Физические упражнения и здоровый образ жизни. Физическая культура и здоровый образ жизни

В современности физическая культура и здоровый образ жизни являются типом человеческой жизнедеятельности. Физическое воспитание осуществляет прямое воздействие на человеческие взаимоотношения в пределах общества, формирует человека как личность. Воспитание, имеющее направленность физического типа, а также спортивные занятия, считаются средствами здорового образа жизни. Они осуществляют развитие всесторонних и гармоничных качественных характеристик личности.

Воспитание физической направленности является педагогическим процессом, который нацелен на формирование общества, обладающего крепким здоровьем, совершенными физическими данными, а также социальной активностью.

Изучение физической культуры необходимо всем людям, так как нынешние условия жизнедеятельности стремительно ведут к снижению уровня человеческой двигательной активности. Такой дефицит влечет за собой падение уровня человеческой трудоспособности к умственной и физической деятельности, уменьшает способность организма к борьбе с заболеваниями.

Взаимосвязь, основу которой составляют ЗОЖ и физическое воспитание создают возможности для всестороннего развития личности в перечисленных ниже областях. Стоит учесть, что развитие личности этими средствами является специфичным процессом, который невозможно заменить иными методами.

  1. Моральное воспитание. Во время спортивных тренировок человек испытывает повышенные физические нагрузки. Они играют огромную роль в обеспечении получения человеком таких характеристик, как сила воли, дисциплинированность, решительность, выдержка, самообладание, смелость, уверенность. Соревнования в спортивной среде раскрывают многие моральные качества, например, уважение, честность;
  2. Умственное. Регулярные занятия спортом повышают умственную работоспособность. В период активной умственной работы необходимо проведение регулярных спортивных занятий. Однако подбирать систему упражнений требуется в соответствии с индивидуальными особенностями человека и его уровнем здоровья;
  3. Эстетическое. Средствами физических упражнений тело человека гармонично развивается не только с визуальной стороны, но и с внутренней, заключающейся в приобретении утонченных выразительных движений, энергичной активности. После тренировки человек испытывает эстетическое удовольствие, созданное собственными силами. Этот факт повышает значимость здорового образа жизни, заставляя человека соблюдать все его элементы с целью достижения максимального результата;
  4. Трудовое. Физическое воспитание наделяет человека качествами, которые подготавливают его организм к выполнению полезного обществу труда или работы. Этот тип развивает целенаправленность, трудолюбие, сознательную ответственность за свой труд.

Принципы физической культуры

Базу культуры физического типа составляют следующие основные принципы:

  • всестороннего и гармоничного личностного развития;
  • взаимосвязи физического воспитания и практической жизни;
  • оздоровительного действия.

Ведение здорового образа жизни и изучение культуры физического типа вместе представляют собой средство, занимающее первое место в обеспечении развития человека как личности. Эти факторы способны не только произвести положительные изменения биологического характера, но и выработать нравственные убеждения, привычки, развить внутренний духовный мир человека. Именно поэтому каждый человек обязан знать о здоровом образе жизни и соблюдать его основные элементы, регулярно давать своему организму физические нагрузки.

О здоровом образе жизни

Укрепление уровня собственного здоровья является долгом всех людей, населяющих нашу планету. ЗОЖ представляет собой активную трудовую, семейную, бытовую, а также деятельность человека, направленную на обеспечение досуга и общественные нужды.

Базовые элементы

Здоровый образ жизни образуют некоторые элементы, среди которых требуется выделить:

  • развитие тяги к здоровым привычкам и навыкам с детства;
  • поддержание благоприятной среды обитания, характеризующейся безопасностью, а также получение знаний о воздействии окружающих предметов и явлений на человеческое здоровье;
  • исключение вредных привычек;
  • формирование и регулярное выполнение принципов правильного питания;
  • ведение физически активной жизнедеятельности, выполняя упражнения, характерные возрастным особенностям, а также учитывающие индивидуальную физиологию;
  • соблюдение гигиенических процедур, а также знание техники оказания первой помощи;
  • регулярное закаливание;
  • в отдельный пункт помимо базовых элементов принято выделять самочувствие: духовное, интеллектуальное, эмоциональное.

Питание

Существует два закона правильного питания, которые должны соблюдаться каждым человеком.

  1. Получаемая и расходуемая энергия должна быть уравновешена. При получении излишка энергии (пищи) человек начинает полнеть. Доказано, что этой проблеме в настоящий момент подвержено более 33% людей в нашей стране. Полнота провоцирует развитие атеросклероза, сахарного диабета, появление сердечных болезней, гипертонии, а также других заболеваний.
  2. Рацион человека должен представлять собой разнообразное меню, которое может реализовать потребности организма в необходимых пищевых волокнах, белках, жирах, углеводах, минералах, а также в витаминах. Большинство поступающих с пищей веществ самостоятельно не вырабатываются внутренними органами организма, а их отсутствие грозит развитием опасных болезней, а в некоторых случаях и летальным исходом.

Каждому нужно знать основные правила рационального питания, которые помогут в обеспечении здорового образа жизни:

  • получение организмом пищи должно осуществляться исключительно при ощущении голода;
  • человеку следует отказываться от еды при наличии болей, лихорадки, повышения температуры, а также во время умственного или физического недомогания;
  • перед сном необходимо воздерживаться от пищи;
  • не стоит есть до и после трудной работы, физической и умственной активности.

Полезный режим питания имеет 4 ступени:

  1. первый завтрак составляет 25% рациона;
  2. второй завтрак составляет 15%;
  3. обед образует 40%;
  4. ужин – 20%.

Человеку необходимо ужинать не позднее, чем за полтора часа до сна. Все приемы пищи рекомендуется осуществлять в одно и то же время, чтобы организм выработал условный рефлекс. Ни в коем случае после еды нельзя выполнять физические упражнения, необходимо оставлять время для переваривания еды. Питание, организованное по всем перечисленным принципам, обеспечивает правильное формирование организма, сохраняет здоровье человека, повышает работоспособность и продлевает жизнь.

Процедуры закаливания являются мощнейшим оздоровительным средством, которое помогает избежать развития многих заболеваний, улучшить кровообращение, нормализовать обмен веществ, повысить работоспособность человека, а также продлить ему жизнь.

Существует огромное разнообразие видов закаливания, каждый из которых несет пользу человеческому организму. Наибольшую эффективность от закаливания можно получить во время проведения специальных процедур, основанных на температурном воздействии. Во время закаливания, требуется соблюдать принципы процедуры, чтобы извлечь из нее максимальную пользу:

Одной из эффективных процедур закаливания считается контрастный душ, принятый по окончанию физической нагрузки. Такой вид закаливания укрепляет нервную систему, сосуды эпителия и подкожной клетчатки, развивает способность к терморегуляции, стимулирует нервные механизмы. Контрастный душ благотворно влияет не только на взрослых, но и на детей.

Тренировки

Важнейшим условием ЗОЖ является активный двигательный режим, который основан на регулярных тренировках. Занятие спортом позволяет укрепить и сохранить здоровье, развить физические качества человека, сыграть огромную роль в обеспечении профилактики изменений возрастного характера.

Физическое развитие характеризуется следующими качествами:

  • увеличение уровня силового критерия;
  • развитие выносливости и быстроты;
  • работа над улучшением ловкости;
  • работа над гибкостью человеческого тела.

Работа над каждым из них укрепляет здоровье. Однако не каждое качество будет повышать уровень здоровья в том же объеме, как и другие. Чтобы произошло формирование устойчивости к болезням, требуется развивать выносливость, являющееся самым ценным качеством. Желательно, чтобы выносливость развивалась в тесной взаимосвязи с закаливанием и другими элементами здорового образа жизни.

О физической нагрузке

Постоянные физические упражнения, входящие в основу жизнедеятельности человека, являются главным способом его стремления к гармонии. Стоит учесть, что многая двигательная активность, совершаемая в результате какой-либо работы, не являет собой физические упражнения. Ими можно считать исключительно индивидуально подобранную систему движений, имеющую целенаправленное действие на органы и системы, и отвечающую за формирование качеств физического плана, а также за коррекцию дефектов телосложения.

Физическое воспитание требуется прививать человеку с детства, так как оно позволяет укрепить сердечно-сосудистую систему, развить костный и мышечный скелет.

Физические нагрузки дадут положительный результат при соблюдении трех важных правил:

  • требуется тщательно подбирать систему упражнений в зависимости от уровня здоровья человека;
  • нельзя заниматься спортом во время болезни или в первые дни после излечения;
  • не следует выполнять упражнения за час до или в течение 2 часов после приема пищи.

Во время спортивных занятий человеческий организм отвечает на него встречной реакцией, активизируя все внутренние органы и системы. Из-за этого происходит расход энергии и улучшение костного и мышечного скелета спортсмена, а также растет подвижность нервных процессов.

Именно благодаря регулярным спортивным тренировкам достигается эффективный рост уровня физической подготовленности человека. С целью достижения максимального оздоровления и улучшения телосложения многие люди придерживаются принципов здорового образа жизни. Это способствует повышению тяги к соблюдению режима занятий спортом, а также ускоряет появление желаемого результата.

Гигиена спорта

Здоровый образ жизни подразумевает под собой обеспечение безопасной среды, которая окружает человека. На спортивных тренировках также следует проявлять активность в обеспечении оптимальных условий для занятий. В гигиену спорта входит создание мероприятий гигиенического характера, которые будут способствовать укреплению иммунитета, росту работоспособности, выносливости, а также скорейшему достижению результатов.

Так как выполненные упражнения способствуют не только росту мышечной массы, но и создают воздействие на все органы и системы организма, следует обращать особое внимание на гигиену окружающей среды.

  1. В условиях тренировки на природе происходит повышение общего оздоровления, так как наряду с упражнениями проводится закаливание и обогащение организма кислородом. Также происходит увеличение емкости легких.
  2. В условиях пониженных температур:
    • наблюдается усовершенствование функции организма, отвечающей за теплорегуляцию;
    • происходит понижение чувствительности к низким температурам;
    • проводится профилактика простудных заболеваний.

Стоит отметить и получение повышенного эффекта от тренировки, что обусловлено увеличением интенсивности и плотности занятия.

Гимнастика

Основным элементом физического воспитания выделяют гимнастику. Гимнастика являет собой систему, которую образуют специально разработанные физические упражнения, осуществляемые посредством методических приемов. Ее функцией считается общее физическое развитие, а также усовершенствование двигательных навыков и оздоровление.

Существует несколько разновидностей гимнастики:

  • утренняя зарядка – это система физических упражнений, выполняемая после пробуждения на протяжении четверти часа. Зарядка необходима для быстрого перевода человека из пассивного состояния в активное, а также она заряжает бодростью;
  • производственная гимнастика выполняется на протяжении 10 минут средствами простейших упражнений, которые способны настроить человеческий организм на рабочий лад. Во время рабочего процесса такую зарядку следует делать несколько раз, чтобы снять усталость, и повысить работоспособность. Этот вид гимнастики подбирается специально для каждой профессии;
  • профессиональная гимнастика, имеющая прикладной характер, подразумевает под собой регулярное выполнение упражнений, которые развивают только необходимые группы мышц. Обычно этот вид занятий используется для того, чтобы помочь человеку в максимальной мере овладеть трудовым мастерством профессии;
  • основная гимнастика обучает человека прикладным двигательным навыкам (например, бег, ходьба, метания и другие), упражнениям гимнастического и акробатического характера;
  • вспомогательная спортивная гимнастика необходима для развития определенных физических качеств, характерных для разных видов спорта;
  • прикладная военная гимнастика обеспечивает формирование физических навыков к быстрым действиям, учитывая специфику военных специальностей;
  • атлетический тип гимнастической тренировки состоит из системы упражнений с использованием отягощений и без них. Необходима для обретения стройной фигуры и рельефной мускулатуры;
  • лечебную гимнастику используют для восстановления подвижности при повреждении каких-либо частей тела, а также для устранения недостатков телосложения при ранениях, травмах, болезнях.

Базовые упражнения

Физическое воспитание достигается необязательно спортивными тренировками, оно может основываться и на регулярном выполнении любого типа зарядки. Для достижения большей эффективности от здорового образа жизни необходимо хотя бы по утрам выполнять зарядку, основой которой являются некоторые упражнения.

Ходьба в течение минуты

Во время выполнения дыхание должно иметь ровный характер, спина должна быть выпрямлена.

Разминание мышц шеи

Для этого необходимо поставить ноги на ширину плеч, а руки расположить на поясе. Головой следует выполнять круговые движения сначала в правую сторону, а потом в левую (по 5). Такие упражнения следует выполнять плавно и медленно.

Разминание рук

Для этого требуется поднимать руки, соблюдая последовательность:

  • вверх;
  • за область головы;
  • одна рука направлена вверх, вторая в сторону и наоборот.

Повторять цикл действий нужно с первого пункта 6 раз.

Разминание предплечья

Необходимо встать так, чтобы ноги были на ширине плеч. Кисти должны быть сжаты в кулак. Предплечьями следует осуществлять круговые движения по 5 раз в каждую сторону.

Базовое положение: верхние конечности согнуты в области локтей, а сами локти разведены в стороны на уровне грудной клетки. Выполняются движения в стороны, распрямляя руки, а назад – обратно сгибая их в локтях. На разведении рук следует сделать вдох, на сведении – выдох. Необходимо осуществить 6 повторов. Руки должны быть на одном уровне на протяжении всего упражнения.

Исходное положение: одна рука направлена вверх, другая – вниз. Энергично, но плавно следует менять положения рук 6 раз. При выполнении требуется следить за ритмичностью дыхания.

Расположив ноги на ширине плеч, нужно направить руки вперед и выполнять туловищем наклоны в направлениях:

  • к левой нижней конечности;
  • вперед;
  • к правой нижней конечности.

Выполнить необходимо 6 циклов наклонов, при этом следует стремиться достать пальцами до пола.

Упражнение на пресс

Из положения «лежа» необходимо перевести тело в положение «сидя». Руки должны быть убраны за голову. При выполнении следует следить за дыханием: лежа – вдох, сидя – выдох. Повторить задание нужно 20 раз.

Приседания

Ноги на ширине плеч, руки расположить на талии. Во время приседания руки вытягиваются вперед, стопы не отрываются от пола. Делать задание нужно 20 раз.

Следует присесть и расставить ноги как можно шире. Руки сжать в замок и начать переносить вес то на левую ногу, то на правую, выполняя присест. Сделать нужно по 10 раз на каждую ногу.

Необходимо выпрямить спину и ровно встать. Осуществлять следует простой перекат с пятки на носок 15 раз. Делать это упражнение необходимо в медленном темпе.

Прыжки

Осуществлять прыжки необходимо 15 раз, меняя положение рук и ног: при выдвигании левой ноги вперед, руки необходимо поднять, а при правой вперед – опустить.

Прыжки: ноги в стороны, рука одна вперед, другая назад; ноги вместе – обратное положение рук.

Отжимания

Необходимо принять упор «лежа», расставив широко руки. Следует согнуть руки в области локтей, чтобы опустилось туловище, а затем вернуться в исходное положение.

Восстановление сердечного ритма и расслабление мышц: ходьба с замедлением в течение двух минут.

Итог

Физическая культура представляет собой элемент общей человеческой культуры, а также неотъемлемую часть здорового образа жизни. ЗОЖ помогает не только в обеспечении укрепления здоровья, но и способен избавить от врожденных и приобретенных болезней. Ведение здорового образа жизни и занятия спортом необходимы для активизации умственного и физического труда. Особенно в таком физическом воспитании нуждаются дети, чтобы образовался фундамент для их физического развития и здоровья.

Цель : Дать представление о том, что такое здоровье человека и здоровый образ жизни; пропагандировать здоровый образ жизни.

Задачи : Образовательные:

Вызвать интерес к проблеме здоровья, желание задуматься над тем, что здоровье – самое ценное достояние человека.

Сформировать представление о значении питания, физической культуры, закаливания в жизни человека.

Попытаться сформировать мотивацию на нетерпимое отношение к вредным привычкам.

Развивающие:

Развивать умение рассуждать, анализировать, обобщать полученные знания.

Развивать устную речь учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать чувства любви и заботы к собственному организму.

Формировать у детей коммуникативные навыки.

Актуализация: Охрана здоровья школьников является приоритетным направлением развития системы образования. Здоровье детей – это основа нашего будущего. Воспитание у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни невозможно без профилактической работы, в процессе которой решается важнейшая задача по сохранению здоровья детей. Данный классный час способствует формированию у учащихся мотивации к здоровому образу жизни.

Ход классного часа:

1. Организационный момент.

Учитель:

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в мое окно,

На ладони появилось

Ярко рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло,

Тонкий лучик золотой.

И как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной!

Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.

Ребята, а что нужно человеку, чтобы быть всегда в хорошем настроении, в хорошей форме?

На доске буквы З,Д,О,Р,О,В,Ь,Е.(вперемешку).

Составьте из данных букв слово. Дети составляют слово « здоровье».

2. Сообщение темы и цели классного часа.

Учитель :

Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты здоров, кажется, что так будет всегда…

Сегодня мы с вами поговорим о здоровье, о приобщении к здоровому образу жизни, о роли здоровья в жизни и деятельности человека. Поговорим о том, как следует вести себя, чтобы сохранить здоровье. Вспомним правила, которые должен каждый из вас соблюдать, чтобы сохранить своё здоровье на долгие годы, каких вредных привычек следует избегать.

Тема классного часа: «Здоровый образ жизни».

Учитель : Что значит быть здоровым?

Дети: Быть здоровым – это значит жить без болезней.

Учитель : Здоровье в большей степени зависит от нас самих. Что может повлиять на состояние здоровья?

Дети : Образ жизни, окружающая среда, питание.

Учитель : Что же включает в себя понятие «здоровый образ жизни? (ответы детей).

Учитель : Исходя из представленной картины, давайте сделаем вывод:

Здоровый образ жизни – это соблюдение режима дня; правильное питание; закаливание, физическая культура, зарядка; соблюдение правил гигиены; нет вредным привычкам; доброе отношение к природе, людям; правильная организация труда и отдыха.

3. Режим дня

Учитель : Давайте вспомним, что такое режим дня? (ответы детей).

Режим дня – это определённый ритм жизни, когда чередуются различные виды вашей деятельности: учёба, отдых труд, питание, сон. Он помогает школьнику становиться дисциплинированным, волевым. О том, каким должен быть режим дня расскажут ребята, которые подготовили сообщение по этой теме.

Ученик: Режим дня – это распорядок дня (в переводе с французского языка означает установленный распорядок жизни, работы, питания, отдыха, сна).

Предлагаем наш режим дня:

Подъем: 7.00 Нужно пораньше встать, чтобы успеть заправить кровать.

Зарядка. Не забывайте, что зарядку нужно делать лишь в хорошо проветренной комнате. После зарядки нужно умыться в 7.20. Сначала нужно тщательно вымыть с мылом руки, затем лицо, уши, почистить зубы. Не забудьте причесаться.

Завтрак: 7.30. На завтрак можно съесть творог или сыр, или йогурт. Хлеб с маслом, вареньем. Чай или какао с молоком. Свежие фрукты (яблоко или банан).

Выход из дома. Дорога от дома до школы – это утренняя прогулка на свежем воздухе.

В класс мы приходим за 10–15 минут до звонка.

В школе мы снова завтракаем и получаем горячее питание. После занятий в 13.20 идем домой.

Обед в 13.50. Ежедневно на обед нужно есть овощные блюда, мясные или рыбные. После обеда – отдых в 14.15. 1,5ч - 2ч. Можно поспать, почитать книгу. А также можно погулять на свежем воздухе.

Затем приступаем к выполнению домашнего задания в 16.30.

После выполнения домашнего задания сделайте гимнастику.

В 17.50 можно приступить к любимым занятиям: лепке, рисованию, чтению, посетить кружки, секции. Помочь по дому.

Ужин в 19.00. Ужин не должен быть плотным. Можно съесть салат из овощей, рыбу или яйца, или кусок ветчины. После ужина можно посмотреть телевизор. Но не более 30 – 40 минут. Перед сном нужно обязательно проветрить комнату, умыться, почистить зубы.

Сон в 21.00- 21.30. Детям 9 – 10 лет рекомендуется спать 10 – 11 часов.

Если человек после сна встает бодрый, значит продолжительность сна достаточная. Ученые подсчитали, что человек спит треть своей жизни, около 25 лет. Чтобы хорошо учиться, заниматься многими важными и интересными делами, отдыхать и расти здоровыми – соблюдай режим дня!

4. Правильное питание.

Учитель : Зачем человек ест? (ответы детей)

Без еды человек не может долго прожить, еда необходима человеку в течение всей жизни.

Азербайджанская пословица гласит «Дерево держится корнями, а человек пищей». Как вы понимаете смысл этой пословицы?(ответы детей).

Учитель : Не все продукты, которые человек употребляет, ему полезны.

Сейчас каждый из вас получит карточку, на которой перечислены названия продуктов . (Рыба, пепси колла, кефир, фанта, сметана, чипсы, геркулес, мясо, подсолнечное масло, торты, морковь, капуста, конфеты, сливочное масло, яблоки, груши, сухарики, свёкла,хлеб, творог, йогурт, молоко, яйца, рис, греча)

Выберите продукты, которые полезны для вас и подчеркните их зелёным карандашом. (проверка и обсуждение)

5 .Закаливание

Учитель : А как человек может закаливать свой организм? (ответы детей)

Послушайте стихотворение И. Семёнова «Всем кто хочет быть здоров»

Читают дети.

Крепыш:

Говорил я им зимой:

Закалялись бы со мной.

Утром бег и душ бодрящий.

Как для взрослых, настоящий!

На ночь окна открывать,

Свежим воздухом дышать.

Ноги мыть водой холодной,

И тогда микроб голодный

Вас вовек не одолеет.

Не послушались – болеют!

Куталки:

Поздно поняли мы,братцы,

Как полезно закаляться.

Кончим кашлять и чихать –

Станем душ мы принимать

Из водицы ледяной.

Крепыш:

Погодите! Ой-ой-ой!

Крепким стать нельзя мгновенно

Закаляйтесь постепенно!

Учитель : Закаливание – одна из форм укрепления здоровья человека. Способов закаливания много. Очень простой и эффективный способ закаливания – хождение босиком. Дело в том, что подошвы ног – необычный участок кожи нашего тела. Там расположены точки – проекции наших внутренних органов.Нажимая на них, можно снять боль, оказать лечебное воздействие на определенные органы. Регулярно по утрам, умываясь, потопчитесь на бугристом коврике босыми ногами. И вы убедитесь. Как сразу же к вам придет ощущение бодрости после сна, организм будет лучше подготовлен к умственной и физической работе. Полезны контрастные горячее – холодные ванны.

6. Соблюдение правил гигиены.

Чисто жить – здоровым быть!

Учитель. Как вы понимаете эту пословицу? Что нужно содержать в порядке?

(руки, ногти, уши, зубы, лицо)

Ученик.

Я - вода, вода, водица,

Приглашаю всех умыться,

Чтобы глазки заблестели,

Чтобы щечки заалели…

Зубы вам почистить нужно,

В руку щеточку возьмем,

Зубной пасты нанесем.

И за дело взялись смело,

Зубы чистим мы умело:

Сверху вниз и справа влево,

Снизу вверх и снова влево.

Их снаружи, изнутри

Ты старательно потри.

Чтоб не мучиться с зубами,

Щетку водим мы кругами.

Зубы чистим осторожно,

ведь поранить десны можно…

А потом что? А потом-

Зубы мы ополоснем.

Учитель: Конечно, надо не только умываться. Надо мыть руки, чистить зубы, принимать душ, мыться с мылом и мочалкой, чистить обувь и одежду, проветривать помещение, регулярно делать уборку в квартире, содержать в чистоте свой двор, никогда не бросать мусор на улице мимо урны…

Здоровый образ жизни начинается с чистоты!

7. Не заводи вредных привычек.

« Мозговой штурм» Распределите эти слова на 2 группы (спорт, жизнь, алкоголь, курение, книги, наркотики)

На доске: Да! Нет!

спорт алкоголь

жизнь курение

книги наркотики

Учитель : Сегодня я бы хотела поговорить о вредных привычках. Как правило, у человека бывает много различных привычек. Привычки могут приносить человеку пользу, сохраняют его здоровье, потому их называют полезными. Но бывают и такие, которые наносят вред здоровью – это вредные привычки. Самые вредные привычки – это курение, употребление спиртного и наркотиков. О влиянии этих пагубных привычек мы уже говорили неоднократно, но сегодня поговорим еще раз.

Курение очень вредно для легких, да и для всего организма. Ребенок, который начинает курить, хуже растет, быстрее устает при любой работе, плохо справляется с учебой, чаще болеет. Все это происходит потому, что в табачном дыме содержится опасный яд – никотин и еще много других вредных веществ. У некурящего человека легкие розовые, а у того, кто долгое время курит, они становятся серыми от вредных веществ. Ученые посчитали, что от каждой выкуренной сигареты жизнь человека сокращается на 15 минут. Спирт (алкоголь), который содержится в спиртных напитках, при неумеренном употреблении вызывает заболевание желудка и других органов, нарушает работу всего организма. Особенно опасен алкоголь для растущего организма. Даже несколько глотков могут вызвать у ребенка сильное отравление. Наркотики – особые вещества, разрушающие организм человека. Попробовав наркотик раз или два, человек привыкает к нему и уже не может обходиться без него. У него развивается тяжелая болезнь- наркомания, вылечить которую очень трудно. Наркотик нарушает работу головного мозга и всего организма и в конце концов убивает человека. Распространение наркотиков – опасное преступление, за которое строго наказывают.

А сейчас давайте разберем несколько ситуаций и узнаем, что надо говорить: да или нет

8. Игра « Собери пословицы»

Учитель : Сейчас я раздам вам пословицы, которые рассыпались на две части. Вам надо найти начало и конец каждой пословицы и объяснить их смысл (работа в парах ).

Здоровье дороже будет здоровым

Болезнь человека болезнь не догонит

Любящий чистоту не красит

Быстрого и здорового богатства

9. Памятка здорового образа жизни.

Учитель : Сейчас давайте составим памятку «Здоровый образ жизни». Подумайте, из чего будет складываться здоровый образ жизни (обсуждение и составление памятки)

1. Соблюдать чистоту!

2.Правильно питаться!

3.Сочетать труд и отдых!

4.Больше двигаться!

5.Не заводи вредных привычек!

10. Итог классного часа.

Учитель : Главное в сохранении здоровья – это забота самого человека о своем организме. И заботиться о нем надо начиная с детства, выполнять все необходимые правила гигиены, заниматься физической культурой и не совершать поступков, наносящих вред здоровью.

В заключение нашего классного часа детям предлагается послушать стихи, которые приготовили для вас ваши одноклассники.

Читают дети:

Здоровье – это кладезь,

Его нельзя купить.

Однажды потерявши,

Его не возвратить.

Не одолжить у друга,

Не выиграть в лото,

Ведь без здоровья счастье,

Поверьте, уж не то.

Море счастья без здоровья

Не наполнит душу вам.

Не подарит настроенье

Не тебе и не друзьям.

Не порадует работа,

Да и денег не скопить.

В общем, без здоровья плохо,

Очень плохо людям жить.

Несомненно, что здоровье

С детства нужно укреплять:

Физкультурой заниматься,

Бегать, прыгать и играть.

Фрукты есть как можно больше,

Предварительно помыть,

А гуляя после школы,

Про уроки не забыть.

Регулярные физические упражнения необходимо выполнять в любом возрасте. При занятиях спортом мало того, что укрепляются мышцы, суставы, сохраняется прочность костной ткани, улучшается осанка человека, но также повышается выносливость и устойчивость организма к нагрузкам. Также они способствуют нормальной работе внутренних органов и отличному настроению человека.

Существуют комплексы не только общей физической нагрузки, но и точечного действия, направленные на укрепление отдельных групп мышц. Это связано со стремлениями людей к совершенству своей фигуры и, например, потребности укрепления груди. Но бывают случаи, когда человек в связи с определенными заболеваниями, может выполнять не все упражнения, а некоторые ему просто противопоказаны лечащим врачом.

В данной статье предлагается рассмотреть физические упражнения для женщин, которые хотят увеличить свою грудь. При этом нельзя путать грудь с молочными железами, так как первая определена как совокупность и молочных желез. А сами по себе железы не имеют мышц.

Таким образом, физические предусматривают создание рельефа соответствующей мускулатуры, благодаря которому женщина будет выглядеть подтянутой и иметь эффектный внешний вид.

Любые физические упражнения человек выполняет только после обязательной разминки, обеспечивающей растягивание, разогрев мышц и предотвращающей возникновение травм во время занятий. Разминка представляет собой энергичные наклоны, или небольшую пробежку.

Первое упражнение носит название «Восток» и позволяет придать тонус груди и увеличить ее мышцы. Нужно встать, прижавшись спиной к стене, либо сесть на стул (обязательно с прямой спинкой). Во время занятия необходимо следить, чтобы спина была плотно прижата к поверхности, иначе большая часть нагрузки будет приходиться именно на нее, а не на грудные мышцы. Необходимо сомкнуть ладони перед грудью и давить одной на другую до ощущения напряжения в мышцах. Досчитав до 10, выдвинуть ладони на 5 сантиметров вперед, снова считать до 10, потом снова вперед и так повторять до тех пор, пока удается сдерживать ладони вместе. Разжать ладони, встряхнуть руки и повторить это упражнение еще дважды. При выполнении нужно концентрировать свое внимание именно работе мышц.

Упражнение «Стена» очень удобно выполнять в домашней обстановке. Стать в дверном проеме, упереться руками в косяк. В течение минуты давить на него, имитируя попытку сдвинуть стену, а потом немного наклонившись в проем, прикладывать усилия еще минуту. Мышцы получат максимальную нагрузку при давлении изо всех сил. Аналогично можно выполнить это упражнение, стоя у стены, но спину держать вертикально ровно, без наклона. Лучшее время выполнения - 2 минуты в три подхода.

Очень эффективным являются Для достижения эффекта нужно выполнять не меньше 20 раз единовременно. Если с самого начала не получается достичь такого количества повторов, то к этому нужно стремиться путем постоянных тренировок.

Как уже указывалось выше, бывают случаи, когда физические упражнения нельзя выполнять в полном объеме из-за наличия определенного заболевания. Именно к таким ограничителям физических нагрузок относится гипертония.

Примерно половина людей, страдающих от повышенного артериального давления ведут очень малоподвижный образ жизни. Специалисты все-таки придерживаются мнения, что гипертоники должны выполнять самые простые упражнения, которые, во-первых, приводят к небольшой потере веса, а во-вторых, могут даже слегка понизить давление.

Так, физические упражнения при гипертонии подбираются индивидуально для каждого человека. А для людей, страдающих кроме высокого давления, еще и лишним весом, достаточно эффективным станет плавание. Также гипертоникам рекомендуется побольше ходить.

Как мы все знаем, здоровье – это не только отсутствие болезней, но и хорошее самочувствие, нормальное функционирование систем внутренних органов, да и всего организма в целом. Здоровье – это когда вы можете без труда справляться со всеми нагрузками, которые поджидают вас во время работы или активного отдыха.

А регулярные физические занятия – один из самых важных факторов поддержания и улучшения здоровья. Они помогают нам улучшить свое самочувствие, накопить жизненную энергию, в последствие чего человеку легче справиться со всякой работой и при этом получать от нее удовольствие.

Чтобы поддерживать свою физическую форму, необходимо составить программу тренировок, которая для каждого индивидуальна. Она зависит от возраста, пола, роста, протекания метаболических процессов в организме, массы тела, трудовой деятельности человека и многого другого.

Идеальными видами физических нагрузок являются ходьба, плавание, велоспорт, бег и игровые виды спорта. Остальные же типы упражнений чаще всего используют как часть всей общеукрепляющей программы. Некоторые люди занимаются в интенсивном режиме, чтобы увеличить свою мышечную массу, либо же укрепить сердечно-сосудистую или дыхательную системы.

Физическая форма не подразумевает одну лишь мышечную силу. Она означает избавление от лишнего веса, улучшения самочувствия, придания жизненных сил. И добиться этого можно выполняя физические упражнения того или иного типа. Самый ощутимый эффект от тренировок – увеличение тонуса в мышцах. Даже если нагрузки не влияют на мышцы, то все равно напряжение в них присутствует, что свидетельствует про улучшение физической формы.

Хорошо подобранный комплекс упражнений способствует снабжению кислородом и необходимыми веществами весь организм, из-за улучшения работоспособности сердца и легких. Физические упражнения нормализуют кровяное давление, снижают риск развития атеросклероза, увеличивая скорость и интенсивность кровотока. Также они способствуют похудению, так как при физических упражнениях в разы усиливается скорость сжигания углеводов для получения необходимой энергии. Если ограничить в чем-то рацион, то организм постепенно расщепляет жировые отложения, так как поступающих веществ не хватает. Это способствует похудению. Но тренируясь интенсивно и регулярно, не обязательно сидеть на диете.

Физические упражнения противопоказаны маленьким детям, тяжело больным и инвалидам, хотя упражнения для улучшения кровообращения и дыхания полезны всем. Для детей достаточно того, что они играют со сверстниками в активные игры. Если же они этого не делают, то надо способствовать их активному времяпровождению. Для школьников необходимость физических нагрузок крайне велика, так как у них формируется мускулатура и остальные системы органов.

Для мужчин и женщин также необходимы физические упражнения. Однако по статистике, мужчины более подвержены болезням, связанным со стрессами, поэтому для них нагрузки более чем очень важны. Но и для женщин спорт очень важен, ведь все представительницы прекрасного пола беспокоятся о стройной фигуре.

Для получения результатов, в частности для улучшения физического и эмоционального здоровья, необходимы регулярные занятия, иначе пользы они приносить не будут. Возможен вариант распределения аэробных и анаэробных нагрузок, но тут опять-таки все индивидуально.

Есть жизненные ситуации, когда занятия спортом более чем необходимы. При протекании беременности нужно выполнять упражнения, которые помогают поддержать мышечный тонус спины и матки. Это позволит не только избежать трудностей при вынашивании ребенка, но и после родов поможет быстро восстановить форму. На плод благоприятно воздействует умеренная физическая активность.

Иногда врачи рекомендуют приостановить занятия. К примеру, физическая активность во время болезни понесет за собой лишь негативные последствия, так как она истощает организм. Некоторым женщинам лучше отказаться от занятий физкультурой при менструациях, хотя некоторые находят в них облегчение. При сильном изнеможении и истощении организма лучше приостановить занятия. После длительной неактивности нужно постепенно наращивать нагрузки, при этом не надо переусердствовать.

Не надо пренебрегать пульсом: если после упражнений он чаще 120 ударов за минуту, значит, вы немного превысили норму и вам следует немного поубавить нагрузки. В кардиологии есть формула 220 – В (ваш возраст). Выше этого показателя пульс не должен подниматься, это его максимальное безопасное значение при ваших нагрузках.

Перед тем, как начинать серьезные тренировки надо проконсультироваться у врача, особенно если вы больны диабетом, гипертензией, ожирением, заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Очень важно выбрать подходящий лично вам вид спорта. Чтобы определить, какой вид активности избрать, необходимо определиться с целью, которую вы преследуете.

Типы упражнений:

  • Изотонические (сокращение и расслабление мышц) – развивают силу, мышечный тонус, сердце, легкие, способствуют снижению веса. Объем мышц увеличивается лишь при крайне больших нагрузках. При них вы преодолеваете либо собственный вес, либо вес постороннего предмета, например, при поднятии тяжестей.
  • Изометрические (постоянное напряженное состояние мышц) – развивают мышечную силу, нагрузка на сердце. При них разрабатываются мышцы либо на недвижимых предметах, либо сопротивляясь другой мышечной энергии. Так как этот тип не включает развитие гибкости и работу сердца и легких, то лучше дополнять занятия аэробными нагрузками.
  • Калистенические (гимнастические упражнения) – развивают выносливость тела и гибкость суставов. Различные гимнастические упражнения, такие как нагибания в стороны, подпрыгивания, приседания, бег на месте.

Очень важно, чтобы занимаясь физкультурой, вы получали удовольствие от этого. Лучше иметь стимул, который будет толкать вас вперед. Упражнения лучше выполнять под любимую музыку. Сначала вам, конечно, будет тяжело, но вскоре вы почувствуете пользу и увидите результаты своей работы, что будет стимулом к вашим дальнейшим занятиям.Здоровья и успехов вам!

«Что такое здоровый образ жизни?»

Цель: создать условия для формирования чувства личной ответственности за здоровый образ жизни. (Здоровье)

Задачи: - закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, настроения, отказ от вредных привычек.

Упражнять в регулировании мышечного тонуса с использованием контрастотерапии и креоаппликации.

Формирования первоначальных знаний в области валеологии, физиологии. (Познание)

Развивать любознательность, чувство удовлетворения при успехах и неудовлетворения при неудачах. (Социализация).

Создать условия для непринуждённого речевого общения на основе совместной деятельности. (Коммуникация)

Воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе.

Предварительная работа: познавательная деятельность с оздоровительной направленностью, дыхательные и двигательные упражнения, игра, исследовательские действия.

Методы и приемы: беседы о правильном питании; знакомство с артикуляционными органами; воспитание навыков ухода за собственным телом; заучивание стихотворений;

Оборудование:

Мяч, модель солнца, набор продуктов – « полезные продукты питания», 2 корзины, анкеты, 2 фломастера (желтый, красный). Фонограмма песни.

Кусочки льда (прозрачные)

Емкости для льда

Подносы

Чашки

Салфетки

Термосы

Блюдца (по 2 на ребёнка)

Ход занятия

1.Воспитатель : Ребята, посмотрите сколько к нам пришло сегодня гостей, поздоровайтесь с гостями. А на какое слово похоже слово «здравствуйте»? Правильно, слово «здравствуйте» похоже на слово «здоровье». Вот и сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о здоровье. Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья: “хочешь себе здоровья – здоровайся со всеми».

Давайте поздороваемся и мы друг с другом.

2. Коммуникативная игра «Здравствуй!». Дети встают в круг и поочерёдно припевают фразу, называя имя ребёнка, которому передают кеглю: «здравствуй, С ерёжа!» и т.д

(включается презентация)

Воспитатель :Ребята, назовите науку, которая изучает индивидуальное здоровье, методы поддержания и укрепления? Valeo в переводе с (греч.) Означает здравствовать, быть здоровым. И, отсюда определение звучит так, валеология – это наука, которая изучает индивидуальное здоровье, методы его поддержания и укрепления.

3.Звучит сигнал «внимание!» и запись сообщения:

«Внимание! Срочное голосовое сообщение!!! Давным-давно, на горе олимп жили-были боги. Стало им скучно. Решили они создать человека и заселить планету земля. Стали они думать, каким должен быть человек. Один бог сказал: «человек должен быть сильным!» другой сказал: «человек должен быть здоровым! Третий сказал: «человек должен быть умным!» но один из богов сказал так: «если все это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы спрятать здоровье? Одни предлагали спрятать здоровье в синее море, другие – за высокие горы. А один из богов сказал: «здоровье надо спрятать… ». Так и живет человек, пытаясь найти свое здоровье. Ребята, помогите найти и сохранить бесценный дар богов».

Ну что, ребята, отправимся на поиски дара богов? (да!)

4.Воспитатель : я открою вам маленький секрет. Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков. Эти лучики живут в каждой клеточке вашего организма . Первый лучик вашего здоровья – это сила. Дети читают (открываю лучик) ДВИЖЕНИЕ сила

Вопрос: каких людей вы считаете сильными? А что для этого надо делать?

кто зарядкой занимается,

Тот здоровья набирается!

(физкультминутка)
начинаем подготовку! Выходи на тренировку!
В путь пойдем мы спозаранку, не забудем про осанку.
Мы проверили осанку и свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Руки вверх поднять пора, дружно ловим комара.
Мы немножко отдохнем, отдохнем, и потом опять начнем.

Дети: сразу видно, « силушка по жилушкам огнем бежит». А мышечный голод для здоровья человека так же опасен, как недостаток кислорода или витаминов.

Воспитатель: Ребята! Так что же человек должен делать чтобы быть сильным? Двигаться

5.Воспитатель : чтобы узнать, как зовут второй лучик нашего здоровья, вы ответьте мне на вопрос, что за невидимка окружает нас с вами повсюду? (воздух). А зачем нам с вами воздух?

Как следить за чистотой воздуха в помещениях?: делать влажную уборку, вытирать пыль, проветривать, озеленение помещений …. Правильно, ребята, воздух богатый кислородом – чистый воздух! Когда воздух свеж и чист – дышится легко, появляется бодрость, хорошее настроение.

Ребята, а что будет если мы не сможем дышать свежим воздухом?

Без дыханья жизни нет, без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы, дышим он, и я, и ты.

Давайте проверим, так ли это.

Опыт: Давайте поиграем с вами в пловцов и будем нырять под воду. Попробуйте глубоко вздохнуть, закройте ладошкой рот и нос, считать про себя секунды. Если будет тяжело дышать под водой, « выныривайте».

Вопрос: Почему не смогли долго находиться без воздуха?

Воспитатель: правильно! Это каждая клеточка вашего организма взбунтовалась – пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибнем.

Давайте вспомним Упражнения для развития дыхания

(по Стрельниковой)

1.наклоны вперед и назад (по принципу маятника) – при наклоне назад руки обхватывают плечи, вдох; при наклоне вперед – выдох; 2.темповые наклоны вперед – вдох при каждом наклоне.

Ребята, вы хорошо себя чувствуете? тогда продолжаем.

Воспитатель: как же зовут второй лучик здоровья? (открываю лучик) свежий воздух

Воспитатель: чтобы быть здоровым нужен что? Чистый свежий воздух.

6.Воспитатель: следующий лучик нашего здоровья прячется под салфеткой. Пусть ваши руки помогут вам отгадать, что под салфеткой лежит? (на подносе кусочки льдинок). Возьмите льдинки и разотрите ими щечки.

Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы, на которых находятся комплекты для каждого ребёнка, состоящие из: 1 блюдца со льдом, 1-го с теплой водой.

Пальчиковый массаж: дети попеременно опускают руки в емкости с теплой водой и со льдом, проговаривая стихотворение:

Мы научимся ледок.

Между пальцами катать,

Это в школе нам поможет

Буквы ровные писать.

Дети вытирают руки.

Вопрос: ребята, что мы сейчас делали? (закаляли пальчики)

Игра «Какие виды закаливания вы знаете?»(закаливание водой, солнцем, воздухом, обливание, обтирание, купание, физзарядка)

Признаки закалённого человека:

Он редко болеет и быстро выздоравливает (на 2-3-й день)
он всегда активен, на уроках собран и внимателен.
кожа у закаленного человека розовая, здоровая, глаза ясные, волосы блестящие.
он носит легкую одежду, излишне не утепляется.
у него хорошее, «солнечное» настроение, спокойный сон.

Воспитатель: так что надо делать, чтобы стать здоровым? (открываю лучик) закаливание

7.Воспитатель : загадывание загадки: два братца через дорогу живут друг друга не видят.

Зачем нужны глаза человеку? Благодаря зрению мы различаем окружающие нас предметы, движения живых и неживых тел, графические и цветовые сигналы.
Мы много трудились, внимательно слушали и на всё смотрели. И чтобы наши глазки отдохнули, проведем гимнастику для глаз, которую желательно проводить вам, ребята и самостоятельно.
(гимнастика для глаз)
зажмурьте глаза, а потом откройте их.
делайте круговые движения глазами:

Налево – вверх - направо - вниз
направо - вверх - налево - вниз (так повторяем пять раз).
Отдохнули ваши глазки? Хорошо.
А сейчас проведем игру, что для глаз полезно, а что вредно:
игра «полезно-вредно»
Воспитатель: у вас на столах лежат карточки. Вы читайте предложения. Если вы со согласны с тем что полезно для глаз, то напротив поставьте желтую точку, если не согласны – красную.
(весь этот текст высвечивается на экране)

Промывать глаза по утрам

Смотреть близко телевизор

Тереть глаза грязными руками

Делать гимнастику для глаз

Сидеть ближе з м от телевизора

Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, помидоры, сладкий красный перец, петрушку


Воспитатель : Молодцы ребята, большинство из вас хорошо справились с заданием, и надеюсь, усвоили что полезно, а что вредно для ваших глаз.

Какие болезни встречаются при нарушениях зрения? Близорукость и дальнозоркость

Итак открываем следующий лучик ? (хорошее зрение).

8. Воспитатель : а вот после следующей игры вы сможете сказать как зовут ещё один лучик.

Воспитатель: в магазинах продают много разных продуктов, если бы мама попросила вас сходить в магазин, смогли бы вы выбрать полезные продукты. Давайте поиграем в игру и узнаем, можно ли вам доверять домашнее хозяйство. Что такое полезные и вредные продукты?

Игра «Полезные продукты» дети делятся на 2 команды: 1 – выбирает полезные продукты; 2 – вредные продукты

Яблоко, апельсин, лимон, хлеб, молоко, творог, лук, конфеты, чипсы, кола, орехи

Вопрос: чем полезна морковь? Чем полезно молоко? Какой витамин в лимоне? Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?

Дети: мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда. (открываю лучик) полезная еда

Ребята, а вы знаете золотые правила питания?

1. свежеедение. Наиболее полезны свежие растения, лежалые и подсохшие менее ценные. При хранении неизбежно ухудшаются вкусовые качества. Практический совет: нельзя оставлять приготовленную пищу даже на несколько часов, так как в ней начинают идти процессы брожения и гниения.

2. сыроедение. Издавна считалось, что в сырых растениях содержится наибольшая живительная сила. Современные исследования показали, что в сырых растениях, особенно дикорастущих, сохраняется значительно больше полезных веществ, чем в вареных. Они повышают обмен веществ в организме.

3. разнообразие. Чем больше разных продуктов включено в рацион, тем больше активных веществ поступает в организм. Это особенно важно в связи с тем, что при физических и умственных нагрузках потребность в них увеличивается.

4.определенное чередование и сочетание продуктов . Оно указывает на то, что нельзя долго использовать одно и то же блюдо или продукт, нельзя есть несовместимые блюда. При неблагоприятных пищевых сочетаниях в кишечнике развивается повышенное брожение и гниение пищи. Наиболее остро это проявляется при заболеваниях желудочно – кишечного тракта.

5. сезонность питания . Весной и летом нужно увеличить количество растительных продуктов. В холодное время года добавить в рацион пищу, богатую белками и жирами.

6. ограничение в питании.

7 .получение удовольствия от пищи . Это значит, прежде всего отказаться от спешки, когда мы садимся за стол. Кроме того следует отказаться от привычки читать во время еды и разговаривать на повышенных тонах.

Кушать овощи и фрукты, рыбу, молокопродукты вот полезная еда – витаминами полна!!

9. Воспитатель: посмотрите на фото: что можно сказать про эмоции этих людей? У здорового человека, какое должно быть всегда настроение? (какая эмоция подходит)

вот имя следующего лучика - хорошее настроение

Когда у вас хорошее настроение вам хочется свернуть горы. А что вам может поднять хорошее настроение? ( отдых всей семьей на природе, походы в театр, только добрые и ласковые слова, помощь от друзей в трудную минуту, просмотр по телевизору больше детских передач; комната, превращенная в уголок хорошего настроения, где нас окружают любимые игрушки ).

Представьте, что у вас хорошее настроение, что бы вы хотели сделать? (играть с друзьями, помогать маме, смотреть добрый фильм …)

Помните, если вы будете по-доброму относиться к окружающим вас людям, они вас будут любить вдвойне.

10. Воспитатель: Но есть ещё некоторые действия которые вредят вашему здоровью.

Как они называются? (вредные привычки: курение, алкоголь, безделье, неряшливость, наркотики, долгое времяприпровождение перед компьютером).

Следующий лучик – отказ от вредных привычек

Итог занятия: посмотрите, солнышко улыбается, радуется за вас, потому что мы нашли, куда боги спрятали наше здоровье.

Вот мы с вами и открыли все лучики нашего солнца. И нашли, куда боги спрятали наше здоровье.

Где спрятали боги свой дар? Правильно, здоровье спрятано и во мне, и в тебе, в каждом из нас. И чтобы не потерять этот бесценный дар, необходимо заботиться и беречь его.

Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека – богатство или слава, один из древнейших философов ответил, что ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля.

Тереть глаза грязными руками

Делать гимнастику для глаз

Смотреть телевизор не более 1 – 1,5 часа в день

При чтении и письме свет должен освещать страницу слева

Употреблять в пищу морковь, лук, помидоры, сладкий красный перец, петрушку

ИГРА «ПОЛЕЗНО-ВРЕДНО»




Симптомы