Сунь ятсен. Сун ят сен

Солнце встает здесь рано. Оно шлет свои яркие лучи и возвещает всей Поднебесной, что настал день. И ночь уходит все дальше и дальше на север и запад, в далекие степи и полупустыни. Солнечные блики взбираются все выше по ступеням зеленеющих холмов и гор. Тут нет ни клочка пустующей земли. Все тщательно обработано: и равнины, и долины рек, и горные склоны. Но земли все равно мало. Если поровну разделить ее между всеми обитателями этих южных мест, то каждому достанется всего-навсего по полторы тысячи квадратных метров - не поле, а огород. В среднем на одно крестьянское хозяйство, а значит и на целую семью, здесь не приходится даже по одному гектару. Но и эти жалкие лоскутки земли принадлежат, как правило, помещикам, а не крестьянам. А помещику надо платить за землю рисом, плодами, трудом. Как же жить крестьянину?

Земля никогда не отдыхает. Не знает отдыха и земледелец. Из года в год, из поколения в поколение, из столетия в столетие земля должна родить, а крестьянин - непрерывно трудиться, не разгибая спины, чтобы его семья хоть как-нибудь могла существовать. Крестьянин лелеет клочок земли, политый его потом, удобряет, обильно орошает. Единственный помощник земледельца - щедрая южная природа. Здесь почти неизвестна зима. Летом, с июня по сентябрь, жарко и влажно - много дождей. Сеют главным образом рис.

Деревни и деревушки лепятся плотно друг возле друга. Нет ни выгона, ни лужка, ни выпаса: все под посевами. Крестьянские дома - настоящие лачуги из серого кирпича, глины, тростника, тесные, низкие, темные; почти нет двора, для несложного домового хозяйства есть закуток - довольно! Густо стоят крестьянские лачуги на клочках земли между рукавами и протоками дельты Жемчужной реки, куда сливают свои воды более двадцати рек, стекающих с гор на севере, западе, востоке Гуандуна. И среди таких же ручьев, недалеко от берега моря, и совсем близко от косы, на которой расположилась португальская колония Макао, находится небольшая деревушка Цуйхэн, каких тысячи в этих местах. Запомним это название.

Юг Китая начал заселяться более двух тысяч лет назад. Здесь было сколько угодно свободной земли. А позднее, в четвертом веке нашей эры, туда бежали с Севера, спасаясь от нашествий полудиких кочевников, жители многих городов и сел. Бежали сюда тысячи семейств бедняков, укрываясь от помещиков. Бродили по горным дорогам беглые рабы. Так Юг стал очагом крестьянской вольницы. И долгие столетия был он краем непокорным, мятежным, родиной смелых народных предводителей, вождей великих восстаний.

И еще об одном следует помнить: Юг Китая - ворота во внешний мир. Через эти ворота вторглись первые пришельцы из западных стран. И Юг первым вступил с ними в бой. «Кантонская оборона» в тридцатых и сороковых годах девятнадцатого века прославила жителей Кантона (Гуанчжоу) и всей округи.

Не в первый раз взялись тогда кантонцы за оружие. На всем Юге не утихали народные восстания. Гуандун восставал против маньчжурских завоевателей еще в 1648 году. Восемь месяцев кантонцы выдерживали осаду маньчжуров, и только с помощью предателей удалось насильникам прорваться в город. Более ста тысяч патриотов пало тогда в боях. Были разгромлены и другие гуандунские города. Но борьба не прекратилась, мужество народа не угасло.

О кантонцах в одной тогдашней хронике говорится: «Никого не боятся». Кантонцы были бесстрашными патриотами. Вся округа знала об их смелой борьбе с врагами китайского народа - внутренними и внешними. Знали об этом и в деревне Цуйхэн, от которой до Кантона менее двухсот километров.

Мятежным духом был пропитан здесь, казалось, самый воздух. На гуандунской земле родился в 1814 году Хун Сю-цюань - «Хун, талантливый во всем», - ставший впоследствии вождем революционной войны тайпинов. Четырнадцать лет гремела она на китайской земле и оставила по себе глубокий след в памяти народа. Тайпины создали первое в истории Китая крестьянское государство, существовавшее до 1864 года. Отголоски этой борьбы еще долго проносились над страной, особенно над Югом. Гуандун был одной из тайпинских баз.

Когда в июле 1864 года столица Тайпинского государства - Нанкин - пала и отдельные отряды тайпинов стали отступать на юг, они добрались также и до Гуандуна, где осело много тайпинских воинов. Нашли они пристанище в деревнях дельты Жемчужной реки. Приютили их и в Цуйхэне.

Через два года после гибели Тайпинского государства, 12 ноября 1866 года, у жителя этой деревни, бедного крестьянина Сунь Дао-чуаня родился сын - пятый по счету ребенок. Мальчику всегда были рады в китайской крестьянской семье; мальчик - будущий работник! У Сунь Дао-чуаня был сын - первенец Сунь Мэй. А-мэй - звали его дома. Жизнь в деревне была малопривлекательной, и впоследствии он уехал искать счастья на Гавайские острова. Родители вдвойне радовались новому сыну. Они были люди немолодые и рождение мальчика считали хорошим, даже счастливым, предзнаменованием.

Старый Сунь, по всей вероятности, не мог бы вспомнить, когда именно его предки поселились тут, в краю рек и каналов. Они, вероятно, были «хакка» - пришлыми, как и многие обитатели этих мест. Обосновались они здесь, должно быть, давно, говорили на местном, кантонском, наречии и ничем от коренных кантонцев не отличались. Домик из серого кирпича, обмазанный глиной, в котором жила семья Сунь Дао-чуаня, был построен или куплен одним из Суней. Собственно, это была убогая, тесная хижина, в которой жила семья Суней и хранился ее неприхотливый крестьянский скарб.

Как и во всех жилищах бедных людей, его украшением был «алтарь предков», перед которым в установленное время совершалась молитва и где возжигались ритуальные свечи. С особенным старанием его украсили по случаю рождения сына. Это ведь такое событие, которое должно быть достойно отмечено. Всей родне были по этому случаю посланы яйца, сваренные вкрутую и окрашенные в красный цвет, что означало, что родился мальчик.

Когда малыш подрос, ему дали имя-прозвище Вэнь. Он любил забираться на крышу или бегать по деревне. Мать только на мгновение отвернется, а Вэня уже и след простыл. Кричи, зови - не дозовешься.

И в эти первые годы жизни очень привязался мальчик к своему дяде, учителю деревенской школы.

Дядя - человек особенный. Он совсем недавно обосновался в Цуйхэне; всего несколько лет назад появился он в этих краях и избегал говорить, где пропадал более десяти лет. Дядя воевал. Он был солдатом Тайпинской армии. Так революция, волны которой бушевали вокруг столько лет, снова пришла в лице одного из ее бойцов в эту деревушку и тихо забралась в домик старого Суня. В рядах армии тайпинов дядя маленького Вэня прошел половину Китая, побывал и в тайпинской столице, знал дни великой славы, ему посчастливилось видеть вождей тайпинов и среди них Хун Сю-цюаня, своего земляка-гуандунца. И хотя все они погибли, а Тайпинская армия рассеялась, зажженное ею пламя теплилось в сердцах сотен тысяч уцелевших революционных солдат, которые хранили его, чтобы завещать молодому поколению, будущим революционерам. Тайпинский солдат из семьи Сунь передаст завет борьбы самому младшему Суню.

Они часто отправлялись бродить по окрестностям, по берегам ручьев и протоков.

Сунь Ят-сен (в китайском литературном произношении - Сунь И-сянь; др. имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) , китайский революционер-демократ. Родился в крестьянской семье. В 1892 окончил медицинский институт в Сянгане (Гонконге). С юношеских лет проникся настроениями, направленными против правившей в Китае маньчжурской династии Цин. В 1894 создал антиманьчжурскую революционную организацию Синчжунхой, предпринявшую 25 октября 1895 антицинское воору- жённое выступление, окончившееся неудачей. Вынужденный эмигрировать сначала в Японию, затем в США и страны Западной Европы, Сунь Ят-сен активно разрабатывал планы подготовки новых антиманьчжурских восстаний в Китае. В 1905 в Токио под его руководством была создана всекитайская революционная организация Тунмэнхой. Её программой стали выработанные Сунь Ят-сеном "Три народных принципа": национализм [свержение маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской (ханьской) нации], народовластие (учреждение республики)и народное благосостояние (уравнение прав на землю в духе утопических социалистических идей американского буржуазного экономиста Г.Джорджа). В 1905-11 под руководством Тунмэнхоя в различных провинциях Китая вспыхивали локальные антиманьчжурские вооружённые выступления. Победоносное Учанское восстание 10 октября 1911 провозгласило Китайскую республику и положило начало Синьхайской революции. По возвращении в Китай из эмиграции в конце декабря 1911 Сунь Ят-сен был избран первым временным президентом Китайской республики и с 1 января 1912 приступил в Нанкине к исполнению обязанностей. Под его руководством была выработана демократическая в тех условиях, временная конституция Китайской республики. Сунь Ят-сен считал возможным избежать развития капитализма в Китае, в этом В.Ленин усматривал сходство его взглядов с воззрениями русских народников. После отречения (12 февраля 1912) маньчжурской династии от престола Сунь Ят-сен вынужден был под давлением внутренней реакции сложить президентские полномочия (1 апреля 1912); однако он продолжал бороться за утверждение демократического республиканского строя в Китае, используя для этой цели партию Гоминьдан, созданную вместо Тунмэнхоя. В период военной диктатуры лидера северных милитаристов Юань Ши-кая Сунь Ят-сен создал в эмиграции (Япония, 1914) новую революционную организацию Чжунхуа гэминдан (Китайская революционная партия). В 1918 он направил В. И. Ленину и советскому правительству телеграмму, в которой писал о своём глубоком восхищении тяжёлой борьбой революционных масс России н выражал надежду на то, что в будущем революционная партии Китая и России объединятся для совместной борьбы. По просьбе Сунь Ят-сена Советское правительство направило в Гуанчжоу, где находилось с 1923 руководимое им революционное правительство Южного Китая, группу военных специалистов - видных полководцев Гражданской войны в России во главе с П.А.Павловым, затем В.К.Блюхером . На пост политического советника Сунь Ят-сен осенью 1923 пригласил опытного русского профессионального революционера большевика М.М.Бородина , при помощи которого была реорганизована партия гоминьдан. Сунь Ят-сен установил тесную переписку с советскими дипломатами, чутко прислушиваясь к советам друзей из СССР. Он обогатил новым содержанием "Три народных принципа"; Под принципом национализма подразумевалось отныне сплочение всех сил страны на борьбу с империалистическим господством в Китае, уничтожение китайских милитаристских клик, объединение страны, достижение национальной независимости; под народовластием - демократизация государственной и общественной системы, введение конституционного республиканского правления; принцип народного благосостояния в новой трактовке Сунь Ят-сена означал реализацию крестьянских требований: "каждому пахарю - своё поле", улучшение жизни рабочих и ограничение монополистического капитала. В 1924 Сунь Ят-сен провозгласил три основные политические установки - нерушимый союз с Советским Союзом, союз с компартией Китая, опора на рабоче-крестьянские массы. Эти установки становились органической составной частью "трех народных принципов". Последним документом, подписанным Сунь Ят-сеном было обращение к ЦИК СССР, в котором выражалась надежда на то, что настанет день, когда свободный и независимый Китай пойдёт рука об руку с Советским Союзом к светлому будущему человечества.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. Философ (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991 ).

Юркевич А.Г. Первый президент Китайской Республики (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С ).

Тихвинский С.Л. Не был чужд утопизму (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 13. СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ - СЯ ЧЕН. 1971 ).

Китайский революционер-демократ (Советская военная энциклопедия ).

Дипломат (Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948 ).

Далее читайте:

Сун Цин-лин (р. 1890. г. Шанхай), вдова Сунь Ят-сена.

Иосиф Сталин . ЦК РКП(б) - ЦИК Гоминдана (в связи с кончиной Сунь Ятсена).

Письмо Сталина Чугунову (критика Сунь Ятсена), 9 апреля 1927 г.

Исторические лица Китая (биографический справочник).

Советские военные советники в Китае . Краткие биографические данные советских военных советников в Китае (1924-1928 гг.)

Русские в Китае . Краткие биографические данные чинов Шанхайского русского полка.

Китай в XX веке (хронологическая таблица).

Сочинения:

Избранные произведения. (Пер. с кит.). М., 1964.

Сунь Чжуншань цюаньцзи (Поли. собр. соч. Сунь Ятсена), т. I–5. Пекин, 1981–85;

Избр. произв. М., 1985.

Литература:

Тихвинский С.Л. Завещание китайского революционера. Сунь Ятсен: жизнь, борьба и эволюция политических взглядов. М., 1986;

Сунь Ят-сен. 1866-1966. К столетию со дня рождения. М., 1966. Библиогр.- с. 411-412;

Сунь Ятсен. 1866–1986. К 120-летию со дня рождения. М., 1987.

Л е н и н В. И. Демократия и народничество в Китае.- Поли. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 21;

Ленин В. И. Обновленный Китай.- Там же. Т. 22;

Л е н и н В. И. Борьба партий в Китае.- Там же. Т. 23,

Н и к и ф о p о в В. Н. Сунь Ят-сен, октябрь 1896. М., 1978,

Матвеева Г. С. Отец республики. М., 1975;

Е ф и м о в Г. В. Буржуазная революция в Китае и Сунь Ят-сен (1911-1913 гг.). М., 1974. Биб-лиогр.: с. 396-408;

Ернашев И. Сунь Ят-сен. М., 1964,

Сунь Ят-сен. Библиогр. указ. М., 1966.

СУНЬ ЯТСЕН (1866–1925), основатель Гоминьдана. Родился 12 ноября 1866 недалеко от Кантона. По ряду источников известен под именами Сунь Вэнь и Сунь Чжуншань (Центральная Гора) – последнее является китайским аналогом его японского псевдонима Накаяма.

Учился в Гонолулу, в 1892 окончил медицинскую школу в Гонконге. Занимался медицинской практикой в Макао, где познакомился с деятельностью тайных политических обществ. В 1894 совершил поездку в Северный Китай, пытался изложить свою программу модернизации маньчжурскому наместнику Ли Хунчану. В 1895 Сунь Ятсен предпринял попытку организации восстания в Кантоне. После его подавления эмигрировал в Японию, позднее перебрался в Лондон. Твердо веря, что главным предназначением его жизни является революция в Китае, вернулся на Восток. Некоторые из его восстаний были подготовлены с зарубежной помощью: базой одного один из них стал контролируемый японцами Тайвань, другого – Французский Индокитай. В 1905 в Токио, где обучались тысячи китайских студентов, Сунь Ятсен организовал Объединенную лигу (Тунмэнхой).

В 1911, когда Сунь Ятсен находился в США, группа революционеров в Ханькоу, опасаясь провала своей организации, дала сигнал к началу восстания. К удивлению революционеров, воинские части перешли на их сторону, а чиновники монархической администрации не решились выполнить приказ о подавлении мятежа. Маньчжурская династия была низложена. Сунь Ятсен был избран президентом Китайской Республики, однако отказался от своего поста в пользу командующего императорской армии Юань Шикая. В 1913 провозгласил начало второй революции, но потерпел неудачу и бежал в Японию.

После смерти Юань Шикая в 1916 Сунь Ятсен пытался вести переговоры о создании коалиции с Чэнь Цзюнмином, захватившим власть в Гуандуне. В 1922 перебрался в Шанхай, где встретился с советским дипломатом А.А.Иоффе. В 1923 получил поддержку России в создании Объединенного фронта. В соответствии с указаниями представителя Коминтерна М.М.Бородина Гоминьдан – политическое детище Сунь Ятсена – был реорганизован по принятому в компартиях принципу «демократического централизма», предусматривавшему сосредоточение всей власти в руках небольшой группы лидеров. Были экипированы и подготовлены вооруженные отряды; китайские коммунисты, в соответствии с соглашением присоединившиеся к Гоминьдану, стали проводить пропагандистскую и организационную подготовку военной акции Чан Кайши, перед которым стояла задача покончить с властью милитаристов в провинциях.

В этот период Сунь выступил с серией лекций, которые в итоге оформились в революционную программу, ставшую развитием его Трех народных принципов (Сан Минь Чжу И), впервые провозглашенных в 1905. Из трех принципов Суня первый – народное правление (часто переводимый как «национализм») – подчеркивал необходимость восстановления равенства Китая с западными державами и призывал к готовности жить едиными помыслами с нацией. Второй принцип – народные полномочия (часто трактуемый как «демократия») – аккумулировал идеи Суня об организации власти. Сунь Ятсен верил, что народ, даже обретя самостоятельность, неспособен сразу ею распоряжаться, к власти его должна подготовить национальная элита – Гоминьдан. Сунь предполагал дать народу четыре инструмента – выборы, агитацию, законодательную инициативу и референдум. Сформированное из специалистов правительство должно было состоять из пяти ветвей: законодательной, исполнительной, правовой, гражданско-административной и цензурной. Развивая третий принцип – народное жизненное достояние (что иногда переводится как «социализм»), – Сунь доказывал, что дифференцированный земельный налог сможет стать основой для решения фискальных и аграрных проблем в Китае.

В конце 1924 Сунь Ятсен отправился в поездку по Северному Китаю в надежде провести переговоры с военными лидерами провинций, однако в ходе поездки серьезно заболел. Умер Сунь Ятсен в Пекине 12 марта 1925.

СУНЬ ЯТСЕН

СУНЬ ЯТСЕН (диалектная версия от Сунь Исянь; Сунь Чжуншань, псевдоним Сунь Вэнь) - китайский революционер, первый президент Китайской Республики (1912), мыслитель. Родился в зажиточной крестьянской семье. Окончил медицинский институт в Гонконге (1892). В 1895 создал революционную организацию “Союз возрождения Китая”, ставившую целью свержение маньчжурской династии Цин (1644-1912). После неудачного вооруженного выступления в январе 1895 эмигрировал, жил в Японии, США, Западной Европе. В 1905 в Токио создал организацию Тунмэнхуэй (“Объединенный союз”), возглавившую Учанское восстание (1911), которое положило начало антимонархической Синьхайской революции. Был избран первым Временным президентом Китайской Республики (январь-апрель 1912). В 1923-24 реорганизовал Гоминьдан (Национальную партию) и положил начало созданию южнокитайской революционной базы, откуда власть Гоминьдана впоследствии распространилась на всю страну.

Социально-политические программы Сунь Ятсена основывались на “трех великих принципах”, известных в китайской марксистской литературе как “три народных принципа” (сань минь чжуи): “национализм”, “народовластие”, “народное благосостояние”. До Синьхайской революции принцип “национализма” у Сунь Ятсена означал “национальную революцию” - свержение маньчжурской династии; “народовластие” - “политическую революцию”, т. е. свержение монархии; “народное благосостояние” - “социальную революцию” и обеспечение социальной справедливости. Последняя может быть достигнута путем сосредоточенияобщественного богатства в руках государства при ограниченном использовании частного предпринимательства. В период сотрудничества с Коминтерном “три народных принципа” претерпели изменения. Принцип “национализма” стал толковаться как борьба с империализмом и китайскими милитаристами за объединение страны. Принцип “народовластия” означал устроение государства на основе всеобщего избирательного права и разделения властей, причем к исполнительной, законодательной и судебной властям добавлялись экзаменационная (организация должностной аттестации) и контрольная власти, продолжающие традиционные для Китая политические институты. Политическая реформа рассчитана на три этапа: “период военного правления”, “период политической опеки” со стороны правящей партии, “период конституционного правления”. Принцип “народного благосостояния” - это “социализм”, или принцип “Великого единения” (Да тун). Он осуществляется путем реализации принципа “каждому пахарю - свое поле” посредством тщательно подготовленного выкупа земли у помещиков.

Собственно философские построения Сунь Ятсена комбинируют элементы китайских и современных ему западных теорий. Особое внимание он уделял проблеме соотношения “знания и действия” (чжи - син). Выработал собственную концепцию - “действие легко, знание трудно”, - подняв статус знания. В свете своей гаосео-праксеологической концепции интерпретировал развитие человечества: на 1-м этапе люди “не знали и действовали”; на 2-м - “действовали и затем уже знали”; на 3-м - “знают и затем действуют”. Отождествлял таи цзи (“Великий предел”) с западным понятием “эфир”, в котором видел творящий хаос, порождающий материю. Принял эволюционную теорию Ч. Дарвина только в отношении природы. Человеческое сознание рассматривал как некий итог развития “жизненного начала”, подразумевая под ним биологическую клетку, в духе неовитализма наделенную “чувством и сознанием”. Отрицал правомерность перенесения концепции борьбы за существование на человеческое общество, полагал, что социальный прогресс основывается на “всеобщем принципе” (гун ли, см. ^Тв-принцип; здесь - синоним справедливости) и “благосмыслии” (лян чжи, см. также Ван Янмин) - врожденном “знании блага”. Надежды на лучшее будущее для Китая связывал с его культурно-гуманитарным превосходством над Западом. Социально-политические теории Сунь Ятсена легли в основу политической практики и фразеологии партии Гоминьдан.

Соч.: Сунь Чжуншань цюаньцзи (Полн. собр. соч. Сунь Ятсена), т. 1-5. Пекин, 1981-85; Избр. произв. М., 1985. Лит.: Тихвинский С. Л. Завещание китайского революционера. Сунь Ятсен: жизнь, борьба и эволюция политических взглядов. М., 1986; Сунь Ятсен. 1866-1986. К 120-летию со дня рождения. М., 1987.

  • - в поздней кит. нар. миф. бог-покровитель лекарей, аптекарей и торговцев снадобьями...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - - китайский революционер, первый президент Китайской Республики, мыслитель. Родился в зажиточной крестьянской семье. Окончил медицинский институт в Гонконге...

    Философская энциклопедия

  • - - древнекитайский полководец, стратег, теоретик военного искусства и основоположник “школы военной философии” ...

    Философская энциклопедия

  • - выдающийся китайский революционер-демократ и государственный деятель...

    Дипломатический словарь

  • - Один из первых лидеров националистической революции в Китае. Родился в бедной крестьянской семье в южной провинции Гуандун...

    Политология. Словарь.

  • - Сунь У, - др.-кит. полководец и воен. теоретик...

    Советская историческая энциклопедия

  • - в поздней китайской народной мифологии бог - покровитель сапожников, чеботарей и шорников. В основе образа С. Б. реальное историческое лицо - стратег 4 в. до н. э. Сунь Бинь, потомок основателя военной науки в...

    Энциклопедия мифологии

  • - в поздней китайской народной мифологии бог - покровитель лекарей, аптекарей и торговцев снадобьями...

    Энциклопедия мифологии

  • - см. Сунь Ят-сен....
  • - , китайский революционер-демократ. Родился в крестьянской семье. В 1892 окончил медицинский институт в Сянгане...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Сунь У, древнекитайский полководец и военный теоретик. Родился в царстве Ци. В 514-496 до н. э. был военачальником царства У и успешно руководил походами против царств Чу, Ци и Цзинь...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в китайской мифологии бог - покровитель сапожников и кожевников...
  • - в китайской мифологии три божества - повелители неба, земли и воды. Изображались в облике чиновников с письменными принадлежностями в руках...

    Большой энциклопедический словарь

  • - в китайской мифологии бог - покровитель врачей и аптекарей; обожествленный лекарь Сунь сы-Мяо...

    Большой энциклопедический словарь

  • - китайский политический деятель. Создал в 1894 организацию Синчжунхой, в 1905 - более массовую организацию Тунмэнхой. Вождь Синьхайской революции 1911-13, первый президент Китайской республики...

    Большой энциклопедический словарь

  • - древнекитайский военный теоретик и полководец в 6-5 вв. до н. э. Автор трактата о военном искусстве...

    Большой энциклопедический словарь

"СУНЬ ЯТСЕН" в книгах

СУНЬ ЯТСЕН

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

СУНЬ ЯТСЕН (род. в 1866 г. – ум. в 1925 г.) Лидер китайской революции 1911 г., создатель Китайской республики. Сунь Ятсен (в китайском литературном произношении – Сунь И-сянь; другие имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь), сын бедных родителей, родился 12 ноября 1866 года в Сяншань (ныне

Сунь-Цзы

Из книги Законы успеха автора

Сунь-Цзы Сунь-Цзы, Сунь У (544–496 до н. э.) – древнекитайский полководец и военный теоретик. Если вы знаете своих врагов и себя, вы одержите победу во всех сражениях; если вы не знаете своих врагов, но знаете себя, вы выиграете одно из каждых двух сражений и одно проиграете;

СУНЬ-ЦЗЫ

Из книги Книга лидера в афоризмах автора Кондрашов Анатолий Павлович

СУНЬ-ЦЗЫ Сунь-Цзы, Сунь У (544–496 до н. э.) – древнекитайский полководец и военный теоретик. Благоприятные возможности множатся, если ими умело пользуются. Управлять многими людьми – то же самое, что и управлять несколькими. Это вопрос организации. Вождь ведет не силой, а

Сунь-цзы

Из книги Душа Востока автора Хорев Валерий Николаевич

Сунь-цзы Принято считать, что автором трактата «Искусство войны» является знаменитый полководец Сунь У, современник Конфуция (VI в. до н. э.).Стратагемы, проверенные им в бесконечных войнах, безошибочно действуют и в наши дни, например в бизнесе. Владельцы многих японских

2. Революционное движение и Сунь Ятсен

Из книги История Китая автора Меликсетов А. В.

2. Революционное движение и Сунь Ятсен С особой силой антиманьчжуризм получил выражение в деятельности другой группы оппозиционеров - китайских революционеров, поставивших перед собой задачу свержения маньчжурской династии и установления в Китае республиканской

СУНЬ ПИН

Из книги 100 великих героев автора Шишов Алексей Васильевич

СУНЬ ПИН (? - после 342 до н.э.) Главнокомандующий армией древнекитайского царства Ци. История Древнего Китая не донесла до нас имен героев из числа рядовых воинов или младших военачальников. О них тогда попросту не писали. Но вот героические имена полководцев-победителей

Сунь-Цзы

Из книги Разведка и контрразведка автора Лекарев Станислав Валерьевич

Сунь-Цзы Ставший широко известным благодаря популяризации достижений синологии «Трактат о военном искусстве» Сунь-Цзы является древнейшим военно-теоретическим исследованием. Известно, что Сунь-Цзы (Сунь У) родился в царстве Ци. В 514 – 496 годах до н.э. был военачальником в

Сунь Ятсен и его философия

автора Крофтс Альфред

Сунь Ятсен и его философия Лидирующую роль играли гуандунцы: Кан Ювэй, переживший чистку 1898 г.; Тан Шаои, выпускник Колумбийского университета, который вел новые переговоры в 1908 г. о компенсации Вашингтону за американские потери в ходе «боксерского» восстания; Сунь

Сунь Ятсен - президент Китая

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

Сунь Ятсен - президент Китая Сунь Ятсен прочитал о восстании «двойного десятка», пребывая в гостинице «Браун палас хотел» в Денвере, штат Колорадо. Он прибыл в Шанхай через два с половиной месяца, где лейтенанты засвидетельствовали свое почтение ему как основателю новой

Сунь Ятсен (Род. в 1866 г. – ум. в 1925 г.)

Из книги История человечества. Восток автора Згурская Мария Павловна

Сунь Ятсен (Род. в 1866 г. – ум. в 1925 г.) Лидер китайской революции 1911 г., создатель Китайской республики. Сунь Ятсен (в китайском литературном произношении – Сунь И-сянь; другие имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь), сын бедных родителей, родился 12 ноября 1866 года в Сяншань (ныне

Начало революционного движения. Сунь Ятсен

Из книги автора

Начало революционного движения. Сунь Ятсен В те же годы зарождалось другое оппозиционное течение, которое со временем станет для династии опаснее реформистского – революционное. Его становление связано в первую очередь с именем великого политического деятеля,

Сунь-цзы

Из книги 10000 афоризмов великих мудрецов автора Автор неизвестен

Сунь-цзы Между VI и IV вв. до н. э.Великий китайский полководец и мыслитель. Автор «Трактата о войне». Один из выдающихся последователей учения Конфуция.Беды приходят тогда, когда люди в своей лени забывают заботиться о себе.Взимание непомерных налогов - это путь,

23. СУНЬ ЦЗЫ

Из книги 100 великих полководцев автора Лэннинг Майкл Ли

23. СУНЬ ЦЗЫ китайский теоретик (ок. 400–330 до н. э.) В IV в. до н. э. китаец Сунь Цзи написал классический труд «Пин-фа» («Искусство войны»). Одно из самых ранних дошедших до нас сочинений по военной теории и стратегии. Многие столетия этот трактат, разделенный на тринадцать

Сунь Ят-сен

БСЭ

Сунь-Цзы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

СУНЬ ЯТ-СЕН

(1866-1925) -выдающийся китайский революционер-демократ и государственный деятель. И. В. Сталин характеризовал его как "организатора национально-освободительной борьбы рабочих и крестьян Китая за свободу и независимость китайского народа, за единство и самостоятельность китайского государства".

С. родился в зажиточной крестьянской семье недалеко от Кантона. Первоначальное образование он получил в миссионерской школе на Гавайских о-вах, а высшее (медицинское)-сначала в Кантонз, а потом в Гонконге. По окончании в 1892 медицинского института С. работал некоторое время врачом на о. Макао, но затем стал профессиональным революционером.

В 1894 С. основал на Гавайских о-вах среди китайских эмигрантов "Союз возрождения", ставивший целью свержение манчжурской династии. В 1895, после неудачи первого революционного выступления "Союза" в Кантоне, С. вынужден был эмигрировать. За границей С. продолжал революционную деятельность. В 1905 он организовал в Токио "Китайский союз единомышленников" (Чжунго Тунмынхуэй), программой которого стали выработанные С. "три народных принципа": 1) свержение власти чужеземной манчжурской династии ("национализм"), 2) установление народовластия ("демократизм") и 3) уравнительный передел земли ("народное благоденствие"). С. тогда ещё не предлагал вести непосредственную борьбу против иностранного империализма. Он питал иллюзии, что западные державы, в частности США, добровольно откажутся от своей политики захватов в Китае. Будучи в эмиграции, С. не раз безуспешно обращался к некоторым государственным деятелям США и Англии с призывом помочь китайскому народу освободиться от власти манчжурской династии.

Организованное Тунмынхуэем в октябре 1911 восстание в Учане послужило началом китайской революции. С. немедленно выехал на родину. В это время он посетил ряд европейских столиц, чтобы побудить державы отказаться от политической и финансовой поддержки манчжурской династии. В частности он вёл переговоры с правлением "Банковского консорциума четырёх держав" о приостановлении выплаты манчжурскому двору денег по заключённым ранее займам и добивался от английского правительства обещания нейтралитета в отношении начавшейся революции в Китае.

По прибытии в Шанхай С. 1. I 1912 был избран конференцией представителей восставших провинций на пост временного президента республики. Ï3 своём президентском манифесте С. обратился к державам с призывом признать республику и оказать ей поддержку. Но империалисты враждебно отнеслись к республиканцам. Обращение С. осталось без ответа. Только большевистская партия на происходившей в январе 1912 Пражской конференции приветствовала китайскую революцию. В принятой конференцией резолюции указывалось на необходимость противодействовать политике царского правительства, пытавшегося, как и другие империалистические державы, воспользоваться китайской революцией для дальнейшего закабаления Китая.

В феврале 1912 С, под давлением либеральной буржуазии, не желавшей дальнейшего развития революции, вынужден был отказаться от президентства в пользу Юань Ши-кая (см.). С. сделал этот шаг также и потому, что опасался открытой интервенции империалистических держав, поддерживавших Юань Ши-кая; 25. VIII С. созвал съезд демократических и либеральных групп, который учредил партию гоминдан. Однако вскоре, когда Юань Ши-кай предпринял наступление против республиканских институтов, С. возглавил силы сопротивления. В 1913 С. стал во главе восстания, которое развернулось в Южном Китае против Юань Ши-кая. Хотя репрессии против республиканцев заставили С. эмигрировать, но Юань Ши-каю всё же пришлось отказаться от плана реставрации монархии.

По возвращении из эмиграции С. возглавил силы либерально-республиканской буржуазии Юга и в 1917 стал премьер-министром образовавшегося в Кантоне правительства. С. рассчитывал, что сможет добиться от держав признания своего правительства, созданного в противовес реакционному пекинскому кабинету северных милитаристов. Но надежды С. оказались тщетными. Отказ Парижской мирной конференции признать равноправие Китая и возвратить ему территорию Шаньдунского п-ова убедил С. в необходимости борьбы против империалистов.

Особенно большое влияние на формирование антиимпериалистических взглядов С. оказали Великая Октябрьская социалистическая революция и начавшаяся в Китае борьба масс против полуколониального режима. Уже в 1918 С. послал приветственную телеграмму В. И. Ленину. В 1920 в одном из своих официальных манифестов С. открыто обвинял империалистов в том, что они вмешиваются во внутренние дела Китая. Он отрицал право пекинского правительства представлять Китай на Вашингтонской конференции 1921 -22 (см.) и объявил, что кантонское правительство не признаёт её решения действительными. В заявлении, разосланном всем делегациям на Вашингтонской конференции, С. требовал полной отмены полуколониального статута Китая.

В 1923, находясь в Шанхае, С. установил контакт с дипломатическими представителями СССР, которые в то время вели переговоры с пекинским правительством. Опубликованное 26. I 1923 коммюнике констатировало совпадение взглядов Советского правительства и С, стремившихся установить дружественные отношения между СССР и Китаем. С. правильно оценил политику СССР в отношении Внешней Монголии. Он заявил, что "не находит немедленную эвакуацию русских войск из Внешней Монголии ни настоятельно необходимой, ни соответствующей интересам Китая, особенно ввиду неспособности теперешнего пекинского правительства предотвратить возобновление, вследствие такой эвакуации, интриг и враждебных действий со стороны белогвардейцев против России..,"

В целях реорганизации партии гоминдан и армии С. пригласил в Кантон советских инструкторов и советников.

С этого времени С. проводил твёрдую политику сближения с СССР. В речи, произнесённой 31. XII 1923 на собрании молодёжи в Кантоне, С. сказал: "Отныне мы не смотрим больше на западные державы, наши взоры устремлены на Восток!"

После того как 5. X 1923 с помощью англо-американской дипломатии в Пекине президентом был избран Цао Кунь, С. потребовал от держав непризнания Цао Куня и признания кантонского правительства. Однако С. не получил ответа от дипломатического корпуса.

Стремясь укрепить свою финансовую базу, правительство С. осенью 1923 дважды через британского генерального консула в Кантоне обращалось к дипломатическому корпусу в Пекине с просьбой восстановить утвердившуюся с 1919 практику передачи кантонскому правительству 13,7% излишков таможенных доходов, остающихся после выплат по иностранным займам. Не получив ответа, С. 1. XII 1923 заявил, что кантонское правительство возьмёт в свои руки управление таможнями. Тогда Великобритания, США, Япония, Франция, Италия и Португалия провели 6. XII 1923 военно-морскую демонстрацию в водах Кантона и заняли своими войсками помещение кантонских таможен. С. выступил с протестом против провокационных действий держав и потребовал отвода иностранных военных кораблей. 12. XII 1923 дипломатический корпус ответил отказом. Ни к чему не привели и негодующая телеграмма С. "рабочему" правительству Макдональда и его послание к американскому народу. Однако борьба С. за независимость своей страны способствовала развитию антиимпериалистического движения во всём Китае. Его требования уничтожения неравноправных договоров становились общенациональными.

В этот период С. по-новому сформулировал свои "три принципа". "Национализм" означал требование освобождения Китая от империалистического гнёта. "Демократизм" и "народное благоденствие" стали развёрнутой программой борьбы против полуфеодального строя, а также против господства монополистического капитала в экономике страны. С. ориентировал свою партию гоминдан на союз с коммунистической партией Китая, на поддержку рабочего и крестьянского движения в стране и на союз Китая с СССР.

С. горячо приветствовал советско-китайское соглашение 1924 (см.). Британская дипломатия летом 1924 организовала в Кантоне реакционный мятеж. Когда же правительство С. приступило к ликвидации мятежа, английский генеральный консул предъявил С. ультиматум с угрозой подвергнуть Кантон бомбардировке, если правительственные войска откроют огонь по мятежникам. Несмотря на это давление империалистов, С. при активном участии китайской коммунистической партии ликвидировал мятеж и укрепил Кантон как базу антиимпериалистического и антифеодального движения в Китае.

С. умер накануне китайской революции 1925-27. Перед смертью он написал письмо в ЦИК СССР и завещание гоминдану.

В письме Советскому Союзу С. писал: "Я твёрдо верю в неизменность поддержки, которую вы до сих пор оказывали моей стране. Прощаясь с вами, дорогие товарищи, я хочу выразить надежду, что скоро настанет день, когда СССР будет приветствовать в могучем, свободном Китае друга и союзника, и что в великой борьбе за освобождение угнетённых народов мира оба союзника пойдут к победе рука об руку".

В завещании гоминдану С. требовал борьбы за осуществление его "трёх принципов" и проведения политики дружбы с СССР.

Однако гоминдан изменил заветам своего вождя. Реакционное руководство гоминдана превратило созданную С. партию в послушное орудие американских империалистов, стремившихся сделать Китай своей колонией.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое "СУНЬ ЯТ-СЕН" в других словарях:

    - (в китайском литературном произношении Сунь И сянь; др. имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) , китайский революционер демократ. Родился в… …

    - … Википедия

    - … Википедия

    - 孫逸仙 … Википедия

    СУНЬ ЯТСЕН - (в кит лит произношении СуньИсянь, др имена СуньЧжун шань, СуньВэнь). , кит полит. и обществ. деятель В 1892 окончил мед ин т в Сянгане (Гонконг), однако… … Российская педагогическая энциклопедия

    См. Сунь Ят сен … Большая советская энциклопедия



Препараты