Доклад на тему «Обеспечение права на образование детей с ОВЗ и детей инвалидов». Нормативно-правовое обеспечение деятельности системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья материал на тему Право на образование

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ // Российская газета. - 2 декабря 1995. - N 234.

Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Для детей-инвалидов, не имеющих возможности посещать образовательные учреждения по состоянию здоровья временно или постоянно, может быть организовано дистанционное обучение, которое позволит совершенствовать систему социальной адаптации для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья, и предоставит детям-инвалидам право и реальные возможности участия во всех видах и формах социальной жизни (включая образование), компенсирующих ограничения возможностей здоровья.

Правовые основы использования дистанционного обучения содержатся в действующем Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Российская газета. - N 303. - 31.12.2012..

В соответствии с выше указанным Законом, образовательное учреждение самостоятельно в использовании и совершенствовании методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционного образования.

При использовании дистанционного обучения образовательное учреждение обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала к учебно-методическому комплексу, включающему:

· учебный план образовательного учреждения;

· индивидуальный учебный план каждого обучающегося;

· программы учебных предметов с пояснительной запиской об особенностях обучения (дисциплин, учебных курсов);

· учебные материалы по учебному предмету (дисциплине, курсу);

· комплекты электронных образовательных ресурсов, дистанционных курсов.

Для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъектах РФ создаются центры дистанционного образования детей-инвалидов, имеющие педагогических работников и учебно-вспомогательный персонал с соответствующим уровнем подготовки и специально оборудованные помещения с соответствующей техникой, позволяющей реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий.

Для организации дистанционного обучения обеспечивается подключение мест проживания детей-инвалидов и рабочих мест учителей к сети «Интернет», а также оснащение их комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированными с учетом специфики нарушений развития детей-инвалидов, с предоставлением необходимых расходных материалов.

Дистанционное обучение позволяет обучаться на дому, в том числе детям, нуждающимся в обучении по образовательной программе специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.). Создаваемая в субъектах РФ система дистанционного обучения детей-инвалидов также может быть использована для организации обучения на дому детей-инвалидов дошкольного возраста, получения детьми-инвалидами дополнительного образования, профессионального образования.

Для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, участники образовательного процесса обеспечиваются комплектами оборудования на договорной основе во временное безвозмездное пользование на период обучения Никонов Д. А. Право социального обеспечения / Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов; под ред. А.В. Стремоухова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - С. 156;.

Ростовская область - одна из лидеров среди субъектов Федерации по дистанционному обучению детей-инвалидов. На базе санаторной школы-интерната № 28 г. Ростова-на-Дону создан центр дистанционного образования детей-инвалидов, открыты 3 его филиала (Волгодонский, Зерноградский и Новошахтинский). В дистанционной форме обучается 100% детей этой категории, не имеющих противопоказаний к данной форме обучения Режим доступа: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=77201/. - Загл. с экрана..

В числе первых субъектов Российской Федерации область приняла долгосрочную целевую программу «Доступная среда на 2011-2014 годы», которая предусматривает мероприятия, направленные на повышение качества комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями, создание универсальной безбарьерной среды в образовательных учреждениях, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития. На базе специальной (коррекционной) школы-интерната II вида № 48 г. Ростова-на-Дону создан Ресурсный центр по сопровождению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

В целях создания условий для полноценной интеграции детей-инвалидов в образовательный процесс и их успешной социализации в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2009-2012 годах в Ростовской области осуществлялась реализация мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов».

В рамках данного мероприятия на базе санаторной школы-интерната № 28 г. Ростова-на-Дону создан и оснащен Центр дистанционного обучения детей-инвалидов, в котором с 1 апреля 2010 года осуществляется образовательный процесс с помощью современных технологий в режиме on-line через Интернет.

В целях увеличения охвата детей-инвалидов дистанционным обучением дополнительно оснащены специальным оборудованием три филиала в городах Волгодонске, Новошахтинске и Зернограде.

Всего Минобразованием Ростовской области и Центром созданы 559 рабочих мест для получения детьми-инвалидами общего образования с помощью Интернет-технологий, обучены 460 родителей и 718 педагогических работников.

Центром дистанционного обучения детей-инвалидов создано социально активное сообщество детей-инвалидов и их родителей по всей территории Ростовской области.

В 2009-2012 годах на реализацию мероприятия профинансировано 201,3 млн. рублей из федерального бюджета и 240,4 млн. рублей из областного бюджета Режим доступа: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=77201/. - Загл. с экрана..

Средства направлены на оснащение компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием рабочих мест детей и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение; приобретение программного обеспечения, подключение рабочих мест к сети Интернет; обучение педагогических работников и родителей организации дистанционного образования с применением организационно-методического обеспечения; приобретение автотранспортного средства для перевозки детей с ограниченными возможностями, интерактивного оборудования, специализированной мебели, учебно-наглядных пособий; выплату заработной платы работникам центра.

За 2010 -2012 годы учреждение закончили 28 выпускников 11 классов, из них: 24 успешно сдали ЕГЭ, 4 - итоговую аттестацию в традиционной форме; 6 учащихся поступили в учреждения среднего профессионального образования, а 18 - в вузы страны.

С целью обеспечения дальнейшего профессионального образования детей-инвалидов заключены договоры о сотрудничестве с различными учебными заведениями области: ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», РГЭУ «РИНХ», ГОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса» и др.

В 2012 году мероприятие «Дистанционное образование детей-инвалидов» в рамках ПНПО завершено. С 2013 года его реализация осуществляется в рамках Областной долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2015 годы».

Социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья - один из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, национальной безопасности страны. При этом дистанционное образование детей-инвалидов является одним из видов их реабилитации, позволяющей интегрировать ребенка-инвалида в общество Каткова Л.В., Приказнова Л.С. Административно-правовая защита социальных интересов населения в России // Административное право и процесс. - 2010. - № 6. - С.32..

Индивидуальная программа реабилитации для детей с ограниченными возможностями предусматривает получение среднего образования. Исходя из интеллектуальных возможностей ребенка, в программе может быть предусмотрено обучение в высшей школе. Больные дети имеют право на обучение. Это закреплено Конституцией РФ (ст. 43). Обучение детей-инвалидов производится в общеобразовательных школах, специальных коррекционных учебных заведениях, на дому: дистанционным методом или путем семейного воспитания. Инвалидам детства также предоставляется право обучаться в музыкальных и художественных школах на бесплатной основе.

Для получения специального образования инвалидам предоставляются льготы при поступлении в профессиональные училища, техникумы, высшие учебные заведения. Единственным, но значительным ограничением для обучения детей-инвалидов является состояние здоровья. Согласно заключению медицинской психиатрической и педагогической экспертизы инвалиды детства определяются в специализированные учебные заведения для обучения детей со следующими нарушениями:

  • Зрения;
  • Слуха;
  • Речи;
  • Двигательной активности.

При имеющихся нарушениях интеллектуального развития предусмотрено обучение детей-инвалидов в специальной школе-интернате по особой методике специально подготовленными преподавателями.

Так или иначе, ни один инвалид детства не может остаться без образования, независимо от характера заболевания.

Обучение детей-инвалидов в школе

Средние общеобразовательные учебные заведения не имеют права отказывать в приеме детям инвалидам, тем не менее школы не обязаны создавать специальные условия для учеников с ограниченными возможностями. Педагоги не разрабатывают специальных учебных программ, не привлекают к процессу обучения детей-инвалидов в школе специалистов: дефектологов, логопедов, массажистов и пр. Частные школы имеют право принимать инвалидов, но не обязаны это делать.

Дети-инвалиды, не страдающие задержкой умственного развития, как правило, не имеют проблем с усвоением школьного материала. На первый план для таких учеников выступает проблема общения со сверстниками. Детская психология значительно отличается от взрослой, ученики могут «организовать» инвалиду невыносимые условия не только в плане обучения, но и в жизнедеятельности. Тем временем руководство среднего общеобразовательного учебного заведения не имеет возможности создания благоприятных условий для детей с ограниченными физическими возможностями. В штате средней школы не предусмотрена работа психолога, прямой обязанностью которого является создание необходимого микроклимата в коллективе.

Подобные условия созданы в коррекционных школах, в которые ребенок направляется только с согласия родителей.

Обучение на дому детей-инвалидов

В тех случаях, когда родители не желают, чтобы их ребенок учился в коррекционной или общеобразовательной школе, предусмотрена возможность получения среднего образования на дому.

Для обучения на дому детей-инвалидов существует две формы преподавания:

  • Семейная;
  • Надомная.

Семейное обучение не предполагает участия в образовательном процессе учителей из общей школы. Образованием ребенка занимаются его родители: самостоятельно либо с привлечением преподавателей. В этом случае семье выплачивается денежная компенсация, включающая затраты на обучение и воспитание. Если же решением комиссии ребенок нуждается в учебе в коррекционной школе, размер компенсации увеличивается согласно существующим нормативам. Между родителями и школой заключается договор, который предусматривает проведение промежуточной аттестации знаний. В случае отрицательных результатов договор расторгается, а компенсация подлежит возврату.

Надомная форма обучения детей-инвалидов предусматривает выплаты на двухразовые горячие обеды, труд прикрепленных учителей школы оплачивает государство. Преподаватели также проводят занятия с ребенком на дому и проводят аттестацию, в ходе которой предусмотрены итоговые экзамены по определенным предметам.

Ребенок, обучаясь дома, получает полное образование, уровень которого не отличается от общего.

Дистанционное обучение детей-инвалидов

Для обучения инвалидов с детства существует несколько моделей дистанционного обучения:

  • В центре дистанционного обучения. Занятия проводят штатные педагоги;
  • Методическое сопровождение преподавания по месту жительства;
  • Разработка программы обучения детей-инвалидов несколькими образовательными учреждениями.

Учебно-методический комплекс дистанционных технологий составляется с учетом плана школы и программ предметов по отдельным дисциплинам. Вся информация находится в открытом доступе как для учеников и родителей, так и для преподавателей. С этой целью разработаны комплекты электронных ресурсов.

Дистанционное обучение детей-инвалидов предусматривает постоянную связь преподавателя с учеником, независимо от расстояния между ними. Использование нескольких средств общения способствует успеваемости. Ребенок-инвалид имеет возможность в любое время задать вопрос учителю и получить на него исчерпывающий ответ.

Важное достижение дистанционного обучения – возможность соединения нескольких детей-инвалидов для проведения уроков в режиме он-лайн. Ребенок с ограниченными возможностями не чувствует себя одиноким и приучается к работе в команде. Аттестации знаний, согласно индивидуальным программам обучения детей-инвалидов, проводятся с использованием электронного контроля знаний, что практически исключает субъективность оценок. Одновременно дети-инвалиды получают навыки работы с персональным компьютером, осваивают новые информационные технологии.

Аттестация знаний при обучении детей-инвалидов

Контрольная работа проводится согласно графику, утвержденному руководителем учебного центра. Режим очного взаимодействия обеспечивается с помощью специальных компьютерных программ. Ученик устанавливает камеру таким образом, чтобы преподаватель мог видеть рабочее место. Подобный режим полностью исключает использование подсказок как в устной, так и в письменной форме.

Обучающиеся с низким темпом работы выполняют контрольную работу в несколько этапов. Учителя не имеют права нагнетать обстановку, преувеличивая значимость прохождения аттестации.

Вступительные экзамены в среднетехнические и высшие учебные заведения для инвалидов проводятся на особых условиях. Абитуриентам предоставляется дополнительное время на подготовку в течение полутора часов независимо от формы сдачи экзамена: письменной или устной. Обучение детей-инвалидов в высших и среднетехнических учебных заведениях также проводится по индивидуальным программам с учетом рекомендаций врачей, психологов и социальных работников.

Инвалидность определяется не состоянием здоровья, а степенью ограничения к трудовой деятельности. Современные технологии позволяют детям инвалидам получить необходимое образование и стать полноценными членами общества.

Каждая государственная и муниципальная общеобразователь­ная школа обязана принимать всех детей, достигших 8 лет и проживающих на прикрепленной к ней территории. (Закон Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 г. N 3266-1, с изменениями на 25.07.2002, пункт 1 статьи 16 и пункт 2 статьи 19 Письмо Минобразования РФ от 01.01.01 г. N ин/14-06 «О нарушениях при приеме детей в первые классы обще­образовательных учреждений»)

КОММЕНТАРИЙ: В соответствии с этим правилом общеобразова­тельная школа должна принимать всех детей, не за­висимо от их состояния здоровья. Поэтому школа не имеет право отказаться принимать ребенка на том основании, что он инвалид. Однако, следует помнить, что общеобразовательная школа не обя­зана создавать специальные условия для обучения ребенка-инвалида в виде введения для него специ­альной учебной программы (например, разрабо­танной для обучения умственно-отсталых детей), привлечения дефектологов и т. п. Частные школы не обязаны принимать детей-инвалидов, но имеют право это делать.

Дети-инвалиды имеют право учиться в специальных (коррекционных) школах с согласия родителей. Они направляются в спе­циальные школы органами управления образования по заклю­чению психолого-медико-педагогической комиссии. (Закон Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 N 3266-1, с изменениями на 25.07.2002, пункт 10 статьи 50)

Дети-инвалиды имеют право обучаться на дому с согласия родителей при наличии заключения лечебно-профилактического учреждения. (Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в не дарственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 N 861, пункты 1 и 2.)

КОММЕНТАРИЙ: Согласно двум приведенным выше правилам дети-инвалиды направляются в специальные школы, либо обучаются на дому только с согласия родителей Поэтому, выбор этих форм обучения является пра­вом, а не обязанностью родителей. Никто не имеет право принуждать родителей к выбору указанных форм обучения.

Родители имеют право обучать ребенка-инвалида на дому са­мостоятельно. Родителям (законным представителям), имею­щим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обуче­ние их на дому самостоятельно, органами управления образо­ванием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муни­ципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

(Закон Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 г. N 3266-1, с изменениями на 25.07.2002, пункт 1 статьи 10; Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в него­сударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18 ию­ля 1996 г. N 861, пункт 8.)

КОММЕНТАРИИ: В данном случае речь идет о семейном образова­нии. Его надо отличать от обучения на дому. При надомном обучении учителя из школы, к которой прикреплен ребенок, бесплатно приходят к нему домой и проводят с ним занятия, а также осуще­ствляют промежуточную и итоговую аттестацию

его знаний. Родители при этом получают только компенсацию на питание ребенка (см. о ней ни­же), а труд учителей оплачивает государство. При семейном обучении родители сами органи­зуют процесс обучения своего ребенка. Они мо­гут обучать ребенка самостоятельно или нанять для этих целей преподавателя. При этом государ­ство выплачивает им компенсацию в размере го­сударственных и местных нормативов затрат на обучение и воспитание ребенка в государствен­ном или муниципальном образовательном учре­ждении. Следует иметь ввиду, что если в соответ­ствии с заключением психолого-медико-педаго­гической комиссии ребенку рекомендовано обу­чение в специальной (коррекционной) школе, то и компенсация при семейном обучении должна выплачиваться в размере нормативов затрат на его обучение в такой школе. Дело в том, что нор­мативы затрат на обучение в специальных шко­лах выше, чем в обычных. При семейном образо­вании между родителями, местным органом уп­равления образованием и школой или спецшко­лой (если обучение ребенка финансируется по нормативам спецшколы) заключается трехсто­ронний договор. По этому договору местные ор­ганы управления образованием выплачивает компенсацию, родители организуют обучение ребенка, а школа по договоренности с родителя­ми проводит промежуточную и итоговую аттеста­цию ребенка. В случае неудовлетворительной ат­тестации договор может быть расторгнут и ком­пенсация подлежит возврату. Следует иметь вви­ду, что порядок семейного обучения детей-инва­лидов в той части, в которой он отличается от се­мейного обучения обычных детей (выплата повы­шенной компенсации, контроль за семейном обу­чением со стороны специальных школ и т. д.) в настоящее время не урегулирован нормативными актами .

Для детей-инвалидов, являющихся выпускниками IX и Xl (XII) классов, государственная (итоговая) аттестация провод в обстановке, исключающей влияние негативных факто на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья детей – инвалидов. Государственная (итоговая) аттестация для детей-инвалидов может проводиться досрочно, но не ранее 1 мая При необходимости письменные экзамены могут быть заменены на устные, а количество сдаваемых экзаменов сокращено до двух письменных по согласованию: с Московским комитетом образования (на основании представлений ок­ружных управлений образования) - для выпускников XI (XII) классов и с окружным управлением образования - для выпу­скников IX классов.

(Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений города Моск­вы, утвержденное Приказом Московского комитета образования от 01.01.01 г. N 155 пункт 2.2)

КОММЕНТАРИИ: По общему правилу выпускники 9 класса сдают не менее 4 экзаменов (письменные экзамены по рус­скому языку и алгебре, а также два экзамена по выбору ученика из числа предметов, изучае­мых в 9 классе). Выпускникиклассов сдают не менее 5 экзаменов (письменные по алгебре и началу анализа и литературе, а также три экза­мена по выбору ученика из числа предметов, изу­чаемых в 10,классах). Экзамены по вы­бранным предметам могут сдаваться как в пись­менной, так и в устной форме. Форма проведения экзаменов по конкретному предмету устанавлива­ется Минобразованием и школой. Дети-инвалиды могут сдавать все экзамены, установленные для здоровых выпускников, но потребовать при этом замену письменной форы сдачи экзаменов на уст­ную. Аля детей-инвалидов может быть также со­кращено количество сдаваемых экзаменов до двух письменных. В случае сокращения количества эк­заменов также может быть заменена письменная форма сдаваемых экзаменов на устную. Выпуск­ные экзамены для детей-инвалидов, должны про-

водится в обстановке, исключающей влияние не­гативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих физиологическим осо­бенностям и состоянию здоровья детей-инвали­дов. Это может выражаться в приеме выпускных экзаменов в медицинском кабинете школы отдель­но от других учащихся или на дому, и т. п. Вопро­сы, связанные с созданием специальных условий для сдачи выпускных экзаменов, решаются в отно­шении каждого ребенка-инвалида индивидуально. Установленные правила сдачи выпускных экзаме­нов распространяются на государственные, муни­ципальные и частные школы.

Дети-инвалиды, обучающиеся в специальных школах и обще­образовательных школах для больных детей и детей-инвали­дов (школы надомного обучения), обеспечиваются бесплат­ным двухразовым питанием. В порядке исключения произво­дится выплата компенсаций на питание указанным детям-ин­валидам, не питающимся в школе (обучающимся на дому) в суммах стоимости двухразового льготного питания -37 рублей в день.

(Постановление Правительства Москвы «Об итогах реализации ме­роприятий по социальной защите москвичей в 2001 году и комп­лексной программе мер по социальной защите москвичей в 2002 го­ду» от 01.01.01 г. N 65-ПП, пункт 3.5; Приказ Московского департамента образования «Об организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы в 2002/03 учебном году» от 01.01.01 г. N 745, пункты!.3 и 1.4)

КОММЕНТАРИИ: Указанный порядок выплаты компенсации дейст­вует в 2002/03 учебном году.

Дети-инвалиды, обучаются в детских музыкальных, художест­венных школах и школах искусств системы Комитета по куль­туре Москвы бесплатно.

(Временный порядок платы за обучения в детских музыкальных, худо­жественных школах и школах искусств системы Комитета по культуре Москвы , утвержденный Приказом Комитета по культуре от 6 мая 2002 г. N 205, пункт 4)

2. Право на получение среднего и высшего профессионального образования

Дети-инвалиды и инвалиды I и II группы имеют право поступать вне конкурса в государственные и муниципальные учреждения высшего и среднего профессионального образовании при условии успешной сдачи экзаменов и отсутствии в индивидуальной программе реабилитации инвалида противопоказаний для обучения в этих учреждениях.

(Закон Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 г N 3266-1, с изменениями на 25.07.2002, пункт 3 статьи 16)

КОММЕНТАРИЙ: В соответствии с этим правилом инвалид должен быть зачислен в учебное заведение, если он сдал вступительные экзамены на оценку «удовлетвори­тельно». Таким образом, для инвалидов установлен льготный порядок поступления в учебные заведения, поскольку для других лиц существует конкурс - зачисляется тот, кто лучше всех сдал вступительные экзамены. Частные учебные заведения не обязаны устанавливать подобный льготный порядок приема, но имеют право это делать. Право инвалида на полу­чение среднего и высшего образования (в отличии от получения среднего образования) может быть огра­ничено, поскольку его индивидуальная программа реабилитации может содержать противопоказания для его обучения в отдельных учебных заведениях.

Инвалидам I и II группы, бесплатно обучающимся в государст­венных и муниципальных ВУЗах на дневном отделении (очная форма обучения), размер назначаемых стипендий увеличивается на 50 процентов.

(Федеральный закон от 01.01.01 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», с изменениями на 25.06.2002, пункт 3 статьи 16)

КОММЕНТАРИЙ: Смысл этого правила заключается в том, что размер любых стипендий, назначаемых указанной катего­рии инвалидов, должен повышаться на 50 процентов по сравнению с размером стипендий, назначенных остальным студентам на тех же основаниях, что и инвалидам. Данное правило распространяется; только на инвалидов, в ВУЗах.

Инвалиды I и II группы и инвалиды боевых действий, бесплатно обучающиеся в государственных и муниципальных учреж­дениях среднего и высшего профессионального образования, имеют право на получение социальной стипендии, которая вы­плачивается независимо от успехов в учебе. (Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других фор­мах материальной поддержки студентов государственных и муници­пальных образовательных учреждений высшего и среднего профес­сионального образования, аспирантов и докторантов, утвержден­ное Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. N 487, пункты 7 и 24)

КОММЕНТАРИЙ: Наиболее распространенными видами стипендий, выплачиваемых студентам, являются академиче­ская и социальная стипендия. Академическая сти­пендия выплачивается всем студентам, которые сдают экзамены на оценки «хорошо» и «отлично». Социальная стипендия выплачивается только от­дельным категориям студентов и не зависит от ус­пехов их учебы.

(Письмо Госкомвуза РФ от 01.01.01 г. N ин/19-10 «О взимании со студентов платы за проживание в общежитиях и другие коммунальные услуги »)

КОММЕНТАРИИ: В настоящее время учебные заведения имеют право самостоятельно устанавливать размер пла­ты за проживание в принадлежащих им общежитиях. Правило об освобождении от такой платы инвалидов носит рекомендательный характер, т. е. учебные заведения могут это предписание не исполнять.

Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы имеют

вне конкурса поступать в государственные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования с предоставлением общежития в случае нуждаемости в нем;

поступать на подготовительные отделения государственных ВУЗов не зависимо от наличия свободных мест с обязательным предоставлением общежития в случае нуждаемости в нем.

стипендии этим инвалидам повышаются на 50 процентов (Закон РФ «О социальной защите лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС » от 01.01.01 г. N 3061-I, с изменениями на 25 июля 2002 г., пункт 18 статьи 14)

КОММЕНТАРИИ: Особенности этих правил заключаются в том, что они распространяются на всех инвалидов вслед­ствие аварии на чернобыльской АЭС, не зависи­мо от группы инвалидности. Но при этом льготы предоставляются только при поступлении в госу­дарственные учебные заведения. Также стипен­дия этим инвалидам повышается на 50 процен­тов, если они являются студентами учреждений не только высшего, но и среднего профессио­нального образования.

Инвалиды воины имеют право поступать вне конкурса в госу­дарственные учреждения среднего и высшего профессиональ­ного образования, а также на курсы обучения соответствую­щим профессиям.

(Федеральный закон от 01.01.01 г. N 5-ФЗ «О ветеранах » с из­менениями на 25 июля 2002 г., пункт 15 статьи 14)

КОММЕНТАРИИ: Особенности этой льготы такие же, как и у инвали­дов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Она распространяется на всех инвалидов войны, не за­висимо от группы инвалидности, и не применяется при поступлении в муниципальные и частные учеб­ные заведения.

Инвалидам на вступительных экзаменах в ВУЗ предостав­ляется дополнительное время на подготовку устного отве­та и выполнение письменной работы, но не более 1.5 ча­сов.

(Письмо Минобразования РФ от 01.01.01 г. N 27/502-6 «Об ус­ловиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профес­сионального образования»)

Принятые в ВУЗ студенты-инвалиды обучаются по индивиду­альным планам, утвержденным ректором, а также по предло­женной ВУЗом форме обучения, включая экстернат. На каж­дый семестр декан факультета утверждает индивидуальный график консультаций для студента-инвалида, график приема зачетов и экзаменов, предусматривающий в отдельных случа­ях и возможность посещения преподавателями студентов-ин­валидов на дому.

(Указание Министерства социального обеспечения РСФСР «О расши­рении возможностей получения высшего образования для инвалидов» от 5 сентября 1989 г. N 1/16/18)

Учащиеся-инвалиды, принятые в средние специальные учеб­ные заведения, обучаются по индивидуальному графику, утвержденному директором и предусматривающим при необ­ходимости и возможности посещения преподавателями уча­щихся по месту их жительства, а также по предложенной фор­ме обучения, включая экстернат.

(Указание Министерства социального обеспечения РСФСР «О расши­рении возможностей получения среднего специального образования для инвалидов» от 3 ноября 1989 г. N 1-141-У)

ОБРАЗОВАНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА (ИПР)

ИПР должна предусматривать получение инвалидом среднего образования.

ИПР может предусматривать получение инвалидом среднего и высшего профессионального образования. В соответствии с ИПР инвалиду в рамках региональной базо­вой программы реабилитации бесплатно предоставляются тех­нические средства, облегчающие его жизнь и учебу.

ИПР обязательна для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями всех организационно-правовых форм и форм собственности.

(Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской

Федерации» от 01.01.01 г. N 181-ФЗ, с изменениями

Несовершеннолетние являются одной из самых незащищенных категорий граждан. Каждый день особого ребенка посвящен борьбе с болезнью. Государство уделяет особое внимание лицам, состояние здоровья которых не позволяет им вести обычный образ жизни. Какими правами обладает несовершеннолетний инвалид и как обеспечить их защиту?

Каждый несовершеннолетний инвалид – в первую очередь человек и гражданин. Его отличительной чертой является состояние здоровья и сниженная способность к самообслуживанию. В связи с этим на каждого ребенка, обладающего таким статусом, распространяются общие права граждан (например, на имя), законодательство о детях в целом, а также нормативные акты, регулирующие вопросы получения статуса ребенка-инвалида, реабилитации, абилитации, выплат, льгот, защиты законных интересов:

  • Конвенция о правах человека.
  • Конституция РФ.
  • Гражданский кодекс.
  • Семейный кодекс.
  • закон об опеке.
  • Конвенция о правах инвалидов.
  • закон 1995 года о социальной защите граждан с ограниченными возможностями.
  • закон от 2014 года о внесении изменений в нормативные акты по соцзащите инвалидов.

Последний правовой акт имеет особое значение для детей с ограниченными возможностями. В частности, он закрепляет понятие «абилитация». В отличие от ранее действующего, единственного понятия «реабилитация», новый термин подразумевает полное обучение нуждающегося необходимым для него социальным навыкам, знаниям и умениям. Тогда как реабилитация – это восстановление навыков, утраченных вследствие заболевания.

80% несовершеннолетних инвалидов нуждаются именно в абилитации.

Далеко не все права совершеннолетних граждан со стойким нарушением здоровья распространяются на детей.

Перечень прав


Ребенок с ограниченными возможностями относится к одной из самых незащищенных категорий граждан, поэтому нуждается в особой защите со стороны государственных органов. Для этого законодатель предусмотрел ряд прав и льгот именно для них. Социальные права детей-инвалидов предусмотрены:

  • на образование;
  • на воспитание;
  • на лечение;
  • на материальное обеспечение;
  • на социальное обслуживание;
  • на участие в культурных мероприятиях;
  • на трудовую деятельность;
  • на дополнительные льготы.

Преимущественный перечень прописан федеральным законодательством, однако большинство регионов устанавливают дополнительные меры соцподдержки для детей с ограниченными возможностями. Многоуровневая структура является одной из причин проблем в реализации прав.

Обучение, воспитание и лечение детей-инвалидов

Воспитание детей-инвалидов может осуществляться как в специализированных организациях, так и на дому. Ребенок имеет право на посещение детского сада, если у него нет медицинских противопоказаний. Профильные учреждения имеют особые группы для инвалидов с одинаковыми заболеваниями.

В настоящее время многие детские сады комбинированного вида. Такие организации имеют в составе как общеобразовательные группы, так и для детей с ограниченными возможностями. Законные представители воспитанников таких групп обычно освобождаются от внесения родительской платы.

Воспитывать на дому детей-инвалидов рекомендуется при наличии заболеваний, препятствующих посещению группы или по желанию опекуна. В отдельных регионах осуществляется поддержка семей, реализующих дошкольное образование детей на дому, однако эти льготы не имею отношения конкретно к детям-инвалидам.

Обучение

Образовательная система Российской Федерации предусматривает специализированные программы для граждан с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок может обучаться как в общеобразовательных организациях, так и в профильных. Существует несколько видов учреждений для инвалидов, имеющих следующие стойкие нарушения здоровья:

  • слабовидящие;
  • слепые;
  • слабослышащие;
  • глухие;
  • глухонемые;
  • задержка психического развития;
  • легкая умственная отсталость;
  • нарушения опорно-двигательной системы (дцп).

Коррекционные образовательные организации могут быть профильные для одного вида заболеваний (слепые), комбинированные по диагнозам (слабослышащие, глухие и глухонемые) и по сочетанию расстройств (болезни опорно-двигательной системы и легкая умственная отсталость).

При этом поощряется обучение инвалидов с сохранным интеллектом в общеобразовательных организациях, если это позволяет состояние здоровья ребенка, например аутизм. Считается, что дети с ограниченными возможностями, получающие образование в общих школах, лучше адаптируются в дальнейшей жизни.

Документальное подтверждение

Одним из документов, необходимых для получения справки медико-социальной экспертизы (МСЭ), является заключение психолого-медико-психологической комиссии (ПМПК). Эта бумага содержит информацию о рекомендованном образовательном маршруте. Для ребенка-инвалида такой документ обязателен. В соответствии с ним определяется программа обучения. Оформление в специализированную школу также возможно только при наличии заключения.

Документ выдается на руки законному представителю после прохождения комиссии. Он содержит рекомендации для домашней коррекции ребенка и в условиях образовательной организации. На родителя или опекуна возлагается обязанность по передаче бланка в школу (лицей, детский сад).

Специализированные школы

В отличие от общеобразовательных школ, в которые набор осуществляется по территориальному признаку, выбор специализированного учреждения возложен на законных представителей. Родитель может обратиться в любую коррекционную школу, и при наличии мест в нужном классе, ребенок будет зачислен на обучение.

Коррекционных школ в стране значительно меньше, чем общеобразовательных.
Так как предугадать наличие инвалидов, нуждающихся в определенном обучении, практически невозможно, зачастую подходящее учреждение территориально отдалено от места жительства. Большинство таких школ являются интернатами.

Школа интернатного типа – это учреждение, реализующее не только специальные образовательные программы, но и воспитательные. Законный представитель может забирать ребенка домой ежедневно, на выходные дни, а при большой территориальной отдаленности места жительства – в каникулярные дни. При этом права родителей или опекунов не прекращаются.

Надомное образование

В соответствии с законом об образовании, при наличии заключения ПМПК, родители могут перевести ребенка на надомное обучение. Этот вид получения образования подразумевает посещение инвалида учителем по месту жительства. Например, 3 раза в неделю по 3 урока. Длительность домашнего урока составляет 30 минут.

Для перевода на надомное обучение специалистами ПМПК должна быть установлена невозможность ребенка получать образование в группах или специализированных организациях. Основными причинами перевода на дом является наличие заболевания, при котором обучение в коррекционной школе невозможно, например, шизофренические расстройства, или психологические сложности при расставании с родителями, например, если школа территориально удалена.

Отдельно стоит упомянуть вариант, когда инвалид получает образование дистанционно, при наличии специального оборудования с помощью системы Интернент. Компьютер и другие технические средства для обучения предоставляется ребенку безвозмездно. Уроки проводятся педагогами в соответствии с расписанием.

Обучение законным представителем

Закон об образовании 2010 года дал родителям или опекунам возможность самостоятельного обучения детей. Предоставление знаний реализуется в любой форме, выбранной законным представителем. При этом неважно, осуществляет родитель трудовую деятельность, или нет.

Дети, получающие образование в такой форме, подлежат ежегодной проверке знаний. По окончании обучения сдают экзамены, предусмотренные для их образовательного маршрута. Например, на итоговое тестирование детей с легкой умственной отсталостью выводится только технология.

Реализация права детей-инвалидов в РФ на домашнее образование особо актуально для маленьких населенных пунктов, в которых только одна школа. Как правило, такие учреждения испытывают дефицит педагогов для осуществления обучения на дому. Некоторые регионы оказывают материальную поддержку семьям, дающим детям-инвалидам образование самостоятельно.

Медицинская помощь

Каждый ребенок с ограниченными возможностями имеет право на бесплатную помощь врача в соответствии с законодательством. Лечение детей-инвалидов осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации.

Важно! Органы, указанные в ИПР, не знают о содержании конкретной программы, поэтому законный представитель, после получения документа, должен самостоятельно обратиться в каждый из перечисленных управлений.

Это документ, конкретизирующий специалистов, в помощи которых нуждается ребенок. Все услуги, предусмотренные программой, включая медикаменты, должны предоставляться бесплатно.

Ответственность за реализацию документа возложена на законного представителя. Если лицо нуждается в предоставлении средств реабилитации (инвалидное кресло), санаторно-курортном лечении или других услугах, необходимо обратиться с заявлением в соответствующий орган, например в фонд социального страхования.

Жилищные льготы

Семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, имеют право на улучшение жилищных условий. Для этого законные представители должны подготовить пакет документов и подать заявление в органы местного самоуправления. Форма оказания помощи отличается в зависимости от даты постановки на учет:


В первом случае семья имеет право на получение денежной субсидии на приобретение жилплощади. Нормы обеспечения определяются законодательством субъектов. Финансирование программы планируется при утверждении регионального бюджета.

Во второй ситуации обеспечение производится в соответствии с новым жилищным законодательством. Квартира предоставляется не в собственность, а по договору социального найма. Нормы устанавливает субъект РФ.

Транспортные льготы

Закон предусматривает обязанность перевозчика обеспечить доступность для инвалидов объектов железнодорожного, водного, электрического и городского транспорта. Дополнительно устанавливаются права детей-инвалидов и их родителей на бесплатный проезд в городском транспорте. Кроме того, закреплена возможность 50% скидки на билет междугороднего сообщения в две стороны для ребенка и сопровождающего.

В особых случаях требуется проведение лечения в больнице, расположенной в другом городе или регионе. При этом стоимость билета компенсируется в полном объеме либо оформляются специальные документы на бесплатный проезд.

Денежные выплаты

Материальное обеспечение детей возложено на их родителей. Законные представители обязаны обеспечивать их всем необходимым для полноценной жизни. Даже при разводе родитель, с которым остается ребенок, может претендовать на взыскание повышенных алиментов (более 25% от всех доходов плательщика).

Однако семье сложно обеспечить все потребности инвалидов. В связи с этим дети с ограниченными возможностями получают дополнительное финансирование со стороны государства. Для всех несовершеннолетних граждан, имеющих статус «ребенок-инвалид», предусматривается ряд выплат. Среди них:

  • пенсия;
  • ежемесячная выплата;
  • дополнительная сумма для гражданина, осуществляющего уход.

Пенсия назначается со дня установления инвалидности. Для этого необходимо подать соответствующие документы в Пенсионный фонд по месту регистрации ребенка. Денежные средства перечисляются на счет законного представителя для дальнейшего расходования на нужды инвалида. Размер пенсии устанавливается федеральным законодательством и подлежит ежегодному индексированию.

Ежемесячная выплата назначается каждому несовершеннолетнему инвалиду и перечисляется Пенсионным фондом вместе с пенсией. Кроме того, законные представители ребенка могут отказаться от получения набора социальных услуг для последующей его замены на денежную компенсацию.

Дополнительная сумма для законного представителя, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом, назначается по заявлению этого лица. Одним из условий предоставления выплаты является отсутствие официального трудоустройства у данного гражданина.

Досрочный выход на пенсию родителей

Одной из льгот является право родителей детей-инвалидов на досрочную пенсию. Период, в течение которого мать осуществляет уход за ребенком с ограниченными возможностями, подлежит включению в страховой стаж. При этом срок ухода законом не определен.

Досрочный уход на пенсию для матери возможен по достижению ей 50 лет. Однако для этого она должна работать не менее 15 лет.

Особым условием является обязанность воспитания ребенка-инвалида до 8 лет. После чего право на досрочную пенсию сохраняется даже в случае его смерти.

Защита прав детей инвалидов

Несовершеннолетние инвалиды не могут самостоятельно охранять свои законные интересы. Поэтому государством предусмотрено несколько уровней. Защиту прав детей-инвалидов должны обеспечивать:

  • законные представители;
  • районный отдел опеки;
  • органы соцзащиты населения;
  • прокуратура;

Обязанность по защите прав несовершеннолетних инвалидов возложена на их родителей/опекунов. Близкие люди должны обеспечить ребенка не только самым необходимым (еда, одежда, жилье), но и медикаментами и средствами реабилитации. Исполнение ИПР также возлагается на законного представителя.

Если родители/опекуны не выполняют возложенные на них обязанности, то несовершеннолетний инвалид передается на попечение районного отдела опеки. В зависимости от ситуации, специалисты подготавливают документы на лишение прав мамы и папы, отстраняют опекуна или предупреждают граждан о возможности подобной ответственности.

Органы социальной защиты должны осуществлять контроль за содержанием ребенка-инвалида. На них возложено право по посещению семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, проверке условий жизни. При выявлении случаев злоупотребления или неисполнения обязанностями со стороны законных представителей, специалисты должны сообщить в отдел опеки.

Прокуратура осуществляет надзорную функцию за исполнением своих обязанностей специалистами опеки и соцзащиты. При возникновении ситуации, в которой нарушаются права граждан, ухаживающих за детьми-инвалидами, можно подать жалобу прокурору района.

Защита прав несовершеннолетних с ограниченными возможностями может осуществляться в судебном порядке. Если принятые меры не дали желаемого результата, родитель или другое лицо, представляющее интересы ребенка (опекун, специалисты опеки, социальной защиты, прокурор), должен подать исковое заявление.

Рассмотрев, на что имеет право ребенок-инвалид, можно сделать вывод о том, что законодатель уделяет особое внимание данной категории граждан. Однако реализация всех указанных возможностей на практике сильно ограничена в связи с большим количеством бюрократических проволочек. Для получения каждого конкретного вида помощи или льгот необходимо собирать пакет документов, предоставлять в определенный орган. Кроме того, эти действия зачастую связаны с очередями, что создает дополнительные трудности. Таким образом, данная сфера нуждается в доработке.

Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.

В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.
Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.

Поддержка общего и профессионального образования, а также профессионального обучения инвалидов направлена:
1. на осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;
2. развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;
3. интеграцию в общество.

Органы управления образованием и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.

Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации. Дети-инвалиды и их родители (законные представители) обеспечиваются информацией по вопросам получения образования и реабилитации.

При получении инвалидами образования, в т. ч. на дому и в форме семейного образования, им должна оказываться психолого-педагогическая поддержка.

Инвалиды могут получать образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в образовательных организациях органы управления образованием с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию их обучения по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для такого обучения являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации.

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной (муниципальной) образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ. Размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются расходными обязательствами субъектов РФ.

При организации дистанционного образования детей-инвалидов необходимо также руководствоваться постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 и письмом Минобрнауки России от 30.09.2009 № 06-1254, которым направлены рекомендации по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте РФ.

Меры, направленные на государственную поддержку детейинвалидов и детей с ОВЗ перечислены в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
Они предусматривают:
1) создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, включающей медицинскую, реабилитационную,коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь его родителям;
2) обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ к обучению в школе;
3) законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка;
4) внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в случае нарушения их права на инклюзивное образование.

Отдельные требования к качеству образования для детей-инвалидов предъявляет ГОСТ Р 52142-2003. Согласно стандарту условия для детей-инвалидов должны быть созданы с учетом их физического состояния, характера инвалидности и обеспечивать необходимые удобства в процессе воспитания и обучения. Специальные образовательные программы должны быть составлены с учетом способности того или иного ребенка-инвалида к восприятию и усвоению навыков воспитания и обучения.

Официальный источник
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 23.07.2013). Ст. 2
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013). Ст. 6
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013). Ст. 19
Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"
Указ Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (ред. от 24.09.2007)
Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях" (ред. от 04.09.2012)
Национальный стандарт РФ "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения. ГОСТ Р 52142-2003", утв. постановлением Госстандарта России от 24.11.2003 № 326-ст. Подп. 4.5.5
Письмо Минобрнауки России от 30.09.2009 № 06-1254 "О Рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации"
Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"



Симптомы