Повышенная тревожность - симптомы, причины, что делать, лечение. Тревожные состояния — эффективные методы лечения и профилактика

Фармацевтическая опека: симптоматическое лечение тревожных состояний

И. А. Зупанец, Н. В. Бездетко, Национальный фармацевтический университет

Темп современной жизни, бурное развитие информационных технологий, зачастую неблагоприятная социальная ситуация оказывают сильное воздействие на нервную систему человека, его психическое здоровье. В условиях повышенного нервного напряжения работают преподаватели, врачи, работники сферы обслуживания и др. Стресс, невроз - эти диагнозы встречаются все чаще. По данным ВОЗ стрессу подвергаются не менее 10–35% жителей различных стран мира. Стресс неизбежно приводит к снижению работоспособности, трудовой активности, ухудшению качества жизни, к социальной дезадаптации. Одним из характерных проявлений воздействия стресса на человека является беспричинное беспокойство, волнение, тревожное состояние. Пациенты с симптомами повышенной эмоциональной возбудимости, тревожности нуждаются в особенно внимательном, деликатном отношении работника аптеки. Рекомендации провизора по симптоматическому лечению тревожных состояний могут значительно улучшить самочувствие таких пациентов, повысить качество жизни.

Беспокойство, волнение, тревожное состояние

Беспокойство, волнение, тревожное состояние - это навязчивое чувство ожидания чего-либо неприятного, неопределенной угрозы, надвигающейся опасности. В отличие от эмоции страха тревога не имеет определенного источника, это «страх неизвестно чего». Психологи различают тревогу как состояние и тревожность как черту личности. Тревога как состояние присуща всем нам. Определенный уровень тревоги необходим для мобилизации эмоциональных, интеллектуальных и волевых ресурсов человека. Этот оптимум тревоги у каждого свой, зависит от индивидуальных свойств человека.

Длительно сохраняющееся тревожное состояние сопровождается подавленностью настроения, потерей интереса к любимому роду занятий, агрессивностью по отношению к окружающим. Частым спутником тревожных состояний являются головная боль, сердцебиение, ухудшение аппетита, расстройства сна, которые существенно влияют на качество жизни. Без соответствующей медикаментозной и/или немедикаментозной коррекции тревожное состояние может стать первым предвестником невроза, поэтому следует использовать все имеющиеся возможности для его лечения.

Наиболее распространенные причины тревожных состояний

Чаще всего в основе этих расстройств лежат производственные или бытовые проблемы, вселяющие тревогу или сопровождающиеся неопределенностью: состояние здоровья родных и близких; неприятности на работе или в семье, ожидание решения жизненно важных проблем, ожидание важных событий (экзамены, изменение семейного статуса, перемена места работы и др.).

В ряде случаев состояние повышенной тревожности является проявлением одного из соматических заболеваний. Среди таких заболеваний чаще всего встречаются:

  • повышенная активность щитовидной железы (тиреотоксикоз);
  • стенокардия (нарушение кровообращения в коронарных сосудах);
  • понижение уровня глюкозы в крови (гипогликемия);
  • избыток гормонов, вырабатываемых надпочечниками;
  • синдром абстиненции - воздержание от никотина, алкоголя, снотворных препаратов, наркотических средств;
  • побочное действие лекарственных препаратов.

Повышенная тревожность может быть симптомом серьезного психического заболевания - шизофрении, маниакально-депрессивного психоза.

Наиболее распространенные причины тревожности у детей

У детей причиной возникновения тревоги почти всегда является внутренний конфликт, несогласие с самим собой. При этом повышенная тревожность может проявляться беспокойным, раздражительным поведением, грубостью по отношению к окружающим или наоборот - полной апатией, безразличием, отказом от любых стремлений. Важно, чтобы тревожность не стала личностной чертой ребенка. Такие люди постоянно неуверенны в себе и своих решениях, все время ждут неприятностей, эмоционально неустойчивы, мнительны, недоверчивы, капризны и раздражительны. А это уже предвестник развивающегося невроза. Развитию патологической тревожности у детей способствуют:

  • эмоциональная холодность со стороны близких;
  • завышенные требованиям со стороны взрослых, не соответствующие возможностям и стремлениям ребенка;
  • противоречивые требования к ребенку, исходящие от разных лиц (например, мама запрещает то, что разрешает бабушка).

Хотя практика показывает, что у детей зачастую вполне можно обойтись без медикаментозной коррекции тревожных состояний, большинство родителей доверяют лекарствам.

Лекарственные средства, прием которых наиболее часто может сопровождаться повышенной тревожностью, эмоциональной возбудимостью

  • Симпатомиметики (в том числе препараты для лечения бронхиальной астмы, сосудосуживающие препараты для лечения ринита, комплексные средства для купирования симптомов простуды)
  • Препараты гормонов щитовидной железы
  • Общетонизирующие средства (настойка женьшеня, лимонника и др.) - при передозировке
  • Препараты, содержащие кофеин, при длительном приеме или приеме больших доз

«Угрожающие» симптомы при повышенной тревожности

При возникновении повышенной тревожности на фоне какой-либо сложной жизненной ситуации очень важно не пропустить серьезное заболевание, которое может сопровождаться симптомом тревоги. Признаками такого заболевания могут быть:

  • боль в груди, которая отдает в руку, шею, челюсть (особенно в левую половину тела);
  • неравномерное или учащенное сердцебиение;
  • одышка, учащенное или затрудненное дыхание;
  • высокое артериальное давление;
  • тревога сопровождается тошнотой, рвотой, расстройствами стула, потерей веса;
  • тревога сопровождается ощущением жара, потливостью, сухостью во рту;
  • тревога возникает натощак или после физической нагрузки (нередко отмечается при сахарном диабете);
  • тревога появляется на фоне приема какого-либо лекарственного препарата или его отмены;
  • тревога сопровождается паническими настроениями, страхами.

Направления лечения пациентов с симптомом повышенной тревожности

Постоянная тревожность и связанные с ней отрицательные эмоции могут в значительной мере отражаться на здоровье. Лечение тревожного симптома сочетает воздействие на физическое, умственное и эмоциональное состояние. В первую очередь пациенту следует проанализировать сложившуюся ситуацию и найти источник тревоги. Чрезвычайно полезно обучение простым методам расслабления (релаксации), одним из простейших является глубокое спокойное дыхание. Важное значение имеет сбалансированное регулярное питание и полноценный сон 7–8 часов в сутки.

При проявлении тревожности у ребенка надо повышать его самооценку, хвалить как можно чаще, не скупиться на проявление любви, предоставить ему полную свободу для инициативы.

В большинстве случаев указанных мер в сочетании с применением безрецептурных препаратов седативного действия оказывается достаточно.

В более сложных случаях необходимо обращаться к врачу.

Лекарственные препараты, используемые при повышенной тревожности и условия их рационального применения

Для симптоматического лечения повышенной тревожности широко используются растительные препараты. Многие люди с тревожными состояниями, повышенной эмоциональной возбудимостью предпочитают применять именно их для своего лечения. В случае не резко выраженных симптомов это может быть вполне оправданно. Существует мнение, что комплекс активных веществ растений, сформировавшийся в живой клетке, имеет большее сродство с человеческим организмом, чем изолированное химически чистое действующее вещество, легче ассимилируется и дает меньше побочных эффектов.
Сложность применения фитопрепаратов заключается в том, что в каждом из растений содержится целый ряд биологически активных веществ, обладающих разносторонней активностью. В связи с этим достаточно важное значение имеет правильный выбор и применение как отдельных лекарственных растений, так и специальных лекарственных сборов, содержащих в ряде случаев до 15–20 лекарственных растений. Особенно важным является строгий учет возможных побочных эффектов, которые могут встречаться у растительных препаратов так же часто, как и при применении синтетических веществ.

Валериана лекарственная

Препараты на ее основе (настои, настойки, экстракты, а также микстуры в комбинации с другими комплексными средствами) уменьшают возбудимость ЦНС, вследствие чего их широко используют в качестве седативных средств. Доказано, что препараты валерианы снижают рефлекторную возбудимость в центральных отделах нервной системы и усиливают тормозные процессы в нейронах корковых и подкорковых структур головного мозга.

Успокаивающее действие валерианы особенно отчетливо проявляется при нервном возбуждении.

Препараты валерианы противопоказаны при индивидуальной непереносимости.

Пустырник

Препараты пустырника - настои, настойки и экстракты - используют при повышенной возбудимости, неврастении и неврозах как у взрослых, так и у детей и подростков. Установлено, что препараты пустырника обладают успокаивающим действием на центральную нервную систему, замедляют ритм сердца, увеличивают силу сердечных сокращений и понижают артериальное давление. Считается, что седативный эффект настойки пустырника в 2–3 раза сильнее, чем настойки валерианы.

Оказывая седативное действие, препараты пустырника во всех лекарственных формах не нарушают процесса усвоения и воспроизведения информации, не изменяют адекватности поведения, не вызывают снижения мышечного тонуса (миорелаксации) и нарушения координации движений.

Пассифлора

Действует как успокаивающее средство, ее эффект сильнее воздействия бромидов и при этом не вызывает неприятного тяжелого самочувствия после пробуждения. Пассифлора прекрасно снимает нервное возбуждение, связанное с отменой алкоголя и наркотических препаратов.

Препараты пассифлоры противопоказаны при стенокардии, выраженном атеросклерозе.

Пион

Оказывает успокаивающее действие на ЦНС, хорошо снимает повышенное возбуждение, чувство тревоги, последствия стресса, способствует восстановлению сил во время сна.

Показан при нарушениях сосудистого тонуса (вегето-сосудистой дистонии), бессоннице невротического характера, климактерических неврозах. Противопоказан при индивидуальной непереносимости.

Мята

Мята перечная содержит ментол, обладающий выраженной способностью расширять сосуды сердца и головного мозга (рефлекторное действие), а также действовать успокаивающе при неврозах, бессоннице, повышенной возбудимости. Наряду с успокаивающими мята перечная обладает также желчегонными и спазмолитическими свойствами. Сходным эффектом обладает также мята лимонная (мелисса).

Мята - обязательный компонент для производства таких препаратов, как валидол, капли Зеленина.

Препараты противопоказаны при индивидуальной непереносимости.

Боярышник

Препараты боярышника понижают возбудимость центральной нервной системы (не оказывая при этом общего угнетающего действия), тонизирующе влияют на сердечную мышцу, усиливают кровообращение в сосудах сердца и мозга, уменьшают явления тахикардии и аритмии, снимают неприятные ощущения в области сердца, улучшают сон и общее состояние больных. Показаны при вегетоневрозах с признаками расстройства кровообращения, тахикардии, повышенном артериальном давлении, атеросклерозе сосудов, бессоннице, при повышенной функции щитовидной железы, климактерических расстройствах.

Настойка из цветков боярышника эффективнее, чем препараты из плодов боярышника.

Хмель обыкновенный

Ценность этого травянистого многолетнего растения не ограничивается его использованием в качестве сырья для пивоваренной промышленности. Нейротропное действие препаратов из шишек хмеля связывают с наличием в них лупулина, оказывающего успокаивающее действие на ЦНС. В педиатрии он может применяться по 3–15 капель 3 раза в день (до еды с небольшим количеством жидкости) в зависимости от возраста и симптомов.

Масло хмеля (наряду с другими компонентами) входит в состав препаратов «Валокордин», «Корвалдин», «Валоседан».

Бромиды

Основное действие солей брома (бромидов) связывают с усилением процессов торможения в коре головного мозга. Эффект бромидов в значительной мере зависит от типа нервной системы и ее функционального состояния: у людей с сильным типом высшей нервной деятельности для получения одинакового эффекта необходимы большие дозы, чем у людей со слабым типом. Наиболее отчетливо действие бромидов проявляется при выраженной эмоциональной лабильности, неврозах.

Соли брома выводятся из организма в течение длительного времени - снижение содержания брома в крови на 50% происходит в течение 12 дней, а следы брома обнаруживаются в крови через месяц и более.

В связи с медленным выведением из организма бромиды кумулируют и могут явиться причиной хронического отравления - бромизма. Явления бромизма проявляются общей заторможенностью, апатией, нарушением памяти. В связи с раздражающим действием брома на слизистые одним из ранних проявлений бромизма могут быть симптомы, напоминающие простудное заболевание: ринит, конъюнктивит, кашель, а также понос, кожные высыпания.

Соли брома (натрия бромид и калия бромид) входят в состав очень многих комплексных успокаивающих препаратов (адонис-бром, валокормид).

Гомеопатические средства

В последние годы все большее внимание уделяется гомеопатии. Из безрецептурных гомеопатических средств при повышенной тревожности, стрессах, бессоннице, повышенной раздражительности чаще всего используют сноверин, шалун и др. Их можно применять в педиатрии (сноверин - как до 6 лет, так и после; шалун - после 5 лет). Препараты не вызывают дневной сонливости, нарушений координации движений, привыкания.

При использовании гомеопатических средств следует помнить, что они совместимы с другими лекарственными средствами. Однако применение фитопрепаратов (особенно мяты), курение, прием алкоголя ослабляет их терапевтическое действие.

Транквилизаторы

Транквилизаторы, или анксиолитики (диазепам, нитразепам, тазепам и др.) обладают более выраженным действием на ЦНС, чем растительные препараты и бромиды. Они уменьшают внутреннее напряжение, устраняют чувство беспокойства, тревоги, страха. Уменьшая эмоциональное напряжение, способствуют наступлению сна.

В связи с тем, что к данным препаратам возможно привыкание, развитие психической зависимости, они назначаются врачом и отпускаются строго по рецептам, выписанным на бланках формы № 3.

Сравнительная характеристика лекарственных средств, применяемых для лечения симптомов тревожности

Комбинированные лекарственные препараты
Торговое название Состав Возможность назначения Характерные особенности и побочные эффекты
беременным детям
Адонис-бром Экстракт травы горицвета весеннего, калия бромид Противопоказан После 12 лет При длительном применении возможно замедление сердечного ритма. Редко может раздражать слизистую ЖКТ, вызывать тошноту.
Антистресс Экстракт плодов боярышника, настойка пиона, настойка пустырника, настойка мяты перечной, настойка душицы, глутаминовая кислота, лимонная кислота + После 3 лет Мягкое снотворное и успокаивающее средство
Бромкамфора Камфора бромистая + После 3 лет с перерасчетом дозы Успокаивающее действие на ЦНС, улучшение сердечной деятельности. Редко может раздражать слизистую ЖКТ, вызывать тошноту
Валокормид Настойка валерианы, настойка ландыша, настойка красавки, натрия бромид, ментол - - Успокаивающее и спазмолитическое действие. При применении возможны головокружение, сонливость, замедление сердечного ритма
Валоседан Экстракт валерианы, настойка хмеля, настойка боярышника, настойка ревеня, барбитал натрия - - При применении возможны головокружение, сонливость
Валокордин Этиловый эфир бромизовалериановой кислоты, фенобарбитал, масло мяты перечной, масло хмеля - -
Дормиплант Экстракт мелиссы, экстракт валерианы + +
Корвалол Этиловый эфир бромизовалериановой кислоты, фенобарбитал натрия, масло мятное - - При применении возможны головокружение, сонливость, замедление сердечного ритма
Нервогран Экстракт мяты перечной, экстракт мелиссы, экстракт валерианы, ромашка аптечная, трава тысячелистника - После 3 лет Успокаивающее, спазмолитическое и легкое анальгетическое действие.
Новопассит Гвайфенезин, экстракт боярышника, экстракт хмеля, экстракт зверобоя, экстракт мелиссы, экстракт валерианы, экстракт бузины черной - После 12 лет Успокаивающее и спазмолитическое действие. При применении возможны головокружение, сонливость, тошнота, изжога, диарея, запор, кожная сыпь, мышечная слабость. Противопоказан при заболеваниях ЖКТ
Персен Экстракт валерианы, экстракт мяты перечной, экстракт мелиссы + После 6 лет Успокаивающее, легкое снотворное действие
Санасон Экстракт валерианы, экстракт хмеля + После 6 лет Успокаивающее, легкое снотворное действие
Фитосед Плоды боярышника, трава пустырника, шишки хмеля, плоды овса, трава мелиссы, плоды кориандра, трава донника - После 12 лет Успокаивающее, спазмолитическое, легкое снотворное действие

Фармацевтическая опека при применении седативных препаратов

  • Применение спиртсодержащих настоек в ряде случаев (дети раннего возраста, беременные, лица, отвыкающие от алкогольной зависимости и др.) нецелесообразно - спирт может вызвать как изменения в выраженности эффекта действующих веществ, так и реакции на него пациента.
  • Все седативные препараты усиливают действие снотворных и могут сами оказывать снотворный эффект при приеме больших доз.
  • Прием седативных препаратов перед сном способствует засыпанию при бессоннице.
  • Седативные препараты могут усиливать действие анальгетиков, особенно у лиц с повышенной эмоциональной возбудимостью.
  • Наилучший эффект седативные препараты проявляют при длительном систематическом применении (2–3 недели и более).
  • Настойки лекарственных растений следует хранить в темном прохладном месте.
  • Адонис-бром начинает действовать через 2–4 часа.
  • Во время приема адонис-брома следует уменьшить потребление поваренной соли.
  • Во время приема адонис-брома следует соблюдать диету, богатую калием - картофель в мундире, курага, изюм и др.
  • Адонис-бром и бромкамфора наряду с седативным действием улучшают сердечную деятельность, поэтому особенно показаны лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
  • Бромкамфору следует принимать после еды - при приеме натощак она может вызывать боли в желудке.
  • Соли брома медленно выводятся из организма, могут кумулировать и вызывать явления бромизма.
  • При первых проявлениях «бромизма» прием препаратов следует немедленно прекратить! Антидотом является хлорид натрия.
  • Препараты валерианы усиливают действие снотворных.
  • Препараты валерианы обладают желчегонным действием, стимулируют секрецию желез желудочно-кишечного тракта.
  • При лечении детей раннего возраста чаще используют настои корня валерианы.
  • Детям назначают жидкие препараты валерианы - столько капель на один прием, сколько лет ребенку.
  • Таблетки экстракта валерианы более удобны в применении, но настойка оказывает более выраженный эффект.
  • Экстракт пустырника противопоказан при беременности.
  • При приеме новопассита следует воздерживаться от видов деятельности, требующих концентрации внимания (вождение автомобиля и т.п.).

Литература

  1. Вейн А. М., Дюкова Г. М. Неврозы в практике невролога // Междунар. журн. мед. практики.- 2000.- № 4.- С. 31–37.
  2. Ганич А. Н., Фатула Н. И. Фитотерапия.- Ужгород, 1993.- 313 с.
  3. Георгиевский В. П., Комиссаренко Н. Ф., Дмитрук С. Е. Биологически активные вещества лекарственных растений.- Новосибирск: Наука, 1990.- 333 с.
  4. Дев’яткіна Т. О., Важнича М. О. Сучасні підходи до фармакологічної корекції стресу // Ліки України.- 2000.- № 1–2.- С. 44–50.
  5. Компендиум 2000/2001 - лекарственные препараты / Под ред. В. Н. Коваленко, А. П. Викторова.- К.: Морион, 2001.- 1462 с.
  6. Петков В. Современная фитотерапия.- София, 1998.- 504 с.
  7. Современные лекарства безрецептурного отпуска / Под ред. А. Л. Трегубова.- М.: ООО «Гамма-С. А.», 1999.- 362 с.
  8. Соколов С. Я. Фитотерапия и фитофармакология: Руководство для врачей.- М.: Медицинское информационное агентство, 2000.- 976 с.
  9. Федина Е. А., Таточенко В. К. Фармацевты и самопомощь.- М.: Классик-Консалтинг, 2000.- 116 с.
  10. Фитотерапия с основами клинической фармакологии / Под ред. В. Г. Кукеса.- М.: Медицина, 1999.- 192 с.

Тревожность - это склонность человека к переживанию состояния тревоги. Чаще всего тревожность человека связана с ожиданием социальных последствий его успеха или неудачи. Тревога и тревожность тесно связаны со стрессом. С одной стороны, эмоции тревожного ряда являются симптомами стресса. С другой стороны, исходный уровень тревожности определяет индивидуальную чувствительность к стрессу.

Тревога - беспочвенное неопределенное волнение, предчувствие опасности, грозящей катастрофы с ощущением внутреннего напряжения, боязливого ожидания; может осознаваться как беспредметное беспокойство.

Повышенная тревожность

Повышенная тревожность как личностная характеристика часто формируется у людей, которым родители часто что-либо запрещали и пугали последствиями, такой человек мог длительные промежутки времени находиться в состоянии внутреннего конфликта. Например, ребенок в возбуждении предвкушает приключение, а родитель ему: «это – нельзя», «надо так-то», «то-то – опасно». И тогда радость от предстоящей поездки в поход заглушается звучащими в голове запретами и ограничениями, а на выходе мы получаем тревожное состояние.

Такую схему человек переносит во взрослую жизнь, и вот она – повышенная тревожность. Привычка обо всем тревожиться может наследоваться, человек повторяет паттерны поведения беспокойной, обо всем переживающей матери или бабушки и получает «в наследство» соответствующую картину мира. В ней он предстает неудачником, на голову которого непременно должны упасть все возможные кирпичи, а по-другому и быть не может. Такие мысли всегда связаны с сильной неуверенностью в себе, которая начала формироваться еще в родительской семье.

Такого ребенка, скорее всего, отгораживали от деятельности, делали многое за него и не давали получить какой-либо опыт, особенно негативный. Как следствие - формируется инфантильность, постоянно присутствует страх перед ошибкой.

Во взрослой жизни люди редко осознают эту модель, но она продолжает работать и влиять на их жизнь - страх ошибки, неверие в свои силы и способности, недоверие миру порождают постоянное чувство тревоги. Такой человек будет стремиться все контролировать в своей жизни и жизни близких, ведь его воспитали в атмосфере недоверия миру.

Такие установки, как: «мир небезопасен», «постоянно нужно ждать подвоха откуда угодно и от кого угодно» - являлись в его родительской семье определяющими. Это может быть связано с семейной историей, когда родители получали аналогичные послания от своих родителей, переживших, например, войну, предательство, много лишений. И вроде, сейчас уже все хорошо, а память о тяжелых событиях сохраняется на несколько поколений.

В отношении других тревожный человек не верит в их способность сделать что-то самостоятельно хорошо именно потому, что его самого всю жизнь били по рукам и убеждали, что сам он ничего не может. Сформированная в детстве выученная беспомощность проецируется и на других. «Сколько ни старайся, все равно без толку» И тогда - «и на меня кирпич, конечно же, упадет, и мой близкий этого не избежит»

Человек, воспитанный в такой картине мира, постоянно находится в рамках долженствования - ему когда-то внушили, каким он должен быть и что делать, какими должны быть другие люди, иначе его жизнь не будет в безопасности, если все будет идти не «так, как должно». Человек загоняет себя в ловушку: ведь в реальной жизни не может (да и не должно!) все соответствовать когда-то усвоенным представлениями, невозможно все держать под контролем, и человек, чувствуя, что «не справляется», производит все больше тревожных мыслей.

Также на формирование личности, склонной к тревожности, имеют прямое влияние стрессы, психотравмы, ситуация небезопасности, в которой человек находился долгое время, например, физические наказания, отсутствие эмоционального контакта с близкими. Все это формирует недоверие к миру, желание все контролировать, обо всем тревожиться и мыслить негативно.

Повышенная тревожность не дает жить здесь и сейчас, человек постоянно избегает настоящего, находясь в сожалениях, опасениях, беспокойстве о прошлом и будущем. Что можно сделать для себя, помимо работы с психологом, как справиться с тревогой самому, хотя бы в первом приближении?

Причины тревожности

Как и стресс в целом, состояние тревоги не может быть названо однозначно плохим или хорошим. Тревога и беспокойство представляют собой неотъемлемые компоненты нормальной жизни. Иногда тревога является естественной, адекватной, полезной. Каждый человек чувствует тревогу, беспокойство или напряжение в определенных ситуациях, особенно, если он должен сделать что-то необычное или подготовиться к этому. Например, выступление перед аудиторией с речью или сдача экзамена. Человек может испытывать беспокойство, идя по неосвещенной улице ночью или когда он заблудился в чужом городе. Этот вид тревоги нормален и даже полезен, так как побуждает подготовить выступление, изучить материал перед экзаменом, задуматься о том, действительно ли нужно выходить на улицу ночью в полном одиночестве.

В других случаях тревога является неестественной, патологической, неадекватной, вредной. Она становится хронической, постоянной и начинает появляться не только в стрессовых ситуациях, но и без видимых причин. Тогда тревога не только не помогает человеку, но, наоборот, начинает мешать ему в его повседневной деятельности. Тревога действует двояко. Во-первых, она оказывает влияние на психическое состояние, заставляя нас переживать, снижает способность к концентрации внимания, иногда вызывает нарушения сна. Во-вторых, она оказывает эффект и на общее физическое состояние, являясь причиной таких физиологических нарушений, как учащённый пульс, головокружение, дрожь, расстройства пищеварения, потливость, гипервентиляцию лёгких и др. Тревога становится болезнью, когда сила испытываемого беспокойства не соответствует ситуации. Это повышенное беспокойство выделяется в отдельную группу заболеваний, известных как патологические тревожные состояния. Такими заболеваниями в той или иной форме хоть раз в жизни страдают не менее 10% людей.

Расстройства на фоне посттравматического стресса обычны среди ветеранов войн, но страдать ими может любой человек, переживший события, выходящие за рамки обычной жизни. Часто в снах такие события переживаются вновь. Генерализованные расстройства на основе тревожного состояния: в этом случае человек ощущает постоянное чувство тревоги. Часто это становится причиной загадочных физикальных симптомов. Иногда врачи долго не могут разобраться в причинах того или иного заболевания, назначают множество анализов для обнаружения болезней сердца, нервной и пищеварительной систем, хотя на самом деле причина таится в психических нарушениях. Расстройство адаптации. Состояние субъективного дистресса и эмоционального беспокойства, препятствующее нормальной деятельности и возникающее во время адаптации к значительному изменению в жизни или стрессовому событию.

Типы тревожности

Паника

Паника представляет собой неожиданные, периодически повторяющиеся приступы сильного страха и тревоги, часто совершенно беспричинные. Это может сочетаться с агорафобией, когда больной избегает открытых пространств, людей, боясь впасть в панику.

Фобии

Фобии это нелогичные страхи. В эту группу расстройств входят социальные фобии, при которых больной избегает появляться на людях, говорить с людьми, питаться в ресторанах, и простые фобии, когда человек боится змей, пауков, высоты и др.

Навязчивые маниакальные расстройства

Навязчивые маниакальные расстройства - состояние, когда у человека периодически возникают однотипные идеи, мысли и желания. Например, он постоянно моет руки, проверяет, выключено ли электричество, заперты ли двери и др.

Расстройства на фоне посттравматического стресса

Расстройства на фоне посттравматического стресса обычны среди ветеранов войн, но страдать ими может любой человек, переживший события, выходящие за рамки обычной жизни. Часто в снах такие события переживаются вновь.

Генерализованные расстройства на основе тревожного состояния

В этом случае человек ощущает постоянное чувство тревоги. Часто это становится причиной загадочных физикальных симптомов. Иногда врачи долго не могут разобраться в причинах того или иного заболевания, назначают множество анализов для обнаружения болезней сердца, нервной и пищеварительной систем, хотя на самом деле причина таится в психических нарушениях.

Симптомы тревожности

Люди с тревожными расстройствами имеют различные физические симптомы, в дополнение к нефизическим симптомам, которые характеризуют данный тип расстройств: чрезмерная, ненормальная тревожность. Многие из этих симптомов аналогичны тем, которые представлены у лиц, страдающих такими заболеваниями, как: инфаркт миокарда или инсульт, и это ведет к дальнейшему возрастанию тревожности. Ниже приводится список физических симптомов, связанных с тревожностью и беспокойством:

  • дрожь;
  • несварение желудка;
  • тошнота;
  • понос;
  • головная боль;
  • боли в спине;
  • учащенное сердцебиение;
  • онемение или "мурашки" в руках, кистях или ногах;
  • потоотделение;
  • гиперемия;
  • беспокойство;
  • легкая усталость;
  • трудности с концентрацией;
  • раздражительность;
  • мышечное напряжение;
  • частое мочеиспускание;
  • трудности с засыпанием или сон;
  • легко наступающая испуганность.

Лечение тревожности

Тревожные расстройства можно эффективно лечить рациональным убеждением, лекарствами или тем и другим. Поддерживающая психотерапия может помочь человеку разобраться в психологических факторах, которые провоцируют тревожные расстройства, а также научить постепенно с ними справляться. Проявления тревоги иногда уменьшаются с помощью релаксации, биологической обратной связи и медитации. Имеется несколько видов лекарств, позволяющих некоторым больным избавиться от таких мучительных явлений, как чрезмерная суетливость, мышечное напряжение или неспособность уснуть. Приём этих лекарств безопасен и эффективен, если Вы следуете указаниям своего врача. При этом прием алкоголя, кофеина, а также курение сигарет, что может усилить тревогу следует избегать. Если Вы принимаете лекарства по поводу тревожного расстройства, то обратитесь сначала к своему врачу, прежде чем начать употреблять алкогольные напитки или принимать какие бы то ни было иные лекарства.

Не все методы и схемы лечения одинаково хорошо подходят всем больным. Вам и Вашему врачу следует вместе решить, какое сочетание методов лечения лучше всего подойдёт именно для вас. Принимая решение о необходимости лечения, следует иметь в виду, что в большинстве случаев тревожное расстройство не проходит самостоятельно, а трансформируется в хронические заболевания внутренних органов, депрессию или принимает тяжелую генерализованную форму. Язвенная болезнь желудка, гипертоническая болезнь, синдром раздраженного кишечника и многие другие заболевания нередко являются следствием запущенного тревожного расстройства. Основу терапии тревожных расстройств составляет психотерапия. Она позволяет выявить истинную причину развития тревожного расстройства, обучить человека способам расслабления и контроля над собственным состоянием.

Специальные методики позволяют снизить чувствительность к провоцирующим факторам. Эффективность лечения во многом зависит от желания больного исправить ситуацию и времени, прошедшего от появления симптомов до начала терапии. Медикаментозное лечение тревожных расстройств включает в себя применение антидепрессантов, транквилизаторов, адреноблокаторов. Бетта-адреноблокаторы применяются для снятия вегетативных симптомов (сердцебиение, повышение артериального давления). Транквилизаторы уменьшают выраженность тревоги, страха, способствуют нормализации сна, снятию мышечного напряжения. Минусом транквилизаторов является способность вызывать привыкание, зависимость и синдром отмены, поэтому их назначают только по строгим показаниям и коротким курсом. Недопустим прием алкоголя на фоне лечения транквилизаторами – возможна остановка дыхания.

С осторожностью следует принимать транквилизаторы при работе, требующей повышенного внимания и сосредоточения: водители, диспетчеры и т.д. В большинстве случаев при лечении тревожных расстройств предпочтение отдается антидепрессантам, которые можно назначать длительным курсом, так как они не вызывают привыкания и зависимости. Особенностью препаратов является постепенное развитие эффекта (в течение нескольких дней и даже недель), связанное с механизмом их действия. Важным результатом в лечении является ослабление тревоги. Кроме того, антидепрессанты повышают порог болевой чувствительности (применяются при хронических болевых синдромах), способствуют снятию вегетативных расстройств.

Вопросы и ответы по теме "Тревожность"

Вопрос: У моего ребенка (14 лет) постоянная тревога. Описать свою тревожность не может, просто постоянное волнение без причины. Какому врачу ее можно показать? Спасибо.

Ответ: Особенно острой проблема тревожности является для детей подросткового возраста. В силу ряда возрастных особенностей подростничество часто называют "возрастом тревог". Подростки тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в школе, взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками. Помочь разобраться в причинах поможет психолог или психотерапевт.

Чувство тревоги естественно испытывать при столкновении с чем-то не известным и потенциально угрожающим. Обычно оно быстро проходит, как только человек адаптируется к новым условиям и узнаёт больше информации. Но для некоторых людей повышенная тревожность становится фоновым ощущением, отравляющим жизнь. Усиленная тревога даже по малозначимым поводам может накрывать человека, полностью блокируя возможность радоваться жизни, мечтать, строить планы, действовать и чувствовать себя спокойно и безопасно.

Как самому определить, есть ли у меня повышенная тревожность и нужен ли мне визит к психотерапевту? Проверьте себя на наличие этих признаков:

Повышенная тревожность, какие существуют симптомы

  • тревога и беспокойство даже по незначительным поводам
  • невозможно расслабиться и реагировать на события спокойно
  • случаи панических атак
  • беспокойный сон или бессонница
  • чувство, что не можете самостоятельно справиться с волнением и паникой
  • нарастающее физическое напряжение мышц, особенно в шейно-плечевой зоне

Повышенная тревожность у взрослых может возникать в силу следующих факторов:

  • генетические особенности, предрасположенность на биологическом уровне
  • сниженный иммунитет организма из-за неправильного питания и отсутствия физической активности
  • семейная наследственность
  • негативные представления о мире
  • негативные представления о самом себе

Любые причины повышенной тревожности можно скорректировать и снизить их влияние на человека, если правильно подобрать курс лечения. Лечение повышенной тревожности должно проходить под контролем специалиста. Необходима полноценная психотерапия тревожности, ведь для эффективного избавления от повышенной тревоги нужно правильно определить причины ее возникновения. Самолечение чревато осложнениями и, возможно, усугублением расстройства.

Образ жизни современного человека тоже может стать причиной тревожности. Из-за неправильного питания и малоподвижного образа жизни в организме нарушается химический баланс необходимых питательных веществ. Это приводит к дефициту определенных видов гормонов и нейромедиаторов, что становится причиной растущего ощущения тревожности.

Тревога и беспокойство, возникающие из-за семейной наследственности, чаще всего основаны на страхе смерти. История семьи, в которой были трагедии, смертельные болезни и роковые стечения обстоятельств, может стать источником повышенной тревоги для многих следующих поколений. Кроме этого, причиной возникновения тревоги и беспокойства может быть опыт неожиданного и не объяснённого столкновения со смертью в раннем возрасте. Особенно, если в семье было не принято обсуждать причины смерти родственников открыто.

Причиной излишней тревожности так же может быть негативное отношение к миру или к самому себе. Это происходит либо в результате травмирующего опыта, либо в силу мировоззрения человека. В этом случае, чтобы снять повышенный уровень тревожности, необходимо изменить свои мысленные установки и научиться больше фокусироваться на положительных сторонах жизни и своей личности. Преодолеть тревожность поможет опытный психолог. Самостоятельно справиться с высокой тревожностью сложно, ведь в этом состоянии человек не может объективно оценивать реальность угрозы, которая его беспокоит и собственные возможности с ней справиться. Обращение к специалисту поможет быстрее снять состояние повышенной тревожности и вернуться к спокойной и радостной жизни.

Как справиться с повышенной тревожностью

  • Больше гуляйте на свежем воздухе хотя бы по часу каждый день. Постарайтесь выбирать места на природе - парки, скверы, лес.
  • Сбалансированно питайтесь, 3-4 раза в день, в установленное время.
  • Больше отдыхайте и спите. Принимайте расслабляющие ванны за полчаса до сна.
  • Займитесь укрепляющей гимнастикой, например йогой. Можно комбинировать спорт с дыхательной гимнастикой. Практикуйте глубокое, медленное дыхание диафрагмой каждый день хотя бы по 10-15 минут.
  • Больше общайтесь с позитивными людьми и теми, кто вас поддерживает и хорошо к вам относится.

Спасибо

Тревога – это эмоциональное состояние, которое носит негативный характер. Когда человек находится в состоянии тревоги, то он ожидает какого-либо неблагоприятного исхода ситуации, негативных последствий. При этом тревога отличается от страха: если страх носит вполне определенный характер, то тревога – это неопределенное состояние, причины которого не до конца ясны даже самому человеку.

Тревожность – это склонность человека к тому, чтобы испытывать в различных ситуациях тревогу. Для того чтобы подчеркнуть то, что уровень тревожности выше нормального, обычно используют термин повышенная тревожность .

Сама по себе тревожность не является болезнью. Но ее повышение может сопутствовать большому количеству заболеваний.

Почему у некоторых людей отмечается высокая тревожность?

В первую очередь стоит оговориться о том, что высокая тревожность - это достаточно условное понятие. Сложно определить ту грань, за которой заканчивается нормальная тревожность и начинается повышенная. У разных людей она выражена по-разному, и ученым еще до конца не известны причины этого.

Известно, что один из факторов повышенной тревожности – наследственность. Предрасположенность к подобным эмоциональным состояниям отчасти заложена в генах человека. Вторая причина – неправильное воспитание и негативный жизненный опыт.

Если тревожность не является симптомом психического заболевания, то ее лечением занимаются психологи. Разные школы психологии придают разное значение каждой из причин.

Разновидности тревожности

Личностная тревожность – это склонность человека испытывать чрезмерную тревогу в тех ситуациях, в которых ее возникновение в принципе является нормальным, но у других людей она не настолько выражена.

Личностная тревожность, как это следует из ее названия, связана с личностью, характером, темпераментом, генами человека. Например, обычно такие люди более склонны быть замкнутыми в себе, необщительными.

Личностная тревожность – состояние, которое оказывает влияние на все сферы жизни человека: мотивацию, самооценку, общение с другими людьми и пр.

Ситуативная тревожность проявляется только в определенных ситуациях, которые являются стрессовыми для конкретного человека. В остальное время он может чувствовать себя совершенно нормально, и не испытывать никаких проблем.

К ситуативной тревожности могут приводить следующие факторы:
1. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Политические, экономические неурядицы, природные катастрофы, общественные беспорядки, негативные новости в СМИ - все это ежедневно подрывает душевное равновесие человека. В итоге повышенная тревожность в современном обществе становится все более распространенным явлением.
2. Так как человек – существо социальное, он ежедневно общается со множеством себе подобных. В сложно устроенном социуме не может обойтись без конфликтов и недоразумений. А ведь все они также способны провоцировать состояние повышенной тревоги.
3. Особенно большую роль в жизни каждого из нас играют близкие люди: супруги, дети, родители, другие родственники и близкие друзья. К сожалению, отношения с ними не всегда доставляют только радостные моменты.
4. У каждого человека есть определенный багаж негативного жизненного опыта. Каждый из нас в той или иной степени чего-то боится, чего-то избегает, испытывает собственные психологические комплексы и фобии. В определенных ситуациях они облегчают возникновение состояния повышенной тревожности.

Причины и виды тревожности - видео

Возрастные группы

Тревожность – симптом, который может возникать у любых людей в любых возрастных группах. Даже у новорожденных , у которых она проявляется в повышенном беспокойстве, плаксивости, плохом сне, аппетите. С возрастом усложняется строение нервной системы человека - соответственно, и тревожные состояния становятся более сложными.

Детская тревожность

Дети с повышенной тревожностью намного чаще впадают в состояние тревожности и беспокойства. У них чаще, чем у других детей, встречаются страхи, в том числе и навязчивые (фобии). Например, находясь в детском саду, ребенок может не находить себе места из-за беспокойства о том, "как там мама, вдруг с ней что-то случилось на работе?".

Повышенная тревожность у дошкольников в большинстве случаев сочетается с другими психологическими проблемами. Очень часто такие детишки страдают низким уровнем самооценки. В коллективе сверстников они занимают второстепенные роли, или становятся замкнутыми в себе, и предпочитают играть отдельно от остальных.

Обычно взрослые характеризуют тревожных детей, как скромных, застенчивых, хвалят их за хорошее поведение и ставят в пример остальным, более непоседливым сверстникам. При родителях, педагогах и других людях ребенок с повышенным уровнем тревожности ведет себя скромно и сдержанно, обычно старается не совершать лишних движений и не привлекать к себе внимания, он предпочитает не встречаться взглядом со взрослыми, а смотреть в пол.

При высокой тревожности у дошкольников часто встречаются неврозы , которые проявляются в разных навязчивых мыслях и движениях, фобиях. Такие дети часто грызут ногти, выдергивают волосы у себя на голове, занимаются онанизмом. Все эти действия работают для ребенка, как ритуалы: они помогают снять эмоциональное напряжение, тревожность, и на время успокоиться.

Почему у ребенка возникает повышенный уровень тревожности?
Можно выделить две основные группы причин:
1. Состояние самого ребенка. К высокой тревожности предрасполагают такие факторы, как:

  • наследственные особенности нервной системы и характера ребенка: если родители страдают повышенным уровнем тревожности, то ребенок может перенять эту черту;
  • родовые травмы ;
  • инфекции и другие заболевания, которые перенес новорожденный ребенок;
  • болезни, которые мать перенесла во время беременности ;
  • поражения нервной системы плода и ребенка до, во время и после родов .
2. Внешние обстоятельства. Речь идет об атмосфере в семье и способе воспитания ребенка. Повышенная детская тревожность может возникать из-за гиперопеки, когда родители совсем лишают ребенка самостоятельности и свободы выбора, или, напротив, отторжения, когда ребенок является нежеланным и впоследствии чувствует отсутствие заботы и неприятие со стороны родителей.

Повышенная тревожность в детском возрасте является благодатной почвой для развития неврозов: истерического, неврастенического, навязчивых мыслей, движений, страхов (фобий).

Школьная тревожность

Первое посещение школы для ребенка – это, несомненно, стресс . Ведь он попадает в совершенно новую среду с новыми людьми, правилами и нормами поведения, новыми взаимоотношениями (у него появляются учителя, одноклассники). Всякий процесс познания первоначально таит в себе неопределенность, а она является первой причиной появления тревоги у любого человека.

В школе ребенок может испытывать тревогу по поводу того, что он будет плохо учиться, не справится с какими-то предметами, не понравится учителю, сверстникам, не сможет сдержать волнение, находясь возле доски и пр.

Основными причинами, которые приводят к возникновению школьной тревожности, являются:

  • слишком большие нагрузки на учеников, которые вообще очень характерны для современной школы;
  • неспособность ребенка справляться со школьной программой вообще, или с отдельными предметами;
  • неадекватность со стороны родителей, которые заставляют ребенка "стать отличником", считают его "самым лучшим" и постоянно ругаются с другими родителями и педагогами, либо, напротив, считают его "бездарем и разгильдяем" и постоянно бранят;
  • негативное отношение со стороны классных педагогов;
  • неприятие со стороны сверстников, плохие отношения в детском коллективе;
  • частая смена коллектива, учителей;
  • частые контрольные и экзамены, и вообще - частые ситуации, в которых ученика оценивают.
Особенно сильно распространена повышенная тревожность среди младших школьников и учеников подготовитель6ных классов, которые впервые сталкиваются с незнакомой школьной средой.

Высокая школьная тревожность может быть проявлением одного из следующих патологических состояний:

  • Школьный невроз. Это бессознательная тревожность, связанная с посещением школы. Ребенок не осознает. Это может проявляться и в поведении, и в виде таких симптомов, как головные боли , тошнота и рвота перед посещением школы.
  • Школьная фобия. Это разные страхи, которые связаны с посещением школы. Они носят навязчивый, непреодолимый характер, чаще всего нелепы и не связаны ни с какими видимыми причинами.
  • Дидактогенный невроз – такая разновидность невроза, которая связана с отношением ребенка к самому процессу обучения.

Подростковая тревожность

Повышенный уровень тревожности среди подростков – особая проблема, которая требует отдельного рассмотрения и имеет собственную специфику.

Подростковый возраст – переломный, переходный. Пожалуй, это самая большая перестройка, которую испытывает организм человека в процессе жизни, во всех отношениях. И она способствует развитию тревожных состояний.

Подростковая тревожность обычно вызвана следующими факторами:
1. Гормональная, физиологическая перестройка организма. Это стресс для всех органов и систем, в том числе и нервной. Например, в головном мозге юношей и девушек впервые появляются рецепторы, чувствительные к действию половых гормонов. В итоге возникают совершенно новые эмоции и ощущения, которые до этого отсутствовали.
2. Подростковый возраст – это постепенное обретение независимости и необходимость самостоятельно принимать решения, делать выбор. Для вчерашнего ребенка это – настоящее испытание. Обычно чем шире и ответственнее жизненный выбор - тем больше эта ситуация предрасполагает к повышению уровня тревожности.
3. Происходят изменения и в коллективе. Подростки склонны негативно относиться к "белым воронам", в их взаимоотношениях часто имеет место агрессия и резкие оценки.
4. Подростковый идеализм – стремление, которое обуславливает собой очень высокий уровень потребностей и притязаний юношей и девушек. Но в реальной жизни часто все оказывается совсем не так. И это тоже предрасполагает к подростковой тревожности.
5. Для подростков вообще характерны периоды чрезмерной общительности, которые затем сменяются депрессией и замкнутостью, неврозы, эмоциональные перепады.

Тревога в жизни взрослых людей

В жизни взрослого человека постоянно присутствует большое количество факторов, которые способны провоцировать тревожные состояния:
1. Это определенные возрастные периоды. Например, уровень тревожности возрастает во время так называемого кризиса среднего возраста и климакса у женщин.
2. Многие профессии связаны с постоянными стрессами, переутомлением , ненормированным графиком, недосыпанием. Все это провоцирует повышение уровня тревожности и другие психологические проблемы.
3. Взрослые люди, так же как и дети, часто испытывают тревогу при необходимости выступления на публике, в незнакомом обществе, в неоднозначной ситуации.
4. У мужчин нередко стрессы возникают при частой смене сексуальных партнерш, поскольку каждый раз в той или иной степени присутствует страх возможной неудачи, фиаско.
5. Кроме того, в жизни происходят негативные ситуации, связанные с болезнями, разводами, потерей близких людей, работы. Огромное количество стрессов обусловлено экономической нестабильностью и кредитами, которые в последние годы стали так широко распространены среди населения.

Повышенная тревожность может иметь место у человека в течение всей жизни, не приводя к каким-либо более серьезным расстройствам и заболеваниям. Но чаще она выливается в депрессии, различные формы неврозов, фобии, болезни внутренних органов (в первую очередь нервной и сердечнососудистой системы), психические заболевания.

Поэтому, если человек постоянно чувствует внутренний дискомфорт, то с этим состоянием нужно бороться. Правильно это помогут сделать только соответствующие специалисты.

К кому обращаться, если вы заметили у себя признаки повышенной
тревожности?

Высокая тревожность – это состояние, которое нельзя диагностировать просто так, всего лишь один раз пять минут поговорив с человеком. Этого будет недостаточно даже для специалиста. Тем более не сможет установить диагноз человек, который далек от психологии и психиатрии.

Диагностикой и лечением тревожных расстройств занимаются профессионалы, которые этому специально обучены:

  • Психологи . Это люди без медицинского образования. К ним целесообразно обращаться при относительно легкой тревожности. В психологии по сей день не существует каких-либо общих правил и принципов. Каждая школа работает по-своему, и все применяемые методики в какой-то степени являются авторскими. Поэтому для вас может хорошо подойти один психолог, в то время как другой не сможет предоставить никакой реальной помощи.
  • Психотерапевты. Они имеют медицинское образование, но могут заниматься только лечением психологических расстройств, но не психических заболеваний, так как не имеют специализации по психиатрии.
  • Психиатры. Лечат психические расстройства, одним из симптомов которых является повышенная тревожность.

Как проводится диагностика уровня тревожности?

Когда пациент попадает на прием к специалисту, то стоит две задачи:
1. Выявить, есть ли вообще тревожность в этом случае?
2. Если она есть, то насколько сильно выражена?

Уровень тревожности – это не величина артериального давления и не показатель температуры. Нет такого прибора, который мог бы мгновенно измерить этот показатель. Для этого существуют специальные тесты и опросники. Ниже мы рассмотрим самые распространенные и эффективные.

Тесты описаны подробно, и ради интереса и ознакомления вы можете пройти их самостоятельно. Но помните о том, что профессионально оценить ваше состояние сможет только специалист.

Тест Тэммпл-Амен-Дорки

Это популярный тест на тревожность, который был разработан специально для детей. Его создали три автора, но часто он известен только по одному имени. Например, его называют тест на тревожность Амен, тест на тревожность Дорки или тест на тревожность Тэммпл.

В ходе данного теста ребенку предстоит столкнуться с некоторыми жизненными ситуациями, в которых он должен выбрать ту или иную модель поведения.

Для того, чтобы провести тест на тревожность Тэммпл-Амен-Дорки, ребенку показывают 14 картинок с теми или иными сюжетами: на них ребенок (девочка или мальчик, в зависимости от пола испытуемого ребенка). Лицо персонажа на картинке не прорисовано. Прилагается два варианта – радостное и грустное выражение. Ребенку предлагают выбрать то, которое лучше всего подходит к ситуации.

В ходе теста на тревожность Дорки картинки показывают ребенку в строго определенной последовательности:

1. Ребенок играет с малышом младшего возраста. Он в это время веселый или грустный?
2. Ребенок идет рядом с мамой, которая везет в коляске младенца. Старший брат (сестра) в это время радостный или печальный?
3. Сверстник проявляет по отношению к ребенку агрессию – бежит и пытается его ударить.
4. Ребенок самостоятельно надевает носки и обувь. Доставляет ли это занятие ему положительные эмоции?
5. Ребенок играет с более старшими детьми. Он в это время радостный или грустный?
6. Мама с папой смотрят телевизор, а ребенок в это время один идет спать. Радость или грусть?
7. Какое лицо будет у ребенка во время умывания? Он умывается сам, без помощи мамы и папы.
8. Какое лицо у ребенка, когда кто-то из родителей за что-то его ругает?
9. Отец играет с младенцем и в это время игнорирует старшего ребенка. Тот веселый или грустный?
10. Сверстник пытается отнять у ребенка игрушку. Это веселая игра или ссора? Грустно или весело?
11. Мать заставляет ребенка собирать разбросанные игрушки. Какие эмоции это вызывает?
12. Сверстники покидают ребенка. Грустно или весело?
13. Семейный портрет: ребенок, мама и папа. Счастливое ли выражение лица у сына (дочки) в этот момент?
14. Ребенок кушает и пьет в одиночестве.

После того, как ребенок прошел тест на уровень тревожности Дорки Амен, его ответы заносят в такую таблицу:

Номер
рисунка
Радость Грусть
1 +
2 +
3 +
4 +
5 +
6 +
7 +
8 +
9 +
10 +
11 +
12 +
13 +
14 +

Это – ориентировочный, один из возможных ответов ребенка. Стандартов в этом тесте нет. Результат оценивают по формуле:

X = (число грустных эмоций / 14) * 100%

То есть высчитывают долю грустных эмоций по отношению к общему количеству ответов. Тест на уровень тревожности Дорки Амен трактуют следующим образом:

  • Х более 50% - повышенный уровень тревожности;
  • Х равен от 20 до 50% - тревожность среднего уровня;
  • Х менее 20% - низкий уровень тревожности.
Во время теста на уровень тревожности Амен нужно учитывать не только общий результат по таблице, но и комментарии, которыми ребенок сопровождает свой выбор.

Тест на уровень школьной тревожности Филлипса

Школьников обычно проверяют на уровень тревожности при помощи популярного теста Филлипса. При помощи него можно определить, насколько высока тревожность каждого школьника, а также другие показатели.

Обычно тест на уровень школьной тревожности проводит психолог, который работает в школе. Тестируют сразу весь класс. То есть проводится как бы своеобразный скрининг, который помогает провести массовую диагностику , выявить наиболее тревожных детей и начать с ними психологическую работу. Конечно же, психолог поделится этой информацией с родителями, и даст им рекомендации по поводу того, как выстраивать взаимоотношения в семье.

В ходе теста на тревожность Филлипса детям предлагают 58 вопросов, просят ответить на них правдиво, предупреждают, что нет "хороших" или "плохих", "правильных" или "неправильных" ответов. Затем проводят анализ и оценивают следующие моменты:
1. Уровень общей школьной тревожности.
2. Сила переживаний стрессовых ситуаций в социуме.
3. Тревожность, связанная с желанием добиваться успехов в школе, хороших оценок.
4. Страхи, связанные с самовыражением.
5. Страх, связанный с проверкой знаний, насколько спокойно или тревожно ребенок относится к контрольным работам, ответам "на оценку".
6. Страх несоответствия ожиданиям со стороны одноклассников, учителей.
7. Способность к сопротивляемости стрессам на физиологическом уровне.
8. Страхи и затруднения, которые возникают в отношениях с учителями.

Факторы Номера вопросов
1. Общая тревожность в школе 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; сумма = 22
2. Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44; сумма = 11
3. Фрустрация потребности в достижение успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13
4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6
5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3, 8, 13, 17, 22; сумма = 5
7. Низкая физиологическая
сопротивляемость стрессу
9, 14, 18, 23, 28; сумма = 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с
учителями
2, 6, 11 ,32, 35, 41, 44, 47; сумма = 8

КЛЮЧ К ВОПРОСАМ
1 - 7 - 13 - 19 - 25 + 31 - 37 - 43 + 49 - 55 -
2 - 8 - 14 - 20 + 26 - 32 - 38 + 44 + 50 - 56 -
3 - 9 - 15 - 21 - 27 - 33 - 39 + 45 - 51 - 57 -
4 - 10 - 16 - 22 + 28 - 34 - 40 - 46 - 52 - 58 -
5 - 11 + 17 - 23 - 29 - 35 + 41 + 47 - 53 -
6 - 12 - 18 - 24 + 30 + 36 + 42 - 48 - 54 -


Текст опросника
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга-Ханина

Опросник для оценки тревожности Спилберга и Ханина – это относительно простой тест, при помощи которого вы можете самостоятельно оценить свой уровень тревожности, чтобы понять, нужно ли вам обратиться к психологу или психотерапевту. Это - простая диагностика уровня тревожности при помощи 40 вопросов, которые поделены на две группы. Точнее, это даже не вопросы, а высказывания, с которыми можно согласиться или нет.

Первые 20 вопросов теста Спилберга характеризуют реактивную, или ситуативную тревожность. Это уровень тревоги, который вы испытываете на данный момент.

Вопросы с 20 по 40 предназначены для оценки личностной тревожности. Это – черта вашего характера, которая не зависит от ситуации, а просто проявляется при определенных обстоятельствах.

Во время теста вы просто зачеркиваете те высказывания, с которыми согласны. А затем интерпретируете результат следующим образом:

Для реактивной (ситуативной) тревожности:
СУММА1 – СУММА2 + 50 , где
СУММА1 – это сумма зачёркнутых цифр напротив пунктов 3, 4, 6, 7 9, 13, 14, 17, 18.
СУММА2 – это сумма оставшихся зачёркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, И, 15, 19, 20).

Для личностной тревожности:
СУММА1 – СУММА2 + 35 , где
СУММА1 – это сумма зачёркнутых цифр напротив пунктов 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40.
СУММА2 – это сумма оставшихся перечеркнутых цифр (пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

Когда у человека имеется повышенный уровень тревожности, то часто это имеет место подсознательно, независимо от нас, и мы это не осознаем. Тест на уровень тревожности Спилберга-Ханина позволяет выявить это самостоятельно, чтобы узнать, имеются ли у вас проблемы.

Бланк для ответов
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершено верно
1 2 3 4 5 6
1 Я спокоен 1 2 3 4
2 Мне ничего не угрожает 1 2 3 4
3 Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4
4 Я испытываю сожаление 1 2 3 4
5 Я чувствую себя свободно 1 2 3 4
6 Я расстроен 1 2 3 4
7 Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
8 Я чувствую себя отдохнувшим 1 2 3 4
9 Я встревожен 1 2 3 4
10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4
11 Я уверен в себе 1 2 3 4
12 Я неврвничаю 1 2 3 4
13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4
14 Я взвинчен 1 2 3 4
15 Я не чувствую скованности, напряженности 1 2 3 4
16 Я доволен 1 2 3 4
17 Я озабочен 1 2 3 4
18 Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 4
19 Мне радостно 1 2 3 4
20 Мне приятно 1 2 3 4

Бланк для ответов
Фамилия________________________________ Дата________________________
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
1 2 3 4 5 6
21 Я испытываю удовольствие 1 2 3 4
22 Я очень быстро устаю 1 2 3 4
23 Я легко могу заплакать 1 2 3 4
24 Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие 1 2 3 4
25 Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения 1 2 3 4
26 Обычно я чувствую себя бодрым 1 2 3 4
27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4
28 Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня 1 2 3 4
29 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4
30 Я вполне счастлив 1 2 3 4
31 Я принимаю все слишком близко к сердцу 1 2 3 4
32 Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4
33 Обычно я чувствую себя в безопасности 1 2 3 4
34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4
35 У меня бывает хандра 1 2 3 4
36 Я доволен 1 2 3 4
37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4
38 Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть 1 2 3 4
39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4
40 Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4

Другие опросники и методы для выявления высокой тревожности

Кроме тех, что перечислены выше, существуют и другие опросники и тесты для выявления уровня тревожности у взрослых и детей. Разные психологи и психотерапевты пользуются разными методиками, но в основном их можно свести к следующим:
  • разные наборы вопросов, на которые испытуемый должен ответить;
  • общение с пациентом, расспрос: это очень распространенный способ в психоанализе;
  • наблюдение за пациентом: этим способом часто пользуются, например, детские психологи;
  • рисуночный тест – тоже применяется в основном у детей, но может использоваться и у взрослых;
  • опрос родственников, друзей, коллег по работе.

Тест на тревожность у детей (Тэмпл-Амен-Дорки) - видео

Как преодолеть тревожность?

Иногда избавиться от высокой тревожности у человека получается самостоятельно. Но это случается относительно нечасто и только в тех случаях, если она повышена не очень сильно. В большинстве случаев помочь способен только профессиональный специалист – психолог, психотерапевт или, при наличии психического заболевания - психиатр.

Рассмотрим основные направления лечения повышенной тревожности и тревожных расстройств.

Медикаментозная терапия

Может быть назначена только психотерапевтом или психиатром. Психологи не имеют медицинского образования и не могут назначать лекарства.

При высокой тревожности назначаются следующие лекарственные средства.

Повышенная тревожность - самая распространенная причина (наряду с депрессией) обращения к психологам и психотерапевтам.

Если тревога отнимает силы и время, стало невозможно наслаждаться жизнью и планировать будущее - обратитесь к опытному психотерапевту.

Тревога проявляется в разных формах:

  • люди беспокоятся, что у них неизлечимое, смертельное заболевание, хотя испытывают относительно легкое недомогание;
  • боятся, что их уволят, хотя хорошо справляются с обязанностями;
  • постоянно звонят детям, близким, боятся, что с ними случилась беда;
  • не могут уснуть, когда волнуются, сильно переживают из-за мелких вещей, о которых обычно моментально забывают;
  • много раз проверяют утюг, краны, замок на двери, когда выходят из дома.

Тревога ухудшает качество жизни - лишает человека покоя, он не может продуктивно работать, полноценно отдыхать, наслаждаться временем с близкими.

Почему возникает повышенная тревожность

Изначальная причина повышенной тревожности - недоверие к миру, привычка жить в ожидании катастрофы и подсознательная уверенность, что опасность подстерегает на каждом шагу.

Как возникает такое мировоззрение? Частый случай - ребенок ежедневно видит тревогу родителя и перенимает их модель поведения . Родители переживают по поводу каждой мелочи, драматизируют и нагнетают страх даже в малозначимых ситуациях. Ребенок автоматически запоминает, как ведут себя мама, папа, другие родственники. Повышенная тревожность передается из поколения в поколение - от отцов и дедов к детям и внукам.

Повышенная тревожность часто родом из детства.

Иногда родители осознанно воспитывают малыша тревожным и осторожным . Если ребенок считает мир опасным и непредсказуемым, у него меньше шансов попасть в неприятную ситуацию. Он не пойдет с незнакомцем, не отправится на другой конец города «исследовать местность», не захочет в дурную компанию, да и просто не выйдет за пределы двора без разрешения. Пока ребенок маленький, такой подход к воспитанию кажется эффективным. Однако чем старше становится ребенок, тем больше эта осторожность (тревожность) доставляет ему проблем.

Взрослая жизнь неизбежно содержит долю риска - когда нужно принять важное решение, взять ответственность за последствия выбора и действий. Если из-за повышенной тревожности человек не идет даже на разумный, обдуманный риск, он упускает возможности. Боится сделать первый шаг в отношениях, выбрать специальность по душе, сменить место работы на более перспективное и хорошо оплачиваемое, съехать от родственников, решиться на переезд в другой город или страну.

Если из-за повышенной тревожности человек не идет даже на разумный, обдуманный риск, он упускает возможности.

Еще один фактор, который может приводить к развитию повышенной тревожности, - неблагоприятная обстановка в семье, в классе или в группе ровесников . Пьющие родители, тяжелые разводы с выяснением отношений, затяжные конфликты людьми в одной квартире (например, мамой и бабушкой по папиной линии), преследование в классе или в дворовой компании - всё это создает атмосферу психологического неблагополучия. Ребенок все время ожидает плохого и привыкает жить в постоянном страхе перед будущим.

Можно ли справиться с повышенной тревожностью

Невозможно вернуться в детство, чтобы «воспитать себя заново», - это время давно прошло. Но с повышенной тревожностью можно бороться. Устранять негативные установки можно и нужно - это улучшит не только вашу жизнь, но и жизнь близких, в том числе детей.

Существует два варианта: предпринять что-то самостоятельно или обратиться к специалистам.

Если тревожность возникает эпизодически, только во время переутомления или продолжительного стресса, можно начать бороться с ней самостоятельно. Одного, «волшебного средства» не существует - с повышенной тревогой поможет справиться системный подход. Нормализуйте режим труда и отдыха, следите за сном и питанием, в ситуациях стресса всегда спрашивайте себя - действительно ли это конец света? Ситуация настолько важная, что я так из-за нее переживаю?

Если самостоятельно справиться не удается, тревога беспокоит давно, возникает постоянно - лучше обратиться к опытному психотерапевту .

Если же тревога беспокоит постоянно, необходима психотерапевтическая помощь . Причины хронической тревожности спрятаны глубоко под защитой психики - человек без специальных навыков не сможет сам до них «докопаться». С опытным специалистом облегчение наступает уже на первых сеансах, а целенаправленная работа (клиент должен активно в ней участвовать) дает стойкий положительный результат - человек избавляется от тревоги и в любой ситуации может с ней быстро справиться.



Гипертония