Разбор сложного предложения пример. Синтаксический разбор предложения онлайн
Слова и словосочетания - это составляющие каждого предложения на письме и в устной речи. Для его построения следует четко понимать, какая должна быть между ними связь, чтобы построить грамматически правильное высказывание. Именно поэтому одной из важных и сложных тем в школьной программе русского языка является синтаксический разбор предложения. При таком разборе проводится полный анализ всех компонентов высказывания и устанавливается имеющаяся между ними связь. Помимо этого, определение структуры предложения позволяет правильно расставить в нем знаки препинания, что достаточно важно для каждого грамотного человека. Как правило, данная тема начинается с разбора простых словосочетаний, а после детей учат проводить синтаксический разбор предложения.
Правила разбора словосочетаний
Анализ определенного словосочетания, взятого из контекста, является относительно простым в разделе синтаксиса русского языка. Для того чтобы его произвести, определяют, какое из слов выступает главным, а какое - зависимым, и определяют, к какой части речи каждое из них относится. Далее необходимо определить синтаксическую связь между этими словами. Всего их выделяют три:
- Согласование - это своего рода подчинительная связь, при которой род, число и падеж для всех элементов словосочетания определяет главное слово. Например: отдаляющийся поезд, летящая комета, светящее солнце.
- Управление также является одним из видов подчинительной связи, оно может быть сильным (когда падежная связь слов необходима) и слабым (когда падеж зависимого слова не предопределен). Например: поливать цветы - поливать из лейки; освобождение города - освобождение армией.
- Примыкание - это также подчинительный вид связи, однако он относится лишь к неизменяемым и не склоняемым по падежам словам. Зависимость такие слова выражают лишь смыслом. Например: езда верхом, непривычно грустный, очень страшно.
Пример синтаксического разбора словосочетаний
Синтаксический разбор словосочетания должен выглядеть примерно так: «красиво говорит»; главное слово - «говорит», зависимое - «красиво». Эту связь определяют посредством вопроса: говорит (как?) красиво. Слово «говорит» использовано в настоящем времени в единственном числе и третьем лице. Слово «красиво» - это наречие, а потому в данном словосочетании выражается синтаксическая связь - примыкание.
Схема синтаксического разбора простого предложения
Синтаксический разбор предложения немного похож на анализ словосочетания. Состоит он из нескольких этапов, которые позволят изучить структуру и отношение всех составляющих его компонентов:
- В первую очередь определяют цель высказывания отдельно взятого предложения, все они делятся на три вида: повествовательные, вопросительные и восклицательные, или побудительные. Для каждого из них характерен свой знак. Так, в конце повествовательного предложения, рассказывающего о каком-либо событии, стоит точка; после вопроса, естественно, - вопросительный знак, а в конце побудительного - восклицательный.
- Далее следует выделить грамматическую основу предложения - подлежащее и сказуемое.
- Следующий этап - описание строения предложения. Оно может быть односоставное с одним из главных членов или двусоставное с полной грамматической основой. В первом случае дополнительно нужно указать, каким именно предложение является по характеру грамматической основы: глагольным или назывным. А далее определить, есть ли в структуре высказывания второстепенные члены, и указать, распространенное оно или нет. На этом этапе также следует указать, осложненное ли предложение. Осложнениями считают однородные члены, обращения, обороты и вводные слова.
- Далее синтаксический разбор предложения предусматривает разбор всех слов по их принадлежности к частям речи, роду, числу и падежу.
- Завершающий этап - объяснение поставленных в предложении знаков препинания.
Пример синтаксического разбора простого предложения
Теория теорией, но без практики нельзя закрепить ни одной темы. Именно поэтому в школьной программе много времени уделяется синтаксическим разборам словосочетаний и предложений. И для тренировки можно брать самые простые предложения. Например: "Девушка лежала на пляже и слушала прибой".
- Предложение повествовательное и невосклицательное.
- Главные члены предложения: девушка - подлежащее, лежала, слушала - сказуемые.
- Данное предложение двусоставное, полное и распространенное. В качестве осложнений выступают однородные сказуемые.
- Разбор всех слов предложения:
- «девушка» - выступает в роли подлежащего и является существительным женского рода в единственном числе и именительном падеже;
- «лежала» - в предложении является сказуемым, относится к глаголам, имеет женский род, единственное число и прошедшее время;
- «на» - это предлог, служит для связи слов;
- «пляже» - отвечает на вопрос «где?» и является обстоятельством, в предложении выражено существительным мужского рода в предложном падеже и единственном числе;
- «и» - союз, служит для соединения слов;
- «слушала» - второе сказуемое, глагол женского рода в прошедшем времени и единственном числе;
- «прибой» - в предложении является дополнением, относится к имени существительному, имеет мужской род, единственное число и употреблено в винительном падеже.
Обозначение частей предложения на письме
При синтаксическом разборе словосочетаний и предложений используются условные подчеркивания, которые обозначают принадлежность слов к тому или иному члену предложения. Так, например, подлежащее подчеркивают одной линией, сказуемое - двумя, определение обозначают волнистой линией, дополнение - пунктиром, обстоятельство - пунктиром с точкой. Для того чтобы правильно определить, какой именно член предложения перед нами, следует поставить к нему вопрос от одной из частей грамматической основы. К примеру, на вопросы имени прилагательного отвечает определение, дополнение определяется вопросами косвенных падежей, обстоятельство указывает на место, время и причину и отвечает на вопросы: "где?" "откуда?" и "почему?"
Синтаксический разбор сложного предложения
Порядок разбора сложного предложения немного отличается от вышеприведенных примеров, а потому не должен вызвать особых трудностей. Однако все должно быть по порядку, и поэтому учитель усложняет задачу лишь после того, как дети научились разбирать простые предложения. Для проведения анализа предлагается сложное высказывание, которое имеет несколько грамматических основ. И здесь следует придерживаться такой схемы:
- Сначала определяют цель высказывания и эмоциональную окраску.
- Далее выделяют грамматические основы в предложении.
- Следующий шаг - определение связи, которая может осуществляться при помощи союза или без него.
- Далее следует указать, посредством какой связи соединены две грамматических основы в предложении. Это могут быть интонация, а также сочинительные или подчинительные союзы. И тут же сделать вывод, каким является предложение: сложносочиненным, сложноподчиненным или бессоюзным.
- Следующий этап разбора - это синтаксический анализ предложения по его частям. Производят его по схеме для простого предложения.
- В заключение анализа следует построить схему предложения, на которой будет видна связь всех его частей.
Связь частей сложного предложения
Как правило, для связи частей в сложных предложениях употребляются союзы и союзные слова, перед которыми обязательно ставится запятая. Такие предложения называются союзными. Делятся они на два вида:
- Сложносочиненные предложения, соединенные посредством союзов а, и, или, то, но . Как правило, обе части в таком высказывании равноправны. Например: "Солнце светило, а облака плыли".
- Сложноподчиненные предложения, в которых используются такие союзы и союзные слова: чтобы, как, если, где, куда, так как, хотя и другие. В таких предложениях всегда одна часть зависит от другой. Например: "Солнечные лучи заполнят комнату, как только пройдет туча".
- Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
- По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
- По наличию грамматических основ: простое или сложное.
- Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое
: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). 6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое. 7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. 8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. | Если сложное
: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная. 6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы. 7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП). 8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца. 9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. |
Пример синтаксического разбора простого предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся , распространенное, осложненное однородными подлежащими.
Пример разбора сложного предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , СПП.
1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.
2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.
Пример схемы (предложение, после него схема)
Другой вариант синтаксического разбора
Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.
В словосочетаниях:
- Выделяем из предложения нужное словосочетание.
- Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
- И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.
В простом предложении:
- Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
- Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
- Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
- Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
- Распространённое или нераспространённое
- Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
- Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
- Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
- Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.
Сказуемое
- Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
- Указать, чем выражено сказуемое:
- простое - какой формой глагола;
- составное глагольное - из чего оно состоит;
- составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.
В предложении, имеющем однородные члены.
Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.
В предложениях с обособленными членами:
Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.
В предложениях с обособленными членами речи:
Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.
В сложносочиненном предложении:
Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.
Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.
В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)
Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.
Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.
Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.
В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.
В сложном бессоюзном предложении:
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.
Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.
Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.
В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.
Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.
По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.
Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения
Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.
Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor
Не всем школьникам легко дается полный синтаксический разбор предложения. Мы подскажем вам правильную последовательность действий, которая поможет легче справиться с таким заданием.
Этап 1: Внимательно прочтите предложение и определите цель высказывания.
По цели высказывания предложения разделяются на:
- повествовательные – «Красота спасет мир» (Ф. Достоевский);
- вопросительные – «Русь, куда ж несешься ты?» (Н. Гоголь);
- побудительные – «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А. Пушкин); «Завет писателям: не нужно выдумывать интриги и сюжеты. Пользуйтесь сюжетами, которые предоставляет сама жизнь» (Ф. Достоевский).
Повествовательные предложения содержат сообщение о чем-либо и характеризуются спокойной повествовательной интонацией. Содержание и структура таких предложений может быть очень разнообразной.
Цель вопросительных предложений – получить от собеседника ответ на поставленный в предложении вопрос. В некоторых случаях, когда вопрос носит риторический характер (т.е. не требует ответа), цель такого предложения иная – патетическое высказывание какой-либо мысли, идеи, выражение отношения говорящего к чему-либо и т.п.
Цель высказывания побудительного предложения – мотивировать адресата сообщения совершить какое-либо действие. Побуждение может выражать прямой приказ, совет, просьбу, предостережение, призыв к действию и т.п. Различия между некоторыми из этих вариантов зачастую выражаются не структурой самого предложения, а интонацией говорящего.
Этап 2: Определите интонацию и эмоциональную окраску предложения.
На этой стадии синтаксического разбора предложения посмотрите, какой знак препинания стоит в конце предложения. По этому параметру предложения разделяются на:
- восклицательные – «Ну что за шейка! Что за глазки!» (И. Крылов);
- невосклицательные – «Мысль летит, а слова идут шагом» (А. Грин).
Этап 3: Найдите в предложении грамматические основы.
Количество грамматических основ в предложении определяет, каким является это предложение:
- простое предложение – «Вино превращает человека в скотину и зверя, доводит его до исступления» (Ф. Достоевский);
- сложное предложение – «Мне кажется, что люди не понимают, сколько убожества и несчастий в их жизни возникает из-за лени» (Ч. Айтматов).
В дальнейшем синтаксический разбор сложного предложения и синтаксический разбор простого предложения идут разными путями.
Для начала рассмотрим синтаксический разбор простого предложения с примерами.
Этап 4 для простого предложения : Найдите главные члены и дайте характеристику предложению.
Простое предложение в зависимости от наличия полного набора главных членов предложения или отсутствия какого-либо из них может быть:
- односоставным – «Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный - невозможно» (А. Пушкин), отсутствует подлежащее; «Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера» (Б. Пастернак), отсутствует сказуемое;
- двусоставным – «Очень плохим признаком становится потеря способности понимать юмор, аллегории, шутки» (Ф. Достоевский).
Укажите, какой главный член присутствует в односоставном предложении. В зависимости от этого, односоставные предложения бывают именными (наличествует подлежащее: назывными) и глагольными (наличествует сказуемое: определённо-личными, неопределённо-личными, обобщенно-личными, безличными).
Этап 5 для простого предложения : Посмотрите, есть ли в предложении второстепенные члены.
По наличию/отсутствию дополнений, определений и обстоятельств, простое предложение может быть:
- распространенным – «Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице» (И. Бунин);
- нераспространенным – «Припадок кончен. Грусть в опале» (С. Есенин).
Этап 6 для простого предложения : Определите, полное предложение или неполное.
Полным или неполным является предложение – зависит от того, входят ли в его структуру все члены предложения, которые нужны для законченного, имеющего смысл высказывания. В неполных отсутствует какой-либо из главных или второстепенных членов. А смысл высказывания определяется контекстом или предыдущими предложениями.
- полное предложение – «Слова у Пришвина цветут, сверкают» (К. Паустовский);
- неполное предложение – «Как тебя зовут? - Меня Аночкой» (К. Федин).
При синтаксическом разборе предложения для неполного укажите, какие члены предложения пропущены.
Этап 7 для простого предложения : Определите, осложнено предложение или не осложнено.
Простое предложение может быть осложнено либо не осложнено вводными словами и обращениями, однородными либо обособленными членами предложения, прямой речью. Примеры простых осложненных предложений:
- «Остап Бендер, как стратег, был великолепен» (И. Ильф, Е. Петров);
- «Он, комиссар, должен был стать вровень с Сарычевым если не личным обаянием, не прошлыми боевыми заслугами, не военным талантом, так всем другим: принципиальностью, твердостью, знанием дела, наконец, мужеством в бою» (К. Симонов).
Этап 8 для простого предложения
Сперва обозначают подлежащее и сказуемое, потом второстепенные в составе подлежащего и второстепенные в составе сказуемого.
Этап 9 для простого предложения
При этом укажите грамматическую основу, если предложение осложнено – укажите осложнение.
Посмотрите на образец синтаксического разбора предложения:
- Устный разбор: предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распространенное, полное, осложненно однородными сказуемыми, обособленным определением (причастный оборот), обособленным обстоятельством (деепричастный оборот).
- Письменный разбор: повест., невоскл., прост., двусост., г/о швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распр., осложн. однородн. сказ., обособл. опред. (причастн. оборот), обособл. обст-вом (деепричастн. оборот). Теперь рассмотрим синтаксический разбор сложного предложения с примерами.
Этап 4 для сложного предложения : Определите, как связь существует между частями сложного предложения.
В зависимости от наличия или отсутствия союзов, связь может быть:
- союзной – «Тот, кто стремится к самосовершенствованию, никогда не поверит, что это самосовершенствование имеет предел» (Л. Толстой);
- бессоюзной – «В момент, когда луна, такая огромная и чистая поднялась над гребнем той темной горы, звезды, которые были на небе, разом открыли глаза» (Ч. Айтматов).
Этап 5 для сложного предложения : Выясните, что связывает части сложного предложения вместе:
- интонация;
- сочинительные союзы;
- подчинительные союзы.
Этап 6 для сложного предложения : На основании связи между частями предложения и средств, которыми эта связь выражена, классифицируйте предложение.
Классификация сложных предложений:
- сложносочиненное предложение (ССП) - «Странное влияние имел на меня отец, и странные были наши отношения » (И. Тургенев);
- сложноподчиненное предложение (СПП) – «Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу» (И. Гончаров);
- сложное бессоюзное предложение (БСП) – «Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь» (А. Пушкин);
- предложение с разными видами связи – «Люди разделяются на две категории: те, что сначала думают, а потом говорят и, соответственно, делают, и те, которые сначала действуют, а потом уже думают» (Л. Толстой).
Связь между частями бессоюзного сложного предложения может выражаться разными знаками препинания: запятой, двоеточием, тире, точкой с запятой.
Этап 7 для сложного предложения : Охарактеризуйте связи частей предложения.
Определите:
- к чему относится придаточная часть;
- посредством чего придаточная часть присоединяется к главной;
- на какой вопрос отвечает.
Этап 8 для сложного предложения : Если придаточных частей несколько, опишите отношения между ними:
- последовательное – «Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у того отвалилась ручка» (К. Паустовский);
- параллельное – «Надо точно учитывать среду, в которой развивается поэтическое произведение, чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно» (В. Маяковский);
- однородное – «Трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, или же собиралась всходить луна» (А. Чехов)
Этап 9 для сложного предложения : Подчеркните все члены предложения и укажите, какими частями речи они выражены.
Этап 10 для сложного предложения : Теперь разберите каждую часть сложного предложения, как простое, см. схему выше.
Этап 11 для сложного предложения : Составьте схему предложения.
При этом укажите средство связи, тип придаточной части. Посмотрите на образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения:
Заключение
Схема синтаксического разбора предложения, предложенная нами, поможет правильно охарактеризовать предложение по всем значимым параметрам. Пользуйтесь этим поэтапным руководством регулярно в школе и дома, чтобы лучше запомнить последовательность рассуждений при анализе предложений.
Примеры синтаксического разбора предложений простой и сложной структуры помогут верно охарактеризовать предложения в устной и письменной форме. С нашей инструкцией сложное задание станет понятнее и проще, поможет усвоить материал и закрепить его на практике.
Напишите комментарий, пригодилась ли вам эта схема. И если она оказалась полезной, не забудьте рассказать о ней друзьям и одноклассникам.
blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Как сделать синтаксический разбор грамотно
Разбор предложения и составление схемы входят в базовый комплекс знаний школьной программы. Поэтому такие задания даются ученикам уже в начальной школе, где они учатся делать синтаксический анализ простой конструкции текста.
В 5–8 и 9–11 классах задача усложняется: появляются новые термины и дополнительные характеристики. Полный набор признаков дается уже в 7–8–м классах. Чтобы правильно составлять схему, надо понять суть анализа и запомнить несколько правил.
Что такое синтаксический разбор предложения
Ответ кроется в самом термине. Синтаксис – это система правил соединения между собой разных единиц. Соответственно, цель синтаксического анализа конструкции текста – показать связи между его компонентами.
Обратите внимание
Для разбора текст или нужная его часть выписывается в тетрадь через строчку, чтобы осталось место для подчеркиваний и помет над словами.
Как сделать синтаксический анализ предложения правильно? Ответить на этот вопрос поможет иллюстрированный примерами план.
Алгоритм анализа и характеристика
Существует четкий порядок синтаксического разбора. Если его придерживаться, проблем не возникнет.
Простое предложение – единица системы синтаксиса, обладающая только одной предикативной частью. Это значит, что в нем может быть выделена только одна грамматическая основа (двусоставное) или только один главный член (односоставное). Порядок его разбора таков:
1. В двусоставном найти и подчеркнуть подлежащее (то, о чем говорится) и сказуемое (то, что говорится); в односоставном – главный член:
2. Определить тип по содержанию задачи говорящего, или по цели высказывания:
- Повествовательное: Дремлет взрытая дорога. (С. Есенин)
- Вопросительное: Что делать нам в деревне? (А. Пушкин)
- Побудительное: Поедем в Царское Село! (О. Мандельштам)
3. Синтаксический разбор предложения не обходится без нескольких характеристик:
3.1. По составу:
Двусоставное – присутствуют и подлежащее, и сказуемое:
Односоставное отличается тем, что субъект (то, о чем говорится) и предикат (то, что говорится) выражены одним членом. Его не называют «подлежащим» или «сказуемым», как в двусоставном, потому что его значение не сводится ни к одному из этих компонентов. Для обозначения этой единицы используют термин «главный член односоставного предложения» (ГЧОП).
Также нужно указать тип односоставного:
- Определенно-личное – ГЧОП выражается глаголом 1-го и 2-го лица ед. ч. Наиболее близко к двусоставному: неназванный субъект действия восстанавливается слушающим по форме глагола.
Примеры:
Люблю песчаный косогор (А. Пушкин)
Что делаешь, милая? (А. Островский)
Уходи, пожалуйста, от них, уходи скорее. (Ю. Домбровский) - Неопределенно-личное – ГЧОП выражается глаголом 3-го лица множ. ч. При синтаксическом разборе предложения важно понимать связь формы и смысла: здесь такой глагол используется, потому что субъект действия не так важен или выражен коллективно.
Примеры:
«Не везём мы автоматов! нет у нас оружия!» – кричат со стороны грузовиков. (В. Маканин).
Кирпичные, бетонные поверхности стен отделывают штукатуркой (Ландшафтный дизайн. 2003. No2) - Обобщенно-личное – ГЧОП выражается глаголом 2-го лица ед. ч. (реже – формой 1-го лица ед. и множ. ч.). Значение – обобщение личного или коллективного опыта.
Примеры:
Что-то для его-то делаешь, бьешься, как муха в паутине… (А. Волков)
Без беды друга не узнаешь (посл.)
В чужой монастырь со своим уставом не ходят (посл.) - Безличное – выражает проявление процессов или состояний, протекающих или существующих независимо от активного деятеля. Независимость действия от субъекта, невозможность изменить ход событий – ключевая особенность этого типа. В ходе синтаксического разбора предложений к безличным относят такие единицы, ГЧОП которых выражен категорией состояния, наречием или инфинитивом.
Примеры:
Мне стало страшно – так и быть….
С Татьяной нам не ворожить. (А. Пушкин)
Еще с вечера ему было не по себе, не то знобило, не то ломало. (А. Солженицын) - Номинативное (назывное) – обозначает предмет в пространстве, указывает, дает оценку. Чаще всего ГЧОП выражается именем существительным, которое стоит в именительном падеже.
Примеры:
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой… (Ф. Тютчев)
3.2. По распространенности
- нераспространенное – есть только главные члены: Уезжали. (Р. Рождественский)
- распространенное – есть и главные, и второстепенные: Отговорила роща золотая // Березовым, веселым языком. (С. Есенин)
3.3. По полноте
- полное – самодостаточно по смыслу: Люблю грозу в начале мая (Ф. Тютчев)
- неполное – смысл непонятен вне контекста: Ты любишь шахматы? – Не очень. (С. Довлатов). Понять смысл ответа вне контекста вопроса невозможно.
4. Следующий этап синтаксического разбора предложения – выделение случаев осложнения:
Однородными членами:
Я блуждал в игрушечной чаще // И открыл лазоревый грот… (О. Мандельштам) – осложнение однородными сказуемыми.
Обособленными членами:
- Причастным оборотом: Прадеда Красовых, прозванного на дворне Цыганом, затравил борзыми барин Дурново. (И. Бунин)
- Деепричастным оборотом: … глядя на него, как не вспомнить лошадку? (А. Голяндин)
- Обособленным приложением: Я позвонил еще одному своему другу, очень крупному фермеру из Аргентины … (А. Тарасов)
- Обращением: Тётя Вася, меня оставили задание переделывать, а Таня меня дожидалась… (Л. Улицкая)
- Вводными конструкциями:
Ты сам сказал, что ты мой друг. (А. Вампилов)
А бывает же, вот так утром побреешься, умоешься, оденешься – заглянешь в зеркало – останешься довольным… (Е. Гришковец) - Вставными конструкциями:
Неужели – даже если ты не хочешь – ты не мог бы сделать это для меня?
5. Выделить члены предложения – то есть установить синтаксическую функцию компонентов и сделать соответствующее подчеркивание. Это самый большой по объему раздел. На этом этапе нужно быть особенно внимательным, потому что одна неловкая ошибка в начале может привести к неправильным синтаксическим построению и оценке простой конструкции.
Новичкам стоит делать анализ на основе этой статьи или учебника. Материал для анализа можно подбирать самому или брать заданные на дом упражнения. Опытные ученики могут подсматривать в теорию только там, где нужно. Для закрепления навыка надо сделать несколько разборов самостоятельно и потом проверить их. Для сверки лучше обратиться к учителю, а при отсутствии такой возможности – сделать синтаксический анализ предложения по составу онлайн.
После грамматической основы надо найти члены предложения группы подлежащего (то есть те, к которым задается вопрос от подлежащего) и группы сказуемого. Каждый член подчеркивается по-своему:
Над словами подписывают тип члена и часть речи, которой он выражен. Пример: с ожесточением – обстоятельство образа действия, выражено сущ. с предлогом в твор. падеже.
Синтаксический разбор сложного предложения будет нетрудно освоить после изучения предыдущего материала. План такой:
- Выделить все грамматические основы, посчитать их и определить, сколько простых частей составляют сложное. Сколько основ, столько и частей.
Папа сел на лошадь, и мы поехали. (Л. Толстой). В этом сложной единице две простых. - Найти союзы и союзные слова.
Мне жалко, что теперь зима (О. Мандельштам) – подчинительный союз “что”.
Когда Черубина разоблачила себя, Маковский приехал к ней с визитом (М. Волошин) – подчинительный союз “когда”.
Бессонные ночи и полусонные дни летели чередой, но не было помощи ниоткуда. (Н. Помяловский) – противительный союз “но”.
В отличие от союзов, союзные слова всегда будут полноправными членами предложения, на них может падать логическое ударение.
Россия сходится с Западом, который до того времени был совершенно чужд ей. (А. Хомяков)
При затруднениях в анализе можно обратиться к поисковику и бесплатно разобрать предложение в интернете. Но если есть возможность поговорить с учителем, лучше решить проблему таким способом. В русском синтаксисе много трудных мест, разобраться в которых можно только в разговоре с преподавателем. - Указать значение союзов и, соответственно, обозначить характер связи частей между собой. Они бывают трех типов:
Сочинительные состоят из двух и более равноправных компонентов: Она подала ему свою руку, и оба отправились по дороге в ее усадьбу. (И. Тургенев)
В подчинительных выделяют главную и зависимую части, при этом от первой ко второй задают вопрос и по нему определяют тип зависимого (придаточного) компонента: Через полтора часа я просыпаюсь, потому что солнце начинает мне жечь щеку (М. Волошин). Задаем вопрос: просыпаюсь почему, по какой причине? Тип зависимой части – придаточное причины.
Суть бессоюзных ясна из самого термина. В таких единицах отсутствуют какие-либо лексические средства связи: Кольцов не есть только народный поэт: нет, он стоит выше. (В. Белинский) - Этот этап синтаксического разбора сложного предложения актуален только для сложноподчиненных конструкций. Его содержание – определение значения придаточных частей.
Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег (М. Лермонтов) – придаточное времени.
Сейчас прибегала к жене соседка, сказывала, что старики собрались у мечети и хотят остановить тебя (Л. Толстой) – придаточное изъяснительное.
К нему тоже шло названье Моргача, хотя он глазами не моргал более других людей (И. Тургенев) – придаточное уступки.
Дальнейшего князь не услышал, потому что камердинер начал шептать. (Ф. Достоевский) – придаточное причины. - Разбор каждого простого компонента в составе сложного.
Что такое схема предложения
Финальный аккорд анализа – чертеж схемы. Это графическое отображение основной информации: количества частей, их взаимоотношений, средств связи и типов зависимых частей.
Рисунок – это абстракция синтаксических отношений, отграниченная от конкретного лексического наполнения. Правильно составленный чертеж показывает высокое понимание раздела «Синтаксис и пунктуация» и грамотное освоение синтаксического разбора предложения.
Границы единицы обозначаются квадратными скобками; после закрывающей скобки ставится точка. Однородные члены в схеме обводят кружками, а деепричастный оборот берется в круглые скобки.
В схеме сложного, соответственно, выделяется две и более частей. В самом тексте их разделяют скобками, чтобы перенести это отображение в схему, и нумеруют по порядку. В схему переносится только основа. Поскольку рисовать придется много, для ровности чертежа используют трафарет и остро отточенный карандаш.
В бессоюзном и сложносочиненном используют только квадратные скобки, чтобы показать равноправность частей:
Для синтаксического анализа предложений с главной и зависимой (зависимыми) частями, то есть сложноподчиненных конструкций, существует два вида схемы – горизонтальная и вертикальная:
Синтаксический разбор простых и сложных предложений в интернете
Очевидно, что такой анализ занимает много времени и сил, требует определенных знаний и навыков. Поэтому многие ученики предпочитают делать анализ синтаксической конструкции по составу онлайн. Это хорошее средство для самопроверки, но только в том случае, если качество сервиса заслуживает уважения.
Сделать разбор можно на сайте Главред (glvrd.ru). Анализ синтаксиса здесь не соответствует школьному, но подскажет названия частей речи и определит некоторые члены предложения. Для использования:
- Вставить текст в окно на главной странице.
- Выбрать вкладку “Синтаксис” над верхней левой частью окна.
- Навести на подсвеченное слово и получить информацию в белом поле справа от окна.
Еще один ресурс – Школьный помощник (school-assistant.ru). Его преимущество – краткость в изложении материала. Путь к информации по анализу таков:
- В левом меню кликнуть “Русский”.
- Выбрать нужный класс (5, 6, 7).
- Выбрать интересующий раздел.
На странице появится краткая теоретическая справка и задания, которые после выполнения пройдут автоматическую проверку. Чтобы сохранять результаты, надо зарегистрироваться в личном кабинете.
Составить схему онлайн
Сопоставление результатов с разных сайтов со своим анализом поможет проверить работу электронного интеллекта и выбрать лучший среди них. Обращаться к интернет-помощнику лучше после самостоятельного разбора и выполнения чертежа, чтобы сторонняя информация не помешала тренироваться.
Разобраться в структуре можно также через форумы лингвистов, где опытные специалисты помогут решить спорные вопросы. К ним тоже лучше обращаться после того, как какая-то часть задания уже сделана, чтобы был предмет для обсуждения.
Большую поддержку окажут также таблицы и схемы, в большом количестве размещенные в интернете. Все указанные ресурсы и материалы помогут составить синтаксический разбор (схему) предложения и бесплатно разобрать его по составу онлайн. Залог успеха – понимание теории и регулярная практика.
I. Разобрать предложение по членам.
II. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку.
III. Составить схему предложения с указанием средств связи и типов придаточных.
IV. Описать отношения между придаточными: последовательное, параллельное, однородное подчинение.
V. Сделать описательный разбор по следующей схеме:
1. По цели высказывания:
Повествовательное,
Вопросительное,
Побудительное.
2. По интонации:
Невосклицательное,
Восклицательное.
3. По количеству грамматических основ:
1) простое,
2) сложное:
Сложносочинённое,
Сложноподчинённое,
Бессоюзное,
С разными видами связи.
4. По наличию одного или обоих главных членов:
1) двусоставное.
2) односоставное. С главным членом
а) подлежащим - назывное;
б) сказуемым: - определённо-личное,
Неопределённо-личное,
Обобщённо-личное,
Безличное.
5. По наличию второстепенных членов:
Распространённое,
Нераспространённое.
6. По наличию пропущенных членов:
Неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен).
7. По наличию осложняющих членов:
1) неосложненное,
2) осложнённое:
Однородными членами предложения (указать какими);
Обособленными второстепенными членами предложения - определениями (в том числе и приложениями), дополнениями, обстоятельствами (выраженными причастным, деепричастным, сравнительным и др. оборотами);
Вводными словами, вводными и вставными конструкциями,
Прямой речью;
Обращением.
При осложненности предложения прямой речью или вставным предложением они рассматриваются и описываются как самостоятельное предложение.
Образец синтаксического разбора
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи.
1 часть: двусоставное (подлежащее шкап , сказуемое был , ПГС), распространённое, полное, осложнено однородными обстоятельствами;
2 часть: двусоставное (подлежащее сырость , сказуемое была
3 часть: односоставное - неопределённо-личное (сказуемое открывали , ПГС), распространённое, полное, неосложненное;
4 часть: односоставное - безличное (сказуемое невозможно было сказать ), нераспространённое, полное, неосложненное; (другой вариант разбора: двусоставное, неполное - место подлежащего занято придаточным изъяснительным, нераспространённое, неосложненное);
5 часть: двусоставное (подлежащее ель , сказуемое кончается , ПГС), распространённое, полное, неосложненное;
6 часть: двусоставное (подлежащее ель , опущено, сказуемое начинается , ПГС), распространённое, неполное (опущено подлежащее), неосложненное;
7 часть: двусоставное (подлежащее мальчик , сказуемое стоял , ПГС), распространённое, полное, неосложненное;
8 часть: двусоставное (подлежащее тома , сказуемое были , ПГС, опущено), распространённое, неполное (опущено сказуемое), неосложненное.
2 - 3 - 4 - 5 - последовательное подчинение,
2 - 3 - 4 - 6 - последовательное подчинение,
2 - 7 - параллельное подчинение,
5 - 6 - однородное подчинение.
Прокомментируем синтаксический разбор сложного предложения.
Порядок разбора
Комплекс 1 предлагает при синтаксическом разборе указать цель высказывания и интонацию предложения, затем найти грамматические основы каждой части, указать средства связи частей, объяснить постановку знаков препинания, далее как простое предложение разобрать каждую из частей, входящих в состав сложного предложения. У СПП определить тип придаточных предложений.
Комплекс 2 предписывает следующий порядок разбора: выделить грамматические основы, определить тип сложного предложения (сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное). У ССП определить средства связи частей. У СПП на основании вопроса и особенностей строения (к чему относится, чем прикрепляется) определить вид придаточного. У БСП определить значение (одновременность, последовательность, противопоставление и др.). Указать цель высказывания; если предложение восклицательное, отметить это. Каждое простое предложение можно разобрать как простое.
Комплекс 3 предлагает следующий порядок разбора: определить вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности, выделить грамматические основы и охарактеризовать их (односоставные, двусоставные), определить средства связи и тип сложного предложения (ССП, СПП, БСП, с разными видами связи), составить схему, объяснить постановку знаков препинания. После этого возможен (как дополнительное задание) разбор частей сложного предложения по схеме простого.
Как мы видим, все комплексы предлагают, правда в разной последовательности, однотипные действия в отношении разбора сложного предложения. Наиболее существенным различием в этих разборах является то, что только в комплексе 1 обязателен разбор каждой части сложного предложения, в том числе её разбор по членам предложения. В комплексах же 2 и 3 в предложении подчёркиваются только грамматические основы, строение частей описывается только по желанию в качестве дополнительного задания.