Энцефалопатия недоношенных. Травматическое поражение центральной нервной системы. Прогнозы детям, перенесшим заболевание

Диагноз «перинатальная энцефалопатия» или сокр. ПЭП в последнее время ставится почти каждому второму малышу.

Родителей столь непонятные медицинские термины приводят в состояние тревоги и страха за своего ребенка.

Однако не следует паниковать. Во-первых, во многих случаях у родителей малыша отсутствуют реальные поводы для огорчений, ведь сплошь и рядом подобную проблему врачи диагностируют у ребенка абсолютно безосновательно. А во-вторых, перинатальная энцефалопатия, даже в том случае, когда она действительно подтверждена симптоматически, не относится к числу безысходных ситуаций, обреченных в своем разрешении на самые неблагоприятные последствия.

Организм ребенка обладает выдающимися способностями к излечению и восстановлению. Главное – создать малышу максимально комфортные условия существования с учетом особенностей его диагноза и обеспечить осуществление должного лечения.

Что такое перинатальная энцефалопатия?

Первоначально словосочетание «перинатальная энцефалопатия» возникло среди медицинских терминов в 1976 году. Сокращенно данный диагноз выглядит в виде аббревиатуры – ПЭП.

Развивается ПЭП в перинатальный период – то есть в период с начала 28-ой недели беременности по 7-ой день с момента рождения ребенка (включительно).

Диагноз перинатальной энцефалопатии свидетельствует о нарушениях работы центральной нервной системы и представляет собой некую собирательную единицу, объединяющую в себе целую массу самых разнообразных состояний, синдромов, симптомов и заболеваний плода или новорожденного.

Фотографии

Ниже в фото представлены дети с ПЭП

Причины ПЭП

Развивается состояние ПЭП в результате воздействия на еще не родившегося или новорожденного ребенка каких-либо неблагоприятных факторов во время вынашивания ребенка, во время родоразрешения или в первые дни после рождения. ​

Часто такие факторы не могут быть конкретизированы и выявлены с достаточной определенностью. Но чаще всего таким фактором является недостаточный приток кислорода к клеткам, тканям, органам развивающегося плода в утробе, ребенка во время родов или новорожденного. Одним словом, — гипоксия.

Предположить наличие ПЭП, гипоксии позволяет оценка только что родившегося ребенка по шкале Апгар.

Для постановки баллов по такой шкале врачи оценивают: дыхание, двигательная активность, рефлекторные процессы, крик малыша, цвет кожи и др.

Низкая оценка свидетельствует о возможности наличия неврологических поражений.

Хотя даже высокие баллы часто не являются достоверным доказательством отсутствия проблем из области неврологии: ПЭП, гипоксия. Случается, что симптомы обнаруживаются лишь в течение грудного возраста ребенка.

Факторы повышающий риск развития болезни

Обстоятельства, повышающие вероятность рождения ребенка с заболеванием следующие:

  • рождение ребенка женщиной, имеющей ряд наследственных и хронических заболеваний;
  • заболевания инфекционной природы у матери во время беременности (особенно опасны так называемые ТОЧ-инфекции);
  • неправильное неполноценное питание будущей мамы во время беременности;
  • наличие вредных привычек матери в течение беременности (курение, спиртные напитки, наркотические вещества);
  • алкоголизм, наркомания отца ребенка;
  • рождение ребенка женщиной, беременность для которой явилась ранней;
  • частое нахождение женщины, вынашивающей ребенка, в состоянии стресса;
  • тяжелые нагрузки будущей мамы;
  • патологии беременности (токсикозы, угрозы выкидыша и др.);
  • патологии родовой деятельности (стремительные роды, слабая родовая деятельность);
  • родоразрешение посредством операции (кесарево сечение);
  • неправильное положение плода;
  • анатомические особенностями строения таза беременной;
  • обвитие плода пуповиной;
  • рождение ребенка раньше или позже срока;
  • гипоксия плода;
  • воздействие на беременную женщину негативных факторов окружающей среды (вдыхание газов, токсических веществ, вредность работы, передозировка лекарствами и др.).

Следует оговориться, что данный список является лишь примерным, поскольку нередко фактор, провоцирующий ПЭП, установить так и не удается.

Бывает, что у кажущихся здоровыми родителей рождается ребенок с существенными нарушениями функционирования центральной нервной системы, хотя и беременность протекала благополучно.

Симптомы перинатальной энцефалопатии по возрасту малыша

В целях своевременной постановки диагноза, родителям новорожденного ребенка следует быть крайне внимательными к таким проявлениям ребенка, как:

  • нарушение функций сосания груди;
  • слабый крик;
  • запрокидывание головы назад;
  • обильные, частые срыгивания, особенно в виде фонтана;
  • малоподвижность, вялость, отсутствие реакции на громкие неожиданные звуки;
  • выпучивание глаз при их одновременном опущении вниз, над радужной оболочкой заметна полоска белого цвета – синдром Грефе или синдром восходящего солнца;
  • неожиданные приступы плача ребенка во время сосания бутылочки или груди;
  • набухание родничка;
  • беспокойный сон, трудности в засыпании.

Когда малышу исполнилось 3 месяца, тревожным станет наличие следующих его проявлений:

  • скованность движений, трудности в сгибании и разгибании конечностей;
  • постоянное сжатие ручек в кулачки, разжимание требует усилий;
  • трудности в удерживании головки во время пребывания на животе;
  • тремор подбородка, ручек; вздрагивания, судороги, подергивания;
  • взгляд не сфокусирован;
  • ежемесячное увеличение окружности головы более чем на три сантиметра.

Тревожные симптомы 6 месяцев жизни:

  • отсутствие интереса к миру (к игрушкам, людям, обстановке);
  • безэмоциональность, неулыбчивость;
  • однообразие движений.

Тревожные симптомы восьми-девяти (8-9) месяцев жизни:

  • безэмоциональность полная или частичная;
  • отсутствие интереса к игре со взрослыми;
  • отсутствие навыков самостоятельного сидения;
  • активность только одной руки при хватании.

Тревожные симптомы к концу двенадцатого (12) месяца жизни:

  • стояние или хождение «на цыпочках»;
  • произношение мычащих звуков;
  • монотонный безэмоциональный плач;
  • основной способ игры заключается в разрушении, разбрасывании
  • непонимание простых просьб и фраз.

Тревожные симптомы к 3 годам жизни:

  • нарушение походки;
  • отсутствие должной координации движений;
  • отсутствие социально-бытовых навыков (одевание, застегивание, завязывание, хождение на горшок, использование кружки, ложки и др.).
Периоды развития ПЭП

Существует три периода развития заболевания:

  • острый (в течении первых 30 дней жизни);
  • период восстановления (со второго месяца жизни до года – для детей, родившихся в срок и со второго месяца жизни до двух лет – для детей, родившихся ранее срока);
  • период, когда судят об итогах, вот несколько вариантов итога:
    • выздоровление;
    • задержка развития;
    • вегетативно-висцеральные нарушения (нарушение функционирования каких-либо внутренних органов);
    • мозговая дисфункция (как следствие – чрезмерная активность, проблемы с концентрацией внимания и усидчивостью);
    • эпилепсия;
    • невротические реакции;
    • ДЦП (детский церебральный паралич).
Способы диагностики
  • Нейросонография. Предоставляет возможность исследования внутренней структуры головного мозга, состояния тканей, выявления различных новообразований или лишней спинно-мозговой жидкости.
  • . Позволяет получить данные о функциональной деятельности мозга, наличии патологических образований или дисфункций.
  • Электронейромиография. Позволяет осуществить проверку на наличие нервно-мышечных заболеваний.
  • Допплерография. Позволяет оценить характеристики кровотока в сосудах мозга.

Нечасто в детской неврологии применяются такие методы обследования как компьютерная томография, магнитно-резонансная томография . Косвенно о наличии заболевания поможет судить осмотр врача-офтальмолога.

Поздние последствия заболевания

Последствия ПЭП могут проявиться значительно позже, чем в грудном возрасте. Так, дошкольники, у которых ранее не была верно диагностирована ПЭП или была недолеченна:

  • страдают задержкой речи, заиканием;
  • гиперактивность ();
  • заторможенностью;
  • повышенной возбудимостью;
  • раздражительностью;
  • бессонница;
  • приступами ярости, агрессии и истерики.

В школьные годы у таких детей могут появиться:

  • боли в голове;
  • нарушения письма, чтения, концентрации внимания;
  • быстрая утомляемость;
  • неусидчивость;
  • низкий уровень развития мышления, памяти, и, как следствие, плохая успеваемость.
Лечение

В период острого течения болезни новорожденным с патологиями высокой или средней тяжести показано стационарное лечение, новорожденным с легким течением болезни показано лечение в домашних условиях.

Важное значение в лечении ПЭП приобретает психологическая установка взрослых, окружающих малыша.

В доме должна торжествовать исключительно доброжелательная обстановка, полная любви и заботы о малыше. Это крайне важно для младенца с симптомами ПЭП. Часто в качестве методов лечения применяются:

  • физиотерапевтические процедуры;
  • массажи;
  • ванны с морской солью или с лекарственными настоями и отварами (хвоя, орегано, череда, ромашка, овес).

Врачи рекомендуют принимать травы и лекарства («Ново-Пассит», «Элькар», «Глицин» ) с седативным действием, витаминные, укрепляющие сиропы. Также популярностью среди врачей пользуются препараты, активизирующие мозговое кровообращение:

  • «Гопантеновая кислота»
  • «Пирацетам»
  • «Винпоцетин»
  • «Актовегин»
  • «Пиритинол».

Большим эффектом характеризуется гомеопатическое, остеопатическое лечение.

При синдроме повышенного внутричерепного давления применяются средства с мочегонным эффектом («Ацетазоламид » совместно с «Аспаркамом» ), рекомендовано несколько приподнимать головку малыша, когда он лежит (подложить специальную ортопедическую подушку, подложить что-то под матрас).

При симптомах эпилепсии применяются противосудорожные средства. Тяжелые формы течения болезни требуют оперативного вмешательства.

Прогноз на выздоровление

Таким образом, постановка рассматриваемого диагноза не является приговором, при раннем диагностировании и лечении прогноз достаточно благоприятный.

Во многих случаях получается достичь полного выздоровления. Однако следует помнить, что, даже после исчезновения симптомов заболевания, следует сохранять бдительность, регулярно посещая врача–невролога.

.


Описание:

Перинатальная (ПЭП) (пери- + лат. natus - "рождение" + греч. encephalon - "головной мозг" + греч. patia - "нарушение") - термин, объединяющий большую группу различных по причине и не уточненных по происхождению поражений головного мозга, возникающих во время беременности и родов. ПЭП может проявляться по-разному, например синдромом гипервозбудимости, когда повышена раздражительность ребенка, снижен аппетит, малыш часто срыгивает во время кормления и отказывается от груди, меньше спит, труднее засыпает и т.д. Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы. У таких детей значительно снижена двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует. Часто проявления перинатальной энцефалопатии выражены незначительно, но детишки, перенесшие данное состояние, все же требуют к себе повышенного внимания, а иногда - и специального лечения.


Симптомы:

Острый период:





Восстановительный период:

      * Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.

      * Гипертензионно-гидроцефальный синдром.







      * .
      * .
      * Детский церебральный .

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости проявляется усилением спонтанной двигательной активности, беспокойным поверхностным сном, удлинением периода активного бодрствования, трудностью засыпания, частым немотивированным плачем, оживлением безусловных врожденных рефлексов, переменным мышечным тонусом, тремором (подергиванием) конечностей, подбородка. У недоношенных данный синдром в большинстве случаев отражает понижение порога судорожной готовности, то есть говорит о том, что у малыша легко могут развиться , например, при повышении температуры или действии других раздражителей. При благоприятном течении выраженность симптомов постепенно уменьшается и исчезает в сроки от 4-6 месяцев до 1 года. При неблагоприятном течении заболевания и отсутствии своевременной терапии может развиться эпилептический синдром.

Однако большие размеры головы часто бывают и у абсолютно здоровых малышей и определяются конституциональными и семейными особенностями. Большой размер родничка и "задержка" его закрытия часто наблюдаются при рахите. Маленький размер родничка при рождении повышает риск возникновения при различных неблагоприятных ситуациях (перегревание, повышение температуры тела и др.). Проведение нейросонографического исследования головного мозга позволяет правильно поставить диагноз таким пациентам и определиться с тактикой терапии. В подавляющем большинстве случаев к концу первого полугодия жизни ребенка отмечается нормализация роста окружности головы. У части больных детей к 8-12 месяцам сохраняется гидроцефальный синдром без признаков повышения внутричерепного давления. В тяжелых случаях отмечается развитие гидроцефалии.

Синдром вегето-висцеральных дисфункций, как правило, проявляется после первого месяца жизни на фоне повышенной и гипертензионно-гидроцефального синдрома. Отмечаются частые срыгивания, задержка прибавки массы тела, нарушения сердечного и дыхательного ритма, терморегуляции, изменение окраски и температуры кожных покровов, "мраморность" кожи, нарушение функций желудочно-кишечного тракта. Часто этот синдром может сочетаться с энтеритами, энтероколитами (воспаление тонкого, толстого кишечника, проявляющееся расстройством стула, нарушением прибавки массы тела), обусловленными патогенными микроорганизмами, с рахитом, утяжеляя их течение.


(ДЦП) - неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего поражения центральной нервной системы. При ДЦП нарушения развития носят, как правило, сложную структуру, сочетаются нарушения двигательные, нарушения речи, задержка психического развития. Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей; страдает мелкая моторика, мышцы артикуляционного аппарата, мышцы-глазодвигатели. Нарушения речи выявляются у большинства больных: от легких (стертых) форм до совершенно неразборчивой речи. У 20 - 25% детей имеются характерные нарушения зрения: сходящееся и расходящееся , ограничение полей зрения. У большинства детей отмечается задержка психического развития. У части детей имеют место нарушения интеллекта (умственная отсталость).


Причины возникновения:







      * Патологическое течение родов (стремительные роды, и пр.) и травмы при оказании помощи во время родов.


Лечение:

  

      * Публикации
      * Конференции
      * Справочники

Новорожденный
Недоношенный ребенок
Покупки для новорожденного
Уход за новорожденным
Уход за ребенком
Подгузники, уход за кожей
Развитие (до года)
Закаливание, плавание, физкультура, массаж до года
Здоровье
Болезни детей до года
Проблемы со сном
Искусственное вскармливание
Введение прикорма
Питание детей до года
Приучение к горшку
Личный опыт (до года)
Заботливые папы
Первый День рождения
Раннее развитие Ребенок от рождения до года Грудное вскармливание Близнецы и погодки Детская медицина Другие дети Няни, гувернантки
Агентства нянь Магазины Медицина Рейтинг детского питания Рейтинг подгузников
Диагноз: "перинатальная энцефалопатия"
Авторская статья
Версия для печати
Рейтинг: Полезность: 8 из 10 Интересность: 7 из 10 на основании 303 оценок Оценить статью
Сообщений в обсуждении: 12

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) (пери- + лат. natus - "рождение" + греч. encephalon - "головной мозг" + греч. patia - "нарушение") - термин, объединяющий большую группу различных по причине и не уточненных по происхождению поражений головного мозга, возникающих во время беременности и родов. ПЭП может проявляться по-разному, например синдромом гипервозбудимости, когда повышена раздражительность ребенка, снижен аппетит, малыш часто срыгивает во время кормления и отказывается от груди, меньше спит, труднее засыпает и т.д. Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы. У таких детей значительно снижена двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует. Часто проявления перинатальной энцефалопатии выражены незначительно, но детишки, перенесшие данное состояние, все же требуют к себе повышенного внимания, а иногда - и специального лечения.
Причины заболевания

К факторам риска возникновения перинатальной патологии головного мозга относятся:

      * Различные хронические заболевания матери.
      * Острые инфекционные заболевания или обострения хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности.
      * Нарушения питания.
      * Слишком молодой возраст беременной.
      * Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ.
      * Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.).
      * Патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при оказании помощи во время родов.
      * Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.).
      * Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.

Следует отметить, что наиболее часто встречаются гипоксически-ишемические (их причина - недостаточность кислорода, возникающая во время внутриутробной жизни малыша) и смешанные поражения центральной нервной системы, что объясняется тем, что практически любое неблагополучие в период беременности и родов приводит к нарушению снабжения кислородом тканей плода и в первую очередь головного мозга. Во многих случаях причины возникновения ПЭП установить не удается.

Составить объективное представление о состоянии ребенка в момент рождения помогает 10-балльная шкала Апгар. При этом учитывается активность ребенка, цвет кожных покровов, выраженность физиологических рефлексов новорожденного, состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Каждый из показателей оценивается от 0 до 2 баллов. Шкала Апгар позволяет уже в родзале оценить адаптацию ребенка к внеутробным условиям существования в течение первых минут после рождения. Сумма баллов от 1 до 3 указывает на тяжелое состояние, от 4 до 6 - на состояние средней тяжести, от 7 до 10 - на удовлетворительное. Низкие баллы относят к факторам риска для жизни ребенка и развития неврологических нарушений и диктуют необходимость применения экстренной интенсивной терапии.

К сожалению, высокие баллы по шкале Апгар полностью не исключают риск возникновения неврологических нарушений, ряд симптомов возникает уже после 7-го дня жизни, и очень важно как можно раньше выявить возможные проявления ПЭП. Пластичность мозга ребенка необычайно велика, своевременно проводимые лечебные мероприятия помогают в большинстве случаев избежать развития неврологического дефицита, предупредить нарушения в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности.
Течение ПЭП и возможные прогнозы

В течение ПЭП выделяют три периода: острый (1-й месяц жизни), восстановительный (с 1 мес. до 1 года у доношенных, до 2 лет - у недоношенных) и исход заболевания. В каждом периоде ПЭП выделяют различные синдромы. Чаще наблюдается сочетание нескольких синдромов. Такая классификация целесообразна, так как она позволяет выделить синдромы в зависимости от возраста ребенка. Для каждого синдрома разработана соответствующая тактика лечения. Выраженность каждого синдрома и их сочетание позволяют определить тяжесть состояния, правильно назначить терапию, строить прогнозы. Хочется отметить, что даже минимальные проявления перинатальной энцефалопатии требуют соответствующего лечения для предотвращения неблагоприятных исходов.

Перечислим основные синдромы ПЭП.

Острый период:

      * Синдром угнетения ЦНС.
      * Коматозный синдром.
      * Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
      * Судорожный синдром.
      * Гипертензионно-гидроцефальный синдром.

Восстановительный период:

      * Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
      * Эпилептический синдром.
      * Гипертензионно-гидроцефальный синдром.
      * Синдром вегето-висцеральных дисфункций.
      * Синдром двигательных нарушений.
      * Синдром задержки психомоторного развития.

      * Полное выздоровление.
      * Задержка психического, моторного или речевого развития.
      * Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (минимальная мозговая дисфункция).
      * Невротические реакции.
      * Вегетативно-висцеральные дисфункции.
      * Эпилепсия.
      * Гидроцефалия.
      * Детский церебральный паралич.

Все больные с тяжелыми и среднетяжелыми поражениями мозга нуждаются в стационарном лечении. Дети с легкими нарушениями выписываются из роддома под амбулаторное наблюдение невролога.

Остановимся более подробно на клинических проявлениях отдельных синдромов ПЭП, которые наиболее часто встречаются в амбулаторных условиях.

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости проявляется усилением спонтанной двигательной активности, беспокойным поверхностным сном, удлинением периода активного бодрствования, трудностью засыпания, частым немотивированным плачем, оживлением безусловных врожденных рефлексов, переменным мышечным тонусом, тремором (подергиванием) конечностей, подбородка. У недоношенных данный синдром в большинстве случаев отражает понижение порога судорожной готовности, то есть говорит о том, что у малыша легко могут развиться судороги, например, при повышении температуры или действии других раздражителей. При благоприятном течении выраженность симптомов постепенно уменьшается и исчезает в сроки от 4-6 месяцев до 1 года. При неблагоприятном течении заболевания и отсутствии своевременной терапии может развиться эпилептический синдром.

Судорожный (эпилептический) синдром может проявляться в любом возрасте. В младенчестве он характеризуется многообразием форм. Часто наблюдается имитация безусловных двигательных рефлексов в виде приступообразно возникающих сгибаний и наклонов головы с напряжением рук и ног, поворотом головы в сторону и разгибанием одноименных руки и ноги; эпизодов вздрагиваний, приступообразных подергиваний конечностей, имитаций сосательных движений и пр. Порой даже специалисту бывает сложно без дополнительных методов исследований определить природу возникающих судорожных состояний.

Гипертензионно-гидроцефальный синдром характеризуется избыточным количеством жидкости в пространствах головного мозга, содержащих ликвор (спинномозговую жидкость), что приводит к повышению внутричерепного давления. Врачи часто называют это нарушение родителям именно так - говорят, что у малыша повышенное внутричерепное давление. Механизм возникновения этого синдрома может быть различным: чрезмерная выработка ликвора, нарушение всасывания избытков ликвора в кровеносное русло, либо их сочетание. Основными симптомами при гипертензионно-гидроцефальном синдроме, на которые ориентируются врачи и которые могут контролировать и родители, являются темпы прироста окружности головы ребенка и размеры и состояние большого родничка. У большинства доношенных новорожденных в норме окружность головы при рождении составляет 34 - 35 см. В среднем в первое полугодие ежемесячный прирост окружности головы составляет 1,5 см (в первый месяц - до 2,5 см), достигая к 6 месяцам около 44 см. Во втором полугодии темпы прироста уменьшаются; к году окружность головы - 47-48 см. Беспокойный сон, частые обильные срыгивания, монотонный плач в сочетании с выбуханием, усиленной пульсацией большого родничка и запрокидыванием головы сзади - наиболее типичные проявления данного синдрома.

Однако большие размеры головы часто бывают и у абсолютно здоровых малышей и определяются конституциональными и семейными особенностями. Большой размер родничка и "задержка" его закрытия часто наблюдаются при рахите. Маленький размер родничка при рождении повышает риск возникновения внутричерепной гипертензии при различных неблагоприятных ситуациях (перегревание, повышение температуры тела и др.). Проведение нейросонографического исследования головного мозга позволяет правильно поставить диагноз таким пациентам и определиться с тактикой терапии. В подавляющем большинстве случаев к концу первого полугодия жизни ребенка отмечается нормализация роста окружности головы. У части больных детей к 8-12 месяцам сохраняется гидроцефальный синдром без признаков повышения внутричерепного давления. В тяжелых случаях отмечается развитие гидроцефалии.

Коматозный синдром является проявлением тяжелого состояния новорожденного, которое оценивается 1-4 баллами по шкале Апгар. У больных детей проявляются выраженная вялость, снижение двигательной активности вплоть до полного ее отсутствия, угнетены все жизненно важные функции: дыхание, сердечная деятельность. Могут отмечаться приступы судорог. Тяжелое состояние сохраняется 10-15 дней, при этом отсутствуют рефлексы сосания и глотания.

Синдром вегето-висцеральных дисфункций, как правило, проявляется после первого месяца жизни на фоне повышенной нервной возбудимости и гипертензионно-гидроцефального синдрома. Отмечаются частые срыгивания, задержка прибавки массы тела, нарушения сердечного и дыхательного ритма, терморегуляции, изменение окраски и температуры кожных покровов, "мраморность" кожи, нарушение функций желудочно-кишечного тракта. Часто этот синдром может сочетаться с энтеритами, энтероколитами (воспаление тонкого, толстого кишечника, проявляющееся расстройством стула, нарушением прибавки массы тела), обусловленными патогенными микроорганизмами, с рахитом, утяжеляя их течение.

Синдром двигательных нарушений выявляется с первых недель жизни. С рождения может наблюдаться нарушение мышечного тонуса, как в сторону его снижения, так и повышения, может выявляться его асимметрия, отмечается снижение или чрезмерное усиление спонтанной двигательной активности. Часто синдром двигательных нарушений сочетается с задержкой психомоторного и речевого развития, т.к. нарушения мышечного тонуса и наличие патологической двигательной активности (гиперкинезы) препятствуют проведению целенаправленных движений, формированию нормальных двигательных функций, овладению речью.

При задержке психомоторного развития ребенок позднее начинает держать голову, сидеть, ползать, ходить. Преимущественное нарушение психического развития можно заподозрить при слабом монотонным крике, нарушении артикуляции, бедности мимики, позднем появлении улыбки, задержке зрительно-слуховых реакций.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего поражения центральной нервной системы. При ДЦП нарушения развития носят, как правило, сложную структуру, сочетаются нарушения двигательные, нарушения речи, задержка психического развития. Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей; страдает мелкая моторика, мышцы артикуляционного аппарата, мышцы-глазодвигатели. Нарушения речи выявляются у большинства больных: от легких (стертых) форм до совершенно неразборчивой речи. У 20 - 25% детей имеются характерные нарушения зрения: сходящееся и расходящееся косоглазие, нистагм, ограничение полей зрения. У большинства детей отмечается задержка психического развития. У части детей имеют место нарушения интеллекта (умственная отсталость).

Синдромом гиперактивности с дефицитом внимания - нарушение поведения, связанное с тем, что ребенок плохо владеет своим вниманием. Таким детям трудно сосредоточиться на каком-либо деле, особенно если оно не очень интересное: они вертятся и не могут спокойно усидеть на месте, постоянно отвлекаются даже по пустякам. Их активность зачастую слишком бурная и хаотичная.
Диагностика

Диагноз перинатального поражения головного мозга может быть поставлен на основании клинических данных и знаний особенностей течения беременности и родов.

Данные дополнительных методов исследований носят вспомогательный характер и помогают уточнить характер и степень поражения головного мозга, служат для наблюдения за течением заболевания, оценки эффективности проводимой терапии.

Нейросонография (НСГ) - безопасный метод осмотра головного мозга, позволяющий оценить состояние ткани мозга, ликворных пространств. Он выявляет внутричерепные поражения, характер поражений мозга.

Допплерография позволяет оценивать величину кровотока в сосудах головного мозга.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) - метод исследования функциональной активности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов мозга. По данным ЭЭГ можно судить о степени задержки возрастного развития мозга, наличии межполушарных асимметрий, наличии эпилептической активности, ее очагов в различных отделах мозга.

Видеомониторинг - способ, позволяющий оценить спонтанную двигательную активность у ребенка с помощью видеозаписей. Сочетание видео- и ЭЭГ-мониторингов позволяет точно выявить характер приступов (пароксизмов) у детей раннего возраста.

Электронейромиография (ЭНМГ) - незаменимый метод в диагностике врожденных и приобретенных нервно-мышечных заболеваний.

Компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) - современные методы, позволяющие детально оценить структурные изменения головного мозга. Широкое использование этих методов в раннем детском возрасте затруднено из-за необходимости применения .

Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) позволяет определить интенсивность обмена веществ в тканях и интенсивность мозгового кровотока на различных уровнях и в различных структурах центральной нервной системы.

Наиболее широко при ПЭП используются нейросонография и электроэнцефалография.

При патологии ЦНС обязателен осмотр окулиста. Изменения, выявляемые на глазном дне, помогают диагностировать генетические заболевания, оценивать степень выраженности внутричерепной гипертензии, состояние зрительных нервов.
Лечение

Как уже говорилось выше, дети с тяжелыми и среднетяжелыми поражениями центральной нервной системы во время острого периода заболевания нуждаются в стационарном лечении. У большинства детей с легкими проявлениями синдромов повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и двигательных нарушений удается ограничиться подбором индивидуального режима, педагогической коррекцией, массажем, лечебной физкультурой, применением физиотерапевтических методов. Из медикаментозных методов для таких больных чаще используют фитотерапию (настои и отвары седативных и мочегонных трав) и гомеопатические препараты.

При гипертензионно-гидроцефальном синдроме учитывается степень выраженности гипертензии и выраженность гидроцефального синдрома. При повышенном внутричерепном давлении рекомендуется приподнять головной конец кроватки на 20-30°. Для этого можно подложить что-либо под ножки кроватки или под матрас. Медикаментозная терапия назначается только врачом, эффективность оценивается по клиническим проявлениям и данным НСГ. В легких случаях ограничиваются фитопрепаратами (отвары хвоща полевого, листа толокнянки и др.). При более тяжелых случаях используют диакарб, уменьшающий выработку ликвора и увеличивающий его отток. При неэффективности медикаментозного лечения в особо тяжелых случаях приходится прибегать к нейрохирургическим методам терапии.

При выраженных двигательных нарушениях основной акцент уделяется методам массажа, лечебной физкультуры, физиотерапии. Медикаментозная терапия зависит от ведущего синдрома: при мышечной гипотонии, периферических парезах назначают препараты, улучшающие нервно-мышечную передачу (дибазол, иногда галантамин), при повышенном тонусе применяют средства, способствующие его снижению - мидокалм или баклофен. Используются различные варианты введения препаратов внутрь и с помощью электрофореза.

Подбор препаратов детям с эпилептическим синдромом зависит от формы заболевания. Прием противосудорожных препаратов (антиконвульсантов), дозы, время приема определяются врачом. Смена препаратов осуществляется постепенно под контролем ЭЭГ. Резкая самопроизвольная отмена препаратов может спровоцировать учащение приступов. В настоящее время используют широкий арсенал противосудорожных средств. Прием антиконвульсантов не безразличен для организма и назначается только при установленном диагнозе эпилепсии или эпилептическом синдроме под контролем лабораторных показателей. Однако отсутствие своевременного лечения эпилептических пароксизмов приводит к нарушению психического развития. Массаж и физиотерапевтическое лечение детям с эпилептическим синдромом противопоказаны.

При синдроме задержки психомоторного развития наряду с немедикаментозными методами лечения и социально-педагогической коррекцией применяются препараты, активирующие мозговую деятельность, улучшающие мозговой кровоток, способствующие образованию новых связей между нервными клетками. Выбор препаратов большой (ноотропил, луцетам, пантогам, винпоцетин, актовегин, кортексин и пр.). В каждом случае схема медикаментозного лечения подбирается индивидуально в зависимости от выраженности симптоматики и индивидуальной переносимости.

Практически при всех синдромах ПЭП больным назначают препараты витаминов группы "В", которые могут применяться внутрь, внутримышечно и в электрофорезе.

К годовалому возрасту у большинства зрелых детей явления ПЭП исчезают либо выявляются незначительные проявления перинатальной энцефалопатии, не оказывающие существенного воздействия на дальнейшее развитие ребенка. Частыми последствиями перенесенной энцефалопатии являются минимальная мозговая дисфункция (легкие нарушения поведения и обучения), гидроцефальный синдром. Наиболее тяжелыми исходами являются детский церебральный паралич и эпилепсия.



Одно из самых страшных заболеваний – энцефалопатия у детей, которое может иметь как врожденную форму (перинатальная), так и приобретенную при жизни. Сама болезнь представляет собой диффузное расстройство головного мозга, которой у детей проявляется в ускоренной форме развития.

Последствия энцефалопатии у малышей

Как стало известно лишь недавно, перинатальная форма болезни у новорожденных может передаваться по наследству. Впрочем, информация эта неуточненная. Симптомы у самых маленьких детей проявляются не столь выражено, как у взрослых, а поэтому вовремя диагностировать болезнь и предпринять меры по ее устранению удается редко. Самым страшным последствием энцефалопатии у новорожденных является недостаток снабжения головного мозга питательными веществами (например, когда наступает билирубиновая форма энцефалопатии). Вследствие этого нервные клетки обретают признаки дистрофии, отмирают, за счет чего прекращают развиваться важные отделы и функции организма.

Лечение также должно быть направлено на устранение отечности головного мозга. Именно увеличение размеров мозга приводит к увеличению головы у детей, череп которых еще не сформировался в должной степени. Последствия – гидроцефалия, синдром Дауна, ДЦП и это далеко не весь перечень, может возникнуть неуточненная причина аномалии.

Виды энцефалопатии

Детская форма болезни ничем не отличается от взрослой по классификации – энцефалопатия может быть врожденная наследственная или развивавшаяся в чреве матери, так сказать, перинатальная и приобретенная вследствие влияния пагубных факторов на область головного мозга. Симптомы и той и другой формы энцефалопатии у новорожденных или взрослых детей сходятся между собой.

К болезни может привести не только несоблюдение диеты во время беременности, но и родовая травма – подобные случаи резидуальной энцефалопатии занимают около 8-10% от всех зарегистрированных.

Детская нервная система очень неустойчива и нежна, особенно при получении черепно-мозговых травм есть риск развития последствий даже через некоторое время после того, как было оказано лечение. Сравните: если ребенок может получить сотрясение только от прыжка с большой высоты или резкого торможения во время бега, чем может быть вызван разрыв сосуда?

Дисциркуляторная или токсическая

Данная форма болезни головного мозга отличается от резидуальной тем, что может вызывать органические изменения в нейронах ввиду действия сосудистых болезней или попадания токсинов в кровь. На это может повлиять неуточненная причина, либо это случится по вине следующих факторов:

  • Сосудистая недостаточность.
  • Артериальная или венозная аневризмы.
  • Заболевания крови – токсикоплазмоз, лейкоз, билирубиновая недостаточность или завышенный показатель и т.п.
  • Вирусы и инфекционные заболевания – от желтухи (болезни Боткина) до гепатитов, гриппа с осложнениями, пневмонии.
  • Болезни других органов и т.д.

Признаки энцефалопатии начинают проявляться у детей с расстройства сна: ребенок плохо засыпает, капризничает. У него ухудшается восприятие, страдает психика. Все это симптомы так называемого псевдоневрастенического синдрома. К нему подключается головокружение и шаткость при ходьбе, проблемы с артериальным давлением, отказ головного мозга выполнять работу органов слуха или зрения. Поскольку детская нервная система довольно хрупкая, могут возникнуть резкие смены настроения – плаксивость, повышенная активность или последствия эпилептической энцефалопатии у детей.

Если лечение не назначить вовремя, неуточненная в процессе диагностики перинатальная или другая энцефалопатия будет приводить к более пагубным отклонениям в работе головного мозга. Стагнация сознания приобретет постоянный характер, для детей это будто нахождение в прострации. Возможны частые обмороки, асимметрия сухожильных рефлексов, повышенный мышечный тонус у новорожденных и детей постарше. Наконец, симптомы часто будут проявляться в вегетативно-сосудистой дистонии и лабильности. Что до эмоционального состояния, к нему присоединяется ухудшение внимания и памяти у детей.

Перинатальная

Еще одна форма заболевания головного мозга в виде энцефалопатии, которая появляется либо в последние 12 недель беременности, либо в процессе родов. Причина может быть как неуточненная – стрессы, травма, плохое питание, так и конкретное заболевание, перенесенное будущей мамой. Например, анемия или пневмония.

Чтобы не случилось энцефалопатии у новорожденных, рекомендуется следить за своим питанием, гулять на свежем воздухе и полностью избавить себя от стрессов. Также стоит быть осторожнее с употреблением кофе, шоколада, тем более алкоголя и сигарет – даже пассивное курение провоцирует такой недуг, как перннатальная или форма резидуальной энцефалопатии головного мозга у деток новорожденных. К слову, даже если болезни избежать не удалось (родовая травма), лечение в первые недели жизни довольно легкое, и шансы полностью избавиться от последствий к 12 месяцам жизни равны 90-95%.

Билирубиновая

Эта форма энцефалопатии головного мозга происходит по вине гемолитического заболевания, которое вызвано несовместимостью групп крови у матерей и детей. Если билирубин, не прошедший обработку печенью, в крови повышен – выше 0,1-0,2 грамм на 1 литр, то он приводит к токсическому отравлению, то есть к поступлению опасных веществ в область головного мозга.

Билирубиновая болезнь энцефалопатии может быть вызвана причинами желтухи:

  • Сепсис.
  • Родовые травмы или полученные в процессе жизни детей травмы.
  • Токсоплазмоз.
  • Склонность к сахарному диабету матери.
  • Наследственность у детей.
  • Неоконченное лечение внутриутробной желтухи.

Симптомы или что происходит в результате поражения головного мозга, его подкорковых ядер, мозжечка: нарушается метаболизм в тканях, что приводит к неминуемому падению иммунитета и отказу функций организма, как при более поздней резидуальной энцефалопатии у детей.

Клиническая картина разбивает симптомы на три фазы:

  • Появляются признаки пищевого отравления, такие, как слабость, тошнота, пониженный тонус мышц скелета. Однако обычное лечение от отравления не помогает: у малышей сохраняется частое срыгивание, возможен отказ от еды.
  • Появляются симптомы, присутствующие при ядерной желтухе – согнутые суставы, сжатые в кулак руки. Шея болезненно сгибается, билирубиновая энцефалопатия может привести к повышению температуры тела и даже срыву дыхания.
  • Наступает как бы ложный эффект, который на самом деле говорит о том, что лечение результатов не дает. Обычно кратковременное улучшение сменяется возвратом симптоматики в усиленной форме – до церебрального паралича, маскообразного лица, перенапряжения мышц спины, закатывания радужки за веко.
  • Наши читатели пишут

    Тема: Избавилась от головной боли!

    От кого: Ольга М. ([email protected])

    Кому: Администрации сайт/

    Здравствуйте! Меня зовут
    Ольга, хочу высказать свою благодарность Вам и вашему сайту.

    Наконец-таки я смогла побороть головную боль и гипертонию. Веду активный образ жизни, живу и радуюсь каждому моменту!

    А вот и моя история

    Когда мне стукнуло 30 лет, я впервые почувствовала такие неприятные симптомы как головная боль, головокружение, периодические "сжатия" сердца, иногда просто не хватало воздуха. Я все это списала на малоподвижный образ жизни, ненормированный график, плохое питание и курение.

    Все изменилось, когда дочка дала прочитать мне одну статью в интернете. Не представляете на сколько я ей за это благодарна. Эта статья буквально вытащила меня с того света. Последние 2 года начала больше двигаться, весной и летом каждый день езжу на дачу, устроилась на хорошую работу.

    Кто хочет прожить долгую и энергичную жизнь без головной боли, инсультов, инфарктов и скачков давления, уделите 5 минут и прочитайте эту статью.

    Лечение болезни

    Каждый врач посоветует начать комплекс профилактических и лечебных мер уже при появлении первичных симптомов энцефалопатии. Так, помимо лекарств, назначается специальная диета, в которой нужно по максимуму исключить потребление соли поваренной, полинасыщенных жиров, холестерина, шоколада. Вместо этого больше употреблять йод-содержащих продуктов, витаминов и аскорбиновую кислоту.

    Врач-невролог, редактор сайта

    Не будет преувеличением сказать, что невролог - наиболее часто востребованный специалист для детей первого года жизни, и фраза "Вам нужно показать ребенка неврологу" звучит из уст педиатров гораздо чаще, чем хотелось бы.

    Если не хватает кислорода

    Что же заставляет ее произносить? Во-первых, сведения о том, как проходили беременность и роды. Насторожиться заставляют:

    • сильные проявления токсикоза (особенно позднего);
    • подозрения на внутриутробную инфекцию;
    • анемия матери (гемоглобин ниже 100 единиц);
    • слабость родовой деятельности, длительный безводный период, применение в родах медикаментозной стимуляции или акушерских щипцов;
    • обвитие пуповиной; слишком большой вес ребенка или, наоборот, признаки незрелости и недоношенности;
    • роды в ягодичном предлежании и т.п.

    Словом, все, что может привести к гипоксии плода в родах, то есть к нехватке кислорода, почти неминуемо приводящей к временному . Нанести урон ее работе могут также вирусные инфекции у женщины в период закладки нервной системы плода, нарушенная экология жилища или места работы.

    Прямой зависимости между уровнем и длительностью имевшего место кислородного голодания нет: иногда мозг ребенка переносит серьезный дефицит кислорода без большого для себя вреда, но случается, что небольшой дефицит приносит довольно ощутимый вред.

    Кроме выяснения обстоятельств беременности и родов, существуют и определенные клинические признаки, настораживающие педиатра. Ребенок слишком вял или, что чаще, возбужден, много кричит, при крике у него дрожит подбородок, он часто срыгивает, реагирует на ухудшение погоды. Или ко всему этому у него вздувается животик, никак не налаживается стул - он с зеленью, частый или, напротив, имеется склонность к запорам.

    Сопоставив все эти данные, убедившись, что малыша правильно кормят, врач-педиатр направляет такого ребенка к неврологу - специалисту, нацеленному на исследование состояния центральной и периферической нервной системы. Задача - выяснить, в какой степени имевшаяся в родах гипоксия оставила свой неприятный след.

    Диагноз ПЭП. Только без паники!

    Тут часто начинается то, ради чего, собственно, и затевалась эта статья - родителей охватывает страх. Как, у нашего ребенка не все в порядке с головой?! Этот страх восходит к общей нашей ментальности, говорящей, что иметь отклонения в сфере нервной системы прежде всего стыдно.

    Убеждаешь, говоришь о том, что эти отклонения скорее всего временны, что чем раньше мы поможем ребенку, тем быстрее он с ними справится... Большинство родителей, вняв уверениям педиатра, идут к неврологу и возвращаются с записью, которая гласит обычно следующее:

    ПЭП (перинатальная энцефалопатия), восстановительный период, СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) .

    То, что написано в скобочках, расшифровано автором статьи - к сожалению, неврологи ставят диагноз ПЭП, СПНРВ и не часто снисходят до пояснения непонятных аббревиатур. Они пишут для себя и для врача-педиатра, и обе стороны прекрасно понимают друг друга. Но не родители.

    Насколько это страшно? Чаще всего с этим вопросом они бегут к педиатру, служащему в этот момент переводчиком с непонятного медицинского на бытовой язык.

    И все бы ничего, если бы не один прискорбный факт: некоторые родители вообще ничего не делают . Этому способствуют сердобольные окружающие, успокаивая примерно следующими словами: "Да врачи каждому второму такое пишут. Нам вон написали, а мы ничего не делали и растем!"

    И ведь действительно растут и вырастают. Но родители при этом не пытаются связать свое бездействие с выраженными проявлениями экссудативного диатеза у ребенка, явлениями дискинезии желудочно-кишечного тракта, со склонностью к запорам и даже с такими явными вещами, как отставание в развитии речи, расторможенность, непослушание.

    А ведь многих из этих неприятностей можно было бы избежать, отнесись родители к проблеме так, как она того заслуживает - достаточно серьезно, но без избыточного драматизма. Названные диагнозы в карте ребенка - это не сигнал паники, а сигнал к действию! Есть сомнения в рекомендациях участкового детского невролога? Проконсультируйте ребенка у другого специалиста.

    Диагноз ПЭП у грудничка: что скрывается за непонятными словами?

    Итак, диагноз ПЭП расшифровывается как перинатальная энцефалопатия . То есть у ребенка в родах имелись факторы, способные повредить головному мозгу. Что-то случилось, и надо разобраться, какие поломки в организме эта авария произвела.

    Слова восстановительный период совершенно справедливо указывают на то, что нервная система и сама, без постороннего вмешательства, восстанавливается - дело только в темпах и качестве этого восстановления. А они не всегда удовлетворительны.

    Что же касается труднопроизносимой аббревиатуры СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) , то она как раз и обозначает тот печальный факт, что ребенок плаксив, много срыгивает, легко возбуждается, трудно успокаивается. И ему надо помочь от этого избавиться.

    "А само не пройдет?" - спросите вы. Пройдет. У части детей. А остальным придется нести этот груз по жизни. Они будут расторможенными, неусидчивыми, не смогут нормально общаться со сверстниками.

    Диагноз ПЭП в неврологии. Глазами специалиста

    На что обращают внимание неврологи при осмотре? Во-первых, на и мышечный тонус. Равномерны ли рефлексы справа и слева? Нет ли спазмов мышц? И наоборот - не слишком ли слабо они сокращаются?

    Затем проверяют, нет ли у ребенка признаков повышенного внутричерепного давления. Для этого через открытый родничок делают - смотрят, не расширены ли желудочки мозга. И в заключение исследуют поведение ребенка, соответствие его так называемого психомоторного и физического развития возрасту.

    ПЭП диагноз у ребенка поставлен. Что дальше?

    Если дело ограничивается нарушением мышечного тонуса и возбуждением нервной системы, обычно невролог назначает массаж, легкие успокаивающие средства и препараты, улучшающие мозговое кровообращение.

    Если невролог обнаружил у малыша явления повышения внутричерепного давления , которое обычно зависит от избыточной продукции спинномозговой жидкости, он назначает ему курс так называемой дегидратационной терапии (дегидратация - обезвоживание). С этой целью даются различные мочегонные средства. Для компенсации потери калия при усиленном мочеотделении назначают препараты, содержащие калий.

    Не надо надеяться, что с ростом черепа эти явления пройдут сами собой - этого может и не случиться. Кстати, контроль за показателями внутричерепного давления нужно проводить и позже, в течение нескольких лет, что избавит вашего ребенка от головных болей и приступов так называемой вегето-сосудистой дистонии в дошкольном и школьном возрасте.

    Лечение ПЭП у детей движением

    Но самое важное значение при формах ПЭП любой сложности имеют щадящие и безмедикаментозные способы восстановительного лечения: рефлексомассаж, специальные приемы лечебного массажа, элементы лечебной гимнастики, водолечение с проведением массажа и лечебной гимнастики в воде различной температуры и состава и др.

    Они требуют настойчивости и больших усилий от родителей ребенка - лекарство дать, пожалуй, проще, чем ежедневно выполнять комплексы упражнений, - но очень результативны. Это объясняется тем, что травмированный головной мозг, получая правильную "информацию" при массаже, плавании и гимнастике, восстанавливается скорее.

    Рефлексомассаж (воздействие на активные точки) поначалу делается руками опытного массажиста, который потом передает родителям эстафету грамотного обращения с малышом. Не забывайте: младенцы быстро устают, все процедуры нужно проводить коротко, но часто, на высоте положительных эмоций.

    Раннее плавание ребенка с обязательным нырянием также является огромным подспорьем в решении неврологических проблем младенца. То, что больно и неприятно делать на суше, "на ура" проходит в воде. Во время ныряния в толщу воды организм испытывает бароэффект - нежное, мягкое и, главное, равномерное давление на все органы и ткани. Расправляются сжатые в кулачки кисти рук, спазмированные мышцы и связки тела. Толща воды восстанавливает по всем направлениям внутричерепное давление, осуществляет баромасааж грудной клетки, выравнивая внутригрудное давление.

    После выныривания ребенок получает полноценный, грамотный вдох, что особенно важно для малышей, родившихся с помощью кесарева сечения, имевших гипоксию и т.д. Вода помогает и при проблемах с кишечными коликами - улучшается стул, уходят спастические болезненные явления.

    А что с животом?

    Часто у детей с перинатальной энцефалопатией имеются серьезные расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта: запоры и поносы, вздутия живота, кишечные колики. Обычно все это начинается с дисбактериоза и, к сожалению, часто заканчивается различными кожными проявлениями - экссудативным диатезом или даже экземой.

    Какая здесь связь? Самая простая. При гипоксии мозга в родах почти всегда страдает центр созревания иммунитета, расположенный в продолговатом мозгу. Вследствие этого кишечник заселяется той флорой, которая живет в родильных домах, особенно при позднем прикладывании к груди и раннем переходе на искусственное вскармливание. В результате у малыша очень рано возникает дисбактериоз: ведь вместо необходимых бифидобактерий его кишечник заполоняют стафилококки, кишечные палочки и т.д.

    Все это усугубляется тем, что кишечник младенца из-за "поломки" нервной системы функционирует плохо, неправильно сокращается, а соединение дискинезии кишечника с "плохой" микробной флорой приводит к нарушению переваривания пищи. Плохо переваренная пища вызывает расстройства стула, беспокойство ребенка и в конце концов аллергизацию кожи.

    Бывает и наоборот: длительное действие повреждающего фактора, не связанного с ЦНС, может вызвать вторичную энцефалопатию. Например, если не обращать внимания на состояние флоры желудочно-кишечного тракта, особенно на наличие в кишечнике таких "диверсантов", как стафилококки, могут появиться и четкие знаки поражения ЦНС - задержка психомоторного развития ребенка, слабость сфинктеров, симптомы повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и т.д.

    Как быть? Для достижения лучшего эффекта лечить не только кишечник, но и нервную систему. Только совместные усилия педиатра и невролога при самой активной помощи родителей могут дать нужный эффект.

    А напоследок хочется напомнить, что малышу с неустойчивой нервной системой материнское тепло, нежные прикосновения, ласковый разговор, покой в доме - словом, все, что вызывает у него чувство защищенности, - нужны в еще большей степени, чем здоровому ребенку.

    Первые результаты

    Как же при лечении энцефалопатии понять, что усилия врачей и родителей увенчались успехом? Ребенок стал спокойнее, перестал подолгу плакать, у него наладился сон. Он вовремя стал держать головку, сел, затем встал, сделал первый шаг. У него наладилось пищеварение, он хорошо прибавляет в весе, у него здоровая кожа. Это видно не только врачам, но и вам самим. Значит, вы помогли своему малышу преодолеть повреждения нервной системы.

    И в заключение один пример того, что может сделать материнская любовь.

    В середине 60-х годов в одном из роддомов на далеком Сахалине у молодой акушерки родилась дочь. Как это, к сожалению, часто бывает у медиков, роды были крайне тяжелыми, ребенок родился в глубокой асфиксии, долго не дышал, потом несколько недель находился практически в параличе.

    Девочку кормили из пипетки, выхаживали, как могли. Честно говоря, врачи думали, что ребенок этот - не жилец. И только мать думала иначе. Она не отходила от малыша, прекрасно овладела массажем и упорно массировала с трудом оживающее тельце.

    Через 18 лет автор этой статьи встретил в Ленинграде дочь и мать. Они приехали поступать в Ленинградский университет. Оказалось, что девочка с золотой медалью окончила школу на Сахалине. От нее трудно было отвести глаза - такая она была стройная и красивая. Потом она университет закончила, защитила кандидатскую диссертацию по биологии, стала ученым, вышла замуж, родила двоих прекрасных детей. Ничего этого могло и не быть, будь любовь матери менее самоотверженной и разумной.

    Правила для всех
    • Изучите и покажите опытному педиатру выписку из роддома. Если в ней проставлены низкие баллы по шкале Апгар (6 и ниже), другие пометки (например, закричал после рождения не сразу, имелась кефалогематома, гипоксия, асфиксия, судорожный синдром и т.п.), не откладывайте консультацию у детского невролога.
    • Если объективных показаний к консультации невролога нет, но вам кажется, что малыш излишне возбужден, плаксив, капризен выше всех разумных пределов - доверьтесь своей родительской интуиции и покажите ребенка врачу. Малыш вряд ли здоров, если в первые недели жизни он патологически пассивен, лежит как тряпочка, или наоборот, плачет по 24 часа в сутки, если безразличен к еде или имеет рвоту "фонтаном" после каждого кормления.
    • Грудное вскармливание необходимо вашему малышу! Даже самые качественные и дорогостоящие адаптированные молочные смеси являются дополнительным метаболическим стрессом для организма младенца. Научно доказано, что дети, находящиеся на естественном вскармливании, быстрее "изживают" младенческие проблемы (неврологические, кишечные и т.п.), имеют более высокий темп эмоционального и физического развития.
    • Если вы планируете следующего ребенка, выясните все причины перинатальной энцефалопатии у первенца. И по возможности попытайтесь исправить ситуацию, если она связана с невнимательным отношением к своему здоровью во время беременности и в родах. Посещайте курсы по подготовке семейных пар к родам. Внимательно отнеситесь к выбору врачей и медицинского учреждения, где вы планируете рожать малыша.

    Кукулевич Михаил врач-педиатр Николаева Татьяна педиатр-невролог высшей категории
    Статья из журнала "Наш Малыш", ноябрь 2001


    Предыдущие | Следующие

    Марина | 30.10.2013

    Спасибо действительно очень полезная статья жаль что я не наткнулась на нее 10лет назад

    ленок | 23.10.2013

    у меня у дочки тоже было кислородное голодание обвита была пуповиной я не поверила врачам а в 2. 5 годика у неё были судороги теперь она отстаёт от развитие так что послушайте врачей они плохого не скажут!

    Права | 07.10.2013

    если врачи до сих пор ставят этот диагноз значит это кому-то нужно или очень выгодно назначать пилюли пустышки, которые не приносят пользы, а безвредных препаратов не бывает, подумайте сто раз прежде чем травить неизвестно чем своего ребенка, он так слаб и не может себя защитить, не надо залечивать, убедитесь, что лечение ему необходимо, что есть серьезный диагноз в наше время слепо доверять врачам опасно, они удавятся за каждую копейку, которую им накинут фармацевты в виде бонуса за то что они пропишут нужную пилюлю!!! Под термином «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП) в российской детской неврологии подразумевается собирательный диагноз, характеризующий различные нарушения структуры и функции головного мозга, возникающее в перинатальном периоде жизни ребенка. Перинатальный период начинается на 28 неделе внутриутробной жизни ребенка, и заканчивается к 7 суткам после рождения (у доношенных детей) или к 28 суткам (у недоношеных). Исходя из формулировки можно видеть, что этот термин не подразумевает какой-либо конкретной патологии, т.е. диагнозом как таковым считаться не может. Подразумевается, что у ребенка «что-то с мозгом» вследствие какого-то повреждения. На современном уровне диагностики такой подход не может считаться приемлемым, поэтому в мире используются более точные характеристики поражений мозга в перинатальном периоде. Термин «ПЭП» был введен в российскую неврологическую практику 30 лет назад. Нельзя не согласиться, что медицинская наука не стоит на месте, и за десятки лет произошли существенные изменения как в диагностических возможностях, так и во взглядах на причины и механизмы развития заболеваний. В настоящее время в России принята классификация мирового уровня, детально описывающая поражения мозга (гипоксические, травматические, токсико-метаболические, инфекционые) и при правильном применении передающая в формулировке диагноза информацию о состоянии ребенка и его причинах (NB! Формальная замена термина ПЭП на "гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы" при отсутствии конкретных данных ничего не меняет и все нижеследующее действительно и для таких "современных" формулировок). ДИАГНОСТИКА И ГИПЕРДИАГНОСТИКА В современной международной классификации болезней нет диагноза ПЭП, однако на постсоветском пространстве врачи упорно продолжают «цепляться» за этот устаревший и невразумительный термин. Причины и последствия этой практики суммированы известными российскими учеными: Многие доктора патологией считают те признаки, которые являются нормой для данного возрастного периода(например, вздрагивания, повышение мышечного тонуса у новорожденных, «скрещивание» ножек при опоре у детей до 3 месяцев, симптом Грефе и т. д.). нарушение принципов неврологического осмотра: (наиболее частые из них: диагностика повышенной возбудимости или мышечного гипертонуса у дрожащего и скованного ребенка в холодном помещении, а также при возбужденном состоянии или чрезмерных манипуляциях врача; диагностика угнетения центральной нервной системы у вялого ребенка при перегревании или в дремотном состоянии). Психологические причины. Они заключается в том, что в связи со сложившейся в отечественном здравоохранении ситуацией "гипердиагностика" не имеет никаких административных, юридических, этических последствий для врача. Постановка диагноза ведет к назначению лечения и в случае правильности или неправильности диагноза исход (чаще выздоровление или минимальные расстройства вследствие.наиболее характерного для гипоксических поражений мозга регредиентного течения) благоприятен. Таким образом, можно утверждать, что благоприятный исход есть следствие "правильного" диагноза и "правильного" лечения (см. ниже). Финансовые причины. Избыточная диагностика приводит к избыточной загрузке врачей, диагностических кабинетов и вспомогательных служб, что в случае бюджетного медицинского учреждения поддерживает завышенное штатное расписание и препятствует сокращению штатов или переквалификации персонала, а в условиях коммерческого медицинского учреждения прямо повышает доход медицинских работников. "Гипердиагностика" не является безобидным явлением, как иногда считают некоторые врачи. Ее негативные последствия заключаются в следующем. Длительная работа в рамках доктрины "гипердиагностики" приводит к "размыванию" границ в представлениях врачей между нормальными и патологическими состояниями. Диагностировать "заболевание" оказывается "беспроигрышным" вариантом. Диагностический процесс перестает быть творческим процессом познания, взаимодействием врача и маленькою пациента, превращаясь в манипуляцию образами, в ритуал. Диагностирование "ПЭП" превратилось в безотчетный, имманентный ритуал детского невролога, что закономерно ведет к малообъяснимой, с позиций здравой логики, статистике диагностирования "ПЭП".

    Ленуська | 17.09.2013

    Доброго времени суток всем! Огромное спасибо за статью! НО, может, кто-то может мне сказать: хотим взять ребёнка из дома малютки, - ребёнку почти 2 года, стоит диагноз: ПЭП, - мы что-то сможем с этим сделать или уже поздно?! Очень хочется, чтоб у маленького человечка всё в жизни сложилось хорошо!!!

    Лю | 23.05.2013

    Нельзя диагностировать внутричерепное по УЗИ, ЭХО-ЭГ, ВЧД настолько серьезный диагноз, что необходимо лечение только в стационарных условиях! Опасно для жизни! И диагноз можно ставить, если есть объективные причины и пункция спинномозговой жидкости, результаты МРТ или КТ... Множество различных исследований надо провести, чтобы поставить такой страшный диагноз! Бред! И еще - по данным ВОЗ (если не ошибаюсь) нет такого диагноза "дисбактериоз"! Никто не знает в каких количествах у человека должно быть соотношение каких-либо микроорганизмов! Может для меня кишечная палочка - норма и золотистый стафилококк мне жить помогает? Развивается новый человечек как ему надо и все! Подумайте о первобытном обществе и о животном мире, где-то есть грубое вмешательство в организм?

    Эля | 12.04.2012

    Спасибо большое за статью...Родилась с диагнозом ПЭП и живу уже с ним 16 лет..врачи говорили что буду инвалидкой на всю жизнь или умственно отсталой..но все хорошо слава богу.. у меня возник вопрос- "может ли этот диагноз остаться?и как можно лечиться на позднем сроке?"

    Елена | 15.03.2012

    Спасибо большое за информацию и за доступность изложения (что особенно важно для людей без медицинского образования). Ваша информация для меня была очень интересной и, самое главное, полезной!

    Роза | 13.01.2012

    Моему малышу 7 месяцев. И в последний поход на стандартный обмер/обвес педиатр оговорилась, что надо бы сходить к неврологу, может надо снимать ПЭП или, наоборот, чего нибудь напишет невролог... вот тут впервые я и услышала про пэп... через Яндекс наткнулась на эту статью... я не медик и чего они там в карте пишут не понимаю... но неужели больше полугода мне никто ничего не мог объяснить? я то уверена, что у нас все в порядке... малыш развивается по возрасту... даже чуть с опережением... никаких проблем с животом, криками и т. п. нет... во время беременности было - подозрения на внутриутробную инфекцию; - обвитие пуповиной, низкий вес и признаки незрелости... может просто из-за этого написали?

    * - поля, обязательные для заполнения.


    Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - собирательный диагноз, общее описание нарушений в работе центральной нервной системы ребенка первого года жизни. Как правило, такой диагноз ставится, если симптомы нарушений выражены слабо или врач не может их точно определить. Диагноз ПЭП получают 40-50% новорожденных, но на практике только у 4% процентов детей выявляются заболевания ЦНС. В Международной классификации болезней ПЭП отсутствует.

    Как распознается ПЭП?

    При постановке диагноза специалисты ориентируются на отклонения в рефлексах и реакциях новорожденного: изменения мышечного тонуса, срыгивания, беспокойный сон, тремор, частый плач. В большинстве случаев эти симптомы не свидетельствуют о нарушениях, и специальное лечение не требуется. Риск ПЭП повышают оценка по шкале Апгар ниже 4 баллов, судороги, кратковременная остановка дыхания; эти состояния требуют постоянного медицинского контроля. Гипердиагностика ПЭП часто объясняется индивидуальными особенностями ребенка, неудачными обстоятельствами осмотра (ребенка резко разбудили, он замерз или беспокоится), гиперответственностью врача.

    Какие обследования необходимо провести для уточнения диагноза ПЭП?

    Обычно диагноз ПЭП ставится на основании клинических проявлений, дополнительные исследования назначаются для определения степени и характера поражения головного мозга ребенка: нейросонография (НСГ), электроэнцефалограмма (ЭЭГ), электронейромиография (ЭНМГ), компьютерная томография (КТ), магнитно-резонансная томография (МРТ). Кроме того, при подозрении на ПЭП рекомендована консультация окулиста.

    Как лечат ПЭП?

    Медикаментозное лечение (сосудистые препараты, нейропептиды, препараты, улучшающие питание мозга), назначается, если подтверждены перинатальные поражения ЦНС. Следует учитывать, что прежде, чем принимать лекарственные препараты, лучше уточнить формально поставленный диагноз: многие лекарства являются сильнодействующими и обладают сильными побочными эффектами. Врачи также могут рекомендовать гомеопатические средства и растительные препараты (валериана, пустырник, брусничный лист, медвежьи ушки), массаж и физиопроцедуры.

    Является ли диагноз ПЭП показанием для немедленного лечения ребенка?

    Многие симптомы, характерные для диагноза ПЭП (заторможенность, мышечная гипо- и гипертония,срыгивания, опора «на цыпочки») являются допустимыми возрастными нарушениями, которые без лечения проходят в течение нескольких месяцев.

    Современные методы диагностики позволяют уже со второго месяца жизни ребенка выявить и точно определить нарушение, спрогнозировать течение болезни и выбрать способ терапии. В тяжелых случаях последствиями ПЭП могут быть ДЦП, эпилепсия, гидроцефальный синдром, вегето-сосудистая дистония.

    Каковы причины нарушений в ЦНС?

    Заболевания центральной нервной системы (ЦНС) встречаются у 4% новорожденных. Отклонения могут возникать из-за осложнений в последние месяцы беременности или в результате родовых травм. Нарушения в ЦНС бывают вызваны внутриутробной гипоксией и нарушениями мозгового кровообращения еще в утробе; родовыми травмами, врожденными аномалиями, нарушением обмена веществ. Причинами также может быть патология беременности.



    Типичные проявления