Традиционная китайская медицина, аюрведа, тибетская медицина. Коррекция питания Тибетская медицина и ее главные принципы

Мир полон чудес, о большинстве которых многие люди не слышали и не знают. К одному из таких феноменов смело могут быть отнесены гималайские пчелы вместе с древнейшей профессией горного Непала, называемой «охотники за медом». Редкие путешественники забираются так высоко в горы и общаются с местными жителями. Еще меньше европейцев, сумевших понаблюдать за «охотой», испытать невообразимый восторг и уважение, а после рассказать об увиденном.

Гималайские пчелы: размеры и разновидности

В горах живет несколько видов этих насекомых. Примечательно, что они территориально разделены. Каждая разновидность оккупировала свой ареал и далеко за его пределы не удаляется. Особенно интересны карликовые гималайские пчелы, Apis florea. Выше километра над уровнем моря они не залетают, дом строят из одной соты, облепляющей ветвь целиком. «Урожайность» у них низкая, до килограмма меда в год, зато они являются великолепными опылителями.

Гималайские пчелы вида Apis Cerana тоже не слишком медоносны - пять кило меда с семьи. Но у них есть масса достоинств: они очень миролюбивы (колоды-ульи могут располагаться прямо в нишах стен жилых домов), не подвержены поражению клещами и хорошо защищены от атак шершней. Размеры они имеют привычные, и в Непале считаются наиболее перспективными для бортничества.

Следующий вид - Apis dorsata. Эти гималайские пчелы очень крупны, за счет чего местные порой называют их пчелиными царицами. Ульи ими строятся тоже односотовые; в каждом могу сосуществовать до сотни семей, и гнездо по весу порой достигает двух десятков килограммов. Нередко под улей пчелы занимают искусственные объекты - башни, мосты или постройки.

Лабориоза: описание

Однако наиболее привлекательны как с точки зрения медоносности, так и по биологическим характеристикам гималайские пчелы. Это такого рода, в длину их тело достигает трех сантиметров. Окраска у лабориозы не слишком характерна для пчелы: насекомое скорее черное, с белыми полосками на брюшных сегментах. Селится этот вид пчелы лишь в гималайских долинах, занимая территории от восточного Меконга до северных районов Непала, Индии и Бутана.

Крупнейшая пчела и ее поведенческие особенности

Жизнь лабориозы имеет строгое расписание. По весне пчелы поднимаются очень высоко в горы, добираясь до отметки в 4 тысячи метров. Там они оборудуют огромное гнездо, порой достигающее метра в длину и ширину. Здесь же они роятся и собирают ценный продукт, причем мед гималайских пчел этой разновидности «складируется» только в одном углу их жилища. Его с улья набирается до 60 килограммов. В конце лета пчелы сворачивают свою деятельность и спускаются в долины, на высоту от километра до полутора над уровнем моря. Здесь они и зимуют, образуя целых живые грозди, но не строя сот и снижая активность до минимума.

«Безумный мед»

Чем славятся самые большие гималайские пчелы - галлюциногенный мед. Его не купишь в ближайшем супермаркете, да и стоит он очень дорого. Особые свойства продукта объясняются тем, что только высокогорные лабориозы имеют возможность собирать нектар с цветов рододендрона. Целый ряд разновидностей этого растения при цветении выделяет андромедотоксин. В больших количествах он ядовит для людей.

Мед, собранных с рододендронов, получает очень сильные свойства. Он считается рекреационным наркотиком и сильнейшим галлюциногеном. Однако одновременно он обладает и лечебными качествами, успешно помогающими в борьбе с диабетом, гипертонией и другими серьезными заболеваниями. Разумеется, принимать «безумный мед» можно только в очень малых дозах. Превышение их может привести к смерти.

В небольших количествах медок дает опьянение, чувство расслабления, легкого головокружения и приподнятости.

Рододендроны цветут не круглогодично, и галлюциногенный мед гималайских пчел получает свои свойства только при весеннем сборе. Мед, собранный в конце лета, вкусен и полезен, но безумия с собой не несет.

Охота за медом

В есть народность, называемая гурунг. Основная профессия мужчин этого племени - охота за диким медом. Все они являются великолепными альпинистами, и для гурунгов это не спорт, а жизненная необходимость.

К охоте дети приобщаются с раннего возраста. Поначалу они лишь собирают пахучие травы и крапиву по дороге к местам, где слепили свои соты гималайские пчелы. Став чуть старше, мальчики вместе с женщинами подбирают гнезда, сорвавшиеся со скал и упущенные мужчинами.

Идти приходится за десятки километров. С собой охотники за медом несут бамбуковые корзины для добычи; в одну такую емкость можно поместить около двух центнеров меда. Помимо того, в профессиональное снаряжение входят километровые лестницы и самодельная страховка, а также сетки для защиты лица от укусов разозленных пчел.

Внизу разводятся дымные костры. Когда интенсивность пчелиных атак падает, охотник поднимается вверх на огромную высоту. Сидя на бамбуковой лестнице, одной рукой гурунг удерживает корзину, а другой срезает соты. Забираются и пустые секторы - охотникам в хозяйстве необходим воск, да и на продажу его берут охотно.

Угасание традиций

Неповторимый образ жизни гурунгов потихоньку умирает. Пчелы-лабориозы с каждым годом снижаются в численности: сказывается изменение климата и истребление высокогорных плантаций рододендронов. Сильно подкосило популярность охоты за медом и поощряемое правительством домашнее разведение пчел. Все меньше молодежи интересуется столь опасной профессией. Да и лечебные свойства «безумного меда» настолько заинтересовало фармацевтические компании, что права на «сбор урожая» передаются подрядчикам. Не упускают своего и туристические фирмы, организующие «охоту за медом» для дилетантов, что приводит к истощению и истреблению пчелиных колоний. По прогнозам, еще десятилетие максимум - и в мире не останется ни гигантских медоносных пчел, ни «красного меда», ни охотников за ним.

Все мы, так или иначе, слышали о тибетской медицине. Но знания наши разрозненные, хотя даже та информация, которой мы обладаем, дает нам повод внимательно относиться к возможностям врачей из далекого Тибета, которые своими веками накапливаемыми знаниями и умениями способны лечить целый ряд серьезных заболеваний. Только отдались ли бы мы сами в руки такого «врача»? Вопрос неоднозначный. Какие-то коренья, снадобья, необходимость придерживаться странной диеты и т.п. отпугивает нас, делая посещение обычных, таких привычных врачей из поликлиники более надежными. А, может быть, зря? Ведь недаром знания в области традиционной тибетской медицины первоначально хранились под покровом тайны в тибетских монастырях. Интерес к восточной медицине постепенно возрастает во всем мире. Причина этому – реальные положительные результаты в лечении целого ряда заболеваний.

Основные принципы традиционной тибетской медицины:

Вера в то, что есть всего черты причины заболеваний: питание, поведение, провокации (по-нашему, порча) и карма.

Вера в существование трех конституционных типов человека, на формирование которых влияет питание и поведение матери во время беременности:

  • Ветер (худощавые, подвижные, разговорчивые люди с достаточно неустойчивым пищеварением)
  • Желчь (крепкие, точные, вспыльчивые люди с хорошим пищеварением)

В каждом человеке одновременно присутствуют два типа, третий находится в зачаточном состоянии.

Смысл жизни в еде: при переваривании пищи происходит отделение «чистой» составляющей от «нечистой». В дальнейшем «чистая» часть, пройдя многочисленные этапы дополнительного очищения в различных органах, образует кровь, мышцы, кости, хрящи, костный, головной и спинной мозг и, наконец, нематериальной субстанцией, основой жизненной силы, красоты и долголетия. «Нечистая» же часть, преодолев различные метаморфозы в организме, в конце концов участвует в образовании спермы.

Принципы питания в тибетской медицине:

  • Не есть сырые овощи и фрукты. Желательно питаться той пищей, с которой вы знакомы с детства. Если все же есть желание съесть морковку или яблоко, то лучше всего это делать днем, когда пищеварение особенно активно.
  • Зимой важно отдавать предпочтение теплым согревающим напиткам, сдобренными специями – имбирем или кардамоном.
  • Натощак необходимо пить стакан свежевскипяченой воды.
  • Утром лучше есть теплую еду (например, кашу), на обед – мясо, на ужин – немного тушеных овощей. И уж, конечно, не ложиться спать на полный желудок. Ну, если уж это и произошло, то лучше всего спать на правом боку – это помогает лучше усваиваться пище.
  • Сначала необходимо есть пищу, которая переваривается быстрее, затем – более тяжелую пищу. Именно поэтому фрукты идеально потреблять за полчаса до плотной еды, в противном случае в желудке могут начаться процессы гниения, будут вырабатываться газы и токсины.
  • В тибетской медицине не приветствуют голодание, вегетарианство и биодобавки. Все необходимые организму витамины и аминокислоты лучше получать в натуральном виде.

Успешность тибеткой медицины успела доказать себя во многих странах мира. Уже даже и в нашей стране открываются клиники и центры тибетской медицины, где успешно лечат такие заболевания как сахарный диабет, различные заболевания позвоночника и желудка.

Но если вы даже с опаской относитесь к тибетским целителям, присмотритесь к предложенной ими системе питания. В ней, на первый взгляд, нет ничего особенного, но при этом, как показывает практика, она дает удивительные результаты.

Прежде чем мы начнём, я должен сказать, что я не врач, поэтому, пожалуйста, не спрашивайте меня о своих болезнях. Я немного изучал тибетскую медицину и много лет лечился с её помощью, поэтому могу объяснить лишь кое-что из теории.

У тибетской медицины долгая история. В Тибете существовала собственная медицинская традиция. После образования в VII веке н. э. Тибетской империи императоры пригласили врачей из Индии и Китая, а также из Перcии и римских районов Центральной Азии. Позже, ближе к концу VIII века, из перечисленных регионов снова пригласили врачей. Тогда же в Тибет из Индии пришли учения Будды о медицине. Это совпало с прибытием в Тибет Падмасамбхавы и учений ньингма.

В то время шли серьёзные дебаты о том, какой буддизм и какую медицину принять в Тибете. Индийская буддийская система победила в обоих случаях – мы не будем вдаваться, по каким причинам. В те времена жил великий тибетский врач, и он объединил некоторые аспекты китайской и греческой медицинских систем, распространённых в Центральной Азии, с основными индийскими буддийскими учениями о медицине. Как и многие буддийские писания, эти медицинские тексты были сокрыты из-за сложностей того времени. Их открыли в XII веке, немного доработали и адаптировали к современным условиям. Именно эти доработанные тексты лежат в основе современной тибетской медицины.

Тибетская медицина пришла из Тибета в Монголию, на север Китая, в Сибирь и многие районы Центральной Азии, вплоть до Каспийского моря. По своей роли медицина и другие грани тибетской культуры подобны латинской культуре в средневековой Европе. Их влияние распространилось повсюду от Каспийского моря до Тихого океана и от Сибири до Гималаев. Этот была самая крупная цивилизация. Давайте рассмотрим саму тибетскую медицину.

Классификация болезней Arrow down Arrow up

Заболевания делятся на три группы. Первая – тщательно установленные заболевания. Например, генетические расстройства, врождённые дефекты и так далее. Тщательно установленные заболевания и изъяны берут начало в прошлых жизнях. С точки зрения тибетской медицины они очень трудно поддаются лечению. Можно лишь попытаться облегчить состояние человека. Так, если мы от рождения больны астмой, вылечить её будет очень сложно.

Следующая группа – болезни, которые возникают из-за иных обстоятельств . Это нарушения в организме, развившиеся в силу различных обстоятельств: окружающей среды, загрязнений, бактерий и разных других условий. Это обычные болезни, и поэтому тибетская медицина в основном занимается ими. Примером может служить астма, возникшая в более позднем возрасте из-за проживания в загрязнённом городе и многочисленных стрессов.

Третья группа буквально называется мнимые заболевания . К ней относятся психосоматические расстройства, а также болезни, которые тибетцы обычно считают вызванными вредными силами. Эта категория включает стрессовые состояния и нервные срывы, возникающие во время войн. Такие заболевания главным образом лечат с помощью различных ритуалов. Нам это может показаться немного нелепым, но, если рассмотрим пример из Африки, возможно, мы сможем это понять. Когда человек тяжело болен, его или её отношение к происходящему очень сильно влияет на иммунную систему. Это было описано и исследовано современной медициной. Если сообщество бодрствует всю ночь, танцует и совершает ритуалы, это даёт человеку ощущение, что каждый действительно поддерживает его, что очень сильно укрепляет дух больного и, в свою очередь, может повлиять на иммунную систему. То же может произойти и когда группа монахов или монахинь совершает для нас ритуал. Это укрепляет иммунную систему, и, следовательно, может привести к более скорому выздоровлению.

Болезни, возникающие из-за иных обстоятельств: пять элементов и три жизненных начала Arrow down Arrow up

Давайте рассмотрим второй класс болезней. Начнём с природы заболеваний. Тело обследуют с точки зрения равновесия пяти элементов либо трёх жизненных начал. Пять элементов – это земля, вода, огонь, ветер и пространство. Это не что-то отвлечённое, странное, никак не связанное с телом. Земля соответствует твёрдому аспекту тела, вода – жидкому, огонь – это тепло (включая тепло пищеварения и окисления), а ветер связан не только с газами в теле, но и с энергией тела, включая электрическую энергию нервной системы. Пространство соответствует пространственным аспектам тела: расположению органов, различным полым органам, например желудку и так далее. Болезнями считают нарушение равновесия элементов, когда что-либо не в порядке с системой пяти элементов.

Взгляд тибетской медицины на болезни с точки зрения нарушения равновесия трёх жизненных начал унаследован от греков, при этом как санскритское, так и тибетское слова буквально означают «то, что может разладиться». Жизненные начала – это три системы в теле, у каждой из которых пять составляющих. Для меня не очевидно, почему пять составляющих объединены в систему. Три главных системы называются ветром, желчью и слизью. Давайте рассмотрим их.

Ветер – это главным образом ветер в теле. Есть ветры верхней части тела: энергия входит и выходит из верхней части тела, когда мы глотаем, говорим и так далее. И также есть ветры нижней части тела: энергия входит и выходит из нижней части тела, например, с удержанием или высвобождением экскрементов, менструацией и оргазмом. Один из аспектов энергии связан с кровообращением и кровяным давлением. У нас также есть собственно физическая энергия, относящаяся к движению, а также различные виды энергий, связанных с сердцем.

Желчь соответствует некоторым аспектам пищеварения, например желчи печени, а также различным аспектам пигментации, например солнечному загару, гемоглобину, красным кровяным тельцам, и, кроме того, работе глаз.

Слизь соответствует слизистой и лимфатической системам тела. Она связана с простудами, заболеваниями носовых пазух и тому подобным, а также с жидкостями подвижных суставов – здесь я не уверен насчёт технического термина, принятого в западной медицине. Я думаю, это называется синовиальной жидкостью. Например, ревматизм и артриты – это расстройства слизи. Пищеварение – сложный процесс, к разным стадиям которого имеют отношение определённые аспекты ветра, желчи и слизи. Всё это очень сложные системы. Как я уже говорил, не так легко понять, как пять категорий каждого из трёх жизненных начал объединены в одно жизненное начало.

Считается, что болезни – это нарушения равновесия этих трёх жизненных начал, то есть одно из них может быть слишком сильным или слишком слабым. Это могут быть простые расстройства или расстройства сразу нескольких систем. Тибетская медицина холистическая, то есть лечит тело в целом, так как все системы тела взаимосвязаны.

Есть разные классификации заболеваний. Иногда кровь считают четвёртой системой, в которую также включают мускулатуру организма. В рамках такой классификации мы можем выделить в одну категорию заболеваний расстройства систем желчи, крови и тепла, а в другую – расстройства ветра, слизи и холода. Тибетцы часто рассматривают заболевания с точки зрения того, «горячие» они или «холодные», но я не знаю точно, что именно они подразумевают под горячим и холодным. Это, определённо, не имеет отношения к температуре тела.

Причины заболеваний Arrow down Arrow up

В целом, болезни могут быть связаны с питанием: пища, которую мы едим, нам вредна или слишком жирная – или с поведением, например, мы выходим на холод, не одевшись как следует. Сидение на холодной земле или на холодном, мокром камне – верная причина проблем с почками. Заболевания могут быть вызваны маленькими организмами: бактериями или микробами. О том же говорит и западная медицина. Однако помимо этого тибетская медицина считает, что мы можем исследовать причины болезней на более глубоком уровне. Я думаю, что с нашей точки зрения, вероятно, наиболее интересно и полезно в тибетской медицине то, что основной глубинной причиной физического расстройства является расстройство эмоциональное и умственное.

Если мы хотим полностью преодолеть болезнь, нам необходимо равновесие на всех уровнях, особенно на эмоциональном, или умственном, уровне. Есть три основные беспокоящие эмоции, или состояния ума. Первая – страстное желание и привязанность. Это невротическое желание ощущается как «я должен получить это, и, если не получу, я сойду с ума». Вторая – гнев. Третья – наивная закоснелость и упрямство. Они связаны с расстройствами трёх жизненных начал. Страстное желание вызывает расстройства ветра, гнев – расстройства желчи, закоснелость – расстройства слизи. Это очень интересно. Давайте остановимся на этом подробнее.

Отличительным признаком расстройств ветра очень часто служит сильная нервозность. Расстройства ветра связаны с повышенным кровяным давлением. Кроме того, у нас возникает давящее ощущение в груди. У нас, что называется, разбитое сердце; мы в сильном унынии. Это очень распространённые расстройства, вызванные страстным желанием. Например, если мы очень привязаны к высокому заработку, мы постоянно работаем, у нас развивается высокое кровяное давление и мы постоянно нервничаем. Если мы к кому-нибудь очень привязаны и этот человек умирает или уходит от нас, наше сердце разбито. У людей, которые медитируют неправильно и слишком сильно на себя давят, также развиваются расстройства ветра. Когда мы слишком сильно на себя давим – в любой деятельности, – это сжимает энергии организма, что вызывает напряжение в груди, нервозность, паранойю и прочее. «Нервный» кишечник и «нервный» желудок – тоже расстройства ветра. В их основе лежат психологические причины – слишком сильные привязанность и желание.

Расстройства желчи вызваны гневом. Язва, когда в желудке слишком много желчи, связана с очень сильным гневом. Когда мы злимся, мы краснеем. Желчь влияет на пигментацию. Мы желтеем от зависти и краснеем от гнева. Также бывают желчные головные боли, которые часто возникают, когда мы сердиты, – жжение в затылке и сердце.

Слизь связана с наивностью и закоснелостью. Мы упрямо держимся за те или иные представления и не хотим никого слушать. Либо наше сердце закрыто для определённых людей, поскольку мы не хотим с ними иметь дело. Подобно тому как закрыты наши ум и сердце, закрыты наши носовые пазухи, и у нас проблемы с пазухами, либо проблемы с грудной клеткой, такие как пневмония или астма, либо наше тело закрыто и сковано артритом или ревматизмом. Тело отражает негибкость ума.

Хотя такой подход, возможно, не совсем точен, мы можем применять подобное мышление и к другим заболеваниям. Часто мы обнаруживаем саморазрушительное отношение людей, заболевших раком. После того как умерла моя тётя, у дяди не было желания жить. Его образ жизни становился разрушительным, и довольно скоро у него развился рак – заболевание, при котором тело само себя разрушает. Он умер в течение года. Можно подумать, что его состояние ума отразилось саморазрушением организма при раке. Конечно же, это не будет справедливо в каждом случае заболевания раком, однако, это даёт интересную пищу для размышлений.

При заболевании СПИДом организм не способен защищаться. Некоторые люди, больные СПИДом, не могут противостоять привязанности к наркотикам или беспорядочному сексу. Так же как они не властны над своими желаниями, их тело не может самостоятельно защитить себя от чего бы то ни было. Я считаю этот аспект тибетской медицины наиболее вдохновляющим, помимо практического применения медицины.

Диагностика болезней Arrow down Arrow up

Давайте перейдём к самой медицинской системе. Чтобы поставить диагноз, врач задаёт вопросы, осматривает пациента и измеряет пульс. Тибетцы не уделяют много внимания вопросам о том, что нас беспокоит. Основное внимание на зрительном обследовании и измерении пульса. Осматривают язык, но гораздо важнее – визуальное обследование мочи. Врач исследует первую утреннюю мочу. Её приносят в прозрачном или белом контейнере, и врач взбивает её палкой и анализирует множество характеристик. Во-первых, цвет мочи, затем – тип пузырьков, которые образуются при взбивании: насколько они большие и как долго сохраняются. Когда они рассеиваются – как они рассеиваются, есть ли маслянистость? Жидкая моча или густая? Есть ли осадок? Также исследуют запах. Если врач изучает мочу сразу же утром, то он или она также может проследить за изменением цвета по мере её остывания. Используя все эти показания, можно поставить довольно точный диагноз заболевания.

Исследование мочи – действительно замечательная система постановки диагноза, поскольку, как и в случае с исследованием пульса, врач принимает во внимание возраст и пол пациента, а также время года. Кроме того, врач учитывает, насколько моча старая. Благодаря этому можно ставить диагноз по моче двухнедельной давности. Это было очень полезно в Тибете, где родственники могли везти мочу больного к доктору на яке неделю или две. В современных условиях нам может понадобиться отправить её в Индию авиапочтой.

Также замеряют пульс. Это тоже очень сложно. Обычно доктор измеряет пульс тремя пальцами на запястье, немного выше большого пальца. Он или она давит каждым пальцем с немного разным усилием. Указательный палец чувствует поверхностный пульс. Средний давит сильнее, а безымянный – настолько сильно, насколько возможно. Врач слегка поворачивает каждый палец из стороны в сторону. Пульс замеряют на обоих запястьях. Таким образом, каждая сторона пальца «читает» диагноз различных органов тела.

Пульс измеряют циклами дыхания врача. В древнем Тибете не было наручных часов, поэтому врач считал пульс, например, за период, равный десяти циклам своего дыхания. Также врач исследует, что происходит с пульсом при нажатии. Пропадает ли он? Или он ясно прослеживается? Смотрит, как именно кровь идёт по артерии, чувствуя пульс тремя пальцами. Также врач обращает внимание на «рисунок» пульса. Перекатывается ли он? Идёт ли острыми пиками? Вьётся ли из стороны в сторону? Много разных вариантов. Разумеется, необходимо, чтобы у врача были очень чувствительные пальцы. Хотя исследование пульса есть в индийской аюрведической традиции, у которой индуистские корни, а также в китайской медицине, в каждой из систем его измеряют по-разному. Исследование мочи, похоже, встречается только в тибетской системе.

Лечение Arrow down Arrow up

Проанализировав всё это, врач может поставить диагноз. Затем нам необходимо лечение. Оно включает диету, изменение поведения и приём лекарств, однако есть и другие способы лечения различных состояний, например акупунктура и моксатерапия – прижигание определённых участков тела.

Питание

Если у нас расстройство ветра, нам будут вредны некоторые продукты. Так, кофеин, содержащийся в кофе, усиливает заболевания ветра. Мы очень нервные, и наше кровяное давление высокое. Чечевица, как и бобы, производит ветер – на это указывает повышенное образование пищеварительных газов. При желчных расстройствах вредны яйца и жирная или жареная пища. При заболеваниях слизи мы избегаем молочных продуктов и риса, поскольку они производят слизь. На Западе мы тоже обращаем на всё это внимание. Другие продукты при подобных заболеваниях могут быть очень полезны. Например, при расстройствах слизи полезно пить горячую воду, так как она вымывает слизь.

Изменение поведения

По поводу изменения поведения, если у нас расстройство ветра, важно находиться в тепле и общаться с любящими друзьями. При заболеваниях ветра отлично помогает смех. Если мы очень расстроены или нервничаем, смех облегчает это состояние. Также очень полезно смотреть вдаль, в открытое пространство. Кроме того, мы избегаем находиться перед вентилятором или на улице при сильном ветре. Часто люди обнаруживают, что из-за мощных механизмов, которые сильно шумят, например газонокосилок или кондиционеров, они становятся более нервозными. При расстройствах желчи очень полезно оставаться в прохладной среде и избегать прямого солнца. При расстройстве слизи очень полезно делать физические упражнения и находиться в тепле. Это добавит гибкости суставам и поможет избавиться от слизи.

Лекарства

Приём лекарств – основа лечения в тибетской медицине. Лекарства делают в основном из трав. Кроме того, в их состав входят различные минеральные вещества и прочее. Каждый из лекарственных препаратов содержит пятьдесят и более составляющих. Обычно их смешивают и размельчают, делая из них пилюли. Пилюли надо разжёвывать и запивать горячей водой. Если их просто проглотить, скорее всего, они пройдут через нас, не растворившись. Они очень твёрдые. У тибетцев очень сильные зубы. Если нам сложно жевать пилюли, мы можем обернуть их во что-нибудь наподобие платка и разбить молотком.

Лекарства принимают за полчаса до еды либо спустя полчаса после еды. Иногда врач прописывает четвёртую пилюлю, которую следует принимать примерно в четыре часа дня, так как обедают тибетцы в полдень. Здесь, в Мексике, и других латинских странах, если вам прописали четыре разных лекарства, то, которое предназначено для приёма в обед, вам следует принять в полдень, а предназначенное для приёма в четыре часа дня – после обеда.

Одно из существенных преимуществ тибетской медицины – почти во всех случаях у неё нет побочных эффектов, хотя исключения встречаются. Однако это немного похоже на гомеопатические лекарства – не маленькими дозировками, а тем, что лекарство собирает болезнь в одну часть тела, концентрирует её, а затем уничтожает. Из-за этого во многих случаях, хотя и не всегда, болезнь сначала немного усугубляется. Это просто знак того, что лекарство собирает болезнь, чтобы её уничтожить. Необходимо набраться терпения и пройти через эту начальную стадию.

Принимая лекарство, важно разжевать его – не только чтобы правильно переварить, но и чтобы почувствовать вкус. Он обычно ужасен. Лекарства могут иметь вкус, который невозможно было себе представить. Вкус важен, так как он стимулирует выделение различных секретов во рту и в пищеварительном тракте. Стимулировать организм к выделению различных ферментов и прочего – часть действия лекарства. Необходимо терпимо относиться к его вкусу.

Интересно, что пищу и различные ингредиенты тибетской медицины классифицируют по вкусу, а не по пяти стихиям или инь и ян, как принято в китайской классификации, и не по трём качествам – раджасу, саттве и тамасу, – как в аюрведе. Тибетские врачи классифицируют их по основному вкусу и послевкусию. При различных типах заболеваний подходят определённые вкусы.

Также существует система примерно восемнадцати качеств пищи и трав. Здесь интересно, что место, где растёт пища или травы, влияет на их качества. Качества произрастающих в ветреном месте будут отличаться от качеств тех, которые растут в сухом. Выращивать лекарственные растения очень сложно, поскольку они должны расти в естественной для них среде.

Массаж и акупунктура

Тибетская медицина не уделяет много внимания массажу. При некоторых заболеваниях больного натирают лекарственным маслом, однако при этом не делают мануальный массаж. Тибетская медицина не работает с аурой, как японская система рэйки. Однако в ней есть акупунктура, отличная от китайской. Отличия – в точках и описании каналов, по которым энергия течёт через тело. Кроме того, отличаются иглы. Тибетцы используют иглы из различных материалов. Наиболее распространены золотые иглы. Их помещают в мягкую часть макушки, стимулируя различные нервы. Это делают, например, при эпилепсии.

Прижигание

Мокса – это применение жара, или прижигания, к различным участкам тела. Используются те же точки, что и для акупунктуры. На высокогорье, в холодных местах мокса более действенна; в низинных, более тёплых местах при прочих равных условиях эффективнее иглы. Тем не менее, при некоторых заболеваниях рекомендуют моксатерапию.

По теории этого метода течение энергии через главные каналы может быть заблокировано, и, прижигая или стимулируя эти точки иглами, врач устраняет блокировку. Прижигать можно с применением различной степени тепла. Самая мягкая форма – при помощи определённого камня, который помещают на деревянную подставку. Это белый камень с чёрными полосками, который называется камнем зи , – особенный тибетский камень. Его нагревают трением о деревянную доску, после чего помещают на особую точку тела. Это очень действенно. Меня лечили так при различных заболеваниях, вероятно, раз сто. Давайте я расскажу вам об этом подробнее.

У меня возникли ранние признаки артритного ревматизма – стали появляться болезненные уплотнения в плечах и коленях. Врач дал мне лекарство, которое собирает в этих болезненных точках то, что тибетцы называют «лимфой», а затем прижёг эти точки. Он проводил курс лечения три или четыре года. Прижигание не так страшно, похоже на ожог сигаретой, и не так больно, хотя и выглядит как нечто средневековое. Я не знаю, как описать это с точки зрения западной медицины, однако моё объяснение таково, что это была какая-то опухоль в лимфаузлах суставов или, возможно, проблема с синовиальной жидкостью в суставах. Как бы то ни было, когда врач прижёг эти точки, жидкость, вызывавшая болезненное давление внутри, образовала волдырь, поскольку сразу после прижигания боль прекратилась. Другая моя версия: когда тело прижигают в определённых точках, оно «посылает сигнал тревоги» и в это место прибывает огромное количество белых кровяных клеток, помогая вылечить всё, что в не в порядке, кроме ожога. Я нашёл это лечение очень полезным, болезнь прошла.

У меня было другое заболевание. Временами, когда вам приходится часто подниматься в гору и затем спускаться, сухожилие начинает тереться о кость в колене. Это очень болезненно. Я обратился к западному врачу, и он сказал: «Просто обматывайте колено эластичным бинтом перед прогулкой». Большое спасибо. Я обратился к китайской акупунктуре, и это не помогло. Наконец я вернулся в Индию и встретился со своим тибетским врачом. Он сделал прижигание в двух точках: на колене и в верхней части ноги, и я полностью выздоровел. То есть я на личном опыте обнаружил, что моксатерапия – это очень действенный вид лечения.

Более сильный тип прижигания делают с помощью железной или серебряной палочки, раскалённой на углях докрасна. Я видел, как этот метод применяют при проблемах с позвоночником, когда что-то не в порядке с межпозвонковыми дисками или позвоночник искривлён. Врач прижигает в определённых точках рядом с позвоночником, и это вызывает такой шок организма, что он автоматически исправляет себя. Опять же, это выглядит очень по-средневековому, однако работает.

Ещё более сильный тип прижигания – с помощью маленького конуса из особой пасты. Он медленно горит. Такое прижигание применяют при очень тяжёлых артритах и ревматизмах, когда человек не может пошевелить конечностями.

Другие виды лечения

Есть несколько мазей, которые изготавливают из растительного или сливочного масла, смешанного с различными травами. Их используют при проблемах с кожей. Есть даже травяные клизмы, которые полезны при расстройствах нижнего отдела кишечника. Также есть особые порошки, которые вдыхают, подобно нюхательному табаку, при проблемах с носовыми пазухами. Кроме того, тибетцы широко используют горячие минеральные источники.

Обучение Arrow down Arrow up

Тибетская медицинская система требует длительного обучения. Врачи обычно учатся семь лет. Их учат лечить не только людей, но и животных. Они изучают как медицину, так и фармакологию. Они учатся определять лекарственные растения, собирать их и изготавливать лекарства.

Астрология Arrow down Arrow up

Тибетская медицина также в некоторой степени включает изучение астрологии. Один из аспектов тибетской астрологии – животное, соответствующее году рождения. Считается, что у каждого животного есть дни недели, которые поддерживают жизнь, и есть смертельные. Если врач планирует какие-то сложные процедуры, например прижигание, то, если позволяет время, он обращается к астрологии, чтобы выбрать наиболее благоприятный для этого день недели. Подобное не всегда возможно: иногда нужна неотложная помощь и времени недостаточно.

Хирургия Arrow down Arrow up

В древние времена в тибетской медицине существовала разновидность хирургии. В текстах есть изображения хирургических инструментов. Но однажды врач сделал операцию на сердце царице, и операция прошла неудачно. После этого операции и хирургическое вмешательство были запрещены. Тибетская медицина может лечить с помощью трав многие заболевания, требующие на Западе хирургической операции, например аппендицит. Если мы попали в автомобильную аварию, тибетская медицина может помочь вправить кости; есть очень хорошие лекарства, применяющиеся при шоке и для ускорения процесса заживления; однако, если нам действительно необходима операция, лучше обратиться к западным врачам.

То есть нам не следует возлагать все надежды на одну медицинскую систему. Различные медицинские системы мира полезны в определённых случаях. Есть заболевания, которые тибетская медицина никогда не могла лечить, например оспа и туберкулез. Однако она прекрасно справляется с тем, что не лечит западная система, например с артритами и гепатитами. Некоторые типы рака, хотя не все, хорошо поддаются лечению средствами тибетской медицины. Даже если тибетская медицина не вылечит рак, она способна уменьшить боль и улучшить качество жизни умирающего человека.

Современная адаптация Arrow down Arrow up

Ещё очень интересно, что в древних текстах предсказано появление в будущем новых болезней. Теперь есть такие заболевания, как СПИД, а также заболевания, связанные с загрязнением окружающей среды. Формулы для составления лекарств приведены в текстах, но они неясны. Д-р Тензин Чоедак известен не только как главный врач Его Святейшества Далай-ламы, но и как человек, который расшифровал эти формулы и составил новые лекарства.

Многие из этих лекарств сделаны из обезвреженной ртути. Их готовят с использованием других ингредиентов на протяжении нескольких месяцев, очень медленно обезвреживая. Эти лекарства оказались очень полезными при заболеваниях, связанных с загрязнением окружающей среды, а очень многие современные болезни вызваны именно этой проблемой. Также они были весьма успешны при лечении людей, заражённых во время бхопальской химической катастрофы в Индии. Несколько лет назад мне выпала честь сопровождать д-ра Тензина Чоедака в его поездке в Россию по приглашению российского министра здравоохранения, когда он впервые применил своё лекарство, помогая жертвам радиоактивного облучения в Чернобыле. Первые результаты были весьма обнадёживающими. Таким образом, хотя тибетская медицина стара и сложна, она способна адаптироваться к современным заболеваниям и быть очень полезной в случае многих расстройств.

Реалистичное отношение к лечению Arrow down Arrow up

Обращаясь к тибетской медицине, нам не следует ждать чудес. Необходимо учитывать карму. Если два человека с одним и тем же заболеванием принимают одинаковое лекарство, не исключено, что оно поможет одному, но не поможет другому. Это зависит от множества факторов. Один из них – кармические связи из прошлых жизней с определённым типом медицинского лечения и конкретным врачом. Если человек не создал кармических сил быть исцелённым от болезни, то, независимо от врача или лекарства, ничто не поможет. Обращаясь к любой медицинской системе, включая тибетскую, следует быть реалистичными. Нам также необходимо положительное отношение, поскольку состояние ума, определённо, влияет на иммунную систему. Однако не нужно ожидать чудес, а затем, если чуда не произошло, как нам того хотелось, судить врача.

Здравствуйте дорогие читатели! В сегодняшней статье с радостью поделюсь с вами информацией, в которую верю и просто уверена в ее правдивости и результате. Тибетская медицина уже очень давно знакома людям.

Советы лечения тибеткой медициной помогли многим и я этому не исключение. Из статьи вы узнаете как древняя медицина Тибета развивала свои знания и доносила их до людей.

Какие растения способны оздоравливать и омолаживать организм. Что для этого нужно делать и что советуют монахи Тибета. Какой омолаживающий сбор создали в этой удивительной стране, и как его применяет тибетская медицина.

Тибетская медицина уже давно славится богатыми знаниями и опытом при лечении природными лекарственными препаратами. Многие народы пользуются знаниями тибетских врачей.

Официальная медицина стала широко использовать советы древнетибетских врачей. Особенно популярна одна древняя книга, в которой собраны многовековые знания лекарей Тибета и называется эта книга «Чжут-Ши».

Этой книгой при лечении всегда пользовались древние лекари. Очень интересные учения предлагает тибетская медицина, которая делает акцент не на лекарствах а на душевных болезнях из за которых они и начинаются. Древние лекари говорят «сначала надо вылечить душу, а потом лечить следствие».

Какой ежедневный образ жизни предлагает тибетская медицина

Есть причины, по которым начинаются болезни. Старайтесь их избегать. Надо помнить эти причины всегда.

Вот некоторые из них:

  • в чистоте содержите тело, язык и душу, грехи от них гоните, не распускайте и не перенапрягайте язык и другие органы
  • берегитесь огня, воды и тех мест где могут убить
  • прежде чем сесть на землю осмотритесь
  • прежде чем отправится в дорогу, изучите ее
  • ночью спите обязательно

Сейчас конечно другое время и к сожалению многие люди работают ночами. Это не предусмотрено древними тибетцами, но все же надо стараться придерживаться полезных советов.

Предупреждение тибетской медицины

  • недопустимы сношения с чужими женщинами, беременными, утомленными и больными
  • нельзя это делать во время месячных

От времени года тоже многое зависит. Зимой интимная жизнь не ограничивается. Осенью и весной через два дня, а летом два раза в месяц. Потому как органы теряют силу. Начинаются головокружения и даже можно умереть. Так советует тибетская медицина.

Что говорит тибетская медицина о мирских законах

Основа всех достоинств мирские законы. Мы должны их знать и им подчинятся.

Мирские законы:

  • Отказаться от плохих дел, как бы к ним не подталкивали
  • Как бы вам не препятствовали, совершайте хорошие поступки
  • Прежде чем что то сделать, хорошенько подумайте
  • Все что услышите, подумайте про себя и сделайте вывод
  • Разговаривайте открыто, от верных и любящих людей не таитесь
  • Не торопитесь, но будьте тверды, в общение вступайте спокойно и быстро
  • Не давайте спуску врагам, но делайте это благородным способом
  • Не забывайте творить добро, берегите дружбу
  • Уважайте родителей, стариков, учителей

Вот что говорит тибетская медицина о мирских законах и полностью с ними согласна.

Лечение тибетской медициной

Тибетская медицина широко использует растения для лечения самых разных заболеваний. Монахи вообще считают что все болезни идут из головы. Как человек живет, что делает и что думает.

Вот несколько болезней, которые можно лечить лекарственными травами:

1. Все болезни печени и действовать как кровоостанавливающее средство может шафран посевной. 2. Лечить раны, отеки, язвы и снижать жар может пшеница. 3. Снимает жар, воспаление одуванчик лекарственный. Он убирает жар в желудке и заживляет раны. 4. Масло из косточек абрикоса улучшает рост волос и лечит раны. 5. Лечит простуду и инфекционную болезнь обыкновенная малина. 6. Улучшает рост волос посевной горох. 7. Лечит болезни уха, грипп, ОРЗ, отравление репчатый лук. 8. При желтухе используйте семена горчицы сарептской. 9. Вылечивает желтуху, выводит яды, способствует росту зубов шиповник. 10. При болезнях сердца помогает мускатник.

И еще очень много самых разных растений способны лечить наши органы. Лечение тибетской медициной эффективно и безвредно. Ведь это растения, которые подарил нам Бог и природа. Главное все рекомендации выполнять правильно.

Тибетское лечение

Тибетское лечение – что это! В данном случае это очистительный и омолаживающий тибетский сбор. С давних времен его применяет тибетская медицина. Люди любого возраста могут его использовать, он поможет всем.

На что способен тибетский сбор:

  • выводит соли и лишний холестерин
  • не дает образовываться камням в желчном пузыре и почках. Если камни уже образовались, сбор способен их разрушить и удалить
  • помогает при атеросклерозе, болезнях сердца, остеохондрозе, сахарном диабете и т.д.

Тибетское лечение стабилизирует нервную систему после того, как вы пройдете курс лечения. В Европе и России берут пять трав, в оригинале тридцать. Большинство из них найти невозможно, только на Тибете. Состав, который я предлагаю вам нисколько не уступает оригиналу.

Очистительный и омолаживающий тибетский сбор

Какие растения входят в этот сбор:

Цветки ромашки, трава зверобоя, цветки бессмертника, листья земляники и березовые почки. Все компоненты измельчите, отмеряйте по сто грамм каждого из них и хорошо смешайте.

Возьмите четыреста грамм крутого кипятка и залейте им две столовые ложки сбора в термосе. Затем оставьте для настаивания на двенадцать часов и потом процедите. Принимайте два раза в день до еды минут за двадцать от ста и до двухсот мл. Это зависит от заболевания.

Если у вас хронические заболевания или сердечно-сосудистые, сто миллилитров будет достаточно. Если у вас проблемы с обменом (отложение солей, ожирение, атеросклероз) принимайте по двести мл вместо завтрака. Только не забудьте добавить одну чайную ложку меда или курагу грамм двадцать тридцать.

О тибетской медицине можно рассказывать и рассказывать. Уникальность лечебных способностей не имеет себе равных. Конечно наша народная медицина по многим параметрам ни сколько не хуже, даже в некоторых случаях может и лучше.

Но древнетибетская медицина содержит в себе не только лекарственные действия, но и душевные. Согласитесь, если нет покоя в душе, то и здоровье тоже начинает разрушатся.

Оставьте пожалуйста свой отзыв если статья вам понравилась. Ваше мнение очень важно. Это поможет писать статьи более интересными и полезными. Буду бесконечно благодарна если Вы поделитесь информацией с друзьями и нажмете на кнопочки социальных сетей.

Будьте здоровы и счастливы.

Видео – Тибетская медицина. Питание и образ жизни


— наука, искусство и философия, которая обеспечивает целостный подход к здравоохранению.
Тибетская медицина — наука, потому что ее принципы перечислены в систематической и логической структуре, основанной на понимании тела и его отношений к среде.
Тибетская медицина — искусство, потому что это использует диагностические методы, основанные на творческом потенциале, понимании, тонкости и сострадании медицинского практикующего врача или целителя.
Тибетская — философия, потому что это охватывает принципы судьбы и этики.

Тибет часто называют «крышей мира». Он расположен на крайнем Юго-Западе Китая, на высочайшем и самом обширном на земле Тибетском нагорье. Тибет находится на высоте приблизительно четырех тысяч метров над уровнем моря, а высота некоторых его гор превышает семь тысяч метров. За это Тибет и получил свое название «Крыша мира», ведь его население живет ближе всех к солнцу.

​Тибет считается сокровищницей несметных богатств Китая, а так же родиной тибетской медицины, одной из самых древних, дошедших до нас медицинских и философских школ. Философские основы тибетской медицины уходят корнями в буддизм, который проник в Тибет в первой половине седьмого века, во время правление короля Сонцен Гампо (627 -649). Считается, что именно он пригласил в Тибет врачей из , Китая, Непала, Византии и Персии для обмена знаниями и перевода медицинских текстов на тибетский язык. Это явилось началом создания сложной медицинской системы и началом многолетнего обмена опытом.

В Индии в шестом веке до нашей эры уже были известны различные оздоровительные практики, согласно преданию, Будда Шакьямуни, которого иногда называют Верховным врачом, стал первым, кто использовал и обучал этим практикам. Считается, что индийская медицина () и послужила неким прообразом тибетской медицины.

С точки зрения буддистской философии, болезнь начинает зарождаться в недрах разума, а затем реализуется на материальном уровне. Но при заболевании физического тела обязательно происходят нарушения на уровне психики и эмоций. Гармония высших уровней обусловливает гармонию низших уровней.

Основополагающим принципом тибетской медицины является принцип материалистического единства внешней среды и организма. Считается, что живой организм и его окружающая среда состоят из четырех первоэлементов материи: огня, воды, земли и воздуха. Эти материальные стихии в живом организме обеспечивают функции физиологических регулирующих систем: «рлунг»-ветер, «мкхрис»-желчь, «бадкан»- слизь, которые определяются как нейрогуморальные механизмы.

Согласно тибетской медицине человеческое тело состоит из семи элементов: плазма — питательная жидкость, кровь — жизненная сила, мышцы — «одежда» для костей, жировая ткань — смазывающая субстанция, кости и хрящи — помогают стоять и ходить, костный мозг, нервы — питание нервной ткани, сперма/яйцеклетки — репродукция. Последовательность, в которой перечислены, элементы соответствует последовательности их формирования в теле. Каждый последующий элемент появляется в процессе метаболического очищения предыдущего.

Следующие элементы в тибетской медицине — это субстанции, которые тело обычно удаляет из себя в процессе формирования и поддержания выше перечисленных семи элементов: кал - удаляет токсины в твердой форме через толстую кишку; моча - удаляет токсины в жидкой форме через почки; пот - удаляет токсины через поры в коже.

Считается, что физическое здоровье определяется балансом трех основных систем в организме: ветра, желчи и слизи. Самым распространенным и эффективным методом диагностики является пульсодиагностика и анализ мочи. Считается, что слушать пульс больного лучше на заре, после ночного сна.

Однако не следует думать, что диагноз определяется только лишь по частоте и силе пульса. Во время приема, врач внимательно осматривает пациента, получая полную информацию о состоянии его здоровья, по общему тонусу, состоянию кожи, глаз, языка и другим признакам. Как правило, эффективность лечения зависит от врача и его опыта.

В тибетской медицине, для лечения и профилактики, широко используются лекарства животного и растительного происхождения, практикуются воздействия на организм с помощью массажа, иглоукалывания, беседы с пациентом, так же известны случаи применения шаманских практик.

​Таким образом, в традиционной системе тибетской медицины все основные принципы и положения о микро- и макромире иерархически связаны с многовековым опытом, знаниями об организации живых систем, которые являются предвосхищением хронобиологии, хрономедицины и хронофармакологии.

Изучение источников тибетской медицины, в частности «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо», показало, что тибетская традиционная система медицины имеет целостную многоуровневую иерархическую структуру со специфическими блоками теоретических концепций, диагностики, методов и средств лечения.

Согласно тибетской мудрости, формирование души зависит от жизненных сил. Именно жизненные силы питают нас и побуждают к действиям. Причины возникновения болезней в тибетской медицине три энергии - ветер, слизь и желчь, разбалансировка потоков этих энергий и является причиной многих заболеваний. Соотношение этих трех потоков полностью определяет тип тела человека - его индивидуальное строение. Основой действующей системы тибетской медицины является концепция трех темпераментов. Врачи подразделяют людей на три категории по темпераменту: Ветер, Желчь и Флегма. Они рассматривают темпераменты как энергетические силы с различными характеристиками, которые проходят через наше тело и разум и уходят во Вселенную.

  • Ветер - чистый, сверкающий, бесцветный поток энергии, который одновременно может быть быстрым, медленным или совершенно неподвижным.
  • Желчь - темная, красно-коричневая пузырящаяся энергия, похожая на лаву, плотная и вместе с тем упругая и быстро движущаяся.
  • Флегма - глубокая, спокойная сине-зеленая сила, рефлективная и движущаяся очень медленно. Согласно тибетской медицине, три темперамента являются базисом нашего жизненного опыта от момента зачатия до момента физической смерти.

Они взаимодействуют следующим образом: Ветер - это движущая сила и жизненная энергия других темпераментов, но она не может гармонично действовать без них. Ветер усиливает интенсивность воздействия темперамента Желчь. Ветер придает Флегме движение и способность к адаптации, усиливает ее поддерживающие функции в теле; Желчь стимулирует активность Ветра. Желчь несет тепло и активность Флегме. Флегма может расслаблять Желчь. Преимущественно мы относимся к какому-то одному типу темперамента, либо к комбинации двух типов: первый - главный, второй - подчиненный. Однако все три темперамента присутствуют в нас, и наша цель - достичь равновесия, чтобы они работали вместе, создавали здоровье и предотвращали болезни. Хотя люди более сложны, чем предполагает классификация такого рода, разделение их на категории помогает тибетской медицине объяснять, каким образом болезнь проявляет себя в личностях и как они излечиваются.

Всего в тибетской медицине семь типов конституций. Эти типы и определяют склонность к различным типам заболеваний. Например тип «желчь» определяет характер человека как вспыльчивый и склонный к болезням пищеварения, сердечно - сосудистым заболеваниям. Также все болезни в тибетской медицине делятся еще и по принципу «холод» — «жар». Соответственно и лекарства, которыми пользуются тибетские врачи различаются также по принципу проблем, вызванных нарушением баланса этих энергий. Именно поэтому вы не встретите в тибетской диагностике привычных нам названий болезней.

Тибетская медицина, в отличии от европейской, лечит не саму болезнь и ее последствия, а корень возникновения недуга, путем восстановления гармонии жизненных сил организма. Тибетский доктор выявляет даже те недуги, которые только зарождаются, и может дать советы по предотвращению развития того или иного недуга. По традиции Тибета все что есть на земле способно приносить пользу, а значит и быть лекарством. Схожие принцыпы используются и в древних медицинских школах Индии (Аюрведа) и Китая. Все рецепты, которые используются тибетскими врачами, уникальны и им не одно столетие. Лечение в тибетской медицине основывается на приеме традиционных лекарств, изготовленных из высокогорных лекарственных растений, животных, минералов. Для изготовления лекарств используется множество растений, части животных, несколько сот минералов. Некоторые тибетские препараты состоят из сотен компонентов. Эти лекарства можно приобрести только в Тибете. Курсы лечения бывают от нескольких месяцев до нескольких лет. Тибетские лекарства нельзя принимать одновременно (за один прием) вместе с европейскими, так как химические составы европейских лекарств убивают живые природные компоненты тибетских лекарств. Между приемом европейских и тибетских лекарств необходимо выдерживать минимум 30 минут. Тибетские лекарства часто выглядят в форме горошин, в которых плотно спресованы травяные, минеральные и другие составы. Тибетские лекарства 100% состоят из натуральных компонентов, не содержат химических синтетических веществ и не вызывают побочных эффектов. Разновидности тибетских лекарств это - пилюли, порошки, масла и специальные лечебные благовония. Пилюли и порошки следует принимать разжевывая и запивая теплой водой. Вообще тибетские врачи часто назначают в качестве лечения просто теплую воду, у этого метода кстати есть и европейские последователи.

Кроме приема лекарств, тибетская медицина активно используют и целительные свойства тибетских природных термальных источников, таких, как Ямбаджини, Дэчжун и другие. Часто для лечения используются и такие методы как компрессы, иглотерапия, прижигания и кровопускания. Также используется точечный массаж и втирания различных масел. Также часто используется традиционный - растирание Ку - Нье.

Как уже говорилось выше, тибетская медицина неотделима от буддийской духовной практики. В тибетском врачевании часто используются различные мантры и молитвы адресованные буддам и бодхисатвам. Будда медицины считается покровителем тибетских практик направленных именно на оздоровление. Поэтому мантра Будды медицины чаще всего используется при любых методах оздоровления. Изображение этого Будды можно зачастую увидеть на тибетских традиционных танка, он изображается с телом синего цвета, а в руках он держит сосуд с амритой - нектаром долгой жизни.

Наиболее распространенные лекарственные средства тибетской медицины

  • Хуцин . Тромболитическое, успокаивающее и оживляющее средство; улучшает работу сердца, очищает сосуды; повышает тонус сосудов; стимулирует работу сердца; улучшает черепномозговое кровообращение; регулирует центральную нервную систему. Показания: недостаточное черепномозговое кровообращение, осложнения после внутримозгового кровоизлияния и тромбоэмболии черепномозговых сосудов; спасз и атеросклероз черепномозговых сосудов; сотресение мозга; ишемическая болезнь сердца; расстройство вегетативного нерва; паралич лицевого нерва; невралгия тройничного нерва и седалищного нерва; нейрогенная головная боль; старческая деменция; эпилепсия и т.д.
  • Фэнтунтунинь . Улучшает кровообращение; обладает противовоспалительным и обезболивающим эффектами. Показания: остеохондроз; ревматический и ревматоидный артрит; отечность, ригидность и деформация суставов; боль в суставах; онемение конечностей; костные шипы; радикулит; подагра; выпадение межпозвоночного диска; периартрит плеча; синовит; бурсит; невралгия седалищного нерва и их осложнения.
  • Цзаншэньцин . Востанавливает нервную систему, обладает успокаивающим эффектом. Показания: общая слабость и утомляемость; снижение памяти и способности мышления; головокружение; шум в ушах; глухота; бессонница; растройство функции вегетативного нерва; постоянное нервное напряжение; неврастения; нервозность; стеснение в груди; одышка; ночная потливость; дрожь; амнезия; синдром климакса.
  • Гуйцзю . Оказывает обезболивающий, противовоспалительный эффекты; сбалансирует уровень гормонов; нормализует менструацию. Показания: нарушение цикла менструации; менорагия; аднексит; киста яичника; эндометрит; эндометриоз; эрозия шейки матки; кольпит; миома матки; непроходимость маточных труб; бесплодие; воспаление малого таза; боль в суставах и пояснице после родов.
  • Фэйбинвань . Очищает легкие; улучшает газообмен легких; обладает противовоспалительным, отхаркивающим и кашельостанавливающим эффектами. Показания: воспаление верхнедыхательных путей; трахеит; острый и хронический бронхит; пневмония; эмфизема легких; абсцесс легких; астма; кашель; боль за грудиной; одышка; хриплость голоса; диспноэ; кровохаркивание; ночная потливость.
  • Цинланьсань . Улучшает пищеварение; способствует всасыванию пищи; обладает противовоспалительным и обезболивающим эффектами, защищает пищеварительную систему. Показания: острый и хронический гастрит; атрофический гастрит; язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки; рефлюкс-эзофагит; спазм желудка; расстройство пищеварительной системы; боль в желудке и/или животе; тошнота; рвота; изжога.
  • Сюйюйганьбао . Очищает печень и кровь; способствует выведению токсинов; снижает уровень холестирина и липида в крови. Показания: вирусные гепатиты; алкогольный гепатит; цирроз печени; жировая дистрофия печени; рак печени; гепатомагалия; желтуха; асцит; гиперхолестеринемия; гиперлипемия.
  • Синьминвань . Показания: воспаление мочеполовой системы; простатит; гипертрофия простаты; цистит; уретрит; недержание мочи; поллауиурия; уродиния; боль в пояснице; пузырчатый лишай; гонорея; сифилис; вирусная бородавка.
  • Цзантяньи . Укреляет почки; улучшает функцию почек. Показания: сниженная функция почек; нефрит; холодные руки или ноги; гипотония; недостаточность энергии и крови; боль в пояснице; абсцесс почек; простатит; расстройство половой функции; импотенция; проспермия; поллюция; бесплодие; азооспермия; сниженная активность сперматозоидов; сперматорея; преждевременная эякуляция; повышенная потливость; бессонница; беспокойство; снижение памяти; амнезия; поседение и выпадение волос.
  • Хэйбинпянь . Показания: острый и хронический холецистит; желчекаменная болезнь; холангит; холестаз; желтуха; полип желчного пузыря; растройство пищеварения; почечнокаменная болезнь; остаточные камни после хирургического вмешательства.
  • Линяовань . Мочегонное средство; восстанавливает поджелудочную железу; снижает уровень сахара и липида; улучшает кровообращение; очищает кровь; выводит токсины; профилактика и лечение осложнений сахарного диабета; укрепляет почки. Показания: сахарный диабет и его осложнения; гипертрофия и гиперплазия простаты; простатит; цистит; гемотурия; задержка мочи; недержание мочи; пиелонефрит; болезненность при эякуляции; рак простаты; боль в пояснице; расстройство половой функции; снижение зрения; атрофическая язва.
  • Оуцюйвань . Показания: охлаждает и очищает кровь; обладает антитоксическим свойством; способствует выведению токсинов; лечит кожные заболевания: псориаз, дерматит, нейродерматит, дерматомикоз, экзема, крапивница, угри, кожный зуд и так далее.
  • Кордицепс . Самое богатое целебными свойствами чудесное животное-растение. Произрастает на высоте от 5000 метров над уровнем моря. Сейчас в американских лабораториях научились искусственно выращивать кордицепс и активно добавляют его в БАДы, но он не идет в сравние по лечебному эффекту с настоящим природным кордицепсом, который собирают в экологически чистых высокогорных районах Тибета. Кордицепс укрепляет здоровье, улучшает кровообращение, повышает иммунитет.

— Восстанавливает функцию почек; имеет выраженный эффект при почечной недостаточности, хронических заболеваниях почек; уремии и мочеполовой системы в целом.
— При недостатках и заболеваниях в системе кроветворения, например, при низком гематохроме и недостатке тромбоцитов и лейкоцитов, в том числе при радиотерапии и химиотерапии у больных раковыми заболеваниями.
— При заболеваниях сердечно-сосудистой системы: аритмиях, заболеваниях сердца, атеросклерозе, тромбозах, высоком содержании триглицеридов в крови.
— При бессоннице, нервном истощении и хронической усталости, при стрессах.
Для профилактики преждевременного старения.
— При остром и хроническом гепатите и различных опухолях.
— Необходим для вывода токсинов и ряда радиоактивных веществ - благодаря стумуляции функции почек и печени.
— Для профилактики заболеваний органов дыхания - бронхита, пневмонии, астмы, теберкулеза.
— При заболеваниях головного мозга, склерозе сосудов мозга, доброкачественных опухолях мозга.
— При гипертонии, гипотонии, некоторых видах анемии (при сниженной активности кроветворной системы).
— При обменных заболеваниях, в том числе, сахарный диабет и воспаление поджелудочной железы.
— При снижении сопротивляемости организма - частых респираторных заболеваниях, заболеваниях полости рта.
— При различных видах ферментной недостаточности, в том числе, при аллергиях.
— Воздействует на железы внутренней секреции и улучшает обмен веществ.

  • Шафран . Рыльца шафрана обладают многими целебными достоинствами, так как содержат каротин, 0,34% эфирного масла, которое включает пинен, пинеол, витамины, тиамин и рибофлавин, флавоноиды и др. В народной медицине применяют как болеутоляющее, мочегонное, потогонное, противосудорожное и сердечное средство. Употребляют для укрепления желудка, улучшения аппетита, при болезнях печени, для снятия сильных приступов кашля, лечения коклюша. Шафран используют для приготовления глазных капель.

Примечательно, что шафран не только самое древнее лекарственное растение и пряность, но и самое дорогое. Для получения 1 кг шафрана надо собрать около 100000 цветков и вручную отделить тычинки из бутона. Особенно ценится своими полезными свойствами высокогорный тибетский шафран.

Тибетская медицина — это всеобъемлющая система врачевания, служившая народу Тибета в течение столетий. Я убежден, что она и сейчас может принести много пользы всему человечеству, однако в стремлении достичь этого мы встречаемся с известными трудностями, поскольку тибетскую медицину, как и другие научные системы, следует постигать в ее собственном контексте, а также на пути объективных исследований .
ДАЛАЙ ЛАМА XIV



Гипертония