Пигментные пятна на радужке глаза. Желтое пятно на белке глаза у ребенка: что означает, как лечится и чем предупредить Что могут сделать родители

Некоторые молодые родители считают, что организм малыша, только что появившегося на свет, представляет собой полную копию организма взрослого человека, только несколько уменьшенную. На самом деле это не так. Многим органам и системам предстоит проделать долгий путь развития и совершенствования. Среди них - орган зрения малыша.

Как устроен глаз новорожденного?

Около 80% информации о внешнем мире человек получает посредством органов зрения. В человеческом организме за зрение отвечает структура, которая называется зрительным анализатором. Глаз воспринимает изображение и переводит его в нервные импульсы, которые по зрительным нервам проводятся к коре головного мозга, где происходит их обработка и формирование образа. Взаимодействие этих составляющих частей зрительного анализатора и дает зрение.

Однако зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Анатомическое строение органов зрения, обеспечивающее зрительные функции, в процессе созревания организма претерпевает значительные изменения. Зрительная система еще несовершенна, и ей предстоит бурное развитие.

Во время роста малыша глазное яблоко изменяется весьма медленно, Наиболее сильное его развитие приходится на первый год жизни. Глазное яблоко новорожденного короче глаза взрослого человека на 6 мм (т.е. имеет укороченную переднезаднюю ось). Это обстоятельство - причина того, что глаз недавно родившегося ребенка обладает дальнозоркостью, то есть малыш плохо видит близкие предметы. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко, у новорожденного сформированы не полностью, Такая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т.е. совершенно нормальное для периода новорожденности .

Размер роговицы также увеличивается очень медленно. Роговица - передняя часть фиброзной оболочки глазного яблока, которая обусловливает форму глаза, выполняет защитную функцию и является преломляющей средой глаза, обеспечивающей зрение. У новорожденных она имеет относительно большую толщину, чем у взрослого человека, резко отграничена от белковой оболочки и выступает сильно вперед в виде валика, Отсутствие в роговице глаза кровеносных сосудов объясняет ее прозрачность. Однако у детей первой недели жизни роговица может быть не полностью прозрачной из-за временного отека - это нормальное явление, но если оно сохраняется после 7 дней жизни, то это должно настораживать.

Наблюдение
С первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Такой овал соответствует человеческому лицу.

Хрусталик - линза, которая способна сжиматься и расправляться, фокусируя наш взгляд на разные расстояния вблизь и вдаль. Хрусталик не имеет ни кровеносных сосудов, ни нервов, У детей и взрослых людей до 25-30 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу. У новорожденных хрусталик имеет целый ряд характерных особенностей: он почти круглой формы, радиусы кривизны передней и задней его поверхностей почти одинаковы, С возрастом хрусталик плотнеет, вытягивается в длину и приобретает форму чечевичного зерна. Особенно сильно он растет в течение первого года жизни (диаметр хрусталика глаза ребенка в возрасте 0-7 дней составляет 6,0 мм, а в возрасте 1 года -7,1 мм).

Радужная оболочка имеет форму диска, в центре которого находится отверстие (зрачок). Функция радужной оболочки - участие в световой и темновой адаптации глаза. При ярком освещении зрачок суживается, при слабом - расширяется. Радужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много - глаза темно- или светло-карие, а когда мало - серые, зеленоватые или голубые. Радужная оболочка у новорожденных содержит мало пигмента (цвет глаз, как правило, голубой), выпуклая и имеет воронкообразную форму. С возрастом радужка становится толще, богаче пигментом и теряет свою первоначальную воронкообразную форму.

Сетчатка - самая сложная по устройству и выполняемым функциям оболочка. Она тонкой пленкой выстилает стенки полости глаза. Сетчатка состоит из различных видов клеток, главные из которых палочки, колбочки и нервные клетки. Палочки и колбочки под воздействием света образуют электрические импульсы, которые передаются в нервные клетки. Палочки отвечают за черно-белое или сумеречное зрение, а также помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и из-за того, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (желтом пятне), куда приходят лучи, сфокусированные всеми линзами глаза, они играют исключительную роль в восприятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда.

От палочек и колбочек отходят нервные волокна, образующие зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг. Сетчатка новорожденных обнаруживает признаки неполного развития. Об особенностях и развитии цветного зрения у малышей будет сказано далее.

Специфика зрения новорожденного - мигательный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз - малыш не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего развития. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. То есть малыш способен воспринимать только сам свет без восприятия структуры изображения.

Анатомия глаза
Орган зрения представлен глазным яблоком и вспомогательным аппаратом. Глазное яблоко включает в себя несколько составляющих: светопреломляющий аппарат, представленный системой линз: роговицей, хрусталиком и стекловидным телом; аккомодационный аппарат (радужная оболочка, цилиарная область и ресничный поясок), обеспечивающий изменение формы и преломляющей силы хрусталика, фокусировку изображения на сетчатке, приспособление глаза к интенсивности освещения; и световоспринимающий аппарат, представленный сетчаткой. К вспомогательному аппарату относятся веки, слезный аппарат и глазодвигательные мышцы.

Развитие зрения малыша

Внутриутробное зрение ребенка исследовано очень мало, однако известно, что даже рожденный на реагирует на яркий свет. Малыш, родившийся на , закрывает глаза на свет, а родившийся в срок (на ) поворачивает глаза, а чуть позже и головку к источнику света и движущимся предметам.

Наблюдение
Одним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

Процесс совершенствования зрения начинается сразу после рождения. В течение первого года активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения (они расположены в затылочной части), получающие информацию об окружающем мире. "Оттачивается" содружественное (одновременное) движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется "библиотека" зрительных образов. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. Младенцы, которым несколько дней от роду, видят вместо лиц неясные силуэты и размытые контуры с пятнами на месте глаз и рта. В дальнейшем острота зрения растет, увеличиваясь в сотни раз, и к концу первого года жизни составляет 1/3-V2 от взрослой нормы. Максимально быстрое развитие зрительной системы происходит в первые месяцы жизни малыша, При этом сам акт зрения стимулирует ее развитие. Только глаз, на сетчатку которого постоянно проецируется окружающий мир, способен развиваться нормально.

Первая-вторая недели жизни. Новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы: под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают. Однако было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого "лица", а если при этом с ним разговаривают, он моргает. Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени. На первой-второй неделе жизни зрение малыша пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что острота зрения у новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0 - т.е. 100%) еще даже не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное - это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь. Поле зрения малыша является резко суженым, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Вторая-пятая недели жизни. Младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике. Приблизительно на пятой неделе жизни появляются координированные движения глаз в горизонтальном направлении. Однако эти движения еще не совершенны - опускание и подымание глаз начинается позже. Малыш способен только на короткое время фиксировать взглядом медленно движущийся предмет и следить за его перемещением. Поле зрения ребенка в возрасте около месяца все еще является резко суженным, малыш реагирует только на те объекты, которые находятся от него на близком расстоянии и в пределах всего 20-30°. Кроме того, острота зрения остается еще очень слабой.

Световой режим и выбор игрушек

Основное условие развития глаз - солнечный свет. А поскольку при рождении зрение ребенка намного слабее зрения взрослого человека, то и потребность в свете у него больше.

При организации детской комнаты необходимо помнить, что световой спектр искусственного освещения, как правило, бывает желтого или синего свечения. Желтый свет мягче и спокойнее для восприятия (именно его лучше использовать для основного освещения комнаты), а синий создает более яркое и насыщенное дневное освещение (такой свет больше подходит для зоны игр или рабочего стола). В качестве основных тонов для оформления детской комнаты должны быть выбраны нежные, природные оттенки: бежевый, золотисто-желтый, нежно-зеленый, нежно-голубой, нежно-розовый, абрикосовый, сиреневый. Пастельные тона успокаивают малютку и не раздражают глазки. Однако психологи не советуют в качестве I основного тона для поверхностей стен, пола, потолка выбирать белый. Это негативно влияет на психику детей. Чтобы привнести в детскую радость и тепло, можно сделать яркими элементы декора, некоторую мебель. Это важно и для развития малыша. Можно повесить над кроваткой яркие игрушки, светильник, покрасить дверь или оконную раму, развесить на стенах картинки в рамочках или панно, а на кресло или кровать положить яркие подушки, прикрепить на занавески разноцветных бабочек.

Значительную роль при обустройстве детской комнаты играет освещение. Правильное освещение очень важно для развития зрения и здоровья глаз ребенка. Хорошо, если основное количество света попадает в детскую через окно. В детской комнате должно быть комбинированное освещение (дневной и электрический свет). Искусственных светильников должно быть как минимум три: основной - потолочная люстра; кроме нее - настенное бра, торшер или настольная лампа и ночник. Хотя настенный светильник может одновременно исполнять роль ночника.

Когда ребенок бодрствует, ему необходим естественный солнечный свет; если его недостаточно, можно добавить электрическое освещение. Спит ребенок лучше не в полной темноте, а при сумеречном свете (возможно, это связано с освещенностью, имевшей место, пока малыш находился в утробе мамы), который можно создать с помощью ночника, имеющий регулятор интенсивности света. Нежелательно резко включать и выключать свет в детской. Это вредит зрению малыша и просто пугает его. Достаточное освещение особенно важно в комнатах с не очень большими окнами и в пасмурную погоду. Рекомендуется освещать комнату лампами накаливания. Источники света, которые устроены по другому принципу (люминесцентные лампы), могут моргать с частотой электрической сети, что не очень благоприятно для глаз ребенка.

Распространенные заблуждения о зрении новорожденного
Бытует мнение, что новорожденный видит все вверх ногами. Однако современные данные это не подтверждают. Ошибочное мнение основывается на том, что глаз человека - инвертивный, т.е. светочувствительные клетки глаза - палочки и колбочки - направлены не навстречу световым лучам, а в обратную сторону. Изображение на сетчатке перевернуто (верх меняется на низ, левая сторона - на правую), и таким оно якобы может осознаваться новорожденным. Опыты, основанные на кратковременном слежении, опровергают это. Установлено, что кора головного мозга, анализирующая изображение, "приспособилась" переворачивать картинку. К суевериям относятся и мнения о том, что малыша нельзя держать перед зеркалом. Небьющееся зеркало, прикрепленное к боковой стенке кроватки или к подвеске, станет для него неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в зеркало, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд собственного отражения и улыбается ему.

Очень важны прогулки на открытом воздухе. Во время прогулки, особенно в парке, малыш будет пристально рассматривать движение листьев. Ему нравится наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра.


Развитие зрительной системы возможно только при постоянном присутствии адекватных раздражителей из внешней среды, т.е. ярких и цветных предметов. Цветные игрушки способствуют нормальному развитию цветоощущения и остроты зрения вашего малыша. Острота зрения - функция, тесно связанная с ощущением цвета. За обе эти функции отвечают одни и те же клетки глаза -колбочки. Цветовое зрение развивается вместе с остротой зрения, и поэтому желательно, чтобы ребенка окружали яркие цветные объекты. Колбочки, которые отвечают за восприятие красного цвета, в самом большом количестве представлены в центре сетчатки, а вот "синих" колбочек там почти нет. Именно центр сетчатки, развиваясь, обладает самой большой разрешающей способностью (зоркостью). У новорожденного малыша этот центр находится в неразвитом состоянии. Поэтому глаз нуждается в большей степени в красных, желтых, зеленых цветах и их оттенках.

Наблюдение
Поле зрения, малыша является резко суженым, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Подбирать игрушки для малыша нужно исходя из его умений на определенном этапе жизни. Так, для новорожденного самой "любимой" игрушкой будете вы сами: ничто ему не нужно сейчас так, как общение с родителями. Даже играть игрушками поможете ему только вы.

Уже на первом месяце жизни нужно начать знакомство ребенка с красками окружающего мира, используя разноцветные пеленки или привязывая к решетке кроватки пестрые лоскутки или цветные ленточки. Можно повесить перед малышом гирлянду. Ее элементы должны быть расположены исходя из особенностей зрения ребенка. Они должны быть не очень мелкими. В центре лучше поместить красный элемент, затем оранжевый (или желтый), зеленый и по краям - синий, Погремушку-гирлянду лучше вешать над кроваткой так, чтобы основные элементы ее располагались над животиком малыша примерно в 30 см.

Пятна на радужной оболочке глаза – яркий пример удивительной функциональной связи между частями тела, на первый взгляд, не связанных между собой. Мало кто знает, что цвет и структура этой ткани могут поведать не только о наследственных свойствах глазного яблока, но и о тех болезнях, которые существуют на данный момент у человека или могут развиться в будущем из-за генетической предрасположенности. В это верится с трудом, но врачи все больше убеждаются в отображении патологий органов, кишечника, легких, печени, почек на внешнем облике радужки глаза. В медицине существует отдельное направление – иридология, которая изучает радужную оболочку. Иридодиагностика, предметом которой является связь между состоянием этой ткани и внутренних органов, относится к сфере нетрадиционной медицины.

Анатомия и физиология радужки

Радужкой называют переднюю часть сосудистой оболочки глаза, окрашенную в тот или иной цвет. Причем иридодиагносты считают нормальными только карие и голубые оттенки. Эти цвета обусловлены окрашенным органическим веществом – пигментом меланином, который содержится во внутреннем слое, где также находятся мышечные волокна. Верхний слой состоит из эпителия и кровеносных сосудов. Поверхность радужки имеет крайне сложную структуру, которая индивидуальна для каждого человека.

По своей функции эта часть глаза является своеобразной диафрагмой, которая регулирует количество света, проникающего в оптическую систему: в хрусталик, стекловидное тело и сетчатку. При слабом освещении мышца внутреннего слоя (круговой сфинктер) открывает отверстие – зрачок, пропуская как можно больше световых лучей, чтобы человек смог получить информацию об окружающем мире. При ярком освещении зрачок максимально уменьшается в диаметре (благодаря мышце-дилататору), чтобы не допустить повреждения светочувствительных клеток. Но это не единственная функция данной части глазного яблока:

  • От избытка света защищает не только уменьшение просвета зрачка, но и пигмент внешней оболочки.
  • Анатомически радужка связана со стекловидным телом и помогает фиксировать его в необходимом положении.
  • Она принимает участие в регуляции внутриглазного давления.

  • Изменения диаметра ее просвета связаны с обеспечением аккомодации – способности видеть отчетливо и близкие, и дальние предметы.
  • Обилие кровеносных сосудов обусловливает ее участие в питании глазного яблока и его терморегуляции.

Цвет глаз: нормы и отклонения

Ребенок рождается с голубыми глазами, так как в его радужной оболочке содержится еще мало меланина. Голубой цвет глаз – рецессивный признак, то есть он подавляется геном карих глаз. Если у обоих родителей глаза голубые, то и ребенок будет иметь подобный оттенок. Если у родителей глаза карие, то это еще не означает, что у них нет гена голубых глаз – он может просто подавляться геном карих глаз, но способен проявиться у потомков. Если мать или отец передали по наследству ген карего цвета радужной оболочки, ребенок станет кареглазым уже на третьем-четвертом месяце жизни, когда в его организме накопится достаточное количество меланина. Но со временем оттенок способен меняться.

Большинство людей на Земле являются кареглазыми. А по утверждению ученых, наши далекие предки не имели вовсе никаких других оттенков глаз. Разнообразие цветов появилось в связи с распространением человечества по планете и проживанием в разных условиях.

Существует четкая закономерность: коренное население стран с жарким климатом, где на земную поверхность попадает много солнечной радиации, является кареглазым.

Снег имеет большую отражательную способность, поэтому народы стран с постоянным снежным покровом также имеют карие глаза. В тех местностях, где природная освещенность гораздо ниже, будет больше голубоглазых людей.

Как утверждают иридодиагносты, все прочие оттенки, в том числе и зеленые, нормой не являются. Это не говорит о том, что зеленоглазому человеку грозит смертельная опасность, но вполне вероятно, что он имеет склонность к каким-то заболеваниям внутренних органов. Торопиться с пугающими догадками не стоит.

Пятна и их значение

Радужка имеет очень неоднородный цвет, и эта неоднородность различна у разных людей. По внешнему краю окрашенной части глаза имеется яркая полоса – в этом месте пигментный слой окружает внешний эпителиальный и выходит на поверхность. Средняя часть радужки может иметь различные лучи, круги, кристаллики, вкрапления, которые могут иметь абсолютно другой оттенок или быть вовсе бесцветными (лишенными меланина). Именно эти пятнышки разной формы и положения интересуют иридодиагностов: были созданы даже специальные карты, по которым можно судить, какой именно орган подвергается риску болезни.

Разобраться в тонкостях иридодиагностики самостоятельно крайне сложно, так же, как и встретить настоящего опытного специалиста-иридодиагноста.

Но можно для общего развития узнать об основных закономерностях связи пятен радужки, ее цвета и нарушений в организме человека.


Радужку делят на радиальные участки:

  • Внутреннее кольцо функционально связано с ЖКТ.
  • Среднее кольцо может свидетельствовать о работе сердца и кровеносных сосудов брюшной полости, желчного пузыря, поджелудочной железы, гипофиза, надпочечников, вегетативной нервной системы и опорно-двигательного аппарата.
  • Во внешнем кольце могут проявляться признаки отклонений, связанных с печенью, селезенкой, состоянием лимфы, кожи, органов дыхания, ануса, уретры и гениталий.
  • По состоянию левого глаза судят об органах, расположенных в левой части организма, аналогично – с правым глазом: он отвечает за правую сторону.

Теперь более детально о возможных признаках болезней по изменению цвета радужной оболочки в целом или ее частей:

  • Зеленые глаза могут быть признаком болезни печени.
  • Появление бесцветных, непигментированных пятнышек говорит о повышении кислотности во внутренней среде организма и вероятности таких заболеваний, как артрит, астма, ревматизм, язвенная болезнь.
  • Появление темных пятен свидетельствует о проблемах с нервной или пищеварительной системой. То есть у человека вполне вероятно развитие нервных расстройств или воспалений желчного пузыря, гастроэнтерита, частых запоров.

  • О проблемах с толстым кишечником сигнализируют четкие радиальные лучи.
  • Штрихи полукруглой или округлой формы способны выдать тайные переживания человека и состояние стресса.
  • Размытое затемнение вокруг пигментированного слоя говорит о нарушениях образования клеток крови, наличии дерматитов и экземы.
  • У аллергиков наблюдаются точки на участках склер, примыкающих к радужной оболочке.

Классификация пятен

В процессе развития иридодиагностики предпринимались попытки систематизировать и классифицировать пятнышки соответственно их свойствам. В частности, этим вопросом занимался Р. Бурдиоль. Он выделил три группы изменений:

  • Токсические пятна двух степеней развития – зарождающиеся и созревшие. Занимают большую территорию, от зрачка до края пигментного слоя, и свидетельствуют о перенесении в прошлом или настоящем интоксикации организма. Причем они могут быть заметны даже у новорожденных, что сигнализирует о перенесении нагрузки токсинами во время болезни матери при беременности. Другая причина – нарушения функций печени при адаптации малыша к новым условиям после рождения. У взрослых такие вкрапления появляются при нагрузке на печень или проблемах с мочевыделением.

  • Пигментные пятна – округлые, со скоплениями зерен пигмента меланина. Предположительно имеют связь с широким кругом нарушений – воспалительных, травматических, интоксикационных состояний. Иридодиагносты считают более достоверной их интерпретацию только в совокупности с другими сопутствующими признаками. По своему оттенку и очертаниям эти пятнышки крайне разнообразны, поэтому и их классификация очень спорна и сложна. Но одной из самых известных является классификация по Р. Бурдиолю, который различает темные, коричнево-красные, светлые, красные и типа «презентного табака». Причем каждый из этих видов подразделяется на множество подвидов (многие их названия тоже весьма своеобразны: «фетровый пигмент» – признак опухолей желудочно-кишечного тракта, красно-коричневые «ежовые» пятна – симптом предрасположенности к сахарному диабету и др.).
  • Остаточные пятна – малые, слабопигментированные, с округлыми четкими границами. Их значение кроется в локализации патологии (по их расположению определяют больной орган), но они сигнализируют о завершении патологического процесса. В иридодиагностике по поводу этих пятнышек тоже существуют различные трактовки и классификации.

Но такие заключения тоже являются спорными и принимаются не только не всеми медиками, но даже не всеми иридодиагностами.

Отсутствие достоверных научных доказательств, с одной стороны, и отсутствие опытных специалистов-иридодиагностов – с другой стороны, приводит к тому, что иридодиагностика остается непризнанной очень многими медиками и пациентами. Однако в нетрадиционной медицине ее методы и подходы часто находят подтверждение на практике, поэтому такая неизведанная область науки еще может получить свое признание и развитие в будущем. В любом случае, если человек «прочитал» по своим глазам о проблемах с органами, не следует паниковать, нужно просто проверить эту информацию с помощью дополнительных методов исследования.

Для супругов, готовящихся стать родителями очень важно знать некоторые особенности ухода за недоношенными малышами, что позволит избежать опасности их заболевания при условии надлежащего ухода.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на глазки недоношенного ребенка, поскольку в виду раннего рождения и не до конца сформировавшейся глазной оболочки такой ребенок подвержен опасному заболеванию - ретинопатии у недоношенных.

Поэтому очень важно осмотреть глазки новорожденного ребенка в первые дни после рождения. У доношенного и здорового малыша зрачки круглые, роговица прозрачная, глазки ясные с зрачком около 3-х мм, конъюнктивы розоватые и гладкие.

Совсем по-другому обстоит дело с недоношенными малышами. Зрачок у них покрыт зрачковой оболочкой или как ее принято называть «флером». В первые часы и дни дни жизни слезные железы ребенка еще достаточно развиты и сформируются они лишь через три недели. По этой причине ваш ребенок на протяжении всего этого времени будет плакать без слез.

Следует знать, что у новорожденного ребенка возможно появление признаков воспаления глазных яблок или век. Как правило, он проявляется вследствие реакции на нитрат серебра - глазные капли, которыми вы закапываете ребенку глаза с целью профилактики бленореи, которая вызывается гонококком. Конъюнктивит может быть вызван также инфекцией.

Симптомы конъюнктивита:

Покраснение слизистой глаза или конъюнктивы;

Постоянно текут слезы;

Имеет место выделение гноя;

На краях век появляется корочка или пленка.

При возникновении подобных симптомов не следует рисковать самолечением, а сразу обратиться к врачу, поскольку не вылеченная или запущенная форма конъюнктивита может стать причиной утери остроты зрения у ребенка. Допускается до прибытия врача протирание глазок ватными шариками со слабым раствором марганцовки.

Бывают случаи нарушений развития зрачков или радужной оболочки:

Различия в размерах зрачков правого или левого глаз;

Смещение относительно центра радужной оболочки;

Полное отсутствие радужной оболочки (сплошной зрачок);

Различия цвета радужки обеих глаз,

Так называемая двухцветная радужка.

При появлении одного или нескольких из вышеописанных признаков необходимо сразу же обратиться к офтальмологу.

У нормальных и здоровых детей зрачок всегда имеет черный цвет, но иногда на зрачке новорожденного можно увидеть белесые либо желтоватые полосы, которые могут полностью закрывать зрачок. Следует знать, что такие мелкие помутнения хрусталика вызваны его развитием и не являются отклонением от нормы. Такие признаки, как правило, нередко имеют место у детей недоношенных и с возрастом сами исчезают без каких-либо негативных последствий.

Но бывает и так, что белый цвет зрачка является следствием развития катаракты – помутнением хрусталика и тогда хирургического вмешательства не избежать. Более того, оно крайне необходимо, поскольку подобный дефект зрения может негативно сказаться на дальнейшем психическом развитии ребенка и стать причиной потери зрения.

Катаракта может быть вызвана наличием других заболеваний, например галактоземии или фенилкетонурии. В любом случае, при возникновении симптомов катаракты (особенно пятен в глубине зрачка), не следует пренебрегать обращением к врачу и проведением необходимых медицинских обследований.

Бывают случаи возникновения у новорожденных пороков в развитии глаз (глаукома), которая имеет следующие симптомы:

Нарушение обмена внутриглазной жидкостью глаза;

Повышенное давление в глазу;

Увеличение глазного яблока;

Приобретение склерой голубоватого цвета;

Светобоязнь ребенка, зажмуривание глазок;

Отек роговицы.

Расширение зрачка;

Глаукома достаточно серьезная болезнь и если своевременно ее не лечить - приводящая к полной потере зрения.

Встречаются в медицинской практике опущение века у ребенка или так называемый птоз. Причины могут быть различны, поэтому необходимо сразу обратиться к врачу-невропатологу. Иногда бывают у детей случаи, когда не полностью смыкаются веки (лагофтальм), причина может быть дистрофия роговицы. Эпикантус - прикрытие складкой кожи внутреннего угла глаза, которое является признаком нормы для детей монголоидной расы, но для европейцев это свидетельствует о нарушении внутриутробного развития. Как правило, незначительный эпикантус с возрастом полностью исчезает.

Автор публикации: Маргарита Игнатова

Появления перед глазами и в структурах глаз белых пятен, точек, «мошек» часто являются симптомами серьезных заболеваний. Поэтому своевременная диагностика и лечение чрезвычайно важны.

«Мушки» перед глазами

Причин для возникновения «мушек» несколько:

  1. Изменения в стекловидном теле. Ведущей причиной, по которым появляются белые пятна в глазах, «летающие мушки» являются деструктивные изменения стекловидного тела. Это вещество имеет однородную гелеобразную прозрачную консистенцию. Оно занимает всю полость глаза, отвечает за его тонус и поддержание сферической формы. Постепенно, в среднем, к 40 годам начинаются его возрастные изменения. При наличии сопутствующих сосудистых патологий они усугубляются. Постепенно стекловидное тело перестаёт быть прозрачным, в нем формируются соединительнотканные волокна. Они отбрасывают на сетчатку тень, которая воспринимается как пятно. При этом, как правило, острота зрения не страдает. Пятна или белые мушки перед глазами, становятся видны пациентом при взгляде на однородную поверхность светлого цвета. Они движутся вместе с глазным яблоком.
  2. Сосудистые нарушения. Если сосуды головного мозга, а именно, кровоснабжающие структуры глаза, уже имеют какие-либо нарушения вследствие, например, остеохондроза шейного отдела, атеросклероза, гипертонической болезни, то физическая нагрузка (поднятие тяжести, физические упражнения, резкое изменение положение тела) могут стать причиной, по которой будет страдать кровоснабжение глаза. Провоцируют сосудистые патологии в структурах глаза:
  • отслойка сетчатки;
  • авитаминоз;
  • кровоизлияние в вещество стекловидного тела;
  • травма глаза или .

Чаще пожилые люди жалуются на белые мушки перед глазами, причины того в большей тенденцией к сосудистым нарушениям у людей преклонного возраста.

Белые пятна

Белые точки в глазах, пятна, помутнения могут быть первичным заболеванием, а могут быть симптомом патологических изменений в разных структурах глаза: хрусталике, роговице, сетчатке.

Изменения хрусталика

Патология хрусталика, основные проявлением которой белые пятна на глазах, является катарактой. Она проявляется его помутнением разной степени. Оно выглядит белым сероватым пятном на зрачке. Катаракта бывает врождённой или приобретённой патологией.

Механизм развития катаракты заключается в дегенеративных изменениях в самом веществе хрусталике. Этим и объясняется то, что эта патология поражает людей преимущественно пожилого возраста.

Лечение катаракты может быть консервативным. Оно применяется на начальных стадиях и заключается в применении препаратов, направленных на улучшение обменных процессов в структурах глаза. В поздних стадиях проводится операция, заключающееся в удалении пораженного хрусталика и замене его интраокулярной линзой.

Изменения роговицы

Помутнения на роговице, которое проявляется белыми пятнами, называется бельмом (лейкомой). Функциональная прозрачность роговицы заменяетесь её помутнением. Оно может быть тотальным или захватывать только часть роговицы. Со временем оно приобретает более плотный желтоватый оттенок. Возникающие на глазах белые точки, пятна могут быть разного размера: микроскопического или видимых невооружённым взглядом пятен. Помутнение может не вызывать нарушений зрения, а может закончиться слепотой.

Возникает помутнение по следующим причинам:

  1. Кератит, возникающий при туберкулезе, сифилисе или другой инфекционной патологии. При этом после воспалительных явлений на роговице остаются рубцовые изменения. Они и являются источником лейком.
  2. При контакте глаз с токсическими веществами.
  3. Вследствие травмы.

Лечение заболевание оперативное. Но первично необходимо излечить ту патологию, которая привела к помутнению роговицы, а уже потом удаляется поражённая роговица с её последующей пластикой.

Изменения сетчатки

Пятна на глазах при патологиях сетчатки возникают при недостаточности её нормального кровоснабжения. Ангиопатия сетчатки является проявлением разных патологий (гипертонической болезни, атеросклероза сосудов, гипотонии, токсического воздействия травмы). Страдая от недостаточности питания, сетчатка истончается, слабеет. Это приводит к её истощению, разрыву, отслоению.

Ангиопатия сетчатки как первичное заболевание возникает у новорождённых в связи с их травмой в родах, гипоксией. У взрослых она обусловлена нарушением тонуса сосудов, в том числе при ВСД.

Вторичная ангиопатия, являющаяся симптомом других заболеваний, характерна для сахарного диабета, атеросклероза, гипертонии. Возникает она и при нарушениях обмена белка в сосудах. Это так называемая ангиопатия Мореля. Диагностируют её у пожилых при . Бывает и юношеская ангиопатия сетчатки (болезнь Илза). Причина её достоверно не установлена. Способствуют формированию ангиопатиии сосудов сетчатки:

  • возраст;
  • токсические воздействия;
  • курение;
  • сколиоз и остеохондроз;
  • аномалии сосудов.

Проявления ангиопатиии сетчатки заключаются в появлении перед глазами мушек, темных точек, пятен. Возможны болезненные ощущения. Нарушается и острота зрения. С течением времени и при отсутствии лечения возникает потеря остроты зрения до его полной утраты.

Иные причины

Пятна перед глазами могут быть симптомом со зрительной аурой. Появление белых пятен перед глазами также можно объяснить зрительной перенагрузкой на глаза. Иногда достаточно отложить чтение, работу с документами, как с бумажными, так и на экране мониторе. И тогда белые точки перед глазами бледнеют и вскоре исчезают совсем.

Таким образом, если возникают белые точки под глазами, причины для этого могут быть разными. В любом случае визит к офтальмологу не должен затягиваться, так как промедление в некоторых случаях грозит потерей зрения.

Как устроен глаз новорожденного?

Однако зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого че-ловека. Анатомическое строение органов зрения, обеспечивающее зрительные функции, в процес-се созревания организма претерпевает значи-тельные изменения. Зрительная система ново-рожденного еще несовершенна, и ей предстоит бурное развитие.

Во время роста малыша глазное яблоко изменя-ется весьма медленно. Наиболее сильное его раз-витие приходится на первый год жизни. Глазное яблоко новорожденного короче глаза взрослого человека на 6 мм (т.е. имеет укороченную переднезаднюю ось). Это обстоятельство - причина того, что глаз недавно родившегося ребенка обла-дает дальнозоркостью, то есть малыш плохо ви-дит близкие предметы. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко, у новорожденного сформированы не полностью. Такая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологи-ческое, т.е. совершенно нормальное для периода новорожденности косоглазие.

Размер роговицы также увеличивается очень медленно. Роговица - передняя часть фиброзной оболочки глазного яблока, которая обусловливает форму глаза, выполняет защитную функцию и яв-ляется преломляющей средой глаза, обеспечива-ющей зрение. У новорожденных она имеет отно-сительно большую толщину, чем у взрослого человека, резко отграничена от белковой оболоч-ки и выступает сильно вперед в виде валика. От-сутствие в роговице глаза кровеносных сосудов объясняет ее прозрачность. Однако у детей пер-вой недели жизни роговица может быть не полно-стью прозрачной из-за временного отека - это нормальное явление, но если оно сохраняется пос-ле 7 дней жизни, то это должно настораживать.

Хрусталик - линза, которая способна сжимать-ся и расправляться, фокусируя наш взгляд на разные расстояния вблизь и вдаль. Хрусталик не имеет ни кровеносных сосудов, ни нервов. У детей и взрослых людей до 25—30 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу. У новорожденных хрусталик имеет целый ряд характерных особенностей: он почти округлой формы, радиусы кривизны передней и его поверхностей почти одинаковы. С возрастом хрусталик плотнеет, вытягивается в длину, приобретает форму чечевичного зерна. Особенно сильно он растет в течение первого года жизни (диаметр хрусталика глаза ребенка в возрасте 0-7 дней составляет 6,0 мм, а в возрасте 1 года -7.1 мм).

Радужная оболочка имеет форму диска, в цен-тре которого находится отверстие (зрачок). Функция радужной оболочки - участие в световой и темновой адаптации глаза. При ярком освещении зрачок суживается, при слабом - расширяется. Ра-дужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много - глаза темно- или светло-карие, а когда мало - серые, зеленоватые или голубые. Радужная оболочка у новорожден-ных содержит мало пигмента (цвет глаз, как пра-вило, голубой), выпуклая и имеет воронкообраз-ную форму. С возрастом радужка становится толще, богаче пигментом и теряет свою первона-чальную воронкообразную форму.

Сетчатка - самая сложная по устройству и вы-полняемым функциям оболочка. Она тонкой пленкой выстилает стенки полости глаза. Сетчат-ка состоит из различных видов клеток, главные из которых палочки, колбочки и нервные клетки. Палочки и колбочки под воздействием света обра-зуют электрические импульсы, которые переда-ются в нервные клетки. Палочки отвечают за чер-но-белое или сумеречное зрение, а также помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и из-за то-го, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (желтом пятне), ку-да приходят лучи, сфокусированные всеми линза-ми глаза, они играют исключительную роль в вос-приятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда.

От палочек и колбочек отходят нервные волок-на, образующие зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг. Сетчатка новорожденных обнаруживает признаки неполного развития. Об особенностях и развитии цветного зрения у малышей будет сказа-но далее.

Специфика зрения новорожденного - мига-тельный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз - малыш не мигает, а вот на яркий и внезап-ный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего раз-вития. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. То есть малыш способен воспринимать только сам свет без восприятия структуры изображения.

Развитие зрения малыша

Внутриутробное зрение ребенка исследовано очень мало, однако известно, что даже рожден-ный на 28-й неделе беременности младенец реа-гирует на яркий свет. Малыш, родившийся на 32-й неделе беременности, закрывает глаза на свет, а родившийся в срок (на 37-40-й неделе) по-ворачивает глаза, а чуть позже и головку к источ-нику света и движущимся предметам.

Процесс совершенствования зрения начинает-ся сразу после рождения. В течение первого года активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения (они расположены в затылочной части), получающие информацию об окружающем мире. «Оттачивается» содружественное (одновременное) движение глаз, нарабатывается опыт зрительного воспри-ятия и пополняется «библиотека» зрительных об-разов. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. Младенцы, которым не-сколько дней от роду, видят вместо лиц неясные силуэты и размытые контуры с пятнами на месте глаз и рта. В дальнейшем острота зрения растет, увеличиваясь в сотни раз, и к концу первого года жизни составляет 1/3-1/2 от взрослой нормы. Мак-симально быстрое развитие зрительной системы происходит в первые месяцы жизни малыша. При этом сам акт зрения стимулирует ее развитие. Только глаз, на сетчатку которого постоянно про-ецируется окружающий мир, способен развивать-ся нормально.

Первая-вторая недели жизни. Новорожден-ные практически не реагируют на зрительные стимулы: под влиянием яркого света у них сужа-ются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают. Однако было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестя-щими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого «лица», а ес-ли при этом с ним разговаривают, он моргает. Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, по-хожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени. На первой-второй неделе жизни зрение малыша пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что ост-рота зрения у новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формирует-ся, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где до-стигается зрение 1,0 - т.е. 100%) еще даже не обра-зовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важ-ное - это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь. Поле зрения малыша является резко суже-ным, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Вторая-пятая недели жизни. Младенец может фиксировать взгляд на любом световом источни-ке. Приблизительно на пятой неделе жизни появ-ляются координированные движения глаз в гори-зонтальном направлении. Однако эти движения еще не совершенны - опускание и подымание глаз начинается позже. Малыш способен только на короткое время фиксировать взглядом медлен-но движущийся предмет и следить за его переме-щением. Поле зрения ребенка в возрасте около месяца все еще является резко суженным, малыш реагирует только на те объекты, которые находят-ся от него на близком расстоянии и в пределах всего 20-30°. Кроме того, острота зрения остается еще очень слабой.

Первый месяц. Малыш способен устойчиво фиксировать взгляд на глазах взрослого. Однако зрение ребенка вплоть до четвертого месяца жиз-ни все еще считается слаборазвитым.

Второй месяц. Ребенок начинает осваивать ближнее пространство. Он фокусирует взгляд на игрушках. При этом задействованы зрение, слух и осязание, которые взаимно дополняют и контро-лируют друг друга. У ребенка складываются пер-вые представления об объемности предмета. Если мимо него «проплывают» красочные игрушки, он будет следить за ними взглядом и во всех направ-лениях: вверх, вниз, влево, вправо. В этот период возникает предпочтение смотреть на контраст-ные простые фигуры (черно-белые полосы, круги и кольца и т.д.), движущиеся контрастные объек-ты и вообще новые предметы. Ребенок начинает рассматривать детали лица взрослого, предметов, узоров.

Таким образом, одним из наиболее важных до-стижений первых двух-трех месяцев будет посте-пенное развитие способности плавно прослежи-вать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

Третий-четвертый месяц. Уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно хоро-ший. Однако ему еще сложно дается плавное не-отрывное слежение за объектом, движущимся по кругу или описывающим в воздухе «восьмерку». Острота зрения продолжает повышаться.

К трем месяцам дети начинают по-настоящему радоваться ярким цветам и подвижным игруш-кам, как, например, подвесные погремушки. Такие игрушки отлично способствуют развитию зрения у ребенка. С этого периода малыш спосо-бен улыбаться, увидев что-то знакомое. Он следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см, а также смотрит на свою руку и предмет, который в ней держит.

Когда ребенок тянется за предметом, он, как правило, неверно оценивает расстояние до него, кроме того, малыш часто ошибается и в определе-нии объемности предметов. Он пытается «взять» цветок с платья мамы, не понимая, что этот цве-ток составляет часть плоского рисунка. Это объяс-няется тем, что вплоть до конца четвертого меся-ца жизни мир, отраженный на сетчатке глаза, все еще остается двухмерным. Когда малыш откроет третье измерение и сможет оценить расстояние до своей любимой погремушки, он научится со-вершать прицельное хватание. Анализируя ма-лейшие расхождения между зрительными образа-ми обоих глаз, мозг получает представление о глубине пространства. У новорожденных сигналы поступают в мозг в смешанном виде. Но постепен-но нервные клетки, воспринимающие картину, разграничиваются, и сигналы становятся четки-ми. Восприятие объема у детей развивается тогда, когда они начинают передвигаться в простран-стве.

В возрасте четырех месяцев ребенок способен предугадывать события, которые должны про-изойти. Всего несколько недель назад он продол-жал кричать от голода до тех пор, пока сосок не попадал к нему в рот. Теперь, увидев маму, он тут же реагирует тем или иным способом. Он может либо замолчать, либо начать кричать еще громче. Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенном стереотипе. Таким образом, можно заметить установление связи между зрительными способностями и со-знанием. Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов (для чего эти предметы предназначены), он приобре-тает способность реагировать на их исчезнове-ние. Малыш будет следить за двигающейся по-гремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Ребенок пытает-ся восстановить в памяти траекторию движения погремушки.

Где-то между тремя и шестью месяцами жизни ребенка сетчатая оболочка его глаз развивается настолько, что он может различать мелкие дета-ли предметов. Малыш уже способен переводить взгляд с близкого предмета на отдаленный и об-ратно, не теряя его из вида. С этого периода у ма-лыша развиваются следующие реакции: морга-ние при быстром приближении предмета, рассматривание себя в отражении зеркала, узна-вание груди.

Шестой месяц. Ребенок активно рассматривает и обследует свое ближайшее окружение. Он мо-жет испугаться, оказавшись в новом месте. Теперь для ребенка особенно важными являются зри-тельные образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш, играя со своей любимой игрушкой, ударял по предмету в поисках интересных ощу-щений, затем хватал ее, чтобы засунуть в рот. Ше-стимесячный ребенок уже берет предметы, чтобы рассмотреть их. Хватание становится все более точным. На основе этого формируется зрительное представление о расстоянии, что, в свою очередь, развивает у малыша трехмерное восприятие. Ре-бенок способен выбрать взглядом любимую иг-рушку. Ему уже удается фокусировать свои глаза на предмете, находящемся на расстоянии 7- 8 см от его носа.

Седьмой месяц. Одна из самых характерных особенностей ребенка в этот период - умение за-мечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же обнаруживает рисунок на новой простыне. Кроме того, он начинает интере-соваться взаимосвязью окружающих предметов.

Восьмой-двенадцатый месяцы. В этот период ребенок воспринимает предмет не только в це-лом, но и по его частям. Он активно начинает ис-кать предметы, которые внезапно исчезают из по-ля его зрения, т.к. понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом мес-те. Выражение лица малыша меняется в зависимо-сти от выражения лица взрослого. Он способен от-личить «своих» от «чужих». Острота зрения еще увеличивается.

От года до 2 лет. Достигается почти полная со-гласованность движений глаз и рук. Ребенок на-блюдает, как взрослый пишет или рисует каранда-шом. Он способен понимать 2-3 жеста («пока», «нельзя» и др.)

В возрасте от 3 до 4 лет зрение ребенка становится почти таким же, как и у взрослого человека.

Новорожденные не различают цветов, так как зрительный анализатор у них еще не совсем развит. Способность диффе-ренцировать цвета появляется у малышей в промежутке от ше-сти недель до двух месяцев. Отмечают, что различие цветов на-чинается, прежде всего, с восприятия желтого и красного цветов, а способность распознавать синий и зеленый цвета воз-никает позже. Обычно формирование цветового зрения закан-чивается к 4-5 годам.



Тахикардия