  2. Следствие - сужение сосудов, учащение дыхания и сердцебиения.
  3. Повышение артериального давления.
  4. Частое дыхание увеличивает выделение углекислого газа, что еще больше усиливает тревогу.
  5. Углекислый газ изменяет рН крови. Это ведет за собой головокружение, онемение конечностей.
  6. Спазм сосудов замедляет доставку к тканям кислорода: накапливается молочная кислота, усиливающая проявление приступа.

Психологические причины состояния

В большинстве случаев панические атаки у детей обусловлены психологическими причинами:

  • Фобии.
  • Депрессии.
  • Ускоренный ритм жизни.
  • Постоянные стрессы.
  • Посттравматическое расстройство после аварии, операции, морально тяжелого события и проч.
  • Раннее начало половой жизни.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство - постоянная боязнь опасных и неприятных ситуаций.
  • Шизофрения, шизотипические расстройства личности.

Панические атаки могут спровоцировать и медикаментозные средства - глюкокортикоиды, анаболики и проч.

Патологические причины состояния

Паническая атака также может быть проявлением одного из развивающихся серьезных заболеваний:

  • Ишемическая болезнь сердца.
  • Инфаркт миокарда.
  • Опухоль надпочечников (характеризуется чрезмерной выработкой адреналина).
  • Тиреотоксический криз.

Группы риска

Важно также выделить категории детей, которые более других подвержены подобному расстройству. Ведущими будут такие факторы:

  • Малоактивный образ жизни. Организму ребенка все время требуется эмоциональная разрядка - спорт, шумные игры, общение со сверстниками. Если этого нет, то эмоции выходят посредством панической атаки.
  • Закрытость, удержание чувств и эмоций внутри себя.
  • Отсутствие полноценного сна. Недосып ведет к повышенной выработке адреналина и других гормонов, провоцирующих приступ паники.

Психические проявления

Обозначим психологические симптомы панических атак у детей:

  • Страх смерти. Может трансформироваться в задохнуться, упасть с высоты и проч.
  • Ощущение надвигающейся беды.
  • Страх сойти с ума, потерять рассудок.
  • Постоянное ощущение несуществующего кома в горле.
  • Дереализация действительности: эффект замедленной съемки, искажение звуков, зрительных образов. Человеку кажется, что реальный мир уходит на второй план.
  • Деперсонализация. Ребенку кажется, что он видит свое тело со стороны, не может управлять собой.
  • дурнота, ощущение, что скоро потеряет сознание.

Физиологические проявления

Начало панической атаки у ребенка можно распознать по следующим признакам:

  • Приливы жара или холода.
  • Учащенное сердцебиение.
  • Учащение дыхания.
  • Повышенное потоотделение.
  • Сухость во рту.
  • Боль в левой половине грудной клетки.
  • Понос или, напротив, запор.
  • Холодные руки и ноги.
  • Тошнота.
  • Рвота.
  • Неприятные ощущения в верхней части живота.
  • Озноб и дрожь.
  • Слабость.
  • Головокружение.

Симптомы между паническими атаками

Синдром панической атаки можно выявить и во время спокойных периодов:

  • Ребенок находится в тревожном состоянии, предчувствует повторение приступа.
  • Страх перед ситуацией или локацией, в которой произошел предыдущий приступ.
  • Социальная дезадаптация - человек боится оставаться один, ездить в транспорте без сопровождения и проч.
  • Явное проявление фобий: страх открытого пространства, смерти, сумасшествия, темноты и проч.
  • Так называемый астенодепрессивный синдром: плохой сон, слабость, быстрая утомляемость, плаксивость, плохое настроение, ухудшение внимания.
  • Депрессия.
  • Истерические расстройства.
  • Неприятные навязчивые мысли, беспокойство.
  • Суетливость.

Как облегчить состояние самостоятельно?

У ребенка панические атаки. Что делать? Прежде всего научите его справляться с состоянием самостоятельно - на случай, когда вас не будет рядом:

  • Повторять про себя, что это состояние не опасное, что оно скоро пройдет.
  • Дышать животом, сконцентрироваться на дыхании. Следить, чтобы выдох был длительнее, чем вдох.
  • Массировать большие пальцы, мизинцы, уши, концентрируюсь на собственных ощущениях.
  • Принять контрастный душ: 20-30 секунд - теплая вода, столько же - холодная.
  • Отвлечься на что-то: вид из окна, фильм, музыка.
  • "Разозлиться" на приступ.

Как помочь ребенку при панической атаке? Рекомендуем следующее:

  • Не оставлять его одного во время приступа. Успокаивать спокойной и тихой речью: "Все хорошо, держись, это скоро пройдет".
  • Вместе с ребенком глубоко дышите, привлекая его повторять вдохи-выдохи за собой.
  • Сделайте массаж шеи, плеч, спины.
  • Помогите принять контрастный душ.
  • Приготовьте чай из ромашки, мяты, мелиссы, липы.
  • Включите музыку, фильм, аудиокнигу, которая способна успокоить ребенка.
  • Вместе спойте песенку, начните считать машины, решать математические задачи, декламировать стишки - нужно отвлечь ребенка от такого состояния.
  • Легонько покалывайте, пощипывайте его.
  • Разведите 10 капель настойки пиона/валокордина/настойки валерианы/настойки пустырника в стакане воды и предложите ребенку.

Терапия

Лечение панических атак у детей должно быть назначено только квалифицированным специалистом. Важной составляющей является медикаментозная терапия:

  • Антидепрессанты трициклические.
  • Транквилизаторы.
  • Антидепрессанты-ингибиторы, основанные на обратном захвате серотонина.
  • Ноотропные препараты.

Важно отметить, что столь серьезные препараты, напрямую влияющие на психику и сознание человека, может выписать только лечащий врач! Самолечение в данном случае губительно для детской психики. Специалист выбирает самый подходящий для пациента, его индивидуального состояния препарат, назначает конкретную дозировку, периодичность приема и продолжительность курса лечения.

Широко применяются и психотерапевтические методы:

  • Психотерапия телесно-ориентированная.
  • Психоанализ.
  • Гипноз: эриксоновский и классический.
  • Гештальт-терапия.
  • Нейролингвистическое программирование.
  • Семейная системная психотерапия.
  • Десенсибилизация и проч.

Используются и физиотерапевтические методы. В частности, электрофорез с магния сульфатом, бромэлектросон.

Профилактические меры

Чтобы освободить ребенка от новых приступов, нужно заниматься и полноценной профилактикой состояния:

  • Научиться релаксирующей дыхательной гимнастике. Важно и просто выработать привычку справляться со стрессами с помощью "глубокий вдох - глубокий выдох".
  • Разучить простейшие медитативные упражнения, подобрать коллекцию музыки для медитации.
  • Занять ребенка активным видом спорта - танцами, катанием на роликах, коньках, борьбой и проч.
  • Обратиться к занятиям, повышающим стрессоустойчивость: просмотру юмористических программ и добрых мультиков, новому хобби, занятиям искусством - рисованием, вышиванием, лепкой и проч.
  • Вести личный дневник, где отражать личные достижения.
  • Строго контролировать режим сна/бодрствования.
  • Составить правильный рацион ребенка. Особое внимание уделить содержанию в нем продуктов, богатых витамином С, кальцием, цинком и магнием.
  • Практикуйте фитотерапию - отвары из пустырника, липы, шишек хмеля, корня валерианы, цветков ромашки.

Вы теперь знакомы с симптомами и лечением панических атак у детей. Хоть природа данного состояния пока еще достоверно не известна ученым, в медицинском мире выработаны четкие рекомендации по самостоятельной помощи, меры лечения и профилактики, помогающие справиться с приступами.

Учеными давно установлено, что дети подвержены паническим расстройствам не меньше, чем взрослые люди, умудренные жизнью. Но о панических расстройствах можно говорить лишь в том случае, если у ребенка наблюдаются частые, рецидивирующие панические атаки. При этом панические атаки обусловлены, по большей части, огромным внешним давлением.

Детям приходится сталкиваться с конкуренцией уже с младшего школьного возраста. Они хотят быть самыми популярными и привлекательными в физическом плане среди своих сверстников, поэтому часто завышают себе планки. В том случае, если выполнить определенные действия не получается, возникает сильный, панически страх, что поднимут на смех или просто не поймут.

Начинаются панические расстройства у детей с панических атак, которые являются отдельным эпизодом, продолжительностью до двадцати минут. Во время панической атаки у ребенка начинают развиваться психологические или соматические расстройства. В свою очередь, панические расстройства у детей могут развиваться с агорафобией или без нее.

Агорафобия – это боязнь или стойкий страх ребенка оказаться в местах или в ситуациях, из которых нельзя выбраться без посторонней помощи. Панические расстройства встречаются крайне редко у тех детей, которые еще не достигли подросткового возраста. Большинство детей проходят обследования задолго до того, как у родителей и врача возникает подозрения на панические расстройства, так как панические симптомы в большинстве случаев носят соматический характер.

Еще больше осложняется диагноз в том случае, если у ребенка наблюдается астма или другое соматическое заболевание. Так, приступ астмы может спровоцировать сильнейшую паническую атаку и наоборот.

Причины панических расстройств у детей

Многочисленные панические атаки могут быть основаны на боязни насмешек и непонимания. Дети могут испытывать панические атаки, находясь в школе. Если ребенок не может установить нормальный контакт с одноклассниками или учителями, он может «закрыться» в себе. Панические атаки могут начаться у ребенка и дома, особенно если между его родителями возникают какие-либо серьезные трения и скандалы. Обе ситуации могут привести к тому, что отношения с окружающими у ребенка сильно испортятся. Панические атаки негативно сказываются на самочувствии и успеваемости детей.

Развиваются панические атаки спонтанно, при этом дети могут связывать их с конкретной обстановкой или ситуацией.

Если ребенок постарается скрыть свои эмоции и спрятать свое состояние от всех, то паника и страх могут усилиться. Об это нужно помнить родителям.

У детей панические атаки могут сопровождаться разными вегетативными симптомами. Ребенок при появлении панической атаки максимально ощущает свою незащищенность и ранимость, поэтому в этот момент ему нужна надежная поддержка со стороны самых близких ему людей, особенно родителей.

Появление панических атак может быть связано и с тревожными состояниями, которые основаны на сильном страхе разлуки с родителями.

При этом у ребенка могут постоянно меняться предметы его тревоги, а само тревожное состояние остается продолжительным и неизменным. Тревожное состояние может совершенно не иметь реальных причин, ни на чем не фиксироваться конкретно. Такое состояние может сочетаться жалобами и когнитивными расстройствами, вегетативными нарушениями, нарушающими общее состояние и самочувствие.

Симптомы панических расстройств у детей

У детей при панических атаках появляются определенные симптомы. Болевые ощущения в области грудной клетки, сильное мышечное напряжение, паника, выраженный страх и дискомфорт являются самыми частыми и наиболее встречающимися признаками.

К самым частым вегетативным признакам относятся: озноб, повышенное потоотделение и учащенное сердцебиение. У ребенка может также повыситься артериальное давление, он может жаловаться на нехватку воздуха, тошноту, головокружение, онемение конечностей, звон в ушах. У ребенка может появиться ощущение «нереальности» или « странности» окружающего, а также страх сойти с ума, страх смерти, боязнь потерять самообладание.

Все эти симптомы могут сопровождаться в особо тяжелых случаях частым жидким стулом или обильным мочеиспусканием.

При панических расстройствах ребенок может находиться в заторможенном состоянии или же проявлять гиперактивность, суетливость, неусидчивость, которые сопровождаются тиками, невозможностью расслабиться, судорогами ног и рук, дрожанием, навязчивостью.

При панических атаках, связанных с определенным состоянием, у ребенка могут появляться какие-либо мысли: «Что будет, если родители умрут?», «Как я выгляжу сегодня?», «Неужели я не полностью подготовился к урокам?»

Уже при первых признаках панического расстройства родители должны обратиться к детскому психотерапевту.

Постоянные панические атаки могут быстро привести к появлению страха ситуации, при которой и возник приступ паники. Далее формируется уже постоянный страх самой панической атаки. Затем страх паники повышает еще больше вероятность повторения панической атаки, в результате чего круг замыкается.

В максимальных «комплектах» панические расстройства наблюдаются у подростков, реже у детей младшего школьного возраста.

Диагностика панических расстройств у детей

Специалисты предлагают в большинстве случаев проводить медицинские обследования для исключения соматических симптомов.

В отношении остальных тревожных расстройств (социальные фобии, ОКР) проводится тщательный скрининг, так как панические атаки могут оказаться вторичным симптомом, а тревожные расстройства – первым.

Прогноз и лечение панических расстройств у детей

При панических расстройствах с агорафобией или без нее у детей младшего школьного возраста и у подростков при условии правильного лечения прогноз благоприятен.

При отсутствии полноценного лечения дети могут избегать общества, бросать учебу в школе, становиться отшельниками и сидеть постоянно дома. Без лечения возможны даже суицидальные поведения у детей. Без каких-либо причин панические расстройства могут ослабевать по тяжести или смягчаться. После проведенного лечения ребенок должен наблюдаться у специалиста длительное время, так как рецидив может возникнуть через много лет.

Специалист, как правило, назначает комплексное лечение, куда включена комбинация из поведенческой и медикаментозной терапии. Сначала врач назначает определенные препараты, при помощи которых можно контролировать панические атаки. Без такого контроля очень сложно проводить поведенческую терапию у ребенка. Наиболее часто для контроля над паническими атаками используют бензодиазепины, которые считаются самыми эффективными препаратами.

Специалисты используют также и SSRI, так как бензодиазепины могут ухудшить память и способность к обучению. Однако от SSRI эффект развивается очень медленно. Поэтому врач старается использовать комбинацию этих препаратов. Что касается поведенческой терапии, то она считается наиболее эффективной при наличии нескольких симптомов агорафобии, которые медикаментозному лечению поддаются с большим трудом.

– внезапные спровоцированные либо беспричинные приступы страха, сопровождающиеся вегетативными нарушениями. Приступ длится до 20-25 минут, тревога переходит в панику, повышается артериальное давление, учащается дыхание, сердцебиение, возникает тремор конечностей. Часто отмечаются нарушения работы пищеварительного тракта, мочеиспускательной системы. Основная диагностика проводится психиатром, по необходимости дополняется обследованием клинического психолога, невролога. Лечение включает применение медикаментов для купирования атак, психотерапию для предупреждения их последующего развития.

Общие сведения

Паника является нормальной реакцией организма при возникновении ситуации, опасной для жизни, здоровья. Страх мобилизует функции организма: происходит выделение адреналина, учащается пульс, ускоряется сердцебиение, активизируется инстинкт самосохранения. Формируется готовность к бегству, атаке. В патологических случаях эта цепочка реакций запускается без внешней опасной ситуации. Термин «панические атаки » как отельная клиническая единица используется с 1980 года, его синонимами являются «паническое расстройство », «пароксизмальная тревога». В неврологии заболевание обозначается как вегетативно-сосудистый криз. Распространенность в популяции составляет 3%. Среди детей заболеванию больше подвержены школьники.

Причины панических атак у детей

Паническое расстройство развивается как результат взаимодействия биологических, психологических, социальных факторов. К биологическим причинам заболевания относятся:

  • Поражения нервной системы. Приступы провоцируются нарушениями вегетативной регуляции, пре- и постнатальными травмами, неврологическими инфекциями.
  • Гормональный дисбаланс. Половое созревание, начало половой жизни, менструаций – периоды повышенного риска развития болезни.
  • Интоксикации. Злоупотребление алкоголем, наркомания , лекарственные отравления увеличивают вероятность заболевания.
  • Наследственная отягощенность. Существует генетическая основа панических атак: заболеваемость родственников первой линии составляет 15-17%.

Психологическими причинами панического расстройства являются определенные характерологические особенности. К развитию болезни предрасполагают следующие черты:

  • Демонстративность. Основу составляет жажда внимания, признания со стороны окружающих, стремление показать себя с лучшей стороны, быть в центре внимания.
  • Ипохондричность. Постоянное внимание к собственному самочувствию, повышенная напряженность, нервозность при ухудшении здоровья провоцируют приступы паники аналогичной направленности.
  • Тревожная мнительность. Дети отличаются повышенной внушаемостью, впечатлительностью. Тревожность становится базой для развития панического расстройства.

К социальным факторам относится неблагополучная семейная обстановка: алкоголизм родителей, конфликты, насилие, эмоциональная холодность (депривация потребности в близких отношениях), трудные материально-бытовые условия. Общая патологическая основа этих ситуаций – страх, неопределенность, необходимость защищать себя.

Патогенез

Патогенез панических атак у детей основан на взаимодействии нейробиологических и социально-психологических факторов. Первая группа представлена специфической активностью лимбической системы. Она провоцируется изменением баланса нейромедиаторов и гормонов: повышенной секрецией катехоламинов, серотонина, ускоренным метаболизмом норадреналина, снижением концентрации ГАМК. Биологический фактор предрасположенности к фобическим, паническим расстройствам активизируется специфическими жизненными обстоятельствами: частыми стрессами, авторитарным воспитанием, эмоционально холодным отношением, повышенными требованиями. В таких ситуациях необходима постоянная бдительность в отношении враждебных воздействий, формируются функциональные комплексы организма, подготавливающие к атаке, бегству. Их основой является чувство страха, паника.

Классификация

Панические атаки в детском возрасте могут существенно различаться по симптоматике. По развернутости проявлений, ассоциированных с паникой, в педиатрии различают:

  • Большие, развернутые приступы. Присутствует минимум 4 симптома. Частота атак – одна в неделю/месяц.
  • Малые приступы. Наличие менее 4 симптомов. Возникают несколько раз в сутки.

Другая классификация основана на выраженности определенных симптомов приступа. Выделяют вегетативные, гипервентиляционные, фобические, конверсионные, сенестопатические, аффективные (депрессивно-дисфорические) панические атаки.

Симптомы панических атак у детей

Приступы возникают спонтанно, объективно не связаны с ситуациями угрозы для жизни или реальной опасности, может выявляться субъективный страх – боязнь выйти на улицу, заговорить с незнакомцем. Центральное место в клинической картине занимает эпизод интенсивного страха, необъяснимого дискомфорта – пароксизмальная тревога. Он развивается внезапно, разворачивается за 3-10 минут, длится 10-20 минут. Интенсивность симптомов варьируется от внутреннего напряжения до выраженной паники.

Частыми вегетативными признаками являются усиленное, учащенное сердцебиение, потливость, сухость во рту, тремор, дрожь. Могут присутствовать затруднения дыхания, чувство нехватки воздуха , ощущение сдавливания и боль в груди, тошнота, дискомфорт в области живота. У детей младшего возраста отмечается рвота, непроизвольное опорожнение кишечника, мочевого пузыря. Иногда возникает ощущение кома в горле, нарушается координация движений, походка становится шаткой, снижается острота зрения, слуха, развиваются судороги, псевдопарезы конечностей, онемение, покалывание.

Психическое состояние характеризуется легким помутнением сознания: головокружением, неустойчивостью, обморочностью, пространственной дезориентацией. Появляется ощущение, что окружающее нереально. Беспричинный страх трансформируется в страх смерти, потери контроля, сумасшествия. Пациент выглядит испуганным, растерянным. Плач нехарактерен, часто присутствуют всхлипывания, вскрикивания. После приступа ребенок слаб, выглядит уставшим, плачет.

Панические атаки чаще развиваются днем, характерны для периода бодрствования, но возможны и приступы во сне. Появление симптомов исключительно ночью наблюдается крайне редко. У некоторых детей приступ страха возникает перед засыпанием или сразу после него, во время сна, после случайного пробуждения ночью. В подобных случаях к основным симптомам добавляется бессонница .

Осложнения

Без соответствующего лечения панические атаки у детей становятся причиной психических и соматических осложнений. Интенсивная выработка гормонов стресса может провоцировать неврозы , эпилепсию , заболевания сердца, сосудов, невралгии, обмороки , сопровождающиеся риском травм. Длительное течение панического расстройства приводит к депрессии , формированию фобий, социальной дезадаптации: ребенок постоянно подавлен, не интересуется учебой, не имеет увлечений, напряжен из-за возможного развития паники, боится выходить из дома, оставаться один (без помощи).

Диагностика

Часто диагностика панических атак начинается с посещения педиатра , детского невролога , но между приступами никаких отклонений в нервной системе, внутренних органах не обнаруживается. Результаты лабораторных, инструментальных исследований в норме. Специфической диагностикой расстройства занимаются:

  • Врач-психиатр . Специалист проводит опрос пациента, родителей: уточняет, когда впервые появились приступы, какова их частота, существуют ли факторы, провоцирующие панику, страдают ли от панического расстройства близкие родственники. При постановке диагноза учитываются данные неврологического обследования. Для получения дополнительной информации об эмоционально-личностной сфере врач может направить пациента на психологическое обследование.
  • Медицинский психолог . Психодиагностика осуществляется для выявления у ребенка эмоциональных, личностных предпосылок формирования панических атак. Определяется уровень напряженности, склонность к фобиям, страхам, наличие демонстративных, ипохондрических, тревожно-мнительных черт характера. Дошкольники и младшие школьники обследуются проективными методами, подростки – опросниками.

Панические атаки у пациентов детского возраста необходимо дифференцировать с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной системы, а также с эффектами от применения стимулирующих препаратов. С этой целью пациент направляется к соответствующим узким специалистам (для исключения соматической патологии).

Лечение панических атак у детей

Лечение панического расстройства имеет две направленности: купирование приступов и предупреждение их дальнейшего развития. Комплекс терапевтических мероприятий включает:

  • Медикаментозное лечение. Препараты подбираются детским психиатром с учетом возраста ребенка, частоты, развернутости атак. Назначается прием трициклических и тетрациклических антидепрессантов, селективных серотонинергических препаратов, ингибиторов МАО, бензодиазепинов. Трициклические антидепрессанты показаны при фобических симптомах, депрессии, тревоге ожидания. Недостаток данных препаратов – продолжительный латентный период. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина наиболее часто применяются для лечения детей из-за низкой вероятности побочных эффектов, безопасного длительного применения, устранения тревоги без седативного компонента. Бензодиазепины назначаются для быстрого терапевтического эффекта, но они менее безопасны, не купируют агорафобию .
  • Психотерапия . Используются когнитивно-поведенческие методы , дыхательная гимнастика, аутотренинг. Ребенок обучается управлению эмоциями, анализу ситуаций, провоцирующих панические атаки. Через техники дыхания контролирует вегетативные изменения организма. Осваивает навыки расслабления, снижения тревожности.

Прогноз и профилактика

Прогноз панических атак у детей благоприятный при отсутствии коморбидных состояний – тревоги, депрессии, ипохондрии . Чем трагичнее ребенок воспринимает приступы, чем чаще они подкрепляются тревожным вниманием родителей и медицинских работников, тем больше вероятность осложнений – агорафобии, дезадаптации в социуме. Профилактика панического расстройства – создание домашнего комфорта, поддержание близких внутрисемейных отношений. Важна эмоциональная заинтересованность жизнью ребенка, моральная поддержка, безусловное принятие. Предупреждение рецидивов основано на периодическом посещении психотерапевта , приеме лекарств без акцентирования внимания на болезни. Недопустимы высказывания типа: «не будешь принимать таблетки – опять приступы начнутся». При напряженной школьной обстановке стоит обсудить наличие заболевания со школьным психологом, классным руководителем.



Заболевания сердца